Научная статья на тему '«Китайский путь» - путь социализма с китайской спецификой'

«Китайский путь» - путь социализма с китайской спецификой Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8992
908
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
"КИТАЙСКИЙ ПУТЬ" / СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / CHINESE PATH / SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS / MODERNIZATION / TRANSFORMATION OF CHINESE CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сун Лэй

В статье рассматривается «Китайский путь» путь социализма с китайской спецификой. Показано, что социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране: партия уделяет основное внимание экономическому строительству, придерживается 4 коренных принципов, курса реформ и открытости. «Китайский путь» освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма. Он поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа, и в целом создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHINESE PATH - THE PATH OF SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS

The article considers the Chinese path the path of socialism with Chinese characteristics. The author shows that socialism with Chinese characteristics under the leadership of the CPC determines the state of affairs in the country, focusing on economic construction, adheres to four fundamental principles, the course of reforms and openness. It liberates and develops productive forces, creates the socialist market economy, the socialist democracy, the progressive socialist culture, the harmonious socialist society, the ecological culture of socialism, encourages the all-round development of man, gradually realizes the common welfare of the whole people, and creates the prosperous, democratic, harmonious modern socialist state.

Текст научной работы на тему ««Китайский путь» - путь социализма с китайской спецификой»

Зарубежный опыт

УДК 304.44

Сун Лэй — кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института марксизма, Пекинский политехнический институт (100081, Китай, г. Пекин, ул. Южная Чжунгуаньцунь, 5; 759220970@qq.com)

«КИТАЙСКИЙ ПУТЬ» - ПУТЬ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ1

Аннотация. В статье рассматривается «Китайский путь»- путь социализма с китайской спецификой. Показано, что социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране: партия уделяет основное внимание экономическому строительству, придерживается 4 коренных принципов, курса реформ и открытости. «Китайский путь» освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма. Он поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа и в целом создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство. Ключевые слова: «Китайский путь», социализм с китайской спецификой, модернизация, трансформация китайской цивилизации

Лу^итайский путь», путь социализма с китайской спецификой, является «^^результатом успеха 90 лет принципиальной борьбы, созидания и накапливания сил партии и народа. Китай не пошел по пути изоляции страны, не избрал порочный путь смены курса, он пошел по новому, китайскому пути. XVII съезд партии дал полноценное научное определение этого направления: «...социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране, уделяя основное внимание экономическому строительству, придерживается четырех коренных принципов, курса реформ и открытости. Он освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма, поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа, создает зажиточное, демократическое, гармоничное современное социалистическое государство». Главная задача строительства социализма с китайской спецификой в том, чтобы «реализовать социалистическую модернизацию и великое возрождение китайской нации».

Путь социализма с китайской спецификой является результатом реализации курса реформ и открытости на протяжении 30 лет, 60 лет упорного поиска после создания КНР, итогом более чем 170-летнего периода Новой истории развития китайской нации, результатом развития цивилизации китайского народа в течение 5 000 лет2.

Социализм с китайской спецификой: истинный маршрут цивилизационного

строительства

Развитие социализма с китайской спецификой осуществляется в основном благодаря реформированию и трансформации культуры, ведь в этом и заключа-

1 Данная статья является промежуточным результатом реализации проекта № 17YJС710072 гуманитарно-социального исследования молодежного фонда Министерства образования КНР «Исследование теории и практики нравственного воспитания в период СССР (1917- 1956)» и проекта № 17КЛС015 пекинского исследования социальных наук молодежного фонда «Идея генсека ЦК КПК Си Цзиньпина о государственном управлении в оценке русских ученых».

2 Заключительная речь Си Цзиньпина на церемонии закрытия съезда ВСНП 17 марта 2013 г. -Жэньминь Жибао. 2013. 18 марта.

ется суть цивилизации. «Китайский путь» появляется на стыке западной капиталистической культуры и китайской традиционной культуры, в основе которой -конфуцианская культура. Но он связан и с европейским марксизмом, советским ленинизмом, стремлением китайского народа к освобождению и независимости, к созданию мощного государства и благосостоянию народа. Следовательно, речь идет о нескольких системах взаимоотношений: Китай - Запад, Китай - «третий мир», социализм - капитализм, китайская традиция - модернизация.

В 1840 г. китайская традиционная культура столкнулась с западной капиталистической культурой; в процессе противостояния она терпела одну неудачу за другой. После поражения Синьхайской революции, особенно в период движения за новую культуру, передовые интеллектуалы Китая пытались, используя западную науку и демократические идеи, провести реформу китайской традиционной культуры, отбросив ее феодальные элементы и реформируя элементы, совпадающие с современными научными и демократическими идеями. Китайский народ, переосмысливая и впитывая в себя разнообразные западные социально-политические течения, в конце концов остановил свой выбор на наиболее прогрессивном направлении - марксизме-ленинизме. Широкое распространение марксизма-ленинизма способствовало становлению Коммунистической партии Китая, которая уделяла большое внимание культурному строительству. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» выдвинул концепцию строительства антиимпериалистической, антифеодальной национальной научной и массовой культуры. Китай вступил в эпоху всестороннего строительства социализма.

