АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Расулов Т.М., Расулов С.М.
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
Привлечение работодателей к оценке качества подготовки выпускников образовательного учреждения предполагает оценку компетенций выпускников на заключительных этапах обучения - в период работы государственной аттестационной комиссии, при государственной аккредитации образовательного учреждения, а также в рамках внутреннего мониторинга качества образования.
Как правило, работодатель оценивает уровень профессиональной общетеоретической подготовки выпускников; базовую подготовленность выпускников к самостоятельной работе по своей специальности на уровне специалиста с высшим профессиональным образованием; умения применять полученные знания на практике; уровень владения иностранным языком; уровень владения ПК, знания необходимые в работе программ; способности работать в команде; способности эффективно представлять себя и результаты своего труда; нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие; навыки управления персоналом; готовность и способность к дальнейшему обучению; способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи; эрудированность, общая культура; уровень подготовки в смежных полученной специальности областях; способность к инновационной деятельности; уровень понимания и осознания этической и профессиональной ответственности.
Оценка уровня удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений профессионального образования осуществляется с помощью анкетирования. С этой целью вузы используют анкету, разработанную Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, или создают свою. Высшее учебное заведение инициирует взаимодействие с работодателями и самостоятельно организует сбор информации.
Практика показывает, что основными работодателями педагогических вузов являются руководители образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения, школы, лицеи, колледжи, училища, дома творчества и др.). При организации опроса работодателей необходимо учитывать, что, с одной стороны, они являются основными потребителями выпускников педагогического вуза, а с другой -выпускники школ являются абитуриентами высшего учебного учреждения, где оценивается уровень их подготовки, осуществляемой в общеобразовательном учреждении, что обусловливает субъективный характер взаимодействия.
Таким образом, между педагогическим вузом и школой простраивается процедура взаимоконтроля, которая имеет и положительные (создание непрерывной системы), и отрицательные (субъективизм в оценке деятельности) аспекты. Преодолению этого будет способствовать объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов экспертной оценки и контроля.
Для повышения эффективности участия работодателей в экспертных оценках педагогических вузов необходимо проводить их обучение и аттестацию работодателей для привлечения их в качестве экспертов. Необходима разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных учреждений в области оценки качества образования. Однако такая система еще не создана. Остается вопрос, кто будет готовить экспертов-работодателей?
Далеко не идеальны механизмы оценки работодателями уровня удовлетворенности качеством профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов. Метод анкетирования, являющийся в настоящее время основным, имеет ряд ограничений, и, следовательно, данные, полученные только таким образом,
не могут претендовать на объективность. Вместе с тем следует также формировать критерии объективной внешней оценки, выделенные на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования.
Остается до конца не понятной ни работодателям, ни вузам роль этой экспертной оценки и возможность ее влияния на изменения в профессиональном педагогическом образовании.
В то же время происходящие во всех сферах общественной деятельности преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике, напрямую затрагивают профессиональное педагогическое образование. Модернизируется структура образования, повышаются требования к качеству профессионального образования, возрастает конкуренция вузов, меняются запросы потребителей образовательных услуг, и в этих условиях педагогические вузы должны совершенствовать свою деятельность для оказания более качественных образовательных услуг. Высокое качество подготовки специалистов является одной из задач в завоевании доверия работодателей.
Актуализация проблемы качества профессионального педагогического образования является результатом возрастающего значения качества не только в образовании, но и в современных производственных процессах, и в обществе в целом. В научных исследованиях и образовательной практике обнаруживается многогранность данного феномена, и, следовательно, разнообразие подходов к его изучению и терминологическому трактованию.
Качество образования рассматривается как комплексный показатель, включающий этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, эффективность деятельности образовательного учреждения, соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Анализ исследований показывает, что качество профессиональной подготовки специалистов в вузах необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности личности в получении конкурентоспособных знаний и умений, а с другой - запросы рынка труда в соответствующих специалистах.
Когда определяются основные принципы отбора показателей для оценки качества образования, то особое значение придается ориентации на требования внешних пользователей наряду с учетом потребностей системы образования; минимизацией системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальностью и технологичностью используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); оптимальностью использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); иерархичностью системы показателей; сопоставимостью системы показателей с международными аналогами; соблюдением морально-этических норм в отборе показателей.
Существуют внутренняя (самооценка обучающихся, оценки индивидуальных достижений обучающихся, внутренний мониторинг качества, самооценка образовательных учреждений и т.д.) и внешняя системы (оценки Национального аккредитационного агентства в сфере образования через аккредитацию, систему рейтингов; оценки органов управления образованием; образовательный аудит; оценки работодателей, представителей профессиональных сообществ и общественности; оценки родителей и т.д.) оценивания качества образования.
Социологической службой Таджикского государственного педагогического университета имени С.Айни в рамках мониторинга качества образования ежегодно проводится социологическое исследование по изучению оценочных суждений работодателей о качестве подготовки студентов. Цель исследования: улучшение взаимодействия с образовательными учреждениями, организациями и повышение
качества образовательного процесса. Проводится квотное обследование работодателей, которые предоставляют места для прохождения педагогической практики студентам университета и рабочие места выпускникам. Ежегодно в опросе принимают участие руководители базовых учебных заведений, а также ряда организаций, в которых проходят практику и трудоустраиваются студенты университета.
