Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Н.И.

В статье анализируются основные понятия электронного обучения. Рассматриваются проблемы, условия и ресурсные составляющие процесса внедрения электронного обучения в практику работы общеобразовательных организаций. Приводятся примеры применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: CONCEPTS AND INTRODUCTION PROBLEMS

The basic concepts of e-learning are discussed in the article. The problems, the conditions and the resource components of process of e-learning introduction in the general education organizations practice are considered. The examples of e-learning using, distance educational technologies at implementation of educational programs in the general education organizations of the Nizhny Novgorod region are given.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ»

Стратегия и управление

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель центра дистанционного обучения НИРО nigorod@gmail.com

В статье анализируются основные понятия электронного обучения. Рассматриваются проблемы, условия и ресурсные составляющие процесса внедрения электронного обучения в практику работы общеобразовательных организаций. Приводятся примеры применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в общеобразовательных организациях Нижегородской области.

The basic concepts of e-learning are discussed in the article. The problems, the conditions and the resource components of process of e-learning introduction in the general education organizations practice are considered. The examples of e-learning using, distance educational technologies at implementation of educational programs in the general education organizations of the Nizhny Novgorod region are given.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, образовательная программа

Key words: e-learning, distance education technology, electronic information and education environment, educational program

Система российского образования претерпевает сегодня существенные изменения. Новейшие цифровые технологии, применяемые в производственной сфере, актуализируют процессы трансформации образования, связанные с активным использованием в образовательном процессе цифровой техники и цифровых образовательных технологий, информационных сервисов и ресурсов цифровой образовательной среды, позволяю-

щей расширить образовательное пространство, сделать его доступным и открытым для всех категорий граждан.

Развитие в России непрерывной системы образования, удовлетворяющей потребности современной личности, нацеленной на самоопределение и самосовершенствование в условиях становления и развития цифровой экономики, актуализируется в ряде таких программно-стратегических документов, как:

3 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;

3 Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017—2030 годы;

3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы;

3 Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016—2021 гг.);

3 Ведомственная целевая программа «Российская электронная школа» (2016— 2018 гг.);

3 Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года.

В статье 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяются общие требования к реализации образовательных программ, закрепляется возможность использования электронного обучения в образовательном процессе; в статье 16 даются основные понятия, условия и ресурсные составляющие электронного обучения [10].

Правила применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) установлены в соответствующем документе, где также раскрывается ряд организационных аспектов, среди которых можно выделить формы обучения, материально-технические условия, подготовку кадров, обеспечение учебно-методической помощи обучающимся, организационные модели обучения (сетевая и смешанная модели), возможность проведения учебных занятий в виде онлайн-курсов и формы зачета результатов обучения по программам онлайн-курсов, порядок и формы подтверждения освоения образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов [4].

Кардинальные изменения российского цифрового образовательного пространства связаны с созданием цифровых банков онлайн-курсов, размещенных на открытых образовательных платформах, наи-

более востребованными из которых являются:

3 национальная платформа «Открытое образование» — онлайн-курсы по базовым предметам высшей школы (https:// openedu.ru/);

3 система электронного образования «Уни-версариум» — онлайн-курсы и открытые лекции от университетов России (https://uшver-sarium.org/);

3 «Российская электронная школа» — видео-уроки лучших учителей России по школьным предметам, учебные материалы и пособия, задания, тренинги, контролирующие материалы (http://resh.edu.ru);

3 онлайн-школа «Фоксфорд» — курсы для школьников 3—11-х классов, в том числе курсы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам (https://foxford.ru/);

3 экстернат и домашняя школа «Фокс-форда» (https://externat.foxford.ru/);

3 интерактивная образовательная он-лайн-платформа Учи.ру, где в занимательной интерактивной форме представлены школьные предметы (https://uchi.ru/).

Сегодня у обучающихся появилась возможность пройти обучение дистанционно по программе сертифицированного онлайн-курса, функционирующего на той или иной образовательной платформе.

Почему же сегодня электронное обучение достаточно активно применяется российскими вузами и так «лениво» входит в практику работы наших общеобразовательных организаций, вступающих в фазу цифровой трансформации образовательного пространства?

