Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И КОДИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КНР'

ФОРМИРОВАНИЕ И КОДИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КНР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
183
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / КИТАЙ / КНР / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Истомина В.С., Симонова Н.Б.

Рассматривается понятие журналистской этики в КНР, документы, кодифицирующие этические нормы, а также основные принципы, которыми руководствуются китайские журналисты в своей профессиональной деятельности. Авторы выделяют основные принципы этики журналистов в современной КНР: осуществление работы в интересах и в соответствии с ценностями КПК; отношение к информации как к данности, новости, которую необходимо достоверно рассказать широкой общественности. Журналист должен быть образцовым представителем китайского общества, который способен вдохновлять и вести за собой население КНР. Это утверждение, согласно данным анализируемого опроса, поддерживают большинство журналистов Китая. Практическим рекомендациям к работе журналистов уделяется меньше внимания, чем идеологическим постулатам как со стороны правительства и контролирующей организации, так и со стороны журналистского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND CODIFICATION OF PROFESSIONAL ETHICAL NORMS OF JOURNALISM IN MODERN CHINA

The article discusses the concept of journalistic ethics in the PRC, documents codifying ethical norms, as well as the basic principles that guide Chinese journalists in their professional activities. The authors identify principles of the ethics of journalists in the modern PRC: conducting professional work in the interests and in accordance with the values of the CPC; perceiving information as something to be given, as news to be reliably told to the general public. The journalist must be an exemplary representative of Chinese society who is able to inspire and lead the people of the PRC. This statement, according to the analyzed survey, is supported by the majority of journalists in China. Less attention is paid to practical recommendations for the work of journalists than to ideological postulates from both the government, the controlling organization, and the journalistic community.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И КОДИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ КНР»

Научная статья

УДК 070

DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-119-129

Формирование и кодификация профессиональных этических норм журналистики в современной КНР

Владислава Сергеевна Истомина 1 Наталья Борисовна Симонова 2

1 2 Новосибирский государственный университет Новосибирск, Россия

1 vladislava_istom@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8453-1452

2 sdnd@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9628-4874

Аннотация

Рассматривается понятие журналистской этики в КНР, документы, кодифицирующие этические нормы, а также основные принципы, которыми руководствуются китайские журналисты в своей профессиональной деятельности. Авторы выделяют основные принципы этики журналистов в современной КНР: осуществление работы в интересах и в соответствии с ценностями КПК; отношение к информации как к данности, новости, которую необходимо достоверно рассказать широкой общественности. Журналист должен быть образцовым представителем китайского общества, который способен вдохновлять и вести за собой население КНР. Это утверждение, согласно данным анализируемого опроса, поддерживают большинство журналистов Китая. Практическим рекомендациям к работе журналистов уделяется меньше внимания, чем идеологическим постулатам как со стороны правительства и контролирующей организации, так и со стороны журналистского сообщества. Ключевые слова

журналистика, Китай, КНР, этические нормы журналистики Для цитирования

Истомина В. С., Симонова Н. Б. Формирование и кодификация профессиональных этических норм журналистики в современной КНР // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 119-129. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-119-129

Formation and Codification of Professional Ethical Norms of Journalism in Modern China

У1а^81ауа S. Istomina Natalya B. Simonova 2

1 2 Novosibirsk State University Novosibirsk, Russian Federation

1 vladislava_istom@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-8453-1452

2 sdnd@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9628-4874

Abstract

The article discusses the concept of journalistic ethics in the PRC, documents codifying ethical norms, as well as the basic principles that guide Chinese journalists in their professional activities. The authors identify principles of

© Истомина В. С., Симонова Н. Б., 2022

the ethics of journalists in the modem PRC: conducting professional work in the interests and in accordance with the values of the CPC; perceiving information as something to be given, as news to be reliably told to the general public. The journalist must be an exemplary representative of Chinese society who is able to inspire and lead the people of the PRC. This statement, according to the analyzed survey, is supported by the majority of journalists in China. Less attention is paid to practical recommendations for the work of journalists than to ideological postulates from both the government, the controlling organization, and the journalistic community. Keywords

Journalism, China, PRC, ethical standards of journalism For citation

Istomina V. S., Simonova N. B. Formation and Codification of Professional Ethical Norms of Journalism in Modern China. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 6: Journalism, pp. 119-129. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-119-129

