Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА В КНР: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА В КНР: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
694
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / КОНФУЦИАНСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЖУРНАЛИСТИКА КНР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ МЕДИА / НОВЫЕ МЕДИА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ван Фан

В статье рассматриваются вопросы этики и морали в Китае в историческом контексте, восходящие к философии конфуцианства с ее основными постулатами, такими как выполнение своего долга перед государством, его приоритет общественного долга над личным, следование культурным традициям. Подчеркивается, что философия конфуцианства оказала влияние не только на общую культуру страны, но также и на развитие профессии журналиста, в том числе ее этических аспектов. Дается обзор основных этапов развития национальной журналистики с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году по настоящее время, в этом контексте рассматривается эволюция профессиональной этики журналиста. Обозначается влияние трансформации общественного сознания в эпоху цифровизации на изменения в морали и этике, выявляются связанные с этими процессами проблемы, которые отражаются в профессиональной этике журналистов Китая. В статье также анализируется ключевые составляющие и специфика социальной ответственности журналиста в Китае, преемственность культурно-философской традиции служения обществу. Подчеркивается важность роли национальной журналистики в построении социализма с китайской спецификой. Делается вывод о важности понимания журналистами роли традиций в развитии профессиональной этики, знание ее основополагающих принципов, а также понимание необходимости баланса свободы и ответственности журналистики перед обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL ETHICS OF A JOURNALIST IN THE CHINA: CULTURAL-PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL ASPECTS

The article deals with the issues of ethics and morality in China in a historical context, dating back to the philosophy of Confucianism with its main postulates (fulfilling one's duty to the state, its priority over everything personal, following traditions). They influenced not only the Chinese culture and philosophy of the country, but also the development of the professional ethics of Chinese journalist. The main stages of national journalism development are considered from the moment of the formation of the People's Republic of China in 1949 to the present, including the evolution of professional ethics code of a journalist according the Marxist ideology. Separately, the transformation of public consciousness in the era of digitalization to morality and ethics is researched, the existing problems that are reflected in the professional ethics of Chinese journalists are identified. The article also analyzes the relationship between freedom of speech and social responsibility in Chinese journalism, the continuity of the cultural and philosophical tradition of serving the society, as well as the role of national media in building socialism with Chinese characteristics; emphasizes the importance of understanding the importance of traditions in the development of the professional ethics of journalists, knowledge of its fundamental principles, as well as understanding the need to balance freedom and responsibility of journalism to society.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА В КНР: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК:82-92; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_35

Ван Фан

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА В КНР: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Wang Fang

THE PROFESSIONAL ETHICS OF A JOURNALIST IN THE CHINA: CULTURAL-PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL ASPECTS

Ключевые слова: этика, мораль, конфуцианство, идеология, профессиональная этика журналиста, социальная ответственность, журналистика КНР, цифровизация медиа, новые медиа, саморегулирование.

Key words: ethics, morality, Confucianism, ideology, professional ethics of a journalist, social responsibility, Chinese journalism, digitalization of media, new media, self-regulation.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы этики и морали в Китае в историческом контексте, восходящие к философии конфуцианства с ее основными постулатами, такими как выполнение своего долга перед государством, его приоритет общественного долга над личным, следование культурным традициям. Подчеркивается, что философия конфуцианства оказала влияние не только на общую культуру страны, но также и на развитие профессии журналиста, в том числе ее этических аспектов. Дается обзор основных этапов развития национальной журналистики с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году по настоящее время, в этом контексте рассматривается эволюция профессиональной этики журналиста. Обозначается влияние трансформации общественного сознания в эпоху цифровизации на изменения в морали и этике, выявляются связанные с этими процессами проблемы, которые отражаются в профессиональной этике журналистов Китая. В статье также анализируется ключевые составляющие и специфика социальной ответственности журналиста в Китае, преемственность культурно-философской традиции служения обществу. Подчеркивается важность роли национальной журналистики в построении социализма с китайской спецификой. Делается вывод о важности понимания журналистами роли традиций в развитии профессиональной этики, знание ее основополагающих принципов, а также понимание необходимости баланса свободы и ответственности журналистики перед обществом.

Abstract: The article deals with the issues of ethics and morality in China in a historical context, dating back to the philosophy of Confucianism with its main postulates (fulfilling one's duty to the state, its priority over everything personal, following traditions). They influenced not only the Chinese culture and philosophy of the country, but also the development of the professional ethics of Chinese journalist. The main stages of national journalism development are considered from the moment of the formation of the People's Republic of China in 1949 to the present, including the evolution ofprofessional ethics code of a journalist according the Marxist ideology. Separately, the transformation of public consciousness in the era of digitalization to morality and ethics is researched, the existing problems that are reflected in the professional ethics of Chinese journalists are identified. The article also analyzes the relationship between freedom of speech and social responsibility in Chinese journalism, the continuity of the cultural and philosophical tradition of serving the society, as well as the role of national media in building socialism with Chinese characteristics; emphasizes the importance of understanding the importance of traditions in the development of the professional ethics of journalists, knowledge of its fundamental principles, as well as understanding the need to balance freedom and responsibility of journalism to society.

Введение

Для журналистской деятельности основополагающим принципом является свобода слова, право на которую зафиксировано во многих конституциях различных стран, включая Китай. При этом следует учитывать, будучи динамичным понятием, она существует в конкретных социально-экономических, политических условиях страны и не может быть абсолютной. Вопрос о границах свободы в значительной степени связан с профессиональной этикой журналистов, их социальной ответственностью перед обществом. В эпоху цифровиза-ции массмедиа и журналистики перед лицом вызовов нового уровня актуализируются и приобретают новые ракурсы проблемы профессиональной морали, нравственного выбора. Однако не менее важным остается понимание роли традиций в развитии профессиональной этики журналистов, знание ее основополагающих принципов, а также понимание необходимости баланса свободы и ответственности журналистики перед обществом.

