001: 10.24411/2221-3279-2019-10014
КИТАЙСКИЙ ПУТЬ - МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ*
Сунь Лэй
Пекинский политехнический институт, Пекин, Китайская Народная Республика
Информация о статье:
Поступила в редакцию:
Принята к печати:
20 декабря 2018 25 апреля 2019
Об авторе:
к.пед.н., старший преподаватель,
Институт марксизма,
Пекинский политехнический институт
e-mail: [email protected]
Ключевые слова:
китайский путь; модернизация; трансформация китайской цивилизации; социализм с китайской спецификой; китайская модель
Аннотация: В статье рассматриваются «китайский путь» - модернизационная трансформация китайской цивилизации. Показано, что «китайский путь» отражает формирование и развитие новой конфигурации китайской цивилизации. От цивилизационной трансформации к «китайскому пути» проводится поэтапное историческое развитие, были неудачи «совершенствования государственного строительства», победы «революции государственного строительства», успехи «экономического государственного строительства», конструирование «цивилизационного государственного строительства». Социализм с китайской спецификой освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма.
Введение
«Китайский путь» отражает формирование и развитие новой конфигурации китайской цивилизации. До Опиумных войн китайская цивилизация являлась «китайской традиционной цивилизацией», некоторые считали ее всего лишь проявлением аграрной цивилизации. После Опиумных войн китайская традиционная цивилизация под натиском современной западной цивилизации начала модернизироваться и изменяться, начался процесс ее трансформации в современную цивилизацию с упором на индустриализацию. Продвижение в сторону современной цивилизации - это направление движения всех цивилизаций.
«Китайский путь» глубоко укоренен в многотысячелетней исторической традиции китайской цивилизации и китайской само-
бытной общественной структуре. Под руководством теории марксизма эта концепция, почерпнувшая основные элементы западной цивилизации, отвечающие основному направлению развития человечества, дала миру иной путь модернизационного развития. Этот путь развития многократно ускоряет трансформацию китайской традиционной цивилизации в современную цивилизацию. На сегодняшний день этот путь уже помог создать не уступающую цивилизации Запада материальную культуру, политическую культуру, общественную культуру, духовную культуру и экологическую культуру, и это - неоспоримый факт. В связи с этим, за границей появилось немало экспертов из политических кругов, которые, либо от зависти, либо от стремления научиться, либо
* Данная статья является промежуточным результатом проекта (№ 17YJС710072) гуманитарно-социального исследования молодежного фонда Министерства образования КНР «Исследование теории и практики нравственного воспитания в период СССР (1917-1956)» и проекта (№ 17KDC015) исследований социальных наук молодежного фонда «Идея генсека ЦК КПК Си Цзиньпина о государственном управлении в оценке русских ученых».
от страха, либо от стремления «захвалить», либо от давления, либо от стремления «облить грязью», пишут книги, описывающие достижения Китая и его проблемы. Это вызывает смешанные чувства, даже некоторое огорчение. И это в ситуации, где все признают тот факт, что и Китай и китайская цивилизация находятся на подъеме.
Каким образом может трансформироваться китайская цивилизация?
Издревле Китай был просвещенным государством. Китайская традиционная цивилизация насчитывает 5000 лет непрерывного развития и является единственной в своем роде во всем мире: китайские иероглифы все еще продолжают существовать, китайская нация все еще существует. Напротив, культура Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Вавилона не только прекратили свое существование, но уже нет и людей, которые являлись бы носителями этих культур.
До Опиумных войн китайская традиционная цивилизация постоянно находилась в процессе обновления, но это было внутреннее бесконечное преображение. Оно происходило внутри «Великой китайской империи» - цивилизации каждого народа внутри Китая (особенно, аграрная и скотоводческая культуры) постоянно преображались, отбрасывали старое и принимали новое. Конечно, этот процесс отбрасывания старого и восприятия нового нельзя назвать трансформацией, но китайская традиционная цивилизация таким образом увеличивалась как снежный ком, становилась более плотной, стала вмещать в себе тысячи явлений, как океан вмещает сотню рек, становилась самобытной и единой. Именно поэтому китайская традиционная цивилизация смогла меняться, смогла отбросить старое и воспринять новое. Китаизация индийского буддизма является хорошим проявлением этого явления. Индийский буддизм проник в Китай, используя свое духовное превосходство, за короткое время покорил души множества китайцев, стал вызовом для традиционной культуры Китая в виде конфуцианского учения. Результатом этого вызова
стало то, что индийский буддизм смешался с китайской культурой, у которой огромная жизнеспособность и возможность воспринимать новое и отбрасывать старое, буддизм превратился неотъемлемую часть китайской цивилизации. Это и есть китаизация индийского буддизма.