Введение

Кодификация этических норм началась в большинстве европейских стран и в США на рубеже XIX-ХХ вв. Роль профессиональных кодексов в регламентации деятельности журналистов напрямую коррелирует с государственным устройством и практикой законодательного регулирования деятельности СМИ, общественно-политическими и культурными традициями страны. Автор одного из современных исследований по данной теме, К. Р. Ниг-матуллина, применительно к России справедливо отмечает, что «в отечественных исследованиях спектр вопросов в рассмотрении профессии журналиста в целом совпадает с зарубежным. Однако при попытке сближения подходов исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой национального контекста... Если понятие роли "сторожевого пса"... органично вписывается в профессиональное мировоззрение журналистов большинства зарубежных стран (автор имеет в виду в первую очередь, видимо, европейские страны. - В. И., Н. С.), в России эта роль воспринимается либо как новоприобретенная ценность, либо как чуждый идеал» [Нигматуллина, 2021, с. 30]. Еще сильнее данный диссонанс виден при анализе профессиональных ценностей китайских журналистов. В целом исследователи выделяют две группы стран, «одна из которых функционирует в рамках либеральной модели регулирования: к ней относятся государства Западной и Северной Европы, США, Канада, Япония, Новая Зеландия, Австралия, а вторая группа воплощает этатистскую модель - к ней относятся Китай, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Вьетнам. Страны первой группы характеризуются либеральным регулированием СМИ, развитыми формами саморегулирования общественных институтов, делегированием государственных функций общественным организациям, слабой политической цензурой либо ее полным отсутствием. Вторая группа включает государства... объединенные принципом патерналистской роли государства» \

П. Манчини замечает, что «обычно рассматривают журналистику в центре и на периферии, где центр - это западный мир, а периферия - это всё остальное. В сегодняшней ситуации необходимо пересмотреть вектор. Центр и периферия меняются местами. Либеральная модель журнализма, которая была описана ранее, отражает лишь очень короткий, случайный период истории западного мира. Сегодня мы стоим перед лицом создания новых моделей журналистики, которые появятся из новых социальных структур и новых моделей рынка. Речь идет не о том, как можно скопировать западные идеологии, а о том, что мы должны разработать новые категории, позволяющие интерпретировать отношения между медиа и политикой за пределами западного мира» [2014, с. 5]. Чжан Шисюань, характеризуя степень разработанности этой проблематики, говорит о том, что «экономическое развитие часто опережает развитие культурной и научной теории, поэтому исследования ценностно-ориен-

1 Анализ международного и отечественного опыта создания и функционирования института саморегулирования в информационном сообществе. С. 31-32. URL: https://rkn.gov.ru/docs/Razdel_19.pdf (дата обращения 07.06.2021).

тированной журналистики в цифровую эпоху все еще находятся на стадии исследования» [Шисюань, 2021, с. 429].

В российской историографии профессиональные этические нормы журналистики рассматривают чаще всего применительно к российской, американской и европейской действительности (Д. С. Авраамов, И. М. Дзялошинский, Я. Н. Засурский, Г. В. Лазутина, Ю. В. Лу-чинский, К. Р. Нигматуллина, Л. Г. Свитич, В. М. Хруль и др.). Работ, посвященных изучению и осмыслению опыта азиатских стран, в том числе Китая, не так много. Судя по публикациям, сотрудниками и аспирантами МГУ и УрФУ активно разрабатывается чуть более широкая проблематика - профессиональная культура китайского журналиста.

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности [Шредер, 2009]. Существует два подхода к изучению и анализу профессиональных этических норм, но чаще всего исследователи рассматривают этику в более широком смысле, нежели набор алгоритмов поведения в той или иной спорной ситуации.

Профессиональные этические нормы журналистов, в том числе и в КНР, базируются на общечеловеческих (общегражданских) нормах, общих принципах профессиональной этики, узкопрофессиональных нормах.

Первые из них связаны с глубокими культурными и религиозными традициями, включающими в КНР принципы конфуцианства, даосизма и китайского буддизма [Цзинь, Кононова, 2015, с. 105], а в европейских странах - христианской морали, европейская традиция глубокого и разностороннего изучения которых была заложена еще М. Вебером более 100 лет назад. В европейских странах в Новое время - период зарождения профессиональных этических норм журналистики - параллельно шли процессы секуляризации сознания и развития массовой прессы, которой и перешли частично функции, присущие церкви, в том числе социально-регламентирующая и социального контроля, что, предположим, повлияло на формирование теории социальной ответственности прессы.

