Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КИТАЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровая эпоха / журналистика / журналистские стандарты / Китай / интернет-СМИ / digital technologies / digital age / journalism / journalistic standards / China / online media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Шисюань

Использование цифровых технологий породило новую цифровую эру. Цифровой век характеризуется расширением в применении цифровых технологий в различных областях производства, жизни, экономики, общества, науки и техники, культуры, образования и возникающими в связи с этим проблемами. В статье рассмотрены изменения в китайской журналистике в цифровую эпоху, связанные с упадком традиционных СМИ, изменением журналистской идентичности, влиянием Интернета; проанализированы проблемы китайской журналистики в цифровую эпоху, порожденные неточностями в содержании журналистского материала и неправомерным поведением журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN PROFESSIONAL STANDARDS IN CHINA JOURNALISM

The use of digital technologies has given birth to a new digital era. The digital age is widespread in the application of digital technologies in various aspects, life, economy, society, science and technology, culture, education, etc. and arise with this benefit and collisions. The article considers changes in the journalistic environment associated with the decline in the incidence of the media, the change in journalistic sensitivity, the exclusion of the Internet. The researcher analyzes problems associated with inaccuracies in the content of journalistic material and misconduct of journalists. The author concludes that at present Chinese journalism is experiencing a period of rapid transition to the digital age, and the traditional propaganda model is increasingly influenced by the market economy. With the focus on the market, the audience, content and circulation are gradually transformed into more commercial concepts – consumer, product and market.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КИТАЯ»

монстрируют у Шмелева порой удивительные душевные качества, духовное благородство и подвижничество, внешний и внутренний героизм [5].

Творчество писателя в этот период неотделимо от его личного опыта: смерть его единственного сына Сергея снова и снова возвращает Шмелева к размышлениям о войне. Эти душевные страдания накладываются на высокую степень эмпатии писателя, искреннего сочувствия к русскому человеку, что и порождает особый художественный стиль писателя.

Развенчание мифов о героях

Русская военная литература умеет создавать героические образы, выражать храбрость в бою, передавать героический взгляд на историю. В древнерусской литературе много произведений, в которых зафиксирована борьба русского народа с иноземцами, например, «Слово о полку Игореве», «Повесть о взятии Рязани Батыем», «Летописная повесть о Куликовской битве», «Житие Александра Невского». Русская военная литература XIX века придерживалась традиции реализма: например, «Война и мир» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого правдиво воспроизводят кровь и огонь войны. Вопреки традициям русской военной литературы в целом и батальной литературы начала ХХ века, Шмелев не создаёт высоких героических образов и не прибегает к громкому восхвалению героев-патриотов. Наоборот, в произведениях Шмелева герой смещен с алтаря. Позиция писателя наполнена «негромким» гуманизмом, обращающим внимание на маленьких людей и часто малогероических персонажей войны. Описывая их трагические судьбы, Шмелев показывает, как война сказывается на жизни и судьбе всей России, и какую огромную трагическую цену платят войне простые люди. Участниками войны становятся не только солдаты, сражающиеся на фронте, но и их семьи: «Мои солдаты не только военные, я к ним в будущем причислю вообще всех тех, кто стоит за свою идею: журналистов, писателей, общественных деятелей и просто сильных духом русских людей» [5]. Изображая самых обычных людей с их различными проявлениями человеческой природы, Шмелев сосредоточивает внимание читателя на душевных качествах, человечности героя, приближая его тем самым ко всем нам, даже живущим столетие спустя. Так писатель

Библиографический список

добивается того, что трагедия войны становится очевидной и для последующих поколений.

В военных произведениях Шмелева, где война и человечность сосуществуют, сам писатель пытается сохранять объективную позицию. Мы не видим ненависти к врагу, а лишь критику жестокости самой войны. Мы не находим у писателя громких патриотических лозунгов и призывов, эффектных батальных сцен, но понимаем, что пережила Россия в то военное время, сохранив при этом искреннюю красоту и доброту в отдельной человеческой личности. С гуманистических позиций Шмелева война сама по себе противоестественна и бесчеловечна, она оскверняет человеческую жизнь как таковую.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем выводы: в произведениях Шмелева война всегда была «грустной песней» простых людей. Он стремился показать индивидуальные трагедии, восстановить, насколько возможно, подлинные страдания простых людей во время войны, показать метаморфозы и даже разрушения, происходящие с человеческой природой. Пережив личную трагедию, писатель постоянно возвращает нас к мысли о ценности жизни каждого человека, каким бы и кем бы он ни был. У войны, орудующей солдатскими массами, нет права отнимать у отдельного человека самое ценное - его жизнь. Также писателю удаётся создать для читателя образ русского солдата, который способен защищать, но не способен хладнокровно убивать, поскольку многие герои в рассказах Шмелева долго и беззлобно помнят, искренне переживают об убитых ими врагах [6]. Именно такой подход, такие художественные средства и наполненные гуманизмом размышления отличают произведения И.С. Шмелёва, описывающие трагедию Первой мировой войны. Поскольку разрушительный в человеческом плане опыт войны не имеет национальных и временных характеристик, творчество русского писателя Шмелева и сегодня сохраняет актуальность, привлекая читательское и исследовательское внимание в любой стране.

