Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Е.Г., Городецкая Н.И.

В статье представлен опыт Нижегородского института развития образования по реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Рассматриваются условия и ресурсные составляющие процесса дистанционного повышения квалификации педагогических работников, представлена образовательная программа подготовки специалистов образования к применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Е.Г., Городецкая Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TEACHING, DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CASE OF IMPLEMENTATION THE ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS IN THE NIRO AS A FACTOR OF THE IMPROVEMENT THE STAFF’S POTENTIAL

The experience of the Nizhny Novgorod Institute of education development of educational programs using e-learning, distance educational technologies presented in the article. The conditions and resource components of the distance process of the improvement of teacher’s professional skills discussed, and educational program of training of specialists of education to the use of e-learning, distance educational technologies in their professional activities presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ»

Повышение квалификации педагогических кадров

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Е. Г. КАЛИНКИНА, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор НИРО ekalin2006@gmail.com

Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Центра дистанционного обучения НИРО nigorod@gmail.com

В статье представлен опыт Нижегородского института развития образования по реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Рассматриваются условия и ресурсные составляющие процесса дистанционного повышения квалификации педагогических работников, представлена образовательная программа подготовки специалистов образования к применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности.

The experience of the Nizhny Novgorod Institute of education development of educational programs using e-learning, distance educational technologies presented in the article. The conditions and resource components of the distance process of the improvement of teacher's professional skills discussed, and educational program of training of specialists of education to the use of e-learning, distance educational technologies in their professional activities presented.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации педагогических работников, образовательная программа

Key words: e-learning, distance education technology, professional development, the improvement of teacher's professional skills, learning program

В условиях информационного общества одной из мегатенденций являются «массовый характер образования и его непрерывность как новое качество», что предопределяет особое внимание к развитию электронного обучения и актуализирует задачу активного использования дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации педагогов.

Нормативная основа применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ создана на базе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 13 «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». При этом «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением ин-формационно-телеком-муникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1, п. 1, ст. 16].

В соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электрон-

В условиях информационного общества одной из мегатенденций являются «массовый характер образования и его непрерывность как новое качество», что предопределяет особое внимание к развитию электронного обучения.

ного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года № 2, применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательной организации невозможно без создания ряда условий, в числе которых:

3 кадровые (образовательные организации должны обеспечить соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам);

3 материально-технические и информационно-методические (при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды);

3 организационные (образовательные организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора) и др.

Ключевым элементом организации электронного обучения в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является электронная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освое-

ние обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [1].

Актуальность развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности ГБОУ ДПО НИРО обусловлена рядом факторов.

Во-первых, векторами государственной политики в сфере образования, нашедшими отражение, в частности, в приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда», целью которого является создание к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий обучающихся за счет развития российского цифрового образовательного пространства [6]; в ведомственной целевой программе «Российская электронная школа» на 2016—2018 годы, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 698, в рамках реализации которой предусмотрено создание информационно-образовательного портала «Российская электронная школа».

Во-вторых, задачами совершенствования кадрового потенциала образовательных организаций региона в части формирования в процессе повышения квалификации у педагогических и руководящих работников компетенций, необходимых для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В-третьих, потребностями института, связанными с реализацией собственных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В связи с этим деятельность ГБОУ ДПО НИРО в плане развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в настоящее время осуществляется в нескольких направлениях.

I. Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, нацеленных на формирование у педагогов компетенций в сфере использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, разработки авторских курсов, организации учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде и т. п.

Анализ результатов анкетирования педагогов позволил выявить ряд профессиональных дефицитов:

3 в сфере нормативно-правового обеспечения использования в образовательной деятельности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, организационных моделей реализации учебного процесса с применением ДОТ;

3 в сфере психолого-педагогических особенностей организации процесса обучения в виртуальной среде;

3 в сфере информированности о платформах ДО и инструментах ИКТ, осмысления функциональных возможностей программно-технических средств дистанционного обучения;

3 в части владения практическими навыками дистанционного обучения.

Выявленные в процессе анкетирования слушателей курсов профессиональные дефициты находят свое отражение и в результатах анализа представленности показателей конкурсного отбора лучших учителей. Так, с 2015 года в число показателей конкурсного отбора лучших учителей на федеральном уровне был внесен такой показатель, как «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения». Среди участников конкурса лучших учителей Нижего-

Деятельность ГБОУ ДПО НИРО в плане развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в настоящее время осуществляется в нескольких направлениях.

