Стратегия и управление
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель центра дистанционного обучения НИРО nigorod@gmail.com
В статье анализируются основные понятия электронного обучения. Рассматриваются проблемы, условия и ресурсные составляющие процесса внедрения электронного обучения в практику работы общеобразовательных организаций. Приводятся примеры применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях Нижегородской области.
The basic concepts of e-learning are discussed in the article. The problems, the conditions and the resource components of process of e-learning introduction in the general education organizations practice are considered. The examples of e-learning using, distance educational technologies at implementation of educational programs in the general education organizations of the Nizhny Novgorod region are given.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, образовательная программа
Key words: e-learning, distance education technology, electronic information and education environment, educational program
Система российского образования претерпевает сегодня существенные изменения. Новейшие цифровые технологии, применяемые в производственной сфере, актуализируют процессы трансформации образования, связанные с активным использованием в образовательном процессе цифровой техники и цифровых образовательных технологий, информационных сервисов и ресурсов цифровой образовательной среды, позволяю-
щей расширить образовательное пространство, сделать его доступным и открытым для всех категорий граждан.
Развитие в России непрерывной системы образования, удовлетворяющей потребности современной личности, нацеленной на самоопределение и самосовершенствование в условиях становления и развития цифровой экономики, актуализируется в ряде таких программно-стратегических документов, как:
3 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
3 Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы;
3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы;
3 Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016—2021 гг.);
3 Ведомственная целевая программа «Российская электронная школа» (2016— 2018 гг.);
3 Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года.
В статье 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяются общие требования к реализации образовательных программ, закрепляется возможность использования электронного обучения в образовательном процессе; в статье 16 даются основные понятия, условия и ресурсные составляющие электронного обучения [10].
Правила применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) установлены в соответствующем документе, где также раскрывается ряд организационных аспектов, среди которых можно выделить формы обучения, материально-технические условия, подготовку кадров, обеспечение учебно-методической помощи обучающимся, организационные модели обучения (сетевая и смешанная модели), возможность проведения учебных занятий в виде онлайн-курсов и формы зачета результатов обучения по программам онлайн-курсов, порядок и формы подтверждения освоения образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов [4].
Кардинальные изменения российского цифрового образовательного пространства связаны с созданием цифровых банков онлайн-курсов, размещенных на открытых образовательных платформах, наи-
более востребованными из которых являются:
3 национальная платформа «Открытое образование» — онлайн-курсы по базовым предметам высшей школы (https:// openedu.ru/);
3 система электронного образования «Уни-версариум» — онлайн-курсы и открытые лекции от университетов России (https://uшver-sarium.org/);
3 «Российская электронная школа» — видео-уроки лучших учителей России по школьным предметам, учебные материалы и пособия, задания, тренинги, контролирующие материалы (http://resh.edu.ru);
3 онлайн-школа «Фоксфорд» — курсы для школьников 3—11-х классов, в том числе курсы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам (https://foxford.ru/);
3 экстернат и домашняя школа «Фокс-форда» (https://externat.foxford.ru/);
3 интерактивная образовательная он-лайн-платформа Учи.ру, где в занимательной интерактивной форме представлены школьные предметы (https://uchi.ru/).
Сегодня у обучающихся появилась возможность пройти обучение дистанционно по программе сертифицированного онлайн-курса, функционирующего на той или иной образовательной платформе.
Почему же сегодня электронное обучение достаточно активно применяется российскими вузами и так «лениво» входит в практику работы наших общеобразовательных организаций, вступающих в фазу цифровой трансформации образовательного пространства?
По данным информационно-методического центра мониторинга и статистики в образовании Нижегородского института развития образования, в 2017/2018 учебном году доля общеобразовательных организаций Нижегородской области, применяющих электронное обучение при реализации образовательных программ, была весьма незначительной и составляла всего
Сегодня у обучающихся появилась возможность пройти обучение дистанционно по программе сертифицированного онлайн-курса, функционирующего на той или иной образовательной платформе.