В КНР этическое саморегулирование имеет свои характерные особенности, специфика прежде всего связана с тем, что в стране всегда большое внимание уделялось системе государственного контроля за деятельностью журналистики и СМИ. Кроме того, специфика этики журналистов в КНР имеет тесную связь с устоявшимися здесь традициями в области морали и этики, уходящими своими корнями в философию конфуцианства.

Целью представленного в данной статье исследования является выявление истоков профессиональной этики журналиста в Китае, особенностей их современных представлений журналистов о морали и нравственности, а также понимания социальной ответственности национальных СМИ и журналистов перед обществом.

Для ее реализации были поставлены следующие задачи: изучить историю развития представлений об этике и морали; проследить основные этапы развития журналистики в Китае; проанализировать эволюцию и выявить особенности современной профессиональной этики журналиста Китая.

В ходе исследования использовались такие методы, как текстологический анализ, описание, сравнение. Эмпирическую базу составили исследований в области истории и теории журналистики Китая, нормативно-правовые документы в области регулирования деятельности современных китайских СМИ, а также другие документы.

Философские и исторические истоки национальных представлений об этике в Китае

Этика и мораль входит в число основных постулатов в учении выдающегося древнекитайского философа Конфуция о «служивых людях», заложившего основы государственного управления в Поднебесной. Для великого древнекитайского философа на первый план выходило воспитание высоких моральных качеств у «благородных мужей», что означало стремление к постоянному духовно-нравственному совершенствованию. Поэтому нравственное воспитание, исполнение конкретных этических норм занимали приоритетное положение в древнекитайской системе воспитания и образования в национальной элите. Тем самым в основе учения Конфуция главенствовала идея служения, согласно которой главным было исполнение долга перед государством, приоритет долга перед личными потребностями, строгое следование традициям .

Этот подход на многие столетия обеспечил преемственность поколений как в культуре, так и в философии, важнейшей частью которой является этика. Со временем это нашло свое отражение и в деятельности СМИ страны, которые появились в XIX веке и получили развитие в XX веке . Развитие СМИ происходило под влиянием национально-освободительного движения в стране, одним из ярких представителей которого был Сунь Ятсен, стоявший у истоков создания партии Гоминьдан. Именно он и заложил основы для развития национальной китайской журналистики. Он был инициа-

1 Роль конфуцианства в современном мире // Жэньминь жибао, 2008. 11 октября. - URL: http://russian.people.com.cn/31521/6513470.html

2 Сунь Баого. Анализ марксистской журналистики в четыре периода китаизации // Фронт новостей, 2016, 8 июля. С. 115-117 (на кит. яз.).

тором разработки и выхода в свет "Временного закона о прессе"1, в котором, в частности, было зафиксировано, что "граждане имеют право на свободное выражение своего мнения, право на свободу изданий произведений и публикаций, а также право на свободу собраний и ассоциаций»2.

По мнению современных китайских исследователей, кардинальное влияние на журналистику в Китае, в том числе ее этические стандарты, оказала коммунистическая идеология (1920-е годы) . У истоков зарождения профессиональной этики журналистов были представители прогрессивной интеллигенции страны во главе с Сунь Ятсеном, одним из создателей партии Гоминьдан. Большие надежды они возлагали на молодежь, которая должна была стать серьезным локомотивом политических, социальных и экономических преобразований. Такую роль был призван, в частности, сыграть и первый журнал для молодежи «Новая юность», который был организован господином Чэном, первый номер которого вышел в Пекине 4 мая 1915 года4.

В 1920-е годы коммунисты Китая активно сотрудничали с правительством Гоминьдана и выпускали несколько газет: например, «Политическая жизнь» в Пекине, «Народная неделя» в Гуандуне, еженедельный обзор «Воин» в Хунани, «Народный еженедельный обзор» Хубэйского районного комитета, а также еженедельные журналы «Красный свет» в Цзянси, «Огонь» в Чжэцзяне и «Революционный пионер» в Фуцзяни. Компартия в те годы первоначально сумела сформировать партийную систему на всех уровнях: от центрального к местному, что, в свою очередь, усилило ее связь с жителями страны и заложило осно-

1 Идеи Сунь Ятсена и современный мир. Тайбэй: Тайбэйское издательство, 1996. С. 359 (ни кит. яз.).

2 Временный закон Китайской Республики, 1912, статья 3-11. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=569 (на кит. яз.).

3 Чжэн Баовэй, Ван Цин. Об историческом процессе развития журналистской мысли Коммунистической партии Китая за последние сто лет // Фронт социальных наук, 2021. №6. С. 11-22 (на кит. яз.).

4 Там же.

вы для продвижения коммунистической идеологии5.

После образования Китайской Народной Республики в 1949 году деятельность журналистов базировалась на принципе служения обществу, одной из ключевых идей тогдашнего лидера Мао Цзедуна, согласно которой граждане Китая не отделяют себя от государства и считают нравственным долгом служение. В их сознании любовь к родине и любовь к государству как проявление патриотизма и принадлежности к китайской нации были неразрывно связаны, так как предполагали любовь к собственному дому и к своей семье6. Мао Цзе-дун был не только лидером Компартии Китая, но также сам часто писал различные статьи в газете «Жэньминь жибао», выступал по радио, а впоследствии и по телевидению. В своих публикациях, пропагандируя социалистический путь развития страны, он использовал яркие сравнения, часто цитировал классиков древнекитайской философии, особенно Конфуция. В этот период проявили себя выдающиеся журналисты, оказавшие серьезное влияние на общественное сознание. Например, первый главный редактор газеты «Жэньминь жибао» Фан Чан Цзиан, которого все знали как пламенного сторонника идей коммунизма. Под его руководством газета выполняла функции по продвижению идей социализма среди населения страны. Благодаря умелому руководству и творческому подходу главного редактора газета «Жэньминь жибао» публиковала на своих страницах не только партийные новости или решения правительства, но также помещала много интересных материалов, которые несли в себе просветительские идеи, тем самым выполняя основной принцип служения народу .

