Научная статья на тему 'РАЗМЫШЛЕНИЯ О КИТАЙСКОМ ПУТИ В КОНТЕКСТЕ СТОЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.'

РАЗМЫШЛЕНИЯ О КИТАЙСКОМ ПУТИ В КОНТЕКСТЕ СТОЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
421
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. / OCTOBER REVOLUTION OF 1917 / КИТАЙ / КИТАЙСКИЙ ПУТЬ / CHINESE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжан Цзяньжун

Русская Октябрьская революция 1917 г. сыграла важную роль в истории китайской революции. Именно под влиянием Октябрьской революции китайская революция встала на путь развития социализма. Практика китайской революции показала, что вектор социалистической модернизации, обозначенный Октябрьской революцией, вполне соответствует потребностям развития китайского общества. Сегодня развитие Китая не сойдет с этого пути, за который боролась и борется Коммунистическая партия Китая, несмотря на кровь и жертвы. Вместе с тем страна не отказывается от обновления теории и практики социалистической модернизации, которая в Китае характеризуется политической, экономической, культурной и идеологической особенностями. Путь социализма с китайской спецификой это путь, на который вышел китайский народ на практике реформы и открытости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REflECTIONS ON THE CHINESE PATH IN THE CONTEXT OF THE CENTEN-NIAL OF THE RUSSIAN REVOLUTION OF 1917

Russia’s October revolution of 1917 was of great importance in the history of the Chinese revolution. It was under the influence of the October revolution that the Chinese revolution took the path of socialism. The practice of the Chinese revolution has shown that the vector of socialist modernization designated by the October revolution is consistent with the development needs of Chinese society. Today, China’s development will not stray from this path, for which the Communist party of China fought and fights, despite blood and sacrifice. At the same time, the country does not refuse to renew the theory and practice of socialist modernization, which in China is characterized by political, economic, cultural and ideological features. The path of socialism with Chinese specifics is the path that the Chinese people embarked on in the practice of reform and openness.

Текст научной работы на тему «РАЗМЫШЛЕНИЯ О КИТАЙСКОМ ПУТИ В КОНТЕКСТЕ СТОЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 6

Чжан Цзяньжун,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований Шанхайской Академии общественных наук (Китай, Шанхай), e-mail: [email protected]

РАЗМЫШЛЕНИЯ О КИТАЙСКОМ ПУТИ В КОНТЕКСТЕ СТОЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

Русская Октябрьская революция 1917 г. сыграла важную роль в истории китайской революции. Именно под влиянием Октябрьской революции китайская революция встала на путь развития социализма. Практика китайской революции показала, что вектор социалистической модернизации, обозначенный Октябрьской революцией, вполне соответствует потребностям развития китайского общества. Сегодня развитие Китая не сойдет с этого пути, за который боролась и борется Коммунистическая партия Китая, несмотря на кровь и жертвы. Вместе с тем страна не отказывается от обновления теории и практики социалистической модернизации, которая в Китае характеризуется политической, экономической, культурной и идеологической особенностями. Путь социализма с китайской спецификой — это путь, на который вышел китайский народ на практике реформы и открытости.

Ключевые слова: Октябрьская революция 1917 г., Китай, китайский путь. Zhang Jian Zhong,

Kandidat of Philology, Senior Scholar, Institute of International Studies, Shanghai Academy of Social Sciences (China), e-mail: [email protected]

REFLECTIONS ON THE CHINESE PATH IN THE CONTEXT OF THE CENTENNIAL OF THE RUSSIAN REVOLUTION OF 1917

Russia's October revolution of 1917 was of great importance in the history of the Chinese revolution. It was under the influence of the October revolution that the Chinese revolution took the path of socialism. The practice of the Chinese revolution has shown that the vector of socialist modernization designated by the October revolution is consistent with the development needs of Chinese society. Today, China's development will not stray from this path, for which the Communist party of China fought and fights, despite blood and sacrifice. At the same time, the country does not refuse to renew the theory and practice of socialist modernization, which in China is characterized by political, economic, cultural and ideological

features. The path of socialism with Chinese specifics is the path that the Chinese people embarked on in the practice of reform and openness.

