УДК 327
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР В НАЧАЛЕ XXI В.
PhD, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета, Казань, Россия.
Ахметкаримов Булат Гумарбаевич [email protected]
Студентка Института международных отношений Казанского федерального университета, Казань, Россия.
Гатина Аделия Фаритовна
Аннотация. В силу того что Китай - это социалистическая страна, имеющая свои культурные, социальные и политические особенности, ее СМИ также обладают определенной спецификой. Своеобразие китайских СМИ заключается в сильном влиянии партийного руководства КНР на формирование информационного содержания медиаконтента. В руках правительства Китая СМИ становятся инструментами в защите государственных интересов, освещении внешнеполитических инициатив и трактовке государственной позиции по тому или иному международному вопросу. В рамках данной статьи были изучены пункты Конституции КНР, регулирующие информационное поле Китая, затронуты исторические особенности развития традиционных и новых СМИ КНР, а также проанализированы основные тенденции в освещении внешнеполитической деятельности Китая на примере продвижения проекта «Один пояс - один путь», взаимодействия КНР и стран Африки в медиасфере и информационного сопровождения позиций Пекина как в территориальном споре в ЮКМ, так и непростых отношений с США в период торгового конфликта.
Ключевые слова: СМИ КНР, информационная политика КНР, внешняя политика КНР.
CHINESE FOREIGN POLICY AND MEDIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
PhD, Associate Professor, The Department of International Relations, World Politics and Diplomacy, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Akhmetkarimov Bulat Gumarbaevich [email protected]
Student of The Institute of International Relations Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Gatina Adeliya Faritovna
Abstract. Due to the fact that China is a socialist country with its own cultural, social and political features, its media also has certain specifics. The peculiarity of the
Chinese media lies in the strong influence of the party leadership of the PRC on the formation of the media content. In the hands of the Chinese government the media turns into an instrument that protects state interests, covers foreign policy initiatives and interprets the state's position on any particular international issue. This article primarily examines parts of the Chinese Constitution that regulate the information field of the PRC. Secondly, it explores the development of traditional and new mass media of the PRC. Finally, it analyzes key trends in the coverage of China's foreign policy, relying on the examples of media coverage of the One Belt One Road initiative, Chinese foreign policy in Africa, the territorial dispute in the South China Sea area, and difficult relations between the United States and China during the so-called "trade war".
Keywords: Chinese media, Information policy of the PRC, Chinese foreign policy.
В эпоху глобализации, когда стираются границы между странами, а информация передается с невиданной скоростью, ведущие мировые державы стремятся решать сложившиеся споры и противоречия бескровными методами, все чаще используя информационные ресурсы и технологии. Для более успешной внешнеполитической деятельности государствам необходимо сохранять благоприятный имидж своей страны на мировой арене. Осознавая это, правительство Китая все чаще опирается на инструменты «мягкой силы», одним из которых являются средства массовой информации (СМИ). В силу того что Китай обладает несколько своеобразной «ментальностью» в трактовке и регулировании информационного потока, более того, происходит усиление роли Китая в международных делах и реализуется проект «Один пояс - один путь», все это усиливает значимость СМИ в формировании благоприятного образа страны в глазах мирового сообщества. Сегодня перед государственными СМИ КНР стоят такие задачи, как: аргументация и разъяснение позиций Китая по международным вопросам, борьба с дезинформацией, легитимизация действий власти для внутренней аудитории, а также снижение монополии западных СМИ. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно заявлял, что Китаю следует «хорошо рассказывать историю Китая», чтобы «бороться с негативным образом КНР, который подается через мировые СМИ» [5]. Понимая всю важность медиасферы не только во внутренней политике, но и во внешней, Китай в свое время встал на путь развития информационно-коммуникативных технологий и улучшения имиджа страны в мире через информационные каналы связи. Наиболее крупными и авторитетными представителями традиционных СМИ на сегодняшний день являются информационное агенство «Синьхуа», газеты «Жэньминь жибао», телекомпания CCTV и Международное радио Китая.
Накануне образования КНР, в августе 1949 г., коммунисты Китая приняли решение утвердить газету «Жэньминь жибао» в качестве официального органа печати, что, по сути, сделало ее главным инструментов пропаганды коммунистической идеологии. В то время материалы газеты публиковались только с одобрения Председателя Мао. В университетах ее раздавали в качестве официального документа, переписывали от руки, вешали на специальных стендах, и т. д. [3]. Сегодня ситуация практически не изменилась, данная газета, как и многие другие китайские газеты и журналы, до сих пор сохраняет статус политической организации, подведомственной правительству КНР.