Общие принципы профессиональной этики

На основании «Программы реализации нравственности граждан», которая была подготовлена Центральным комитетом Коммунистической партии Китая, выделяют следующие общие принципы профессиональной этики вне зависимости от профессии для всех граждан КНР:

1) любовь и уважение к своей профессии, должности.

2) честность, строгое соблюдение государственного закона, дисциплины.

3) справедливость, равное отношение к людям без оглядки на их происхождение и социальный статус.

Согласно этому документу, профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста 2.

В 2017 г. в речи Си Цзиньпина на XIX съезде КПК были сформулированы общенациональные ценности (возвеличивание национального духа и духа эпохи), задачи (усиление воспитательной работы в духе патриотизма, коллективизма и социализма, ориентация людей на формирование правильной системы взглядов на историю, нацию, государство и культуру) и способы их продвижения (всесторонне реализовывать программу формирования гражданской нравственности, стимулировать формирование норм общественной морали, профессио-

2 Гунминь даодэ цзяньшэ шиши ган яо [^ЙШШШЙ^Ж^Й®] (Основные положения для построения общественной морали). Пекин: Чжунгун чжунян чубань, 2001. 40 с.

нальной этики, семейных добродетелей и личных моральных качеств, необходимо способствовать китаизации, осовремениванию и популяризации марксизма, формировать социалистическую идеологию, обладающую могучей консолидирующей и направляющей силой, чтобы народ в своих идеалах и убеждениях, ценностных представлениях и нравственных устоях был сплочен воедино) 3. Именно эти положения, с одной стороны, формируют общенациональные этические нормы, с другой - задают новостную повестку, фокус и особенности освещения событий, специфику контекста в СМИ.

«Идеология определяет направление и путь развития культуры» 4 - это один из важнейших постулатов, который является краеугольным камнем, в том числе в формировании политики по отношению к медиа, специфики китайских медиа.

Роль КПК в формировании этических норм журналистики

Общие принципы профессиональной этики журналистов Китая формировались под влиянием целого ряда документов, докладов Си Цзиньпина на съездах КПК и других выступлений.

В 2012 г. на партийном уровне было официально сказано, что СМИ не должны пропагандировать идеи партии, а лишь поддерживать ее в интересах страны внутри КНР, транслировать идеи партии для иностранной аудитории для улучшения понимания и взаимодействия КНР с другими странами [Wong, 2016].

В докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК (3 ноября 2017 г.) рекомендации непосредственно СМИ сформулированы так: «Необходимо неизменно ориентировать общественное мнение в правильном направлении, уделять повышенное внимание созданию и обновлению средств распространения информации, наращивать потенциал СМИ в области распространения информации, ориентирования, оказания влияния и завоевания общественного доверия. Усилить работу по созданию контента сети Интернет, создать систему комплексного управления сетью и чистое киберпространство. Предстоит проводить в жизнь систему ответственности за идеологическую работу, интенсифицировать выработку идеологических позиций и усиливать их управление, обращать внимание на четкое разграничение вопросов, касающихся политических принципов, идеологического сознания и научных точек зрения, занимая четкую позицию, выступать против разного рода ошибочных взглядов и противосто-

5

ять им .

Выработка современных норм журналисткой этики в КНР происходила фактически параллельно с построением системы СМИ под контролем государства, но в конце 1980-х гг. начался современный этап, когда «редакциям газет и журналов было разрешено функционировать как коммерческим предприятиям. Переход на рыночную экономику изменил редак-ционно-издательскую парадигму: если раньше единственным субъектом, определявшим редакционную политику и финансирование газеты, было государство во главе с КПК, то теперь пресса зависела еще и от рынка...» [Ткачева, 2019]. При этом с расширением политики открытости и внешних контактов Китая с миром, вопросы функционирования СМИ КНР и профессиональные этические нормы, возможно, потребуют дальнейшей корректировки со стороны государства.

3 См.: Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК. 03.11.2017. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения 07.06.2021).

4 Там же.

5 Там же.