Key words: October revolution of 1917, the Chinese.

В этом году мы отмечаем юбилей — столетие Великой Октябрьской революции в контексте изменяющейся мировой политики и экономики, а также кризиса в системе мирового управления. Это дает нам возможность не только вспомнить события 1917 г., которые изменили судьбу России и мировой истории, но и поразмышлять об уроках последующего исторического развития. Прежде всего, Октябрьская революция открыла эру социалистического строя, который стал альтернативой для существующих политических режимов и послужил идеалом для многих революционеров. Здесь мы должны понимать, что теорию социалистической революции и практику социалистического строительства нельзя воспринимать как догму марксизма и ленинизма, а надо рассматривать ее, исходя из практики развития собственной страны. Основным принципом ленинизма является именно сочетание теории и практики. История показала, что Советский Союз в процессе индустриализации, кооперации сельского хозяйства, модернизации науки и культуры превратился из отсталой сельскохозяйственной страны в могучую сверхдержаву и стал главной силой, разгромившей фашизм во Второй мировой войне. Распад СССР был не только катастрофой геополитики ХХ в., но и мирового социализма. Основной причиной этой катастрофы был не сам «путь» Октябрьской революции, а разногласия внутри КПСС, проявившиеся в идеологических колебаниях и сомнениях, отказе от стержневой идеи развивать страну на основе марксизма и ленинизма. Разрушение идеологии способствовало тому, что партия лишилась поддержки интеллигенции и общества в целом.

Русская Октябрьская революция имела огромное значение в истории китайской революции. «Залпы Октябрьской революции принесли нам марксизм-ленинизм» — это изречение обобщает огромное влияние Октябрьской революции на Китай. Можно сказать, без Октябрьской революции не было бы нового Китая. Именно под водительством Октябрьской революции китайская революция вступила на путь развития социализма. За минувшие 100 лет в мире произошли колоссальные изменения. Существенно изменилось и понимание Октябрьской революции. Одни считают, что социалистическая революция в прошлом, а развитие мирового социализма зашло в тупик, утратив свою перспективу. С подобным мнением и выводами Китай, конечно, не может согласиться.

Практика китайской революции показала, что путь строительства социалистической модернизации, начатый Октябрьской революцией, вполне соответствует потребностям развития китайского общества. Сегодня развитие Китая не отойдет от этого пути, за который боролась и борется Коммунистическая партия Китая (КПК), несмотря на кровь и жертвы, обновление теории и практики данного пути развития Китая.

Опыт Октябрьской революции 1917 г. как предвестник

Китайской социалистической революции

Китай — великая страна, цивилизация которой насчитывает более 5 тыс. лет. Однако при последней императорской династии Китай был полуфеодальной и полуколониальной страной, такой бедной и отсталой, что утратил свой суверенитет и независимость и подвергся унижениям и оскорблениям со стороны иностранных агрессоров. Государство находилось на распутье между суверенитетом, феодальной раздробленностью и колонизацией Японии, между монархией и социализмом. Спустя полвека трудного поиска Китай избрал новую демократию и начал свою новую жизнь. Именно в этом заслуга Октябрьской революции, которая принесла КПК уверенность в победе китайской революции и стала ориентиром для первых китайских марксистов.

Во-первых, Китай научился у Октябрьской революции тому, что экономически и культурно отсталые государства тоже могут воспринять социалистическую идеологию, чтобы встать на путь освобождения и построения социализма. Между Россией и Китаем было много сходств, таких, как феодализм, отсталость от Запада в экономике и культуре. Практика Октябрьской революции показала людям, что недостаточно развитая материальная цивилизация не может стать препятствием для социализма.