Цивилизация неотделима от культуры. Причина способности китайской цивилизации к трансформации кроется в ее культурном гене. Глубоко укоренившаяся китайская традиция, глубокая и многогранная китайская культура создали серьезную и богатую историческую основу для развития и трансформации общества. С одной стороны, ген китайской культуры имеет устойчивую и неизменную структуру, сохраняет наследие 5000 лет развития китайской цивилизации, с другой стороны, он обладает потенциалом к развитию, что гарантирует прогресс китайской цивилизации. По поводу этой характеристики китайской цивилизации еще в 1919 году Мао Цзедун в «Великом единении народов (3)», опубликованном в «Сянцзянской критике» писал: «Наш китайский народ имеет великую силу! В будущем реформа китайской нации будет доведена до конца. Великое единение китайского народа народностей закончится успешно. Наш золотой и сверкающий мир впереди»1.
Выше уже говорилось об особом культурном гене китайской цивилизации значении его для устойчивого развития общества. Китайский культурный ген содержит в себе совершенно особенную созидательную силу, к тому же большая его часть в определенном смысле является воплощением одной из составляющих ценностей человечества. Это и является гарантией того, что китайская традиционная цивилизация может успешно трансформироваться. Неоспоримым фактом является то, что в китайской цивилизации помимо этой квинтэссенции культурных генов, есть еще немало того, от чего необходимо избавиться в процессе трансформации.
1 Ранние работы Мао Цзэдуна (на кит.яз.). - Ху-нань: Народное издательство, 2008. С. 393394. [Ranniye raboty Mao TSzeduna (The Early Works of Mao Zedong) (in Chinese). Khunan': Narodnoye izdatel'stvo, 2008. Pp. 393-394.]
Опиумные войны 1840 года привели к тому, что западная модернизация ворвалась в Китай, китайская цивилизация начала погружаться в процесс модернизации. Ведь только через трансформацию можно добиться перерождения. Трансформация проявляется не только в базисе производительных сил и экономики, она также должна проявляться в таких областях, как политическая структура, духовная культура и прочих элементах надстройки. В этот раз вызов столкновения с западной цивилизацией был гораздо более жестким и серьезным для китайской цивилизации, чем вызов столкновения с индийской цивилизацией, который переживался ранее. Однако на протяжении 170 лет мы добились огромного прогресса в процессе цивилизационной трансформации. Под влиянием китайской цивилизации произошла китаизация марксизма. Кроме того, этот процесс породил два великих достижения китаизации марксизма: маоизм и теорию социализма с китайской спецификой. Под руководством этих двух великих достижений государство стало независимым, народ стал свободным, страна стала богатой и могущественной, нация находится в процессе возрождения, а народ - в процессе обогащения.
Конечно же формирование двух великих теоретических систем доказывает только то, что китайская цивилизация может трансформироваться, но совершенно не доказывает, что она может трансформироваться успешно. Трансформация цивилизации это полное жизни явление, это не просто примерка разнообразных цивилизаций на китайскую, не замыкание только на других цивилизациях, особенно западной цивилизации. Западная индустриальная цивилизация в некоторых моментах совершенно очевидно превосходит китайскую традиционную цивилизацию, особенно в том, что касается материальной цивилизации, науки и техники. Однако при впитывании и использовании западного опыта нельзя проводить «тотальную вестернизацию», особенно это касается режима на Западе. В человеческой цивилизации есть определенные вещи, которые имеют характерную «региональность» и «общественный харак-
тер», как говорилось: «Мандарин, растущий к югу от реки Хуай, - это цзюй, мандарин, растущий к северу от реки Хуай, - это цзи. Листья у них похожи, а плоды и вкус отличаются. Что определяет их свойства? Разная почва и вода». Цивилизация, как и мандариновый куст, ведет себя по-разному в разных природных условиях. 30 лет мы находимся в процессе проведения курса реформ и открытости, на самом деле, мы уже восприняли определенный дух западной современной цивилизации, например, концепцию развития, концепцию верховенства права, концепцию рыночной экономики и т.д. Естественно, восприятие происходит не просто, нет догматичного «одалживания», используется способ «адаптации западной культуры при сохранении корпуса китайских ценностей и марксистских идей»2, чтобы все это китаизировалось, проявляло в себе китайскую специфику и китайский характер. Однако этого недостаточно для успешной трансформации. Нам следует продолжать в рамках всестороннего углубления реформ и открытости воспринимать и усваивать все наиболее активные компоненты передовых цивилизаций человечества.
