Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ: ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ)'

ШКОЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ: ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ: ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ)»

зами (концептами), художественным произведением любого вида искусства, творчеством отдельного автора, историей культуры того или иного периода. Динамика таких систем основана на целостности явления и «повторяющихся» в разных эпохах и национальных искусствах образных явлениях (аналогии, ассоциации, сопоставления и пр.). Это позволяет значительно улучшать запоминание огромного материала и пользоваться им при выполнении проблемных заданий. Гибкость мышления, его системность, импровиза-ционность и при этом точность (на уровне словоупотребления в любых учебных ситуациях) — все это качества творческого человека и, с нашей точки зрения, реальность и перспектива современного гуманитарного образования.

На кафедре разработаны новые технологии чтения (аналитического), содействующие пониманию прочитанного. При этом учтены психолого-педагогические

возрастные особенности восприятия, мышления, памяти, внимания читателя; сформулированы методологические принципы интенсивной учебной деятельности, главные из которых: соотнесение частей и целого (с преимущественным вниманием к последнему); соотнесение статичных явлений и динамичных процессов (с преимущественным вниманием к последнему); «сетевая» взаимосвязь явлений в истории художественной культуры (по горизонтали и вертикали).

Поэтапные результаты этого эксперимента отражены в публикациях в газете «Литература», в тезисах выступлений на международных научно-методических конференциях («Голубковские чтения»), конференции, посвященной памяти В. Г. Ма-ранцмана, конференциях Ассоциации гимназического образования (Санкт-Петербург, Нижний Новгород), в диссертационных исследованиях преподавателей кафедры.

ШКОЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ: ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ (по материалам кафедры теории и методики обучения математике)

История кафедры начинается с момента создания института. В 1930-х годах школьная математика стала тем фундаментом, на котором выросло поколение победителей 1945 года, поколение тех, кто стоял у истоков атомной и ракетной промышленности страны. Основой этой математики были учебники выдающегося русского педагога-математика А. П. Киселева.

К сожалению, к концу 1960-х годов содержание школьной дисциплины в угоду пожеланиям ряда ученых было решено реформировать. Судя по некоторым воспоминаниям, одной из причин явилась самая незатейливая: математикам стало обидно, что все успехи страны в освоении космоса и мирного атома приписывались физикам, поэтому нужно было

Верхний ряд (слева направо): Б. Н. Иванов (зав. кафедрой), И. Г. Малышев; нижний ряд (слева направо): И. В. Чуфарина, М. А. Мичасова

Б. Н. ИВАНОВ, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике, кандидат физико-математических наук

напомнить о себе [1]. Безусловно, некоторые изменения в содержании школьной математики к концу 1960-х годов были необходимы, однако реформа пошла по неверному пути введения в средней школе строгой абстрактной математики. При этом не принимался в расчет тот факт, что для детей любая абстракция должна иметь конкретный смысл: «две конфеты», «три яблока» и т. д.

К началу 1970-х годов Горьковский областной институт усовершенствования учителей включал в свой состав кабинет математики, который возглавляла Н. И. Чекунова. В 1974 году, в разгар реформы школьной математики, на должность методиста в кабинет математики был принят А. Г. Баханский — теперь уже старейший работник института, в настоящее время доцент кафедры теории и методики обучения информатике.

Обновление содержания математики заключалось в расширении элементов математического анализа в алгебре и более строгом аксиоматическом подходе к изучению геометрии. Задача подготовки учителей к преподаванию нового курса требовала работы с более чем 1500 педагогами на целевых двухнедельных курсах, в остальные годы — с 800 учителями. Чтение лекций и проведение практических занятий осуществлялись работниками кабинета Н. И. Чекуновой, А. Г. Ба-ханским, О. В. Костровой, В. Я. Братано-вым, а впоследствии — Г. Б. Пичуриной, В. М. Мейлером, А. М. Клокун.

В результате реформы содержание выпускных экзаменов в средних школах серьезно изменилось начиная с 1975 года. Как показала практика, решение о столь радикальном изменении программ и учеб-

ников было непродуманным и не дало нужных результатов. Именно поэтому сразу после внедрения новых программ и учебников начался этап обновления их содержания.

