Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ И ЛИТЕРАТОРОВ Х-Х11 ВВ'

ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ И ЛИТЕРАТОРОВ Х-Х11 ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПОЭЗИЯ / МЫСЛИТЕЛИ / ГУМАНИЗМ / ДИДАКТИКА / ФИЛОСОФИЯ / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / МОРАЛЬ / НРАВЫ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзалиев Джумахон Холович, Мирганова Нигина Рауфовна

В статье проводится подробный анализ вопросов развития гуманистических идей и их внедрения в образовательную систему средневековья. Отмечается, что дидактическая сущность произведений мыслителей средневековья заключается в том, что будучи литературным творчеством они нацелены именно на развитие мыслительных и творческих, а также на формирование нравственных и особенно гуманистических навыков и ценностей у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ И ЛИТЕРАТОРОВ Х-Х11 ВВ»

FORMATION AND ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITIES IN THE

SYSTEM OF EDUCATION

Rasulov T. Rasulov S.

There is a problem of creation of the new concept and the methodology of management of scientific and educational activity of higher education institution, including development of the system of innovations (innovations) and a complex of actions for their wide practical use in activity of modern higher education institution in the conditions of reforming of system of higher education. Unambiguous definition of the concept "innovation" doesn't exist since each author puts the shade in this definition.

The analysis of researches shows that quality of vocational training of experts in higher education institutions needs to be considered as ability of educational system to satisfy, on the one hand, needs of the personality for receiving competitive knowledge and abilities, and on anotherhand - inquiries of a labor market in the corresponding experts and level of their qualification.

Key words: high school, innovative activity, education system, complex education, information technology, vocational training, scientific potential, orientation, interpretation, accreditation, competitiveness, employer, increase qualification.

Сведения об авторах: Расулов Туйгун Миркозиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Таджикского аграрного университета им. Ш.Шохтемура, тел.: (+992) 918 905530;

Расулов Сухайли Миркозиевич - кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания таджикского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992)918 541803.

Information about authors: Rasulov Tuigun Mirkozievich- Ph. D. in Economics, docent Chair of Economics Theory, Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur, tel.:(+992) 918-90-55-30;

Rasulov Suhaili Mirqozievich- Ph. D. in Philology, docent, Head of Chair of Method of Tajik Language and Literature Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.:(+992)918-54-18-03.

ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ И ЛИТЕРАТОРОВ X-XH ВВ.

Файзалиев Дж.Х., Мирганова Н.Р.

Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода, Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII - X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI веке (Авиценна, Абу Хамид Ал-Газали и др.). Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась, прежде всего, в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества [8, 28].

Мыслители Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.

Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Канди (801-873). Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Канди полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.

Высоко чтил мусульманский мир ученого и философа Ал-Фароби (870 - 950). Ал-Фараби глубоко и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания [4, 93].

Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на «жесткие» и «мягкие». Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания - «жесткое» воспитание.

Более чем в ста пятидесяти трактатах другого выдающегося мыслителя Востока, Ал-Бируни (970-1048), во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи: наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др. Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очищение - от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать[5, 81].

