Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРИЕНТАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Туйгун Миркозиевич, Расулов Сухайли Миркозиевич

В условиях реформирования системы высшего образования особенно значимой становится проблема создания новой концепции и методологии управления научно-образовательной деятельностью вуза, включающей в себя разработку системы нововведений (инноваций) и комплекс мероприятий по их широкому практическому использованию в деятельности современного вуза. Однозначное определение понятия «инновация» не существует, т.к. каждый автор вкладывает в это определение свой оттенок. Анализ исследования показывает, что качество профессиональной подготовки специалистов в вузах необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворить, с одной стороны, потребности личности в получении конкурентоспособных знаний и умений, а с другой - запросы рынка труда в соответствующих специалистах и уровне их квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расулов Туйгун Миркозиевич, Расулов Сухайли Миркозиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

NON-STANDARD MEANS AND METHODS OF PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL OF COACH TRAININGS OF YOUNG ATHLETES - WRESTLERS

IN HOT CLIMATES OF TAJIKISTAN

Davlatov Dilshod

In this article, the author analyzes the problem of trainingof young wrestlers in hot climate of Tajikistan. Using of non-standard means and methods of pedagogical-psychological training for the young fighters are important condition of physical culture. The article also demonstrates the use of such means and methods of regulation prelaunch conditions as ideomotor method and auditory trainings. Furthermore, the author of the article interprets those kinds of breathing exercises that are similar to Eastern traditions, such as diaphragmatic breathing mobilizing ("force " breathing), etc.

Key words: non-standard methods, pedagogical and psychological training, young fighters, combat, martial combat, the young sportsman, sportsmanship, forceful breathing, technical training.

Сведения об авторе: Давлатов Дилшод - старший преподаватель, зав. кафедрой общеунвирситетской физической культуры Таджикского национального университета. Тел.:(+992)918667329 .

Information about the author: Davlatov Dilshod, senior lecturer, Head of Chair of General University Physical Training, Tajik National University, Tel.:(+992)918667329 .

ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Расулов Т.М., Расулов С.М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

К ключевым понятиям инновация относится также понятие инновационная деятельность, которая представляет собой деятельность субъектов, связанную с разработкой и (или) внедрением нового продукта (услуги, метода, механизма и т.д.), более эффективного, чем предшествующие.

Субъекты инновационной деятельности в вузе -это физические лица и коллективы, непосредственно участвующие в разработке и создании новых образовательных, информационных, управленческих и иных технологий, других новых продуктов интеллектуальной деятельности.

В настоящее время общее признание получила такая точка зрения, согласно ' которой инновационная деятельность является мощным рычагом преодоления спада экономики в нашей республике, реструктуризации промышленности, создания эффективного рынка, наполненного конкурентоспособной продукцией.

Остановимся на некоторых из этих результатов и выделим отдельные проблемы дальнейшего развития инновационной деятельности.

1. На базе ведущих вузов республики созданы системы комплексной поддержки инновационной деятельности, включающей структуры для подготовки и переподготовки кадров (центры инновационного бизнеса), информационно -аналитические центры, центры независимых испытаний и сертификации, рекламно-издательские службы, центры трансферта технологий, технопарки, создана и функционирует вузовская инфраструктура поддержки в сфере науки, которая обладает следующими свойствами:

- сосредоточенность вузов по территории республики;

- высокий научно-технический потенциал вузов;

- универсальность научных школ вузов Таджикистана;

- интеграция инновационной деятельности с подготовкой кадров в области

инновации;

- высокий уровень системы информационного обеспечения, включая локальные

информационные сети с выходом в Internet;

- высокий общественный авторитет высшей школы;

- высокий уровень международных связей в различных областях деятельности;

- стабильность функционирования высшей школы.

В качестве примера успешной реализации проекта создания инновационной инфраструктуры вуза можно привести опыт Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.