Несмотря на трагическое десятилетие «культурной революции» (1966-1976 гг.),

5 Цзэн Сюйбай. История китайских новостей. Тайбэй, книжная компания Санмин, 1966. С. 358 (ни кит. яз.).

6 Чжэн Баовэй, Ван Цин. Об историческом процессе развития журналистской мысли Коммунистической партии // Фронт социальных наук, 2021. №6. С. 11-22 (на кит. яз.).

7 Сунь Баого. Анализ марксистской журналистики в четыре периода китаизации // Фронт новостей, 2016, 8 июля. С. 115-117 (на кит. яз.).

внутреннее принятие лишений было обусловлено верой многих граждан страны в их необходимость. «Культурная революция» была начата Мао Цзэдуном, и ее отправной точкой для запуска послужило стремление со стороны лидера КНР предотвратить восстановление капитализма, обеспечить чистоту партийных рядов и поиск собственного пути построения социализма1. Одной из причин «культурной революции», по мнению китайских экспертов, стало стремление Мао Цзедуна провести решительную борьбу с ревизионистами в партии, отстаивать дальше идеи социализма, включая экономическое развитие . СМИ страны в этот период потерпели серьезный урон: многие издания были закрыты, а подконтрольные т.н. «банде четырех» СМИ зачастую извращали или фабриковали новости, обличали неугодных власти партийных деятелей, была извращена сама марксистская идеология3.

После прихода к власти в 1976 году Дэн Сяопина, провозгласившего в декабре 1978 года курс на политику реформ и открытости, главный принцип, который продолжал оставаться приоритетным, - служение как проявление базовой нормы этического сознания китайцев. В октябре 1984 г. на Третьем пленуме Центрального комитета Компартии Китая 12-го созыва были приняты «Решения о реформе хозяйственной системы», в которой отмечались не только задачи по развитию социалистической экономики страны, но также указывалось на необходимость провести и реформу национальной журналистики до XIII съезда партии (октябрь 1987 г.). В частности, предлагалось проводить ее в следующих направлениях: 1) преобразование функции журналистского дела; 2) структурные изменения;

3) реформа управления4. Либерализация в области СМИ способствовала росту престижности профессии журналиста, рыночному развитию национальных массмедиа. 2007 год стал важным для самих СМИ Китая: в апреле были обнародованы «Положения Китайской Народной Республики о раскрытии правительственной информации, в соответствии с которыми национальные массмедиа получили право осуществлять общественный надзор за деятельностью властей, а также защищать собственные права5. В условиях политики реформ и открытости китайские журналисты стали чаше использовать в своей работе журналистские расследования, в которых стремились не только раскрыть не только те или иные проблемы, но также и предложить их решение. Новые возможности СМИ наиболее ярко проявились во время землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году. Все китайские массмедиа отправили своих журналистов в пострадавшие районы, чтобы углубленно изучить настоящую обстановку после землетрясения и получить полную реальную информацию о чрезвычайной ситуации, оперативно знакомя с ней жителей страны. Например, газета «Жэньминь жибао» в те трагические дни писала, что согласно официальным данным на 18 сентября 2008 года погибло 69227 человек, пропало без вести порядка 18 тысяч человек, 374643 человек пострадало. Сычуаньское землетрясение явилось сильнейшим в Китае в ХХ веке, после Таншаньского землетрясения, произошедшего в 1976 году и унёсшего около 250 000 жизней6.

Спустя сорок с лишним лет реализации этого курса политики реформ и открытости Китай по-прежнему сохраняет свою

1 Чжан С. Почему Мао Цзэдун начал «Культурную революцию»? // Пекинская ежедневная газета, 2013. 18 декабря. - URL: https://dwz.cn/hlV1awqM?u= 42c173b5e795c00c) (на кит.яз.).

2 Чжан С. Почему Мао Цзэдун начал «Культурную революцию»? // Пекиная ежедневная газета, 2013. 18 декабря (на кит. яз.).

3 Ли Диндин. Исследование отчетов о типичных персонажах во время кризисных ситуаций (на примере публикаций «Жэньминь жибао» (19661976 гг.). Изд. Аньхойского ун-та, 2016. С. 3.

4 Го Линь. Газетные корпорации в условиях формирования рынка печатных СМИ КНР: их структурные особенности и тенденции развития. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 2009. С. 53.

5 Ли Лянжон, Ли Цайсия. Обзор исследований китайской журналистики за 2007 год // JOURNALISM QUARTERLY, 2008. Т.3. Выр.97. С. 18-28 (ни кит. яз.).

6 Ли Вэнь. Исследование по общественного мнения в антикризисной ситуации в эпоху новых медиа: Дисс. канд. фил. наук. - Пекин, 2010. С. 22 (на кит. яз.).