лишь 1,19%, а применяющих дистанционные образовательные технологии — 9,04 %. При этом на уровне начального общего образования ДОТ применялись в 4,04 % организаций, на уровне основного общего образования — в 6,3 %, на уровне среднего образования — в 3,02 %.
Данная статистика свидетельствует о существовании следующих противоречий:
3 между активным процессом внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в практику работы образовательных организаций и недостаточной готовностью административных и педагогических работников ОО к их применению;
3 между объективно существующей необходимостью реализации образовательных программ с применением электронного обучения, ДОТ и недостаточной разработанностью условий и механизмов введения данных инноваций в системе общего образования;
3 между признанием электронного обучения как эффективного способа реализации принципов отрытого и вариативного образования и недостаточной разработкой его методологической базы.
При решении вопросов внедрения электронного обучения, создании соответствующих условий для успешной реализации образовательных программ возникают определенные проблемы административно-управленческого, технологического, организационно-методического характера.
На уровне административного управления образовательной организацией это недостаточная квалификационная подготовка административных кадров в сфере проектирования учебного процесса с применением электронного обучения; недостаточная разработанность нормативной базы профиля электронного обучения, касающейся деятельности общеобразовательных органи-
При решении вопросов внедрения электронного обучения возникают определенные проблемы административно-управленческого, технологического, организационно-методического характера.
заций; отсутствие у руководства образовательной организации ресурсов для финансовой поддержки деятельности педагогов, разрабатывающих авторские онлайн-курсы, а также возможности осуществлять первоначальные финансовые вложения для формирования и развития собственной электронной информационно-образовательной среды.
Технологические проблемы связаны, как правило, с устаревшим парком используемой компьютерной техники, отсутствием серверной платформы образовательной организации, низкой пропускной способностью телекоммуникационных каналов, а также отсутствием квалифицированного технического персонала, способного поддерживать функционирование электронной информационно-образовательной среды.
Организационно-методические проблемы часто связаны «с неготовностью подавляющего большинства преподавателей к работе с электронным обучением» [1, с. 43]: отсутствием отработанных методик использования электронного контента учебных образовательных платформ при организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий; качественных авторских онлайн-курсов, разработка которых требует от педагога соответствующего уровня квалификации и существенных временнь'|х трудозатрат.
Как показали многочисленные опросы педагогов, повышающих квалификацию в Нижегородском институте развития образования, затруднения возникают как на уровне осознания роли электронного обучения в работе с детьми, так и на уровне восприятия понятийного аппарата электронного обучения при отсутствии единого подхода.
Из анализа научной литературы следует, что понятийный аппарат электронного обучения развивался и претерпевал трансформации, напрямую связанные с развитием программно-технической базы и механизмов реализации образователь-
ных программ с применением компьютерных средств и телекоммуникационных сетей. От термина «дистанционное обучение», популярного в 80—90-х годах XX века и характеризующего дистанционный характер образовательного процесса, мы постепенно переходим к термину «электронное обучение», описывающему процесс обучения с применением информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде.
Под электронным обучением (e-lea-rning) предлагается понимать обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2].
Следуя данному определению, многие специалисты системы образования именно так и трактуют термин «электронное обучение», подменяя им использование на уроках средств ИКТ. Иными словами, под электронным обучением часто понимается организация учебного процесса в рамках классно-урочной деятельности с применением электронных образовательных ресурсов (презентаций, электронных текстов, таблиц, медиаресур-сов цифровых образовательных коллекций, электронных учебников, энциклопедий, словарей и справочников), использование в процессе урока устройств, предназначенных для обработки цифровой информации (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, сканеры, гаджеты, документ-камеры и т. п.).