Кодификация этических норм профессиональным сообществом

С 1989 г. начался современный этап трансформации этических норм журналистики профессиональным сообществом 6. К 1991 г. Всекитайская ассоциация журналистов разработала и опубликовала «Кодекс профессиональных этических норм журналиста КНР». Отметим, что само создание документа было продиктовано необходимостью повышения доверия к журналистам, создания «поставщиков» достоверной в глазах общества информации, поскольку журналисты зачастую воспринимались коррумпированными сплетниками, а кроме того, совершенно отсутствовали официальные нормы профессиональной деятельности и взаимодействия журналистов с коллегами. Документ состоит из семи статей, главные положения которых заключаются в руководстве идеями марксизма при осуществлении профессиональной деятельности, чувстве единства всех народностей КНР, отказе от заказных материалов, сохранении государственной тайны. 27 ноября 2009 г. в «Кодекс» были внесены изменения в связи с результатами проводившихся тогда опросов населения, которые показывали недоверие людей к журналистам 7. Эта версия имеет следующие поправки: во-первых, в этом документе люди (спикеры) впервые рассматриваются как субъекты репортажей и объекты журналистских услуг; во-вторых, утверждается развитие принципа «преимущественно позитивных отчетов, вдохновляющей формы укрепления солидарности и стабильности»; в-третьих, указание принципа достоверности новостей; и, в-четвертых, акцентируется внимание на идее развития прекрасных традиций. Например, с 2013 г. была учреждена ежегодная церемония присвоения звания «Отличный журналист» работникам СМИ и информационных служб, которые имеют выдающиеся успехи и заслуги в своей профессиональной области 8.

В ноябре 2019 г. в «Кодекс» были внесены последние поправки, согласно которым СМИ необходимо руководить информационным потоком. Кроме того, были добавлены такие пункты, как «вооружать умы идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой

9

в новую эру», «поддерживать чаяния народа» .

Одновременно Китайская газетная ассоциация специально разработала «Китайскую конвенцию о самодисциплине газет» для разрешения проблем, существующих в работе и управлении газетами, и создала Комитет по надзору за ее соблюдением. Центральные и местные средства массовой информации, такие как информационное агентство «Синьхуа», газеты «Жэньминь жибао», «Гуанминь жибао» и некоторые другие разработали внутренние правила саморегулирования [Цзе Чжоу, 2019, с. 72].

Для этических кодексов западноевропейских стран обычно выделяют следующие схожие черты:

1) точность и правдивость публикуемой информации;

2) честность в методах сбора этой информации;

3) свобода выражения мнений, плюрализм в журналистских материалах;

6 В Китае кодификация журналистской этики профессиональным сообществом началась позже, чем в европейских странах, в 1921 г. После образования КНР в 1949 г. национальные СМИ находились под контролем государства. После провозглашения в 1978 г. курса на политику реформ и открытости китайская журналистика получила большую свободу выражения мнений. Одновременно шел процесс развития и профессиональной этики [Цзе Чжоу, 2019, с. 71].

7 Чжунхуа цюаньго синьвэнь гунцзочжэ сехуэй цзяньцзе Краткое описание Всекитайской ассоциации журналистов // Официальная страница Всекитайской ассоциации журналистов. URL: http://www.xinhuanet.com/zgjx/staticcontent/jxjj.html (дата обращения 15.05.2019).

8 Chinese Journalism Development Report. // news.xinhuanet.com. 07.04.2015. URL: http://en.theorychina.org/ chinatoday_2483/whitebooks/201504/t20150407_321169.shtml (дата обращения 06.05.2019).

9 Синь сюдин дэ «Чжунго синьвэнь гунцзочжэ чжие даодэ чжуньцзэ» гунбу ТЙЙ ЩФЩШШШ» ^Ф]. Обнародован вновь отредактированный «Кодекс профессиональных этических норм журналиста КНР» // Новостное видео на официальном новостном портале Коммунистической партии Китая от 15.12.2019. URL: http://cpc.people.com.cn/shipin/n1/2019/1216/c243247-31508626.html (дата обращения 25.12.2019).

4) отсутствие дискриминации по признакам расовых, этнических (национальных), половых различий, религиозных взглядов, социального положения, физических или каких-либо других особенностей группы или индивида;

5) уважение к источникам информации, авторскому праву и цитируемому тексту;

6) независимость от каких-либо политических и экономических сил [Мамонтова, 2010, с. 69].

В действующей версии китайского «Кодекса» основные требования к журналисту схожи с европейскими:

1) уважение права общества на получение достоверной информации;

2) запрет плагиата, умышленного искажения фактов, клеветы, оскорбления, необоснованного обвинения, дачи и получения взятки;

3) уважение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не разглашение ее без согласия;

4) соблюдение законодательства своей страны;

5) опровержение и исправление ложной информации.

Но при этом в тексте «Кодекса» особое внимание уделяется обязанности журналистов «служить народу, родине и партии всем сердцем», повышать понимание и интерес к Китаю на международном уровне, использовать в своей деятельности все доступные новшества, следить за информационными трендами.

