2018
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОЦИОЛОГИЯ
Т. 11. Вып. 4
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
УДК 316.4
Значение Октябрьской революции 1917 года для Китая
Ли Хунся, Тун Хуа, Лю Гуан
Пекинский спортивный университет,
Китайская Народная Республика, 100084, Пекин, район Хайдянь, дорога Синьси, 48
Для цитирования: Ли Хунся, Тун Хуа, Лю Гуан. Значение Октябрьской революции 1917 года
для Китая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 4.
С. 455-463. https://doi.org/10.21638/spbu12.2018.405
Октябрьская революция, свершившаяся в России в 1917 г., не только изменила направление развития российского общества, но и стала событием мировой истории, повлияв в том числе и на судьбу китайского народа. Современная китайская общественная наука видит в этом событии большой исторический смысл и старается сохранить все детали истории идей той эпохи, полагая в них актуальное значение. Во-первых, Октябрьская революция в России ускорила распространение марксизма в Китае. Во-вторых, она вдохновила китайских марксистов на создание Коммунистической партии Китая. В эпоху Мао Цзэдуна был создан новый Китай, благодаря чему китайский народ встал на ноги, сделав первый шаг к китайской мечте национального возрождения. В-третьих, теория Маркса о построении социализма без перехода «через Кавдинское ущелье капитализма» и идея В. И. Ленина об обходном переходе к социализму указали направление реформы и открытости в Китае. В эпоху Дэн Сяопина китайцы начали богатеть — это второй шаг к китайской мечте национального возрождения. Китайцы верят, что в эпоху Си Цзинпиня они смогут осуществить третий шаг, то есть стать сильной страной, и это докажет правильность пути Октябрьской революции. В настоящей статье рассматривается распространение марксизма в Китае до и после Октябрьской революции в России. Авторы показывают, как демократически настроенные левые китайские интеллектуалы были вдохновлены социалистической революцией в России, как продвигали марксизм через кружки по его изучению, через периодические издания и книги, как создавалась Коммунистическая партия Китая. В статье показана преемственность марксистских идей в Китае с 1917 г. до 2017 г. Это важно для понимания специфики китайской интеллектуальной обществоведческой традиции.
Ключевые слова: Октябрьская революция, марксизм, китайская мечта, Кавдинское ущелье, социализм с китайской спецификой, НЭП, реформа и открытость.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018
Введение
Октябрьская революция, свершившаяся в России в 1917 г., была одним из самых важных событий в истории XX в. Она открыла новую эру, так как с падением буржуазного правительства, созданного после февраля, начала свой жизненный путь первая в мире социалистическая страна. Октябрьская революция не только изменила направление развития народов, живших на территории Российской империи, но и повлияла на мир в целом, и мы полагаем, что эта революция «переписала» судьбу китайской нации. Кроме того, китайские исследователи считают, что о роли Октябрьской революции нельзя говорить в прошедшем времени: для Китая она имеет актуальное и далеко идущее практическое значение.
Распространение марксизма в Китае до Октябрьской революции
Марксизм был привнесен в Китай в конце XIX в. В то время марксизм был лишь одним из западных теоретических течений, он распространялся через дипломатов, работавших в Европе, британских миссионеров и большое количество книг, переведенных с японского языка. Ведь именно из Японии приезжали учившиеся там китайские студенты, увлекавшиеся новыми социальными идеями. Студенческие группы молодых китайцев и стали своеобразным каналом распространения марксизма.
В 1878 г. посол династии Цин Ли Фонбо, который работал в посольстве Китая в Германии, перевел слово «коммунизм» на китайский язык, использовав его в книге «Дневник посла в Германию», где он рассматривал в том числе развитие левого социалистического движения. Сам факт перевода являлся важным, поскольку необходимо было точно подобрать иероглиф. В 1903 г. слово «коммунизм» было включено в китайский словарь «Новый Эр Я»1, который составили китайские студенты, учившиеся в Японии. В начале 80-х гг. XIX в. в период поздней династии Цин советник посольства в Западной Европе Ли Шучан впервые в издании «Западный журнал» дал обзор социалистических идей и перевел слово «социализм» на китайский язык. Чуть позже, в конце 90-х гг. XIX в., британский миссионер Ричард Тимоти Джонс (кит. «Литимотэ», англ. Richard Timothy Jones) в книге «Наука о великом единении» представил теорию Маркса и Энгельса, популяризировав ее для китайской общественности. Потенциал марксистских идей накапливался, и можно отметить выход книги «Современный социализм», которую написал в 1899 г. японец Фуцзин Чжюньцзао, а перевел в 1903 г. китаец Чжао Бичжэнь. Книга «Современный социализм» стала первой переведенной работой, систематически объяснявшей теорию К. Маркса.
