Научная статья на тему 'Формирование и развитие принципов исполнения лишения свободы в российском уголовно-исполнительном законодательстве после 1917 года'

Формирование и развитие принципов исполнения лишения свободы в российском уголовно-исполнительном законодательстве после 1917 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ / INSTITUTE OF EXECUTION OF IMPRISONMENT / PRINCIPLES OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитраков Юрий Васильевич

в статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся принципов исполнения лишения свободы, его определение и принципы, лежащие в основе построения и развития правовых норм этого института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRINCIPLES OF IMPRISONMENT IN RUSSIAN PENAL LEGISLATION AFTER 1917

the article deals with the actual issues of execution of imprisonment in penal legislation: definitions, principles and legal regulations

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие принципов исполнения лишения свободы в российском уголовно-исполнительном законодательстве после 1917 года»

Исторический аспект

УДК 343.8 Yu.V. DMITRAKOV*

ББК 67.409.0

Д53 FORMATION AND DEVELOPMENT

OF PRINCIPLES OF IMPRISONMENT IN RUSSIAN PENAL LEGISLATION AFTER 1917

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся принципов исполнения лишения свободы, его определение и принципы, лежащие в основе построения и развития правовых норм этого института.

Ключевые слова: институт исполнения лишения свободы, принципы исполнения наказания.

ЮРИЙ

ВАСИЛЬЕВИЧ

ДМИТРАКОВ*

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

* Начальник

(УФСИН России по Белгородскойобласти). E-mail: [email protected].

Annotation', the article deals with the actual issues of execution of imprisonment in penal legislation: definitions, principles and legal regulations.

Key words: institute of execution of imprisonment, principles of punishment.

Характеризуя сущность института исполнения лишения свободы, сформированного в период Советского государства, следует исходить из того, что этот институт подвергся серьезным изменениям. Анализ исторического материала и законодательства того периода свидетельствует о том, что с каждым годом советская пенитенциарная система все более отходила от европейских систем исполнения лишения свободы. Советское государство в лишении свободы видело две составляющие -карательный инструмент борьбы с классово чуждыми элементами и воспитание правонарушителей, которые обусловили формирование принципа исправления и перевоспитания осужденных.

В первых нормативных актах Советского государства, касающихся исполнения наказания в виде лишения свободы, акцентируется внимание на не-обходимостираздельного содержания осужденных к лишению свободы. Положение об общих местах заключения РСФСР1, принятое в ноябре 1920 г., предписывало в обязательном порядке размещать вновь прибывших осужденных в карантинных помещениях, где они должны были подвергаться всестороннему изучению. Кроме того, оно содержало требования относительно классификации осужденных. Предусматривалось несколько категорий осужденных к лишению свободы: осужденные за преступления, не имеющие корыстного характера; осужденные за преступления корыстного характера; рецидивисты той и другой группы. Все категории подлежали раздельному содержанию в различных разрядах (впоследствии - отрядах), и к ним должно было применяться дифференцированное карательное и исправительно-воспитательное воздей-ствие2. Впоследствии принцип дифференциации условий содержания осужденных в одном учреж-

дении прочно вошел в практику исполнения лишения свободы в России.

Принципы исполнения лишения свободы нашли систематизированное закрепление в ИТК РСФСР 1924 г., в частности: обязательность труда; применение прогрессивной системы лишения свободы; совершенствование и развитие сети трудовых сельскохозяйственных ремесленных и фабричных колоний и переходныхиспра-вительно-трудовых домов; развитие самодеятельных организаций осужденных; классовый подход к распределению осужденных по местам лишения свободы; организация и усиление роли культурно-просветительной работы, общего и профессионального образования; оказание постпенитенциарной помощи освобождаемым; применение льготного исчисления сроков заключения; контроль общественности за деятельностью мест лишения свободы (в рекомендациях по исполнению наказания в виде лишения свободы указывалось на необходимость «наладить работу корреспондентов и систематически освещать жизнь и работу учреждений»); стремление к самоокупаемости ИТУ; организация режима на правильном сочетании обязательного труда заключенных и культурно-просветительной работы.