Необходимость создания китайского иновещательного телеканала была подчеркнута в Концепции внешнеполитического развития от 2000 г., где среди
приоритетов было выделено «информационное сопровождение внешнеполитической деятельности» [3]. Для достижения этой цели из бюджета государства выделялись огромные суммы для развития информационно-коммуникационных технологий. Благодаря чему одна из самых крупных национальных телевизионных организаций, CCTV (China Central Television - Центральное телевидение Китая), в своей работе использует самые передовые технологии, как, например, передвижная спутниковая система, благодаря которой можно осуществлять прямую трансляцию из любой точки земного шара. Так как уже тогда правительство Китая осознавало важность формирования правильного имиджа страны на мировой арене, CCTV осуществляет вещание на нескольких языках через спутники CCTV-4 (международный канал), CCTV-9 (канал на английском языке) и CCTV-16 (канал на испанском и французском языках) для трансляции по всему миру [7].
Если говорить о радиовещании, то радио в Китае стало своеобразным общественным институтом, который охватывал значительную часть населения, так как радиостанция вещала не только на четырех китайских диалектах, но и на шести иностранных, трех пограничных языках [7]. Сегодня международное радио Китая завоевало репутацию серьезного источника информации и собрало вокруг себя многомиллионную аудиторию за рубежом. По объему и количеству языков вещания Международное радио Китая вместе с ВВС и Deutsche Well входит в первую пятерку наиболее влиятельных радиостанций мира и прочно занимает третье место среди лидеров мирового эфира [8].
Несмотря на популярность традиционных СМИ в Китае, стремительное развитие интернета оказало огромное влияние на изменение структуры массовой коммуникации. Раньше читатели были лишь пассивными потребителями информации, но с развитием информационных технологий повысилась и общая вовлеченность аудитории. Под новыми СМИ в Китае подразумевают онлайновые версии газет и журналов, цифровое радиовещание, социальные сети и мобильные приложения. Однако правительство Китая опасается, что свободное функционирование интернета приведет к проникновению идей, способных дискредитировать идеологическую основу государства.
Понимая, что проконтролировать каждого пользователя практически невозможно, правительство КНР сформировало сетевую цензуру под названием «великая китайская веб-стена», состоящую из двух направлений: мониторинг контента и поощрение самоцензуры [5]. В зависимости от степени правонарушения, пользователя могут даже приговорить к тюремному заключению, так, например, в 2006 г. к уголовной ответственности привлекли учителя средней школы Жэн Чжиюан за размещение в Интернете статьи под названием «Путь к демократии», в которой власти увидели антиправительственный подтекст [6].
В целом взаимодействие органов государственной власти и СМИ в Китае можно описать как управляемая гласность, т. е. предоставляются возможности для полноценной работы медиаструктур, а также право гражданам выражать свое мнение на различных медиаплощадках, но при этом информационное поле подвергается жесткому контролю на законодательном уровне. Несмотря на то что Конституция КНР провозглашает свободу слова (статья 35), а также право на доступ к государственной информации, которую государственные структуры обязаны самостоятельно раскрыть посредством СМИ или иных способов
(статья 15), тем не менее сохраняется давление партийно-идеологического аппарата на формирование контента в СМИ. Более того, в статье 27 прописывается, что СМИ во время своей деятельности должны соблюдать все меры безопасности и не допустить утечки государственной тайны [19].
Жесткий контроль со стороны государственно-идеологического аппарата и по сей день вызывает недовольство со стороны мирового сообщества, китайское правительство не раз обвинялось в нарушении общечеловеческих прав и свобод, а объективность китайских СМИ ставилась под сомнение. Однако данная ситуация позволяет получить более полную картину о стратегиях и намерениях Китая в мировых делах. Поскольку масштабы вовлеченности Китая в мировую систему постоянно расширяются, мнение мирового сообщества, которое на сегодняшний день монополизировано западными СМИ, вызывает закономерную озабоченность у правительства страны. В связи с этим важно проследить, каким образом основные медиа КНР освещают действия руководства Китая в стратегически важных направлениях внешней политики, в которых Пекин занимает жесткие и бескомпромиссные позиции. Особую значимость в анализе представляют: популяризация проекта «Один пояс - один путь», формирование благоприятного имиджа КНР в Африке, обоснование позиций в Южно-Китайском море и оценка сотрудничества с Америкой ввиду торгового конфликта.