В 1980 году кабинет возглавляла Г. Б. Пичурина, посвятившая институту 26 лет. С 1980 по 1988 год кабинет принял активное участие в проверке альтернативных учебников «Алгебра» (под редакцией Ш. А. Алимова и других) и «Геометрия» (под редакцией Л. С. Атанасяна и других). Базой для проведения эксперимента были выбраны три района Нижегородской области: Балахнинский, где преподавание математики осуществлялось по учебникам «колмогоровского» проекта; Кстовский, где использовался учебник «Геометрия» под редакцией А. В. Пого-релова; Городецкий, где применялись учебники «Алгебра» под редакцией Ш. А. Алимова и «Геометрия» под редакцией Л. С. Атанасяна. Апробация учебников курировалась Министерствами образования России и СССР, интересы которых были различны.

В это время подготовка учителей к преподаванию по новым учебникам сочеталась с тщательным, скрупулезным изучением знаний, умений и навыков учащихся с помощью разработанных в кабинете тестов и контрольных самостоятельных работ. Именно это изучение, а также анализ итогов контрольных работ, проводимых по московским текстам в присутствии представителей министерств образования СССР, России и области в лице сотрудников кабинета, позволяли институту вносить содержательные рекомендации по совершенствованию учебников алгебры и геометрии, многие из которых оказались приняты. Материалы были обобщены, изданы и тиражированы в виде дидактических пособий для 6—10-х классов НИИ школ РСФСР и НИИ СиМО АПН СССР.

Авторами материалов по алгебре являлись Г. Б. Пичурина и А. М. Клокун, по геометрии — А. Г. Баханский, В. М. Мей-

86

Школьный курс математики: этапы реформирования

лер и Б. М. Зив. Сотрудники кабинета Г. Б. Пичурина и А. Г. Баханский были награждены многочисленными грамотами Министерств образования России и СССР, им были присвоены звания «Отличник народного образования России» и «Отличник просвещения СССР».

В 1993—1994 годах в НИРО последовал ряд структурных преобразований, в результате чего сформировалась кафедра математики и информатики. Заведующим кафедрой был назначен кандидат технических наук, доцент В. В. Садовский. Вместе с Г. Б. Пичуриной и А. Г. Баханским на кафедре успешно работали В. Ф. Белых, Л. А. Гнитий, Н. И. Харыбина. Деятельность кафедры осуществлялась по традиционным направлениям. В этот период Г. Б. Пичурина получила ученую степень кандидата педагогических наук и звание доцента. В 1999 году ей и А. Г. Баханскому были присвоены звания «Заслуженный учитель РФ».

В 2002 году произошло внешне незаметное, но весьма важное в жизни института событие — разделение кафедры математики и информатики и создание кафедры теории и методики обучения математике. Новую кафедру возглавил кандидат физико-математических наук Б. Н. Иванов. В состав кафедры вошли высококвалифицированные специалисты: доценты А. В. Калинин, кандидат физико-математических наук; И. Г. Малышев, кандидат технических наук; М. А. Мича-сова, кандидат педагогических наук, и специалист по учебно-методической работе И. В. Чуфарина.

В период с 2005 по 2010 год все школы области переходят на новый региональный базисный учебный план. Основная и старшая школы последовательно, начиная с 1 сентября 2005 года, осваивали новые программы по математике в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Поэтому кафедра ежегодно составляла методические реко-

мендации на очередной учебный год, которые содержали учебно-тематическое планирование для профильных и общеобразовательных непрофильных классов (или профильных классов с изучением математики на базовом уровне). Переход на новый региональный базисный учебный план был подготовлен двухлетним экспериментом по переходу школ Нижегородской области на профильное обучение. В связи с этим для апробации программы и дидактического наполнения к ней было выбрано восемь экспериментальных районов.

