Научная статья на тему 'Китаизация марксизма и модернизация Китая'

Китаизация марксизма и модернизация Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2822
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ / РАЗВИТИЕ / МАРКСИЗМ / КИТАЙ / MODERNIZATION / REFORMATION / DEVELOPMENT / MARXISM / CHINA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цырендоржиева Дари Шойбоновна, Бальчиндоржиева Оюна Баировна

Раскрывается взаимосвязь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая. Дан анализ основных положений и принципов модернизации, предложенной руководством Китайской Народной Республики, показана ведущая роль «китаизированного марксизма» в идеологии модернизации страны, проведено исследование процесса развития базовой теории «китаизированного марксизма». Авторы выделили основные противоречия в развитии современного китайского общества. Также проведен анализ смены ценностных приоритетов в стратегии модернизации Китая – если на начальном этапе периода «реформ и открытости» на первом месте стояла задача экономического развития, то в настоящее время на первый план вышла проблема духовно-нравственного развития общества. Делается вывод о том, что проблема модернизации осмысливается в Китае комплексно, с учетом национальной специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper explains the relationship between sinification of Marxism and modernization of China. The authors have analyzed the basic principles of modernization proposed by the leadership of the People’s Republic of China and have studied the process of development of «Chinese Marxism» basic theory; the leading role of «signification of Marxism» in the ideology of modernization of China is shown. The authors identified the main contradictions in the development of modern Chinese society and analyzed the change in the value priorities of China’s modernization strategy. Initially at the time of «reform and opening» the task of economic development was in the first place but now the problem of spiritual and moral development of society came to the fore. The authors make a conclusion that the problem of modernization in China is interpreted comprehensively considering national specificity.

Текст научной работы на тему «Китаизация марксизма и модернизация Китая»

УДК 1:329 (510)

КИТАИЗАЦИЯ МАРКСИЗМА И МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ

Д.Ш. Цырендоржиева, О.Б. Бальчиндоржиева

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ E-mail: baoyu2008@yandex.ru

Раскрывается взаимосвязь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая. Дан анализ основных положений и принципов модернизации, предложенной руководством Китайской Народной Республики, показана ведущая роль «китаизированного марксизма» в идеологии модернизации страны, проведено исследование процесса развития базовой теории «китаизированного марксизма». Авторы выделили основные противоречия в развитии современного китайского общества. Также проведен анализ смены ценностных приоритетов в стратегии модернизации Китая - если на начальном этапе периода «реформ и открытости» на первом месте стояла задача экономического развития, то в настоящее время на первый план вышла проблема духовнонравственного развития общества. Делается вывод о том, что проблема модернизации осмысливается в Китае комплексно, с учетом национальной специфики.

Ключевые слова:

Модернизация, реформы, развитие, марксизм, Китай.

Быстрое развитие экономики, повышение уровня жизни населения, рост влияния Китая в сфере международного взаимодействия, - все это вызывает необходимость всестороннего изучения теоретических положений модернизации в Китае.

Концептуальной основой модернизации является теория строительства социализма с китайской спецификой. При осуществлении модернизации в Китае обязательно учитывается руководящая роль марксизма в идеологии страны. В исследованиях модернизации китайскими учеными большое внимание уделяется проблеме китаизации марксизма, утверждается, что «в процессе практического сочетания модернизации Китая и марксизма происходит китаизация последнего» [1. С. 16]. Также китайские исследователи много пишут о том, что марксизм может в разных странах принимать различные формы, отражать специфику этих стран. Так, например, в России марксизм приобрел свою специфическую форму, в Китае свою. «Марксизм это не мертвая теория, и не теория, оторванная от жизни, это теория, имеющая источник в практике, развивающаяся в процессе практики, методология и мировоззрение рассматривающее мир в непрерывном развитии. Жизненная сила марксизма не в самих сочинениях Маркса и Энгельса, а в его отношении к практике» [2. С. 3].