Хотямногие указанные принципы исполнения лишения свободы Кодекс заимствовал из ранее принятых нормативных актов, в том числе дореволюционных, в нем отражались некоторые совершенно новые принципы, обусловленные спецификой Советского государства. Остановимся на некоторых из них более подробно.

1. Согласно ст. 8 ИТК РСФСР в ИТУ предусматривались все меры к развитию самодеятельности заключенных, направленной на приобретение свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе. Это принципиально новый аспект пенитенциарной политики государства; в нормативных актах Российской империи о необходимости формирования у заключенных какой-либо самодеятельности даже не упоминалось (за исключением, пожалуй, случаев, когда арестанты избирали старшего по камере). В дальнейшем указанный принцип нашел широкое распространение в деятельности исправительных учреждений России. Существует он и сегодня, но оценивать его однозначно нельзя.

2. Принцип контроля общественности проявлялся в том, что в соответствии со ст. 19 ИТК РСФСР (1924 г.) при каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия в составе: начальника места заключения; народ-

ного судьи; представителя бюро профессиональных союзов. Основная функция комиссии заключалась в контроле за законностью принимаемых решений в отношении осужденных.

Наблюдательные комиссии успешно просуществовали до 90-х годов прошлого века и довольно активно (в зависимости от их состава и личности председателя) вмешивались в процесс исполнения наказаний, особенно если возникали вопросы изменения правового положения осужденных. Деятельность комиссий была апробирована временем, и их отмена вряд ли может быть оправдана с позиций современного гуманитарного процесса и формирования гражданского общества.

3. Принцип ресоциализации осужденных нашел отражение во многих нормах Кодекса. Так, система мест заключения предусматривала постепенное расширение свободы передвижения и других прав осужденных. Наряду с домами заключения, где осужденные содержались в строгой изоляции (прототип современного ареста), существовала разветвленная сеть трудовых колоний, куда направлялись осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, если судом устанавливалось, что, принадлежа к трудящимся, они по несознательности совершили преступление в первый раз, случайно или вследствие тяжелых материальных условий и не внушали опасений в смысле побега. Кроме того, в трудовые колонии могли переводиться трудящиеся, осужденные и на больший срок, если до отбытия назначенного судом срока лишения свободы осталось не более пяти лет. Эти категории осужденных могли пользоваться в течение дня свободой передвижения по территории колонии, могли быть отправлены без надзора по разным поручениям за пределы колонии. В целом режим в трудовых колониях должен был быть приближенным к условиям работы и распорядка в соответствующих (сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных) хозяйственных организациях для свободных граждан. Существовали также переходные исправительно-трудовые дома, ставшие прототипом колоний-поселений, созданных в 1963 г. Рассматриваемый принцип впоследствии не только нашел развитие в уголовно-исполнительном законодательстве, но и был положен в основу формирования системы учреждений, исполняющих лишение свободы.

Кодекс уделяет серьезное внимание социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы, которая фактически была возведена в ранг принципиаль-

Истрический аспект

Исторический аспект

ных положений исполнения лишения свободы, составляла обязательный атрибут этого непростого института уголовно-исполнительного права.

Согласно ст. 227 ИТК РСФСР (1924) помощь освобождаемым из мест заключения включала в себя: а) оказание материальной помощи неимущим осужденным; б) оказание необходимой поддержки при возвращении их на родину или на место постоянного жительства; в) предоставление на первое время помещения и питания на льготных условиях; г) предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода; д) устройство мастерских и предприятий для привлечения к труду бывших заключенных; е) приискание им занятий со стороны соответствующих служб; ж) оказание юридической и медицинской помощи; з) профессиональное и общеобразовательное обучение. Организация помощи освобождаемым возлагалась на Г лав-ное управление местами заключения и его местные органы. Как положительную следует расценивать его рекомендацию о создании в структуре учебно-воспитательных частей в местах лишения свободы юридических бюро для консультирования заключенных по правовым вопросам, составления кассационных жалоб, заявлений, просьб и помилований в судебные, следственные и иные инстанции. Допускалось участие в работе бюро и заключенных, обладающих необходимымипознаниями и доверием администрации места лишения свободы3.