Во-вторых, Китай научился у Октябрьской революции борьбе за равноправие против империализма и капитализма, что стало одной из важных причин распространения социалистической идеологии в Китае. В июле 1919 г. советское правительство объявило о возврате Китаю Маньчжурии и других частей, захваченных царским правительством, об отмене всех привилегий русских на территории Китая и т.д. Эта декларация отражала идеи новой российской Конституции: отказ от внешней агрессии и желание «навсегда ликвидировать все акты насилия и несправедливости, совершенные в отношении Китая прежними российскими правительствами совместно с Японией и союзниками»1.

1 Советско-китайские отношения, 1917-1957: Сборник документов / Отв. ред. И.Ф. Курдюков, В.Н. Никифоров, А.С. Перевертайло. М.: Изд-во восточной литературы, 1959. С. 44-45.

В-третьих, Китай научился у Октябрьской революции, во время которой союз рабочих, крестьян и солдат вооруженным путем свергнул буржуазный режим и взял власть в свои руки, истине революции: чтобы решить свою судьбу, надо взять власть в свои руки.

В начале ХХ в. в Китае существовали разные течения: анархизм, синдикализм, гильдейский социализм, социал-демократия, квазисоциалистическая коммуна и т.д. Первым в Китае поднял знамя марксизма Ли Дачжао, обладавший светлым умом и ясным взглядом. Он отметил, что русская революция открыла новую эру в истории человечества. Китайские передовые интеллигенты в процессе долгих и трудных поисков сделали выбор также в пользу доктрины Маркса. После Октябрьской революции в Китае возникло «Движение 4-го мая», способствовавшее распространению социалистических идей. В рядах первых китайских марксистов были Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Мао Цзэдун, Цай Хэшэнь, Ян Бaoaн, Чжоу Эньлай, Дун Биу, Лин Boцюй, Фу Юйчжан и др. Из них Ли Дачжао, Чэнь Дусю и Мао Цзэдун сыграли существенную роль в создании КПК и организации китайской революции.

При изучении трудов Маркса и Энгельса китайская передовая молодежь начала уделять внимание изучению и работ Ленина, обращая внимание на советский опыт. Это оказало огромное положительное влияние на развитие коммунистического движения в Китае. Китайские марксисты решили изменить реальную действительность. В результате китайский народ под руководством КПК победил феодализм, империализм, капитализм и создал новый Китай. После образования Китайской Народной Республики КПК одержала большую победу в социалистическом строительстве, что значительно изменило старый облик Китая. Идя в ногу со временем, КПК вступила в новую эру, осуществляя внешнеэкономическое сотрудничество на основе политики реформ и открытости и стремясь выполнить историческую миссию подъема китайской нации в глобальном мире.

Путь реформы как начало строительства социализма

с китайской спецификой

На протяжении последних 10 лет в международном дискурсе часто звучит выражение «Пекинский консенсус» — китайская модель развития за 38 лет политики реформ и открытости. Если сделать очень краткий экскурс в историю Китая, то можно сказать, что нынешний путь развития Китая является его историческим выбором в условиях колоссальных изменений в процессе трансформации системы мировых отношений.

Как известно, после создания Китайской Народной Республики страна выдержала изоляцию и блокаду со стороны Запада, успешно осуществила индустриализацию, отказавшись от прежнего бедного и отсталого облика, но в то же время допустила общую для всех социалистических стран ошибку, а именно: столкнулась с дефицитом товаров, вызванным плановой экономикой, и хаосом, возникшим от китайской культурной революции. После введения политики реформ и открытости начала постепенно формироваться рыночная экономика, расширялась сфера внешней открытости и смягчались идеологические установки, что стимулировало экономическое развитие, от которого значительно вырос уровень жизни населения и существенно увеличилась совокупная мощь государства. Но вместе с тем стали все более заметными коррупция и социальная несправедливость, усилились социальная дифференциация, противоречия и конфликты, обострились экологические проблемы и проявления моральной деформации общества.