Популяризация марксизма в Китае в конце XIX в. осуществлялась усилиями интеллигенции и других элитных групп, которые видели в этих идеях возможность прогресса для родины и народа. То есть распространители «ростков марксизма» не являлись марксистами, а были, скорее, буржуазными реформаторами, как Лян Цичао2, или буржуазными революционерами, например Ма Цзуньву и Чжу Чжи-
1 «Эр Я» — самый древний словарь в Китае.
2 Лян Цичао был идеологом и политиком, представителем буржуазного реформизма в Китае, одним из лидеров реформистского движения 1898 г., бежал в Японию после провала движения реформы.
синь3, или анархистами, например Лю Шипэй и У Чжихуй4. На самом деле все они хотели использовать марксистские идеи для буржуазно-демократической революции, целью которой было свержение феодального самодержавия.
Но уже в начале XX в. руководитель Синьхайской революции Сунь Ятсен, сделав перевод работ социалистического содержания с японского языка на китайский, сформулировал «принцип народного благосостояния», на основании которого он предсказал, что «социализм сменит капитализм в XX в.» [1]. Сунь Ятсен продвигал и объяснял социалистические идеи в газетах, например в «Народной газете», хотя в ту эпоху марксизм все-таки был еще далек от интеграции с рабочим движением и не имел большого влияния на широкие массы населения Китая.
Распространение марксизма в Китае после Октябрьской революции
После Октябрьской революции Россия стала основным источником и примером практического применения марксизма для Китая. Позднее, отдавая дань этому событию, Мао Цзэдун сказал: «Орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм. Октябрьская революция помогла прогрессивным элементам мира и Китая применить пролетарское мировоззрение для определения судьбы страны и пересмотра своих собственных проблем. Идти по пути русских — таков был вывод» [2, 1471].
Известие о победе Октябрьской революции и начальный отклик китайского народа
Через три дня после Октябрьской революции «Ежедневная демократическая газета» в Шанхае опубликовала сообщение под названием «Внезапный большой переворот в России», что было в Китае самым первым публичным сообщением о социалистической революции. Однако тогда Бэйянское правительство стояло на позиции европейских стран и отказалось признать Советскую Россию, быстро отозвав из нее китайского посла. Примерно два года спустя Советское правительство приняло «Обращение Совета народных комиссаров к китайскому народу и правительствам Южного и Северного Китая» (далее «Декларация Китая»), чтобы показать свою политику в отношении Китая. В декларации заявлялось, что рабоче-крестьянское правительство объявило уничтоженными все тайные договоры, заключенные с Японией, Китаем и бывшими союзниками, договоры, которыми царское правительство вместе с его союзниками насилием и подкупом закабалило народы Востока и главным образом китайский народ для выгоды русских капиталистов, помещиков, генералов. Советское правительство тогда же предложило китайскому правительству вступить в переговоры об аннулировании Договора 1896 г., Пекинского протокола 1901 г. и всех соглашений с Японией с 1907 по 1916 гг. для возвращения китайскому народу всего того, что было отнято у него царским правительством самостоятельно либо в союзе с другими странами [3, 80].
3 Ма Цзуньву и Чжу Чжисинь — революционеры, интеллигенты, первоначально были последователями Лян Цичао, в дальнейшем — последователи Сунь Ятсена.
4 Лю Шипэй и У Чжихуй — главные представители раннего анархизма в Китае, которых в начале XX в. было больше, чем марксистов. Многие китайские студенты за границей становились анархистами под влиянием западной мысли.
