Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ'

ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ / АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ (СПАРТА И АФИНЫ) / ГЕРАКЛИТ / ДЕМОКРИТ / СОФИСТЫ / СОКРАТ / ПЛАТОН / АРИСТОТЕЛЬ / СЕНЕКА / КВИНТИЛИАН / КОНФУЦИЙ / ЧЖАН БО-ДУАНЬ / АБУ ХАМИД АЛЪ ГАЗАЛИ / АВВА ДОРОФЕЙ / ИБН БАДЖА / "ДОМОСТРОЙ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пятков Фёдор Фёдорович, Старчеус Татьяна Андреевна

Целью статьи является выявление феномена эмпатии в процессе развития педагогической мысли на примере истории педагогики. Методом выявления феномена эмпатии является анализ идей, мыслей философов с древнейших времён до настоящего времени. В данной статье (часть1) рассматривается исторический период с древнейших времён до средневековья, во 2 части период со средних веков до настоящего времени. Результат анализа: демократические изменения в обществе - основа для проявления эмпатии в воспитании. Вывод: проявления феномена эмпатии в педагогической мысли - это объективный процесс демократизации общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY PHENOMENON IN THE CONTEXT PEDAGOGICAL THOUGHT

The aim of the article is to identify the phenomenon of empathy in the development of educational thought in the example of the history of education. The method of identifying the phenomenon of empathy is the analysis of ideas, thoughts of philosophers from ancient times to the present. This article (Part 1) is considered a historical period from ancient times to the Middle Ages, in the 2nd part of the period from the Middle Ages to the present. Result analysis: the democratic changes in the society - a basis for developing empathy in education. Conclusion: The manifestations of the phenomenon of empathy in pedagogical thought - this is an objective process of the democratization of society in general.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Пятков Фёдор Фёдорович

магистр педагогики, Амурский педагогический колледж, г. Благовещенск

Старчеус Татьяна Андреевна

магистр педагогики, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

EMPATHY PHENOMENON IN THE CONTEXT PEDAGOGICAL THOUGHT Fedor Fedorovich Pyatkov, M.Ed., Amur Teachers College, Blagoveshchensk Starcheus Tatiana Andreevna, M.Ed., Amur State University, Blagoveshchensk

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является выявление феномена эмпатии в процессе развития педагогической мысли на примере истории педагогики. Методом выявления феномена эмпатии является анализ идей, мыслей философов с древнейших времён до настоящего времени. В данной статье (часть1) рассматривается исторический период с древнейших времён до средневековья, во 2 части период со средних веков до настоящего времени. Результат анализа: демократические изменения в обществе - основа для проявления эмпатии в воспитании. Вывод: проявления феномена эмпатии в педагогической мысли - это объективный процесс демократизации общества в целом.

ABSTRACT

The aim of the article is to identify the phenomenon of empathy in the development of educational thought in the example of the history of education. The method of identifying the phenomenon of empathy is the analysis of ideas, thoughts of philosophers from ancient times to the present. This article (Part 1) is considered a historical period from ancient times to the Middle Ages, in the 2nd part of the period from the Middle Ages to the present. Result analysis: the democratic changes in the society - a basis for developing empathy in education. Conclusion: The manifestations of the phenomenon of empathy in pedagogical thought - this is an objective process of the democratization of society in general.

Ключевые слова: эмпатия, исторические этапы развития педагогики, первобытнообщинный строй, Античная Греция (Спарта и Афины), Гераклит, Демокрит, Софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Лао-Цзы, Конфуций, Чжан Бо-Дуань, Абу Хамид алъ Газали, Авва Дорофей, ибн Баджа, ''Домострой".

Keywords: empathy, historical stages of development of pedagogy, the primitive communal system, Ancient Greece (Sparta and Athens), Heraclitus, Democritus, Sophists, Socrates, Plato, Aristotle, Seneca, Quintilian, Lao Tzu, Confucius, Zhang Bo Duan, Abu Hamid Ghazali lyd al, Dorotheus, Ibn Baja, "Domostroy"

Первоначальное определение эмпатии, как вчув-ствование или постижение внутреннего мира другого лишь частично отражает суть этого явления. Эмпатия - это симпатия, сопереживание, сочувствие, перевоплощение, способность вжиться в любой объект или событие.

Объект исследования - феномен эмпатии. Предмет исследования - процесс проявления феномена эмпатии в истории педагогической мысли.

Гипотеза: проявления феномена эмпатии в педагогической мысли как объективный процесс демократизации общества в целом.

Первобытно - общинный строй. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, а воспитание было тесно связано с бытом, выглядело бессистемно, стихийно. В государствах Древнего Востока человек формировался в рамках жесткой и личной зависимости. Идея индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте. Акцент на жесткие формы и методы воспитания и проявление феномена эмпатии не имело объективных причин.

Таблица 1

Идеи педагогической мысли в ПОС и в Древнем Египте.

ЭПОХА ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЫСЛИ ЭМПАТИЯ

Первобытнообщи-ный строй Бессистемно, стихийно

Древней Восток Жесткие формы и методы воспитания.

