искусств, ибо оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению. Парадоксально то, что за эти два с половиной тысячелетия статус кво существенно не изменилось: при всем неудовольствии политикой властей «большинство» согласно на подчинение по доброй воле. Однако, уже начиная с Сократа и сократических школ, поменялось отношение самой философии к софистическим приемам, ибо наивная вера в чудо есть естественное стремление к счастью, благу. И думается, что Сократ и его единомышленники искренне надеялись, что когда-нибудь большинство граждан преодолеют за-
блуждение и откажутся от добровольного рабства.
Литература 1. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.3: Государство / под ред. А.Ф Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - 654 с.
Халитов Тимур Ниазович, кандидат философских наук, доцент кафедры философской антропологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, e-mail: [email protected] Knalitov Timur Niazovich, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophical anthropology, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, e-mail: [email protected]
УДК 1:304.50 © О.Б. Бальчиндоржиева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ КНР: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Статья посвящена анализу теоретических основ концепции модернизации Китая, а также ее сущности, динамики, основных тенденций. Делается вывод о том, что проблема модернизации осмысливается в Китае комплексно, с учетом национальной специфики. Показано как традиционные конфуцианские идеи об обществе, управлении, отношениях между людьми дополняются современными западными концепциями, а также научной программой развития. Изучено взаимовлияние традиционных китайских и западных идей и их влияние на процесс модернизации китайского общества.
Ключевые слова: Китай, модернизация, гармоничное общество, конфуцианство, научная программа развития.
O.B. Balchindorzhieva
THEORETICAL BASES OF THE MODERNIZATION OF THE CPR: TRENDS OF DEVELOPMENT AND MODERN STATUS
The article analyzes the theoretical bases of modernization of China, as well as its nature, dynamics, key trends. The conclusion is that the problem of modernization in China is interpreted holistically, taking into account national circumstances. It is shown, how traditional Confucian ideas about society, governance, human relations are complemented by modern Western concepts as well as by the scientific program of development. The mutual influence of traditional Chinese and Western ideas and their influence on the process of modernization of Chinese society have been studied.
Keywords: China, modernization, harmonious society, Confucianism, scientific program of development.
Идея модернизации в китайском обществе появилась в конце XIX в. на фоне неспособности империи ответить на «вызов» Запада. В период ослабления Китая и западной экспансии, крупные военачальники и национальная буржуазия пытались принять некоторые меры по спасению страны. Их усилия ограничились рецепцией некоторых технических достижений Запада, были построены заводы, железные дороги, телеграфы и т.д. Однако в условиях системного кризиса точечные реформы оказались неэффективными. Поэтому на первый план выдвигаются новые социальные силы, ратующие за
системное обновление всего социума, например: движение реформаторов под предводительством Кан Ювэя, революционное движение. На этом раннем этапе усилия были сосредоточены на том, чтобы убрать препятствия на пути модернизации и создать предпосылки для ее осуществления, этот процесс проходил в очень трудных исторических условиях при угрозе самому существованию нации и государства. С другой стороны можно отметить и некоторые благоприятные последствия «открытия» Китая Западу. Как отмечает А.В. Гордон, ссылаясь на либерально настроенных поборников модерниза-
6(1) /2014
ционной парадигмы - «Иностранные концессии стали эффективными инструментами распространения современной цивилизации в китайском обществе... Были заложены основы современной системы высшего и среднего образования. Появились первые университеты, до сих пор входящие в число лучших в КНР.» [1, с. 90]. Значение коммунистической революции в модернизационной парадигме трудно переоценить, в различные периоды китайской истории оно также подвергалось пересмотру и различному толкованию. В настоящее время укрепилась тенденция представления революции как этапа более общего процесса модернизации.
Основополагающей моделью модернизации стала советская модель, которая впоследствии оказала влияние на становление теории новой демократии Мао, и теории социализма с китайской спецификой Дэна.