Таким образом, поставленная цель по описанию индивидуальных черт художественного стиля произведений И.С. Шмелёва о Первой мировой войне была успешно решена.

1. Белоусов И.А. Литературная среда. Никитинские субботники. Москва, 1928: 181 - 190.

2. Шмелев И.С. Суровые дни. Available at: http://1st-war.east-site.rU/shmelev-text.html#14

3. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Художественная литература, 1996; Т. 6.

4. Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. Москва: Книжный Клуб Книговек, 2015; Т. 1: 658 - 697.

5. Газизова А.А. Неизвестные солдаты И.С. Шмелёва (рассказы о Первой мировой войне). Текст в художественной литературе, публицистике и журналистике: материалы XIX Шешуковских чтений. Москва: МПГУ 2014. Available at: https://www.iprbookshop.ru/70153.html

6. Иванов А.И. Облик русского солдата в отечественной литературе периода Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Вестник СамГУ. 2005; № 4 (38): 87 - 96.

References

1. Belousov I.A. Literaturnaya sreda. Nikitinskiesubbotniki. Moskva, 1928: 181 - 190.

2. Shmelev I.S. Surovye dni. Available at: http://1st-war.east-site.rU/shmelev-text.html#14

3. Andreev L.N. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1996; T. 6.

4. Shmelev I.S. Sobranie sochinenij: v 5 t. Moskva: Knizhnyj Klub Knigovek, 2015; T. 1: 658 - 697.

5. Gazizova A.A. Neizvestnye soldaty I.S. Shmeleva (rasskazy o Pervoj mirovoj vojne). Tekst v hudozhestvennoj literature, publicistike izhurnalistike: materialy XIX Sheshukovskih chtenij. Moskva: MPGU, 2014. Available at: https://www.iprbookshop.ru/70153.html

6. Ivanov A.I. Oblik russkogo soldata v otechestvennoj literature perioda Pervoj mirovoj vojny (1914-1918 gg.). VestnikSamGU. 2005; № 4 (38): 87 - 96.

Статья поступила в редакцию 20.04.22

УДК 81

Zhang Shixuan, postgraduate, School of Journalism and Mass Communications, Saint-Petersburg State University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF MODERN PROFESSIONAL STANDARDS IN CHINA JOURNALISM. The use of digital technologies has given birth to a new digital era. The digital age is widespread in the application of digital technologies in various aspects, life, economy, society, science and technology, culture, education, etc. and arise with this benefit and collisions. The article considers changes in the journalistic environment associated with the decline in the incidence of the media, the change in journalistic sensitivity, the exclusion of the Internet. The researcher analyzes problems associated with inaccuracies in the content of journalistic material and misconduct of journalists. The author concludes that at present Chinese journalism is experiencing a period of rapid transition to the digital age, and the traditional propaganda model is increasingly influenced by the market economy. With the focus on the market, the audience, content and circulation are gradually transformed into more commercial concepts - consumer, product and market.

Key words: digital technologies, digital age, journalism, journalistic standards, China, online media.

Чжан Шисюань, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КИТАЯ

Использование цифровых технологий породило новую цифровую эру. Цифровой век характеризуется расширением в применении цифровых технологий в различных областях производства, жизни, экономики, общества, науки и техники, культуры, образования и возникающими в связи с этим проблемами. В статье рассмотрены изменения в китайской журналистике в цифровую эпоху, связанные с упадком традиционных СМИ, изменением журналистской идентичности, влиянием Интернета; проанализированы проблемы китайской журналистики в цифровую эпоху, порожденные неточностями в содержании журналистского материала и неправомерным поведением журналистов.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая эпоха, журналистика, журналистские стандарты, Китай, интернет-СМИ.