Благодаря СМИ повысилась заинтересованность международного сообщества в проекте «Один пояс - один путь». На страницах газет и журналов появлялись статьи по данной теме, которые, как правило, носили позитивный характер. Согласно анализу тематического содержания газеты «Жэньминь жи-бао», публикации с положительным отношением к проекту составляют почти 90 %, остальные статьи преподносятся в нейтральном свете [8]. Это говорит нам о том, что правительство КНР желает заручиться поддержкой мирового сообщества в дальнейшей реализации проекта. Большое значение в продвижении стратегии сыграл и главный телевещательный ресурс страны - CCTV. На базе телеканала был запущен ряд телепрограмм, раскрывающих возможности и преимущества данной инициативы как для мирового сообщества, так и для отдельных граждан, и отслеживающих уже сделанные шаги по реализации стратегии [4]. Все это поспособствовало благоприятному восприятию Китая, как на международной арене, так и в глазах внутренней аудитории.
Если говорить об африканских странах, то благодаря активному участию китайских медиакомпаний Китай в данном регионе обрел довольно сильное влияние. К примеру, Beijing Review и другие китайские печатные издания начинают распространяться в Танзании, ЮАР и Египте [12], Radio Peking стало серьезным конкурентом таких западных гигантов, как BBC и Voice of America [9], ИА «Синьхуа» расширило свое присутствие в Африке, добавив 5 новых филиалов к уже имеющимся региональным бюро в Найроби и Каире [18]. Крупнейшая китайская газета China Daily, распространяемая изначально на рейсах авиакомпании Kenya Airways (с 2012 г.), сегодня еженедельно выпускает 24-страничное издание в ряде африканских государств. Кроме того, Китай инициировал выпуск ежемесячного журнала ChinAfrica, редакция которого базируется в Йоханнесбурге, ЮАР [11].
Такие крупные компании, как Huawei и ZTE, активно инвестируют в сферу развития телекоммуникационных инфраструктур в Африке. Huawei владеет более 70 % до ступных 4G сетей в Африке [15]. Также в 2013 г. компания подписала договор с Эфиопией, Нигерией и Замбией на строительство сетей сотовой связи, а в Анголе начала строительство LTE 4G сетей связи для государственной компании мобильной связи Movicel [14]. В это время ZTE Corporation, вторая по величине телекоммуникационная компания, имеет 26 африканских офисов и активно финансирует в эфиопскую телекомпанию Ethio Telecom, так, например, в 2013 г компания получила китайские займы на сумму 3,5 млрд долл. [14]. Помимо этого, китайская сторона, согласно декларации саммита БРИКС от 2017 г [10], осуществляет обучение работников из Африки, связанных с медиасферой. И для китайской стороны это несомненно приносит свои выгоды, так как помимо получения навыков работы африканские работники перенимают китайский взгляд на ведение журналисткой практики и в дальнейшем в своей работе отражают новости в контексте китайского видения.
Анализируя информационное обеспечение территориального конфликта в Южно-Китайском море, можно сделать вывод о том, что после реакции мирового сообщества на вердикт Международного арбитражного суда, который опроверг исторические права Китая почти на 2/3 акватории ЮКМ, СМИ КНР сменили характер его освещения. Если раньше СМИ КНР ссылались на легитимность китайских действий в регионе, обвиняя страны-участниц (в большей степени Филиппины и Вьетнам) в нарушении Декларации по ЮКМ и используя в новостных сводках такие выражения, как «острова и рифы Китая», «незаконно окуппированная территория Китая» и т. д. [9], то после 2016 г., понимая, как важно сохранить благосклонность аудитории, в первую очередь зарубежной, начинают акцентировать внимание на важной роли Китая в разработке Кодекса поведения в ЮКМ, документа, способного на законодательном уровне урегулировать территориальные споры [1].
СМИ КНР также проделали очень большую работу и в освещении непростых отношений между Китаем и США во время торговых споров. Китайские СМИ активно сообщают о том, что китайская сторона выступает решительно против взаимных санкций и тарифов, так как они противоречат принципам рыночной экономики, за которую всегда выступали США, и не получат признания или поддержки со стороны международного сообщества [17]. Китайское правительство осознает, что в силу внутренних политических проблем в США (слушания по поводу импичмента Д. Трампа и предстоящие выборы в 2020 г.), Белый дом заинтересован объявить о победе в торговой войне и попытается извлечь из этого выгоду. Китай, со своей стороны, также желает поскорее положить конец торговой войне, однако китайское руководство не собирается пренебрегать принципом суверенитета и отказываться от своих целей и интересов [16]. В газете People's Daily, принадлежащей Коммунистической партии Китая, было сделано обращение, еще раз напоминающее американскому правительству о его обязательствах перед мировым сообществом: «Китай и США несут общую ответственность за решение экономических и торговых вопросов и за то, чтобы новый раунд консультаций стал значимым началом. В торговой войне нет победителей, и США, и Китай, понесут серьезные убытки, поэтому данный вопрос требует скорейшего разрешения» [13].