Названный современниками «владыкой наук», советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Абуали Ибн-Сина (980-1037) был философом, педагогом, психологом, писателем и знаменитым ученым-медиком. Он создал более двухсот произведения, в которых содержится ценные идеи об обучении и воспитании. Большинство его педагогических высказываний изложено в книге «Тадбир-ал-манозил» («Правила жизни») и «Ал-Канун» («Канон»), А третья глава и еще один из разделов книги «Шифа» («Исцеление») посвящены вопросам здоровья детей и их физическому воспитанию. В этих трудах Абуали Сино обосновал, цедя и задачи обучения и воспитания. По его, мнению, главное - прививать юному поколению высокое мораль, учит грамоте, науке, ремеслу, заботится о его здоровье. Абуали Ибн-Сина требует, чтобы в учебно-воспитательном процессе учитывался возраст детей. Он говорил, что до шести лет ребенок должен воспитываться в семье, а с шести до четырнадцати - учиться в школе. Предавая большое значение обучению и воспитанию детей в школе, он посвятил этому вопросу специальный раздел в своей книге «Тадбир-ал-манозил». По его убеждению, все дети должны учиться и воспитываться вместе. Абуали Ибн-Сина был против индивидуального обучения детей в домашних условиях, утверждая, что совместное обучение имеет большие преимущества. Если ребенок или подросток станет заниматься вместе со всеми, то не будет скуки и проявится стремление к постижению науки. При совместных занятиях ученик старается не отставать от других. Школьники, обмениваются знаниями, беседуют, рассказывают друг другу интересные истории, которые читали в книгах или слышали от других. Таким образом, они помогают друг другу учиться. Кроме того, когда дети собираются вместе, у них возникает хорошие отношения, и они помогают друг друга в усвоении знаний. Определяя содержание преподавания, Абуали Ибн-Сина предлагает, кроме знакомства с догмами религия, учить детей грамоте, литературе, заниматься их нравственным воспитанием. Он также придавал большое значение физическому воспитанию и рекомендовал заниматься с детьми маршировкой, игрой в мяч, перетягиванием каната, бегом, борьбой и т.п. Абуали Ибн-Сина еще подчеркивал, что школьнику не следует весь день посвящать учебной работе; он должен иметь свободное время, которое мог бы посвятить тому дел, к которому у него лежит душа. С 14 лет каждому юноше надо обучаться какому-нибудь ремеслу, чтобы иметь не только звания, но и профессию [8, 35].

Абуали Ибн-Сина придавал большое значение правильной организации учебного процесса и считал необходимым строить его на таких принципах: 1. Не следует сразу привязывать ребенку к книге. 2. Обучение должно протекать постепенно, от легкого к трудному. 3. Даваемые ребенку упражнения должны быть посильными. 4. Обучение должно быть совместным, ибо в этих условиях ребенок меньше устает. 5. Обучение должно строиться с учетом способностей и склонностей школьников. 6. Умственные занятия должны сочетаться с физическими упражнениями.

В своих трудах Абуали Ибн-Сина важное место отводит нравственности и приличий. Он предлагает прививать детям такие нравственные качестве, как верность, твердая воля, стойкость характера. способности к творческому труду. Ученый призывает людей к скромности, правдивости, честности и утверждает: ценность нравственности заключается в справедливости. Человек должен быть мудрым и вести разумную жизнь. Абуали Ибн-Сина с презрением относился к таким людям, вся жизнь которых состоят в том, чтобы есть, спать, наряжаться и молиться.

В педагогическом учений Абуали Сино большое место занимают наставления о дружбе - как важном нравственном качестве. Он подчеркивает, что настоящая дружба играет в жизни важную роль. Каждому человеку необходим истинный друг. Он служит зеркалом, отражающим все достоинства и недостатки человека. Подлинный друг делит с ним все радости и горести. А значит - если у человека нет такого друга, жизнь его бесцветна я протекает в трудностях. Поэтому великий мыслитель придает столь серьезное значение выбору настоящего друга и советует держаться подальше от плохих друзей.

Большую роль в учебно-воспитательном процессе Абуали Сино отводит учителю в воспитателю. По его мнению, педагог должен быть высоконравственным, волевым, воспитанным, мудрым и честным, здоровым и физически, и духовно, знающим дело обучения и воспитания юного поколения.

В процессе обучения учитель должен применять разнообразные методы и форм обучения в воспитания. В книге «Шифо» предлагается шесть таких методов: I. Объяснительный; учитель разъясняет детям сущность явлений с помощью образов и примеров. 2. Наглядное: использование инструментов и наглядности при обучении тому или иному ремеслу. 3. Назидательное: заучивание стихов и названий растений путем повторения. 4. Воспитательное: обучение приличиям с помощью назиданий. 5. Подражательный: ученик без возражений и рассуждений выполняет то, что приказал его наставник и воспитатель. 6. Предупредительное: Для предотвращения тех или иных нежелательных случайностей знакомить учеников с природными и жизненными явлениями.