В последующие годы исполнение лишения свободы строилось на ведомственных нормативных актах с явным карательным уклоном, а исполнительный процесс сводился к труду и жестким режимным требованиям.

В 50-70-е годы в уголовно-исполнительном законодательстве восстанавливаются многие принципиальные положения исполнения лишения свободы, характерные для законодательства 20-30-х годов: определение правового положения осужденных и его гарантий, прогрессивные условия отбывания наказания с содержанием в различных учреждениях, внимание государства к материально-бытовому обеспечению осужденных, соблюдению законности при применении средств исправления и др.

Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969) и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1970) в общих положениях в опреде-

ленной степени были свободны от классового подхода к правовому регулированию исполнения лишения свободы, более четко формулировали отправные моменты исполнения наказаний. Например, в них был определены и нормативно установлены предмет правового регулирования и система исправительно-трудового законодательства; закреплены основания исполнения наказания; конкретизированы места отбывания наказания; закреплены понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы; установлена обязательность контроля за исправительно-трудовыми учреждениями и определены его формы, а также необходимость участия общественности в исправлении осужденных4.

Вместе с тем развитию принципов исполнения лишения свободы и на их основе выполнению главной задачи - исправление и перевоспитание осужденных мешало стремление администрации во что бы то ни стало выполнять план по выводу осужденных на оплачиваемые работы. Труд стал не только средством исполнения наказания, но и принципом, определяющим эффективность этого процесса.

В ИТК РСФСР были закреплены фактически сложившиеся к концу 60-х годов общественные отношения в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Принятый исправительно-трудовой закон оказался реализуемым практически по всем нормам, то есть сформулированная к тому времени модель развития исправительно-трудового дела (на основе практики) впервые «была полностью воплощена в законодательств©)5 (ранее и впоследствии российские пенитенциарные правовые акты были далеки от действительности, и даже принятый в 1997 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ длительное время во многом оставался лишь намерением).

При подготовке проекта Основ уголовноисполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик был разработан раздел «Принципы исполнения наказаний», включавший в себя целую систему принципов: законности, равенства осужденных перед законом при исполнении наказания, гуманизма, демократизма, справедливости, индивидуализации исполнения наказания, основные средства исправления. Это был не просто перечень принципов, а развернутая правовая их харак-теристика6. Этот документ представлял собой прогрессивный шаг по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства. Нормы-принципы придавали данному кодифи-

цированному нормативному акту совершенно новое качественное значение. Хотя в последующем проект закона не был востребован, его идеи оказали влияние на дальнейшее нормотворчество в России и были учтены в процессе разработки и принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (1997). В нем было закреплено положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство основано на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Однако, будучи декларированы, они не раскрывают своей содержательной части (ст. 8 УИК РФ), их понятийный смысл трактуется лишь в теоретических источниках. Правовая основа исполнения наказаний не стала более качественной и действенной в силу того, что указанные принципы не получили полного оформления в качестве норм-принципов, к которым можно было бы апеллировать, хотя правовые принципы доступны для восприятия и на уровне обыденного сознания, являясь важной частью правовой идеологии. Например, Н. И. Привезенцев, характеризуя принцип законности, отмечает «Законность есть ценность, к которой стремятся и которую потребляют все члены общества (по-видимому, в разной степени)»7.

