4.16. ПРОБЕЛЫ В НОРМАХ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кириллов М.А., д.ю.н., профессор, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права
Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Особое внимание органами государственной власти Российской Федерации уделяется реформированию деятельности всех правоохрани-тельных органов. Президент Российской Федерации В. В. Путин высказал, что крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний, но наша главная цель - добиться, неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости, повышения социальной направленности и деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. На основе этого принципиального положения и строится работа по реформированию уголовно-исполнительной системы, которая активно проводится в настоящее время. Важное значение придается созданию необходимых условий и внедрению в практику деятельности исправительных учреждений современ-ных, соответствующих международным стандартам средств, форм и методов исправления осужденных.1
По-новому в ч.2 ст. 1 УИК РФ сформулированы задачи данной отрасли законодательства, как отмечал И.В. Шмаров, что «Они охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного законодательства ...».2
В отличие от пенитенциарного законодательства европейских стран в нормах уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации для обозначения самого процесса исполнения и отбывания наказания применяется термин «режим».3 В тоже время, в законодательстве в области исполнения наказании Европейских государств, применяется термин «установленный порядок», «порядок и дисциплина в пенитенциарных учреждениях». В официальных международных документах ООН и в законода-
1 См.: Данилин Е., Наумов С. Ресоциализация осужденных в колониях-поселениях в процессе совместного проживания с семьей. Ведомости УИС. 2003, № 7. С. 30.
2См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Под общей ред. С.В. Степашина - М., 1999. - С. 39.
3Термин «режим» происходит от французского слова «regime». В русском языке это слово означает уклад или образ жизни человека, группы людей, или совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Режим при отбывании наказания - это уклад, порядок или образ жизни осужденного. Наиболее важные стороны этого уклада жизни предусмотрены правовыми нормами.
тельстве многих государств мира применяется термин «обращение» с осужденными.
Ввиду сложного выражения содержания режима исполнения наказания профессором С.В. Позныше-вым было высказано мнение, что о режиме следует говорить в широком и узком значениях. «Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, - писал С.В. Познышев, - обнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей. Под режимом4 в узком значении понимался конкретный порядок отбывания наказания, соблюдение которого обязательно для всех осужденных.
В этом направлении профессор Б. С. Утевский высказал мнение, что режим состоит из совокупности «внешних признаков лишения свободы, специфичных для этой меры репрессии»: распорядка дня, правил передвижения осужденных, их общения с внешним миром, мер поощрения и взыскания и др.5
Однако впоследствии Б.С. Утевский признал, что нельзя сводить режим к совокупности внешних признаков лишения свободы, считая его всеобъемлющим средством правового обеспечения выполнения приговора, и пришел к выводу, что это «Установленный и регламентированный нормами права принудительный порядок поведения заключенных, содержащий элементы кары, имеющий целью исправления и перевос-питание.».6 По его мнению, порядок отбывания наказания «поведения заключенных» как режим - это кара, т.е. само наказание. Б.С. Утевский полагал, что в режиме сочетаются «задачи кары и задачи воспитания»7. Несколько иначе определяет режим Г.А. Однолетков. «В режиме отражается, - пишет он, - суть наказания и присущая ему кара. Без режима нет наказания. Режим отбывания наказания создает и обеспечивает наиболее эффективного применения других средств, а также методов исправления и перевоспитания осужденных... Строгое соблюдение установленных законом требований режима как осужденными, так и администрацией исправительно-трудовых учреждений, является важнейшей гарантией достижения целей наказания - исправления и перевоспитания осужденных, гарантией обеспечения законности в местах лишения свободы.8
Эта идея в той или иной интерпретации развивалась М.А. Ефимовым, А.Е. Наташевым, А.Л. Ремен-соном, Н.А. Стручковым, Г.А. Тумановым, Ю.М.
4В первые режим как термин встречается уже во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» 1918 года, в ст. 7 которой употребляется выражение «режим подследственных». См.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы особенной части.
- М., 1985. - С. 48.
5 См.: Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика.
- М., 1934. - С. 176.
6 См.: Утевский Б.С. Режим как средство исправления и перевоспитания. - М., 1964. - С. 6.
7 См.: Утевский Б.С. Указ. работа. - С. 4, 6.
8 См.: Комментарий к Основам исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. - М., 1972. - С. 75-76.
Ткачевским, И.В. Шмаровым, В.Е. Южаниным и другими учеными.
Так, профессор Н.А. Стручков полагал, что режим, труд и политико-воспитательная работа являются основными и обязательными средствами процесса исправительно-трудового воздействия на осужденных9. Ю. М. Ткачевский хотя и не говорит о том, что режим является воспитательным средством, но из содержания требований, предъявляемых им к режиму, можно заключить, что и он относит его к основному средству исправления осужденных. «Требования режима призваны обеспечить:
1. Обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключалась возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных проступков;
2. Точное и неуклонное выполнение осужденными своих обязанностей;
3. Различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного».10
Глубокое научное и практическое объяснение режима дал И. В. Шмаров: «Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденному правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания»11.