В 2014 г. в Китае была запущена пилотная программа для системы отчетов о социальной ответственности средств массовой информации, направленная на стимулирование инициативы СМИ по выполнению своей социальной ответственности. Программа предписывает публикацию ежегодных отчетов средств массовой информации о своей профессиональной деятельности. Первыми участниками пилотной программы стали 5 центральных СМИ: «Economic Daily», «China Youth Daily», «CCTV», «people.com.cn» и «xinhuanet.com»; и 6 региональных СМИ: «Hebei Daily», «Jiefang Daily», «Qilu Evening News», «Hubei Daily Media Group», «Hubei TV», «Zhejiang Satellite TV». Каждый отчет был рассмотрен Всекитайской ассоциацией журналистов и местным комитетом журналистской этики и проверен соответствующими административными органами перед публикацией. Отчеты выкладываются в открытый доступ на официальном сайте Всекитайской ассоциации журналистов.

Согласно «Докладу о развитии китайской журналистики», подготовленному Всекитайской ассоциацией журналистов в 2014 г., за предшествующие годы был принят ряд мер по содействию развитию журналистской этики и созданию долговременного механизма саморегулирования в информационной сфере. Подчеркивается принцип правдивости предоставляемой информации вне зависимости от собственной выгоды, важность улучшения профессиональных навыков журналистов, поддержание лидерства партии на страницах газет и других периодических изданий, радио- и телестанций и новостных порталов 10.

Д. Бандурски, редактор «China Media Project» в Университете Гонконга, отмечает, что «при Си Цзиньпине центральная роль партии очевидна для каждого отдельного СМИ. Партия - это центр, а вы служите нашей повестке дня. Сейчас это гораздо более важно и определяется для всех медиа-платформ от социальных сетей до коммерческих» 11. Мы видим принципиально иной подход к формированию взаимоотношений СМИ и власти по сравнению с европейской традицией.

10 Chinese Journalism Development Report. // news.xinhuanet.com. 07.04.2015. URL: http://en.theorychina.org/ chinatoday_2483/whitebooks/201504/t20150407_321169.shtml (дата обращения 06.05.2019).

11 Chinese magazine challenges government over censorship // The Guardian. 08.03.2016. URL: https://www. theguardian.com/world/2016/mar/08/chinese-magazine-challenges-government-censorship-organ (дата обращения 07.06.2021).

Х. Флоркруз 12 отмечает, что основное отличие, которое существует в работе китайских и западных журналистов, заключается в разнице восприятия себя относительно общества в западной и восточной культурах, о которой говорят и современные культурологи. Если западные журналисты работают индивидуально, на свое имя, то китайские журналисты предпочитают работать в группах, без указания авторства. Еще одной особенностью он считает то, что западные журналисты в своей деятельности больше всего задаются вопросом «почему?», т. е. на Западе превалируют аналитические материалы, а журналисты выступают в качестве расследователей, в то время как большинство журналистов в Китае рассматривают информацию, прежде всего, как новость, которую они должны достоверно представить населению, поэтому они часто используют раздаточные материалы и пресс-релизы, в своей деятельности опираются на вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», избегая поиска причин тех или иных событий, особенно если речь идет о санкционированных правительством мероприятиях. Флоркруз, оценивая деятельность китайских СМИ с традиционных западных позиций, утверждает, что темы свободы слова и демократии являются одними из «необсуждае-мых» в Китае [Auman, 2014].

В Китае проводилось несколько долгосрочных кампаний по развитию журналистской этики. Например, кампания по обязательному изучению журналистами теоретических основ идеи социализма с китайской спецификой, изложению новостей в СМИ через призму марксизма действует в КНР с 2003 г. В 2011 г. была развернута широкая кампания по устранению ложных сообщений в СМИ и побуждению журналистов освещать жизнь широких масс в различных районах Китая, что, по мнению правительства, улучшит профессиональную подготовку журналистов и качество их материалов, а также повысит их этические стандарты. В результате было опубликовано большое количество журналистских материалов, освещающих жизнь населения в отдаленных районах, что вызвало высокую обеспокоенность общественности и привлекло внимание к проблемам бедных районов в Китае соответствующих властей: центральные и местные органы власти организовали и выделили финансирование на реализацию программы «Бесплатный обед для детей» по всему Китаю. Своими репортажами в Лишуй, Тайчжоу, Вэньчжоу и многих других городах и уездах приморской провинции Чжэцзян журналисты, пишущие в газете «Чжэцзян», помогли местным фермерам решить проблемы сбыта фруктов и выбора участка для перекачки пресной воды.

