Научная статья на тему 'Современные подходы и модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников в условиях инновационного развития образования'

Современные подходы и модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников в условиях инновационного развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна

Раскрываются инновационные подходы в повышении квалификации в условиях формирования информационного общества, характерные черты современных моделей повышения квалификации, реализующихся в практике Нижегородского института развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT APPROACHES AND MODELS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AND MANAGERS IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATION

The article describes innovative approaches to professional development in the emerging information society and the characteristic features of modern models of professional development being implemented in the practice of the Nizhni Novgorod Institute of Educational Development.

Текст научной работы на тему «Современные подходы и модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников в условиях инновационного развития образования»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 126-128

УДК 378.046.4

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 г. Е.Г. Калинкина

Нижегородский институт развития образования

ekalin2012@rambler.ru

Поступила в редакцию 10.05.2012

Раскрываются инновационные подходы в повышении квалификации в условиях формирования информационного общества, характерные черты современных моделей повышения квалификации, реализующихся в практике Нижегородского института развития образования.

Ключевые слова: информационное общество, постдипломное образование, современные модели повышения квалификации, инновационные технологии.

Современные тренды развития общества предопределяют изменение роли образования, которое в современную эпоху превращается в важнейший ресурс формирования информационного общества.

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение ФГОС предопределяют потребность эффективного использования инновационных технологий в образовательной практике. Особую значимость в данной связи приобретает ИКТ-компе-тентность педагога, которая проявляется в готовности к организации обучения в современной электронной среде, владении приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

Образовательная деятельность Нижегородского института развития образования учитывает весь комплекс изменений в образовании: инновационный характер и интенсификацию учебного процесса, новое содержание и формы его организации, социокультурную переориентацию образования, новые стратегии в управлении и финансировании учебных заведений. Характерными чертами современных моделей повышения квалификации, реализующихся в образовательной практике НИРО, являются:

- реализация модульных программ, ориентированных на компетентностный подход и освоение педагогическими работниками в процессе повышения квалификации эффективных способов решения профессиональных задач;

- выявление запросов потребителей образовательных услуг с учетом всех уровней формирования заказа;

- диссеминация в процессе повышения квалификации опыта лучших учителей - победителей ПНПО, стажировки на базе инновационных образовательных учреждений;

- вариативность и адресность повышения квалификации, предполагающие гибкость и многообразие используемых содержания и форм организации обучения и позволяющие наиболее полно учитывать потребности и возможности обучающихся;

- индивидуализация процесса повышения квалификации на основе построения индивидуальных образовательных траекторий и обеспечение непрерывности профессионального развития за счет развития накопительной системы;

- открытость системы повышения квалификации, проведение мониторинга деятельности и оценка качества предоставляемых образовательных услуг;

- наличие механизмов эффективного использования ресурсного потенциала региональной образовательной системы, развитие партнерской сети для наиболее полного удовлетворения заказа на образовательные услуги.

Эффективным способом повышения компетентности педагогов в условиях быстрого обновления технических средств обучения, появления новых продуктивных образовательных практик, использования информационных технологий выступает каскадная модель повышения квалификации, обеспечивающая не только возможность оперативного реагирования на задачи развития информационно-образовательной среды (введение ФГОС, использование новых социальных сервисов сети Интернет и

т.п.), но и эффективного решения профессиональных проблем и затруднений непосредственно на рабочем месте, без отрыва от учебного процесса.

Условиями эффективной реализации каскадной модели повышения квалификации выступают: наличие разработанных ресурсов и механизмов сетевого взаимодействия тьюторов со специалистами НИРО, а также между собой (сетевые педагогические сообщества, сайты методической поддержки); непрерывное организационно-методическое сопровождение тьюторов (проведение обучающих семинаров, веби-наров, организация мастер-классов и тренингов, в том числе в дистанционной форме); мониторинг деятельности тьюторов и динамики развития ИКТ-компетентности обученных ими педагогов.

Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в области ИКТ на основе каскадной модели в настоящее время неразрывно связана с развитием тьюторского сопровождения и использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет максимальному числу педагогов совершенствовать свою профессиональную компетентность без отрыва от производства, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом профессиональных потребностей и временных возможностей, способствует осмыслению возможностей эффективного использования ИКТ в педагогической практике.