В начале политики реформ и открытости западные ценности и правовые нормы приобрели широкое влияние на китайское общество, в частности на интеллигенцию, что вызвало ряд проблем для органов власти разных уровней. Усиление европеизации китайского общества, во-первых, ведет к утверждению западной идеологии, основанной на таких универсальных ценностях, как свобода, равноправие, демократия, человеколюбие, соблюдение прав человека. Во-вторых, способствует утверждению западного конституционного строя, разделению на три ветви власти, всеобщим выборам, многопартийности, независимости суда, формированию гражданского общества. Наконец, европеизация приведет к новому либерализму, опирающемуся на такие принципы свободной экономики, как частная собственность, свободная торговля, невмешательство государства. Эти идеи получили широкое распространение. Часть интеллигенции выступила за полную европеизацию Китая. Однако большинство настолько же были недовольны властью и существующим строем, насколько сомневались в применимости европейской модели к реалиям Китая. Они опасались ловушек демократии, какие возникли во время Арабской весны. Куда надо идти? По какому пути? Как строить социализм в современное время? Все эти вопросы стоят перед правящей партией Китая и китайской интеллигенцией.

Дэн Сяопин провел тщательный анализ китайского опыта социалистического строительства. Он разделил наши ошибки на две категории: одни повторяют советскую модель, другие (такие, как «большой скачок» и «культурная революция») принадлежат нам самим. Он сказал: «После основания Китайской Народной Республики наши ошибки, в общем-то говоря, в том, что мы неправильно по-

нимали, что такое социализм. Самое главное заключается в том, что мы не придаем значение развитию производительных сил. Поэтому наша страна отстает»2. Во время поездки по городам юга Китая Дэн Сяопин неоднократно говорил: «Без социализма, без реформы и открытости, без развития экономики, без улучшения жизни населения это только приводит в тупик»3.

Проводя реформы, китайские руководители во главе с Дэн Сяопином твердо придерживаются пути социализма с китайской спецификой и следуют принципу: «щупаем камни под ногами, переходя через реку» — осторожно осуществляют структурную перестройку экономики, чтобы заложить прочный фундамент для успеха экономических реформ в Китае. Таким образом, Китай прошел первые этапы рисков преобразования и добился больших успехов. За 38 лет после начала политики реформ и открытости в Китае произошли колоссальные перемены, благодаря которым китайское чудо стало известно во всем вире.

Ныне Китай уже является самым крупным в мире индустриальным производителем, самым крупным экспортером и импортером по объемам торговли и второй по величине мировой экономикой. Он стал важным игроком на международной арене. Пекинский консенсус, китайская модель развития — животрепещущие темы обсуждения в современном мире. В чем сущность китайского пути? По мнению вице-президента Китайской академии общественных наук Ли Шэньмина4, китайский путь, в широком смысле, означает исторический путь, по которому прошли китайская революция, китайское строительство и китайская политика реформ и открытости. В узком смысле китайский путь означает социалистический путь с китайской спецификой. Он состоит из следующих составляющих:

Первое — путь политического развития, основанный на руководящей роли КПК, народной власти и правовом управлении в целом.

Второе — путь экономического развития, предполагающего в основе общественную собственность при многообразии форм собственности и допускающего, что некоторые первыми становятся богатыми с целью осуществить всеобщее процветание.

2

[Цитаты из главных мест выступления Дэн Сяопина в Учане, Шэньчжэне, Чжухае, Шанхае и других городах в период с 18 января по 21 февраля 1992 г.] /АЙ-[Главный конструктор — Дэн Сяопин]

ЩЩ. ЖШ±: Й^АЙ, 2008.

3 Там же.

4 ^ШВД.^Ш.^Ш®. [Ли Шэньмин, Хэ Чэн, Сун Вэйцзя. Шесть пунктов в содержании понятия «Китайского пути»] // Щ^Щ-Щ [Научные консультации]. 2011.

Третье — путь культурного развития, отстаивающего, с одной стороны, основные ценности социализма, основанные на марксизме, а с другой — необходимость учиться друг у друга и перенимать опыт стран с различным общественным строем.

Четвертое — путь постоянных реформ и новаторства, настаивающий на раскрепощении сознания, прагматическом подходе и научном взгляде на развитие.