Таким образом, важно отметить, что китайские СМИ успешно проводят освещение внешнеполитической деятельности Китая. Все структуры СМИ четко выполняют возложенные на них обязательства по продвижению проекта «Один пояс - один путь» путем позитивного освещения его в китайских СМИ и грамотного изложения позиции КПК КНР касательно спорных вопросов в международных делах. Также благодаря деятельности медиакомпаний происходит налаживание сотрудничества с мировыми акторами и формируется благоприятный образ Китая на мировой арене. Информационное освещение сохраняет дружелюбный тон, и через структуры СМИ выражается надежда на дальнейшее плодотворное сотрудничество между КНР и мировым сообществом, несмотря на имеющиеся противоречия.
Литература
1. Ареева М.В. Китайские средства массовой информации и их влияние на глобальные информационные процессы // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2014. № 4. С. 67.
2. Кошурникова Н.А. Особенности информационной политики современного Китая. Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. С. 280.
3. Лемешко Ю.Г., Машкина Ю.В. Газета «Жэньминь Жибао» на начальном этапе культурной революции (1966-1969) // Вестник Амурского государственного университета. 2011. № 54. С. 22.
4. Ли Шуцзе. Государственная стратегия «Один пояс - один путь» в политической журналистике КНР. Магистерская диссертация СПбГУ. СПб., 2017. С. 4.
5. Мефодьева С.А., Инь Ж. Практики китайских и российских СМИ в распространении «мягкой силы» государств // Власть. 2019. № 1. Т. 27. С. 197.
6. Ван И ответил на четыре вопроса, касающиеся Кодекса поведения в Южно-Китайском море // официальный сайт ИА Синьхуа. URL: http://russian.news. cn/2019-08/01/c_138275212.htm (дата обращения: 23.04.2020).
7. Смирнова Е.А. Зарубежные аудиовизуальные СМИ. Учеб.-метод. комплекс БГУ. 2017. С. 12.
8. Цао Цзин. Особенности подачи международных новостей в СМИ КНР. Магистерская диссертация СПбГУ. СПб., 2016. С. 55.
9. China Daily China says DOC not tool for Philippines to whitewash wrongdoings // China Daily official site. URL: http://rn.chinadaily.com.cn/en/2015-05/09/content_20665387.htm (accessed: 22.02.2020).
10. Declaration on The Conduct of The Parties in The South China Sea, Nov. 2002 // ASEAN: official site. URL: https://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2 (accessed: 23.03.2020).
11. Jacobs A. Pursuing Soft Power, China Puts Stamp on Africa's News // The New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2012/08/17/world/africa/chinasnews-media-make-inroads-in-africa.html (accessed: 21.02.2020).
12. Madrid-Morales D., Wasserman H. Chinese Media Engagement in South Africa: What is its impact on local journalism? // Journalism Studies, 2017. 10 January. P. 1-18.
13. People's Daily Online China, US move in the direction of problem solving // People's Daily Online. URL: http://en.people.cn/n3/2019/1012/c90000-9622299.html (accessed: 23.02.2020).
14. Reed J. Africa's Big Brother Lives in Beijing: Is Huawei wiring Africa for surveillance? Or just for money? // Foreign Policy. URL: http://foreignpolicy.com/ 2013/07/30/africas-big-brother-lives-in-beijing/ (accessed: 23.02.2020).
15. Staff Writer. Huawei looks to Africa to cut network deals // Africa Business Central. URL: https://www.africanbusinesscentral.com/2016/03/25/huawei-looks-to-africa-to-cut-network-deals/ (accessed: 23.02.2020)
16. Stephen S. Roach What will the world look like after trade war? // China Daily. URL:https://global.chinadaily.com.cn/a/201911/30/WS5de19b09a310cf3e3557b0ec. html (accessed: 23.02.2020).
17. Wang Qingyun Beijing accuses US of 'bullying' telecoms Huawei, ZTE // China Daily. URL: https://global.chinadaily.com.cn/a/201910/30/ WS5db8cb2fa310cf3e35574545.html (accessed: 22.02.2020).
18. Wasserman H. Reporting China in Africa: media discourses on shifting geopolitics. London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2015. 178 p.
19. Ф^АК&ЯВ^^ 2018^ШТfHfit Конституция КНР, редакция 2018 года. URL: https://chinalaw.center/china_constitution/china_constitution_ revised 2018 chinese/