Внедрение системы отчетности делает систему работы СМИ еще более доступной как органам контроля, так и широкой общественности. Это отчасти может помочь в решении проблемы недоверия к СМИ, но также делает их еще более зависимыми от государства.

Говоря о журналистской этике, нужно сказать, что существует еще и корпоративная этика. Она подразумевает некие устоявшиеся в конкретной компании нормы и правила, которые должны выполнять все сотрудники. Обычно в европейских странах корпоративная этика в СМИ может фиксироваться как во внутреннем распорядке их работы, так и во внешних аспектах, таких как стиль изложения информации, методы поиска и сбора данных, работа со спикерами, тематика и способы подачи освещаемых новостей и т. д. Различия во внутрикорпоративной этике могут быть весьма серьезными, но это удается проследить при наличии СМИ с разными идеологическими и политическими взглядами, которые отстаивают свою позицию. В Китае же уставы крупнейших поставщиков информации, как, например, информагентство «Синьхуа», крупнейшая ежедневная государственная газета «Жэньминь жибао», крупнейшее англоязычное издание в КНР «China Daily», центральное телевидение Китая «CCNV», медиакорпорация, которая появилась и разрослась в Интернете, - «Sina», содержат те же призывы к поддержанию и распространению политики КПК, работе в интересах страны и дальнейшего процветания КНР, что были приведены выше. Безусловно, в КНР существуют издания так называемых «демократических партий», но, согласно Конституции, Коммунистическая партия Китая и другие восемь партий существуют в условиях взаимной

12 Хайме Флоркруз - журналист, много лет работал в Китае, глава Пекинского бюро CNN в отставке, преподаватель западной журналистской этики Пекинского университета.

поддержки и выручки, совместно работают на благо Китая, не препятствуя благополучному развитию страны. Таким образом, исключается возможность прямой критики правительства, есть возможность лишь вносить предложения к КПК или поднимать темы, которые не идут вразрез с теми, что освещаются правительственными СМИ.

Что касается профессиональных задач журналистов в КНР, то результаты опроса показали, что самим журналистам важно сообщать правдивую информацию, проводить анализ текущих дел (и событий), поддерживать национальное развитие, давать советы [обществу], ориентировать и направлять его в повседневной жизни и при этом оставаться сторонним наблюдателем. Задачи, названные журналистами в ходе опроса, вполне соответствуют тем, которые перед ними ставит правительство. Большинство журналистов в Китае считают необходимым освещать такие новости, которые могут заинтересовать и вызвать обсуждение широкой общественностью, поскольку это не только выявит взгляды аудитории, но также позволит направлять их, поддерживать позицию правительства. Авторы исследования отмечают, что 25 % респондентов сказали, что важно выражать оппозицию правительству в своей работе, но это самое непопулярное утверждение в опросе. При этом журналисты отметили, что поддерживать правительство - не значит представлять его только с позитивной стороны, это значит работать на благо общества и страны, иногда проверять действия представителей власти. Также СМИ должны принимать непосредственное участие в определении политической повестки дня, мотивировать людей к активной политической и гражданской позиции, а значит, быть для них примером.

Важно отметить, что подавляющее большинство респондентов сошлись во мнении, что журналисты должны всегда придерживаться Кодекса профессиональной этики, независимо от ситуации и контекста, но при другой формулировке вопроса больше 30 % опрошенных согласились, что приемлемо отложить моральные нормы, если этого требуют чрезвычайные обстоятельства. Каждый третий из опрошенных обратил внимание, что этические решения журналистов зависят от конкретной ситуации. Ответ на вопрос о методах сбора информации и вовсе во многом расходится с утверждениями, которые включает этический кодекс, потому что в своей работе большинство журналистов в Китае допускают использование скрытых микрофонов или камер, готовы платить людям за конфиденциальную информацию, а также наниматься в фирму или организацию, чтобы получить внутреннюю информацию. Некоторые журналисты (в среднем около 15 %) сочли допустимым в некоторых случаях принимать деньги от источников информации, изменять или фабриковать цитаты и использовать личные данные (например, письма и фотографии) без разрешения. Таким образом, некоторые респонденты противоречат сами себе, одновременно отмечая, что в профессиональной деятельности журналисту необходимо всегда следовать этическим и моральным нормам, но признавая, что весьма грубо их нарушали.