Распределенность обучения в условиях реализации каскадной модели повышения квалификации позволяет расширить образовательное пространство, разнообразить информационное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса (специализированные базы данных, электронные образовательные ресурсы, компьютерные аудио- и видеоматериалы), организовать опосредованное коммуникационное пространство, используя различные ИКТ-сервисы: видеоконференции, форумы, электронную почту, 1Р-телефонию для обеспечения поддержки профессионального развития педагогов.

Современные тенденции развития образования актуализируют внимание к развитию дистанционных образовательных технологий. Развитие системы дистанционного повышения квалификации педагогов базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования и предполагает интеграцию различных технологий обучения, что ориентировано на повышение эффективности образовательного процесса, нацеленного на наиболее полное удовлетворение потребностей

обучаемых. В значительной степени этому способствует реализация вариативных моделей дистанционного обучения, распространенных в практике образовательной деятельности Нижегородского института развития образования.

Спектр дистанционных образовательных услуг НИРО определяется приоритетными направлениями развития современного образования с учетом образовательных потребностей педагогов:

• совершенствование профессиональных компетенций работников образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения ФГОС;

• формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогических и руководящих работников в условиях информатизации и развития информационно-образовательной среды;

• формирование системы педагогической деятельности с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе использования дистанционных технологий и др.

В процессе реализации дистанционных курсов практикуются различные современные виды деятельности, систематическое обсуждение всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, интересных предложений в форуме, чате, интернет-конференции и т.п. Формы и виды контроля при дистанционном обучении сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности.

В условиях дополнительного профессионального образования педагогов реализация дистанционного обучения, ориентированного на широкое использование современных средств телекоммуникаций, требует эффективных организационных и педагогических решений, способствующих повышению комфортности учебного процесса. В настоящее время значительное внимание уделяется реализации программы проведения вебинаров, тематика которых определяется актуальными задачами развития региональной системы образования и конкретными образовательными запросами педагогических и руководящих работников. В частности, наиболее востребованными в 2011 году были вебинары по вопросам введения ФГОС, нормативно-правовым основам деятельности образовательного учреждения, различным аспектам внедрения электронных дневников и журналов, использования пакета свободного программного обеспечения, организационно-

методического сопровождения реализации приоритетного национального проекта «Образование», организации и методики использования дистанционных образовательных технологий, реализации каскадной модели повышения квалификации и т.д.

Одним из важных факторов успешного внедрения дистанционных образовательных технологий в системе постдипломного образования выступает повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В связи с этим значительное внимание уделяется организации для сотрудников института обучающих семинаров и индивидуальных занятий со следующей тематикой:

• теоретические основы организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

• организационно-методические аспекты внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность НИРО;

• информационно-образовательная среда: назначение, интерфейс, интерактивные возможности;

• разработка и размещение электронных учебных и тестирующих материалов в оболочке дистанционного обучения;

• технология подготовки текстовой и графической информации для размещения в сети Интернет;

• разработка диагностических материалов для анализа эффективности обучения в рамках курсов дистанционного обучения и др.

Результаты различных мониторингов свидетельствуют о том, что внедрение инновационных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

Список литературы

1. Бармин Н.Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. 155 с.

2. Калинкина Е.Г. Модели дистанционного повышения квалификации педагогов / Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: Сб. материалов Международной науч. -практ. конференции, Томск, 22-23 ноября, 2009 г. Томск: Изд-во НОУ «Ведущий институт развивающих технологий», 2009.

3. Калинкина Е.Г. Накопительная система как форма повышения квалификации педагогов в условиях непрерывного образования // Нижегородское образование. № 1. 2010. С. 16-22.

CURRENT APPROACHES AND MODELS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AND MANAGERS IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF EDUCATION

E.G. Kalinkina

The article describes innovative approaches to professional development in the emerging information society and the characteristic features of modern models of professional development being implemented in the practice of the Nizhni Novgorod Institute of Educational Development.

Keywords: information society, post-graduate education, current models of professional development, innovative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.