Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КНР В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СМИ'

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КНР В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
239
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕПАРАТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / CHINA / SEPARATISM / NATIONAL MINORITIES / ETHNIC CULTURE / NATIONAL POLICY / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукашова Виктория Алексеевна

В данной статье рассматриваются главные направления и результаты современной политики КНР в сфере регулирования деятельности иностранных СМИ на территории государства. Отмечается, что руководство КНР стало с большей настороженностью относиться к тому, как освещают национальную политику страны в зарубежных изданиях. Акцентируется внимание на ужесточении контроля над деятельностью иностранных журналистов со стороны государственных властей КНР с целью сдерживать критику в адрес правительственных действий и повлиять на формирование положительного образа в глазах мировой общественности. В заключение автор приходит к выводу, что, дальнейшее ужесточение условий осуществления журналистской деятельности в Китае может привести к возникновению новых конфликтов между руководством КНР и зарубежными СМИ, а также повлиять на формирование образа Китая для мировой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT REGULATIONS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA ON NEWS COVERAGE BY FOREIGN MEDIA

This article is devoted to the analysis of the current regulations of the People's Republic of China on news coverage by foreign media. The main directions and results of the PRC’s official policy in the sphere of regulating the activities of foreign media in China are considered in detail. Author pays attention to the ways the PRC’s government can influence foreign media coverage of its current policies. It is noted that the main objective of the PRC government is to prevent the criticism of state policies and create a positive image in the eyes of the global audience. The author concludes that further tightening of the control over the foreign journalists' activities in China may lead to the emergence of new conflicts between the PRC and foreign media, as well as affect the global image of China.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КНР В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СМИ»

Современная политика КНР в сфере регулирования деятельности иностранных СМИ Current regulations of the People's Republic of China on news coverage by foreign media

Лукашова Виктория Алексеевна

Студентка высшей школы менеджмента Санкт-Петербургский государственный университет

РФ, г. Санкт-Петербург [email protected]

Viktoriia Lukashova

Student of the Graduate school of Management, Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg victorialukash2@gmail. com

Аннотация.

В данной статье рассматриваются главные направления и результаты современной политики КНР в сфере регулирования деятельности иностранных СМИ на территории государства. Отмечается, что руководство КНР стало с большей настороженностью относиться к тому, как освещают национальную политику страны в зарубежных изданиях. Акцентируется внимание на ужесточении контроля над деятельностью иностранных журналистов со стороны государственных властей КНР с целью сдерживать критику в адрес правительственных действий и повлиять на формирование положительного образа в глазах мировой общественности. В заключение автор приходит к выводу, что, дальнейшее ужесточение условий осуществления журналистской деятельности в Китае может привести к возникновению новых конфликтов между руководством КНР и зарубежными СМИ, а также повлиять на формирование образа Китая для мировой аудитории.

Annotation.

This article is devoted to the analysis of the current regulations of the People's Republic of China on news coverage by foreign media. The main directions and results of the PRC's official policy in the sphere of regulating the activities of foreign media in China are considered in detail. Author pays attention to the ways the PRC's government can influence foreign media coverage of its current policies. It is noted that the main objective of the PRC government is to prevent the criticism of state policies and create a positive image in the eyes of the global audience. The author concludes that further tightening of the control over the foreign journalists' activities in China may lead to the emergence of new conflicts between the PRC and foreign media, as well as affect the global image of China.

Ключевые слова: Китай; сепаратизм; национальные меньшинства; этническая культура; национальная политика; средства массовой информации.

Key words: China; separatism; national minorities; ethnic culture; national policy; the media.

За последнее десятилетие Китайская Народная Республика стала важным игроком на политической арене. События, происходящие в стране, привлекают большое внимание со стороны мирового сообщества, так как в настоящий момент от политических решений руководства КНР во многом зависит дальнейшее развитие международных отношений. Однако помимо политических субъектов в реализации национальной политики весомое место начали занимать каналы медиа и средства массовой информации, благодаря которым политические решения проходят процесс медиатизации и становятся доступными широкой публике. Для такой аудитории каналы СМИ являются одним из немногих источников получения информации о политических событиях.

В настоящий момент стремление Китая к глобальному лидерству и соперничество с другими мировыми державами способствует росту заинтересованности иностранных средств массовой информации в освещении современной политики КНР. Так как Китайская Народная Республика стала одним из важнейших акторов международных отношений, иностранным корреспондентам становится все сложнее игнорировать события, происходящие в современном политическом пространстве Китая. Однако несмотря на утверждения правительства КНР о том, что иностранные издания обладают достаточными возможностями и доступом для

объективного освещения современной национальной политики Китая, зарубежные журналисты по-прежнему сталкиваются с государственными ограничениями для осуществления деятельности на территории КНР.