родской области 2015 года доля педагогов, имеющих авторские дистанционные и/или электронные курсы, составила 8,4 %; доля участников конкурсного отбора, которые отметили, что не имеют «методических разработок учебных занятий, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий или электронного обучения», составила 78,4%.

С целью восполнения имеющихся дефицитов Центром дистанционного обучения ГБОУ ДПО НИРО были разработаны следующие программы повышения квалификации и практико-ориентированные модули:

3 «Теория и практика дистанционного обучения в условиях введения ФГОС» (108 часов, модульная программа);

3 «Дистанционный курс в СДО Moodle: от разработки к реализации» (72 часа);

3 «Основы технического редактирования в СДО Moodle» (36 часов);

3 «Организация учебной деятельности в среде дистанционного обучения Moodle» (36 часов);

3 «Современные технологии и методы реализации учебного процесса в виртуальной среде дистанционного обучения» (36 часов);

3 «Практические аспекты разработки электронных учебных материалов» (72 часа);

3 «Технология разработки электронных текстов» (36 часов).

Организация повышения квалификации педагогов по обозначенной выше тематике позволяет обра-Информационный контент реа- зовательным °рганиза-

лизован в формате электронного циям обеспечить соот-

курса, размещенного в системе ветствующий уровень дистанционного обучения. подготовКи педагогиче-

ских и руководящих работников организации для реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.

В целях стимулирования развития электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий, совершенствования кадрового обеспечения реализации дополнительных профессиональных программ Центром дистанционного обучения ГБОУ ДПО НИРО в 2016 году была разработана модульная дополнительная профессиональная программа «Применение электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (объем — 72 часа) для внутрикорпоративного повышения квалификации, обучение по которой прошли 35 человек, что составляет третью часть профессорско-преподавательского состава ГБОУ ДПО НИРО. Содержательный компонент программы повышения квалификации проектировался с учетом формирования необходимых для преподавателя, использующего дистанционные образовательные технологии, компетенций [4]:

3 компетенции в области педагогических технологий дистанционного обучения и дидактических свойств сети Интернет;

3 компетенции в области психологических особенностей общения в виртуальной среде;

3 информационно-педагогические компетенции: проектирование, разработка и создание в электронной информационно-образовательной среде дистанционного курса;

3 компетенции в области информационных технологий: овладение инструментарием и сервисами специализированного программного средства LMS Moodle.

Информационный контент реализован в формате электронного курса, размещенного в системе дистанционного обучения. Содержание учебных разделов (модулей курса) выстроено в логике последовательного погружения в специфику организации учебной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и представляет не только теоретическую, но и практико-ори-ентированную компоненты, что позволяет обеспечить деятельностное освоение

слушателями учебного материала программы. Благодаря смешанной модели обучения, предполагающей очный установочный и очный заключительный модули, обучающиеся имеют возможность овладевать навыками непосредственно в электронной информационно-образовательной среде.

В содержательный компонент образовательной программы включены актуальные вопросы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: обзор и анализ нормативно-правовой базы, условия и организационные модели реализации образовательных программ, проектирование и этапы разработки дистанционных курсов, создание пакета учебной документации. Ряд модулей программы посвящен вопросам разработки и реализации электронных курсов в системе дистанционного обучения (на примере LMS Moodle): разработка структуры электронного курса, создание информационного контента; проектирование и организация учебных коммуникаций; создание интерактивных обучающих элементов и элементов контроля; контроль и оценка деятельности обучающегося в среде дистанционного обучения.

Для деятельностного освоения содержания программы курса слушателям предлагается в качестве итогового проекта разработать авторский педагогический ресурс (электронный курс / фрагмент электронного курса), работа над которым идет на протяжении всего периода обучения в ходе изучения соответствующих учебных разделов программы и овладения необходимыми навыками работы с сервисами системы дистанционного обучения.

Опыт реализации модульной программы повышения квалификации позволил выявить ряд преимуществ организации учебной деятельности в виртуальной среде, связанных с возможностями вариативного освоения учебного материала на основе проектирования индивидуальных

планов обучения в соответствии с профессиональными потребностями и достигнутым уровнем компетентности в изучаемых вопросах. В результате внутрикорпоративного повышения квалификации по программе «Применение электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»:

3 существенно увеличилось число разработанных дистанционных курсов: с 77 в 2015 году до 136 в 2016-м;

3 повысилось качество и возросло разнообразие информационного контента дистанционных курсов;

3 увеличилась доля занятий с использованием интерактивных сервисов СДО Moodle, в числе которых чаты, различные формы опросов, форумов и т. п.

II. Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в системе постдипломного образования позволяет обеспечить вариативность возможностей индивидуального выбора для педагогов как за счет многообразия содержательных модулей, так и за счет разнообразия форм образовательной деятельности [3].

Разнообразен и информационный контент курсов, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий. Наиболее востребованными являются дистанционные курсы и модули по вопросам:

3 подготовки к введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального образования, основного общего образования и др.;

Разнообразен и информационный контент курсов, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

3 подготовки к ГИА-9 и ГИА-11;

3 повышения уровня ИКТ-компетент-ности.

Сегодня при реализации программ повышения квалификации используются преимущественно две организационные модели обучения: сетевая и смешанная.

Сетевая модель предполагает формат дистанционного учебного взаимодействия, смешанная позволяет обеспечить сочетание форматов очного и дистанционного учебного взаимодействия. Кроме того, в 2015/2016 учебном году институтом впервые были созданы и реализованы массовые открытые онлайн-курсы для учителей истории «Подготовка учителей истории в свете Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и реализации требований историко-культурного стандарта» (36 часов); для специалистов сферы дошкольного образования «Актуальные проблемы дошкольного образования в контексте реализации ФГОС ДО» (36 часов). В течение месяца самостоятельно записались и прошли обучение онлайн более 360 учителей истории и свыше 400 педагогических работников ДОО.

Важно отметить, что отсроченный мониторинг по итогам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет зафиксировать высокую результативность такого формата.

Наряду с предметными результатами освоения программы итоговая диагностика позволяет зафиксировать компе-тентностные эффекты, обусловленные тем, что обучающиеся дистанционно педагоги получают возможность познакомиться со спецификой организации учебной деятельности в виртуальной среде, особенностями интерактивных элементов обучения и контроля, что представляет особую актуальность в части совершенствования общепедагогической ИКТ-компетентности (в

Сегодня при реализации программ повышения квалификации используются преимущественно две организационные модели обучения: сетевая и смешанная.

контексте профессионального стандарта педагога).

Это находит свое отражение также в рефлексии педагогов по итогам обучения: «Мне очень понравился процесс дистанционного обучения на курсах. Перед началом обучения была неуверенность в своих силах. Сейчас могу сказать с уверенностью, что справилась! Oчeнь понравилась организационная структура курса — форумы, чаты, конференции. Планирую полученные знания реализовать на практике. A с нового учебного года в нашем учебном заведении будет реализовываться форма дистанционного обучения, и я хочу стать активным участником инновационной деятельности в этом направлении» (E. А. С., преподаватель).

III. Непрерывное дистанционное методическое сопровождение специалистов системы образования по актуальным вопросам образовательной практики.

В целях обеспечения условий для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности независимо от места проживания, а также обеспечения доступа к открытым электронным образовательным ресурсам института в Нижегородском институте развития образования развивается электронная информационно-образовательная среда на платформе LMS (Learning Management System — система управления обучением) Moodle. На двух развернутых платформах— www.moodle.niro.nnov.ru и www. moodle3.niro.nnov.ru — размещаются не только дистанционные курсы и модули, но и разнообразные методические ресурсы, из которых в числе наиболее востребованных выступают интернет-ресурсы:

3 методического сопровождения тьюторов по курсу OPKCЭ;

3 методического сопровождения тьюторов по вопросам введения и реализации ФГОС ДO;

3 методического сопровождения по вопросам реализации ФГОС OВЗ;

3 методического сопровождения по вопросам использования ЭФУ;

3 базы лучших практик и коллекции уроков, проектов педагогов, доступ к которым осуществляется со страниц предметных кафедр на официальном сайте НИРО.

Как отмечает один из слушателей, «прохождение дистанционного обучения для меня явилось новой формой работы. Сначала отношение было достаточно скептическим, поскольку от коллег не раз приходилось слышать, что дистанционные курсы не дают никаких знаний, не повышают уровень мастерства, да и вообще проходят сами по себе, без определенной четкой организации. Но уже с первых дней выяснилось, что это далеко не так. Самоорганизация и самообразование для меня всегда являлись сложными моментами, боялась, что не хватит мотивации и не смогу заставить себя работать, но грамотное построение общения и внимание со стороны преподавателя сразу пробудили во мне чувство ответственности. Что же касается самого учебного блока, то мне понравились четкое структурирование разделов, доступность в изложении материала, а также то, как, начиная с малого и, казалось бы, незначительного, незаметно и постепенно достигается довольно серьезный уровень знаний и умений. Особую ценность для меня представляет база с практическими заданиями, которые я обязательно буду использовать в своей дальнейшей работе. Для меня прохождение данного курса — огромный опыт. И я теперь смело могу применять все полученные знания в своей работе. Спасибо» (Ю. А. Т., преподаватель).