Впервые о китаизациии марксизма заговорил еще Мао Цзэдун, зимой 1925 г. он попытался создать собственное китайское преломление марксизма. Осенью 1936 г. он прочитал ряд лекций, которые озаглавил «Проблемы стратегии революционной войны в Китае». В них он делал ударение на различиях между Советской Россией и Китаем, утверждая главенство китайской специфики. Позже он обосновал собственный тезис о «взаимосвязи и неразделимом единстве общего и частного» и положил данный тезис в основание концепции, согласно которой общие принципы марксизма всегда существуют в конкретных национальных формах. Данное положение согласовывается с утверждениями самих основоположников марксизма.

Ф. Энгельс отмечал, что для социалистической партии недостаточно принять марксистскую программу. Это само по себе еще не принесет успеха, если она не умеет в своей практической деятельности опираться на основные положения марксизма. Пример этого он видел в английской Социал-демократической федерации и Социалистической рабочей партии США. Он отмечал, что обе эти организации превратили теорию развития К. Маркса в окаменелую ортодоксию, к пониманию которой рабочие должны прийти, не руководствуясь своим собственным классовым чутьем, а проглотив ее залпом и без рассуждений в качестве символа веры. Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал опасность шаблонного, догматического подхода при определении конкретных задач той или иной социалистической партии. Много раз акцентировал внимание на том, что разнообразие условий, в которых приходится действовать социалистам различных стран, требует столь же разнообразных путей и средств достижения единой цели [3. С. 12]. В своем письме В. Зомбарту от 11 марта 1895 г. Ф. Энгельс писал, что марксизм не учение, а метод исследования.

В мае 1941 г. Мао Цзэдун в статье «Перестроить нашу учебу» обратился к древнему изречению - «стремиться к реальности - стремиться к делу». В статье данное изречение было интерпретировано следующим образом: «Тот добьется истины, кто занимается реальными делами» [4. С. 93]. Он связывает данное требование с теорией познания марксизма, а именно с пониманием, что практика является критерием истины. Им были выделены следующие аспекты в содержании данного понятия: 1) убеждение в том, что теория связана с практикой, и этот основной принцип марксизма должен использоваться в качестве подхода, метода исследования китайского общества и китайской революции; 2) убеждение в том, что, используя в качестве предпосылки основные принципы марксизма, необходимо смело связать их с новой действительностью, преодолеть догматичное понимание марк-

сизма. «Мы должны осуществлять руководство исходя из обстановки внутри страны, внутри провинций, внутри уездов и волостей; из присущих им, а не выдуманных закономерностей; искать внутренние связи в окружающих нас вещах» [4. С. 278]. Будущую идеологическую линию партии Мао видел в реалистическом подходе к делу, который он как раз и понимал как китаизацию марксизма.

В советский период многие воззрения Мао Цзэ-дуна подвергались жесткой критике. Отмечался антимарксистский характер его идей. «Философские взгляды Мао Цзэдуна не представляют собой какой-либо цельной, законченной теоретической концепции. Это набор самых различных, подчас противоречивых построений и формул, эклектически соединенных вместе в сугубо прагматических, утилитарных целях. Выдвижение Мао Цзэ-дуном тех или иных теоретических, философских положений всегда преследовало определенную политическую цель. Уже в одном этом утилитарном подходе к философским проблемам заключена принципиальная враждебность маоцзэдуновской «философии» марксизму-ленинизму, всегда рассматривавшему философию как важнейшую, причем самостоятельную часть пролетарской идеологии, необходимый теоретический фундамент революционно-преобразовательной деятельности пролетариата» [5. С. 114]. Китайская пропаганда, напротив, утверждает, что он развил марксистско-ленинскую философию. Касаясь вопроса об отношении Мао к марксизму, отметим, что сам Мао относился к марксизму утилитарно, порой смешивая его с конфуцианскими и даосскими постулатами.

В 1945 г. в качестве программы Компартии Китая (КПК) была выдвинута платформа «новой демократии», что означало признание многоуклад-ности экономики, мобилизация всех классов и социальных групп китайского общества (а также китайцев, проживающих за рубежом) на осуществление модернизации народного хозяйства страны. Сущность платформы «новой демократии» была сформулирована как диктуемая специфическими условиями Китая необходимость длительного сосуществования различных классов китайского общества для мобилизации всех активных факторов на достижение экономического прогресса в стране. Указывая на утопичность построения социализма на развалинах полуфеодального и полуколониального общества без использования многоукладных хозяйственных структур, без развития национальной, научной, массовой культуры, без раскрепощения и развития личности у сотен миллионов людей, Мао Цзэдун подчеркивал в политическом отчете ЦК КПК 7-му съезду КПК продолжительный характер периода борьбы за демократизацию и развития капитализма, указывая недопустимость стремления одним махом перескочить в социалистическое общество. Но уже в июне 1953 г. на заседании Политбюро ЦК КПК Мао Цзэдун резко возражал против формулировок «от новой демократии - к социализму», «прочно охранять частную