Однако из-за того, что Япония, США, Великобритания, Франция и другие страны инициировали вооруженную интервенцию против России, а Бэйянское правительство участвовало в этом и посылало своих солдат воевать против Советской республики, а Сибирь как территория, пограничная с Китаем, контролировалась контрреволюционными силами Колчака, «Декларация Китая» не доходила до адресата вплоть до весны 1920 г. Начиная со второй половины 1920 г., с поворота к окончанию войны, когда было открыто заблокированное дорожное движение между Китаем и Россией, «Декларация...» была получена в Китае и вызвала большой шок. Причиной шока стала информация о переходе власти в России в руки рабочих и крестьян, что повлекло кардинальную смену курса в отношении соседнего Китая. Благодаря этому у китайцев появилась надежда на преобразования в своей стране. Различные группы граждан выразили искреннее приятие и понимание тезисов этого документа. Например, в телеграмме Ассоциации китайских трудящихся, отправленной в Советскую Россию, написано: «Наш китайский народ получил ваше сообщение, мы рады этому событию, и мы знаем, что ваша революция стремится к восстановлению прав всех трудящихся и к настоящему счастью, свободе и равенству для людей всего мира. Мы знаем, что вы все, российские крестьяне, рабочие и красноармейцы, являетесь самыми лучшими людьми в мире. Мы, весь китайский простой народ, восхищаемся вашими делами и жертвами во имя счастья человека труда. Группы наших трудящихся воодушевлены, и мы готовы присоединиться к российским крестьянам, рабочим и красноармейцам, мы стоим под гуманным и справедливым знаменем, вместе стараемся выкорчёвывать особый класс угнетателей на пути к процветанию» [3].
Главные распространители марксизма-ленинизма после Октябрьской революции
Член Общества «3-го сентября» (демократическая фракция) Чжан Симань, получивший образование в Столичных учительских палатах (в настоящее время — Пекинский университет, основан в 1898 г.), в 1911 г. учился также и в России, где познакомился с идеями В. Ленина и Г. Плеханова. На следующий год после Октябрьской революции он повторно приезжал в Россию, и во время этой поездки перевел все советские партийные и правительственные документы, чтобы иметь организационно-документальную основу для создания Коммунистической партии Китая и реорганизации партии Гоминьдана. «Устав РКП (б)», переведенный им и опубликованный, стал прообразом для «Устава КПК», который в то время не могли печатать для сохранения в тайне происходящей консолидации китайских коммунистов. Чжан Симань много раз лично советовал Сунь Ятсену, бывшему в то время руководителем Гоминьдана, строить отношения между КПК и СССР для тесного сотрудничества. В 1919 г. во время международного конгресса Коминтерна Сунь Ятсен назначил Чжан Симаня контактным лицом между Гоминьданом и Коминтерном. В том же году Чжан Симань создал исследовательское общество по изучению социализма в Пекинском университете, где он тогда работал в библиотеке, и организовал журнал «Демократия и наука».
В 1918 г. руководитель КПК Ли Дачжао опубликовал ряд работ: «Победа простого народа», «Победа большевиков», — где приветствовал победу Октябрьской
революции как самое значительное событие. Он вместе с другим руководителем КПК, Чэнь Дусю, широко пропагандировал социалистическую революцию в России, посвящая ей статьи в журналах «Новая молодежь» и «Еженедельные советы». Его статья «Мое видение марксизма», написанная в 1919 г., является первой статьей на китайском языке, систематически и всеобъемлюще разъяснившей марксизм. Это значит, что распространение марксизма в Китае перешло на новый, массовый этап. В 1920 г. он также организовал исследовательское общество по изучению марксизма в Пекинском университете (тогда он был директором библиотеки). Все это способствовало распространению марксизма и вспышке движения 4 мая. Причиной этого движения являлось то, что после окончания Первой мировой войны, в которой Китай находился в числе государств-победителей, он был вынужден передать Японии концессии Германии в провинции Шаньдун. Так Япония фактически оккупировала часть территории Китая (Шаньдунский полуостров). Дипломатическое поражение китайского правительства на Парижской конференции вызвало серьезное недовольство среди китайского народа. И 4 мая 1919 г. более 3000 студентов в Пекине собрались на площади Тяньаньмэнь на демонстрацию. Они быстро получили поддержку трудящихся. Кроме того, рабочие в Шанхае также организовали массовые забастовки в июне. Под давлением протестующих народных масс представитель Китая не подписал документы Парижской конференции, ставящей страну в унизительное положение. Движение 4 мая означало, что китайский рабочий класс стал силой на политической арене, показав возможности влияния на революционные процессы в стране.
Создание Коммунистической партии Китая и нового Китая
Октябрьская революция превратила теорию марксизма в живую реальность, и политические силы Китая были вдохновлены новой практикой страны Советов. Ли Дачжао написал: «Смотрите на будущий Земной шар, он должен стать миром красных флагов!» [4]. Для понимания влияния на Китай Октябрьской революции приведем слова Мао Цзэдуна: «Китайцы обрели марксизм благодаря русским. До Октябрьской революции китайцы не знали не только Ленина и Сталина, но и Маркса и Энгельса... Мы благодарны Марксу, Энгельсу, Ленину и Сталину за то, что они дали нам оружие. Это оружие не военная техника, а теория марксизма-ленинизма» [2, 1469].