По данным информационно-методического центра мониторинга и статистики в образовании Нижегородского института развития образования, в 2017/2018 учебном году доля общеобразовательных организаций Нижегородской области, применяющих электронное обучение при реализации образовательных программ, была весьма незначительной и составляла всего

Сегодня у обучающихся появилась возможность пройти обучение дистанционно по программе сертифицированного онлайн-курса, функционирующего на той или иной образовательной платформе.

лишь 1,19%, а применяющих дистанционные образовательные технологии — 9,04 %. При этом на уровне начального общего образования ДОТ применялись в 4,04 % организаций, на уровне основного общего образования — в 6,3 %, на уровне среднего образования — в 3,02 %.

Данная статистика свидетельствует о существовании следующих противоречий:

3 между активным процессом внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в практику работы образовательных организаций и недостаточной готовностью административных и педагогических работников ОО к их применению;

3 между объективно существующей необходимостью реализации образовательных программ с применением электронного обучения, ДОТ и недостаточной разработанностью условий и механизмов введения данных инноваций в системе общего образования;

3 между признанием электронного обучения как эффективного способа реализации принципов отрытого и вариативного образования и недостаточной разработкой его методологической базы.

При решении вопросов внедрения электронного обучения, создании соответствующих условий для успешной реализации образовательных программ возникают определенные проблемы административно-управленческого, технологического, организационно-методического характера.

На уровне административного управления образовательной организацией это недостаточная квалификационная подготовка административных кадров в сфере проектирования учебного процесса с применением электронного обучения; недостаточная разработанность нормативной базы профиля электронного обучения, касающейся деятельности общеобразовательных органи-

При решении вопросов внедрения электронного обучения возникают определенные проблемы административно-управленческого, технологического, организационно-методического характера.

заций; отсутствие у руководства образовательной организации ресурсов для финансовой поддержки деятельности педагогов, разрабатывающих авторские онлайн-курсы, а также возможности осуществлять первоначальные финансовые вложения для формирования и развития собственной электронной информационно-образовательной среды.

Технологические проблемы связаны, как правило, с устаревшим парком используемой компьютерной техники, отсутствием серверной платформы образовательной организации, низкой пропускной способностью телекоммуникационных каналов, а также отсутствием квалифицированного технического персонала, способного поддерживать функционирование электронной информационно-образовательной среды.

Организационно-методические проблемы часто связаны «с неготовностью подавляющего большинства преподавателей к работе с электронным обучением» [1, с. 43]: отсутствием отработанных методик использования электронного контента учебных образовательных платформ при организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий; качественных авторских онлайн-курсов, разработка которых требует от педагога соответствующего уровня квалификации и существенных временнь'|х трудозатрат.

Как показали многочисленные опросы педагогов, повышающих квалификацию в Нижегородском институте развития образования, затруднения возникают как на уровне осознания роли электронного обучения в работе с детьми, так и на уровне восприятия понятийного аппарата электронного обучения при отсутствии единого подхода.

Из анализа научной литературы следует, что понятийный аппарат электронного обучения развивался и претерпевал трансформации, напрямую связанные с развитием программно-технической базы и механизмов реализации образователь-

ных программ с применением компьютерных средств и телекоммуникационных сетей. От термина «дистанционное обучение», популярного в 80—90-х годах XX века и характеризующего дистанционный характер образовательного процесса, мы постепенно переходим к термину «электронное обучение», описывающему процесс обучения с применением информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде.

Под электронным обучением (e-lea-rning) предлагается понимать обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2].

Следуя данному определению, многие специалисты системы образования именно так и трактуют термин «электронное обучение», подменяя им использование на уроках средств ИКТ. Иными словами, под электронным обучением часто понимается организация учебного процесса в рамках классно-урочной деятельности с применением электронных образовательных ресурсов (презентаций, электронных текстов, таблиц, медиаресур-сов цифровых образовательных коллекций, электронных учебников, энциклопедий, словарей и справочников), использование в процессе урока устройств, предназначенных для обработки цифровой информации (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, сканеры, гаджеты, документ-камеры и т. п.).

