Научная статья на тему 'Формирование и развитие анимационных навыков у будущих преподавателей изобразительного искусства в процессе их профессиональной подготовки в вузе'

Формирование и развитие анимационных навыков у будущих преподавателей изобразительного искусства в процессе их профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / АНИМАЦИЯ / АНИМАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / АНИМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / FINE ARTS / FUTURE FINE ARTS TEACHERS / ANIMATION / ANIMATION SKILLS / ANIMATION TECHNOLOGY / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильцов Валерий Сергеевич

В статье обосновывается роль анимационных навыков в системе компетенций будущих преподавателей изобразительного искусства. В работе рассматривается процесс формирования анимационных навыков студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе обучения изобразительному искусству. В исследовании установлено, что анимационные умения и навыки выступают условием профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства. В статье обоснована актуальность и востребованность анимационной технологии в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, необходимость внедрения анимации в образовательный процесс; указаны перспективные влияния указанной технологии на становление всесторонне гармонично развитой личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильцов Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ANIMATION SKILLS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING IN THE UNIVERSITY

The article substantiates the role of animation skills in the system of competences of future teachers of fine arts. The paper deals with the process of formation of students ' animation skills in the process of their professional training in the system of teaching fine arts. The study found that animation skills are a condition of professional training of future teachers of fine arts. The article substantiates the relevance and relevance of animation technology in the system of professional training of future teachers of fine arts, the need for the introduction of animation in the educational process; the prospects of the influence of this technology on the formation of a comprehensively harmoniously developed personality of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие анимационных навыков у будущих преподавателей изобразительного искусства в процессе их профессиональной подготовки в вузе»

вопрос: «Записи каких музыкальных произведений ты бы подарил другу на День рождения?». Методика «Я» через музыку», предполагала выполнение ряда творческих заданий.

Выводы. Формирование музыкально-эстетической культуры будущих педагогов-музыкантов является актуальной проблемой педагогической науки. В процессе теоретического анализа выделенной проблемы получила дальнейшую конкретизацию сущность понятия «эстетическая культура», «музыкально-эстетическая культура» и определены их структурные компоненты.

Мы рассматриваем эстетическую культуру как составную часть культуры, как совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления. В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание.

Раскрывая сущность музыкально-эстетической культуры, мы подразумеваем по этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый под непосредственным воздействием музыки. Мы еще раз убеждаемся, что музыка ни куда от нас не уходит. Она всегда с нами - старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Слушая её, мы испытываем чудо подлинных открытий. И наша жизнь начинает казаться совсем другой - не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений.

Открывая для себя мир музыки, будущий педагог-музыкант убеждается в том, что музыка - это общечеловеческий язык, который нужно научиться понимать, больше узнавать об истории её создания, её содержании и жанровом разнообразии. Все это - составляющие музыкально-эстетической культуры будущих педагогов, дорога к которой лежит через эмоциональные её переживания, вызванные музыкой. Мы выявили, что формирование музыкально-эстетической культуры обучающегося - это психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогического управления с активной музыкально-творческой деятельностью студентов, основанное на решении различных задач по восприятию, анализу музыкальных произведений с последовательным переходом от репродуктивных к творческим заданиям.

Формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся будет эффективным при условии использования поэтапной системы обучения, которая предполагает развитие эмоционально-оценочного отношения и интеллектуально-творческого подхода к музыкальным ценностям, внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс учреждения высшего образования.

Проблема поиска путей формирования музыкально-эстетической культуры педагогов-музыкантов ещё ждёт своих исследователей, которые внесут достойный вклад в её разрешение.

Литература:

1. Адорно, Т. В. Эстетическая теория: пер. с нем. М. Н. Рудницкого / Т. В. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 526 с.

2. Апраксина, О. А. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / О. А. Апраскина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

3. Беляев, С. Е. Историко-педагогические основы развития музыкального образования на Урале: автореф. дис.... д-ра пед. наук / С. Е. Беляев. - М.: Оренбург, 2000. - 37 с.

4. Бычков, В. В. Эстетика: учебник, 2-е издание / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2008 - 573 с.

5. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

6. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

7. Якушева, С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа / С. Д. Якушева. -Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 177 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Васильцов Валерий Сергеевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АНИМАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье обосновывается роль анимационных навыков в системе компетенций будущих преподавателей изобразительного искусства. В работе рассматривается процесс формирования анимационных навыков студентов в процессе их профессиональной подготовки в системе обучения изобразительному искусству. В исследовании установлено, что анимационные умения и навыки выступают условием профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства. В статье обоснована актуальность и востребованность анимационной технологии в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, необходимость внедрения анимации в образовательный процесс; указаны перспективные влияния указанной технологии на становление всесторонне гармонично развитой личности будущего специалиста.

Ключевые слова: изобразительное искусство, будущие учителя изобразительного искусства, анимация, анимационные навыки, анимационная технология, профессиональная подготовка, образование.

Annotation. The article substantiates the role of animation skills in the system of competences of future teachers of fine arts. The paper deals with the process of formation of students ' animation skills in the process of their professional training in the system of teaching fine arts. The study found that animation skills are a condition of professional training of future teachers of fine arts. The article substantiates the relevance and relevance of animation technology in the system of professional training of future teachers of fine arts, the need for the introduction of animation in the educational process; the prospects of the influence of this technology on the formation of a comprehensively harmoniously developed personality of the future specialist.

Keywords: fine arts, future fine arts teachers, animation, animation skills, animation technology, training, education.

Введение. В настоящее время увеличилось внимание к проблеме формирования всесторонне развитой, духовно богатой и креативной личности. Достижение данной возможно лишь при условии формирования активной личности, представляющей собой источник научного и социального прогресса.

Одной из основных целей современного профессионального образования, наряду с обеспечением его высокого качества и уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, является сохранение творческой индивидуальности личности студента при обучении его применению полученных знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности.

На современном этапе развития высшего образования все рельефнее прослеживается тенденция поиска новых эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Необходимым условием реализации образовательного процесса, по мнению современных исследователей, является перемещение студента в активную познавательную позицию. Формы, методы, технологии и средства обучения должны подбираться таким образом, чтобы студент стал активным субъектом образовательной деятельности.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Это во многом определяет успех возрождения национальных культур, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.

Все вышеизложенное актуализирует поиск путей повышения познавательной активности студентов. Одним из возможных путей повышения познавательной активности студентов - будущих учителей изобразительного искусства и, соответственно, качества их профессиональной подготовки является, по нашему мнению, использование педагогической технологии формирования и развития анимационных навыков обучающихся.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является обоснование потребности мотивации познавательной активности с целью повышения уровня качества профессионального образования будущих преподавателей изобразительного искусства, изучение роли и потенциала технологии развития анимационных навыков в формировании ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью обучающегося. В процессе изучения изобразительного искусства обучающиеся учатся рассуждать, анализировать, делать выводы. Однако успешность их обучения будет зависеть от уровня их познавательной активности, мотивированности к освоению профессионально значимых умений, навыков и способностей.

«Стимулирование и развитие познавательной активности молодых студентов является одной из необходимых задач, стоящих перед педагогической наукой» [4, с. 44].

Так, по нашему мнению, в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства важную роль играет познавательная активность, уровень которой может повышаться путем реализации деятельности с использованием анимационных навыков.

С целью раскрытия сущности познавательной активности студентов рассмотрим цепочку взаимосвязанных понятий «активность», «познавательная активность», «формирование познавательной активности студентов».

Термин «активность» был введен в научный оборот еще Эпикуром. Данное понятие подверглось теоретическому осмыслению в работах Лейбница, Дидро, Гегеля и других философов и мыслителей. Как философская категория «активность» в широком смысле трактуется сегодня в значении всеобщего свойства материи, ее атрибута.

В психолого-педагогической науке проблеме активности посвящены труды А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, Д. Б. Богоявленской и других ученых. На основе анализа их работ можем прийти к выводу, что активность представляет собой сложную характеристику личности, через которую выражается ее отношение к деятельности. Активность - это «совокупность инициативных действий субъекта, обуславливаемых его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями» [8, 2].

В педагогике и психологии на современном этапе выделяют такие понятия, как «социальная активность личности», «физическая активность», «активность сознания», «познавательная активность» и др.

