Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ»

Стратегия и управление

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

С. В. НАУМОВ,

доктор педагогических наук,

министр образования Нижегородской области,

главный редактор журнала

official@obr.kreml.nnov.ru

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное информационное пространство. Неотьемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. «Новые идеи, новые технологии, новое содержание — вот что потребуется от сегодняшних школьников и студентов буквально в ближайшие несколько лет».*

— В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Сергей Васильевич, как происходит модернизация системы образования в Нижегородской области?

— Модернизация системы образования Нижегородской области осуществляется в рамках Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области. Целью реализации проекта модернизации является

* Д. А. Медведев. Доклад с президиума Госсовета по культуре 22.04.2012.

формирование развитой системы образования на всей территории Нижегородской области, которая будет обеспечивать повышение доступности качественного образования, соответствие региональной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина. Результатом реализации мер по модернизации общего образования стала положительная динамика совершенствования технологической базы нижегородского образования. В связи с этим важную роль сыграл приоритетный национальный проект «Образование»: большую часть грантов образовательные учреждения Нижегородской области направили на приобретение интерактивных аппаратно-программных комплексов, учебных кабинетов и лабораторий (18,7 %), программных средств, мультимедийных электронных образовательных ресурсов.

— Эффективное внедрение информационных технологий в образовании зависит от обеспечения преемственности различных ступеней образования: с дошкольного до высшего и послевузовского. Как в нашей области происходит информатизация дошкольного образования?

— В настоящее время ведущими направлениями в дошкольных учреждениях выступают автоматизация учета воспитанников и педагогического состава, бухгалтерского, технологического и диетологического учета питания; ведение делопроизводства и документооборота. Также организована интерактивная работа с методическими материалами, осуществляется мониторинг развития детей, происходит автоматизация деятельности библиотек. Широкое применение получили электронные образовательные ресурсы, обучающие игры и тренажеры. Развитие сайтов дошкольных учреждений позволяет вывести на более высокий уровень качество образовательных услуг, предоставляемых учреждением.

Показательно увеличивается количество детских дошкольных учреждений, запись в которые может осуществляться с использованием электронной очереди. На 1 июля 2012 года их доля составляет 13,2 %.

— Как в Нижегородской области осуществляется процесс комплексной автоматизации образовательных учреждений?

— Информационные системы — это современный инструментарий, позволяющий оперативно решать все задачи, стоящие перед школой, и способствующий оптимизации управления и повышению качества образования.

В современных условиях наиболее востребованными являются проекты комплексной автоматизации (например, электронная платформа «Дневник.ру», которая включает в себя модули «Вход — выход», «Питание», «Электронный журнал-дневник», «Медицинский кабинет»). Все это обеспечивает организацию системы контроля и управления, введение безналичной системы оплаты школьного питания, создание системы мониторинга здоровья всех участников образовательного процесса, оказание информационных услуг родителям посредством предоставле-

ния доступа в личный интернет-кабинет, а также путем ЭМЭ-оповещения.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых используются информационные системы управления, возросла с 44 до 72 %.

— В нижегородских вузах реализуются проекты, направленные на организацию комплексной системы информатизации. Кроме этого, существуют специализированные университетские центры, цель которых — удовлетворить потребности общества в профориентационных и психологических услугах. Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, какое применение находят информационные технологии в системе высшего образования?

— В нижегородских вузах ведется большая работа по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий.

В НГПУ им. К. Минина началась реализация проекта по внедрению комплексной системы информатизации вуза — единой информационно-телекоммуникационной системы. Проект осуществляется при поддержке Пермского государственного национального исследовательского университета, который разрабатывал и совершенствовал эту систему в течение десяти лет.

На базе НГТУ им. Р. Е. Алексеева в целях выявления профессиональной ориентации школьников создается информационно-консультационный центр «Профи», который будет функционировать по двум направлениям: индивидуальное профори-ентационное компьютерное тестирование и индивидуальное консультирование проф-консультанта-психолога, анализ результатов компьютерного тестирования.

В ННГУ им. Н. И. Лобачевского для оказания поддержки лицам с глубокими нарушениями зрения в процессе получе-

Информационные системы — это современный инструментарий, позволяющий оперативно решать все задачи, стоящие перед школой, и способствующий оптимизации управления и повышению качества образования.

ния высшего профессионального образования с 1999 года функционирует тифло-информационный центр — первый в России специализированный университетский компьютерный центр для инвалидов по зрению.