В 1998 году Китай подписал Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 19 которого также признает право на свободу выражения мнений, включая свободу прессы.[3] Тем не менее, данный пакт все еще остается не ратифицированным в Китайской Народной Республике, а на момент 2019 года Китай занимает 177 место из 180 в индексе свободы прессы организации «Репортеры без границ». [13]

Деятельность иностранных журналистов и СМИ на территории Китая регулируется сразу несколькими положениями, принятыми Государственным советом КНР. Основные правила были введены в действие в 1989 году после акций протеста на площади Тяньаньмэнь и насильственного подавления демонстраций, в результате которого по разным данным погибли от нескольких сотен до тысяч людей. Зарубежные корреспонденты широко освещали происходящие события на весь мир, что в итоге вызвало критическую реакцию международного сообщества по отношению к жестоким мерам, принятым китайским правительством. В целях усиления контроля над работой зарубежных журналистов в 1990 году было издано Положение об иностранных журналистах и постоянных представительствах организаций иностранных СМИ. Документ установил правила, которые продолжают действовать на сегодняшний день: подразделение журналистов на категории постоянных (более шести месяцев) и краткосрочных, регламентирование получения удостоверений журналиста, виз и разрешений на проживание. Также иностранные корреспонденты обязаны получить предварительное согласие от организации или частного лица, у которых они планируют брать интервью, и уведомлять об этом местную администрацию. В настоящий момент китайские власти разрешают аккредитовывать иностранных корреспондентов в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Чунцине и Шэньяне.[12] Офисы большинства отделений зарубежных СМИ располагаются в наиболее развитых городах восточной части страны - в Пекине и Шанхае. Это во многом оказывает влияние на новостную повестку иностранных изданий и определяет границы деятельности зарубежных журналистов в Китае.

В 2008 году данное регулирование было дополнено новым постановлением Государственного совета -Положением КНР о порядке репортерской работы постоянных информационных органов и зарубежных журналистов на территории Китая. Согласно этому документу, иностранные журналисты получили право свободно передвигаться по стране, которое впервые было введено для обеспечения беспрепятственного доступа к освещению Олимпийских игр в Пекине.[14] Предполагалось, что новые правила предоставят зарубежным журналистам большую свободу и сделают их работу безопаснее, но в действительности многие ограничения остались неизменными. Тибетский автономный район не был охвачен новым положением, поэтому для того, чтобы получить доступ на территорию Тибета, иностранные журналисты должны подать заявление на получение разрешения в отделение МИД ТАР и пройти сложную процедуру одобрения.

Более того, статья 18 Положения 2008 года также указывает, что зарубежные СМИ могут нанимать граждан Китая только для выполнения «вспомогательной работы», такой, как перевод, фото- и видеосъёмка, организация интервью или поездок.[14] То есть, законодательно гражданам КНР, работающим на иностранные издания, запрещено заниматься журналистской деятельностью, что значительно ограничивает их полномочия и усложняет работу зарубежных новостных служб. Иностранные СМИ обязаны нанимать граждан Китая через Пекинское бюро по обслуживанию дипломатических миссий, а также уплачивать административный сбор.[11]

Кроме регулирования деятельности зарубежных журналистов правительство КНР также внимательно отслеживает информацию, которая публикуется на иностранных новостных сайтах, в особенности тех, которые предлагают версии на китайском языке. Хотя статья 35 Конституции КНР провозглашает свободу слова и прессы, в стране действуют другие законодательные акты, предусматривающие строгую систему цензуры. С

2001 года установлен широкий ряд запретов на публикации за нанесение ущерба единству, суверенитету и территориальной целостности государства, репутации и интересам страны и многие другие положения.[2] В связи с этим многие новостные сайты зарубежных изданий, негативно освещающие политику КНР, часто становятся заблокированными на территории Китая. В феврале 2016 года Министерство промышленности и информационных технологий КНР и бывшее Главное государственное управление КНР по делам печати, издательств, радиовещания, кинематографии и телевидения выпустили новое положение. Согласно введенным правилам, иностранные организации обязаны размещать свои материалы на китайских серверах, что позволяет подвергать новости зарубежных СМИ цензуре в соответствии с законом КНР. [6]

В 2018 году на 1-й сессии ВСНП 13-го созыва было принято решение о создании государственного управления радиовещания и телевидения, которое должно напрямую подчиняться Государственному совету КНР.[1] Таким образом, иностранные журналисты опасаются, что подобная мера будет способствовать дальнейшему ужесточению контроля в сфере СМИ и усилению влияния Коммунистической партии Китая на деятельность зарубежных изданий.

По мере того, как Китай становится все более влиятельной силой на мировой арене, правительство КНР стремится использовать свою значительную власть для того, чтобы контролировать содержание новостных материалов иностранных СМИ не только на территории Китая, но и за его пределами. Оказывая воздействие на зарубежных журналистов, руководство КНР пытается не допустить распространения информации, которая может не соответствовать желаемому глобальному образу Китая.