Если смотреть с точки зрения трансформации, то уже пройденные сто лет борьбы - всего лишь один исторический этап процесса трансформации китайской цивилизации, который еще далеко не завершен. Процесс китайской цивилизационной трансформации - очень долгосрочное и ответственное дело!
«Китайский путь»: выбор пути трансформации китайской цивилизации
Формирование современной цивилизации - это тенденция исторического развития.
2 «Адаптация западной культуры при сохранении корпуса китайских ценностей и марксистских идей» - это научная идея и культурная установка, выдвинутая г-ном Фан Кэли в 2006 году во времена современного идеологического строительства в Китае о связях трех великих научных теорий Китая, запада и марксизма. Эта идея представляет собой «слияние воедино трех «потоков» марксизма как идеи, китайских ценностей как корпуса и западной культуры, и создание из них чего-то нового».
Трансформация китайской традиционной цивилизации в сторону современной цивилизации - это выбранный столетия назад путь, который Китай начал в 1840 году. Цивилизация зиждется на материальной, духовной, политической и ценностной основах. Великое возрождение китайской нации заключается не только в возрождении в материальной плоскости, гораздо более важным является возрождение в духовной, политической и ценностной плоскостях, которые заключаются в демократии, цивилизации и гармонии. Именно по этой причине на протяжении истории китайская традиционная цивилизация оказывалась на перепутье перед лицом выбора маршрута, последний сделанный выбор помог удержать марксизм и социализм в качестве ведущей идеологии и основного порядка трансформации. Опыт показывает, что «китайский путь» является великим путем китайской цивилизационной трансформации. Идя по этому пути, китайская цивилизация непременно сможет успешно осуществить процесс трансформации.
Трансформация Китая в сторону современной цивилизации вовсе не означает отказа от традиционной цивилизации, это не просто критика традиционного цивилизаци-онного порядка, это становление китайского цивилизационного гена, смелое впитывание и использование всех достижений цивилизации человечества, проведение творческой реструктуризации традиционной цивилизации. Начиная с Опиумных войн, Китай не отвергал гуманистическое общечеловеческое содержание западной цивилизации, но и не отказывался от наилучших проявлений китайской традиционной цивилизации. Наоборот, находясь в процессе перестройки, Китай постоянно реализовывал «китайскую специфику», «национальное своеобразие», «специфику эпохи». Начиная с 1840 года китайская традиционная цивилизация столкнулась с невиданным ранее вызовом, с этого момента Китай начал эпоху великих перемен, которых не было несколько тысяч лет. В процессе этих великих перемен, начиная с 1840 года и на протяжении всего 20 века, в Китае происходило слишком много событий, которые тормозили или мешали процессу модернизации Китая. Особен-
но очевидное влияние оказали Опиумные войны, Тайпинское восстание, китайско-французская война 1883 г., восстание ихэтуа-ней, китайско-японская война 1894 г., вторжение европейских держав в Китай, период японского завоевания Китая, гражданская война между Гоминьданом и КПК, «Культурная революция». Китайский народ познавал западную модернизацию, проходя через эти катастрофические для страны события. «китайский путь» является контрударом Китая и его способом превзойти западную модернизацию, это также означает рост и развитие китайского цивилизационного порядка. От цивилизационной трансформации к «китайскому пути» проводится поэтапное историческое развитие, на котором были неудачи «совершенствования государственного строительства», победы «революции государственного строительства», успехи «экономического государственного строительства», конструирование «цивилизаци-онного государственного строительства».