1. Приобретен значительный опыт реализации межвузовских инновационных научно-технических программ по созданию и выпуску мелкосерийной наукоемкой продукции в соответствии с перечнем критических технологий и приоритетных направлений развития промышленности. Среди этих программ следует отметить такие, как «Трансфертные технологии, комплексы и системы», «Прецизионные технологии и системы», в выполнении которых участвовали сотни вузов Таджикистана, были привлечены многочисленные коллективы ученых, инженеров, аспирантов и студентов.

В результате созданы десятки высокоэффективных технологий, новые типы приборов и устройств, сотни тонн новых перспективных материалов, специализированные программные продукты и другая наукоемкая продукция, успешно реализованная на внутреннем и внешнем рынках.

При этом получила развитие производственная база вузов и созданных с их участием малых предприятий, а также возникли и прошли, апробации новые коммерческие формы взаимодействия науки и производства.

2. Создана межрегиональная информационная система для обслуживания инновационной деятельности вузов в 3 промышленно-развитых регионах Республики Таджикистан. Она обеспечивает телекоммуникационную взаимосвязь инновационных центров регионов, обмен базами данных по новейшим научным и техническим разработкам вузов и научных организаций АН Республики Таджикистан. На ее основе формируется система электронных торгов, включая объекты интеллектуальнойсобственности. Опыт функционирования этой информационной системы внимательно изучается и заимствуется другими ведомствами Республики Таджикистан.

3. Организационные инновации внесли существенные перемены непосредственно в учебную деятельность высшей школы: изменяются его содержание и технологии; повышаются дифференцированность, вариативность, интегрированность образовательных программ; возникли качественно новые типы образовательных учреждений; начат переход к принципиально новой, личностно ориентированной модели образования.

Привлечение работодателей к оценке качества подготовки выпускников образовательного учреждения предполагает оценку компетенций выпускников на заключительных этапах обучения - в период работы государственной аттестационной комиссии, при государственной аккредитации образовательного учреждения,а также в рамках внутреннего мониторинга качества образования.

Как правило, работодатель оценивает уровень профессиональной общетеоретической подготовки выпускников; базовую подготовленность выпускников к самостоятельной работе по своей специальности на уровне специалиста с высшим профессиональным образованием; умения применять полученные знания на практике; уровень владения иностранным языком; уровень владения ПК, знания необходимые в работе программ; способности работать в команде; способности эффективно представлять себя и результаты своего труда;нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие; навыки управления персоналом; готовность и способность к дальнейшему обучению; способность воспринимать и анализировать новую

информацию, развивать новые идеи; эрудированность, общая культура; уровень подготовки в смежных полученной специальности областях; способность к инновационной деятельности; уровень понимания и осознания этической и профессиональной ответственности.

Оценкауровня удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений профессионального образования осуществляется с помощью анкетирования. С этой целью вузы используют анкету, разработанную Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, или создают свою. Высшее учебное заведение инициирует взаимодействие с работодателями и самостоятельно организует сбор информации.

В формировании и обосновании такой точки зрения существенный вклад внесла высшая школа, имеющая более шестнадцатилетний опыт организации инновационной деятельности в сфере науки и наукоемкого производства. В указанный период удалось достичь результатов, на базе которых возможно развитие инновационной деятельности и в других сферах - производственной, образовательной, организационно-экономической.

В условиях реформирования системы высшего образования особенно-значимой становится проблема создания новой концепции и методологии управления научно-образовательной деятельностью вуза, включающей в себя разработку системы нововведений (инноваций) и комплекс мероприятий по их широкому практическому использованию в деятельности современного вуза. Однозначного определения понятия «инновация» не существует, т.к. каждый автор вкладывает в это определение свой оттенок.

Остановимся на следующем определении: «Инновация в вузе» - это комплекс организационных, финансовых, управленческих, хозяйственных, правовых и социальных решении, основанных на практическом опыте, подкрепленных соответствующими методиками и расчетами, направленных на совершенствование деятельности вуза и предназначенных для их непосредственной реализации в научной, учебной и хозяйственной сфере.

При этом инновация, по нашему мнению, имеют право на признание и использование во всех сферах деятельности вуза, а не только при создании новых образцов техники, материалов, программных средств, новых технологий обучения или обновления производства.