собственность», заявляя, что победа демократической революции уже состоялась, что характер революции изменился, но есть такие, которые «топчутся на одном месте» и «вместо социалистических преобразований продолжают заниматься своей новой демократией» [4. С. 15-16]. Впоследствии планы социалистических преобразований были существенно изменены, постепенный путь изменения несоциалистических укладов общества стал резко форсироваться и был завершен за короткое время. «Не подготовленное экономически такого рода обобществление носило формальный характер и потенциально несло в себе угрозу будущих хозяйственных срывов. Одновременно оно усугубило те структурные прекосы в народном хозяйстве, которые обозначились уже в первой пятилетке... Форсированное преобразование частного и кустарного секторов по существу ликвидировало тот резерв, который мог бы обеспечить большую сбалансировать в экономике и за счет взятых под контроль государства капиталистических предприятий легкой промышленности, и за счет мелкого производителя, традиционно игравшего большую роль в удовлетворении потребностей сельского хозяйства и населения», - пишет в своем труде «Социализм с китайской спецификой» Э.П. Пиво-варова [6. С. 19].

После 1978 г. модернизация становится целенаправленным, долговременным курсом развития Китая. На начальном этапе модернизации Китая основная задача определялась необходимостью адаптации к изменившимся условиям в мире и преодоления отсталости страны. Предполагалось, что на первом этапе главной целью было «накормить и обогреть народ», на втором этапе - достижение малого благополучия. С этими задачами руководство КНР справилось, осуществление экономических реформ приводит к повышению основных показателей и улучшению социально-экономической ситуации.

В своей теории Дэн Сяопин отвечает на вопрос «что есть социализм?» и на вопрос «как построить социализм?», ответом на которые становится выдвинутая им теория строительства социализма с китайской спецификой. «Необходимо начать объединять всеобщие принципы марксизма с конкретной ситуацией в стране. Идти собственным путем, строить социализм с китайской спецификой. Это основной вывод, следующий из обобщенного исторического опыта» [7. С. 389]. Именно официальное признание китайской специфики, а также понимание того, что китайское общество находится пока на начальном этапе строительства социализма и будет находиться на данном этапе еще долгое время, позволило проводить в стране успешную модернизацию.

Во главу угла был поставлен прагматизм и соединение истин марксизма с китайской спецификой. Национальная специфика Китая - это проблема гигантского населения страны, равно как и то, что на момент начала реформ 80 % населения проживали

в деревнях. Традиционно известно, что огромное население Китая порождает и огромные проблемы. Но, с другой стороны, население - это и самое большое стратегическое богатство страны, ее активные трудовые ресурсы. Сельское хозяйство было поставлено на первое место в экономике, аграрная реформа осуществила переход от народных коммун с колхозной формой собственности на землю к семейному подряду с правом пожизненного владения землей. В результате очень быстро выросли урожаи, появился реальный рынок продуктов питания в городах. Успехи аграрной реформы позволили Дэн Сяопину начать преобразование в базовых и смежных отраслях промышленности, за счет внедрения новых форм и методов, связанных с широким использованием товарно-денежных отношений, привлечением иностранных инвестиций, развитием индивидуального предпринимательства, многоукладной экономики. Много усилий Дэн потратил на то, чтобы опровергнуть мнение об опасности богатства и неравенства в доходах. Преодоление отсталости, ликвидацию бедности Дэн Сяопин провозгласил основной целью политики партии, и для достижения этой цели он призвал использовать все возможные пути и средства, даже те, которые по устоявшимся представлениям считались противопоказанными принципам социализма.