Действующий УИК РФ, несмотря на выраженный прогрессивный характер, не воспринял многие исторические наработки относительно принципов уголовно-исполнительного права в целом и института лишения свободы в частности. Статья 8 УИК РФ формально и не в полной мере закрепляет принципы уголовноисполнительного законодательства, то есть базовые для отрасли, а также отдельные группы норм, регулирующих исполнение конкретных видов уголовных наказаний. В результате продолжается универсализация принципов исполнения наказания без учета специфики конкретного его вида, хотя в истории уголовно-исполнительного законодательства были попытки выделить и обосновать группу принципов, касающихся исключительно лишения свободы, которые, к сожалению, не нашли последующего развития.

Важно, чтобы в уголовно-исполнительном законодательстве нашли отражение и нормы-принципы данной отрасли права, и нормы-

принципы института исполнения лишения свободы.

Итак, в современных условиях институт уголовно-исполнительного права исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы является наиболее сложным как в реализации правоограничений и мер исправительного воздействия, так и в решении общих социальных задач. Серьезной его проблемой остается то, что на законодательномуровне пока полностью не выстроена система принципов его исполнения, которая охватывала бы узловые вопросы уголовно-исполнительной политики, законодательства, отражала оптимальное соотношение правового положения осужденных с требованиями обеспечения прав человека, личными и профессиональными качествами персонала ИУ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ) и принципы деятельности УИС (ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») являются и принципами исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Однако они не в полной мере отражают важные стороны проявления данного института, а значит, не способны в полной мере придать должную эффективность как правовому регулированию исполнения лишения свободы на определенный срок, так и в целом деятельности государства и исправительных учреждений при решении задачи ресоциализации осужденных.

Степень актуальности принципов исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок и их содержательная часть в значительной мере находят отражение в принципах уголовно-исполнительного законодательства. Эти принципиальные положения отражают существо правового положения осужденных, привносят определенность и конкретность в процесс исполнения данного вида наказания. К ним отнесены следующие требования:

- изоляцию осужденных и исправительное принуждение обеспечивают исправительные учреждения (ч. 1 ст. 56 УК РФ, ст. 74 УИК РФ);

- местом отбывания наказания являются исправительные учреждения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ);

- отбывание осужденными всего срока наказания в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК РФ);

Истрический аспект

Исторический аспект

- правопорядок в ИУ (режим) - основа применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ);

- необходимадифференциация осужденных по видам условий отбывания наказания в пределах одного ИУ (ч. 1 и 2 ст. 87 УИК РФ);

- обязательный характер носит привлечение осужденных к труду (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), участию в воспитательных мероприятиях (ч. 3 ст. 109 УИК РФ), получению начального профессионального образования и к профессиональной подготовке (ч. 1 ст. 108 УК РФ), получе-

нию основного общего образования лиц не старше 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ);

- необходимо оказывать помощь лицам, освобождаемым из исправительных учреждений (гл. 22 УИК РФ);

- государство несет ответственность за обеспечение прав осужденных в местах лишения свободы (ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ);

- государство обеспечивает безопасность и охрану здоровья осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

1 См.: Сборник документовпо историиуголовногозаконодательстваСССР и РСФСР (1917-1952 гг.). М., 2000. С. 83-86.

2 См.: УпоровИ.В. Пенитенциарная политикаРоссии в ХУШ-ХХ вв.: историко-правовой анализ тенденций развития. СПб., 2004. С. 52-59.

3 См.: ГАРФ Ф. 4042. Оп. 4. Д. 2. Л. 12.

4 См.: Уголовно-исполнительное право России / под ред. А.И. Зубкова М., 2000. С. 242.

5 Зубков А.И. Необходимаболее высокая практичность научных исследований в сфере исправительного дела // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе КонституцииРоссийскойФедерации М., 1995. С. 14.

6 См.: Проект Основ уголовно-исполнительногозаконодательстваСоюза ССР и союзных республик/ А.С. Мих-лин, И.В. Шмаров [и др.]. М., 1990. С. 12.

7 ПривезенцевН.И. Законностьв российскомобществе (история, теория и практика). СПб., 1998. С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.