ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Расулов Т. М., Расулов С. М.
Таджикский аграрный университет имени Ш. Шохтемур Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Исследования показывает, что роль знаний в экономическом развитии стремительно растет, в преуспевание все более зависит от способности людей получать новые знания и применять их в жизни. Высказывая мнение о переходе к новой экономике в Республики Таджикистан - экономике основанной на знаниях, многие ученые экономисты отмечают, что фактически речь идет о третьей экономической революции. Возросшую значимость знаний в современном мире подтверждает и появление новых понятий, таких как информационное общество, экономика знаний, интеллектуальный капитал и др.
В связи с этим среди отраслей национальной экономики приоритет должно получить образование. Все это свидетельствует о том, что образование в Республики Таджикистан выдвигается в число центральных факторов развития человечества и в свою очередь приводит к мысли о необходимости трансформации учебных заведений в более «ответственную образовательную среду» строящуюся в соответствии с механическим мировоззрением ХХ1в. логике концепции самоорганизующегося мира .
Достижение механизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий ушедшего столетия. В итоге было доказано, что закон физики о росте энтропии справедлив и для замкнутых систем, что же касается открытых диссипативных систем, то они обладают потенциалом развития в сторону создания все более сложных структур. Именно открытость (система называется открытой, если она обменивается энергией, веществом и информацией с окружающей средой) в сочетании и интерактивностью (взаимозависимостью компонент) и нелинейностью делает систему предрасположенной к созданию новых форм и структур. Главенствующую роль в природе играют не порядок, а стабильность и равновесие.
Система образования представляет сегодня совокупность трех взаимодействующих компонентов Государственных образовательных стандартов и государственных программ; сети образовательных учреждений; органов управления образования.
Для понимания сути данного определения, необходим его анализ с точки зрения системной методологии. В традиционном понимании образование (в том числе и профессиональное) - это, несомненно, система. Система образовательных (государственных, негосударственных, муниципальных) учреждений, различающихся по самым разным параметрам, но прежде всего, по уровню и профилю Однако такое вертикально-горизонтальное многообразие образовательных учреждений само по себе не может служить основанием для системного статуса.
Еще более тридцати лет назад американский ученый Г. Кумыс по этому поводу писал «Пользуясь термином «система образования», мы имеем в виду не только несколько ступеней и видов формального образования (начальное, среднее, высшее, общее, специальное), но и все те систематические программы и формы образования и подготовки, которые лежат за их пределами. Эти так называемые неформализованные виды образования охватывают, например, обучение взрослых, ликвидацию неграмотности, подготовку на производстве и т.д.
Все эти виды образовательной деятельности, вместе взятые, независимо от того, кем они финансируются и направляются, составляют общие организационные усилия органов управления Республики Таджикистан в области образования. То что, общее сближает систему образования со всеми прочими видами производительной деятельности заключается в том, что она требует определенных затрат, необходимых для
хода процесса, конечным результатом которого является выпуск продукции, отвечающей целям данной системы образования.
Вложение в образование и его продукцию следует рассматривать через их внешние связи с обществом, так как они помогают увидеть и ограниченность ресурсов системы образования и те факторы которые, в конечном счете, определяют её продуктивность. Эти вложения, процесс, выпуск продукции и цели, которые ставит перед собой система, составляют органическое целое, находящееся в постоянном движении. Поэтому для того, чтобы определить состояние той или иной системы образования, усовершенствовать её и разумно планировать пути её развития, необходимо целостное рассмотрение взаимосвязи между её основными компонентами» представлены многочисленные компоненты вложений в систему образования со стороны общества, а также продукция системы поступающая в распоряжение общества и оказывающая на него многообразное влияние .
Таким образом, в Законе Республики Таджикистан «Об образование понятии «система образования», отмечается следующее.