«Совершенствование государственного строительства» - тупиковая дорога китайской модернизации
«Движение по усвоению заморских дел», «Сто дней реформ», новая политика последних годов династии Цин и установление конституционной монархии, все эти события до Синьхайской революции не имели цели затрагивать феодальное самоуправство и императорскую власть, не отрицали феодализма. Это заделывание дыр и попытка улучшения разных сторон политической системы приводили в итоге к неудачам. Почему? Если смотреть с точки зрения экономических факторов, то сторонники улучшения подверглись влиянию капиталистического прогресса производительных сил, однако зачаточные проявления капитализма в то время были только в прибрежных районах, это ничтожное количество прогрессивных производительных сил не могло соревноваться с экономическим эффектом феодальной экономики, которая насчитывала несколько тысяч лет. Если смотреть с точки зрения политических факторов, то представители этого ничтожного количества прогрессивных производительных сил имели очень слабый
потенциал, но надеялись при содействии империализма и с помощью компромисса с действующей властью достичь цели совершенствования государственного строительства. Но это равносильно сказке. Сторонники совершенствования также были «близоруки» к основной революционной силе - к народным массам. Они не только отделились от них, но и боялись их, что и привело к поражению идеи совершенствования. Совершенствование не сложилось, оставалась только революция. Если не избавиться от феодальных пережитков, если не выгнать представителей империалистических сил, то государственное строительство не удастся. Если не удается государственное строительство, то как будет проходить циви-лизационная трансформация?
«Революционное строительство» - основа пути китайской цивилизационной трансформации
Постепенно средства революционного строительства были найдены, однако сама революция прошла два этапа. Сначала произошла буржуазно-демократическая революция под руководством Сунь Ятсе-на, она помогла избавиться от феодального строя, создать Китайскую республику. Демократическо-республиканские идеи глубоко проникли в сердца людей, но демократическо-республиканское государство не соответствовало их истинному стремлению в государственном строительстве. В результате Китай попал в ситуацию междоусобной войны. Демократическая революция капиталистического характера очевидно не подходила Китаю. Грохот Октябрьской революции в России принес в Китай марксизм-ленинизм. В это же время появилась Коммунистическая партия Китая. Китайская революция вошла в новую эпоху, началась новая демократическая революция. Под руководством КПК при помощи создания единого фронта вооруженной борьбы союза рабочих и крестьян борьба велась на протяжении 28 лет. В итоге в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. Как говорил Мао Цзедун, именно с этого времени начал подниматься китайский народ. Три года восстановления эко-
номики, три года социалистических преобразований и в 1956 году был основан социалистический строй, завершилась китайская революция. Социалистический строй задал основу для китайской цивилизационной трансформации.
«Экономическое строительство» - материальная основа китайской цивилизационной трансформации
С 1956 года Китай вошел в период всеобъемлющего социалистического строительства. Победа социалистической революции в первую очередь вызвала становление социалистических производственных связей. Производственные отношения определяются производственными силами, производственные отношения высокого уровня не имеют основы в виде производственных сил высокого уровня, такие производственные отношения рано или поздно создают проблемы. Как и следовало ожидать, в последние 30 лет мы совершили много ошибок на пути развития производственных сил и отношений, что привело к тому, что производственные силы и отношения, экономический базис и надстройка, породили большое количество проблем. После завершения «Культурной революции» второе поколение руководителей во главе с Дэн Сяопином осмелилась отбросить идеи «диктатуры пролетариата и непрерывной революции», изменить пути «классовой борьбы как основополагающего элемента», раскрепостить сознание и по-деловому отнестись к идеологической линии. Они вступили на путь реформ и открытости «с основным внимаем к экономическому строительству». После 30 лет усилий успехи экономического развития Китая привлекли внимание всего мира. К 2010 году наша страна по объему ВВП обогнала Японию и заняла второе место в мире. Совокупная мощь государства увеличилась, международное положение, очевидно, укрепилось. Основываясь на преимуществах китайского строя и тенденциях его развития, многие люди внутри страны и за ее пределами рассчитывают, что примерно в 2025 году экономическая мощь Китая превзойдет американскую и выйдет на первое место в мире.
«Цивилизационное строительство» - культурные и психологические основы пути китайской цивилизационной трансформации
Великое возрождение китайской нации заключается не только в экономическом возрождении, гораздо важнее через экономическое возрождение начать ци-вилизационную трансформацию с целью осуществить всестороннее возрождение. Ядро всестороннего возрождения - это мораль и культура, это цивилизация. Если Китай не проведет цивилизацион-ную трансформацию, пусть даже и осуществит модернизацию и станет сильным государством, то он будет просто экономически мощным государством и не будет являться могущественной цивилизованной державой на подъеме. Если говорить о китайской мечте великого возрождения китайской нации, то экономическая мощь государства, экономическое строительство - это обязательные условия. Однако богатство и могущество - это всего лишь тело государства, а тело может и состариться, и умереть. Только цивилизация, которая является душой, будет существовать и множиться из поколения в поколение. Если говорить, что наше будущее это только могущественная и богатая страна, которая не имеет морали и ценностей, заслуживающих похвалы, то этот результат не тот, который бы хотели увидеть наши предшественники. По мере укрепления могущества, Китай должен иметь право голоса не только в делах экономики, но иметь влияние и в областях морали и идей, наряду с прочими великими державами. Поэтому богатство и могущество государства всего лишь заложило материальную основу для китайской цивилизационной трансформации.