Древний Египет Семейное воспитание и обучение Нравственное воспитание: подготовка к загробной жизни, Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек.

Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что в Древнем мире осознавали значение воспитания. "Кодекс Хаммурапи"- за подготовку сына к жизни нес ответственность отец. Царь Соломон: "мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей"[3].

Античная Греция (Спарта и Афины). Целью воспитания считалось подготовка мужественных и выносливых воинов. В Афинах - целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие

человека. Идеальным считался тот, кто прекрасен и физически, и нравственно. Гераклит (520-460гг. до н. э.) высказал идеи: "всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными".

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал воспитание тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Идеи Демокрита повлияли на становление взглядов софистов ^-М вв. до н. э.).

Софисты, т.е. мудрецы, оказались первыми профессиональными учителями. Крупнейший представитель

философии софистов - Сократ (470/469-399гг. до н.э.). Нравственное самопознание и самосовершенствование -главное. "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье - это устранение противоречия между личным и общественным бытием. Ученик Сократа Платон (427-347гг. до н.э.) требовал разностороннего воспитания. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

В Древнем Риме целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека. Римский философ Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) считал, что образование должно формировать самостоятельную личность. "Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", "Надо жить для

_Сравнительный анализ идей педагогической м

других, чтобы жить для себя» (проявление эмпатии). Квинтилиан (42г.-ок.118г. н.э.). "Ораторское образование": «Нельзя прибегать к физическим наказаниям (проявление эмпатии), ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества».

Первые христианские общины. Воспитание было ориентировано на Библию. Любовь ко всем людям (проявление эмпатии), идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Нравственные ориентиры: "Не убий", "Не укради","Возлюби ближнего своего"(эмпатия). Из евангельских текстов видно, что Иисус Христос был странствующим учителем.

Из таблицы 2 видно, что в Древней Греции - прародительнице наук и искусства, где был заложен фундамент мироздания, духовные ценности всего человечества, зародились принципы демократии, - можно проследить проявления эмпатии.

Таблица 2

:ли Древней Греции, Древнего Рима и эмпатии_

ЭПОХА Ф.И.О. ПЕДАГОГА-МЫСЛИТЕЛЯ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭМПАТИЯ

Древняя Греция Пифагор (VI в. до н. э.) Своеобразный свод правил нравственного поведения Идеальным тот, кто прекрасен физически и нравственно

Гераклит (520-460 гг. до н. э.) 1) Нравственность как свойство человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), 2) Разум и чувства как орудие познания, 3) Разум как главный критерий истинности познания "Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"

Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Три дара: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Человек является ее частицей —"микрокосмосом"

Софисты, т. е. мудрецы Предлагали свои знания за определенное вознаграждение, оказались первыми профессиональными учителями нравственное самопознании и самосовершенствование

Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). 1) Главная жизненная цель человека - нравственное самосовершенствование. 2) Человек - обладатель разумного сознания, направленное на добро и истину. 3) учение о доброй природе человека

Древний Рим Сенека (4г. до н.э. - 65г. н. э.) Самостоятельная личность Нравственное воспитание "Надо жить для других, чтобы жить для себя»

Квинтилиан (42 г. -ок. 118 г. н. э.) 1)Уверенность в положительных основах человеческой натуры, 2)Нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Нельзя прибегать к физическим наказаниям

Раннехристианские общины 1)Любовь ко всем людям 3)2) Идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Любовь ко всем людям

Китай - древняя цивилизация. Веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, умеющего "заглянуть глубоко в себя (эмпатия) и установить мир и гармонию в

своей душе" (эмпатия). В основе воспитания лежало уважение к старшим (эмпатия). Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказал Конфуций. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими

качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Это первая в истории человечества идея всестороннего развития личности: "Если не можешь совершенствоваться сам, то, как ты сможешь совершенствовать других людей?", «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего» (проявление феномена эмпатии). Эта мудрость стала золотым правилом морали [2]. "Учитель и ученик растут вместе"(эмпатия) - "Книга обрядов" Даосизм (основатель Лао-Цзы - VII в. до н. э.), рассматривал образование как путь к гармонии человека и неба.

_Сравнительная характеристика

Чжан Бо-Дуань - «Одно в другом», «Всё во всём» (эмпа-тия), нет разделения мира на мир природы и социума. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Буддийская педагогическая традиция пришла из Индии в Китай. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека (эмпатия) через процесс самопознания и самосовершенствования. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека (эмпатия). Главная цель воспитания - обретение высоких духовных и нравственных качеств.

Таблица 3

эй мыслителей Китая и эмпатии

Ф.И.О. ПЕДАГОГА-МЫСЛИТЕЛЯ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭМПАТИЯ

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) «...уважать всякого как самого себя и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего». «Жень», Конфуций отвечал: «Это значит любить людей». "Заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе". Эмпатия - основа общения Интерес не политике или экономике, а к состоянию души человека Любовь ко всем людям.