На начальном этапе перехода к рыночной экономике споры по вопросу о том, насколько новые формы развития экономики совместимы с принципами социализма, с основными положениями марксизма-ленинизма, шли беспрерывно. Особенностью этих дискуссий было то, что каждая из спорящих сторон претендовала на правильность представлений о характере социализма и о методах его построения. Сторонники реформ доказывали, что их содержание не противоречит принципам марк-систко-ленинской теории и что опасность капиталистического перерождения Китаю не грозит.

А.В. Виноградов в своей работе о модернизации Китая пишет: «С середины 1985 г. стали появляться публикации, в которых указывалось, что со времени смерти К. Маркса в обществе произошли глубокие изменения и «некоторые выводы Маркса были отброшены новой практикой», в их числе вывод о зрелости внутренних противоречий капитализма и победе социализма. Для преодоления этих недостатков предлагалось новые тенденции развития человечества сделать основой новых теоретических обобщений» [8].

Во всех своих выступлениях Дэн Сяопин подчеркивал, что начатые в Китае преобразования ведут к одной цели - торжеству идей социализма, практическому доказательству его преимуществ, которые до сих пор не были выявлены. Ведущая роль в экономике сохраняется за государственной собственностью, а в политике руководящей остается Коммунистическая партия[7. С. 101-106]. «Рынок и план - это только экономические категории. При капитализме может быть планирование, а при социализме может быть рынок» [7. С. 105].

На рубеже веков Дэн Сяопин выдвигает концепцию общества Сяокан (малое благополучие, малый достаток). Ставились следующие основные задачи: в экономике - усилить конкурентоспособность на международной арене, к 2020 г. удвоить ВВП по сравнению с 2000 г.; в политической сфере - строительство социалистической демократии, совершенствование социалистического правопорядка, концепция «управления на основе закона»; в культурной сфере - повышать моральные качества народа, научную культуру. В аспекте устойчивого развития ставится цель - повысить эффективность использования ресурсов, стимулировать гармоничное развитие человека и природы.

Теория новой демократии и теория строительства социализма с китайской спецификой - это две знаковые теории, сложившиеся в результате кита-изации марксизма, сочетания его с историческим фоном, с реальной практикой, с целями и объективными условиями развития Китая.

В современный период модернизации усилились различные противоречия в китайском обществе, постепенно появляется место для плюрализма мнений. Все это вызывает необходимость дальнейшей китаизации марксизма, наряду с китаиза-цией марксизма, должны происходить его осовременивание и популяризация [1. С. 17].

После прихода к власти четвертого поколения руководства начинается новый виток модернизации. Основной целью развития становится построение гармоничного общества, соответствующего и принципам конфуцианства. В начале XX в. все более явными становятся дисбаланс и разрозненность процессов модернизации в различных сферах общества. Экономическая модернизация продвигается более быстрыми темпами, а политические реформы явно отстают. Все более явной становится главная проблема модернизации - проблема разумного сочетания и приведения к единому знаменателю процессов модернизации во всех сферах общества с тем, чтобы данные процессы взаимно стимулировали, взаимно регулировали и протекали более согласованно.

Основным фактором, влияющим на дальнейшее развитие страны, становится загрязнение окружающей среды. Не стоит игнорировать и другие глобальные проблемы, такие как мировой финансовый кризис. З.Г. Антонова в своей статье «Модернизация экономики как главный фактор экономического роста» пишет: «Мировой финансовый кризис четко отразил новую технико-экономическую концепцию (или новый технологический уклад), связанную с переходом на новые нанотехнологии, биотехнологии, биоэкономику, которые развиваются на основе новой биоэнергетики и экологически чистых производств, в противовес старой, где доминировали «грязные» технологии, которые создавали угрозу жизни человека, напитывая токсинами землю и воду» [9. С. 11-12]. В Китае также произошло осознание того, что необходимо, с одной стороны, упорядочить меры

по охране окружающей среды: создать систему эффективного контроля над количеством выбрасываемых загрязняющих веществ, систему научного мониторинга экологической ситуации, принять меры по рациональному использованию, экономии, комплексному использованию и охране природных ресурсов. С другой стороны, необходимо изменить способ развития экономики, т. е. стимулировать рост технологических инноваций, провести промышленную реструктуризацию, привести интересы экономического развития в соответствие с требованиями охраны окружающей среды. Для обеспечения вышеперечисленных мер необходимо создать эффективный социальный механизм, использовать все средства: экономические, правовые, политические.