Каким же образом КПК, находясь в авангарде политической и культурной жизни, могла управлять диалектическими связями между китайской традиционной культурой и мировой современной культурой?

Во-первых, это связано с восприятием марксизма в Китае. В.И. Ленин говорил: «...вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила» [Ленин 1995: 309]. КПК, придерживаясь теории марксизма, творчески «использует его в соответствии с китайскими особенностями, .позволяет этим идеям воплощаться в Китае, при этом каждое проявление должно иметь китайские черты» [Мао Цзэдун 1991: 534]. Партия сформулировала 2 проявления китаизации марксизма при осуществлении китайской революции, курса реформ и открытости: это теоретическая система маоизма и социализм с китайской спецификой1.

Во-вторых, это связано с восприятием западной культуры в Китае. После 1840 г. Китаю было необходимо бросить вызов западной цивилизации, он должен был осмыслить западный опыт и пойти по своему пути - пути китайской модернизации. Но в то время, «если бы захотели найти в китайской традиции достаточные духовные ресурсы, развить ее движущую силу, чтобы спасти Китай, вероятность этого была бы очень мала» [Ду Вэймин 1997: 317]. Китайская традиционная цивилизация не была той единственной силой, которая могла помочь Китаю завершить трансформацию в сторону современной цивилизации. Люди стали невольно обращать внимание на разнообразные идеологические течения Запада, например либерализм, утопический социализм, национализм, сциентизм, практицизм, позитивизм, анархизм. Содержащиеся в этих идеях позитивные компоненты понемногу усваивались. Тогда интеллигенция и политическая элита выдвинули концепцию «сохранения корпуса китайских ценностей при адаптации западной культуры». «Корпус китайской традиционной культуры» должен иметь «китайское для Китая» в качестве ядра и при этом адаптировать западные учения для расширения духовного богатства Китая.

1 Чэнь Чжэнькай. Столетие Синьхайской революции: великое идеологическое освобождение: «Китайский путь» добился мирового признания. - Жэньминь Жибао Интернэшнл. 2011. 30 сент.

На протяжении более 170 лет шел мучительный поиск формулы отношений между «корпусом» и «адаптацией». Путь модернизации, созданный социализмом с китайской спецификой, есть сочетание «нового корпуса» китайской традиционной цивилизации и «новой адаптации» западной рыночной экономики. Китайская модернизация не может следовать по западному маршруту модернизации, однако на протяжении длительного времени процесс китайской модернизации в той или иной степени, осознанно или неосознанно, использовал западную модель модернизации в качестве системы координат, постоянно преследуя цель социалистической модернизации.

В-третьих, это связано с восприятием китайской традиционной культуры. Никто не спорит, что китайской традиционной культуре необходима модернизация. Сохраняя «корпус китайских ценностей», необходимо придерживаться 3 принципов, а именно: искоренять феодальную закрытость китайской традиционной культуры и поощрять ее современный характер; бороться с косностью традиционной культуры и поощрять созидательность; преодолевать ее оторванность от реальности и поощрять практичность. Начиная с курса реформ и открытости, Коммунистическая партия Китая в основном следовала этим 3 принципам в отношении традиционной культуры. К примеру, Дэн Сяопин выдвигал идею «малого благоденствия», Цзян Цзэминь выдвигал идею «нравственного управления», Ху Цзиньтао - идею «гармоничного общества» и «гармоничного мира». Си Цзиньпин на XVIII съезде партии выдвинул идею «китайской мечты». Все эти инновации основаны на идеях марксизма, впитали в себя позитивные элементы, которые способствуют развитию человечества, показывают тенденцию трансформации китайской цивилизации в сторону сближения регионального и глобального.