а) Образование в силу своей специфической роли в обществе представляет собой систему, которая может быть построена по разным основаниям из-за сложности самого объекта исследования и собственно научных интересов исследования (система учреждений образования, система методов обучения, система знаний, система образовательных ценностей и т.д. )
б) Система образования обладает относительной самостоятельностью даже в самые критические моменты общественных переворотов и должна играть опережающую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы образования . в). Нынешняя система высшего образования Республики Таджикистан, обладает достаточно структурированный и иерархичный выстроенный характер, что позволяет ей обеспечить потребности общества и отдельной личности в разных уровнях и типах профессиональной подготовки специалистов, преемственность образовательных программ и непрерывность профессионального и общего образования в соответствии с принципами, обозначающими современные образовательные системы обществ.
В связи с этим правомерен следующий вопрос: «Что конкретно придает образованию системные свойства?» Отвечая на него, академик Академии наук Республики Таджикистан Т. Н. Назаров объясняет следующее: «Прежде всего, наличие общих, инвариантных качеств, характеризующих как систему в целом, так и образующие её компоненты, независимо от их уровня и профиля.
К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прочность, преемственность, целостность. Можно утверждать, что указанные и, по-видимому, некоторые другие качества, свойственны любым образовательным системам».
Действительно, в свете сегодняшних системных представлений об образовании его главным фактором является целостность, то есть не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования. К числу других основополагающих, факторов отнесем также структурированность и целевую принадлежность. В нем показано, что профессиональному высшему образованию присущи указанные выше именно эти три основополагающих фактора, дает основу считать его системой с точки зрения системного анализа.
Отметим наиболее важные свойства системы высшего профессионального образования.
Во-первых, она является открытой системой. Как известно, для таких систем свойственно динамическое взаимодействие с окружающим миром, стремление к нарастанию усложненности и дифференциации.
Во-вторых, система высшего профессионального образования является нелинейной, в ней нет жесткой детерминации, и нельзя однозначно признать конечный результат. Это свойство следует из сложности системы .
В-третьих, система высшего профессионального образования является в определенной мере самоорганизующейся, способной к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию. Как отмечается в работе эта система дышит теми изменениями, которые непрерывно происходят во внешней среде и среде внутренней. Она не только детерминирована внешними обстоятельствами экономического, политического и социально-культурного происхождения, но и сама детерминирует эти обстоятельства.
Выделим так же и основные классификационные признаки системы профессионального образования. В качестве критериев их выделения возьмем: сложность, способы создания и управления.
Образование целесообразно рассматривать в виде некой большой системы макросистемы, в которую в подсистем входят в явно или неявно выраженном виде компоненты, относящиеся к соответствующему представлению об образовании, которой свойственны практически все качества «большой системы»: целенаправленность, управляемость, иерархическая многосвязанность, многокритериальность, относительная устойчивость и т.д.
По способу происхождения система образования относится к классу естественных систем, т.е. систем возникших в результате естественных процессов. Детализируя далее можно сказать, что система образования является социальной- экономической системой.
С точки зрения управления система высшего профессионального образования является системой организационного управления, у которой управляемый объект есть люди, коллективы людей. Управляющие взаимодействия в таких системах направлены на организацию и согласование поведения коллективов людей и имеют информационный характер. Для таких систем справедливо следующее кибернетическое определение управления: управление есть целенаправленный процесс переработки информации.
Системный подход - это всего лишь признание того, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими целями. Практически системный подход - это системный охват, системные представления, системная организация исследований; это метод исследования, при котором учитывается большое число факторов, определяющих работу того или иного технического устройства, деятельность живого организма, ход общественного явления и др.
В нашу задачу исследования входит детальное рассмотрение социально-экономических проблем высшего профессионального образования именно с позиции системного подхода. Вместе с тем, по мере необходимости, строя свои дальнейшие рассуждения, мы будем апеллировать именно к нему.