Использование цифровых технологий породило новую цифровую эпоху, когда способы передачи и распространения информации опираются на цифровые технологии. Перемены в цифровую эпоху привели к кардинальным изменениям в образе жизни людей, и в то же время меняющиеся потребности рынка продолжают стимулировать инновации в области цифровых технологий. В цифровую эпоху информационные технологии широко используются во всех сферах жизни людей и являются движущей силой социального развития и изменений. В конце концов, цифровая эпоха меняет не только способы производства и жизни людей, но и массовую культуру общества [1]. Китай сегодня находится на переднем крае цифровых технологий в мире, и состояние современной журналистики в Китае является не только технической, но и сложной социальной проблемой. На этом фоне перед журналистами встают новые вопросы, касающиеся ценности и смысла своей профессии, а их самоидентификация переживает беспрецедентный кризис. В цифровую эпоху журналисты теряют не только свою аудиторию, доверие и рынки сбыта, но и ценностные ориентиры, что определяет актуальность данного исследования.

В соответствии с вышесказанным, целью исследования является анализ проблематики соблюдения профессиональных стандартов в журналистике Китая.

Задачи исследования: рассмотреть изменения в китайской журналистике в цифровую эпоху, связанные с упадком традиционных СМИ, изменением журналистской идентичности, влиянием Интернета; осуществить анализ проблем китайской журналистики в цифровую эпоху, связанных с неточностями в содержании журналистского материала и неправомерным поведением журналистов.

Научная новизна исследования заключается в систематизации изменений, произошедших в китайской журналистике в цифровую эпоху Теоретическая значимость работы состоит в обосновании проблем, произошедших в китайской журналистике в цифровую эпоху Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании журналистики студентам вузов.

I. Изменения в китайской журналистике в цифровую эпоху

1. Упадок традиционных СМИ с постепенной утратой дискурса

Традиционные СМИ с появлением Интернета постепенно теряют свое

первоначальное влияние. Так, согласно данным Государственного управления радио, кино и телевидения Китая и Национальной сети статистики прессы и публикаций, в период с 2008 по 2015 год количество печатных газет стремительно сократилось [2].

Интернет не только потеснил рынок традиционных бумажных СМИ, но и способствовал развитию новых медиа. С развитием программных приложений для смартфонов традиционные новостные порталы сегодня также вынуждены трансформироваться. В эпоху традиционных интернет-порталов Sina, Sohu, Netease и FENG были четырьмя основными новостными сайтами в Китае. Впоследствии Китай вступил в эпоху конвергенции СМИ с «двумя WE и одним клиентом» (Weibo, WeChat и новостные клиенты для мобильных устройств). Сегодня «ТикТок», «Куайшоу» и некоторые другие новые сервисы коротких видео снова начинают перекраивать рынок, а традиционные СМИ сталкиваются с очередной конвергенцией [3].

На волне развития цифровых технологий традиционные СМИ Китая сталкиваются с проблемами: традиционные новостные организации постепенно сокращаются, оставшиеся неизбежно лучше адаптируются к новой эпохе, а некоторые новые начинают приобретать большую популярность. Появление все большего количества каналов распространения новостей приводит к тому, что новости сегодня не контролируются отдельными журналистскими подразделениями.

2. Изменение журналистской идентичности в цифровую эпоху: от «четвертой власти» к «нонгмингун»

(Нонгмингун - рабочий-мигрант из сельской местности; относится к людям, которые после открытия в Китае связанной с реформой хукоу дуалистической системы регистрации домохозяйств в Китае ради работы мигрировали в города из сельских домохозяйств).

В производственном процессе китайской журналистики можно выделить два основных этапа: до публикации, который контролируется редакционным отделом, и после публикации, где оценивается эффективность. Поскольку журналистика сегодня начинает использовать методы корпоративного управления для производства новостного контента, аудитория рассматривается как «клиент», контент - как «товар», а читательская аудитория - как «рынок» [4]. В связи с этим на первое место в журналистской профессиональной деятельности выходят конкуренция и прибыль. Журналисты отказываются от соблюдения профессиональных стандартов и предлагают заинтересованным лицам свое влияние «лидера мнений», примером чего может быть платная журналистика, платная цензура и вымогательство в Интернете, представляющие собой преследование личной выгоды в ущерб общественным интересам [5]. Есть много причин, по которым журналисты в Китае превратились из «четвертой власти» в начале цифровой эпохи в «нонгмингун» сегодняшнего цифрового века. Это связано с тем, что в эпоху гражданской журналистики профессиональные требования к тем, кто же-

лает работать журналистом, значительно снизились. Но, что еще более важно, в условиях нынешнего китайского рынка личность журналиста претерпевает психологическую трансформацию в связи с появившимися соблазнами и возможными неправомерными доходами [6].