На начальном этапе строительства социалистического государства предполагался достаточно длительный период восстановления и упорядочения народного хозяйства, осуществления социально-экономических преобразований. В ряде выступлений в 1949 г. Мао провозгласил новую политическую и экономическую программу действий, разработанную теоретиками Компартии, и названную концепцией «новой демократии». Управление страной перейдет в руки коалиционного правительства в составе представителей рабочего класса, крестьянства и национальной буржуазии. Все важнейшие отрасли промышленности будут национализированы, но все другие формы капиталистического производства не претерпят никаких изменений. Основными задачами на пути становления экономической основы социализма стали индустриализация Китая и коллективизация сельского хозяйства. «Сущность платформы «новой демократии» была сформулирована как диктуемая специфическими условиями Китая необходимость длительного сосуществования различных классов китайского общества для мобилизации всех активных факторов на достижение экономического прогресса в стране» [2, с. 60].
Указывая на утопичность построения социализма на развалинах полуфеодального и полуколониального общества без использования многоукладных хозяйственных структур, без развития национальной научной, массовой культуры, без раскрепощения и развития личности у сотен миллионов людей, Мао Цзэдун в политическом отчете ЦК КПК 7-му съезду КПК подчеркивал продолжительный характер периода борьбы за демократизацию и развитие капитализма, указывал на недопустимость стремления
«одним махом перескочить в социалистическое общество». Был взят курс на сотрудничество с национальной буржуазией, на укрепление связей с представителями различных классов, политических партий и национальностей страны. Следование этой стратегии означало бы по существу попытку найти специфический, национальный путь развития, отличный от того, по которому пошел Китай после 1949 г.
После 1978 г. осуществляется переход к более взвешенной и рациональной политике, которая получает название «политика реформ и открытости». Опыт почти тридцати лет реформ показал: благодаря критическому переосмыслению исторического опыта построения социализма в КНР удалось обеспечить начало поступательного развития. А.В. Виноградов в своей работе о модернизации Китая пишет: «С середины 1985 г. стали появляться публикации, в которых указывалось, что со времени смерти К. Маркса в обществе произошли глубокие изменения и "некоторые выводы Маркса были отброшены новой практикой", в их числе вывод о зрелости внутренних противоречий капитализма и победе социализма. Для преодоления этих недостатков предлагалось новые тенденции развития человечества сделать основой новых теоретических обобщений» [3]. И такой теоретико-методологической основой модернизации становится «теория строительства социализма с китайской спецификой».
В теории социализма большое внимание отводилось осознанию главного противоречия в обществе. При Мао главным в Китае считалось классовое противоречие (от его правильного решения зависела победа революции и создание основных институтов социализма). Третий пленум ЦК КПК 11 -го созыва в декабре 1978 г. принял историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установке на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр партийной работы перенести на осуществление модернизации.
Позже в условиях начальной стадии социализма классовое противоречие отходит в сторону и заменяется другим главным противоречием - «между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством». Разрешение данного противоречия предполагает развитие общественного производства путем проведения курса «реформ и открытости». Данный курс в сущности своей означал необходимость модернизации в экономической и политической сферах. Во главу угла был поставлен прагматизм и
соединение истин марксизма с китайской спецификой. Национальная специфика Китая - это проблема большого количества населения страны, равно как и то, что на момент начала реформ 80% населения проживало в деревнях. Традиционно всем известно, что постоянно растущее количество населения Китая порождает и огромные проблемы. Но, с другой стороны, население - это и самое большое стратегическое богатство страны, ее активные трудовые ресурсы.
В проведении политических преобразований сельское хозяйство было поставлено на первое место, аграрная реформа осуществила переход от народных коммун с колхозной формой собственности на землю к семейному подряду с правом пожизненного владения землей [4, с. 90].