Система образования в Республики Таджикистан - это, прежде всего институт, исполняющий в обществе функции по получению, накоплению, хранению и передаче, новым поколениям образцов поведения, знаний, умений, навыков, традиций. Однако отношения общества и системы образования, отношения власти и системы образования никогда не были легкими. Все зависит от ответа на вопрос о том, какой величина средств вкладывается в образование:
- если расходы на образование - это инвестиции, и они служат целям наращивания человеческого капитала, как основы национального богатства, то их надо наращивать.
- если расходы на образование - это непроизводственные затраты, то их надо сокращать.
Ответ на этот вопрос лежит в сфере политики. Он определяется мерой понимания процессов происходящих в стране и мерой ответственности перед страной у сложившейся правящей элиты. Уверенно можно сказать одно - образование в Республики Таджикистан становится экономическим тяжестью, раздражающим власти своими претензиями на
государственный бюджет, проблема системы образования на внешние воздействия (давления) проявляется в изменениях конечных продуктов её деятельности.
Эти изменения в системе высшего образования Республики Таджикистан определяются трансформациями, происходящими в масштабах производства конечных продуктов, их структуры, в направлениях и темпах трансформации конечных продуктов системы образования. Реакция системы образования на давление задающих систем может быть пассивной и активной.
Пассивная реакция - это реакция функционирования, и приспособления. Если она доминирует в системе образования, то это означает отсутствие программы развития образования или сознательный отказ систем управления от функции системы образования.
Активная реакция - это реакция развивающейся системы, реакция активной работы по разрешению актуальных проблем, по противодействию негативным и по поддержке позитивных социальных тенденций. Это реакция целевого созидательного программного действия.
Система образования в активном режиме - это инновационная деятельность продвижения в обществе передовых образцов культуры, новых идей, технологий, знаний. Именно по такому принципу развивалась в последние годы система высшего профессионального образования Республики Таджикистан.
Система образования Республики Таджикистан испытывает огромные социально-экономические нагрузки и давления, вызванные изменениями сложившихся связей с мировым сообществом, социальными институтами, изменениями спроса потребителей на услуги системы образования, изменениями её роли в обществе Эти изменения носят системный характер, они являются задающими, вынуждая систему образования или приспосабливаются к изменяющимся условиям, реализуя адаптивную, приспособленческую, гувернёрскую, обслуживающую функцию системы образования; или активно реагировать на внешние условия изменения, создавая благоприятную среду для системы образования, активно противодействуя негативным тенденциям. Рассогласованность или несоответствие давлений на систему образования, и её реакций на них порождает проблемы системы образования. Проблемы в системном смысле ведут, во-первых, к дезадаптации системы, к неспособности создавать благоприятные условия для существования системы, или, во-вторых, являются стимулом развития, выражая потребности актуальной среды к системе.
Главным элементом (подсистемой) в системе высшего профессионального образования является вуз (университет, академия, институт). Его организационная структура, способы управления, ресурсное обеспечение, механизмы взаимодействия с партнерами, конкурентами, работодателями, органами власти и другими социальными институтами за последние годы существенно изменились. Это дает нам основания рассматривать современный вуз как некоторый образовательный комплекс, включенный в систему многообразных связей и отношений различных подсистем и институтов общества.
Социально-экономическая сущность этого комплекса в информационном постиндустриальном обществе заключается в следующем. Образовательная деятельность пронизывает все современное общество и тесно связана практически с любой сферой деятельности человека, с той или иной отраслью экономики. Поэтому трудно определить, где оканчивается влияние образовательного комплекса на поступательные процессы в стране, если в индустриальном обществе, вопрос о приросте богатства изучен относительно хорошо, то процессы нематериального производства, являющиеся основными в информационном постиндустриальном обществе, еще мало исследованы.
Таким образом, знания являются продуктом образовательного комплекса. В связи с этим экономика образования есть не просто отраслевая наука, изучающая особенности экономических отношений складывающихся в сфере образования. Она становится структурным элементом экономики информационного общества.