Таким образом, с одной стороны, различные новостные медиаорганизации обладают как характерными чертами общественного служения, так и экономическими атрибутами - они одновременно несут социальную ответственность и в то же время думают о привлечении внимания. С другой стороны, когда перед журналистами встает выбор между обеспеченностью и соблюдением журналистских стандартов, они выбирают первое.

3. Влияние Интернета размывает границы журналистики

В Китае журналистика имеет как культурные, так и товарные атрибуты. Культурные атрибуты означают, что она основана на служении интересам политических партий и общества; товарные атрибуты означают, что она исходит из преследования экономических интересов. Журналистика - это сообщение последних фактов, поступающих из различных регионов и являющихся результатом физического и умственного труда журналистов, сведенного к недифференцированному человеческому труду. В условиях коммерческой модели цифровых СМИ, ориентированных на рынок, постепенно теряется равновесие между социальными общественными благами и товарами. Появление Интернета привело к размыванию границ между новостями и информацией, слухами и правдой, рекламой и новостным контентом. Некоторые редакторы часто меняют заголовок оригинальной статьи, чтобы сделать тему более провокационной и привлечь больше внимания, а подчас даже демонстрируют отсутствие профессиональной этики, не указывая источник информации и автора [7].

Кроме того, давление коммерции привело к перекосу в сторону новостей об определенных группах людей, включая звезд шоу-бизнеса и элиту высшего класса, а также других пикантных историй. Все это отнимает общественные ресурсы, пренебрегая уязвимыми группами и забывая об общественном характере новостей [8].

Таким образом, задача журналистов сегодня состоит не просто в «отказе от гедонизма» или «восстановлении морали», а в переосмыслении значения и содержания новостей и того, какими должны быть ценностные ориентиры журналистов.

II. Проблемы китайской журналистики в цифровую эпоху

1. Неточности в содержании журналистского материала

С 2001 года в журнале Journalism Review создана «Ежегодная группа по изучению новостей», которая отбирает «десять лучших фальшивых новостей года» в качестве образца для статистического анализа с целью изучения характеристик и правил производства фейковых новостей. Результаты многолетних исследований [9] показали, что фальшивые новости часто исходят от СМИ с высокой степенью маркетизации, которые без колебаний отказываются от своей профессиональной этики в обмен на экономическую выгоду, в то время как правительственные и партийные СМИ благодаря относительно стандартизированному процессу производства новостей монополизируют источники информации партийного и правительственного секторов, и количество фальшивых новостей у них намного меньше, чем у коммерческих СМИ.

С точки зрения содержания новостей современные китайские «фейк-ньюс» имеют следующие характеристики [10]:

1. Выбор фальшивых новостей часто связан с использованием тем, представляющих первостепенный интерес для людей, например: внезапные события, продукты питания и лекарства, социальные новости, экономические новости. Новости о текущих событиях имеют относительно меньшую вероятность оказаться фальшивыми, поскольку они подвергаются более строгой проверке.

2. Повествовательный текст фальшивых новостей часто перемежается фрагментами из реальных новостей, размывая ложные части контента, для подтверждения которых также используются знаменитости с высоким социальным престижем или люди из профессиональных областей. Повествование и интерес к новостям также подкрепляются за счет преувеличений, алармистских заявлений и выдумок для привлечения внимания.

3. Фальшивые новости часто не идентифицируют журналистов, фабрикуют или скрывают источники, а также искажают понимание истинного смысла того, что сказал интервьюируемый.

4. Существуют также определенные исследовательские трудности в изучении фальшивых новостей в современном Китае: например, у нынешней китайской аудитории не сформировано разумное восприятие критериев определения фальшивых новостей. Кроме того, в обществе нет адекватного представления о том, что такое фальшивые новости, следует ли поддерживать фальшивые новости, появившиеся вследствие добросовестного заблуждения; следует ли разрешать обработку и изменение видео- и фотоматериалов по основным новостным темам; следует ли считать поддельными преувеличенные сообщения в рамках коммерческой практики и т. д. Кроме того, погоня за трафиком и вниманием привела к возникновению ряда проблем с точностью выражения в языке новостей. Например, иногда наблюдается несоответствие стиля, когда заголовок новости

используется в преувеличенном или очень одностороннем виде; несоответствие между заголовками новостей и их содержанием с целью привлечения внимания; злоупотребление «buzzwords» (модными словечками, гламурной лексикой) для привлечения зрителей к заголовкам новостей [9]; нарушение этических норм в отношении фотографий, включающее фальсификацию изображений и т. д. [11].

