Научная статья на тему '5. 4. Правовой анализ законодательства, регламентирующего порядок лишения свободы'

5. 4. Правовой анализ законодательства, регламентирующего порядок лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1170
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / POLICY IN SPHERE OF CORRECTION OF THE PRISONERS / CONDEMNED / THE EXECUTIVE LEGISLATION / THE INTERNATIONAL EXPERIENCE / REFORMING OF CRIMINAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Ольга Валерьевна

В научной статье проводится сравни-тельная характеристика действующего ныне пени-тенциарного законодательства и предшествующе-го ему. Основной акцент делается на то, что необ-ходимо в первую очередь проанализировать те цели, которые ставило и ставит перед собой это законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION, IMPRISONMENT REGULATING AN ORDER

In the scientific article the comparative cha-racteristic of the penitentiary legislation operating nowa-days and previous it is spent. The basic accent becomes that it is necessary to analyze first of all those purposes which put and puts before itself this legislation.

Текст научной работы на тему «5. 4. Правовой анализ законодательства, регламентирующего порядок лишения свободы»

5.4. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Соколова Ольга Валерьевна, к.и.н., доцент. Должность: доцент кафедры гражданского права и процесса. Место работы: Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета. E-mail: olga_rgsu@mail.ru Аннотация: В научной статье проводится сравнительная характеристика действующего ныне пенитенциарного законодательства и предшествующего ему. Основной акцент делается на то, что необходимо в первую очередь проанализировать те цели, которые ставило и ставит перед собой это законодательство.

Ключевые слова: политика в сфере исправления заключенных, осужденные, исполнительное законодательство, международный опыт, реформирование уголовного наказания.

THE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION, IMPRISONMENT REGULATING AN ORDER

Sokolova Olga Valerevna, PhD in law, associate professor. Position: associate professor at civil law and process chair. Place of employment: Kursk institute of social education (branch) of the Russian state social university. E-mail: ol-ga_rgsu@mail.ru Annotation: In the scientific article the comparative characteristic of the penitentiary legislation operating nowadays and previous it is spent. The basic accent becomes that it is necessary to analyze first of all those purposes which put and puts before itself this legislation.

Keywords: policy in sphere of correction of the prisoners, condemned, the executive legislation, the international experience, reforming of criminal punishment.

Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь остановиться на тех целях, которые ставило и ставит перед собой это законодательство.

Исправительно-трудовой кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и теории исправительно-трудового права оно не ставит. Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3 УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила ис-

полнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора».

Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.

Кроме того, принятие прогрессивного международного опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных правоведов. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г. определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительно-трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу, то в УИК РФ указывается, что основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что исправительнотрудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только следовала

4'2010

Пробелы в российском законодательстве

из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2 ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в которой была определена система принципов уголовноисполнительного законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК) содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального толкования ст. 8 УИК.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение, и содержание особенной части кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

В УИК РФ дается (в отличии от ИТК

РСФСР)определение исправления осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9 УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).

В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (в ранее действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду - ст.7).

Несомненно, уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне оп-

равданно, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.

Говоря о правовом положении осужденных, следует сказать, что достаточно новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Анализ ряда статей уголовно-исполнительного кодекса наглядно показывает, что права осужденных здесь более совершенны, чем в ранее действовавшем ИТК РСФСР. Теперь же в соответствии со ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Совершенно новым явилось следующее положение ст. 73 УИК РФ: в исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что ИТК РСФСР предусматривал еще раздельное содержание несовершеннолетних, осужденные за умышленные преступления в период отбывания наказания к лишению свободы, а также систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания - от других осужденных, содержащихся в воспитательных колониях усиленного режима.

Отбывание осужденным всего срока наказания в одном исправительном учреждении создает возможность для последовательного, всестороннего и полного изучения его личности, позволяет определить программу его исправления. Отбывание наказания в течение всего срока в одном исправительном учреждении помогает более эффективно использовать срок наказания, что приобретает особый смысл при проведении мер социального воздействия после освобождения, таких как социальная адаптация.

Итак, анализ законодательства пенитенциарной сферы позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне порядок отбывания лишения свободы, разработанность видов мест лишения свободы, защищенность как работников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, так и самих заключенных значительно улучшились, что способствует достижению целей всей системы уголовного наказания.

Список литературы:

1. Артамонова М.А. Криминологические проблемы борьбы с рецидивной преступностью в Венгрии. М.: НИИ МВД РФ, 1993. - 120 с.

2. Аминев Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога.- Уфа, 1997. - 85 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. - М.: Прогресс, 1988. -360 с.

4. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. -М.: Мысль, 1984. - 190 с.

5. Бойцова В.В. Защита прав и свобод человека: Мировой опыт. М.: Изд-во БЕК, 1996. - 130 с.

6. Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы. - М., 2005. -149 с.

7. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 2005. - 340 с.

8. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии: избранные произведения. - М., 1990. - 500 с.

9. Громов В.В. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных. - М., 1999. - 90 с.

10. Горобцов В.И. Проблемы реализации мер пост-пенитенциарного воздействия (Вопросы теории и практики). - Екатеринбург, 1995.-245 с.

11. Дробинин А. Т. Ресоциализация, освободившихся из мест лишения свободы. М., 2000. -175 с.

12. Елеонский В.А. Отношение осужденных к наказанию. - Рязань, 1976.- 49 с.

13. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. - М.: Юрист, 1997. -254 с.

Отзыв

на научную статью Соколовой Ольги Валерьевны

«Правовой анализ законодательства, регламентирующего порялок лишения свободы»

В современных условиях борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных.

В настоящее время в качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта задача конкретизируется и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства.

Вопросы исполнения уголовных наказаний имеют не только прикладное значение, поскольку, во-первых, они всегда актуальны и востребованы в научном осмыслении, теоретизации и систематизации основных положений, а во-вторых, на основе данных теоретических положений разрабатываются научные рекомендации, задача которых - повысить эффективность исполнения наказания и достичь его целей.

Следовательно, научная статья Соколовой Ольги Валерьевны представляет особый научно-практический интерес, поскольку здесь отражен анализ законодательства и целей, которые ставятся перед уголовноисполнительными органами.

Интегрирование РФ в мировое сообщество и международноправовая стандартизация в сфере исполнения (отбывания) наказаний, а также обновление нормативного материала и поиск новых путей развития системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сформировали объективные предпосылки для научного исследования закономерностей, составляющих реалии и перспективы общественной жизни.

С этих позиций необходимо переосмысление не только политики исполнения наказаний, но и принципов уголовно-исполнительной деятельности, основных положений соответствующей функции государства. Именно с этих позиций автор анализирует ряд статей уголовноисполнительного кодекса.

Кроме того, автор научной статьи акцентирует то, что новый уголовноисполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций международноправовых актов. Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определили необходимость разработки системы мер. направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения преступлений.

Актуальным в связи с этим представляется разработка вопросов исполнения наказаний, возможности и степени исправления осужденных, систематизации научного знания в данной области.

Таким образом, научная статья Соколовой О.В. представляется актуальной, содержит анализ нормативно-правовой базы в сфере исполнения наказаний и может быть рекомендована для публикации в журнал «Пробелы в Российском законодательстве».

Отзыв рассмотрен и одобрен на заседании кафедры общих правовых дисциплин « 2010 г.

Подполковник милиции, кандидат юридических наук Овсянников Р.Н.

Подпись Овсяник ко ва Р.Н. (\ закрЛЬ: /У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.