Поэтому образовательный комплекс должен быть встроен в систему рыночных экономических отношений республики через различные механизмы взаимоотношений с самостоятельными хозяйствующими субъектами.
В настоящее время значительная часть хозяйственных отношений в Республики Таджикистан осуществляется посредством рыночных механизмов, реализующих движение денег и товаров. Необходимо, однако, разграничивать, что в образовательном комплексе может быть объектом рыночных отношений и что не может быть. В связи с этим целесообразно выделить внутренние и внешние отношения.
Внутренние определяют отношения в социально-экономическом механизме собственного образовательного комплекса. Они должны характеризоваться оптимальным сочетанием рыночных и нерыночных начал, учитывающим некоммерческий характер сферы образования.
Внешние - характеризуют взаимодействие образовательного комплекса с внешней средой. Использование рыночных механизмов во внешних экономических отношениях должно быть адекватно уровню современных рыночных преобразований в Республики Таджикистан.
При таком разделении очевидно правомерно, что отношения образовательного учреждения с внешними поставщиками различных услуг, самостоятельными хозяйствующими субъектами должны строиться на рыночных основах. Исходя из этого, каждое образовательное учреждение должно иметь статус субъекта рыночной экономики. Отношения с обучающимися должны базироваться на иных принципах, так как они являются субъектами образовательного процесса.
В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного хода к глобальной экологической катастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов, будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизованному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего не прекращающего, т.е. управляемого и устойчивого развития.
Другими словами, «устойчивое развитие» определяется как развитие, позволяющее обеспечить стабильный экономический рост, не приводя к существенным деградациям среды.
Вместе с тем это определение сразу же порождает массу вопросов, на которые можно дать множество неоднозначных и нетождественных ответов. Эти вопросы далеко не простые и требуют отдельного рассмотрения . Остановимся кратко лишь на отдельных моментах.
В устойчивом развитии, как правило, выделяют три направления: экологическое, экономическое и социальное. Сам по себе переход к ним очевиден: если проблемы взаимодействия человека с природой порождены развитием цивилизации, то и решать их следует социальными и экономическими методами. Однако этот факт, во-первых, не раскрывает по существу проблемы, фиксируя внимание на самых элементарных вещах, во-вторых, социальное и экономическое в анализе устойчивости во многих случаях трудно разделить и, в-третьих, здесь, по сути, нет никаких надежных количественных критериев- оценок устойчивости .
Стабильное развитие любой экономической среды предполагает сбалансированное функционирование всех её элементов. В то же время на практике хорошо известно, что экономическая система любого уровня высоко динамична, имеет тенденцию к саморегулированию, существенно подвержена влиянию внешних воздействий. Все это зачастую ведёт к незапланированным деформациям в процессе функционирования и развития социально-экономических систем, в результате чего сама система начинает терять свою экономическую, социальную, техническую и т.д. устойчивость.
Современная экономическая теория, прежде всего, решает проблемы устойчивости, т.е. как из состояния неравновесия вернуться в состояние равновесия. При этом неустойчивость рассматривается как некое зло, от которого надо как можно быстрее избавиться. Но к неустойчивости и нелинейности можно подойти по-другому. Если посмотреть на равновесие и устойчивость с позиции эволюционно-адаптивного характера развития всеобщей экономической системы, то они проявляются через непрерывную череду разного рода трансформаций и модификаций, реальное воплощение которых происходит при постоянном нарушении равновесия. Поэтому неустойчивость предстает как нормальное, естественное состояние, в котором экономика пребывает большую часть времени, а равновесие - как частный случай ее постоянного движения и неравновесия. В этом подходе меняется само отношение к равновесию, неустойчивости и движению, смещаются положительные и негативные акценты. Неустойчивость и отсутствие равновесия перестают пугать так же, как перестает радовать состояние равновесия и устойчивости, так как эти процессы теперь видятся не с одной, а с разных взаимодополняющих сторон, с позиций которых хорошо видны достоинства и недостатки обоих состояний. Углубление научного познания видится именно с позиций осознания сложности, многоплановости проявления и изучения нелинейных процессов динамики и неустойчивости экономических систем.