Информация собирается с использованием опросного метода - анкетирования. Анкета содержит вопросы закрытого, полузакрытого типа, а также открытые вопросы. Используются как прямые, так и косвенные формулировки вопросов. При описании результатов применяется линейное распределение. Результаты анализа и интерпретации отражают выявленные тенденции. Более подробный цифровой материал содержится в таблицах линейного распределения оценок качества подготовки специалистов работодателями.
Работодатели, которые принимают участие в исследовании, имеют не только богатый опыт работы руководителем, но и достаточно большой стаж работы со студентами (у 64% более 10 лет). 2/3 респондентов высказали заинтересованность в сотрудничестве с профессиональными учебными заведениями, оказывая помощь в подготовке специалистов - принимая студентов на практику, 23% руководителей хотели бы сотрудничать только с педагогическим вузом.
Научные исследования и разработки - это направление в большей степени вызывает заинтересованность в развитии сотрудничества с ТГПУ имени С.Айни у учебных организаций города (36%). Среди предложений по улучшению сотрудничества между вузом и школой руководители предлагают: «приглашать учителей и учащихся на научно-практические конференции, проводимые в университете», «формировать у студентов теоретическую базу по организации исследовательской работы со школьниками, навыки проектной деятельности», «организовать сотрудничество между кафедрами школы и вуза», «привлекать сотрудников ТГПУ имени С.Айни к проведению исследовательской работы студентов», «организовать помощь в научно-исследовательской деятельности преподавателей», «осуществлять более тесное сотрудничество учащихся и преподавателей университета в исследовательской работе студентов».
На втором месте по степени заинтересованности в развитии сотрудничества с вузом стоит возможность повышения квалификации учителей школ - 33% ответов работодателей.
ТГПУ имени С.Айни тесно сотрудничает со школами при подготовке специалистов, однако работодатели поставили это направление на третье место (29%), хотя разрыв составляет лишь от 4 до 7 процентов. Поэтому все три указанных направления можно считать основными в сотрудничестве вуза и учебных заведений.
Оценивая теоретический уровень подготовки студентов университета, лишь 17% работодателей поставили высшую оценку (наиболее высоко оценили подготовку студентов педагогического факультета - 33%, филологического факультета, факультета технологии и профессионального педагогического образования и художественно-графического факультета -25%). Основная часть - 66% респондентов считают, что студенты университета имеют достаточный уровень для того, чтобы осуществлять профессиональную деятельность. 17% респондентов считают, что студенты вуза имеют средний уровень подготовки. Наиболее требовательными работодателями оказались руководители организаций, в которых проходят практику студенты факультета психологии (в опросе приняли участие 18 руководителей организаций), так, среди их оценок есть даже «низкий уровень» - 5% (1 человек).
Рис. 1. Оценивание работодателями теоретического уровня подготовки студентов университета
Методическая подготовка студентов университета получила немного более низкие оценки. Только 8% работодателей оценили этот критерий на «высоко», 65% респондентов считают уровень методической подготовки достаточным для осуществления профессиональной деятельности, 23% - у студентов «средний» уровень, и 5% респондентов считают, что уровень «низкий». Если теоретическая подготовка не устроила лишь одного руководителя, то методическая подготовка получила нарекания на нескольких факультетах: музыкально-педагогический - 20%, физико-математический - 12,5%, художественно-графический - 12,5% и психологический - 10,5%.
высоким достаточный средним
не могу оценить
Рис. 2. Оценивание работодателями методического уровня подготовки студентов университета
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Соответствует ли уровень подготовки специалистов, выпускаемых из университета
200
требованиям, которые предъявляет современная школа? По мнению 55% работодателей соответствует полностью, а 45% руководителей отметили, что не вполне соответствует. Высокие требования предъявили руководители организаций к студентам факультета психологии, 10,5% работодателей оценили уровень как не соответствующий современным требованиям.
80,00%
да не вполне не не могу
соответствует оценить
Рис. 3. Соответствие уровня подготовки специалистов требованиям, которые предъявляет современная школа
Для более полного соответствия специалистов требованиям современной школы 2/3 респондентов рекомендуют уделять больше внимание обучению студентов профессиональным навыкам, причем в меньшей степени обладают такими навыками студенты филологического факультета - 89%, биологического факультета - 87,5%, педагогического факультета - 86%, факультета иностранных языков - 86%, факультета истории- 86%, хотя студенты этих факультетов имеют хорошую теоретическую подготовку к профессиональной деятельности.
Для улучшения сотрудничества между школой и вузом руководители предлагают различные формы: проведение мастер-классов студентами и преподавателями вуза; контроль со стороны вуза за студентами во время прохождения практики; выездные теоретические семинары в школе; интеграция учебного процесса с привлечением специалистов вуза для реализации профильного обучения; посещение уроков студентами не только во время прохождения педагогической практики; организация в вузе занятий по решению олимпиадных задач.