2. Неправомерное поведение журналистов

Одна из задач журналистики - помочь личности в социализации. В процессе распространения информации люди неизбежно подвергаются влиянию идеологии своего окружения [11], и в то же время Китай твердо идет по пути мар-кетизации, сильно недооценивая влияния капитализма на журналистику в современном китайском обществе. В прошлом большинство традиционных новостных организаций в Китае полагались на государственные доходы как гарантию дохода для своих сотрудников. В 2003 году Отдел пропаганды Китая провел реформу, в результате которой были сохранены центральные газеты - People's Daily, Guangming Daily и Economic Daily, а также журнал Qiushi, известные как «три газеты и один журнал». Управление всеми остальными газетами и журналами центрального уровня, а также газетами различных отраслей и регионов страны перешло к юридическим лицам, созданным под контролем правительства. Аналогичным образом на уровне провинции сохраняется только один провинциальный орган информации, а все остальные газеты и журналы отделены от правительственных ведомств и перешли в собственность корпораций. На этом фоне в Китае появилось большое количество журналистских работников, получавших зарплату на основе гонорара, без привилегий, полагающихся штатным сотрудникам, что привело к широкому распространению «внештатников».

Библиографический список

В цифровую эпоху в Китае рыночная реформа заменяет журналистов в информационных агентствах большим количеством «временных работников». В то же время экономическое развитие китайского общества привело к удорожанию городской жизни, и прежние журналисты, активно участвовавшие в социальных расследованиях, превратились сегодня в «нонгмингунов» с нивелированным чувством моральной ответственности за результаты своей деятельности.

Таким образом, в настоящее время китайская журналистика переживает период стремительного перехода в цифровую эпоху, а традиционная пропагандистская модель все больше подвергается влиянию рыночной экономики. Вопрос ценностной ориентации китайской журналистики в цифровую эпоху - это явление, когда происходят перемены от внешней мотивации к внутренней, что также глубоко связано с китайской журналистикой в контексте экономических реформ, когда ценностная ориентация журналистов в цифровую эпоху утрачивается сама собой. На фоне этих изменений в журналистике коммерческая конкуренция и прибыль ставят журналистов перед выбором между финансовым благополучием и этическими нормами.

При этом прибыль становится новой парадигмой журналистики: когда читатель или зритель воспринимается как «клиент», а новости начинают рассматриваться как «товар». При ориентированности на рынок аудитория, контент и тираж постепенно трансформируются в более коммерческие понятия - потребитель, товар и рынок.

Таким образом, поставленная цель по проведению анализа проблематики соблюдения профессиональных стандартов в журналистике Китая была успешно решена.

1. McManus J.H. Market-Driven Journalism: Let the Citizen Beware? 1994. SAGE Publications.

2. Пэн Ц. Спасение журналистики (Дилемма традиционных СМИ в цифровую эпоху и пути выхода). Renmin University Press, 2018.

3. Shanghai Ariadne Market Information. Тематическое исследование о развитии новых основных СМИ в Китае. Company Limited, 2021.

4. Ван Ж., Ян Ц. Историческое исследование построения журналистских ценностей в цифровую эпоху и сравнение между Китаем и Западом. Журналист. 2021; № 8: 28 - 38.

5. Сюй Г Исследовательский взгляд на изменение социальных ценностей в Китае после реформы и открытости. Исследования теории Мао Цзэдуна Дэн Сяопина. 2007; № 6: 22 - 28.

6. Яо Ц. Систематическое построение журналистских ценностей в китайской журналистике развития. Journalism and Communication Studies. 2010; № 3: 29 - 31.

7. Чжан Ц. Сначала практика, потом революция парадигмы: об инновационном развитии журналистики с китайской спецификой в цифровую эпоху. Журналистика и письмо. 2021; № 7: 32 - 40.

8. Шао Х. Исследование этической несостоятельности онлайн-журналистики в период перехода СМИ. Восточно-Китайский педагогический университет. 2018: 148.