Таким образом, любая экономическая система обладает двумя взаимодополняющими друг друга свойствами: устойчивостью и неустойчивостью. Если предположить, что два эти состояния одинаковы по протяженности во времени, то становится очевидным, что многие выводы экономических теорий справедливы только наполовину, т.е. только для периода устойчивого состояния, и неадекватны ей, когда она находится в другом состоянии.
Однако, как показывает практика, неустойчивость и нестабильность - более естественное и длительное состояние, в котором пребывает экономика. Этот очевидный факт признают сами авторы традиционных теорий, вводя массу ограничений в создаваемые ими модели, тем самым, упрощая и переводя их из состояния неустойчивости в состояние искусственно созданной устойчивости .
Литература:
1. Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - Душанбе, 2003.
2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 2013.
3. Конститутция Республики Таджикистан. - Душанбе, 1994.
4. Расулов Т. Некоторые подходы к управлению знаниями интеллектуальным капиталом в современной экономике // Инновации. - 2003. - № 1(58). - С. 54-60.
ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Главным элементом (подсистемой) в системе высшего профессионального образования является вуз (университет, академия, институт). Его организационная структура, способы управления, ресурсное обеспечение, механизмы взаимодействия с партнерами, конкурентами, работодателями, органами власти и другими социальными институтами за последние годы существенно изменились. Это дает нам основание рассматривать современный вуз как некоторый образовательный комплекс, включенный в систему многообразных связей и отношений различных подсистем и институтов общества.
Социально-экономическая сущность этого комплекса в информационном постиндустриальном обществе заключается в следующем. Образовательная деятельность пронизывает все современное общество и тесно связана практически с
любой сферой деятельности человека, с той или иной отраслью экономики. Поэтому трудно определить, где оканчивается влияние образовательного комплекса на поступательные процессы в стране, если в индустриальном обществе, вопрос о приросте богатства изучен относительно хорошо, то процессы нематериального производства, являющиеся основными в информационном постиндустриальном обществе, еще мало исследованы.
Ключевые слова: Экономическая реформа, высшее образование, антикризисные регулирования, научно-образовательная деятельность вуза, социальная эффективность, производство.
DETAILED CONSIDERATION OF SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING FROM A POSITION OF THE SYSTEM
APPROACH
Abstract. The main element (subsystem) in system of the higher vocational training is the high school (university, academy, institute). Its organizational structure, ways of management, resource maintenance, mechanisms of interaction with partners, competitors, employers, authorities and other social institutes for last years have essentially changed. It gives us the bases to consider modern high school as some educational complex included in system of diverse communications and relations of various subsystems and institutes of a society.
The Social and economic essence of this complex in an information postindustrial society consists in the following. Educational activity penetrates all modern society and is closely connected practically with any field of activity of the person, with this or that branch of economy. Therefore, it is difficult to define, where influence of an educational complex on forward processes in the country if in an industrial society, the questions regarding the growth of resources is studied rather well the processes of non-material manufacture which are the cores in an information postindustrial society, are still a little investigated terminates.
Key words: economic reform, higher education, anti-recessionary regulations, scientifically and educational activity of high school, social efficiency, manufactures.
Сведения об авторах: Расулов Туйгун Миркозиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Таджикского аграрного университета имени Ш. Шохтемура, e-mail: [email protected]
Расулов Сухайли Миркозиевич - кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания таджикского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, e-mail: [email protected]
Information about the authors: Rasulov Tuygun Mirqozievich - Ph. D. in economy, docent, Chair of economy theory of Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur
Rasulov Suhayli Mirqozievich - Ph. D. in philology, docent, Head of Chair of Tajik Language and Literature Method of Teaching named after Tajik State Pedagogical University named after S. Aini