приверженность преемственности. Более того, после объявления в 2007 году тогдашним руководителем страны Хунь Цзиньтао идеи построения гармоничного общества, основной лейтмотив проходил в контексте гармонии внутренней (на уровне индивида) с гармонией внешней (на уровне государства), которую Китай стремится провести в целом и в своей глобальной политике1. В данной связи отметим ведущую партийную газету страны «Жэньминь жибао», редакция которой руководствуется теорией Дэн Сяопина, важной концепцией «трех представительств», научным взглядом на развитие и социалистическим мышлением Си Цзиньпина с китайскими характеристиками в новую эпоху, и настаивает на том, что следует держать знамя высоко, ориентируясь на общую ситуацию, служа людям, реформируя и вводя новшества. Одновременно «Жэньминь жибао» выполняет важную функцию по надзору за общественным мнением в стране. Тем самым издание является посредником между руководством и населением страны2.

Как отмечает Сунь Баого, марксистская журналистика прошла четыре этапа в своем развитии и связана с именами Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина. Автор считает, что зачаточный период она пережила в период Движения Четвертого мая, далее последовал исследовательский период от Движения Четвертого мая до основания Китайской Народной Республики. Позже в период развития до реформы и открытости и в период процветания после реформы и от-крытости.3

1 Чжан Бинцин. Наши комментарии к новостям разнообразны: тенденция развития с 1960-х по 2000-е годы (на примере «Жэньминь жибао»). Изд. Центрального китайского ун-та науки и технологий. Пекин, 2007. С. 5 (на кит. яз.).

2 Сяо Яньян. Исследование надзора за общественным мнением в «Народной газете» с начала политики реформ и открытости (1979-2008). Изд. Нанкинского ун-та, 2008. - URL: http://kns.cnki.net/ KCMS/detail/detaü.aspx?dbcode=CMFD&fflename=10 11126502.nh (на кит. яз.).

3 Сунь Баого. Анализ марксистской журналистики в четыре периода китаизации // Фронт новостей, 2016, 8 июля. С. 115-117 (на кит. яз.).

В эти четыре этапа шло изменение и самой китайской журналистики, которая выполняла разные функции. В период Мао Цзедуна (1949-1976) она была агитатором и пропагандистом коммунистической идеологии, государственной политики. При Дэн Сяопине (1978-1993) переживала этап рыночных реформ и выстраивания новой модели развития, создания медиарынка. Во времена Ху Цзиньтао (2003-2013) стала проводником «мягкой силы» в продвижении положительного имиджа Китая в мире, а в настоящее время, при Си Цзиньпине (2013 по настоящее время) и в условиях новой медиасреды превратилась в мощный инструмент взаимодействия с современным китайским обществом.

Заложенные после объявления Дэн Сяопином в декабре 1978 года курса на политику реформ и открытости рыночные механизмы способствовали либерализации национальных СМИ, появлению возможности редакциям зарабатывать собственные средства за счет размещения рекламы, проводить независимую кадровую политику. В то же время контроль за содержанием так и остался за партийными органами. Одновременно рыночные механизмы способствовали развитию медиарынка страны, который в настоящее время представлен разнообразными традиционными СМИ и новыми медиа. По существу, современная журналистика Китая охватывает все существующие каналы коммуникации, как традиционные, так и новые (онлайн-медиа, социальные сети, мобильные СМИ и т.д.), активно использует в своей деятельности технологии больших данных, искусственного интеллек-

4

та .

Профессиональная этика журналистов КНР: современные тенденции

В условиях развития цифровизации медиапространства начались заметные изменения, оказавшие влияние в том числе на профессиональную этику журналистов. После появления социальных сетей возникло новое направление - «гражданская журналистика», стал активно развиваться пользо-

Ди Вэйминь, Лю Божуэй. Построение «трех систем» журналистики с китайской спецификой: логика, рамка, строительство // Журналистика и коммуникация, 2021. 5 июля. С. 15-22 (на кит. яз.).

вательский контент. Все это создало условия и для негативных тенденций: для поиска сенсаций, распространения фейков, вторжения в частную жизнь людей.

Не случайно в 2016 году Си Цзиньпин выпустил программную статью о построении журналистики с китайской спецификой, в которой отмечает необходимость укрепления принципов достоверности, уважения к людям, к дисциплине СМИ. В ней лидер страны отмечал: «В условиях новой эпохи обязанности и задачи информационно-пропагандистской и общественной работы партии заключаются в том, чтобы высоко держать знамя, руководить направлением, ориентироваться на центр, служить общей ситуации, объединять народ, поднять боевой дух, стать представительным человеком, объединить и разъяснить заблуждения, отличить правильное от неправильного, соединить Китай и зарубежные страны и общаться с миром. Чтобы взять на себя эту ответственность и миссию, мы должны поставить на первое место политическую направленность, твердо придерживаться принципа партийности, твердо придерживаться марксистского взгляда на журналистику, твердо придерживаться правильной ориентации общественного мнения и твердо придерживаться принципа позитивной пропаганды». 1 Такое положение связано с тем, что, к сожалению, новые медиа зачастую стремятся как можно быстрее донести те или иные новости до своих пользователей и целевых аудиторий, не заботясь о дальнейших последствиях. Подобная ситуация стала характерной не только для представителей «гражданской журналистики», но и профессионалов. Например, нашумевшим скандалом стала история с Обществом Красного Креста Китая. 4 августа 2014 г. агентство «Синьхуа» опубликовало статью Си Сяо и Ши Ясень «Красный Крест хвастается своим богатством». Здесь авторы привели случай, когда 20 июня 2011 г. в микроблоге Сина Вейбо в аккаунте Меймей были выложены фотографии от имени девушки, на которых были фото дорогого ав-

1 Выступление Си Цзиньпин на партийном симпозиуме по работе с новостями и общественным мнением // Жэньминь жибао, 2016, 20 февраля. URL: http://jhsjk.people.cn/article/28136289 (на кит. яз.).