Октябрьская революция активизировала китайское революционное движение. До Октябрьской революции китайские сторонники реформ и изменений активно искали пути преобразований, пути развития страны. После победы Октябрьской революции передовые китайские интеллигенты обратили взгляд на Россию: Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Мао Цзэдун и другие активно начали формировать свою Коммунистическую партию. После событий антиимпериалистического и антифеодального движения 4 мая в 1919 г. Коминтерн направил в Китай полномочного представителя, для того чтобы создать Компартию. Итак, в результате всесторонней подготовки летом 1921 г. была образована КПК. С этого времени в Китае появилась пролетарская партия, деятельность которой основана на идеологии марксизма-ленинизма.
Мао Цзэдун и поиск пути для революции с китайской спецификой
Мао Цзэдун считал, что необходима адаптация основных положений марксизма к реалиям Китая, он искал пути для осуществления социалистической революции, которая бы соответствовала условиям Китая. В 1930 г. Мао Цзэдун четко определил, что Китаю необходимо идти по пути революции, отличающемуся от пути других стран, прежде всего через развертывание работы партии в деревне. Он выдвинул теорию окружения городов деревней и специфического способа вооруженной борьбы. Именно тогда начался процесс китаизации марксизма. Под руководством Коминтерна и благодаря сотрудничеству КПК и Гоминьдана китайский народ добился победы в Северном походе (1926-1928 гг.) и войне против японских захватчиков (1931-1945 гг.).
В 40-е гг. XX в. происходило дальнейшее освоение теории марксизма, а также разработка политической стратегии применительно к ситуации в Китае. В октябре 1939 г., обобщая опыт победы новой демократической революции, Мао Цзэдун определил три эффективных средства Китайской революции, которые известны как три «козыря» революции:
• единый фронт, то есть принцип, согласно которому в разные социально-исторические периоды пролетариат объединяет все силы, которые можно охватить, для достижения своих исторических целей и борьбы с врагом;
• вооруженная борьба, то есть революционеры должны быть вооружены против вооруженных контрреволюционеров;
• строительство партии, то есть идеологическая и организационная работа, поддержание системы, антикоррупция, честность.
В этот период (1941-1945 гг.) в компартии Китая оформилось движение за упорядочение стиля в Яньане. Фактически это была просветительская кампания по адаптации марксизма-ленинизма, проведенная Коммунистической партией Китая. Задачами кампании были: 1) противодействие субъективизму в развитии теории марксизма-ленинизма в Китае, чтобы упорядочить стиль учебы; 2) противодействие сектантству в партийном строительстве, чтобы упорядочить стиль партии; 3) противодействие шаблонным схемам в партийной литературе, чтобы упорядочить литературный стиль. Движение за упорядочение стиля в Яньане обеспечивало идейное единство всей Компартии, а также повышение теоретического уровня подготовки ее приверженцев.
Благодаря стратегии «Три козыря революции» и движению за упорядочение стиля в Яньане были заложены идеологические основы для победы Китая в войне против Японии и для ведения освободительной борьбы. После срыва переговоров КПК и Гоминьдана через три года (с июля 1946 г. до октября 1949 г.) КПК завоевала победу в освободительной войне, создав новый Китай. КПК руководила китайским народом в деле свержения «трех гор» — империализма, феодализма и бюрократического капитализма, она выполнила историческую задачу по достижению независимости и освобождению нации. Большую роль в китайском коммунистическом движении в тот период играл Мао Цзэдун, благодаря которому китайский народ встал на ноги, сделав первый шаг к национальному возрождению.
Идеи Ленина о переходе к социализму — основа политики реформ
и открытости в Китае
В декабре 1978 г. после Третьего пленарного заседания 11-го Центрального комитета КПК в Китае был взят курс на осуществление политики внутренних реформ и открытости для внешнего мира. Откуда берется теоретическая основа этой политики? Из идей К. Маркса и В. И. Ленина. Русские социалисты спрашивали у К. Маркса, сможет ли и должна ли Россия, подобно всем государствам, пройти через капиталистическую стадию развития или следует осуществить прямой переход к социализму на базе деревенской общины. В 1881 г. К. Маркс в набросках ответа на письмо Вере Засулич сделал вывод о том, что «Россия может взять все положительные достижения общинной жизни, не проходя сквозь Кавдинское ущелье капитализма», «она может зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству» [5]. Выдвинутая К. Марксом теория о переходе России к социализму, минуя «Кавдин-ское ущелье5 капитализма», имеет руководящее значение для стран, в которых капиталистическая экономика только начинает развиваться. Это значит, что экономически отсталая страна может встать на социалистический путь, но необходимо использовать опыт и руководство передовой страны. Продолжая эти идеи, Ленин писал, что отсталой стране нужен долгий переходный период для развития производительных сил.