Хотя китайские власти не обладают возможностью применять цензуру за пределами собственного государства, в то же время они используют определенные меры, чтобы влиять на деятельность зарубежных новостных служб. В ответ на негативное освещение в новостях политических решений КПК многим иностранным журналистам отказывают в продлении виз или выдают новые краткосрочные визы. Так, после выпуска документального сюжета об аресте людей за политическое и религиозное инакомыслие корреспонденту Al Jazeera English Мелиссе Чан отказали в продлении удостоверения журналиста, что стало первым подобным случаем с 1998 года.[5]

Если ранее иностранные журналисты сталкивались с ограничениями при попытке освещать события в Синьцзяне и Тибете, то в последнее время пекинские власти также ужесточили контроль над свободой прессы в Гонконге. В 2018 году редактору Financial Times Виктору Маллету запретили въезд на территорию специального административного района, что произошло после его встречи с Энди Чаном, основателем Национальной партии Гонконга, поддерживающей независимость от материкового Китая.[4] Подобные меры правительства КНР свидетельствуют об усилении надзора за репортажами зарубежных журналистов, которые теперь находятся под угрозой отказа в визе в случае критических комментариев в адрес государственной политики Китая.

Согласно данным ежегодного отчета Клуба иностранных корреспондентов Китая за 2019 год, условия работы зарубежных журналистов заметно ухудшились.[10] Большинство представителей иностранных СМИ отмечали, что при освещении событий в Синьцзяне они подвергались преследованиям и запугиванию со стороны полиции. В соответствии с законом КНР иностранные журналисты не обязаны получать предварительное разрешение на поездку в любую часть страны за исключением Тибета. Несмотря на это, местная администрация отказывала многим журналистам зарубежных СМИ в проведении репортажей или разрешала осуществлять работу только в сопровождении представителей правительства. Корреспонденты сообщали, что на них продолжали оказывать давление уже после возвращения из Синьцзян-Уйгурского автономного района, в том числе они были вызваны в МИД КНР для разъяснения целей своей поездки. Также в отчете говорится о том, что во время протестов в Гонконге сотрудники иностранных СМИ подвергались длительным досмотрам со стороны

службы безопасности, а некоторым даже пришлось предоставить собственные телефоны и ноутбуки для проверки содержимого.

К гражданам КНР, работающим на зарубежные СМИ, также привлечено большое внимание правительственных органов. Отделения крупных иностранных новостных агентств в Китае стали более настороженно относиться к привлечению китайских исследователей и аналитиков к освещению таких тем, как этнические конфликты или религиозная политика. В первую очередь подобная обеспокоенность связана с возможными рисками для безопасности китайских сотрудников, которых могут привлечь к ответственности в случае их причастности к распространению негативных новостей о КНР. Китайские власти также оказывают воздействие на источники информации иностранных СМИ и людей, с которыми контактируют зарубежные журналисты. Как сообщается в отчете Клуба иностранных корреспондентов Китая, в некоторых случаях источники связывались с журналистами после допроса со стороны властей и просили не использовать ранее предоставленные материалы.[10] Для того чтобы организовать интервью с китайскими научными или правительственными деятелями, необходимо получить специальное разрешение. Такие меры значительно затрудняют работу иностранных новостных служб и ставят под сомнение конституционное право граждан КНР на свободное выражение мнений.

Кроме регулирования деятельности зарубежных журналистов на территории своей страны, правительство Китая использует международное влияние для того, чтобы обеспечить благоприятное освещение государственной политики в зарубежных СМИ.[8] В 2019 году организация «Репортеры без границ» опубликовала новый доклад, в котором отражено стремление Китая к «установлению нового мирового порядка в сфере СМИ». В докладе указано, что руководство КНР использует такие способы воздействия, как размещение платных рекламных материалов в качестве публикаций в иностранных СМИ и приобретение пакета акций зарубежных новостных изданий с помощью компаний, контролируемых государством.[7] Это приводит к тому, что Китай все больше способствует распространению положительного образа своей политики в других странах. «Репортеры без границ» отмечают, что в некоторых случаях журналисты зарубежных СМИ были уволены за публикации, критикующие национальную политику КНР. Например, электронное издание Южной Африки Independent Online, в котором 20% акций принадлежит китайским инвесторам, было вынуждено удалить статью с сайта, так как она затрагивала тему нарушения прав этнических меньшинств в Китае.[7] Также одним из способов оказания влияния на иностранные СМИ является приглашение зарубежных журналистов на специальные обучающие мероприятия, организованные правительством КНР. Более того, в последнее время руководители КНР выделяют большое финансирование для государственных китайских СМИ с целью расширения их иностранной аудитории, а также производства материалов для СМИ в других странах.