Реформа фактически началась не с формально принятых решений Ш-им Пленумом 1978 г., а, пожалуй, с массового выступления крестьян и крестьянского договора в 1978 г. в местечке Фэньян провинции Аньхой. Дело в том, что изголодавшиеся крестьяне, не желая более сносить голод, заявили о своем полном неповиновении властям. Это был не просто протест измученных нуждой и голодом людей. Крестьяне распустили коммуну и разделили землю между дворами. Каждый крестьянский двор взял на себя обязательства по сдаче зерна государству и отказывался обращаться за материальной помощью к властным органам. С точки зрения китайского законодательства неповиновение властям есть преступление, по которому руководители крестьян карались смертным приговором. Но события в Аньхое никто не разглашал, и власти смогли наблюдать за осуществлением преобразований. Дэн Сяопин увидел в действиях своих земляков прообраз будущих земельных реформ. Вполне можно считать, что «инициатива народа» была поддержана лидерами китайской власти. Заслуга лидеров реформ состоит в способности направить реформаторский процесс в контролируемое русло. В Китае впервые «постановления партии» издавались не вопреки мнению, а по желанию крестьянских масс. В этом заключался «демократизм» реформы и ее успех. Успех реформ в Китае начался с земли, с либерализации китайской сельской жизни и сельской экономики [3].
В конце XX в. понятие модернизация (кит. ЩШЬ) для китайского общества носило больше экономический смысл. На уровне государства основной задачей было развитие производительных сил, а для простого китайца модернизация означала - возможность приобрести велосипед, холодильник, телевизор и т.д.
Однако ученые, занимающиеся проблемами развития, четко осознают, что модернизация не ограничивается только инновациями в научно-технической сфере. Более важными нам представляются изменения в более глубоких слоях культуры, включая систему ценностей, способ мышления. Под влиянием модернизации складывается новый способ мышления, основанный на новых знаниях, новых идеях, новых теориях. Новые знания и идеи способствовали развитию производительных сил и в целом социальному прогрессу. Модернизация в Китае требует постоянного обновления в экономике, политике, науке и т.д. Это инновационный процесс, но он находится в зависимости от процесса обновления духовной культуры, психологии народа.
Уже на рубеже веков Цзян Цзэминь сделал акцент на то, чтобы на основе всестороннего развития экономики, духовной культуры, демократии, прийти к устойчивому и согласованному развитию экономики, общества и человека, прогрессу материальной и духовной культуры.
В XXI в. актуальной становится проблема смены системы ценностных приоритетов в стратегии развития. Если в прошлом веке приоритетным было развитие экономики, то в настоящее время поставлена цель построения гармоничного общества (hexie shehui), которая подразумевает гармонию между обществом и природой, человеком и обществом, человеком и другими людьми, и наконец, между человеком и его внутренним миром. Концепция гармоничного общества во многом опирается на социальные идеалы традиционной духовной культуры Китая, на гуманитарное наследие конфуцианства, даосизма и буддизма.
Одним из результатов обращения к традиционной духовной культуре, и одновременно новым этапом китаизации марксизма является концепция «Человек - основа». Освобождение человека является коренной задачей и конечной целью философии Маркса. Как пишут китайские ученые: «В конце концов, целью социалистической реформы является освобождение человека. Прямая цель - это освобождение и развитие творческих сил, а конечная состоит в стимулировании свободного и всестороннего развития человека. Развитие человека означает осуществление модернизации человека, то есть превращение простого человека в "нового", отвечающего требованиям времени и способного использовать достижения современной цивилизации человечества. Без передовой социальной системы, без всеобщего прогресса общества не могло быть и речи о всестороннем развитии человеческой свободы» [5]. В настоящее время -
6(1) /2014
экономические проблемы все больше уступают место нравственным и духовным. Развитие общества создает условия для развития личности, и, наоборот, совершенствование человека является необходимым условием социального прогресса. На основе этой взаимосвязи создается специфическая система ценностей, в которой развитие человека - цель, а развитие общества -средство. Поэтому проблему модернизации необходимо рассматривать во взаимосвязи с проблемой человека.