Пятое — путь открытости, при котором страна должна твердо держаться независимости и самостоятельности, равноправия и взаимовыгоды в экономическом сотрудничестве со всеми странами мира и активно участвовать в глобализации.

Шестое — путь развития гармоничного мира, в котором каждая страна должна защищать свой государственный суверенитет и территориальную целостность, придерживаться политики невмешательства во внутренние дела других стран, выступать за справедливость, против гегемонии и политики силы в различных формах, стоять на мирном развитии, на совместном процветании.

В общем, наши достижения со времени политики реформ и открытости объясняются тем, что Китай следует по пути социализма со своей спецификой. В результате этого страна совершила исторический скачок, открыв новое царство марксизма в Китае и наметив вектор дальнейшего политического развития. Все это имеет важное значение для всего мира.

Китайский путь в свете его основных ценностей

Китайский путь основан на своей идеологии и своих ценностях. В октябре 2006 г. на 6-й сессии 16-го съезда КПК впервые была четко определена система основных ценностей социализма: руководящая идея марксизма, общенациональный идеал социализма с китайской спецификой, патриотизм как основа национального духа, реформы и новаторство как основа духа эпохи, социалистическая концепция чести и позора.

Концепция социализма с китайской спецификой совершенствуется на практике. Она происходит из трех источников, объединенных между собой: теории марксизма-ленинизма, современных достижений западной цивилизации, китайской традиционной культуры. В основе марксизма и ленинизма лежит стремление к справедливости, свободе, разуму, разделению. Лозунгами западной цивилизации являются демократия, свободы и права человека, конституционализм. В китайской традиционной культуре подчеркивается единство морали и политики, гармония между человеком и природой. Понимание основных ценностей социализма с китайской спецификой кратко может быть сформулировано как свобода

и демократия, справедливость и правовое управление, патриотизм и сыновняя почтительность, доброжелательность и праведность, честность и чувство стыда.

На 18-м съезде КПК, состоявшемся в ноябре 2012 г., была изложена система основных ценностей социализма, разделенная на 3 уровня. Система сформирована кратко в таких 24 иероглифах, как зажиточность, могущество, демократия, цивилизация и гармония, свобода, равенство, справедливость и законность, патриотизм, увлеченность своим делом, честность и дружелюбие5.

1. На национальном уровне зажиточность, могущество, демократия, цивилизация и гармония являются целью нашей социалистической модернизации. Под понятием зажиточности, могущества подразумевается народное могущество, национальное материальное богатство, благосостояние и процветание. Демократия — идеал человеческого общества. Мы стремимся к народной демократии, основанной на власти народа. Цивилизация является важной характеристикой социального прогресса и современной социалистической страны. Гармония — это основная идея китайской традиционной культуры. Она гарантирует мир, стабильность и устойчивое здоровое развитие экономического общества.

2. На социальном уровне свобода, равенство, справедливость и законность выступают основными характеристиками социализма с китайской спецификой. Свобода означает свободу воли, существования и развития человеческого общества. Равенство означает равенство граждан перед законом, равные права у каждого участвующего в развитии, соблюдение прав человека. Справедливость предполагает обладание правом на раскрепощение и свободу человека на основе равенства, она является надлежащей ценностной ориентацией государства и общества. Под законностью подразумевается правовое управление государством, возможность посредством строительства правового общества обеспечить коренные интересы граждан, гарантировать справедливость и равенство.

3. На уровне гражданина патриотизм, увлеченность своим делом, честность и дружелюбие представляют собой основные моральные нормы граждан, охватывающие все сферы общественной жизни и стандарты оценки нравственного поведения. Патриотизм основывается на личном глубоком чувстве к своей родине. Увлеченность своим делом — это стандарт профессионального поведения граждан, который требует от них быть лояльными к своим обязанностям, беззаветно преданными общественному долгу, служить народу и

5 ШШЙФЯЛА^+ЛЖ^Ш^А^АЙШ^ [Доклад генерального секретаря КПК Ху Цзиньтао на 18-м Всекитайском съезде КПК]. URL: http://cpc. people.com.cn/n/2012/1118/c64094-19612151.html

обществу. Честность является моральной традицией общества на протяжении тысяч лет, а также главной задачей строительства социалистической морали.