Таким образом, работодатели заинтересованы развивать сотрудничество с ТГПУ имени С.Айни по следующим направлениям (по возрастанию): научные исследования и разработки, повышение квалификации сотрудников, подготовка специалистов. Уровень подготовки студентов университета оценивается как достаточный для осуществления профессиональной деятельности. Однако выделяется не полное соответствие уровня подготовки специалистов требованиям, предъявляемым современной школой.
Проведение разносторонних оценок уровня удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников педагогических высших учебных заведений позволяет, прежде всего, совершенствовать систему подготовки будущих педагогов, повышать качество профессионального образования выпускников, ориентироваться на запросы рынка труда и образовательной практики, более эффективно реализовывать компетентностный подход в подготовке специалистов, более широко информировать общественность о достигнутых вузом результатах, позволит обеспечить конституционные права граждан Республики Таджикистан на доступность качественного профессионального педагогического образования.
Литература:
1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе.2004.23 с.
2. Послание Президента Республики Таджикистан Э.Рахмон в Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе.2012
3. Шомурадов Х.Р. Развитие образования в государствах участниках Болонского процесса // Высшее образование сегодня. - 2003. № 8. С.34-37.
4. Расулов Т. Высшее образование и стратегия развития «Наука и образование в стратегии национальной безопасности»: Материалы Международной конференции. — Душанбе, 2011. - С. 252-259.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Расулов Т.М., Расулов С.М.
Актуализация проблемы качества профессионального педагогического образования является результатом возрастающего значения качества не только в образовании, но и в современных производственных процессах, и в обществе в целом. Качество образования рассматривается как комплексный показатель, включающий этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, эффективность деятельности образовательного учреждения, соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Автор, оценивая теоретический уровень подготовки студентов университета, предлагает улучшить сотрудничества между школами и высшими учебными заведениями.
Ключевые слова: квалификация, эволюция, образование, опыт, проблемы, перспектива, активизация, респондент, профессиональная деятельность, работодатели, теоретическая подготовка, образовательное учреждение, исследовательская работа, качественное образование, самостоятельная работа.
ACTUALIZATION OF PROBLEM OF QUALITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Rasulov T., Rasulov S.
The article deals with quality evaluation of professional pedagogical education employers: experience, problems and prospects. The author stresses that actualization of a problem of quality of a professional pedagogical education is the result of increasing value of quality not only in formation, but also in modern productions, and in a society as a whole.
The author, estimating theoretical level of preparation of students of university, suggests improving cooperation between schools and higher educational institutions.
Key words: quality, evaluation, education, experience, problem, prospect, actualization, responder, professional activity, employee, theoretical preparation, educational institution, research work, effective education, personal activity.
Сведения об авторах: Расулов Туйгун Миркозиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Таджикского аграрного университета им. Ш.Шохтемура, тел.: (+992) 918 905530,
Расулов Сухайли Миркозиевич - кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания таджикского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 541803.
Information about authors: Rasulov Tuygun Mirqozievich, PhD in economy, associate professor of Economy theory chair in Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur, tel. (+992) 918 905530,
Rasulov Suhayli Mirqozievich, PhD in philology, associate professor, Head of Tajik language and literature method of teaching chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 918 541803.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Латипов С., Ташпулатова Ф.
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
Внедрение новых информационных технологий происходит во все сферы деятельности человека. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. В настоящее время в Республике Таджикистан идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Как показывает опыт, решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественной подготовки профессионалов-учителей не возможно будет модернизировать и совершенствовать процесс обучения школьников. В связи с этим черезвычайно важно, чтобы обучение будущих учителей школ и преподавателей было основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, физика и т.п.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка в сфере информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют целям и задачам изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению гармоническому развитию учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Сегодня выпускник вуза еще не до конца отвечает перечисленным выше требованиям. По нашему мнению, это происходит прежде всего по следующей причине: обучение в вузе основывается на том, что педагог ставит перед обучаемым задачи и учит их решать. Однако современный специалист должен уметь анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить перед собой задачи, выделять среди них главные и второстепенные, уметь принимать решения и выполнять поставленные задачи, а не ждать готовых «рецептов».
Исходя из сказанного, мы видим одну из центральных проблем перестройки высшей школы в совершенствовании содержания и технологии обучения, и, прежде всего в научной организации самостоятельной работы студентов. Чтобы решить эту проблему необходимо опираться на личностно-ориентированный подход, создавать личностно-ориентированные модели образовательного процесса, так как именно они будут являться самыми действенными в системе обучения и подготовки специалиста педагога.
Нами была предпринята попытка изменить подход к преподаванию дисциплин и создать более благоприятные условия для организации самостоятельной работы студентов.
В профессиональной подготовке квалифицированных специалистов одной из важнейших становится задача повышения уровня информационной компетентности. Реализация этой задачи требует сформированности специфических умений и навыков системного подхода к поисковой деятельности в сфере технических, программных средств и информации. Это во многом способствует формированию информационного мировоззрения, развитию системного мышления студентов, ориентации в массе программных средств.