Абуали Сино считал, что учителя долины заинтересовывать детей наукой, делать их знания прочными, заставлять учеников постоянно повторять пройденное.

Чтобы речь учителя била понятней, доходчивей, Абуали Сино предлагал: «Прежде чем выразить свои мысли, учитель должен правильно понять сущность вопроса, а потом говорить коротко, ясно на литературном языком. Учитель должен избегать лишних слов». Он также говорил, что наставнику следует выражать свои мысли в доступной для слушателей форме: абстрактная, хотя и образная передача мысли, недоступная возрасту и умственному уровню, не приводят я желаемому результату. Совершенно справедливо и требование о том, что каждое слово, выражения учителя должно быть ясно ученикам. Абуали Сино также рекомендует учителям делать их рассказы выразительными, сопровождать его мимикой и жестами, ибо подобное обучение более доходчиво и делает восприятие школьников эмоциональным3. Абуали Сино предлагает воспитателю хорошо обращаться с детьми, относиться к ним с уважением и любовью, воспитывать их на своем личном положительном примере. Он требовал от воспитателя уравновешенности. По его мнению, тот должен быть не настолько мягким, чтобы воспитуемый проявлял непослушание, и не настолько суровым, чтобы ученик боялся о чем-нибудь спросить.

В педагогических воззрениях Абуали Сино важное место занимает вопрос семейного воспитания. Он считал, что глава семьи должен быть образованным человеком и владеть методами воспитания. Правильное воспитание - важное условие для

обеспечения счастья в семье. Исходя из этого, в книге «Тадбир-ал-манозил» он затрагивает все вопросы, связанные с семейным воспитанием.

Научное и педагогическое наследие Абуали Сино оказало большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли народов Востока. Многие его прогрессивные мысли о воспитании и обучении сохраняют свое значение до сих пор.

Большое внимание проблемам воспитания уделял один из наиболее выдающихся философов Востока Абу Хамид Мухаммед Ал-Газали (1058-1111). Ал-Газали родился в Тусе. Там он окончил среднюю школу, а затем, получив религиозное образование, переехал в Нишапур. Этот город был в ту пору столицей Хорасана и одним из важнейших научных центров. Завершив свое образование у видных ученых того времени, Газоли в 1091 году отправился в Багдад. Как раз в то время было основано медресе Низомия, в котором занималось около трехсот студентов. Газоли был назначен мударрисом (так именовались преподавателя медресе). Наряду с религиозными предметами, он вел в медресе и светские, в том числе - математику. Но фанатичному духовенству это пришлось, не по вкусу и через четыре года Газоли был уволен. После долгих странствий он возвращается в Тус, где завершает свои произведения, которые прославили его имя по всему Востоку.

Взгляды Газоли связаны с суфизмом. Но, невзирая на их, мы находим у Газоли много полезных высказываний об обучения и воспитания. Они оказали заметное влияние на дальнейшее развитие персидско-таджикской педагогической мысли.

Многие педагогические идея Газали выражены в его известных произведениях «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»), «Насихат-ал-мулук» («Наставления правителям»), четырехтомный компендиум ученого «Воскрешение наук о вере» и в других сочинениях, написанных на арабском языке.

Особенный интерес представляет такое утверждение Газали: знания необходимы всем, независимо от профессии, должности и пола. В эпоху, когда феодальная идеология запрещала учиться всем детям, высказывания Газали выглядели не только примечательными, но и смелыми. Он говорил также, что воспитание ребенка следует начинать с малых лет, когда его душа еще совсем чиста и свободна от какого бы, то ни было влияния. Каково будет влияние, таким он станет в будущем. «Чистая душа ребенка подобна нежной жемчужине, принимающей любой узор. Она словно воск, свободна от всяких узоров; она подобна чистой земле, на которой вырастает все, что посеяно»[1:62].