Эксперимент показывает, что по изучению оценочных суждений работодателей о качестве подготовки студентов для улучшение взаимодействия с образовательными учреждениями, организациями и повышение качества образовательного процесса проводится квотное обследование работодателей, которые предоставляют места для прохождения педагогической практики студентам университета и рабочие места выпускникам. Ежегодно в опросе принимают участие руководители базовых учебных заведений, а также ряда организаций, в которых проходят практику и трудоустраиваются студенты университета.Информация собирается с использованием опросного метода - анкетирования. Анкета содержит вопросы закрытого, полузакрытого типа, а также открытые вопросы. Используются как прямые, так и косвенные формулировки вопросов. При описании результатов применяется линейное распределение. Результаты анализа и интерпретации отражают выявленные тенденции. Более подробный цифровой материал содержится в таблицах линейного распределения оценок качества подготовки специалистов работодателями.

Работодатели, которые принимают участие в исследовании, имеют не только богатый опыт работы руководителем, но и достаточно большой стаж работы со студентами (у 64% более 10 лет). 2/3 респондентов высказали заинтересованность в сотрудничестве с профессиональными учебными заведениями, оказывая помощь в подготовке специалистов - принимая студентов на практику, 23% руководителей хотели бы сотрудничать только с педагогическим вузом.

Основными работодателями педагогических вузов являются руководители образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения, школы, лицеи, колледжи, училища, дома творчества и др.). При организации опроса работодателей необходимо учитывать, что, с одной стороны, они являются основными потребителями выпускников педагогического вуза, а с другой - выпускники школ являются абитуриентами высшего учебного учреждения, где оценивается уровень их подготовки, осуществляемой в общеобразовательном учреждении, что обусловливает субъективный характер взаимодействия. Таким образом, между педагогическим вузом и школой простраивается процедура взаимоконтроля, которая имеет и положительные (создание непрерывной системы), и отрицательные (субъективизм в оценке деятельности) аспекты. Преодолению этого будет способствовать объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов экспертной оценки и контроля.

Для повышения эффективности участия работодателей в экспертных оценках педагогических вузов необходимо проводить их обучение и аттестацию работодателей для привлечения их в качестве экспертов. Необходима разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных учреждений в области оценки качества образования. Однако такая система еще не создана. Остается вопрос, кто будет готовить экспертов-работодателей?

Далеко не идеальны механизмы оценки работодателями уровня удовлетворенности качеством профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов. Метод анкетирования, являющийся в настоящее время основным, имеет ряд ограничений, и, следовательно, данные, полученные только таким образом, не могут претендовать на объективность.Вместе с тем следует также формировать критерии объективной внешней оценки, выделенные на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования.

Остается до конца не понятной ни работодателям, ни вузам роль этой экспертной оценки и возможность ее влияния на изменения в профессиональном педагогическом образовании. В то же время происходящие во всех сферах общественной деятельности преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике, напрямую затрагивают профессиональное педагогическое образование. Модернизируется структура образования, повышаются требования к качеству профессионального образования, возрастает конкуренция вузов, меняются запросы потребителей образовательных услуг, и в этих условиях педагогические вузы должны совершенствовать свою деятельность для оказания более качественных образовательных услуг. Высокое качество подготовки специалистов является одной из задач в завоевании доверия работодателей.

Актуализация проблемы качества высшего профессионального образования является результатом возрастающего значения качества не только в образовании, но и в современных производственных процессах, и в обществе в целом. В многих научных исследованиях и образовательной практике обнаруживается многогранность данного феномена, и, следовательно, разнообразие подходов к его изучению и терминологическому трактовано.

Традиционно качество образования рассматривается как комплексный показатель, включающий этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, эффективность деятельности образовательного учреждения, соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Анализ исследований показывает, что качество профессиональной подготовки специалистов в вузах необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности личности в получении конкурентноспособных знаний и умений, а с другой - запросы рынка труда в соответствующих специалистах и уровне их квалификации.

