Научная статья на тему 'Исследование уровней художественно творческих способностей будущих учителей'

Исследование уровней художественно творческих способностей будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА / ЖИВОПИСЬ / ШКОЛА / FINE ART / EDUCATION / CREATIVITY / SPIRITUALITY / CULTURE / AESTHETICS / ART / SCHOOL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаходжаева Насиба Анваровна

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современности проблеме подготовки будущих специалистов по изобразительному искусству. В ней также рассматриваются вопросы творческого развития будущих педагогов в процессе учебных занятий по рисунку, живописи и композиции, технологии изобразительного искусства, скульптуре и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровней художественно творческих способностей будущих учителей»

Исследование уровней художественно творческих способностей

будущих учителей Исаходжаева Н. А.

Исаходжаева Насиба Анваровна / Isakhodjaeva Nasiba Anvarovna - старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания, факультет профессионального образования,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена одной из актуальных проблем современности проблеме подготовки будущих специалистов по изобразительному искусству. В ней также рассматриваются вопросы творческого развития будущих педагогов в процессе учебных занятий по рисунку, живописи и композиции, технологии изобразительного искусства, скульптуре и других.

Abstract: this article is dedicated to one of the most pressing problems of the present issue of training offuture specialists in fine arts. It also deals with the creative development of the future teachers in the course of studies in drawing, painting and composition, technology, fine arts, sculpture and others.

Ключевые слова: изобразительное искусство, педагогика, творчество, духовность, культура, эстетика, живопись, школа.

Keywords: fine art, education, creativity, spirituality, culture, aesthetics, art, school analysis.

На современном этапе жизни нашего общества возросли требования к профессиональным качествам будущего специалиста. В новых условиях широкомасштабных реформ выполнение задач, поставленных правительством Республики Узбекистана перед высшей школой, требует от преподавателей глубоких знаний, творческого подхода к воспитанию студентов, основанных на достижениях отечественной и мировой науки, новых педагогических технологий.

Одной из кардинальных проблем настоящего времени является - подготовка будущих специалистов. От уровня подготовки педагогических кадров, в частности на факультетах эстетического цикла, от их теоретических знаний по специальным предметам и в области педагогики, психологии, искусства, профессиональных умений и навыков зависит решение проблемы художественного образования и эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных школах и профессиональных колледжах.

В настоящее время высших педагогических учебных заведений будущие специалисты в процессе учебной творческой деятельности проходят учебные предметы такие как, рисунок, живопись и композиция, технология изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусства, скульптура и другие. В этих занятиях они выполняют учебные задания различной сложности и интеллектуальной напряжённости. Как процесс рождения нового, творчество различным образом входит в их деятельность на разных уровнях проявления от удач в первой пробе до совершенно неожиданного проявления новых способов художественной деятельности. В связи с этим почти все учебные дисциплины художественно цикла, на наш взгляд, почти всегда предполагает проявления творчества, поскольку эта деятельность разнообразна на многих этапах её осуществления.

Овладение теоретическими знаниями и методами навыков выполнения рисунка, живописи, лепке, освоение различных художественных материалов, развитие зрительного восприятия и художественного мышления, совершенствование технических навыков рисования требуют от студентов большой работоспособности,

11

подлинной заинтересованности, увлеченности делом. Формирование названных качеств является существенным фактором развития творческих способностей студентов, предпосылкой их будущей педагогической деятельности. «Студентам творческих специальностей недостаточно овладеть только определенным кругом профессиональных навыков. Видимо, здесь есть нечто, чему нельзя научить, но к чему можно подвести - к творческому развитию...» [3].

Важные вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме развития художественно-творческих способностей и подготовки педагогических кадров по изобразительному искусству разрабатывались в исследованиях В. В. Абрамовой, Г.В. Беды, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Г.В. Смирнова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова, Б. П. Юсова и других. В этих работах были анализированы различные аспекты формирования будущего педагога-художника по предметам изобразительного искусства. Проблемы эстетического воспитания и художественного образования в условиях Узбекистана затрагиваются во многих исследованиях С. Ф. Абдуллаева, С. Ф. Абдирасилова, Б. Б. Байметова, С.С.Булатова, К. Касымова, У. Н. Нуртаева, Б. Орипова, А. Сулейманова, Н. Толипов, и других.

Процесс формирования личности художника-педагога должен осуществляться достаточно полно как в учебно-воспитательной, так и в научно-творческой деятельности.