Газоли упоминая и о том, что у детей сильно развито стремление подражать. Их внимание всегда приковано к делам, поступкам и словам учителя, а воспитателя. Последние, как и все окружающие ребенка люди, воздействуют на него своим личным примером. Поэтому, подчеркивал он, учителя должны служить для учеников образцом высокой морали и достойных поступков.

В шестой главе «Насихат-ал-мулук» показана роль наследственности в формировании личности. По мнению Газали, человеческий интеллект - качество наследственное. Постигать науку могут лишь те, кто унаследовал от родителей хорошие умственные способности. Газоли полегает, что способности ребенка зависят от наследственности, и совершенно не учитывает влияние среды и решающую роль воспитания. По его мнению, ум и другие качества своей натуры ребенок впитывает с молоком матери. Поэтому мать (или кормилица) обязательно должна иметь добрые нрав, крепкое здоровья и есть только дозволенную пищу. Если же младенец впитает с молоком отрицательные свойства, она непременно проявится, когда он станет взрослим [2, 113].

Излагая свои мысли о содержании обучения, Газали считал, что в школьную программу надо включать изучение Корана, чтение, письмо, историю, чтение рассказов о мудрецах, о сподвижниках пророка, заучивание стихов. Он говорил также, что детям в школе необходимо давать свободный час для игр.

Придавая серьезное значение нравственному воспитанию, Газоли считал необходимым прививать детям уважение к старшим, честность, правдивость, скромность. Кроме того, он советовал воспитывать их так, чтобы они не хвастали своими благами и не завидовали чужому достатку.

Определяя возрастные ступени обучения, Газоли давал и некоторые советы в области воспитания. Вот они: 1). Детей надо держать подальше от плохих друзей, так как большинство пороков заимствуется именно от них. 2). Родители должны не только кормить и одевать детей, не только создавать им условия для их отдыха, но и воспитывать их, прививать им вежливость и скромность. 3). В учебно-воспитательном процессе следует использовать метод объяснения и назидания. 4). Очень важен и метод одобрения, «Если ребенок совершил хороший поступок и понимает, что значит - делать хорошо, его надо похвалить. Ему надо дарить то, что может обрадовать его и что он сможет показать людям. Если же он совершил ошибку, то раз-другой надо сделать вид, будто этого не заметили, чтобы не расстраивать его»[2:119]. 5). Надо приучать детей применять на практике то, что они выучили. 6). Детям надо угрожать телесным наказанием. Если это не поможет, следует привести угрозу в исполнение. «Если ребенку исполнялось десять лет и он совершил дурной поступок, учитель должен применить к нему физические меры воспитания». 7). С детьми надо быть приветливыми и ласковыми, выражать свое радость по поводу их хорошие поступков и тем самым радовать их. «Делать кислое лицо и отказываться от таких дел - недостойно верующего, особенно по отношению к ребенку» [2, 121].

Одна из благороднейших традиций Востока с древних времен состояла в том, что ученые, писатели и государственные деятели для обучения и воспитания подрастающего поколения вообще или для своих собственных детей - в частности писали всевозможные «Насихатнома», «Панднома» («Книга назидании», «Книга наставлений») и т.п. С помощью этих произведений они прививали детям и юношеству лучшие нравственные качества.

Великий гуманист Унсуралмаоли Кайковус в 1082-83 году написал для своего сына Гелоншаха книгу «Кобуснома». Он описал в ней свой жизненный опыт и наблюдения, включив в книгу те наставления по обучению и воспитанию, которые содержали произведения, написанные до него. «Кобуснома» состоит из 44 глав. Вместе с религиозными наставлениями все они, в основном, посвящены проблеме воспитания молодого поколения. Особое место здесь занимает вопрос о гуманное отношений к окружающему миру. Автор высказывает важные мысли о последовательности в занятиях и серьезном подходе к выбору и освоению профессии. В книге подробно и убедительно показана необходимость всестороннего умственного и физического развития человека [9: 39].