По словам Ю.Ю. Жукова, познавательная активность, являющаяся основным условием профессионального становления будущих специалистов, представляет собой «сложный феномен, который имеет многокомпонентную структуру» [2, с. 31].

Основным признаком познавательной активности, по мнению Д.Б. Богоявленской, является интеллектуальная инициатива как способность продолжать мыслительную деятельность как в рамках поставленных задач, так вне их [1].

Так, основе природы познавательной активности:

- познавательное мышление (Д.Б. Богоявленская) [1];

- познавательный интерес (С.Л. Рубинштейн) [7];

- познавательная потребность (А. Маслоу) [5];

- целеполагание к познанию (В.А. Петровский) [6].

В структуре познавательной активности исследователи выделяют следующие компоненты:

- мотивационный;

- эмоциональный;

- когнитивный;

- деятельностный.

Познавательная активность достигается путем введения обучающегося в познавательную деятельность. По мнению М.Н. Скаткина, на развитие познавательной активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база учреждения образования, и личность педагога [9].

На основе анализа теоретической литературы заключим, что, по мнению исследователей, стимулированию познавательной активности студентов способствуют следующие методы и формы обучения:

- проблемное обучение;

- организация общения, творческого взаимодействия в аудитории;

- организация деятельности общего характера;

- организация сотрудничества и взаимопомощи.

В соответствии с вышесказанным - повышение уровня познавательной активности студентов - будущих учителей изобразительного искусства предполагает мотивацию ее в процессе реализации обучающимися изобразительной деятельности.

Рассматривая теоретические и методические аспекты развития познавательной активности в процессе изобразительной деятельности, С.Л. Колосова выделяет следующие виды активизации:

- внешнюю, включающую стимуляцию восприятия, внимания, взаимоотношение словесного и наглядно-образного, поддерживающего общую работоспособность обучающихся);

- внутреннюю, включающую активизацию мышления, воображения и творчества в процессе индивидуализированной работы студентов [3].

С целью достижения эффективности внешней и внутренней активизации студентов к познавательной деятельности должны использоваться соответствующие методы, формы и технологии обучения.

Применение активных и интерактивных методов обучения, инновационных педагогических технологий на занятиях по изобразительной деятельности способствует введению студентов в ориентировочно-исследовательскую творческую деятельность, благодаря чему происходит развитие фантазии, памяти, познавательных способностей, формируется эстетический вкус, воспитывается самостоятельность.

Занятия по изобразительному искусству становятся более результативными, когда в их основу положено следующее:

- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающей интерес к изучаемой теме;

- принцип сотворчества преподавателя и обучающегося для получения глубоких знаний;

- принцип практического применения полученной информации;

- проведение занятий с анимационным выступлением;

- самостоятельная работа студентов.

Повышению познавательной активности будущих учителей изобразительного искусства в системе образовательного процесса способствует применение нетрадиционных техник изображения. Данные техники стимулируют положительную мотивацию, вызывает положительные эмоции, у обучающихся, снижают уровень боязни использования красок и цветов, страха не справиться с процессом рисования. Использование в учебном процессе видов нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. К преимуществам таких техник стоит отнести то, что они не вызывают утомление у студентов, способствуют сохранению у них высокой активности, работоспособности на протяжении всего времени, отведенного на выполнение учебного задания. К перечню таких техник стоит отнести и работу с анимацией.

Сегодня новое поколение обучающихся с интересом вовлекается в сферу анимационных технологий. Благодаря использованию анимационных технологий в системе профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства эффективнее развивается познавательная активность студентов, исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, осуществляется поиск материала и т.д.

Для полноты использования потенциала анимационных технологий целесообразно в процессе профессиональной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства формировать анимационные навыки.

Цель формирования анимационных навыков в системе профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, по нашему мнению, может быть путем решения таких задач:

- воспитанием художественно образованной личности, умеющей ценить и понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и эстетическое удовольствие.

- эффективным развитием художественного вкуса, чувства стиля студентов;

- обучением студентов пространственному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное;

- создания условий для развития анимационного искусства среди студенчества;

- обучением основам технологической системы в создании анимационных технологий.

- подготовки потенциальных специалистов в области анимационных технологий [10].