Однако с развитием информационных систем, предназначенных для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением (learning management system (LMS)), а также информационных систем, используемых для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента (learning content management system (LCMS)), появляются но-

вые технологические возможности для организации учебного процесса с применением средств ИКТ. Термин «электронное обучение» расширяется и видоизменяется не только в соответствии с развитием технологических основ организации учебного процесса на расстоянии, но также и с появившейся возможностью интеграции дистанционной и традиционной организации учебного процесса на основе ин-формационно-коммуни-кационных технологий. Применение ИКТ в современных системах дистанционного обучения, а также их широкое внедрение в традиционных университетах привели к стиранию граней «между обучением на расстоянии и непосредственно внутри университетских кампусов» [1, с. 104].

В 2012 году с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие «электронное обучение» получает иную трактовку, более тесно связанную с понятием «обучение», — «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание» [5, с. 175].

Согласно данному федеральному закону под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и связанных с ее обработкой информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [10].

Как было отмечено на парламентских слушаниях, проведенных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ

Применение ИКТ в современных системах дистанционного обучения, а также их широкое внедрение в традиционных университетах привели к стиранию граней «между обучением на расстоянии и непосредственно внутри университетских кампусов».

в мае 2014 года, внедрение электронного обучения предполагает обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей [3]. Во-первых, информация, используемая в таком обучении, должна быть представлена в электронном виде и храниться в специальным образом организованной базе данных, под которой понимается совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей их характеристики и взаимосвязь между ними [2]. Во-вторых, передача учебной информации, учебное взаимодействие обучающихся и педагогов должны осуществляться через информационно-телекоммуникационные сети. В нормативно-правовых документах отмечается, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образователь -ной среды, которая включает в себя информационные электронные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения учащихся [4; 10]. Ключевой составляющей электронного обучения является наличие электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляются доступ к соответствующим информационным и образовательным ресурсам, хранящимся в базе данных, и взаимодействие обучающегося с педагогом.

Следует отметить, что реализация образовательного процесса с применением

Ключевой составляющей электронного обучения является наличие электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляются доступ к информационным и образовательным ресурсам, хранящимся в базе данных, а также взаимодействие обучающегося с педагогом.

электронного обучения предполагает организацию учебного взаимодействия с использованием сервисов электронной информационно-образовательной среды независимо от того, где находятся участники образовательных отношений: в аудитории или на расстоянии друг от друга.

В большинстве случаев организация учебной деятельности по формату электронного обучения предполагает использование дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [10, ст. 16]. Фактически речь идет о педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде с применением различных современных образовательных технологий (исследовательской, проектной, «перевернутый класс», эвристического обучения, критического мышления, решения изобретательских задач, обучения в сотрудничестве и т. д.). При этом активность и результативность учебной деятельности обучающихся, как правило, напрямую зависят от профессионализма и творческого мастерства дистанционного преподавателя, его умения эффективно применять ту или иную образовательную технологию в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) для достижения поставленных педагогических целей.

Следует отметить, что часто электронное обучение отождествляется с дистанционным. Однако, как отмечают исследователи, это неверно, поскольку электронное обучение может быть реализовано в учебной аудитории и на локальных компьютерах [8].

Также учебное взаимодействие обучающихся с преподавателем на расстоянии с применением дистанционных образовательных технологий возможно без использования баз данных и электрон-

ной информационно-образовательной среды, при этом могут быть задействованы, например, такие средства, как электронная почта, видеокоммуникаторы, авторский педагогический интернет-ресурс (сайт) [3]. В этом случае мы будем говорить о дистанционном обучении и применении дистанционных образовательных технологий в организации учебной работы на расстоянии.

С началом реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в понятийном аппарате появляется термин «онлайн-курс» — образовательный цикл, обеспечивающий достижение и оценку конкретных результатов с применением исключительно электронного обучения. Каждый онлайн-курс включает в себя качественный контент и фонды оценочных средств. При этом учебно-методический комплекс онлайн-курса размещается в базе данных электронной информационно-образовательной среды.