томобиля, дорогой виллы, предметы роскоши. Причем, в разделе статус было написано, что эта девушка является "коммерческим гендиректором Красного Креста". 28 июня 2011 г. Общество Красного Креста Китая обратилось с просьбой к журналистам Агентство «Синьхуа» принять участие в рабочей группе по аудиту, куда были приглашены эксперты из Торгово-промышленной палаты КНР. В декабре того же года после проведения аудита были объявлены результаты в министерство надзора, опубликованные агентством «Синьхуа». Основной вывод проверки: отсутствие связи между китайским обществом Красного Креста и опубликованной в блоге информацией. В апреле 2013 года, несмотря на то, что прошло около двух лет, из-за этой нашумевшей скандальной истории Красный Крест Китая с большими трудностями восстанавливал общественное доверие. Председатель комитета по надзору за деятельностью Красного Креста заявил, что будет проведено повторное расследование. В августе 2014 года были опубликованы результаты расследования органов общественной безопасности КНР, после чего был вынесен официальный вердикт: девушка не имеет никакого отношения к китайскому Красному Кресту2.

По мнению китайских исследователей, жесткая позиция, которую занимает Си Цзиньпин в вопросе о целях и задачах национальных СМИ, в целом оправдана . В условиях цифровизации современное китайское общество стало более открытым, но при этом создаются условия и для этических проблем. Искажения в сознании многих граждан страны понятий об этике, морали и нравственности, что стало основанием для принятия специального закона «О кибербезопасности КНР», вступившего в силу в 2017 году. В нем содержится жесткое ограничение в отношении нарушения прав личности на конфиденциальность и личную

2 Си Сяо, Ши Ясень. Красный Крест хвастается своим богатством // Сайт информационного агентства «Синьхуа» 2014, 4 авг. - URL: http://news. xinhuanet.com/legal/2014-08/04/c_1111914543.htm (на кит. яз.).

3 Хуан Чусин, Ван Дан, Жэнь Фаниан. Вгляды Си Цзиньпина на журналистику // Журналистика и коммуникативные исследования, 2016. №.3. С. 7-17 (на кит. яз.).

информацию: «Ни одно физическое лицо или организация не могут украсть или иным образом получать личную информацию незаконным образом, и не могут незаконно продавать или незаконно предоставлять личную информацию другим лицам»1.

Тем не менее, реализация закона не запрещает продажи и покупки личной информации в социальных сетях. Такое поведение, которое не требует значительных затрат и может быть быстро вознаграждено, все еще активно реализуется на платформах социальных сетей, хотя с каждым годом нормативно-правовая база в Китае ужесточается.

Таким образом, можно констатировать, что развитие информационно-коммуникативных технологий способствовали тому, что в китайском обществе отношение к морали и этике подвергается трансформациям, которые требуют анализа. СМИ, будучи отражением общественного сознания, так или иначе, подвержены той же тенденции, находясь под влиянием новой парадигмы, которая тесно связана с сетевым обществом, где новые медиа и он-лайн-СМИ играют роль «посредника»2.

В эпоху цифровизации государство уделяет серьезное внимание регулированию деятельности национальных массмедиа, хотя и сталкивается с определенными сложностями. По мнению Вэнь Юхуа, представителя прокурорского надзора за Интернет-медиа, система управления до сих пор еще не полностью отлажена. Ведь в социальных сетях, в блогосфере китайского Интернета присутствуют различные «лидеры мнений», которые зачастую попросту манипулируют общественным мнением. Здесь также циркулирует огромное количество ложной, непроверенной и даже вредоносной информации, что, в свою очередь, затрудняет задачи регулирования3.

1 Закон о кибербезопасности КНР. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2016-11/07/content_ 2001605.htm (на кит.яз.).

2 Чжоу Сян, Ли Ган. Проблема «посредничества» в сетевом обществе: теория, практика и перспективы // Международная пресса, 2017. 22 июня. - URL: https://mp.weixin.qq.com/s/DFy4t9BaRYkbsbNik39RsQ (ни кит. яз.).

3 Вэнь Юхуа. Новое управление медиа и правовое

регулирование // Комитет прокурорского надзора за

После серии терактов в 2014 г. в Синьцзяне, когда террористы из запрещенной ООН террористической организации «Восточный Туркестан» совершили ряд взрывов, нападений на граждан на улицах Урумчи, вопрос ужесточения законодательства об Интернете снова приобрел актуальность. Все это привело к тому, что 2 мая 2017 г. вышло «Положение об управлении информационными службами интернет-новостей», вступившее в законную силу 1 июня того же года (или Правила). Среди важных новелл следует отметить введение запрета для новостных интернет-служб распространять непроверенную информацию или информацию, имеющую государственную тайну, а также нарушать конфиденциальную информацию о пользователях4.

С целью обеспечения информационной безопасности страны в области регулирования деятельности Интернета действует специальная система «фильтров», которая цензурирует прохождение информации в онлайн-пространстве, работает специальная киберполиция.

Одновременно идет развитие и саморегулирования. Это и обусловило то, что кодекс профессиональной этики журналиста и саморегулирование в Китае находятся в постоянном развитии.

В отличие от западных стран и России, в Китае профессиональная этика тесно связана с понятием самодисциплины, внутренней цензуры и ориентируется в первую очередь на государственную политику в области массмедиа (традиционных и новых). Например, деятельность специального комитета по саморегулированию в Ассоциации журналистов Китая направлена на мониторинг и выявление случаев с недостоверной информацией и постоянное взаимо-

Интернетом. 2013, 24 июня. - URL: http://www.chma-dmd.com/file/zwsc6wruevzvtr6saccs6tci_1.html) (на кит. яз.).

