Научная статья на тему 'Мастер-класс как форма обучения будущих педагогов изобразительного искусства в системе их профессиональной подготовки в высшей школе'

Мастер-класс как форма обучения будущих педагогов изобразительного искусства в системе их профессиональной подготовки в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАСТЕР-КЛАСС / ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПЕДАГОГИ-ХУДОЖНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / FORM OF EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MASTER CLASS / TEACHER-MENTOR / FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS / TEACHERS-ARTISTS / PROFESSIONAL TRAINING / CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломова Елена Станиславовна

Статья посвящена изучению мастер-класса как педагогической технологии и формы обучения будущих педагогов изобразительного искусства. В работе рассматриваются основные теоретические и методические особенности мастер-класса, обосновывает его эффективность как педагогической технологии в системе реализации профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в высшее школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломова Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER CLASS AS A FORM OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS IN THE SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the study of the master class as a pedagogical technology and a form of teaching future teachers of fine arts. The paper discusses the main theoretical and methodological features of the master class, justifies its effectiveness as a pedagogical technologies in the system of professional training of future teachers of fine arts in high school.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс как форма обучения будущих педагогов изобразительного искусства в системе их профессиональной подготовки в высшей школе»

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры живописи, член творческого союза художников России Ломова Елена Станиславовна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению мастер-класса как педагогической технологии и формы обучения будущих педагогов изобразительного искусства. В работе рассматриваются основные теоретические и методические особенности мастер-класса, обосновывает его эффективность как педагогической технологии в системе реализации профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в высшее школе.

Ключевые слова: форма обучения, педагогическая технология, мастер-класс, педагог-наставник, будущие учителя изобразительного искусства, педагоги-художники, профессиональная подготовка, творческое развитие студентов, профессиональное мастерство.

Annotation. The article is devoted to the study of the master class as a pedagogical technology and a form of teaching future teachers of fine arts. The paper discusses the main theoretical and methodological features of the master class, justifies its effectiveness as a pedagogical technologies in the system of professional training of future teachers of fine arts in high school.

Keywords: form of education, pedagogical technology, master class, teacher-mentor, future teachers of fine arts, teachers-artists, professional training, creative development of students, professional skills.

Введение. Сегодня в учебных заведениях все больше внимания уделяется поискам перспективных и эффективных подходов к гуманизации и гуманитаризации образования, стимулированию познавательной активности личности, накоплению опыта ее творческой деятельности.

В реализации этого сложного процесса важную роль играет искусство, позволяющее человеку глубже познать себя, свой внутренний мир, побуждающее к саморазвитию и самообразованию как к формам самосовершенствования. Поиск эффективных путей и форм развития и формирования личности в области искусства особенно актуален относительно решения проблем содержания и форм реализации профессиональной подготовки будущих педагогов изобразительного искусства.

Одним из приоритетных направлений в процессе эстетического воспитания и профессионального становления студентов - будущих учителей изобразительного искусства сегодня по праву признаны мастер-классы как форма обучения, обладающая значительными потенциальными возможностями для создания условий, максимально приближенных к творчеству и художественному искусству.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение педагогического потенциала мастер-классов как одной из продуктивных форм реализации профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Изложение основного материала статьи. Мастер-класс как форма педагогической организации художественной деятельности известна с давних времен. В той или иной степени это было характерно для Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. В эпоху Возрождения эту роль выполняли «ботеги» -мастерские, где проходило обучение художественному ремеслу под руководством мастера. Именно в таких «ботегах-мастерских» формировался потенциал духовных и культурологических ценностей, развивалось высокое искусство, а вместе с ним и общественные отношения, которые выстраивали форму аксиологической культуры [7].

Особую роль в этой связи в социокультурном образовательном пространстве занимает система мастер-классов, как форма передачи «ценностей». Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии. Здесь необходимо отметить, что «проблема ценностей», их открытия, освоения и передачи другим поколениям проходила издревле в рамках специфических мастер-классов при участии наставника [1].

Передача опыта, создание духовно-нравственной среды является «методическим ключом» системы обучения. Известно, что обучение - основной путь получения знаний, умений и навыков под руководством педагогов-наставников, мастеров. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к осмыслению художественных ценностей.

Сегодня «понятие мастер-класс широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании» [3, с. 170].