Следует отметить, что большинство общеобразовательных организаций, применяющих сегодня электронное обучение и ДОТ, используют смешанную модель обучения, включая онлайн-курсы в реализацию образовательных программ, совмещая дистанционные занятия с традиционными очными. А. В. Соловов утверждает, что использование сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды позволяет обеспечить самостоятельную когнитивную деятельность учащихся, поддержку преподавателем индивидуальной учебной деятельности каждого из них, организовать групповую учебную работу (дискуссии по проблемным вопросам, совместную работу над проектами и исследовательскими работами и т. п.) [7].

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует соблюдения ряда условий, среди которых:

3 нормативно-правовые — включают

совокупность нормативных документов, определяющих порядок и нормы использования образовательной организацией электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (положения, регламенты, приказы, локальные акты, соглашения с родителями, логины, пароли, права доступа);

3 программно-технические — подразумевают технологические возможности использования в учебном процессе сервисов и ресурсов внешней электронной информационно-образовательной среды, а также развитие собственной технологической базы электронного обучения на основе запуска в эксплуатацию сервера образовательной организации и установки на него специализированного программного обеспечения;

3 кадровые и педагогические — предполагают повышение квалификации административных и педагогических кадров в сфере использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, а также создание рабочей группы по технологическому обслуживанию и информационному обеспечению реализации образовательных программ с применением электронного обучения, ДОТ;

3 возрастно-психологические — определяют специфику организации учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде с учетом психолого-педагогических особенностей работы с учащимися разных возрастных категорий с применением дистанционных образовательных технологий;

3 содержательно-деятельностные — связаны с включением в реализацию образовательных программ цифровых образовательных ресурсов и открытых он-лайн-курсов специализированных образовательных платформ, а также с авторской разработкой и реализацией онлайн-

Большинство общеобразовательных организаций, применяющих электронное обучение и ДОТ, используют смешанную модель, включая онлайн-курсы в реализацию образовательных программ, совмещая дистанционные занятия с традиционными очными.

курсов в электронной информационно-образовательной среде в соответствии с предметной спецификой и конкретной категорией обучающихся.

Несмотря на возникающие трудности при создании и разработке вышеперечисленных условий, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии постепенно начинают входить в практику работы общеобразовательных организаций Нижегородской области, что позволяет трансформировать образовательные процессы в соответствии с актуальными трендами развития системы открытого образования, а также следовать выполнению стратегических задач нашего правительства, главной из которых является «обеспечение высокого уровня доступности современных условий получения качественного образования для каждого жителя региона, в том числе:

3 внедрение в практику деятельности общеобразовательных организаций электронных образовательных ресурсов (в частности, ресурсов "Российской электронной школы"), в том числе адаптированных под потребности учащихся с инвалидностью и ОВЗ;

3 расширение практики применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [9, с. 28].

Варианты использования электронного обучения, ДОТ в работе общеобразовательных организаций могут быть различными:

3 организация дистанционного обучения по программам дополнительного образования (специализированные онлайн-курсы);

3 включение в реализацию основных образовательных программ онлайн-курсов по отдельным учебным разделам;

3 онлайн-курсы, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Педагогический опыт нижегородских преподавателей, активно внедряющих в практику работы с детьми электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, был представлен на онлайн-семинаре.

3 организация отдельных очных занятий по формату электронного обучения с привлечением сервисов и ресурсов специализированных образовательных платформ («Российская электронная школа», «Учи.ру» «Якласс» и т. п.);

3 использование дистанционных образовательных технологий в организации внеурочной деятельности (интернет-проекты, дистанционные олимпиады, конкурсы, турниры, викторины, научные общества учащихся).

Педагогический опыт нижегородских преподавателей, активно внедряющих в практику работы с детьми электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, был представлен на он-лайн-семинаре «Электронное обучение в контексте современного образования: педагогические практики», организованном центром дистанционного обучения НИРО в августе 2018 года. В работе семинара приняли участие педагоги и администраторы общеобразовательных организаций из Семеновского, Навашинского, Павловского и Тоншаевского районов, городов Выксы, Дзержинска, Нижнего Новгорода. Тематический спектр выступлений отразил разнообразие вариантов применения электронного обучения, ДОТ в практике работы общеобразовательных организаций и используемых при этом организационных моделей.