4 Положение об управлении информационными службами интернет-новостей. Приказ №1, Национальный Интернет Информационный Офис от 1 июня 2017 // Список законов и положений об управлении деятельностью Интернета // новостной портал китайского правительства, 2018. - URL: http://www.sapprft.gov.cn/sapprft/contents/6588/348162 .shtml (на кит. яз.).

действие с государственными контрольными органами.

Появление Интернета, мобильной связи обусловило развитие новых этических стандартов в отношении деятельности представителей новых медиа и Интернет-СМИ, объединенных в Интернет-ассоциацию. Представители частных онлайн-медиа (владельцы социальных сетей, платформ прямой веб-трансляции, видеопорталов и др.) также стремятся заявить о своем стремлении к соблюдению профессиональной этики в области контента и недопущения фейко-вых новостей.

Социальная ответственность журналиста: китайская специфика

Особенность профессиональной этики журналистов в Китае обусловлена тем, что здесь представители журналистского сообщества иначе понимают концепцию социальной ответственности СМИ. В данной связи отметим, что она представляет собой высшую форму развития свободы прессы и характерна для развитых демократических государств, в основных законах которых обязательно утверждается право на свободу слова, распространение своих мыслей и идей, поиск, получение и распространение информации, право на свободу прессу и других видов СМИ. Здесь существует запрет и на цензуру. Но при этом, по утверждению Е.П. Прохорова, условия и порядок реализации таких свобод устанавливаются законодательным путем с тем, чтобы защитить интересы самого общества1.

Отметим, что в Конституции КНР есть несколько статей, которые имеют прямую связь с деятельностью СМИ и свободой прессы. Так, статья 22 о национальном развитии гласит, что деятельность СМИ, различных культурных и просветительских учреждений направлена на то, чтобы служить людям, способствовать их развитию. Статья 35 определяет, что граждане КНР имеют право на свободу слова, печати, собраний, ассоциаций, шествий и демонстраций.

Статья 47 определяет право граждан Китая на свободное проведение научных

1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов.- 8е изд., испр. — М..- Аспект Пресс, 2011. С. 93-94.

исследований, на литературное и художественное творчество и другие культурные мероприятия . Одновременно в Основном законе страны существует противоречие. Если статья 35 провозглашает свободу слова, то в статье 51 прямо указано, что «граждане Китайской Народной Республики не могут подрывать национальные, социальные и коллективные интересы, а также интересы других граждан при осуществлении своих свобод и прав»3.

В отличие от российских или западных исследований по свободе слова, где это право считается неотъемлемым и важным для функционирования СМИ, в Китае ситуация выглядит несколько иначе. Анализ научных работ о понятии «свобода прессы» в китайской теории показал, что здесь преобладает критическая оценка западных концепций, в частности, концепции социальной ответственности прессы и теории журналистской элиты4. Китайские ученые считают, что чрезмерная либерализация свободы слова ведет к негативным последствиям для самих СМИ. Потому что в любом случае будет существовать соблазн для самих журналистов. Не все представители масс-медиа способны быть ответственными и соблюдать законы при поиске информации. Поэтому необходимо именно государственное вмешательство за счет запретительных мер на законодательном уровне и установке специальных информационных фильтров, поддержки деятельности киберполиции. Ведь свобода прессы означает не только распространение информации, но и хакер-ские атаки, киберпреступность. Все это

2 Конституция КНР 1982 г. (с изменениями и дополнениями 2004 г.). Электронный ресурс: официальный сайт Министерства общественной безопасности. - URL: http://cnlegal.ru/china_administ-rative_law/ministry_of_public_security/

3 Конституция КНР 1982 г. ...

4 См., например: Кан Сыцзя. Важность права на свободу мнения, руководство свободой прессы // Все о СМИ, 2012. №12. С. 346; Лю Мин. Развитие западной либеральной теории прессы. Пекин: из-во «Экономика знаний», 2008; Су Чжань. Разработка новой медиасреды, понятие свободы прессы // Новости мира, 2014. №8. С. 395-396; Чжоучон Сон. О свободе прессы и журналистской ответственности. Изд-во Хэбэй педагогического университета, 2010 и др. (на кит. яз.).

прямо угрожает информационной безопасности государства.

Необходимость соблюдения профессиональной этики становится еще более актуальной в условиях развития искусственного интеллекта. По мнению китайских ис-следователей1, по мере дальнейшего наступления цифровизации массмедиа и активного использования искусственного интеллекта наиболее подверженными искажению подвергается новостной контент из-за появления потоков фейков и непроверенной, недостоверной информации. В итоге журналистика серьезно страдает из-за кризиса доверия, недостатков профессиональной этики в связи с отсутствием2. Таким образом, новые информационно-коммуникационные технологии усугубили кризис в профессиональной журналистике, поэтому, считают авторы, на повестке дня приобрел актуальность вопрос о развитии конструктивной журналистики новостей3.

Выше подчеркивалось, что в Китае важность социальной ответственности СМИ осознавалась на протяжении многих десятилетий, что свидетельствует о преемственности существовавшей традиции в истории китайской журналистики. Еще 100 лет назад, когда в стране начало развиваться журналистское образование, один из «столпов» Сюй Баочжэнь писал во второй главе своего учебного курса «Журналистика» для студентов Пекинского университета: «журналистика является священным делом, и журналисты несут основную ответствен-

ность перед обществом»4. Вступая в новую эру, значение социальной ответственности СМИ становится все более заметным.

Китайские теоретики под социальной ответственностью СМИ понимают юридические, этические и профессиональные обязанности и обязательства СМИ и журналистов перед государством, обществом и гражданами в своей5.

В сознании китайских журналистов сильно присутствуют традиции конфуцианского учения о служении и приоритете государственных дел над личными интересами. То же самое можно отметить и в отношении кодекса профессиональной этики журналиста, который в Китае прошел несколько этапов развития.