9. Ежегодная группа по исследованию фальшивых новостей, Бай Хунъи, Цао Шиюэ, Чэнь Бин. Отчет об исследовании фальшивых новостей. Journalist. 2021; № 01: 23 - 37.

10. Annual Fake News Research Group et al. 2020 Fake News Research Report. Журналист. 2021; № 1: 23 - 37.

11. Хуан Х. Деконструкция и реконструкция молодежных ценностей в социальных сетях - взгляд на сопротивление онлайн-дискурса. Contemporary Communication. 2017; № 2: 79 - 83.

References

1. McManus J.H. Market-Driven Journalism: Let the Citizen Beware? 1994. SAGE Publications.

2. P'en C. Spasenie zhurnalistiki (Dilemma tradicionnyh SMI v cifrovuyu 'epohu iputi vyhoda). Renmin University Press, 2018.

3. Shanghai Ariadne Market Information. Tematicheskoe issledovanie orazvitiinovyh osnovnyh SMI v Kitae. Company Limited, 2021.

4. Van Zh., Yan C. Istoricheskoe issledovanie postroeniya zhurnalistskih cennostej v cifrovuyu 'epohu i sravnenie mezhdu Kitaem i Zapadom. Zhurnalist. 2021; № 8: 28 - 38.

5. Syuj G. Issledovatel'skij vzglyad na izmenenie social'nyh cennostej v Kitae posle reformy i otkrytosti. Issledovaniya teorii Mao Cz'eduna D'en Syaopina. 2007; № 6: 22 - 28.

6. Yao C. Sistematicheskoe postroenie zhurnalistskih cennostej v kitajskoj zhurnalistike razvitiya. Journalism and Communication Studies. 2010; № 3: 29 - 31.

7. Chzhan C. Snachala praktika, potom revolyuciya paradigmy: ob innovacionnom razvitii zhurnalistiki s kitajskoj specifikoj v cifrovuyu 'epohu. Zhurnalistika i pis'mo. 2021; № 7: 32 - 40.

8. Shao H. Issledovanie eticheskoj nesostoyatel'nosti onlajn-zhurnalistiki v period perehoda SMI. Vostochno-Kitajskijpedagogicheskijuniversitet. 2018: 148.

9. Ezhegodnaya gruppa po issledovaniyu fal'shivyh novostej, Baj Hun'i, Cao Shiyu'e, Ch'en' Bin. Otchet ob issledovanii fal'shivyh novostej. Journalist. 2021; № 01: 23 - 37.

10. Annual Fake News Research Group et al. 2020 Fake News Research Report. Zhurnalist. 2021; № 1: 23 - 37.

11. Huan H. Dekonstrukciya i rekonstrukciya molodezhnyh cennostej v social'nyh setyah - vzglyad na soprotivlenie onlajn-diskursa. Contemporary Communication. 2017; № 2: 79 - 83.

Статья поступила в редакцию 20.04.22

УДК 811

Bai Wuriliga, postgraduate, School of Journalism and Mass Communications, Saint-Petersburg State University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

LINGUISTIC FEATURES OF SPEECHES BY RUSSIAN WOMEN POLITICIANS REGARDING COVID-19 (THE CASE STUDY OF SPEECHES OF A. POPOVA, T. GOLIKOVA, V. MATVIENKO). Gender research is highly relevant in linguistics. In this article the task is to consider the manifestation of the linguistic characteristics of women in the political sphere. The speeches of Russian female politicians about the coronavirus situation are analyzed. The material is the public speeches of three female politicians who played key roles during the COVID-19 pandemic in Russia - Tatiana Alekseyevna Golikova, Valentina Ivanovna Matvienko and Anna Yuryevna Popova. In the texts such language tools are identified as anaphora, syntactic parallelism, lexical repetition, gradation, adverbs of confidence, specific use of pronouns "I" and "we". The particles reflecting uncertainty, as well as the interrogative intonation in the statements also indicate the gender specificity of these women's use of language in political communication. At the same time, these women - high-ranking Russian politicians - demonstrate by certain language tools a high level of confidence in their status and 0ability to influence the pandemic situation in Russia, reflecting the peculiarities of gender aspects in state politics. Thus, certain linguistic tools enhance the emotionality of the messages of women politicians and help to influence the public consciousness more effectively through media sources.

Key words: women politicians, linguistic features, gender, media discourse.

Бай Ужилига, аспирант, высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.