В 2003 г. была принята «научная программа развития» (другой перевод «научный взгляд на развитие») - это концепция всестороннего, согласованного, устойчивого развития. Научный взгляд на развитие обращает внимание на необходимость координации внутреннего развития и внешней открытости. Данный тезис является более современной наработкой, в более ранних концепциях развития еще не появлялся. Однако, в связи с тем, что в XXI в. начинается новый этап модернизации общества, складывается новая ситуация и новые проблемы в сфере международных отношений.
Научная программа развития диалектически отрицает западный путь развития, а также позицию тех западных теорий модернизации, которые ставят во главу угла экономику. Программа призвана разрешить основные проблемы китайского общества путем следования принципу «Пяти единых согласований» (другой перевод «пяти единых планирований»), включающего: согласованное развитие города и деревни, согласованное развитие западных и восточных регионов, согласованное развитие экономики и общества, координация внутреннего развития и внешней открытости, гармония между человеком и природой.
Однако те разрывы, которые призвана уменьшить вышеупомянутая программа, все еще велики. За десять лет, прошедшие после ее принятия, проблемы китайской деревни остаются все еще очень острыми. Так, в 2011 г. средний уровень доходов городских жителей составил 21 810 юаней в год (или 3635 ам. долл.), а сельских жителей - 6 977 юаней в год (1163 ам. долл.), разрыв в доходах городских и сельских жителей все еще велик [6]. В стране не прекращаются акции протеста, забастовки, волнения, демонстрации. Причиной социальной напряженности являются процессы изъятия крестьянских земель для государственных нужд; проблемы экологического характера, возникающие в результате строительства новых потенциально опасных производств; коррупция партийно-государственного аппарата. Обо всем этом не-
мало говорилось на XVIII съезде КПК. В качестве решения были предложены следующие меры: создание новой модели экономики, ориентированной на повышение внутреннего спроса, реформа системы распределения доходов, усиление борьбы с коррупцией и т.д.
Новой теоретической конструкцией, предложенной Си Цзинпином, считают идею «китайской мечты». «По мысли Си Цзиньпина, китайская мечта - это квинтэссенция многовековых мыслей и чаяний китайского народа о построении справедливого общества, общества, в котором граждане страны будут жить в достатке, а также о месте Китая на мировой арене, которое бы соответствовало достигнутым этим государством успехах в экономике и политике и отражало бы существенно возросшую военную мощь» [7]. В целом решения последнего съезда КПК (2013 г.) явились последовательным продолжением курса, избранного еще в 2002 г. Плавное движение в русле модернизации сочетается с постоянным поиском новых решений.
Таким образом, мы видим как идеи, выдвигавшиеся в различные периоды модернизации китайского общества (такие как сяокан, гармоничное общество, научный взгляд на развитие) становятся взаимовлияющими и взаимодополняющими. Как китайское общество на каждом витке модернизации становится все менее и менее традиционным, происходит движение: от закрытости к открытости, от устойчивости к изменчивости. Немалое значение в развитии общества, в сохранении социальной стабильности играют традиционные для Китая взгляды на природу, человека и дух как нечто целое, объединенное сложной системой взаимосвязей, стремление к гармонии и единству. Но древние концепции и идеи дополняются новым содержанием, приспосабливаются к требованиям современности.
Литература
1. Гордон А.В. КНР: утверждение модернизационной парадигмы // Политическая наука. - 2012. - №2. -С.88-106.
2. Пивоварова Э.П., Титаренко, М.Л. Генезис теории социализма с китайской спецификой // Китай на пути модернизации и реформ. - М.: Восточная литература, 1999.
3. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: социально-политические и социокультурные аспекты: ав-тореф. дис. ... д. полит. н. - М, 2006.
4. Малевич И.А. Внимание, Китай. - М.: ХарвестАСТ, 2001.