Незамедлительного решения требует проблема раскола общества на богатых горожан и бедных сельчан, более развитые восточные районы и менее развитые западные. Усиливается расслоение общества по доходам, усугубляется конфликт и столкновение интересов. На современном этапе китайскому руководству необходимо больше внимания уделять согласованию интересов различных социальных групп, а также проблеме социального обеспечения бедных и незащищенных слоев. Незамедлительного решения требуют следующие задачи: рационализация системы распределения доходов; усиление борьбы с взяточничеством и другими неправомерными деяниями. Дальнейшее осуществление модернизации также требует и кардинальных перемен в отношениях между властью и народом.

Одним из результатов обращения к традиционной духовной культуре, и одновременно новым этапом китаизации марксизма является концепция «Человек - основа». Освобождение человека является коренной задачей и конечной целью философии Маркса. Как пишут китайские ученые, «в конце концов, целью социалистической реформы является освобождение человека. Прямая цель -это освобождение и развитие творческих сил, а конечная состоит в стимулировании свободного и всестороннего развития человека. Развитие человека означает осуществление модернизации человека, то есть превращение простого человека в «нового», отвечающего требованиям времени и способного использовать достижения современной цивилизации человечества. Без передовой социальной системы, без всеобщего прогресса общества не могло быть и речи о всестороннем развитии человеческой свободы» [10]. В настоящее время экономические проблемы отошли на задний план, уступив место нравственным и духовным. Развитие общества создает условия для развития личности, и наоборот совершенствование человека является необходимым условием социального прогресса, на

основе этой взаимосвязи создается специфическая система ценностей, в которой развитие человека -цель, а развитие общества - средство. Поэтому проблему модернизации необходимо рассматривать во взаимосвязи с проблемой человека.

От социального строительства непосредственно зависит счастье и благополучие народа. Поэтому важно, чтобы на основе экономического развития ему уделялось повышенное внимание, что обеспечит социальные гарантии и улучшит народную жизнь, продвинет вперед реформу социальной системы, расширит общественное обслуживание, будет совершенствовать социальное управление и стимулировать социальное равноправие и справедливость. Словом, нужно делать так, чтобы китайский народ имел возможность получать образование, зарабатывать себе на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости он был обеспечен, а значит, мог эффективно строить гармоничное общество [11. С. 23-24].

Китайская модель модернизации не является чем-то неизменным. Постепенно в процессе реальной практики приобрели очертания ее основные принципы, такие как: отказ от слепой веры в плановую экономику, развитие социалистической рыночной экономики; разумное сочетание управления на основе закона и управления на основе морали, укрепление социалистического правопорядка; развитие социалистической демократии; опора на научную программу развития, достижение гармонии между человеком и обществом, человеком и природой. Она диалектически отрицает западный путь развития, а также позицию тех западных теорий модернизации, которые ставят во главу угла экономику.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что «китаизированный марксизм» - это теория, отвечающая за стратегическое планирование и идеологическое обоснование китайских реформ. Те теории, которые сложились под знаменем строительства социализма и китаизации марксизма имеют не так много общего с оригинальной теорией К. Маркса. Государственная политика модернизации Китая опиралась и на идеи марксизма-ленинизма, и западной философии, и науки в целом, а также на учения традиционной китайской философии, но более всего она основывалась на реалиях китайской действительности. На современном этапе предлагается больше внимания уделять социальной справедливости и равенству в духе марксизма, согласованию интересов различных слоев общества, созданию более справедливой системы распределения, социальному обеспечению незащищенных слоев общества, а также разрешению противоречий между городом и деревней, менее развитыми западными и богатыми восточными регионами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Лань, Чжао Инин. Связь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая // Реформа и открытость. - 2010. -№3. - С. 16-17.

2. Ван Хао. Логика практического обновления марксизма // Вестник университета науки и технологии г. Сучжоу. - 2010. -№ 2. - С. 3-5.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 39. - М.: Изд-во политической литературы, 1966. - 747 с.

4. Мао Цзэдун. Собрание сочинений. - Пекин: Жэньминь чубань-шэ, 1991. - Т. 3. - 389 с.