Педагогические идеи Кайковуса, выраженные в «Кобуснаме», преимущественно адресованы детям аристократии, так как, по его мнению, обучение и воспитание ребенка должно осуществляется в семье, в присутствии родителей; посему в книге нет сведений о школьной системе обучения. Обращаясь к родителям, автор говорит: «Если даст тебе бог сына, то прежде всего дай ему хорошее имя, ибо это - один из отцовских долгов. А затем поручи его разумным и ласковым кормилицам»[9:42].

Основная идея этой книги заключается в том, что детей надо воспитывать так, чтобы они росли разумным, честным, справедливым, гуманным, вежливым, физически здоровым, чтобы занимались полезным делом. Автор «Кобуснома» выступал за целеустремленное воспитание юношества. По его мнению, цель обучения и воспитания таковы. 1. Готовить юношество к достойной жизни. 2. Обеспечивать молодое поколение необходимыми знаниями и умениями. 3. Прививать юношеству основы положительной морали. 4. Воспитывать молодое поколение в религиозном духе, о тем чтобы оно дополняло религиозные обряды и готовило селя к духовной жизни [9, 113].

Подчеркивая роль знания в жизни, Кайковус писал: «Ум без умения - это тело без одежды, человек без лица... Можно увеличить богатство при помощи ума, но ум от богатства не появится. Чтобы не знать стыда и позора, надо учиться» [9:116].

Кайковус призывает юношество изучать и ремесло. Об этом говорятся в 6-й главе, «Знай и помни, что человек без профессии бесполезен, словно колючий кустарник, которые имеет ствол, но не дает тени и не приносит пользы, ни себе, ни другим»[9:92].

«Постигай ремесло и нее стыдись учиться, слушать добрые слова, чтобы жить без стыда. Смотри на добро, постигай, где у людей добро и зло, где грех и труд. Постигай, в чем их польза и вред. Держись подальше от того, что приближает людей к вреду, в поближе к тому, что приближает их к пользе. Изучай то, чего не знаешь. Это приносит тебе две вещи: ты либо займешься тем делом, которое знаешь, либо изучишь то, чего не знаешь»[9:106]. Нет лучшего сокровища, чем мастерство, нет худшего врага, чем дурной нрав; нет более великой вещи, чем знание; нет лучшего украшения, чем совесть. Поэтому делай так, о, сын, чтобы всегда постигать знания; и что бы ты ни увидел - старайся не потратить, впустую и чеса без приобретения знаний. В «Кобуснома» особое внимание уделяется культуре поведения; в частности - культуре речи в шутках, в острословии, в обращения о родителями в вообще со старшими.

Литература

1. Абу Хамид Газали. Кимиеи саодат. - Тегеран. 1334 х. (на перс. яз.)-402с.

2. Абу Хамид ал-Газали. Ат-тибр ал-масбун фи насихат ал-мулук. - Каир, 1319 г.х.

3. Абу Хамид Газали. Ихиа улум ад-дик ("Воскрешение наук о вере").- М.: Наука. 1980.

4. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1985.

5. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973.

6. Аль-Фараби. Философские трактаты.- Алма-Ата: Наука, 1970.

7. Мирзоев Г. Изучение классической таджикской литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Дис. канд. наук. - Душанбе, 1970.

8. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. - Душанбе,1962.

9. Унсуралмаали Кайковус. Кобуснома. - Душанбе: Адиб. 1990.

10. Шомухамедов Ш. Развитие гуманистической мысли персидско-таджикской литературы. - Ташкент: Фан, 1968.

ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ УЧЕНЫХ И ЛИТЕРАТОРОВ X-XII ВВ.