Совокупность марксистско-ленинских наработок стала импульсом для реформ и открытости в Китае. Особенно ценной является ленинская программа НЭПа. Акторы китайской социально-политической теории и практики сделали вывод, что Китай находится на начальном этапе социализма, а значит перед Китаем стоит трудная историческая задача по развитию своих производительных сил.
Лидер КПК Дэн Сяопин сказал: «Социализм, который СССР строил много лет, был бы более успешен, если бы была тщательно изучена программа Ленина по осуществлению НЭПа» [6, 153]. Руководство КПК во главе с Дэн Сяопином нашло путь построения социализма с китайской спецификой: это путь через реформы и открытость. Полагаем, что Китай добился заметных достижений на этом пути. Реформы и открытость Китая сравнимы с одним из чудесных шахматных ходов, судьбоносных для осуществления Марксовой стратегии перехода через капиталистическое Кавдинское ущелье, это гибкое применение тактики обходного маневра Ленина, это удачный ключ и неизбежный путь реализации социалистического строительства для стран, имеющих экономические проблемы, это самый важный результат марксизма, адаптированного для китайских условий. Благодаря вкладу в реформы, сделанному Дэн Сяопином, китайская экономика и общество стали устойчиво развиваться, благосостояние китайского народа улучшилось, китайцы стали богаче. Мы называем это вторым шагом к национальному возрождению.
Сегодня новое руководство КПК во главе с Си Цзиньпином разработало стратегию фазового развития, названную «Два столетия». Эта стратегия предполагает следующее: к столетию КПК (к 2021 г.) будет построено всестороннее среднеза-житочное общество, к столетию КНР (в 2049 г.) доходы на душу населения будут
5 Кавдинское ущелье — историческое место, где развернулись военные события, отмеченные унизительным поражением римской армии. Впоследствии оно названо «ущельем позора», что символизирует тяжелый и горький исторический опыт.
достигать уровня среднеразвитых стран. Так постепенными шагами Китай планирует устойчивый прогресс и процветание китайской нации. Под руководством председателя Си Цзиньпиня китайский народ сможет осуществить третий шаг к национальному возрождению, то есть стать сильной страной (в Китае принято говорить о трех важных шагах в современной истории Китая: встать, разбогатеть, быть сильнее, что соответственно символизирует три эпохи — эпоху создания КНР, или эпоху Мао, эпоху богатой страны, или эпоху Дэн, эпоху сильной страны, или эпоху Си). И наконец-то реализуется китайская мачта о богатой и сильной стране, возрождении нации, счастливом народе. Это будет доказывать правильность пути Октябрьской революции, события которой интегрированы в ход китайской истории.
Литература
1. 1962^11^120О Сун Цинлин.
Сунь Ятсен и его сотрудничество с КПК // Жэньминь жибао. 12 ноября 1962.
1471, 1469^о Мао Цзэдун. О демократической диктатуре народа // Избранные произведения Мао Цзэдуна. Т. 4. Пекин: Народное издательство, 1991. С. 1471, 1469.
Щ№±1997^№,®80^о Избранные документальные материалы Коминтерна, ВКП (б) и Китайской революции (1917-1925). Пекин: Издательство Пекинской библиотеки, 1997. С. 80.
4. Bolshevism^ttW, «$АФЩЖ»,АЙЩШ±, 1978^№,®117^о Ли Дачжао. Победа большевиков // Избранные произведения Ли Дачжао. Пекин: Народное издательство, 1978. С. 117.
5. ЦШ:Ш • № •
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Избранные произведения Маркса К., Энгельса Ф. Т. 3. Пекин: Народное издательство, 1995. С. 765, 767.
Дэн Сяопин. Реформы являются неизбежным путем к развитию производительных сил // Избранные произведения Дэн Сяопина. Т. 3. Пекин: Народное издательство, 1993. С. 139.
Статья поступила в редакцию 6 июля 2018 г.; рекомендована в печать 7 сентября 2018 г.