Понятие «режим» применительно к охранительноправовой сфере разрабатывалась в основном наукой исправительно-трудового права. Как правило, отмечает В.Е. Южанин, режим представлялся универсальным правовым феноменом, выполняющим многочисленные функции: карательную, предупредительную, воспитательную, регулирования кары, обеспечения мер исправительно-трудового воздействия. В соответствии с этим в содержании режима отражались разнообразные процессы, происходящие в исправительных учреждениях: и само наказание (условия отбывания,
выражение в правоограничениях для осужденных), и
12
его принудительное ограничение.12
Но в тоже время режим включает в себя целый ряд правил, которые не должны рассматриваться как проявления кары. В частности, правила устанавливают следующие обязанности для осужденных: бережно относиться к имуществу ИУ, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, соблюдать правила личной гигиены, быть вежливыми между собой и в
9 См.: Стручков Н.А. Советское исправительно-трудовое право.-М.,1963. - С. 92.
10 См.: Ткачевский Ю.М. Советское исправительно-трудовое право.- М.: МГУ 1971. - С. 70.
11 См.: Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право.- М., 1998. -С. 307.
12 См.: Южанин В.Е. Реализация наказания в виде лишения свобо-
ды. - Рязань: РИПИЭ МВД РФ, 1995. - С. 108-109.
обращении с персоналом ИУ. Перечисленные нормы направлены на формирование у осужденных дисциплинированности, правильного взаимоотношения в обществе, духовно-нравственных ценностей, культуры быта, социально полезного образа жизни.
Нормы режима направлены на обеспечение реализации «карательной, воспитательной, обеспечивающей и профилактической функцией». Это мнение И.В. Шмарова. В основном, как нам думается, такое деление режимных функций следует признать правильным.
В уголовно-исполнительном законодательстве
впервые четко и полно изложены средства обеспечения режима в исправительных учреждениях. Однако некоторые положения закона требуют пояснения или дополнения. Так, в ч. 1 ст. 82 УИК РФ сказано: «Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».
На первый взгляд, текст этой части не вызывает возражений, но в ч. 2 ст. 82 УИК сказано: «Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных». Из этого текста Е.Н. Зайцева делает вывод, что все то, что перечислено в ч. 1 ст. 82 УИК РФ, является средством исправления осужденных, но она полагает, что это не так. Как уже говорилось выше, средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст.9 УИК РФ: «Режим создает условия для применения других мер исполнения наказания». Можно согласиться с Е.Н. Зайцевой только в той части, где законодатель рассматривает возможность перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ.
Так, в строгих условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка во время отбывания наказания в обычных и облегченных условиях. В данном случае для осужденных существенно ограничены права и прежде всего они проживают в запираемых помещениях, как правило, во всех исправительных колониях все злостные нарушители режима имеющие взыскание пять и более. Что это означает? Это означает то, что в один отряд собраны, во-первых, с грубейшим нарушением принципа дифференциации исполнения
наказаний (ст.8 УИК) и, во-вторых, для совершенствования осужденными своего преступного мастерства, так как для данных категорий осужденных законодатель не предусмотрел раздельного (камерного) содержания.
На наш взгляд, в целях реализация принципа дифференциации исполнения наказаний и усиления нормы режима направленные на обеспечения реализации карательной, воспитательной, обеспечивающей и профилактической функции изменить слова «проживают в запираемых помещениях» ч.4 ст.121, ч. 3 ст.123 УИК РФ заменить словами «проживают в помещениях камерного типа» далее по тексту.
При рассматривании правового регулирования режима в исправительных учреждениях, необходимо подойти к нему как к специфическому, социальноправовому явлению с разных аспектов.
Говоря о проблемах исполнения наказания перед юридической наукой, И. И. Карпец подчеркнул, что одной из первоочередных задач является исследование системы наказаний, что традиционная система пре-терпела весьма серьезные изменения. В последние годы в общем контексте нашей уголовной политики проведена значительная реформа по увеличению применения мер не связанных с лишением свободы. И в этом аспекте наибольшую актуальность имеет в числе прочего определение места в системе наказаний таких институтов, как . перевод и
13
направление в колонии-поселения.13
От того, насколько четко представлены основания применения института колоний-поселений в законодательстве, насколько успешно они применяются, в какой степени они соответствуют социальнополитической направленности данного института, определяют сферу его действия зависит не только эффективность, но и эффективность всей системы исполнения наказания в виде лишения свободы14.
С момента организации колоний-поселений условия направления осужденных в эти учреждения претерпели серьезные изменения.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст.128) предусматривает три вида колоний-поселений с единым правовым статусом: колоний-поселений для содержания осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; колонии-поселения для содержания лиц, впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести к лишению свободы на срок не свыше пяти лет и колонии-поселения для содержания положительно характеризующихся осужденных, переведенных из ИК общего и строгого режимов.
Перевод осужденных из колонии общего и строгого режимов в колонии-поселения осуществляется судом.
13 См.: Карпец И. И. Проблемы исполнения наказания и перевоспитания осужденных. - Исправительно-трудовые учреждения, 1981, №4. С. 5.