Нижегородским государственным инженерно-экономическим институтом в рамках соглашения о стратегическом партнерстве с Макрорегиональным филиалом «Волга» ОАО «Ростелеком» начата подготовка бакалавров по направлениям «Инфо-коммуникационные технологии и системы связи», «Информационные системы и технологии», а также обучающихся по программам среднего профессионального образования «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Сети связи и системы коммутации», «Информационные системы». В рамках проекта институту предоставлено партнером оборудование для оснащения учебных лабораторий общей стоимостью более двух миллионов рублей.

— На государственном уровне одним из приоритетных направлений модернизации образования становится развитие системы дополнительного образования детей. Можете ли Вы согласиться с тем, что дополнительное образование — это зона развития образования, идущая от традиционной педагогики к педагогике развития личности?

— В настоящее время всестороннее развитие человека превращается в самостоятельную и высшую социальную ценность. Каждый из нас в какой-то степени приобщается к новой информационной культуре, которая позволяет не только иметь доступ ко всей необходимой нам информации, но и предоставляет новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности. И здесь трудно переоценить роль учреж-

Развитие информационных технологий открывает новые возможности для внеурочной деятельности, для внедрения современных форм организации деятельности детей в системе дополнительного образования, таких как тематические форумы на сайтах.

дений дополнительного образования детей в воспитании, в обучении и в творческом развитии личности ребенка.

Развитие информационных технологий открывает новые возможности для внеурочной деятельности, для внедрения современных форм организации деятельности детей в системе дополнительного образования, таких как тематические форумы на сайтах, в том числе по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и экстремизма в молодежной среде; проводятся мастер-классы, видеоконференции. Наиболее активными участниками их в 2012 году стали учреждения дополнительного образования городов Дзержинск и Выкса, Детский сана-торно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный».

В Нижегородской области на основе информационных технологий развивается одно из современных направлений технического творчества «Робототехника»: созданы ресурсные центры на базах Дворца детского творчества им. В. П. Чкалова и Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области.

В ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» разработаны программы образовательных модулей повышения квалификации для специалистов системы образования по вопросам робототехники и Ьэдо-конструирования.

— В последние 10—15 лет параллельно традиционной системе обучения успешно развивается дистанционная. Расскажите, пожалуйста, о внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

— Существенное значение в реализации приоритетов развития российского образования и направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» имеет развитие дистанционных образовательных технологий. Дистанционный доступ к образовательным услугам рассматривается как приоритет, поскольку обеспечивает доступность качествен-

ных услуг и такие услуги должны быть открыты всем категориям обучающихся. Поэтому перед органами управления образованием Нижегородской области стоит задача способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

В рамках деятельности Центра дистанционного обучения НИРО в 2007—2011 годах осуществлялась экспериментальная работа по теме «Применение дистанционных технологий обучения с целью формирования и развития системы педагогической деятельности с одаренными детьми». На пяти площадках работали 35 педагогов, в исследовании было задействовано более 400 учащихся из 41 образовательного учреждения.

Одним из примеров внедрения дистанционных технологий в систему дополнительного образования служит реализация областным Центром развития творчества детей и юношества образовательной программы «Авиакибер-спорт». Доступность программы-тренажера, используемой в практической части обучения, позволяет привлечь к данной форме работы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое значение имеет организация дистанционного обучения детей-инвалидов. В настоящее время в рамках реализации приоритетного проекта «Образование» обучается 298 детей-инвалидов.

— Сегодня остро стоит вопрос дефицита рабочих кадров для »инновационных рабочих мест». Как Нижегородская область справляется с этой проблемой?

— В регионе продолжена работа по созданию современных ресурсных центров на базе учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке кадров для высокотехнологичных производств. Эти центры ориентированы на подготовку кадров по современным специальностям и по своему на-

значению — непрерывное образование «школа — техникум — вуз». В настоящее время в области функционируют девять ресурсных центров, из них в 2011 году были созданы в Саровском политехническом техникуме и на базе Шахунского агропромышленного техникума.

В 2012 году создаются еще два ресурсных центра: на базах Городецкого губернского колледжа — высокотехнологичный ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для транспорта и профессионального училища № 74 — инновационный ресурсный центр по подготовке кадров для высокотехнологичных производств.

— Как выглядит Нижегородская область по сравнению с другими регионами в плане развития информационных технологий?

— В данной сфере у региона есть определенные конкурентные преимущества. Здесь развиты самые разные сферы промышленности, традиционно сильная высшая школа, которая в том числе выпускает специалистов в сфере информационных технологий.