В Китае разработка журналистской этики началась после в период Движения «4 мая»6. В 1932 году на факультете журналистики Университета Яньцзин была опубликована в переводе Ван Инбиня «Всесторонняя журналистика» Рена Байтао, где обсуждались вопросы профессиональной этики. В 1941 году при обсуждении «Правил журналистики» в специальной главе отдельные главы из этой книги были размещены со ссылкой на другие переводы. В 1942 году Чунцин Та Кунг Пао опубликовал новый перевод . В этой книге Рен Байтао представил основные тезисы «закона журналистской морали». Журналист Ю. Юйхуа написал статью «Об этике газетной индустрии» в 1939 году, в которой познакомил своих читателей с некоторыми убеждениями амери-

1 См., например: Лю Хайлун, Шу Кайронг, Сунь Тунсинь, Дуань Шичан, Чжан Шичао. Исследование журналистики и коммуникации в Китае в 2020 году -обзор // журнал Ассоциации международных СМИ «Международная пресса», 2021., 23 янв. С. 6-27; Сун Лэй. Исследование профессиональной этики и журналистики социализма с китайской спецификой. Магистерская диссертация. 2019, 25 авг. - 56 с. Нефтяной ун-т северо-восточного Китая (на кит. яз.).

2 Лю Хайлун, Шу Кайронг, Сунь Тунсинь, Дуань Шичан, Чжан Шичао. Исследование журналистики и коммуникации в Китае в 2020 году - обзор // журнал Ассоциации международных СМИ «Международная пресса», 2021., 23 января. С. 12 (на кит.яз.).

3 Лю Хайлун, Шу Кайронг, Сунь Тунсинь, Дуань Шичан, Чжан Шичао. Указ. соч. С. 18.

4 Сюй Баочжэн. Журналистика: учебный курс. Пекин: издательство университета коммуникации Китая, июль 2016. С. 4 (на кит. яз.).

5 Пан Ифань. Эпоха СМИ: новая экология медиа // Вестник ун-та журналистики, 2017. №3. С. 54-59 (на кит. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 «Движение 4 мая» - демократическое движение в начале ХХ века, в результате которого были свергнуты представители императорской династии и в стране было образовано Национальное правительство. Во главе движения стоял известный политический деятель и идеолог демократических преобразований Сунь Ятсен, основавший партию Гоминьдан.

7 Лан Ханьвен. Базовое построение журналистской самодисциплины - моральная этика // Прикладная этика, 2017 / Блог социальной сети Сина вейбо. URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_6cf359370101g43j. html_ (на кит. яз.).

канской газетной индустрии в области профессиональной этики.

По существу, как отмечает Лан Хань-вен, основы профессиональной этики впервые были разработаны Ма Синъе в 1942 году в «Кредо репортера China News»1. Этот первый «моральный кодекс журналиста» включал в себя двенадцать статей и базировался на программе Сунь Ятсена «Три народные принципа»2. Из-за военной обстановки в то время данный кодекс был реализован только в газетах некоторых районов, находящихся под юрисдикцией Гоминьдана, а на коммунистические издания Китая не оказал никакого влияния.

После образования КНР в 1949 г. национальные СМИ находились под контролем государства. Коммунистическая партия Китая выдвинула идею «придерживаться принципа партийного духа, всем сердцем служить народу и придерживаться правильного общественного мнения, направлять, поддерживать достоверность новостей, пропагандировать дух солидарности и сотрудничества, а также честный и

Лан Ханьвен. Базовое построение журналистской самодисциплины - моральная этика // Прикладная этика, 2017....

2 «Три народных принципа» - демократическая революционная программа, разработанная Сунь Ят-сеном, которая была основной программой партии Гоминьдан. принцип национализма, принцип народовластия и принципов народного благосостояния. Первый принцип: все жители страны независимо от национальности будут иметь равные права и право на национальное самоопределение. Второй - принцип народовластия: демократическая основа для государства, при которой все жители имеют равные права на участие в выборах, право отзыва депутатов, право законодательной инициативы и право референдума для управления правительством. У правительства должны быть сосредоточены в руках законодательная власть, судебная власть, исполнительная власть и право прокурорского надзора. Основная концепция Сунь Ятсена подчеркивает различие между прямыми гражданскими правами и властью, то есть правительство имеет право управлять, а люди имеют политическую власть. Третий - принцип народного благосостояния - подразумевал два ванных момента: право на землю крестьянам и народный контроль за частным капиталом // Чжан Лан. Исследование профессиональной идентичности журналистов в период трансформации средств массовой информации. Изд. Наньчанского ун-та, 2019, 1 ноября. - 215 с. (на кит. яз.).

чистый стиль журналистики»3. После образования в 1949 году КНР были сформулированы первые важные требования к профессиональной этике в виде четырех кредо: правдивость новостей, правильность мышления, контакт с народными массами, само-

4

критика .

После того, как в 1978 г. был провозглашен курс на политику реформ и открытости, китайская журналистика получила большую свободу выражения мнений. Одновременно шел процесс развития и профессиональной этики. Информационное бюро Центрального отдела пропаганды и Ассоциация журналистов Китая в 1986 году разработали проект «Профессиональной этики китайских журналистов», который впоследствии получил название «Кодекс репортера» и был официально принят в январе 1991 года на съезде Китайской ассоциации журналистов5. В этом документе основной акцент ставился на том, что политическая этика важнее профессиональной. Тем не менее, влияние экономических реформ нашло свое отражение в том, что в Кодексе 1991 г. были, по мнению китайских экспертов, заложены высокие стандарты для профессиональной деятельности, обозначена необходимость соблюдения законов и правил, обеспечение достоверности новостей, соблюдение принципов объективности и справедливости, а также целостности. Основной лейтмотив этого Кодекса - придерживаться стиля общественного служения, проповедовать дух единства китайской нации, содействовать продвижению международной дружбы и сотрудничества6.

