Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБИНАРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБИНАРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВЕБИНАРЫ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / WEBINARS / IT- COMPETENCE / POSTDEGREE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Е. Г., Грузинова Ю. В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования вебинаров в процессе непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях формирования информационного общества. Представлены модели реализации вебинаров в образовательной практике в целях повышения эффективности постдипломного образования специалистов системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Е. Г., Грузинова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of webinars in the course of professional development of teachers in system of post-degree education

The authors of the article describe theoretical and practical aspects of using webinars in the course of the professional development of teachers in terms of formation of the information society. They present some models of webinars in the educational practice in terms of increasing the efficiency of specialists“ post-degree education in the system of education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБИНАРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБИНАРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. КАЛИНКИНА, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе НИРО ekalin2006@gmail.com

Ю. В. ГРУЗИНОВА, старший преподаватель Центра дистанционного обучения, соискатель НИРО julia.gruzinova @yandex.ru

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования вебинаров в процессе непрерывного повышения квалификации педагогов в условиях формирования информационного общества. Представлены модели реализации вебинаров в образовательной практике в целях повышения эффективности постдипломного образования специалистов системы образования.

The authors of the article describe theoretical and practical aspects of using webinars in the course of the professional development of teachers in terms of formation of the information society. They present some models of webinars in the educational practice in terms of increasing the efficiency of specialists" post-degree education in the system of education.

Ключевые слова: непрерывное повышение квалификации, вебинары, ИКТ-ком-петентность, постдипломное образование

Key words: continuous professional development, webinars, IT- competence, post-degree education

Развитие современного общества в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Современные тенденции развития общества в це-

лом и российского образования в частности актуализируют широкое использование дистанционных технологий в образовательной практике.

Целью использования дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информацион-

ных и телекоммуникационных средств при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения).

Востребованность современных форм повышения квалификации педагогических и руководящих работников в условиях динамичного развития образования предопределяют потребность поиска эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки педагогов. Одним из таких средств, получивших в последнее время распространение в образовательной практике, являются ве-бинары.

Вебинар («webinar», от «webbasedsemi-nar») — это мероприятие, проводимое с использованием web-технологий в режиме онлайн-трансляции.

Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга. Для участия в вебинаре в качестве слушателя небходимо иметь компьютер, подключенный к сети Интернет, на котором установлен Adobe Flash Player, колонки, ссылку на адрес вебинара в сети Интернет, логин и пароль для участия в вебинаре. Для участия в вебинаре в качестве докладчика (выступающего) потребуются дополнительно видеокамера и микрофон.

Различные платформы для проведения вебинаров предоставляют возможность использования таких модулей, как чат(ы), опрос, демонстрация контента, совместная работа и др. Их сочетание позволяет обеспечить решение разнообразных дидактических задач, расширить круг проводимых мероприятий с использованием веби-наров:

3 лекция;

3 круглый стол;

3 групповая дискуссия;

3 диспут;

3 семинар;

3 опрос;

3 выступления с докладами и защитами выполненных работ.

Во время проведения вебинара посредством аудио- и видеосвязи в режиме реального времени происходит основное общение между преподавателем и слушателями. Возможность транслирования видео позволяет слушателям видеть преподавателя, который при объяснении материала может демонстрировать презентацию или другие документы. Во время обучения преподаватель и слушатели имеют возможность обмениваться файлами или использовать их в совместном доступе. Электронная (белая) доска позволяет оставлять записи всем участникам вебинара в соответствии с их правами, организовывать совместную работу с документом. Эффективным средством сопровождения лекции является демонстрация рабочего стола (или окна приложения) компьютера с показом действий, которые совершает выступающий, что имеет особую значимость в процессе использования дистанционных технологий для повышения ИКТ-компетентности специалистов, поскольку наглядно демонстрирует способ деятельности в процессе использования тех или иных компьютерных инструментов. Интерактивные средства дистанционного взаимодействия, такие как чат, голосование и опрос, позволяют собрать информацию по тому или иному вопросу. Совместное использование приложений предоставляет участнику вебинара и преподавателю возможность манипуляции программным обеспечением, запущенным на другом компьютере, а управление удаленным рабочим столом пользователя имеет широкие функциональные возможности в процессе организации электронного обучения.

Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга.

Сущность вебинаров определяет ряд их преимуществ: оперативность, доступность, мобильность, интерактивность, удобство, информативность. Вместе с тем анализ опыта проведения вебинаров позволяет выявить ряд проблем, влияющих на эффективность их использования в процессе повышения квалификации, которые могут быть сгруппированы следующим образом: технические (прежде всего, низкое качество каналов связи, скорость Интернета), мотивационные, психологические (низкий уровень готовности к освоению новых средств ИКТ), организационные (отсутствие организационно-методических условий для проведения и участия в вебинарах), компетентностные (уровень ИКТ-компетентности специалистов системы образования).

В целях минимизации рисков, обусловленных данными проблемами, в Нижегородской области преду-смотрены две модели организации вебинаров: индивидуализированная и смешанная (с тьютор-ским сопровождением на базе района).

Индивидуализированная модель предполагает самозапись педагогических и руководящих работников на вебинары через электронную форму на сайте НИРО и позволяет включить участие в вебинарах в индивидуальный образовательный маршрут по накопительной системе, что обеспечивает большую мотивацию в процессе повышения квалификации, а также имеет, как показывают результаты диагностики, более устойчивые компетентностные эффекты. Смешанная модель предполагает организацию на базе района одной точки трансляции содержания вебинара, что наиболее актуально там, где качество каналов связи и скорость Интернета не позволяют обеспечить несколько уникальных авторизованных входов в вебинар. Помимо технических преимуществ данная модель актуальна и в плане создания организаци-

Технология проведения вебинаров, организуемых Центром дистанционного обучения НИРО, предполагает последовательную реализацию четырех этапов: организационного, подготовительного, образовательного, заключительного.

онно-методических условий для формирования в процессе обучения очного рефлексивного пространства, что дает возможность методистам и тьюторам обсудить с педагогами-участниками вебина-ра его тематику в контексте муниципального опыта. Также организовано повышение квалификации специалистов муниципальных методических служб по вопросам сопровождения участия педагогов в вебинарах.

Технология проведения вебинаров, организуемых Центром дистанционного обучения НИРО, предполагает последовательную реализацию четырех этапов: организационного, подготовительного, образовательного, заключительного.

За несколько дней до начала вебина-ра участник получает на свою электронную почту письмо, которое содержит информацию о целях и задачах вебинара, его программу и расписание, ссылку для доступа в виртуальную комнату вебинара, логин и пароль для входа в среду Adobe Connect Pro, указание о возможностях тестового подключения и предварительной настройки оборудования, контакты специалистов службы технической поддержки.

В назначенное время участник веби-нара, используя ссылку в письме, на своем компьютере запускает веб-приложение и включается в телекоммуникационное взаимодействие в режиме онлайн.

Существенным преимуществом вебина-ра как формы дистанционого занятия является возможность его видеозаписи и последующего просмотра, что позволяет участнику при необходимости еще раз вернуться к изучению материала вебина-ра, а преподавателям и организаторам провести анализ и рефлексию данного веб-мероприятия.

Разработка учебного контента и моде-рация занятия требуют специальных навыков, что актуализирует вопросы повышения ИКТ-компетентности преподавателей, ведущих занятия в режиме онлайн. В ряде случаев в процессе разработки вебинаров

преподаватели используют возможность автономной работы для отработки эффективных способов коммуникации в условиях удаленного доступа, что особенно актуально в случае, когда ведущий (докладчик) имеет незначительный опыт проведения онлайн-занятий. В связи с этим особое значение приобретает организационно-методическое сопровождение специалистами Центра дистанционного обучения НИРО преподавателей на всех обозначенных выше этапах подготовки и проведения вебинара.