Файзалиев Дж.Х., Мирганова Н.Р.

В статье проводится подробный анализ вопросов развития гуманистических идей и их внедрения в образовательную систему средневековья. Отмечается, что дидактическая сущность произведений мыслителей средневековья заключается в том, что будучи литературным творчеством они нацелены именно на развитие мыслительных и творческих, а также на формирование нравственных и особенно гуманистических навыков и ценностей у подрастающего поколения.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, мышление, творчество, поэзия, мыслители, гуманизм, дидактика, философия, Ислам, религия, добродетель, мораль, нравы, качества личности.

HUMANISTIC ORIENTED METHOD OF ORGANIZATION OF TRAINING IN CREATION OF SCIENTISTS AND WRITERS OF THE X-XII CENTURIES

Fayzaliev J.Kh., Mirganova N.R.

The article gives a detailed analysis of the issues of development of humanistic ideas and their implementation in the educational system of the Middle Ages. It is noted that the essence of the didactic works of thinkers of the Middle Ages is that as a literary work they focus precisely on the development and creative thinking, as well as on the formation of moral and especially humanistic skills and values in the younger generation.

Key words: education, training, thinking, creativity, poetry, thinkers, humanism, didactics, philosophy, Islam, religion, virtue, morality, morals, personality traits.

Сведения об авторе: Файзалиев Джумахон Холович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзода;тел.: (+992 37) 2325000; (+992) 918 506324; (+992) 93 3553132. e-mail: f.jumakhon@mail.ru

Мирганова Нигина Рауфовна-кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра науки и инновации Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.:(+992) 93 5584538.

Information about authors: Fayzaliev Jumakhon Kholovich, Ph.D in Pedagogy sciences, docent, Chair of Pedagogy and Psychology, Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda, phone.: (+992 37) 2325000; (+992) 918 506324; (+992) 93 3553132. e-mail: f.jumakhon@mail.ru

Mirganova Nigina Raufovna, Ph.D. in Pedagogy, associate professor,Chief of Center for Science and Innovation, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, phone: (+992) 93 5584538.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Раджабов Т.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Сегодня школе требуется педагог, способный активно участвовать в инновационных процессах изучать индивидуальные особенность, возможности ребенка и на основе это проектировать и организовывать образовательное воспитательный процесс в образовательном учреж- дении. В связи с этим будущей специальности должен иметь подготовку в области исследовательской работы, позволяющий осуществитесь ее в дальнейшем в профессиональной деятельности. В этом заключается цель подготовки будущих учителей к исследовательской деятельности согласно стандарты ВПО последний поколения Республики Таджикистан выпускник педагогического вуза с квалификаций «бакалавр» должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области научно- исследовательской готовность, исследовать систематизированные теоретические и практические знания для определения к решения исследовательских задач в области образования, способность разрабатывает современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательное процесса, задач воспитания и развития личности способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Итак, профессиональная деятельность учителя является потенциально творческой. Возможности для реализации этого потенциала определяются как субъективными особенностями учителя, так и спецификой самой деятельности учителя-предметника. Поэтому, определяя место и значение исследовательской деятельности в работе учителя математики, остановимся на составе его профессиональной деятельности.

Состав профессиональной деятельности учителя, его структура и функциональные компоненты выделены и проанализированы в ряде работ известных ученых [1,2,4,5, 20]. Рассмотренные в них модели и структуры заметно различаются и описывают изучаемый объект с различных позиций.

Состав и структура профессиональной деятельности учителя математики также неоднократно рассматривались в методических исследованиях. В докторской диссертации М.А. Кудайкулова [8] на языке умений разработана структурная модель-классификация профессиональных умений учителя математики, в которой выделены группы общественно-политических умений, общенаучных, психолого-педагогических, специальных и, наконец, профессионально-методических, которая в свою очередь делится на подгруппы - обще методические ("стандартизованные" и специфические) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.