Научная статья на тему 'Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации'

Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1114
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ / ВЕБИНАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна, Грузинова Юлия Вадимовна

Рассматриваются теоретические и практические аспекты вебинаров как инновационной формы непрерывного повышения квалификации в условиях формирования информационного общества. Представлены модели реализации вебинаров в образовательной практике в целях повышения эффективности постдипломного образования специалистов системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Елена Георгиевна, Грузинова Юлия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBINARS AS A FORM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT: IMPLEMENTATION MODELS

The paper examines theoretical and practical aspects of webinars as an innovative form of continuous professional development in the emerging information society. We consider some models for the implementation of webinars in educational practice in order to improve postgraduate education of professionals in the education system.

Текст научной работы на тему «Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 129-131

УДК 378.046.4

ВЕБИНАРЫ КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ

© 2012 г. Е.Г. Калинкина, Ю.В. Грузинова

Нижегородский институт развития образования

ekalin2012@rambler.ru

Поступила в редакцию 10.05.2012

Рассматриваются теоретические и практические аспекты вебинаров как инновационной формы непрерывного повышения квалификации в условиях формирования информационного общества. Представлены модели реализации вебинаров в образовательной практике в целях повышения эффективности постдипломного образования специалистов системы образования.

Ключевые слова: непрерывное повышение квалификации, постдипломное образование, инновационные технологии и приемы, вебинары.

Развитие современного общества в условиях информатизации связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Современные тенденции развития общества в целом и российского образования актуализируют внимание к развитию дистанционного образования, в основе которого лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без чего невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1]. Целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставление слушателям возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Развитие современной системы дистанционного повышения квалификации базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования. Это во многом определяется совокупностью различных факторов, обусловливающих социальную востребованность открытых образовательных систем: повышение доступности образования,

соответствие содержания и качества образования современным запросам социума и лично-

сти, повышение спроса на дополнительное профессиональное образование в условиях развития информационного общества. Открытость образования нацелена на повышение эффективности образовательного процесса, ориентированного на полное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых.

Актуальность современных форм повышения квалификации в условиях динамичного развития образования предопределяет поиск эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов. Одним из таких средств, получивших в последнее время распространение в образовательной практике, являются вебинары.

Вебинар («webinar», от «web based seminar») - это мероприятие, проводимое с использованием web-технологий в режиме online-трансляции. Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга.

Различные платформы для проведения вебинаров предоставляют также возможность использования таких модулей, как чат(ы); опрос; демонстрация контента; совместная работа и др. Их сочетание позволяет обеспечить решение разнообразных дидактических задач. Во время проведения вебинара посредством аудио- и видеосвязи в режиме реального времени происходит взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Возможность транслирования видео позволяет видеть преподавателя, который

при объяснении материала может демонстрировать презентацию или другие документы. Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ким. Электронная доска позволяет оставлять записи всем участникам веби-нара в соответствии с их правами. Эффективным средством сопровождения лекции является демонстрация рабочего стола с показом действий, которые совершает участник вебинара. Интерактивные средства дистанционного взаимодействия, такие как чат, голосование и опрос, позволяют собрать информацию по тому или иному вопросу. Совместное использование приложений предоставляет слушателю вебина-ра и преподавателю возможность манипуляции программным обеспечением, запущенным на другом компьютере. Управление удаленным рабочим столом пользователя позволяет получить полный контроль над его компьютером. Необходимо отметить, что существует возможность записи и последующего просмотра мероприятия, что существенно повышает заинтересованность слушателей к участию в вебинарах в процессе обучения.

Сущность вебинаров определяет ряд их преимуществ: оперативность, доступность, мо-

бильность, интерактивность, удобство, информативность. Вместе с тем анализ опыта проведения вебинаров позволяет выявить ряд проблем, влияющих на эффективность их использования в процессе повышения квалификации: технические (прежде всего низкое качество каналов связи, скорость Интернета); мотивационные, психологические (готовность к освоению новых средств ИКТ); организационные (наличие организационных условий для проведения и участия в вебинарах); компетентностные (уровень ИКТ-компетентности специалистов системы образования). В целях минимизации рисков, обусловленных данными проблемами, в деятельности Нижегородского института развития образования предусмотрены три модели реализации вебинаров: индивидуализированная, сетевая и смешанная (с тьюторским сопровождением на базе района), также организовано повышение квалификации специалистов муници-

пальных методических служб по вопросам сопровождения участия педагогов в вебинарах.

Технология проведения вебинаров, организуемых Центром дистанционного обучения НИРО, предполагает последовательную реализацию четырех этапов: организационного; подготови-

тельного; образовательного; заключительного.

Организация вебинаров требует эффективного взаимодействия нескольких субъектов, выполняющих различные функциональные обязанности: докладчик(и), модератор, технический администратор, администратор сайта, методист. Технологической основой для организации взаимодействия субъектов служит платформа Adobe Connect Pro, а также система электронного документооборота Directum. Расписание, архив ссылок на видеозаписи проведенных вебинаров, подробная информация о способах подключения к вебинарам, размещается на сайте www.niro.nnov.ru.

В образовательной деятельности Нижегородского института развития образования веби-нары получили широкое распространение с 2011 года, и наибольшую востребованность в 2011 - начале 2012 года имели вебинары по вопросам введения ФГОС, внедрения электронных дневников, организации дистанционного обучения детей-инвалидов, по методике подготовки к ЕГЭ.

Внедрение вебинаров в систему дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

2. Городецкая Н.И., Калинкина Е.Г. Технологии организации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс]: [интерактив. метод. пособие] // Зарегистрировано ОФАП, Москва, 2008 г. № ОФАП-11465, № гос. регистрации 50200801955.

WEBINARS AS A FORM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT: IMPLEMENTATION MODELS

E. G. Kalinkina, Yu. V. Gruzinova

The paper examines theoretical and practical aspects of webinars as an innovative form of continuous professional development in the emerging information society. We consider some models for the implementation of webi-nars in educational practice in order to improve postgraduate education of professionals in the education system.

Keywords: continuous professional development, postgraduate education, innovative technologies and techniques, webinars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.