5. Ван Шаосинь, Цзян Сяоюнь. Социализм с китайским лицом // Обозреватель. - 2003. - №11 // [Электронный ресурс] - URL: http://www.rau.su/observer/N11_2003/ 11_12.htm. (дата обращения: 23.11.2012).
Н.В. Меднис. «Третий возраст» в философских и религиозных традициях Востока и Запада
6. Баженов Е.С. Развитие населения Китая: новые аспекты по итогам XVIII съезда КПК (повышение жизненного уровня и борьба с бедностью на пути построения общества «малого благоденствия») / 18 съезд КПК: новые задачи и перспективы развития / Официальный сайт Института дальнего Востока РАН // [Электронный ресурс] - URL: http://www.ifes-ras.ru/announce/685-18-sezd-kpk-novye-zada chi-i-perspektivy-razvitiya. (дата обращения: 25.03.14).
7. Куприянов Т. Китайская мечта / Чита.ги - городской портал. [Электронный ресурс] - URL: http://review. chita.ru/48058/. (дата обращения: 25.03.14).
Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Balchindorzhieva Oyuna Bairovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Burayt State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 159.22.63 © Н.В. Меднис
«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» В ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ ВОСТОКА И ЗАПАДА
В статье рассматриваются проблемы старения общества и их решение в религиозных и философских традициях Востока и Запада.
Ключевые слова: философия, геронтология, религия.
N.V. Mednis
THE «THIRD AGE» IN PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS TRADITIONS OF EAST AND WEST
The article discusses the challenges of aging society and their solution in religious and philosophical traditions of East and West.
Keywords: philosophy, gerontology, religion.
В современном мире осознание идивидом себя как личности невозможно без уточнения, кем он является по сути: родителем, создающим мир для потомков, либо ребенком, сражающимся с этим миром. Социальная защищенность европейца сыграла с ним злую шутку - большинство до последних дней ощущают себя не созидателями, а, скорее, пользователями благ, которые им обязан предоставить «родитель» - общество. Нежелание «взрослеть», всю жизнь воспринимать себя «молодым», за которым стоит старшее поколение, а отсюда и право на ошибку и эгоизм молодости - ментальность европеизированной части населения. Даже моралист Лабрюйер более 400 лет назад считал, что смерть, предупреждающая дряхлость, является более кстати, чем смерть оканчивающая собою дряхлость. Сейчас, если задать вопрос 20-ти летнему, как он собирается жить после 50, то, к сожалению, не так уж и редок ответ, что лучше и не дожить. Осознание себя в «третьем возрасте», то есть имеющим внуков, - вообще трудноусвояемо для современного представителя «золотого миллиарда». Престижно быть в сорок «молодыми родителями», недавно родившими первенца. Это подразумевает осознанность поступка, материальную обеспеченность и вместе с тем психологическую молодость, в отличие от тех, кто в этом возрасте уже имеет внуков.
Ученые считают, что в большинстве случаев социальное старение происходит гораздо раньше физического.
Независимо от происхождения и вероисповедания каждому предстоит готовиться к тому, что его жизненная позиция будет одной из четырех, описанных геронтопсихологами:
1. Конструктивная. Люди с такой позицией не боятся дряхления и умирания, активны, настроены на помощь другим.
2. Зависимая. Характерна для людей, неуверенных в себе. Старея, ищут помощи и, не получая, чувствуют себя обиженными.
3. Защитная. Человек категорически не принимает свое старение, отгораживается от общества, чтобы себя «не выдать» в сравнении с более молодыми.
4. Враждебная. Недовольство окружающим миром, нереализация амбиций; люди чувствуют себя одинокими и ненужными и считают жизнь неудавшейся [6, с. 250].
Надо отметить, что первый тип, как правило, имеет место в больших семьях, живущих недалеко от старших, что характерно для восточного образа жизни, где успех жизненного пути измеряется количеством потомков. Остальные типы достаточно распространены в европейском мире, несмотря на социальную защищенность и наличие обеспеченных детей и внуков.