В общем, основные ценности социализма воплощают в себе коренные требования социализма. Унаследовав лучшие традиции китайской культуры, они делают акцент на толерантности и гармонии, уважении многообразия социального строя и моделей развития, а также впитывают в себя достижения мировой цивилизации и дух времени.

Заключение

Китайский лидер Си Цзиньпин отметил: «Путь решит судьбу. <.. .> По какому пути идти — это главный жизненный вопрос, связанный с победой или поражением, с успехом или неудачей в деле партии, путь есть и жизнь партии»6. Социализм в Китае не только опирается на основные принципы научного социализма, но и обладает яркой китайской спецификой. Путь социализма с китайской спецификой — это путь, на который вышел китайский народ в ходе политики реформ и открытости.

Успешный опыт Китая как крупнейшей развивающейся страны в мире и наиболее важной социалистической страны вызвал большой резонанс. Все больше и больше развивающихся стран проявляют интерес к опыту китайского пути развития, который дает им уникальную альтернативу для поиска подходящей национальным условиям модели своего развития.

ЛИТЕРАТУРА

Советско-китайские отношения, 1917-1957: Сборник документов / Отв. ред. И.Ф. Курдюков, В.Н. Никифоров, А.С. Перевертайло. М.: Изд-во восточной литературы, 1959.

Ш^Шё^Ж^Ю^Ф^ЙШЛЖ—'&Ш [По какому пути идти — это главный жизненный вопрос, связанный с победой или поражением, с успехом или неудачей в деле партии]. URL: http://xh.xhby.net/mp2/html/2013-01/06/ content_699367.htm

ШШФЯЛ^Ж+ЛЖ^Я^^^ЙШ^ [Доклад генерального секретаря КПК Ху Цзиньтао на 18-м Всекитайском съезде КПК]. URL: http://cpc. people.com.cn/n/2012/1118/c64094 -19612151 .html

^ШВД, "ЙЖ ЯШМ. [ЛиШэньмин,Хэ Чэн, СунВэйцзя.

Шесть пунктов в содержании понятия «Китайского пути»] // Щ^ЩЩ [Научные консультации]. 2011.

6 Цит. по: [По какому пути

идти — это главный жизненный вопрос, связанный с победой или поражением, с успехом или неудачей в деле партии]. URL: http://xh.xhby.net/mp2/html/2013-01/06/ content 699367.htm

[Цитаты из главных мест выступления Дэн Сяопина в Учане, Шэньчжэне, Чжухае, Шанхае и других городах в период с 18 января по 21 февраля 1992 г.] [Главный конструктор — Дэн Сяопин]

}±: Й^'НЛЙ, 2008. REFERENCES

Kurdiukov, I. F., Nikiforov, V. N., and Perevertailo, A. S. (eds.) Sovetsko-kitaiskie otnosheniia, 1917-1957: Sbornik dokumentov. Moscow: Izd-vo vostochnoi literatury, 1959.

Ш^НШёАЖ^ЙЗД^АЙШЛЖ—'ЙНЖ [On Which Path to Go Is the Main Life Guestion Related to Victory or Defeat, to Success or Failure in the Cause of the Party], URL: http://xh.xhby.net/mp2/html/2013-01/06/content_699367.htm

[Report of Hu Jintao at the

Eighteenth National Congress of the Communist Party of China], URL: http://cpc.people. com.cn/n/2012/1118/c64094-19612151.html

[Li Shenming, He Cheng, Soong Weijia. "Six Connotations of 'China Way',"] Ц^ЩЩ [Science Consulting], 2011,

["Quoted from January 18 to February 21, 1992: Deng Xiaoping's talks in Wuchang, Shenzhen, Zhuhai, and Shanghai

,"] [Chief Designer Deng Xiaoping] /

Ф^ЯШЯЖ&НШШ^. ЖШ±: 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.