14 См.: Клюев Л.В. Указ. работа. Дисс.. канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1984. - С. 88-89.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 УИК РФ в зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишенным свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.
Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:
- из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;
- из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее 1/3 срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее 2/3 срока наказания.
Впервые на законодательном уровне закрепили круг лиц, не подлежащих переводу в колонию-
15
поселение15:
1) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
2) осужденные к пожизненному лишению свободы в случаи замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
4) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
5) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
Таким образом, прослеживая развития института колоний-поселений с момента его правого оформления до настоящего времени, основания его применения можно установить совершенно отчетливую тенденцию: все более и более расширялась16 и расширится сфера действия данного института и далее.
В частности, вызывает возражения создание при исправительных колоний закрытого типа участки колонии-поселения и перевода в них осужденных для дальнейшего отбывания срока уголовного наказания на основании ведомственного нормативного акта.
Хотим напомнить, что из содержания Указа ПВС РСФСР от 26 июня 1963 г., перед колониями-поселениями была поставлена задача закрепления достигнутых в ИК закрытого типа результатов исправления и перевоспитания осужденных, а также подготовки их к жизни на свободе.
15 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М. : изд. «Экзамен», 2005. - С.247.
16 См.: Клюев Л.В. Правовое регулирование исполнения наказания
в колониях-поселениях и вопросы его дальнейшего совершенствования. Дисс.. .канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1984. -С.91.
В настоящее время направление осужденных в колонии-поселения и условия отбывания наказания в этих учреждениях регулируется ст. ст. 128, 129 УИК РФ, где законодатель не упоминает ни слово о создании в ИК закрытого типа - участки колонии-поселения.
Возникает вопрос: а насколько оправдан такой ведомственный подход и чем вызван принятия такого решения?
Постановка отмеченной нами вопроса не случайна. Прежде всего она вызвана, на наш взгляд, тем, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не рассматривает о создании в ИК общего и строгого режимов участков колонии-поселения, во-вторых, применение этого института направлено на решение вопросов адаптации, подготовки осужденных к жизни на свободе.
Семья имеет важное значение в жизни любого человека. Особенно велика ее роль для осужденного. Во время отбывания наказания от семьи исходит моральная, а нередко и материальная поддержка.
В связи с этим впервые (с 1963г.) закреплено возможность осужденных проживать с семьями за пределами территории колонии-поселения, арендуя или используя собственную жилую площадь (п. «б» ст. 129 УИК РФ).
Следует отметить, что жилые помещения, в которых проживают осужденные с семьями, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.
На этот счет Н.Ф. Аблизин и П.Е. Подымов отмечали, что это требование к колониям-поселениям нуждаются в некоторым уточнении. Ведь, естественно, возникает вопрос, как быть с обыском осужденных, проживающих с семьями. Администрация ИТК-поселения может производить обыски в квартирах осужденных-поселенцев лишь с санкции прокурора17.
Мы считаем, вполне справедливым и в правовом отношении законным позиции авторов. Как можно нарушить права граждан на неприкосновен-ность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации).
В связи с этим мы предлагаем дополнить п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ в следующей редакции: «Жилые помещения, в которых проживают осужденные с семьями, администрация колонии-поселения может посещать и производить обыски только с санкции прокурора».
Осужденные-поселенцы наравне с жителями поселков колоний-поселений могут пользоваться услугами торговых предприятий, коммунально-бытовых, медицинских, образовательных учреждений, а так же клубы и библиотеки, находящихся на территории поселка, где расположена колония-поселение.
17 См.: Аблизин Н.Ф., Подымов П.Е. Исправительно-трудовая колония-поселение. - М.: ВНИИОП МООП СССР, 1967. - С. 42.
Не вызывает сомнения, что это обстоятельство является не только проявлением акта гуманности со стороны законодателя, но и действенным стимулом к правомерному поведению осужденных, эффективным средством их более быстрой ресоциализации и создает необходимые условия для сохранения семьи, что во многом предопределяет полноценность и направленность жизни осужденного после освобождения. Как отмечают Е. Данилин и С. Наумов, что совместное проживание осужденных с семьями следует рассматривать как одну из важных, перспективных и необходимых форм работы по исправлению и ресоциализация осужденных18.
Устранение отмечаемых нами моментов было бы возможно, если бы регламентация порядка и условий исполнения наказания в колониях-поселениях осуществлялась, по сути дела, не посредством ряда разрозненных норм, распределенных без всякой видимой связи по всему объему Кодекса, а в отдельном разделе данного законодательного акта, как это сделано, например, в отношении исполнения наказания в виде исправительных работ.
Однако все эти усилия могут оказаться полностью безрезультатными, если назначенное наказание на стадии его исполнения учреждениями уголовноисполнительной системы не достигает законодательно определенных перед ними целей.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
18 См.: Данилин Е., Наумов С. Ресоциализация осужденных в колониях-поселениях в процессе совместного проживания с семьей. Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 7, 2003. - С. 3033.