Интересно и отношение к ограничениям в информационной сфере, которые, безусловно, существуют в современном Китае. Так, большинство респондентов (68,4 %) сказали, что у них есть некоторая свобода в выборе темы своего материала, а 15 % признались, что у них мало или вообще нет свободы. Большинство журналистов подтвердили, что их работа существенно ограничена государственной и корпоративной цензурой, менеджерами, руководителями отделов, редакторами. Также многие журналисты зафиксировали изменения в медиа-сфере, которые происходят по причине глобализации и активного развития Интернета. Например, они отметили необходимость быстрого поиска и предоставления информации, умения работать с разными источниками информации и взаимодействовать с аудиторией [Zhou B., Zhou Y., 2016].

Таким образом, можно определить два основных принципа этики журналистов в современной КНР: осуществление работы в интересах и в соответствии с ценностями КПК; отношение к информации как к данности, новости, которую необходимо достоверно рассказать широкой общественности. Журналист должен быть образцовым представителем китайского общества, который способен вдохновлять и вести за собой население КНР. Это утверждение,

согласно данным представленного выше опроса, поддерживают большинство журналистов Китая. Практическим рекомендациям к работе журналистов уделяется меньше внимания, чем идеологическим постулатам, как со стороны правительства, контролирующей организации, так и со стороны журналистского сообщества.

Заключение

Профессиональные этические нормы журналистов в любой стране - вершина айсберга, основание которого лежит в религиозной и светской этике, обусловленной историческим и общественно-политическим контекстом, а потому этические нормы китайских журналистов требуют дальнейшего изучения с привлечением специалистов-религиоведов, историков, политологов. В исследованиях последних лет отмечается, что невозможно скопировать опыт западных государств и механически перенести его на другие страны. Те социальные роли, которые выполняют СМИ в Европе, не являются такими же значимыми в других обществах, теория «социальной ответственности» перестает восприниматься исследователями как единственно верная в оценке деятельности национальных медиасистем. И в большой степени на это влияет опыт Китая.

Этические нормы журналистов Китая формируются и трансформируются под влиянием целого ряда факторов: культурных и религиозных традиций, общественно-политической ситуации внутри страны, меняющейся геополитической ситуации. Видимо, не стоит пытаться объяснить особое отношение китайских журналистов к своей миссии только господствующей в последние десятилетия в стране идеологией. В большой степени это влияние культурных и религиозных традиций, сформировавших особые взаимоотношения государства со своими гражданами, но это тема отдельного междисциплинарного исследования

В США, европейских странах высказывания высших должностных лиц государства по поводу этичности поведения журналистов ситуативны и фрагментарны (введение термина «разгребатели грязи», например). В Китае же на протяжении последних десятилетий эта проблема затрагивается в целом ряде документов, выступлений, докладов на партийных мероприятиях, рассматривается детально, с рекомендациями, обязательными к исполнению.

Обычно, сравнивая опыт европейских стран в сфере регулирования деятельности СМИ, мы говорим о том, что чем более жесткое законодательство действует в стране, тем менее разрабатывается этическое нормирование профессиональным сообществом, и наоборот. Пример Китая демонстрирует третий вариант, когда само государство жестко регламентирует именно профессиональные этические нормы, которые в большей степени предписывают порядок отношений СМИ и власти или СМИ и общества, скупо оговаривая практические нормы ведения профессиональной деятельности.

Список литературы

Мамонтова О. И. Развитие основных институтов саморегулирования СМИ в мире // Вестник

Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2010. № 5. С. 63-71. Манчини П. Нельзя провести параллель между западными и остальными странами // Ме-диаТренды. 2014. № 1 (43). 16 янв. URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2017/Media Trendi 43.pdf (дата обращения 07.06.2021). Нигматуллина К. Р. Профессиональная культура журналистов в России. СПб., 2021. 287 с. Ткачева Н. В. Этапы формирования китайской медиасистемы // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3, № 1. С. 83-89. Цзе Чжоу. Саморегулирование СМИ в условиях новых медиа в Китае // Журналист. Социальные коммуникации. 2019. № 2 (34) С. 68-78. Цзинь Л., Кононова Е. Формирование стандартов журналистской этики в Китае // Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: Материалы Республ. науч.-

практ. конф. Минск, 2015. С. 104-106. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/ 119093/1/Li%20Tzin_Vizual_konf_2015.pdf (дата обращения 07.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шисюань Ч. Характеристики китайской журналистики в эпоху цифровых технологий // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 427-429.

Шредер Н. Г. Профессиональная этика и этикет. М.: Науч. кн., 2009. 258 с.