Например, система главных ценностей всесторонне олицетворяет «дух марксизма, адаптацию западного при сохранении китайских ценностей». На уровне отдельного человека выдвинуты понятия «патриотизма, преданности работе, добросовестности и дружбы», на уровне всего общества - понятия «свободы, равенства, справедливости и верховенства права», на уровне государства - понятия «мощи, демократии, цивилизации и гармонии». Таким образом, традиционные китайские культурные ценности «нравственного совершенствования», «порядка в доме» и «управления государством», которые заложены в каждом человеке, семье и государстве, выходят на уровень глобальных ценностей человечества. Эти 24 иероглифа на атласе общих человеческих ценностей успешно интегрируют «традиционный Китай», «современный Китай» и «глобальный Китай» в системе «три в одном». Си Цзиньпин, выступая 17 февраля 2014 г. на 3-м пленуме XVIII съезда, подчеркнул: «Необходимо развивать государственную систему управления и модернизацию потенциала управления, культивировать систему социалистических ценностей и общечеловеческих ценностей, ускоренно создавать особую систему ценностей с китайской и национальной спецификой. <...> Необходимо распространять результаты современной инновационной китайской культуры, которая продолжает устои традиционной китайской культуры и развивает дух времени, а также помогает становлению нашего государства». Он также отметил: «Только помня о прошлом, можно прокладывать дорогу в будущее, только перенимая наследие, можно создать что-то инновационное. Отбрасывание же традиций, потеря корней подобны перерубанию духовных артерий»1.

Путь социализма с китайской спецификой, с одной стороны, показывает, что нет «универсальной мировой цивилизации». С другой - мы видим, что КПК, успешно завершив путь «революционного строительства государства»

1 Си Цзиньпин. Совершенствовать и развивать строй социализма с китайской спецификой, развивать систему управления государства и управленческий потенциал. - Жэньминь Жибао. 2014. 18 февр.

с китайской спецификой, приблизилась к завершению пути специфического экономического становления государства. В течение 30 лет экономического процветания во время курса реформ и открытости Китай отстал в осуществлении цивилизационного строительства. ВВП возрос, однако нравственность упала, идеалы были утрачены, ценности потеряны, экология ухудшилась. Государство, у которого потеряна цивилизационная составляющая, не может реально возвыситься.

После XVIII съезда стратегия КПК по управлению государством трансформируется от «экономического становления государства» к «цивилизационному становлению государства». Этот взгляд переустанавливает цели развития Китая и его отношения с миром. «Пройденные 90 ли из пути в 100 ли составляют лишь половину»: настало время для всестороннего прорыва курса реформ и открытости. 3-й пленум ЦК КПК выдвинул 330 рекомендательных мер в 15 областях, в которых существуют различные проблемы и подводные камни. В результате социализм с китайской спецификой вышел на новый уровень развития.

Иной путь модернизации возможен и осуществим

Начиная с времен опиумных войн, великое возрождение китайской нации стало лейтмотивом развития Китая. У возрождения две цели: одна - благосостояние, вторая - цивилизация. Благосостояние - есть базис и структура цивилизации; цивилизация - это одновременно и исток, и конечная цель благосостояния. Если нет цивилизации, то рост благосостояния только ведет в тупик.

В мире, который управляется развитыми капиталистическими государствами Запада, у Китая нет возможности пойти по этому пути, чтобы стать развитым государством. Путь империализма также является тупиковым. Достаточно вспомнить, что говорил американский президент Обама о возвышении Китая. В 2010 г., выступая в Австралии, он отметил, что «если Китай будет развиваться по той же модели, что и Америка и Австралия, то это будет катастрофой для всего мира, этого не выдержит наша планета, Китай должен развиваться по иной модели» [Ян Ин, Ван Сяоцян 2012]. То есть, это означает: «вы, развивающиеся государства, должны выбрать другой формат жизни, который бы гарантировал, что наш западный формат жизни не ухудшится».

Китай не пойдет по пути западной модернизации, которая основывалась на эксплуатации и захвате, колонизации и войнах. Этот путь залит кровью и наполнен злодеяниями. Китайский социализм заложил основу для осуществления китайской модели модернизации. Он вовсе не продолжает «советскую модель», успешно избегает влияния теорий «зависимости», «центризма», «вестернизации» и прочих идей, которые использует капитализм. Социализм с китайской спецификой развивается самостоятельно, он приобщается к мировому сообществу, ориентируется на будущее и шаг за шагом ищет то, что подходит китайским реалиям. Кроме того, он следует историческому течению социализма с китайской спецификой, творчески подходит к ошибкам и неудачам, которые возникают на пути китайской модернизации, успешно преодолевает сложности [Шэнь Юньсо 2007: 418].

Этот выбор обусловлен непрестанным поиском и глубокими исследованиями. В 1954 г. I съезд ВСНП выдвинул идею «четырех модернизаций». В 1958 г. «большой скачок» заставил нашу экономику «скакнуть», но не продвинул ее вперед. В 1975 г. IV съезд ВСНП снова выдвинул концепцию осуществления «четырех модернизаций» в конце XX в. В 1978 г. 3-й пленум 11-го созыва постановил сместить фокус партийной работы на строительство социалистической модернизации. С этого момента Китай встал на путь модернизации по модели социализма с китайской спецификой. Если бы не было 30 лет опыта до начала курса реформ

и открытости, то КПК продолжала бы блуждать в потемках при осуществлении модернизации.