Большинство иностранных корреспондентов утверждают, что с тех пор, как Си Цзиньпин пришел к власти, журналистская деятельность с каждым годом подвергается более серьезным ограничениям, а осуществление независимых расследований на территории Китая стало практически невозможным. Однако сотрудники МИД КНР отрицают обвинения во вмешательстве государства в работу иностранных СМИ. Комментируя отчет Клуба иностранных корреспондентов Китая, официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан заявил, что доклад «не нужно опровергать», так как он не отражает мнения и опыт всех зарубежных журналистов в Китае. По словам Гэн Шуана, правительство КНР неоднократно говорило, что «стремится к тому, чтобы иностранные СМИ могли беспрепятственно освещать события, сказанные с Китаем». [9] Но для этого сами журналисты обязаны соблюдать правила, установленные китайскими властями.

Официальные представители власти КНР часто подвергают критике репортажи иностранных СМИ и призывают к «более объективному» подходу в освещении событий национальной политики Китая. Зарубежные

журналисты также все чаще обвиняются в том, что они изначально предвзято относятся к КНР и своей работой способны создать предпосылки для дестабилизации обстановки внутри китайского общества.

Учитывая строгий контроль информационной среды со стороны правительства КНР, международное сообщество имеет ограниченные ресурсы, которые способны дополнить пробелы в изучении современной политики Китая. В связи с этим, иностранные СМИ представляются как важный источник, который позволяет получить доступ к информации о современной обстановке внутри КНР, предоставляя альтернативный взгляд на официальную позицию китайского правительства. В настоящее время перед лицом давления со стороны государственных властей зарубежным СМИ приходится делать трудный выбор между сохранением возможности осуществлять журналистскую деятельность на территории Китая и отстаиванием прав на свободу слова и прессы. Как показывают результаты, правительство КНР намерено продолжать расширять оказываемое воздействие на деятельность иностранных СМИ на территории Китая. Таким образом, дальнейшее ужесточение условий осуществления журналистской деятельности в Китае может привести к возникновению новых конфликтов между руководством КНР и зарубежными СМИ, а также повлиять на формирование образа Китая для мировой аудитории.

Список используемой литературы:

1. Китай учредит государственное управление радиовещания и телевидения // Синьхуа Новости [Электронный ресурс] - 13.03.2018 // URL: http://russian.news.cn/2018-03/13/c_137036304.htm

2. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // V сессия Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва - 04.12.1982 // URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution

3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

4. A Financial Times Journalist Was Barred From Entering Hong Kong // Time [Электронный ресурс] -

09.11.2018 // URL: https://time.com/5450061/hong-kong-financial-times-journalist-barred/

5. China Expels Al Jazeera Channel // The New York Times [Электронный ресурс] - 07.05.2012 // URL: https://www.nytimes.com/2012/05/08/world/asia/china-expels-al-jazeera-english-language-channel.html

6. China set to ban all foreign media from publishing online // The Independent [Электронный ресурс] -19.02.2016 // URL: https://www.independent.co.uk/news/world/asia/china-set-to-ban-all-foreign-media-from-publishing-online -a6883366. html

7. China's Pursuit of a New World Media Order // Reporters Without Borders - 25.03.2019 // URL: https://rsf.org/sites/default/files/en_rapport_chine_web_final.pdf

8. China's Media Interference Is Going Global, Report Says // Time - 25.03.2019 // URL: https://time.com/5557951/china-interference-global-media/

9. Conditions worsen for foreign journalists in China: survey // Deutsche Welle [Электронный ресурс] -

29.01.2019 // URL: https://www.dw.com/en/conditions-worsen-for-foreign-journalists-in-china-survey/a-47277662

10. Control, Halt, Delete: Reporting in China under Threat of Expulsion // Foreign Correspondents' Club of China - 02.03.2020 // URL: https://ww.fcchk.org/wp-content/uploads/2020/03/control-halt-delete.pdf

11. Darkened screen. Constraints on Foreign Journalists in China // PEN America - 22.09.2016 // URL: https://pen.org/sites/default/files/PEN_foreign_journalists_report_FINAL_online%5B1%5D.pdf

12. Griffiths D. The international media coverage of China: Too narrow an agenda? // Reuters Institute Fellowship Paper, 2013. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/international-media-coverage-china-too-narrow-agenda

13. Press Freedom Index 2019 // Reporters Without Borders // URL: https://rsf.org/en/ranking/2019

14. Regulations of the People's Republic of China on News Coverage by Permanent Offices of Foreign Media Organizations and Foreign Journalists // The State Council of the People's Republic of China - 17.10.2008 // URL:

http ://ipc.fmprc. gov .cn/eng/wgj zzhzn/t716835. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.