Однако с развитием информационных систем, предназначенных для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением (learning management system (LMS)), а также информационных систем, используемых для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента (learning content management system (LCMS)), появляются но-
вые технологические возможности для организации учебного процесса с применением средств ИКТ. Термин «электронное обучение» расширяется и видоизменяется не только в соответствии с развитием технологических основ организации учебного процесса на расстоянии, но также и с появившейся возможностью интеграции дистанционной и традиционной организации учебного процесса на основе ин-формационно-коммуни-кационных технологий. Применение ИКТ в современных системах дистанционного обучения, а также их широкое внедрение в традиционных университетах привели к стиранию граней «между обучением на расстоянии и непосредственно внутри университетских кампусов» [1, с. 104].
В 2012 году с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие «электронное обучение» получает иную трактовку, более тесно связанную с понятием «обучение», — «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание» [5, с. 175].
Согласно данному федеральному закону под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и связанных с ее обработкой информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [10].
Как было отмечено на парламентских слушаниях, проведенных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ
Применение ИКТ в современных системах дистанционного обучения, а также их широкое внедрение в традиционных университетах привели к стиранию граней «между обучением на расстоянии и непосредственно внутри университетских кампусов».
в мае 2014 года, внедрение электронного обучения предполагает обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей [3]. Во-первых, информация, используемая в таком обучении, должна быть представлена в электронном виде и храниться в специальным образом организованной базе данных, под которой понимается совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей их характеристики и взаимосвязь между ними [2]. Во-вторых, передача учебной информации, учебное взаимодействие обучающихся и педагогов должны осуществляться через информационно-телекоммуникационные сети. В нормативно-правовых документах отмечается, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образователь -ной среды, которая включает в себя информационные электронные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения учащихся [4; 10]. Ключевой составляющей электронного обучения является наличие электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляются доступ к соответствующим информационным и образовательным ресурсам, хранящимся в базе данных, и взаимодействие обучающегося с педагогом.
Следует отметить, что реализация образовательного процесса с применением
Ключевой составляющей электронного обучения является наличие электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляются доступ к информационным и образовательным ресурсам, хранящимся в базе данных, а также взаимодействие обучающегося с педагогом.
электронного обучения предполагает организацию учебного взаимодействия с использованием сервисов электронной информационно-образовательной среды независимо от того, где находятся участники образовательных отношений: в аудитории или на расстоянии друг от друга.
В большинстве случаев организация учебной деятельности по формату электронного обучения предполагает использование дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [10, ст. 16]. Фактически речь идет о педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде с применением различных современных образовательных технологий (исследовательской, проектной, «перевернутый класс», эвристического обучения, критического мышления, решения изобретательских задач, обучения в сотрудничестве и т. д.). При этом активность и результативность учебной деятельности обучающихся, как правило, напрямую зависят от профессионализма и творческого мастерства дистанционного преподавателя, его умения эффективно применять ту или иную образовательную технологию в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) для достижения поставленных педагогических целей.
Следует отметить, что часто электронное обучение отождествляется с дистанционным. Однако, как отмечают исследователи, это неверно, поскольку электронное обучение может быть реализовано в учебной аудитории и на локальных компьютерах [8].
Также учебное взаимодействие обучающихся с преподавателем на расстоянии с применением дистанционных образовательных технологий возможно без использования баз данных и электрон-
ной информационно-образовательной среды, при этом могут быть задействованы, например, такие средства, как электронная почта, видеокоммуникаторы, авторский педагогический интернет-ресурс (сайт) [3]. В этом случае мы будем говорить о дистанционном обучении и применении дистанционных образовательных технологий в организации учебной работы на расстоянии.
С началом реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в понятийном аппарате появляется термин «онлайн-курс» — образовательный цикл, обеспечивающий достижение и оценку конкретных результатов с применением исключительно электронного обучения. Каждый онлайн-курс включает в себя качественный контент и фонды оценочных средств. При этом учебно-методический комплекс онлайн-курса размещается в базе данных электронной информационно-образовательной среды.