Особо отметим, что практически все сотрудники кафедры совмещают работу в институте с преподаванием в нижегородских школах и иной работой с учащимися. Так, доцент кафедры И. Г. Малышев по итогам всероссийского конкурса, проводимого совместно фондами «Династия» и «Современное естествознание», вошел в список 500 лучших российских учителей физики и математики 2009 года. Традиционным направлением деятельности кафедры является проведение квалификационных и экспериментальных курсов, проблемно-тематических семинаров, педагогических мастерских. Только за последние семь лет преподавательский состав кафедры организовал курсы повышения квалификации более чем в 25 районах области. Сотрудники кафедры занимаются научно-исследовательской деятельностью, связанной с модернизацией содержания и технологии обучения, разрабатывают различные учебно-методические материалы.

Особое внимание на кафедре уделяется аттестации учителей, претендующих на высшую категорию. Начиная с 2009 года одной из основных форм подобной аттестации стал экзамен в форме тестирования. Большую помощь в составлении тестовых заданий и обеспечении про-

Сотрудники кафедры занимаются научно-исследовательской деятельностью, связанной с модернизацией содержания и технологии обучения, разрабатывают различные учебно-методические материалы.

цедуры тестирования оказала сотрудник кафедры М. А. Мичасова.

На протяжении многих лет сотрудники кафедры теории и методики обучения математике по результатам работы областной медальной комиссии готовили справку «Анализ работ по алгебре и началам анализа и математике за курс средней школы, представленных в областную комиссию по награждению выпускников золотой медалью». С 2009 года кафедра осуществляет анализ результатов ЕГЭ всех выпускников области.

На всех этапах работы институт активно участвует в подготовке материалов, организации и проведении школьных, районных/городских и областных олимпиад по математике. Вот уже много лет заведующий кафедрой Б. Н. Иванов, а также А. В. Калинин входят в состав областной олимпиадной комиссии по математике. С 2007 года в этой комиссии работает и другой сотрудник кафедры — И. Г. Малышев.

Показателем высокого профессионального уровня преподавателей кафедры явилось участие Б. Н. Иванова и А. В. Калинина в работе предметных комиссий зонального (в 2000 году) и финального (в 2005 году) этапов Всероссийской олим-

пиады школьников по математике. Кроме того, А. В. Калинин, являясь доцентом ННГУ им. Н. И. Лобачевского, уже много лет возглавляет областную олимпиадную комиссию по математике «Таланты земли Нижегородской».

В 2004 году был введен новый стандарт по математике [2; 3] и одновременно с этим образован Федеральный экспертный совет по организации и проведению экспертизы учебной литературы для общеобразовательных учреждений России. Совет работал три года, на протяжении которых Б. Н. Иванов и И. Г. Малышев входили в состав секции математики. За плодотворную работу в Федеральном экспертном совете они получили благодарственное письмо от Н. И. Габрусевой, руководителя Департамента экспертизы учебных изданий при Федеральном агентстве по образованию.

Одна из важнейших задач, которую в настоящее время решают преподаватели кафедры, заключается в подготовке и проведении выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. С этой целью в течение 2008/ 2009 учебного года было проведено более десяти семинаров для учителей школ и преподавателей математики — членов областной экспертной комиссии.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Том, Р. Современная математика— существует ли она? / Р. Том // Математика в школе. — 1973. — № 1.

2. Математика. Примерные программы по математике : сб. нормативных документов. — М. : Дрофа, 2007.

3. Математика. Содержание образования : сб. нормативно-правовых документов и метод. материалов. — М. : Вентана-Граф, 2007.

\

В 2009 году в издательском центре ГОУ ДПО НИРО вышла в свет книга:

Белоусова Р. Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5—7 лет: Методическое пособие

В методическом пособии раскрываются концептуальные основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок. Представлена педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании, способствующая развитию у детей базовых характеристик личности, необходимых для успешного обучения в школе.

Пособие адресовано студентам педагогических колледжей и вузов, педагогам и родителям для работы в условиях вариативных форм дошкольного образования.

V_у

_88 Школьный курс математики: этапы реформирования...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.