Лао-Цзы «Дао-Дэ Цзин» « ...слабое,мягкое преодолевает сильное и твёрдое» «Инь переходит в Ян, Ян переходит в Инь.» «Один раз Инь. Один раз Ян. Это и есть Дао- Путь.» перевоплощение, способность вжиться в любой объект или событие вчувствование перевоплощение

Чжуан Чжоу «Чжуан-цзы» «Небо и Земля рождаются со мной, а все вещи составляют единство с «я» «Надо отбросить все различия и раствориться в мире. Дао - это и есть я» Постижение внутреннего мира другого, Вчувствование Перевоплощение

В таблице 3 видно, что представители китайской философии рассматривали воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, идеи о постижении внутреннего мира другого, вчувствовании, перевоплощении, о способности вжиться в любой объект о растворении в мире, об интересе к внутреннему состоянию души другого человека, т.е. проявление феномена эмпатии.

В исламском мире проблемы воспитания в раннюю эпоху ^П-Х вв.) не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль

Сравнительная характеристика педагог

Газали и др.), где разрабатывали проблемы гармонического развития личности. Они сами были эталоном гармонии. Абу Хамид алъ Газали (1056/59-1111). Четырехтомный компендиум "Воскрешение наук о вере" посвящен развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания (проявление феномена эмпатии). Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки (проявление феномена эмпатии).

Таблица 4

эских идей исламского мира и эмпатии

ЭПОХА Ф.И.О. ПЕДАГОГА-МЫСЛИТЕЛЯ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭМПАТИЯ

Исламский мир алъ Фараби (870-950) Подвести человека к стремлению совершать добрые дела. Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание учиться, то уместны мягкие методы. Ели же подопечный злобен, нерадив, оправданы наказания - "жесткое" воспитание. идеи гармоничного развития личности.

алъ Газали (1056/59-1111). Нравственное начало формируется путем самовоспитания, которое начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки

алъ Бируни (970-1048) Цель воспитания - нравственное очищение от бесчеловечных обычаев Нравственное очищение

Ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980-1037) Ибн Сина мечтал о всеобъемлющем воспитании и развитии средствами музыки, поэзии, философии. Наказывать надо наедине, чтобы не унижать ребенка. Не унижать ребенка в его собственных глазах

ибн Баджа Авенпаце (конец XI в.-1139) Нравственное самосовершенствование Нравственное самосовершенствование

В таблице 4 видно, что в основе идей представителей исламского мира лежали общефилософские и социальные воззрения. Нравственное самосовершенствование, нравственное очищение средствами музыки, поэзии, философии (проявление феномена эмпатии) например, в трактатах "мудреца мудрецов" ибн Баджа (Авенпаце (конец XI в.-1139).

Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни. Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом

были отважные, добрые и сильные герои былин. "Домострой" требует повиноваться старшим, любить детей и заботиться о них. "Не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не бражничать, не насмехаться, не помнить зла". Важные сведения об идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096), который требует воспитания любви к Богу почитать старших, любить отечество, не отлынивать от работы, творить добро. Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился.

Таблица 5

Сравнительная характеристика педагогических идей восточных славян и эмпатии

ЭПОХА Ф.И.О. ПЕДАГОГА-МЫСЛИТЕЛЯ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭМПАТИЯ

Восточные славяне "Домострой" Повиноваться старшим, любить детей и заботиться о них. "Не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не помнить зла". 1)Не обижать чужого, 2) Любить детей и заботиться о них.

Владимир Мономах (1053-1125) "Поучения» - подражание детей отцу

Из таблицы 5 видно, что идеи воспитания славян были отражены в «Домострое», «"Поучения» - своде законов, который воспитывал высокие идеалы. Но в результате нашествия монголо-татар уровень жизни на Руси резко снизился. Следовательно, не было объективных причин для проявлений феномена эмпатии на Руси.

Вывод. Проявления феномена эмпатии возможно было только тогда, когда наблюдались в обществе экономический расцвет, идут попытки проникнуть в суть природы человека, разрабатывали проблемы гармонического развития личности. Идеалом общества становитися воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего "заглянуть глубоко в себя (эмпатия) и установить мир и гармонию в своей душе". В таких обществах есть объективные причины для проявления феномена эмпатии, например - Китай, Исламский мир.

Если в обществе идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо и личность растворялась в семье, касте, то акцент в воспитании идёт на жесткие формы и методы воспитания. Следовательно, для проявления феномена эмпатии нет объективных причин и общество идёт по авторитарному пути развития, например

Индия. В средневековой Руси идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо и личность находилась под влиянием татаро - монгольского ига. Следовательно, для проявления феномена эмпатии нет объективных причин, и общество идёт по авторитарному пути развития. Дальнейшее развитие общества и дальнейшее проявление эмпатии, мы рассмотрим во второй части данной статьи.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Издательский дом "ФОРУМ" - "ИНФРА-М", 1998, - 113 с. Электронное оформление "СВОБОДНЫЙ ДОСТУП" 2003

3. Конфуций. « Лунь - Юй» «Книга обрядов» img0.liveinternet.ru >images/attach_3690516_YUy.d oc

4. "Притчи иудейского царя Соломона" rifmnet.ru >pritchi_solomona.html

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Ситниченко Марина Ярополковна

канд. пед. наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

профессор кафедры теории и практики начального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.