Кроме того, в Нижегородской области находятся офисы крупнейших мировых IT-компаний. А в конце 2012 года на территории технопарка «IT-парк Анкудиновка» появится комплекс регионального Центра сопровождения клиентских операций Сбербанка России. Соглашение о сотрудничестве между правительством Нижегородской области и Сбербанком в части его возведения было подписано в мае 2011 года в Москве губернатором Валерием Шанцевым и главой Сбербанка России Германом Грефом. Помимо данного инвестпро-екта, заявлено более 20 резидентов технопарка, в числе которых такие известные крупные компании, как Nokia, Microsoft, Intel и другие, являющиеся главными игро-

Одним из примеров внедрения дистанционных технологий в систему дополнительного образования служит реализация областным Центром развития творчества детей и юношества образовательной программы «Авиакибер-спорт».

ками на рынке 1Т-технологий. В связи с этим необходимо совместно с вузами обеспечить нужное количество подготовленных специалистов.

Система профессионального образования Нижегородской области активно ведет подготовку специалистов по 1Т-направле-ниям. Количество специалистов, выпускаемых учреждениями среднего и высшего профессионального образования Нижегородской области по данному направлению, ежегодно увеличивается. На сегодняшний день восемь высших учебных заведений (из 11) и 29 учреждений среднего профессионального образования (из 61) ведут подготовку 1Т-специалистов.

Количество 1Т-специалистов, выпущенных в 2012 году из образовательных учреждений, составило около 3 тысяч человек.

— Важным условием эффективности современного педагогического процесса является ИКТ-компетентность педагога. Что изменилось в системе профессиональной подготовки педагогических кадров с внедрением информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений?

— В современных условиях важными качествами педагога являются его готовность к организации обучения в современной электронной среде, наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владение приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

Значительный вклад в формирование ИКТ-компетентности специалистов системы образования Нижегородской области вносит НИРО, где реализуются современные модели подготовки педагогов в сфере ИКТ, разработаны 49 новых модулей повышения компетентности по вопросам использования ИКТ в образова-

В современных условиях важными качествами педагога являются его готовность к организации обучения в современной электронной среде, наличие специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владение приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

тельной деятельности. Повышение квалификации по вопросам ИКТ на базе НИРО прошли 7854 руководящих и педагогических работников. С целью реализации каскадной модели повышения квалификации в 2011—2012 годах подготовлены 97 тьюторов по направлению «Информационные технологии». В 2012 году на базе НИРО открыты Центры компетенций по эффективному использованию интерактивного оборудования Smart, Panaboard, Mimio, а также Региональный центр по сертификации ИКТ-компетентности специалистов в сфере образования.

— По уровню внедрения электронного правительства в конце 2010 года портал государственных услуг Нижегородской области был признан лучшим в России...

— В Нижегородской области с 2007 года работает портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области — gu.nnov.ru. Здесь содержатся полная информация о порядке получения всех государственных и муниципальных услуг Нижегородской области, в том числе о порядке получения 13 услуг в сфере образования, а также бланки заявлений, описание процедур государственных и муниципальных услуг, оказываемых в сферах дошкольного воспитания, среднего (полного) общего, профессионального и высшего образования. Эта же информация об услугах выносится и на федеральный портал государственных услуг — www. gosuslugi.ru.

На портале в разделе «Образование» размещено десять интерактивных сервисов, позволяющих обратиться за получением услуги через Интернет. Также на портале имеют возможность представить свои электронные сервисы все образовательные учреждения области: детские сады, школы, вузы, учреждения среднего и профессионального образования.

Полностью переход на оказание государственных услуг в сфере образования в электронном виде планируется завершить к 1 января 2014 года.

Правительство Нижегородской области со своей стороны проводит обучение пользователей внедряемых информационных систем электронного правительства, повышает компьютерную грамотность государственных и муниципальных служащих с использованием дистанционных технологий. Каждое учреждение может использовать интернет-ресурс «Электронный гражданин» для обучения и проверки компьютерной грамотности своих сотрудников.

Также в Нижегородской области существует множество курсов по обучению компьютерной грамотности людей старшего возраста — потенциальных пользова-

телей электронных дневников, журналов и других образовательных ресурсов.

Совместная работа всех заинтересованных ведомств, организаций направлена на повышение качества и на обеспечение равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, возраста, социального статуса. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Беседовала С. Малая

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

И. И. СПИРИНА, начальник управления образования администрации Уренского

муниципального района uroo@mts-nn.ru

А. А. СМИРНОВ, заведующий ИДЦ управления образования администрации Уренского муниципального района saa1707@mail.ru

О. Д. СОКОЛОВА,

методист ИДЦ

управления

образования

администрации

Уренского

муниципального района olg2826@gmail.com

В статье представлены основные направления развития системы информатизации образования Уренского муниципального района; актуализируется внимание на применении ИКТ как одном из главных инструментов формирования профессиональной компетентности современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.