Особенностью профессионально-педагогической подготовки личности художника-педагога является то, что надо учитывать сложное и длительное преобразование, так как для этого необходим высокий уровень художественно -педагогической подготовки, формирований нравственного мировоззрения, большая эрудиция, культура и развитие творческих способностей.

Формирование профессионально - педагогической подготовки учителя в процессе его обучения в вузе - одна из важнейших проблем художественно-педагогической теории и практики. Раскрытие этих закономерностей залог успешного решения задачи формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей изобразительного искусства.

В научно-педагогических исследованиях существует несколько взглядов на процесс художественно-творческой деятельности. Творческая подготовка будущего специалиста представляет собой постоянный процесс её совершенствования, особенно, когда преодолевается личностный стереотип деятельности.

Исследования деятельности творчества педагогов-художников показывают, что от других людей их отличает особый строй личности, связанный с активной жизненной позицией, целеустремлённостью, постоянным совершенствованием своей художественно-творческой деятельности и духовности. Художественно-творческая деятельность тесно связана с духовностью, поскольку духовность характеризуется потребностью познания для человечества.

Художественное творчество является средством удовлетворения этих потребностей через разрешение поставленной проблемы, активного поиска нового, нетрадиционного способа действий для осуществления художественной деятельности. Всё это идёт на фоне эстетического восприятия предметного мира, оценивание его посредством суждения, соотнесения с идеалом, создания художественных произведений, отвечающих эстетическим требованиям времени. Разумеется, для этого необходимы не только природные задатки, но и специально организованные условия учебной деятельности. «Основой развития творческих способностей и мастерства является сознание. Даже самое простое наложение штриха на рисунке связано с работой ума (штрих по форме). Только сознательно вырабатывая у себя технические навыки, можно постепенно подойти к более сложным действиям, к творческому использованию приобретенных навыков. А для этого мы должны приучить одновременно работать мозг и руку» [2].

12

Своеобразным проявлением художественно-творческой деятельности студентов является способность эстетического восприятия, переживания, оценки и создания своих произведений изобразительного искусства, отличающихся новизной, самобытностью и общественной значимостью. Это сверхзадача обучения, решение которой зависит не только от содержания и организации обучения дисциплинам художественного цикла, но и от сформированных творческих способностей студентов и их личностных качеств. Только в этом случае будет отмечен переход от знаний отдельных способов художественной деятельности к общим подходам к появлению творчества в учебных работах, от умений студента к более обобщённым умениям с широким переносом в различные условия художественно-творческой деятельности.

Чтобы студент достиг творческого уровня учебной деятельности, он должен иметь не только определённые общетеоретические и специальные знания и умения, но и обладать такими качествами личности, как творческая активность, самостоятельность; способность к самообразованию и другие.

Исследование и анализ научный работ показывают, что проблема творческой подготовки личности остаётся, по сей день актуальным. Значительный вклад в решение проблемы внесли исследования таких психологов, как В.С.Кузина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других где рассматривается вопросы подготовки личности художника педагога. Так, известный ученый В.С. Кузин пишет: «Под направленность личности понимаются те цели и побуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности, в своём отношении к окружающему миру» [1].

Для достижения высшего уровня подготовки студентов средствами специальных предметов необходимо надо определить психолого-педагогические условия активизации учебной и творческой их деятельности.

В подготовке будущих учителей изобразительного искусства весьма важную роль играет знания, умения и навыки, необходимые для осуществления художественного образования и эстетического воспитания будущего поколения средствами изобразительного искусства.

Эти качества личности составляют важнейшие компоненты его профессиональной подготовки, обеспечивающие долговременность и возможность их совершенствования в любом виде художественно-творческой и педагогической деятельности.

В заключении следует отметить что, эффективное развитие творческих способностей будущих специалистов возможно лишь при условии их активной целенаправленной деятельности на протяжении всего периода обучения. Важно, чтобы эта деятельность была должным образом организована и обеспечивала решение конкретных задач, связанных с освоением изобразительной грамоты, развитием способностей, совершенствованием умений и навыков в изобразительной деятельности.

Литература

1. Кузин В. С. Психология. Под. ред. Б.Ф. Ломова: Учебник 2е. Изд. Перераб. и доп. М.: Высшая школа. 1982. 74с.

2. Ростовцев Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1987. 77с.

3. Эстетика и пути творчества. Сборник статей.- М.: Искусство. 1977. 143с.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.