Следует отметить, что большинство общеобразовательных организаций, применяющих сегодня электронное обучение и ДОТ, используют смешанную модель обучения, включая онлайн-курсы в реализацию образовательных программ, совмещая дистанционные занятия с традиционными очными. А. В. Соловов утверждает, что использование сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды позволяет обеспечить самостоятельную когнитивную деятельность учащихся, поддержку преподавателем индивидуальной учебной деятельности каждого из них, организовать групповую учебную работу (дискуссии по проблемным вопросам, совместную работу над проектами и исследовательскими работами и т. п.) [7].
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует соблюдения ряда условий, среди которых:
3 нормативно-правовые — включают
совокупность нормативных документов, определяющих порядок и нормы использования образовательной организацией электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (положения, регламенты, приказы, локальные акты, соглашения с родителями, логины, пароли, права доступа);
3 программно-технические — подразумевают технологические возможности использования в учебном процессе сервисов и ресурсов внешней электронной информационно-образовательной среды, а также развитие собственной технологической базы электронного обучения на основе запуска в эксплуатацию сервера образовательной организации и установки на него специализированного программного обеспечения;
3 кадровые и педагогические — предполагают повышение квалификации административных и педагогических кадров в сфере использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, а также создание рабочей группы по технологическому обслуживанию и информационному обеспечению реализации образовательных программ с применением электронного обучения, ДОТ;
3 возрастно-психологические — определяют специфику организации учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде с учетом психолого-педагогических особенностей работы с учащимися разных возрастных категорий с применением дистанционных образовательных технологий;
3 содержательно-деятельностные — связаны с включением в реализацию образовательных программ цифровых образовательных ресурсов и открытых он-лайн-курсов специализированных образовательных платформ, а также с авторской разработкой и реализацией онлайн-
Большинство общеобразовательных организаций, применяющих электронное обучение и ДОТ, используют смешанную модель, включая онлайн-курсы в реализацию образовательных программ, совмещая дистанционные занятия с традиционными очными.
курсов в электронной информационно-образовательной среде в соответствии с предметной спецификой и конкретной категорией обучающихся.
Несмотря на возникающие трудности при создании и разработке вышеперечисленных условий, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии постепенно начинают входить в практику работы общеобразовательных организаций Нижегородской области, что позволяет трансформировать образовательные процессы в соответствии с актуальными трендами развития системы открытого образования, а также следовать выполнению стратегических задач нашего правительства, главной из которых является «обеспечение высокого уровня доступности современных условий получения качественного образования для каждого жителя региона, в том числе:
3 внедрение в практику деятельности общеобразовательных организаций электронных образовательных ресурсов (в частности, ресурсов "Российской электронной школы"), в том числе адаптированных под потребности учащихся с инвалидностью и ОВЗ;
3 расширение практики применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [9, с. 28].
Варианты использования электронного обучения, ДОТ в работе общеобразовательных организаций могут быть различными:
3 организация дистанционного обучения по программам дополнительного образования (специализированные онлайн-курсы);
3 включение в реализацию основных образовательных программ онлайн-курсов по отдельным учебным разделам;
3 онлайн-курсы, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Педагогический опыт нижегородских преподавателей, активно внедряющих в практику работы с детьми электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, был представлен на онлайн-семинаре.
3 организация отдельных очных занятий по формату электронного обучения с привлечением сервисов и ресурсов специализированных образовательных платформ («Российская электронная школа», «Учи.ру» «Якласс» и т. п.);
3 использование дистанционных образовательных технологий в организации внеурочной деятельности (интернет-проекты, дистанционные олимпиады, конкурсы, турниры, викторины, научные общества учащихся).
Педагогический опыт нижегородских преподавателей, активно внедряющих в практику работы с детьми электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, был представлен на он-лайн-семинаре «Электронное обучение в контексте современного образования: педагогические практики», организованном центром дистанционного обучения НИРО в августе 2018 года. В работе семинара приняли участие педагоги и администраторы общеобразовательных организаций из Семеновского, Навашинского, Павловского и Тоншаевского районов, городов Выксы, Дзержинска, Нижнего Новгорода. Тематический спектр выступлений отразил разнообразие вариантов применения электронного обучения, ДОТ в практике работы общеобразовательных организаций и используемых при этом организационных моделей.