Большинство ученых убедительно доказывают, что эффективной формой диссеминации передового перспективного педагогического опыта, то есть его обобщения, распространения и передачи, развития педагогического мастерства учителя есть мастер-класс [6].

Одной из наиболее эффективных и популярных форм приобретения знаний, формирования умений, овладения мастерством в области изобразительного искусства был и остается мастер-класс, как процесс постижения творческого мастерства, обмена опытом и взаимодействия, личностного роста как для педагога, так и для обуччающегося.

В настоящее время в педагогической науке возникает необходимость уточнения сущности определение дефиниции «мастер-класс», так как это понятие на сегодня в обществе трактуется как кратковременная демонстрация уровня мастерства. В современном образовательном процессе мастер-класс все чаще используется как эффективная форма организации обучения и воспитания [5].

Понятие «мастер-класс» имеет несколько проявлений в современной теории воспитания и педагогической практике. Мастер-класс - (от английского master-class: master - лучший в какой-либо области, class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим отраслям знания [4].

На основе анализа психолого-педагогической литературы отметим, что современные исследователи определяют мастер-класс как:

- открытую педагогическую систему, дающую возможность демонстрировать новые возможности обучения;

- особый жанр обобщения и распространения профессионального практического опыта;

- фундаментально разработанный оригинальный метод или авторская методика, базирующаяся на своих принципах и имеющая определенную структуру;

- средство передачи концептуальной новой авторской идеи;

- особая форма учебного занятия, основанная на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной задачи или проблемы.

В нашем исследовании - это, в первую очередь, эффективная форма внеаудиторной работы, открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности определенного вида мастерства с целью продуктивного обучения будущих педагогов-художников.

По мнению исследователей О.А. Белобрыкиной и М.И. Кошеновой, «мастер-класс - это, как правило, двусторонний процесс, что, соответственно, предполагает субъект-субъектный тип отношений. Именно этот аспект дает основание рассматривать обозначенный метод как особую школу распознавания смыслов, значений, средств и приемов определенного направления в конкретном виде деятельности» [2, с. 45].

Мастер-класс отличается от других форм презентации опыта тем, что в процессе его проведения происходит непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера-учителя.

Такая форма работы является эффективной для передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

В системе профессионального образования будущих учителей-художников мастер-класс обладает не только весомым практическим значением, но и обеспечивает интеллектуальное развитие и эстетическое воспитание будущего специалиста. Это достигается тем, что в рамках пребывания на мастер-классе студент учиться мыслить нестандартно, творчески и креативно, расширяются горизонты его восприятия, повышается уровень самостоятельности в аспекте художественной деятельности.

По мнению О.В. Бобряшовой, аксиологическая значимость педагогической технологии мастер-класса состоит в том, что при обмене ценностями между наставником (мастером) и обучающимся формируется отношение к познанию окружающей действительности [3].

Основные задачи мастер-класса в учебно-воспитательном процессе высшего педагогического заведения предусматривают:

- преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности;

- овладение профессиональной терминологией той или иной науки (например, искусствоведческой, литературоведческой, языковедческой и т.д.);

- формированию творческих умений и навыков.

С научно-педагогической точки зрения содержательную структуру мастер-классов составляют три основных функциональных блока:

1. Теоретический блок, в рамках которого мастер представляет концепцию по теме мастер-класса. Здесь решается задача усвоения материала по теме, с это целью мастер соблюдает ряд параметров в подаче теории, а именно:

- содержательность;

- доходчивость материала;

- образность;

- новизна.

2. Практический блок, в котором участники разрабатывают заданную тему или решают проблему. Наставник занимается организацией и ведением групповой работы, поддерживает интерес участников творческого процесса к поставленной проблеме и получению ими нового творческого опыта.

3. Презентационный блок, в рамках которого участники мастер-класса представляют творческие результаты.

Обучение будущих педагогов изобразительного искусства в системе «мастер-класса» позволяют найти студентам новый импульс творческой деятельности, и этот импульс рефлексирует в их творчестве. Деятельность студентов в мастерской становится особой творческой, социально-познавательной, исследовательской и коллективной деятельностью.

Мастер-наставник сам, приобретая, прежде всего, опыт социально-коммуникативной компетенции, совершенствует свое мастерство в процессе коллективного сотворчества с обучающимися.