Таким образом, профессиональная этика журналистов Китая в значительной степени опирается на традиции этики и морали учения Конфуция, но при этом стремится учитывать современные тенденции.

3 Но Цианхуа. Сравнительное исследование саморегулирования журналистики в Китае и за рубежом. Китайский университет политики и права. Пекин, 2010. С. 30 (на кит. яз.).

4 Но Цианхуа. Сравнительное исследование саморегулирования журналистики в Китае и за рубежом.... С.31 (на кит. яз.).

5 Лан Ханьвен. Базовое построение журналистской самодисциплины - моральная этика // Прикладная этика, 2017.

6 Но Цианхуа. Указ. соч. С. 31.

Следование традициям конфуцианской этики, приверженность традициям, культуре, морали, социальной ответственность и партийность - эти характеристики можно назвать отличительными для китайской журналистики. Лояльность журналистов к

государству, которое осуществляет контроль и надзор за деятельностью массмедиа, также является важной особенностью, которая берет свои истоки из конфуцианского учения о «служивых людях».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Го, Линь. Газетные корпорации в условиях формирования рынка печатных СМИ КНР: их структурные особенности и тенденции развития. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 2009.

2. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. - 8е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2011.

3. Конституция КНР 1982 г. (с изменениями и дополнениями 2004 г.).

4. Временный закон Китайской Республики, 1912.

5. Закон о кибербезопасности КНР (от 11 июля 2016 г.).

6. Положение об управлении информационными службами интернет-новостей. 2017, 29 августа.

7. Выступление Си Цзиньпин на партийном симпозиуме по работе с новостями и общественным мнением // Жэньминь жибао, 2016, 20 февраля.

8. Вэнь, Юхуа. Новое управление медиа и правовое регулирование // Комитет прокурорского надзора за Интернетом. 2013, 24 июня.

9. Ди, Вэйминь, Лю, Божуэй. Построение «трех систем» журналистики с китайской спецификой: логика, рамка, строительство // Журналистика и коммуникация, 2021. 5 июля. С. 15-22.

10. Идеи Сунь Ятсена и современный мир. Тайбэй: Тайбэйское издательство, 1996.

11. Ли, Вэнь. Исследование общественного мнения в антикризисной ситуации в эпоху новых медиа: Дисс. канд. фил. наук. - Пекин, 2010.

12. Ли, Диндин. Исследование отчетов о типичных персонажах во время кризисных ситуаций (на примере публикаций «Жэньминь жибао» (1966-1976 гг.). Изд. Аньхойского ун-та, 2016.

13. Ли, Лянжон, Ли, Цайсия. Обзор исследований китайской журналистики за 2007 год // JOURNALISM QUARTERLY, 2008. Т.3. Вып. 97. С. 18-28.

14. Лю, Хайлун, Шу, Кайронг, Сунь, Тунсинь, Дуань, Шичан, Чжан, Шичао. Исследование журналистики и коммуникации в Китае в 2020 году - обзор // журнал Ассоциации международных СМИ «Международная пресса», 2021, 23 января.

15. Лан Ханьвен. Базовое построение журналистской самодисциплины - моральная этика // Прикладная этика, 2017.

16. Но, Цианхуа. Сравнительное исследование саморегулирования журналистики в Китае и за рубежом. Китайский университет политики и права. Пекин, 2010.

17. Пан, Ифань. Эпоха СМИ: новая экология медиа // Вестник ун-та журналистики, 2017. №3. С. 54-59.

18. Роль конфуцианства в современном мире // Жэньминь жибао, 2008. 11 октября.

19. Сюй, Баочжэн. Журналистика: учебный курс. Пекин: издательство университета коммуникации Китая, июль 2016.

20. Си, Сяо, Ши, Ясень. Красный Крест хвастается своим богатством // Синьхуа, 2014, 4 августа.

21. Сяо, Яньян. Исследование надзора за общественным мнением в «Народной газете» с начала политики реформ и открытости (1979-2008). Изд. Нанкинского ун-та, 2008.

22. Сунь, Баого. Анализ марксистской журналистики в четыре периода китаизации // Фронт новостей, 2016, 8 июля. С. 115-117.

23. Хуан, Чусин, Ван, Дан, Жэнь, Фаниан. Вгляды Си Цзиньпина на журналистику // Журналистика и коммуникативные исследования, 2016. №.3. С. 7-17.

24. Цзэн, Сюйбай. История китайских новостей. Тайбэй, книжная компания Санмин,

1966.

25. Чжэн, Баовэй, Ван, Цин. Об историческом процессе развития журналистской мысли Коммунистической партии Китая за последние сто лет // Фронт социальных наук, 2021. №6. С. 11-22.

26. Чжан, Бинцин. Наши комментарии к новостям разнообразны: тенденция развития с 1960-х по 2000е годы (на примере «Жэньминь жибао»). Изд. Центрального китайского ун-та науки и технологий. Пекин, 2007.

27. Чжан, Лан. Исследование профессиональной идентичности журналистов в период трансформации средств массовой информации. Изд. Наньчанского ун-та, 2019, 1 ноября. -215 с.

28. Чжан, С. Почему Мао Цзэдун начал «Культурную революцию»? // Пекинская ежедневная газета, 2013. 18 декабря.

29. Чжоу, Сян, Ли, Ган. Проблема «посредничества» в сетевом обществе: теория, практика и перспективы // Международная пресса, 2017. 22 июня.

Дата поступления: 27.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.