Существуют внутренняя (самооценка обучающихся, оценки индивидуальных достижений обучающихся, внутренний мониторинг качества, самооценка образовательных учреждений и т.д.) и внешняя системы (оценки Национального

аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство) через аккредитацию, систему рейтингов; оценки органов управления образованием; образовательный аудит; оценки работодателей, представителей профессиональных сообществ и общественности; оценки родителей и т.д.) оценивания качества образования. Для профессионального педагогического образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении.

Проводится квотное обследование работодателей, которые предоставляют места для прохождения педагогической практики студентам университета и рабочие места выпускникам. Ежегодно в опросе принимают участие руководители базовых учебных заведений, а также ряда организаций, в которых проходят практику и трудоустраиваются студенты университета. Информация собирается с использованием опросного метода - анкетирования. Анкета содержит вопросы закрытого, полузакрытого типа, а также открытые вопросы. Используются как прямые, так и косвенные формулировки вопросов. При описании результатов применяется линейное распределение. Результаты анализа и интерпретации отражают выявленные тенденции.

Литература:

1. Конститутция Республики Таджикистан. Душанбе, 1994.

2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1993

3. Закон Республики Таджикистан О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Душанбе 2003.

4. Расулов Т. Некоторые подходы к управлению знаниями интеллектуальным капиталом в современной экономике // Инновации - 2003. -№-1(58).-С. 54-60.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Расулов Т.М., Расулов С.М.

В условиях реформирования системы высшего образования особенно значимой становится проблема создания новой концепции и методологии управления научно-образовательной деятельностью вуза, включающей в себя разработку системы нововведений (инноваций) и комплекс мероприятий по их широкому практическому использованию в деятельности современного вуза. Однозначное определение понятия «инновация» не существует, т.к. каждый автор вкладывает в это определение свой оттенок.

Анализ исследования показывает, что качество профессиональной подготовки специалистов в вузах необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворить, с одной стороны, потребности личности в получении конкурентоспособных знаний и умений, а с другой - запросы рынка труда в соответствующих специалистах и уровне их квалификации.

Ключевые слова: высшая школа, инновационная деятельность, система образования, комплексное образование, информационная технология, профессиональная подготовка, научный потенциал, ориентация, интерпретация, аккредитация, конкурентоспособность, работодатель, повышение квалификация.

FORMATION AND ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE

SYSTEM OF EDUCATION

Rasulov T. Rasulov S.

There is a problem of creation of the new concept and the methodology of management of scientific and educational activity of higher education institution, including development of the system of innovations (innovations) and a complex of actions for their wide practical use in activity of modern higher education institution in the conditions of reforming of system of higher education. Unambiguous definition of the concept "innovation" doesn't exist since each author puts the shade in this definition.

The analysis of researches shows that quality of vocational training of experts in higher education institutions needs to be considered as ability of educational system to satisfy, on the one hand, needs of the personality for receiving competitive knowledge and abilities, and on anotherhand - inquiries of a labor market in the corresponding experts and level of their qualification.

Key words: high school, innovative activity, education system, complex education, information technology, vocational training, scientific potential, orientation, interpretation, accreditation, competitiveness, employer, increase qualification.

Сведения об авторах: Расулов Туйгун Миркозиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Таджикского аграрного университета им. Ш.Шохтемура, тел.: (+992) 918 905530;

Расулов Сухайли Миркозиевич - кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания таджикского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992)918 541803.

Information about authors: Rasulov Tuigun Mirkozievich- Ph. D. in Economics, docent Chair of Economics Theory, Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur, tel.:(+992) 918-90-55-30;

Rasulov Suhaili Mirqozievich- Ph. D. in Philology, docent, Head of Chair of Method of Tajik Language and Literature Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.:(+992)918-54-18-03.

ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ И ЛИТЕРАТОРОВ X-XH ВВ.

Файзалиев Дж.Х., Мирганова Н.Р.

Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода, Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII - X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI веке (Авиценна, Абу Хамид Ал-Газали и др.). Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась, прежде всего, в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества [8, 28].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.