Продуктивности работы в мастерской способствует та атмосфера творческого поиска, которая создается наставником, педагогом. В этой атмосфере каждый участник мастер-класса ощущает внутреннюю раскрепощенность и свободу. При этом важнейшими качествами взаимодействия оказываются сотрудничество, сотворчество, свободное самовыражение.

Отличительная черта мастер-класса как формы и технологии обучения состоит в том, что основная педагогическая и психологическая работа происходит на серьезном, натурном материале, то есть на ценностно-смысловом уровне познания окружающей действительности в художественных образах. Педагог (мастер) показывает, что простые вещи, незаметные в быту, могут быть красивыми, интересными и радостными в изображениях творческого подъема.

Правильная организация всех этапов творческой деятельности - от количества красок и кистей до теплого духовного общения, высокий уровень мастерства - создают условия творческой рефлексии.

Продуктивность обучающего эффекта мастер-классов во многом обеспечивается личностью наставника-художника.

На основе анализа теоретических источников выделим ряд приоритетных личностных качеств художника-мастера. К ним отнесем:

- компетентность;

- позитивный жизненный настрой;

- открытость к обучающимся и уважение к их личности;

- умение мотивировать и вдохновлять студентов;

- способность быть примером;

- эмоциональная стабильность;

- терпение и неутомимость.

По мнению О.В. Бобряшовой, «руководитель творческой мастерской (мастер-класса) должен быть коммуникативно и психологически грамотным, для того чтобы поддерживать потребность в таком обучении и развитии у участников на протяжении нескольких лет» [3, с. 173].

Профессионально-значимые социальные качества педагога-наставника в рамках мастер-класса заключаются в следующих компетенциях:

- умении заниматься поисковой художественно-творческой деятельностью;

- способности понимать студента и уважать его личность;

- умении создавать условия для самореализации каждого участника мастер-класса;

- способности «заряжать» своей творческой энергией обучающихся;

- умении создавать позитивные стимулы для воспитания и развития студентов;

- владении стилем неформального, открытого общения с обучающимися;

- профессиональном мастерстве и педагогическом такте.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе реализации профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства происходит поиск оптимальных путей развития их творческой индивидуальности, формирования ключевых компетенций и профессионально значимых качеств. Одной из эффективных технологий обучения будущих педагогов-художников является мастер-класс, который в грамотном комплексном применении с другими педагогическими технологиями позволит достигнуть высоких образовательных результатов.

Таким образом, мастер-класс - это форма, наполненная объективно продуктивным содержанием. В рамках реализации образовательной деятельности будущих педагогов изобразительного искусства в контексте использования технологии мастер-класса происходит совместное исследовательское творчество мастера-педагога и студентов, создается новый творческий проект, связанный с процессом формирования педагогических позиций и наставничества.

Литература:

1. Андреева Ю. Мастер-класс как форма практико-ориентированного обучения специалистов в области рекламы // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2005. - №11. - С. 31-34.

2. Белобрыкина О.А., Кошенова М.И. Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2016. - № 2. - С. 41-62.

3. Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11. -С. 169-175.

4. Зубова Н.И. Творческие мастерские // Профессиональное образование. - 2006. - №6. - С. 21.

5. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М.: Ось-89, 2002. - 176 с.

6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специольностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

7. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 207 с.

Педагогика

УДК: 378

адъюнкт очной формы обучения, майор Луньков Вадим Юрьевич

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии России (г. Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема внедрения в образовательную практику учреждений инновационной деятельности. Выявлены этапы внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс, а также барьеры вхождения инноваций в образовательные учреждения.

Ключевые слова: инновация, образование, новизна, новшество консерватизм, педагогика, результативность.

Annotation. In this article the introduction problem in educational practice of establishments of innovative activity is considered. Stages of introduction of pedagogical innovations in educational process, and also barriers of entry of innovations into educational institutions are revealed.

Keywords: innovation, education, novelty, innovation conservatism, pedagogics, productivity.

Введение. Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект; гуманистически сориентированным характером взаимодействия участников образовательного процесса; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в постоянно обновляющихся социально-экономических условиях [4, c. 85-86]. В связи с этим исключительно большое значение приобретает инновационная деятельность.

Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем [1, c. 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.