Есть ученые, которые рассматривают путь модернизации через социализм с китайской спецификой как «способ человечества отделаться от оков неолиберализма и изобрести другое практическое руководство для мира» [Ван Цзяньцзюнь 2013]. Это неплохое определение. Так, при анализе опыта латиноамериканских государств становится понятным, что путь модернизации под эгидой неолиберализма - это путь, навязанный Западом.

Необходимость исторического выбора марксизма в качестве руководящей теории для трансформации Китая в сторону модернизации и возрождения китайской нации бесспорна; при его реализации раскрывается незападный и превосходящий его социалистический путь модернизации. Китай стоит на принципах приоритета внутренних потребностей самого государства, что выявляет особенности его пути: 1) отличие способов его развития от западных; 2) учет недостатков западной модернизации.

Итак, можно сказать, что после долгих исканий Китай нашел подходящий китайским условиям путь социализма с китайской спецификой. Под руководством КПК страна сможет справиться со всеми трудностями, будет делать все новые успехи и, наконец, осуществит возрождение китайской нации в условиях социалистической модернизации.

Заключение

XVIII съезд КПК сформулировал всесторонний план строительства социалистической экоцивилизации, которая содержит китайский цивилизационный ген. Экоцивилизация является формой трансформации индустриальной культуры, которую Китай предлагает всему миру, зашедшему в тупик. Новое руководство Китая последовательно ведет страну к «новому этапу социалистической экоцивилизации». Улучшение жизненного уровня населения, регулирование структуры экономики, изменение системы оценки кадров по уровню ВВП, увеличение строгости штрафов и контроль загрязнения окружающей среды заводами, усиление защиты окружающей среды и прочие законы, затрагивающие экоцивилизацию, уже действуют. Социалистическая экоцивилизация является важной составляющей социалистического пути. Она создает прекрасный Китай, где «синее небо, зеленая трава и чистая вода», демонстрирует человечеству новый цивилизационный путь поступательного развития [Неизбежность эпохи. 2013].

Таким образом, путь социализма с китайской спецификой не только дает миру новый формат развития, но и новую форму цивилизации.

18 октября 2017 г. в Пекине в Доме народных собраний открылся XIX съезд КПК. В его повестке - идея генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. В частности, было сказано, что КПК выступила с великим призывом идти собственным путем и построить социализм с китайской спецификой. С тех пор КПК стимулировала выход Китая в мировые лидеры в области экономического и научно-технического потенциала, а также оборонной и совокупной мощи государства, подняла международный статус Китая на небывалую высоту. Со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху сделано немало. Решена проблема обеспечения миллиардного населения питанием и одеждой, в целом реализована цель построения общества среднего достатка. В недалеком будущем среднеза-житочное общество будет полностью построено, несмотря на имеющиеся сложности.

Было также отмечено, что со времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху противоречие между постоянно растущей потребно-

стью народа в достойной жизни и неправомерностью неполноты развития стало основным противоречием китайского общества.

Список литературы

Ван Цзяньцзюнь 2013. Третий пленум 18 созыва открыл новые горизонты для китайского пути. - Еженедельный новостной журнал Ляован. 11 ноября.

Ду Вэймин 1997. Современная мораль и конфуцианские традиции. Шанхай: Изд-во Саньлянь.

Ленин В.И. 1995. Собрание сочинений. Т. 2. Пекин: Народное издательство.

Мао Цзэдун. 1991. Избранные сочинения. Т. 2. Пекин: Народное издательство.

Неизбежность эпохи «Китайского пути»: исследование Центра теоретической системы социализма с китайской спецификой, Центральная партийная школа. 2013. - Цюйши. № 20.

Шэнь Юньсо. 2007. Теория китайского формата. Пекин: Народное издательство.

Ян Ин, Ван Сяоцян. 2012. Дэн Интао: модернизация для большинства. -Типография Гонконга. № 1.

Song Lei, Cand Sci. (Ped.), Senior Lecturer, School of Marxism, Beijing Polytechnic Institute (5 Zhongguanchun nan St, Beijing, China, 100081; 759220970@qq.com)

THE CHINESE PATH - THE PATH OF SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS

Abstract. The article considers the Chinese path - the path of socialism with Chinese characteristics. The author shows that socialism with Chinese characteristics under the leadership of the CPC determines the state of affairs in the country, focusing on economic construction, adheres to four fundamental principles and to the course of reforms and openness. It liberates and develops productive forces, creates the socialist market economy, the socialist democracy, the progressive socialist culture, the harmonious socialist society, the ecological culture of socialism, encourages the all-round development of man, gradually realizes the common welfare of the whole people, and creates the prosperous, democratic, harmonious modern socialist state. Keywords: Chinese path, socialism with Chinese characteristics, modernization, transformation of Chinese civilization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.