Контактная информация:
Ли Хунся — канд. юрид. наук; [email protected] Тун Хуа — [email protected] Лю Гуан — [email protected]
The significance of the October Revolution of 1917 to China
Li Hongxia, Tong Hua, Liu Guang Beijing Sports University,
Rm 304, South Official Building, No. 48, Xinxi Road, Haidian District, Beijing, China, 100084
For citation: Li Hongxia, Tong Hua, Liu Guang. The significance of the October Revolution of 1917 to China. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2018, vol. 11, issue 4, pp. 455-463. https://doi. org/10.21638/spbu12.2018.405 (In Russian)
The October Revolution of 1917, which occurred 100 years ago, not only changed the direction of Russian society, but also was an important historical event in the 20th century that
changed the fate of the Chinese people. Firstly, the Russian Revolution accelerated the spread of Marxism in China. Before the Revolution, Japan was the main channel of Marxism dissemination mainly by Chinese students in Japan, who were bourgeois reformists or anarchists with a limited understanding of Marxism. After the October Revolution, Russians became the main channel for Marxism spreading into China, and Chinese students studying in Russia became the main force. Under the leadership of East Asian Secretariat of Communist International Mr Zhang Ximan translated all the Party and Government construction documents of Soviet Union, such as the Constitution of Russian Communist Party and provided reference for the establishment of the Communist Party of China and transformation of the Kuomintang by Sun Yat-Sen's g. Secondly, the revolution inspired Chinese Marxists to create the Communist Party of China and set up a new China, in the Mao era, we should thank him for making the Chinese people stand up and achieve the first step of the Chinese Dream of rejuvenation of the Chinese nation. Thirdly, Marx's theory of leaping over the capitalist Crafting Gorge and Lenin's thought about the backward transition of the country to socialism provided enlightenment to China's reform and opening-up, in the time of Deng Xiaoping we should thank him for making the Chinese rich, and realize the second step of Chinese dream of rejuvenation of the Chinese nation. In the era of Xi Jinping, the Chinese believe that the third step of Chinese dream of rejuvenation of the Chinese nation strong enough will realize, and prove the correctness of the path of October Revolution.
Keywords: October revolution, Marxism, Chinese Dream, the Crafting Gorge, Socialism with Chinese Characteristics, NEP, Reform and Opening.
References
1. Song Qingling. Sun Yixian he ta tong Zhongguogongchandang de hezuo. Beijing. Renmin ribao. 1962.11.12. [Soong Ching Ling. Sun Yat-sen and his cooperation with the Chinese Communist Party]. Beijing, People's Daily, November 12, 1962. (In Chinese)
2. Mao Zedong. Lun renmin minzhu zhuanzheng, «Maozedong xuanji» 4juan. Beijing. Renmin chu-banshe. 1991nian, 1471, 1469 ye. [Mao Zedong. On the people's democratic dictatorship. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 4]. Beijing, People's Publishing House, 1991, pp. 1471, 1469. (In Chinese)
3. {{Gongchanguojis liangong(bu) yu zhongguo geming wenxianziliao xuanji (1917-1925), Beijing-tushuguan chubanshe 1997nianban [Selected Documentary Materials of the Comintern, the CPSU (b) and the Chinese Revolution (1917-1925)]. Beijing, Beijing Library Press, 1997, p. 80. (In Chinese)
4. Li Dazhao. Bolshevism de Shengli. «Li Dazhao xuanji». Beijing. Renmin Chubanshe. 1978nianban, 117 ye. [The Victory of the Bolsheviks. Selected Works of Li Dazhao]. Beijing, People's Publishing House, 1978, p. 117. (In Chinese)
5. Kaer Makesi: Gei Wei-Yi-Chasuliqi de Fuxin. «Makesi Engesi Xuanji» di san juan. Beijing: Renmin Chubanshe, 1995nianban, 765, 767ye. [Response to a Letter by V. I. Zasulich. Selected Works of Marx K., Engels F. Vol. 3]. Beijing, People's Publishing House, 1995, pp. 765, 768. (In Chinese)
6. Deng Xiaoping: Gaige shi zhongguo fazhan shengchanli de biyouzhilu. «DengXiaoping wenxuan7» di 3 juan. Beijing: Renmin Chubanshe, 1993 nianban, 139ye. [Deng Xiaoping. Reform is the only way for China to develop its productive forces. Selected Works of Deng Xiaoping, Vol. 3]. Beijing, People's Publishing House, 1993, p. 139. (In Chinese)
Received: July 6, 2018 Accepted: September 7, 2018
Author's information:
Li Hongxia — Dr. Sci. in Law; [email protected] Tong Hua — [email protected] Liu Guang — [email protected]