5. Идейно-политическая сущность маоизма. - М.: Наука, 1977. -442 с.

6. Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой. - М.: ИД «Форум», 2011. - 352 с.

7. Дэн Сяопин. Избранные сочинения. - Пекин: Жэньминь чу-баньшэ, 1994. - Т. 2. - 351 с.

8. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: социальнополитические и социокультурные аспекты: автореф. дис....... д-

ра полит. наук. - М., 2006. - 39 с.

9. Антонова З.Г. Модернизация экономики как главный фактор экономического роста // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 319. - № 6. - С. 10-15.

10. Ван Шаосинь, Цзян Сяоюнь. Социализм с китайским лицом // Ежемесячный информационно-аналитический журнал «Обозреватель». - 2003. - № 11. URL: http://www.rau.su/obser-уег/Ш1_2003/11_12.Мт (дата обращения: 23.11.2012).

11. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). -М.: Весь мир, 2011. - 252 с.

Поступила 26.12.2012 г.

UDC 1:329 (510)

SINIFICATION OF MARXISM AND CHINA'S MODERNIZATION

D.Sh. Tsyrendorzhieva, O.B. Balchindorzhieva

Buryat state university, Ulan-Ude E-mail: baoyu2008@yandex.ru

The paper explains the relationship between sinification of Marxism and modernization of China. The authors have analyzed the basic principles of modernization proposed by the leadership of the People's Republic of China and have studied the process of development of «Chinese Marxism» basic theory; the leading role of «signification of Marxism» in the ideology of modernization of China is shown. The authors identified the main contradictions in the development of modern Chinese society and analyzed the change in the value priorities of China's modernization strategy. Initially at the time of «reform and opening» the task of economic development was in the first place but now the problem of spiritual and moral development of society came to the fore. The authors make a conclusion that the problem of modernization in China is interpreted comprehensively considering national specificity.

Key words:

Modernization, reformation, development, marxism, China.

REFERENCES

1. Van Lan, Zhao Inin. Svyaz mezhdu kitaizatsiey marksisma i mo-dernizatsiey Kitaya [Correlation between the Sinification of Marxism and China modernization]. Reform and opening, 2010, no. 3, pp. 16-17.

2. Van Khao. Logika prakricheskogo obnovleniya marksisma [The logic of practical renovation of Marxism]. Bulletin of the University of Science and Technology of Suzhou, 2010, no. 2, pp. 3-5.

3. Marx K., Engels F. Sochineniya [Collected Works]. Vol. 39. Moscow, Publishing house of Political Literature, 1966. 747 p.

4. Mao Zedong. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Vol. 3. Beijing, Renmin chubanshe, 1991. 389 p.

5. Ideino-politisheskaya sushnost maoisma [Ideological and political essence of Maoism]. Moscow, Nauka, 1977. 442 p.

6. Pivovarova E.P. Sotsialism s kitaiskoy spetsifikoy [Socialism with Chinese characteristics]. Moscow, Publ. House Forum, 2011. 352 p.

7. Deng Xiaoping. Izbrannye sochineniya [Selected Works]. Vol. 2. Beijing, Renmin chubanshe, 1994. 351 p.

8. Vinogradov A.V. Kitaiskaya model modernizatsii: sotsialno-poli-ticheskie i sotsio-kulturnye aspekty. Avtoreferat diss. dokt. poli-ticheskikh nauk [The Chinese model of modernization: the sociopolitical and socio-cultural aspects. Dr. polit. sci. abstract]. Moscow, 2006. 39 p.

9. Antonova Z.G. Modernizatsia ekonomiki kak glavniy factor eko-nomicheskoro rosta [Modernization of the economy as the main factor of economic growth]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2011, vol. 319, no. 6, pp. 10-15.

10. Wang Shaoxing, Jiang Xiaoyun. Sotsializm s kitaiskim litsom [Socialism with Chinese characteristics]. Monthly information-analytical journal «Observer», 2003, no. 11. Available at: http://www.rau.su/observer/N11_2003/11_12.htm (accessed 23 November 2012).

11. Obzorniy doklad o modernizatsii v mire i Kitae (2001-2010) [A review paper on the modernization of the world and China (2001-2010)]. Moscow, Mir, 2011. 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.