Организация вебинаров требует эффективного взаимодействия нескольких субъектов, выполняющих различные функциональные обязанности: докладчик(и), модератор, технический администратор, администратор сайта, методист. Технологической основой для организации их взаимодействия в процессе проведения вебинаров НИРО служит платформа Adobe Connect Pro, а также система электронного документооборота DIRECTUM. Расписание, архив ссылок на видеозаписи проведенных вебинаров, подробная информация о способах подключения к вебинарам размещается на сайте НИРО: www.niro.nnov.ru.

Развитие современной системы дистанционного повышения квалификации педагогов Нижегородской области базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования. Открытость образования нацелена на повышение эффективности образовательного процесса, ориентированного на полное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых. В связи с этим особое внимание уделяется формулировке темы, проектированию содержания ве-бинара с учетом образовательных потребностей целевых групп обучающихся. Так, в 2011 — начале 2012 года наибольшую востребованность имели вебинары по вопросам введения ФГОС, внедрения электронных журналов и электронных дневников, организации дистанционного обучения детей-инвалидов, методике подготовки к ЕГЭ и т. д.

Значительный компетентностный эффект в процессе повышения квалификации педагогов имеет использование веби-наров как организационно-технологической платформы для проведения различных мероприятий, организуемых Нижегородским институтом развития образования.

Так, в 2011 году в рамках ежегодных областных «Рождественских образовательных чтений» творческая лаборатория «Церковь и школа: сора-ботничество в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся (муниципальный опыт)» проводилась в формате вебинара, где был представлен опыт становления муниципальных систем гражданского образования и духовно-нравственного воспитания в Уренском, Сергачском, Арзамасском, Воскресенском, Лукояновском, Балахнинском, Кулебакском муниципальных районах, городе Дзержинске.

По инициативе Центра дистанционного обучения НИРО в формате вебинара прошла научно-практическая конференция «Дистанционное обучение одаренных детей», предполагавшая не только очное, но и дистанционное участие. С использованием Adobe Connect Pro осуществлялось также методическое сопровождение тьюторов, которые в рамках каскадной модели занимались повышением квалификации педагогов по курсу «ОРКСЭ: содержание и методика преподавания». Используя формат вебинара, принять участие в защите и экспертизе итоговых работ слушателей, находящихся на базовых площадках в районах Нижегородской области, имели возможность тьюторы и сотрудники кафедры истории и обществоведческих дисциплин, что не только существенно оптимизировало временные затраты, но и обеспечило открытость и качество образовательного процесса.

Внедрение вебинаров в систему дополнительного профессионального образо-

Технологической основой для организации их взаимодействия в процессе проведения вебинаров НИРО служит платформа Adobe Connect Pro, а также система электронного документооборота Directum.

вания способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров,

ЛИТЕРАТУРА _

адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования.

1. Городецкая, Н. И. Технологии организации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации педагогов / Н. И. Городецкая, Е. Г. Калинкина. — М., 2008.

2. Калинкина, Е. Г. Модели дистанционного повышения квалификации педагогов / Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая / / Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании : сб. материалов Международной науч.-практ. конференции. Томск, 22—23 ноября 2009 г. — Томск : Изд-во НОУ «Ведущий институт развивающих технологий», 2009.

3. Калинкина, Е. Г. Технология организации вебинаров в процессе повышения квалификации педагогов: опыт Нижегородской области / Е. Г. Калинкина, Ю. В. Грузинова // Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании "ИТО — Чебоксары — 2012"». — Чебоксары, 2012.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. П. МАХОВ, соискатель НИРО,

старший преподаватель кафедры теории и практики управления образованием НИРО mahov63 @ mail. ru

Данная статья посвящена проблеме формирования тьюторской позиции педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Обоснована актуальность этой проблемы с точки зрения новых требований к педагогу-профессионалу, способному строить ситуации развития и формировать потребность в рефлексии и самооценке у своих учеников. Представлена технология формирования тьюторской позиции педагога как система задач (ситуаций) и тьюторских действий, направленных на их решение.

This article is devoted to a problem of formation the teacher's tutor position in the system of additional professional education. The urgency of this problem from the point of view of new requirements to the professional teacher is proved. A modern teacher should be capable to build situations of development and to form need for a reflection and self-image at the pupils. The author of the article presents the technology of formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.