Auman A. Practicing Media Ethics in China: The Accidental Journalist Jaime FlorCruz // Мedia Ethics Мagazine. 2014. URL: https://www.mediaethicsmagazine.com/index.php?option= com_content&view=article&id=3999200:practicing-media-ethics-in-china-the-accidental-journalist-jaime-florcruz&catid=209&Itemid=486 (дата обращения 07.06.2021).

Wong E. Xi Jinping's News Alert: Chinese Media Must Serve the Party. The New York Times, 22.02.2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/02/23/world/asia/china-media-policy-xi-jinping.html (accessed 22.05.2019).

Zhou B., Zhou Y. Journalists in China. Worlds of Journalism Study. Country Report. China, Fudan University, 2016. 5 p.

References

Auman A. Practicing Media Ethics in China: The Accidental Journalist Jaime FlorCruz. Мedia Ethics Мagazine. 2014. URL: https://www.mediaethicsmagazine.com/index.php?option= com_content&view=article&id=3999200:practicing-media-ethics-in-china-the-accidental-journalist-jaime-florcruz&catid=209&Itemid=486 (accessed 07.06.2021).

Mamontova O. I. Razvitie osnovnykh institutov samoregulirovaniya SMI v mire [Development of the main institutions of media self-regulation in the world]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], 2010, no. 5, pp. 63-71. (in Russ.)

Manchini P. Nel'zya provesti parallel' mezhdu zapadnymi i ostal'nymi stranami [It is impossible to draw a parallel between Western and other countries]. MediaTrends, 2014, no. 1 (43), January 16. (in Russ.) URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2017/MediaTrendi_43.pdf (accessed 07.06.2021).

Nigmatullina K. R. Professional'naya kul'tura zhurnalistov v Rossii [Professional culture of journalists in Russia]. St. Petersburg, 2021, 287 р. (in Russ.)

Shisyuan Ch. Kharakteristiki kitayskoi zhurnalistiki v epokhu tsifrovykh tekhnologii [Characteristics of Chinese Journalism in the Digital Age]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2021, no. 4 (89), pp. 427-429. (in Russ.)

Shreder N. G. Professional'naya etika i etiket [Professional ethics and etiquette]. Moscow, Nauch-naya kniga Publ., 2009, 258 p. (in Russ.)

Tkacheva N. V. Etapy formirovaniya kitayskoi mediasistemy [Stages of formation of the Chinese media system]. Rossiisko-kitayskie issledovaniya [Russian-Chinese Studies], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 83-89. (in Russ.)

Tsze Chzhou. Samoregulirovanie SMI v usloviyakh novykh media v Kitaye [Self-regulation of the media in the context of new media in China]. Zhurnalist. SotsiaVnye kommunikatsii [Journalist. Social communications], 2019, no. 2 (34), pp. 68-78. (in Russ.)

Tszin L., Kononova E. Formirovanie standartov zhurnalistskoi etiki v Kitae [Formation of standards of journalistic ethics in China]. In: Vizual'no-semanticheskie sredstva sovremennoi mediaindustrii [Visual-semantic means of the modern media industry]. Materials of the Republican scientific-practical conference. Minsk, 2015, pp. 104-106. (in Russ.) URL: https://elib. bsu.by/bitstream/123456789/119093/1/Li%20Tzin_Vizual_konf_2015.pdf (accessed 07.06.2021).

Wong E. Xi Jinping's News Alert: Chinese Media Must Serve the Party. The New York Times, 22.02.2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/02/23/world/asia/china-media-policy-xi-jinping.html (accessed 22.05.2019).

Zhou B., Zhou Y. Journalists in China. Worlds of Journalism Study. Country Report. China, Fudan University, 2016. 5 p.

Информация об авторах

Владислава Сергеевна Истомина, выпускница направлений подготовки «Востоковедение» (бакалавриат, 2017) и «Журналистика» (магистратура, 2019) Новосибирского государственного университета, продюсер YouTube-канала «Mash» Наталья Борисовна Симонова, кандидат исторических наук, доцент

Information about the Authors

Vladislavа S. Istomina, Graduate of the "Oriental Studies" (bachelor's degree, 2017) and "Journalism" (master's degree, 2019) Programs of Novosibirsk State University, Producer of the "Mash" YouTube channel Natalya B. Simonova, Candidate of Sciences (History), Associate Professor

Статья поступила в редакцию 03.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 05.03.2022 The article was submitted 03.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 05.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.