Особое внимание было уделено созданию и развитию ЭОИС образовательных организаций, так как она является ключевым элементом в организации электронного обучения. На семинаре были представлены образовательные платформы как на уровне отдельных образовательных организаций (МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Дзержинска (http://dis-tantschool22.ru), Навашинского политехнического техникума (http://moodle. navsmt.ru), Ресурсного центра обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ Нижнего Новгорода (http://www.cdo-nnov.ru/ moodle/)), так и на муниципальном и ре-
гиональном уровнях (муниципальная электронная информационно-образовательная среда дистанционного обучения школьников г. о. Семеновский (http://www.semedu. ги/), региональная платформа «Нижегородская дистанционная школа» (http://www. dood.niro.nnov.ru/).
Ряд докладов семинара был посвящен обсуждению педагогического опыта применения электронного обучения в учебном процессе школы и в системе дополнительного образования детей. В докладах были представлены авторские онлайн-курсы, созданные на региональной учебной платформе, а также обсуждался опыт их использования в различных моделях организации учебного процесса: в сопровождении основной образовательной программы, кружковой деятельности в ОО, организации предметной недели для учащихся начальных классов коррекционной школы, дополнительном образовании школьников, в организации межрайонного интернет-проекта для детей с ОВЗ.
Как отмечалось ранее, одним из основных условий успешности внедрения электронного обучении и ДОТ в практику реализации образовательных программ является «соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки» педагогических работников [4]. В связи с этим возникает потребность в специальной подготовке преподавателей к работе в цифровой образовательной среде, созданию авторских педагогических ресурсов в формате онлайн-курсов, размещаемых на той или иной технологической платформе. Центром дистанционного обуче-
ния Нижегородского института развития образования осуществляется поддержка региональной учебной платформы «Нижегородская дистанционная школа», где учителям предоставляется возможность создавать авторские онлайн-курсы и работать со своими учениками. В целях развития педагогической деятельности с применением электронного обучения и ДОТ сотрудниками центра разработан комплекс дополнительных образовательных программ повышения квалификации, направленный на формирование и развитие необходимых компетенций для успешной работы педагогов в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды. С содержанием курсов и планом-графиком их проведения в 2019 году можно ознакомиться по адресу http://www.niro.nnov.ru/ ?id=38500.
Талант наших учителей многогранен, и если он поддерживается высокой мотивацией к творчеству, совершенствованию профессионального мастерства, находит общественную поддержку и признание, наше образование будет современным, качественным, обеспечит каждому ребенку равные образовательные возможности. Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет учить детей быть готовыми к изменениям, творческому поиску, работать в команде, что чрезвычайно важно в цифровую эпоху [3].
Центром дистанционного обучения Нижегородского института развития образования осуществляется поддержка региональной учебной платформы «Нижегородская дистанционная школа».
ЛИТЕРАТУРА _
1. Власова, Е. 3. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования / Е. 3. Власова // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2014. — № 2. — С. 43—49.
2. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. — М. : Стандартинформ, 2018 ; URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006/.
3. Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» : информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL: http://iedtech.ru/files/legislation/2014/realization-e-leaming-distant-ed-tech-20141.pdf.
4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. — URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757?items=1&page=2.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
6. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56957.
7. Соловов, А. В. Электронное обучение — новая технология или новая парадигма? / А. Соловов // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 104—112.
8. Старченко, Б. Е. К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе / Б. Е. Старченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — № 4. — С. 53—58.
9. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. — URL: https://strategy.government-nnov.ru.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018). — URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/.
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ
Т. И. КАНЯНИНА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com
С. Ю. СТЕПАНОВА, старший преподаватель кафедры информационных технологий НИРО svst.kstovo@gmail.com
В статье речь идет о роли информационно-образовательной среды в становлении цифровой школы. Актуализируется понятие информационно-образовательной среды, перечислены ее основные компоненты. Цифровизация образования рассматривается как следующий за информатизацией этап в технологическом развитии образования.