Выводы. Теоретический анализ понятий «активность» и «познавательная активность» позволил уточнить сущность познавательной активности студентов и обосновать необходимость ее стимуляции с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в соответствии с современными требованиями государства и потребностями общества.

Одним из путей повышения познавательной активности студентов является вовлечение их в нестандартные формы изобразительной деятельности. В качестве эффективного средства в данном аспекте выступает анимация.

Применение в изобразительной практике студентов анимационных технологий требует организации целенаправленной обучающей деятельности по формированию и развития анимационных навыков студентов. Данная деятельность подразумевает решение изложенных в исследовании задач и создание ряда педагогических условий, среди которых - обеспечение возможности внедрения в учебный процесс анимационных образовательных технологий.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - М.: Изд-во Ростовского университета, 1983. - 216 с.

2. Жуков Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11. -С. 30-35.

3. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. - Сыктывкар, 2000. - 186 с.

4. Лала М.А. Проблема формирования познавательной активности студентов в педагогико-психологической литературе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2012. - № 6. - С. 44-51.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: Феникс, 1992. - 321 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

8. Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - ART 13520. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13520.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

9. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

10. Шаблин М.С. Стимуляция изобразительного творчества учащихся в сфере дополнительного художественного образования с помощью анимационных и педагогических технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - № 17. - С. 132-136.

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель Васянина Оксана Леонидовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИНОСТРАННЫХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматриваются условия конструктивного разрешения конфликта в диаде преподаватель - иностранный слушатель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: педагогические условия разрешения конфликтов в диаде преподаватель - иностранный слушатель; индивидуально-психологические особенности иностранных военнослужащих; специальный курс «Конфликтология»; характеристики уровней образования иностранных военнослужащих.

Annotation. The article deals with the conditions of a constructive resolution of a conflict in a dyad a teacher a foreign servicemen.

Keywords: pedagogical conditions of conflict resolution in a dyad teacher - serviceman; individual psychological characteristics of foreign servicemen; special course "Conflictology"; levels of education of foreign military personnel.

Введение. В современных условиях развитие международных отношений основывается на принципах интеграции. Данный процесс проявляется в области международного военного сотрудничества, связанного с подготовкой в военных образовательных учреждениях России курсантов и слушателей иностранных государств. В настоящее время в условиях интеграции в военных вузах РФ обучаются представители стран ближнего и дальнего зарубежья. К сожалению, конфликты в учебно-воспитательном процессе в диаде преподаватель - иностранный слушатель не являются исключением.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим основные условия формирования конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащих. В первую очередь, социально-педагогические условия т.е. совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса. Анализируя литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что конструктивное разрешение конфликтов в учебно-воспитательном процессе возможно при соблюдении и выполнении ряда педагогических условий.

Также одним из условий является организация и проведение специального курса «Конфликтология» [1, 2, 3]. Неотъемлемой частью данного условия является учебно-методическое обеспечение: внедрение комплекса аудиторных и внеаудиторных форм, методов и приемов обучения преподавателей, работающих с ИВС, с целью положительного разрешения конфликтов. Данное условие нашло выражение в содержании учебного материала занятий спецкурса «Конфликтология».

Цель спецкурса: формирование умений и навыков по разрешению преподавателями конфликтов, возникающих в учебно-воспитательном процессе военного вуза при работе с ИВС посредством изучения вопросов конфликтологии, педконфликтологии в контексте философско-антропологических, социологических, психолого-педагогических и конфликтологических исследований.

Задачи спецкурса:

1) ознакомить преподавателей, работающих с ИВС, с основным понятийным аппаратом в области конфликтологии, сформировать целостное представление о социально-психологических проблемах конфликта, его роли в обществе и методах его разрешения; ознакомить со способами разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе;

2) сформировать навыки разрешения конфликтов в учебно-воспитательном процессе военного вуза при работе с ИВС.

Преподавание данного спецкурса ведётся методом комплексного и системно-проблемного изучения явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий, а также с помощью анализа конфликтных ситуаций и конфликтов, их последствий в преподавательской деятельности при работе с ИВС в военном вузе.

Формы организации занятий по спецкурсу предусматривают сочетание традиционных лекционных занятий с проведением семинаров в конце изученных тем.

На базе Филиала федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.