В рамках дальнейшего совершенствования системы методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов на региональном и муниципальном уровнях в 2017 году предполагается развитие сетевых ресурсов для взаимодействия членов регионального

учебно-методического объединения в системе общего образования, а также муниципальных методических служб Нижегородской области.

IV. Создание условий для освоения и практического применения педагогами возможностей использования дистанционных образовательных технологий в процессе организации продуктивной деятельности с обучающимися в контексте требований ФГОС. Одним из важных условий практического применения педагогами дистанционных образовательных технологий является наличие доступной электронной платформы, на базе которой формируется электронная информационно-образовательная среда.

Учитывая эту потребность, несколько лет назад Нижегородским институтом развития образования был создан региональный интернет-ресурс «Дистанционное обучение одаренных детей Нижегородской области» (www.dod.niro.nnov.ru), являющийся творческой средой, позволяющей обеспечить взаимодействие педагогов, учащихся, родителей с использованием дистанционных образовательных технологий. В рамках этого ресурса функционирует платформа «Нижегородская дистанционная школа» (www.dood.niro. nnov.ru). Педагогам, прошедшим повышение квалификации в сфере использования дистанционных образовательных технологий, предоставляется возможность создавать и размещать на региональной платформе авторские ресурсы (электронные курсы, проекты, задания для дистанционных олимпиад, научных обществ учащихся и т. п.) для реализации адекватных требованиям современных стандартов продуктивных методов обучения.

Наибольшую активность в работе с платформой проявили педагоги Уренско-го, Павловского, Ковернинского, Тонша-

Одним из важных условий практического применения педагогами дистанционных образовательных технологий является наличие доступной электронной платформы, на базе которой формируется электронная информационно-образовательная среда.

евского муниципальных районов, городского округа Семеновский, Ленинского и Приокского районов Нижнего Новгорода. Практический опыт использования регионального интернет-ресурса для реализации различных форм педагогической деятельности ежегодно представляется в рамках августовских мероприятий института в формате вебинара, ссылка на видеозапись которого размещается на сайте института для информирования широ-

ЛИТЕРАТУРА _

кой педагогической и родительской общественности.

Таким образом, сегодня развитие электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в деятельности Нижегородского института развития образования реализуется в различных взаимосвязанных направлениях и является важным фактором совершенствования кадрового потенциала региональной системы образования.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //URL: http://base.garant.ru/70291362/.

2. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» № 2 от 09.01.2014 //URL: http://base.garant.ru/70634148/.

3. Бармин, Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития /Н. Ю. Бармин //Нижегородское образование. — 2012. — № 1. — С. 4—12.

4. Никуличева, Н. В. Формирование компетенций педагога дистанционного образования / Н. В. Никуличева//Вестник Московского городского педагогического университета. — Сер. «Информатика и информатизация образования». — 2016. — № 1 (35). — С. 84—93.

5. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий : методическое пособие / авт.-сост. : Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая, Т. В. Туманова, Ю. А. Лобанова. — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 98 с.

6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» / утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) // URL: http:// government.ru/news/25001.

{ ~~\ В 2017 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы

Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Федотова М. В., Макарова А. Б. Актуальные вопросы нормативно-правового и финансово-экономического регулирования деятельности образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Ю. Бармина. 113 с.

Учебно-методическое пособие направлено на рассмотрение и разъяснение актуальных вопросов в практике деятельности руководителей и педагогических работников образовательных организаций в части урегулирования нормативно-правовой, финансово-хозяйственной деятельности, а также трудовых отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издание предназначено для реализации дополнительных профессиональных образовательных программ: «Менеджмент в образовании», «Трудовой договор», «Локальные нормативные акты ОО», «Правовой статус руководителя ОО», «Управление финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации, «Разработка ПФХД образовательной организации», «Управление эффективным контрактом в образовательной организации».

Материалы пособия могут быть использованы работниками системы образования, специалистами районных муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.