Особое внимание было уделено созданию и развитию ЭОИС образовательных организаций, так как она является ключевым элементом в организации электронного обучения. На семинаре были представлены образовательные платформы как на уровне отдельных образовательных организаций (МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка Дзержинска (http://dis-tantschool22.ru), Навашинского политехнического техникума (http://moodle. navsmt.ru), Ресурсного центра обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ Нижнего Новгорода (http://www.cdo-nnov.ru/ moodle/)), так и на муниципальном и ре-

гиональном уровнях (муниципальная электронная информационно-образовательная среда дистанционного обучения школьников г. о. Семеновский (http://www.semedu. ги/), региональная платформа «Нижегородская дистанционная школа» (http://www. dood.niro.nnov.ru/).

Ряд докладов семинара был посвящен обсуждению педагогического опыта применения электронного обучения в учебном процессе школы и в системе дополнительного образования детей. В докладах были представлены авторские онлайн-курсы, созданные на региональной учебной платформе, а также обсуждался опыт их использования в различных моделях организации учебного процесса: в сопровождении основной образовательной программы, кружковой деятельности в ОО, организации предметной недели для учащихся начальных классов коррекционной школы, дополнительном образовании школьников, в организации межрайонного интернет-проекта для детей с ОВЗ.

Как отмечалось ранее, одним из основных условий успешности внедрения электронного обучении и ДОТ в практику реализации образовательных программ является «соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки» педагогических работников [4]. В связи с этим возникает потребность в специальной подготовке преподавателей к работе в цифровой образовательной среде, созданию авторских педагогических ресурсов в формате онлайн-курсов, размещаемых на той или иной технологической платформе. Центром дистанционного обуче-

ния Нижегородского института развития образования осуществляется поддержка региональной учебной платформы «Нижегородская дистанционная школа», где учителям предоставляется возможность создавать авторские онлайн-курсы и работать со своими учениками. В целях развития педагогической деятельности с применением электронного обучения и ДОТ сотрудниками центра разработан комплекс дополнительных образовательных программ повышения квалификации, направленный на формирование и развитие необходимых компетенций для успешной работы педагогов в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды. С содержанием курсов и планом-графиком их проведения в 2019 году можно ознакомиться по адресу http://www.niro.nnov.ru/ ?id=38500.

Талант наших учителей многогранен, и если он поддерживается высокой мотивацией к творчеству, совершенствованию профессионального мастерства, находит общественную поддержку и признание, наше образование будет современным, качественным, обеспечит каждому ребенку равные образовательные возможности. Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет учить детей быть готовыми к изменениям, творческому поиску, работать в команде, что чрезвычайно важно в цифровую эпоху [3].

Центром дистанционного обучения Нижегородского института развития образования осуществляется поддержка региональной учебной платформы «Нижегородская дистанционная школа».

ЛИТЕРАТУРА _

1. Власова, Е. 3. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования / Е. 3. Власова // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2014. — № 2. — С. 43—49.

2. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. — М. : Стандартинформ, 2018 ; URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006/.

3. Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» : информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL: http://iedtech.ru/files/legislation/2014/realization-e-leaming-distant-ed-tech-20141.pdf.

4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. — URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757?items=1&page=2.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

6. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56957.

7. Соловов, А. В. Электронное обучение — новая технология или новая парадигма? / А. Соловов // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 104—112.

8. Старченко, Б. Е. К вопросу соотношения понятий электронного обучения в высшей школе / Б. Е. Старченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — № 4. — С. 53—58.

9. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. — URL: https://strategy.government-nnov.ru.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018). — URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. И. КАНЯНИНА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий НИРО tkanyanina@gmail.com

С. Ю. СТЕПАНОВА, старший преподаватель кафедры информационных технологий НИРО svst.kstovo@gmail.com

В статье речь идет о роли информационно-образовательной среды в становлении цифровой школы. Актуализируется понятие информационно-образовательной среды, перечислены ее основные компоненты. Цифровизация образования рассматривается как следующий за информатизацией этап в технологическом развитии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.