Великое возрождение китайской нации должно пройти по пути «цивилизационного строительства», только так возможно циви-лизационное строительство в государстве. Путь западной модернизации, использующий пушки и капиталистическое оружие в качестве своей главной логики, в процессе распространения по всему миру был обречен на то, что в незападных государствах, особенно в Китае и других восточных стра-
нах с древней культурой восприятие западного пути модернизации не будет востребовано. К тому же, китайская традиционная культура не восприняла западный путь модернизации, более того, Китай избрал марксистский и социалистический путь модернизации, таким образом, подверг критике и перешагнул через западный капиталистический путь модернизации. Это дуалистическое решение: «Китайский путь» не может «принять» и «следовать» сформированной в процессе западной модернизации исторической логике3. «Цивилизационное строительство государства» является традиционным путем в Китае. Причина нескольких тысяч лет существования китайской империи заключается в том, что с помощью деятелей культуры и нравственных людей этикет Поднебесной основывался не на захватывании земель, а на покорении Поднебесной, чтобы сформировать империю. После 1840 года китайское традиционное «цивилизационное строительство» было окончательно сломлено, страна докатилась до полуколониального положения. Китайская нация при насильственном вторжении западной цивилизации прошла через мучительный путь, с помощью революционных средств смогла основать социалистическое государство, с помощью реформ и открытости стремилась к возрождению «цивили-зационного строительства», ускорила ци-вилизационную трансформацию. Больше тридцати лет успехов реформ и открытости показывают, что путь социализма с китайской спецификой, выдвинутый на 17 съезде КПК, после того, как все прояснилось, -ускорить развитие китайской цивилизаци-онной трансформации «цивилизационного строительства». Доклад на 17 съезде КПК четко определил коренные причины наших успехов и прогресса, которые сводились к прокладыванию пути социализма с китайской спецификой.
Цзоу Шипэн. Китайский путь и практическая философия Китая (на кит. яз.) // Марксизм и реальность. - 2012. - № 6. [Zou Shipeng. Kitayskiy put' i prakticheskaya filosofiya Kitaya (na kit. yaz.) (The Chinese Way and the Practical Philosophy of China (in Chinese)) // Marksizm i real'nost'. - 2012. - № 6.]
3
Путь социализма с китайской спецификой -истинный маршрут «цивилизационного строительства»
Путь социализма с китайской спецификой - это принципиальный успех 90 лет борьбы, созидания и накапливания сил партии и народа. Китай не пошел по старому пути закрытия страны, также не избрал порочный путь смены курса, он пошел по нашему новому пути - по пути социализма с китайской спецификой. 18-й съезд КПК дал полноценное научное определение этому пути, а именно «социализм с китайской спецификой под руководством КПК определяет положение дел в стране, уделяя основное внимание экономическому строительству, придерживается четыремя коренными принципами, курсу реформ и открытости. Он освобождает и развивает производительные силы, создает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, прогрессивную социалистическую культуру, гармоничное социалистическое общество, экокультуру социализма, поощряет всестороннее развитие человека, поэтапно реализует общее благосостояние всего народа, создает зажиточное, демократическое, гармоничное, современное, социалистическое государство». Главная задача строительства социализма с китайской спецификой в том, что реализовать социалистическую модернизацию и великое возрождение китайской нации, идти по пути социализма с китайской спецификой.
Основа цивилизации - в культуре. Каким образом появился путь развития социализма с китайской спецификой в результате процесса развития цивилизации китайского народа в течение 5000 лет? В основном благодаря реформированию и трансформации культуры. «Китайский путь» движется в соответствии с возрождением страны, с реальностью революции, строительства и осуществления курса реформ и открытости в Китае, а также в соответствии с опыТом 5000 лет культуры Китая. Если отойти от этой реальности и от культуры, то из этого «ничего не выйдет». В то же время, все происходит без отрыва от прогрессивной цивилизации, которая создана человеческим
обществом. «Китайский путь» появляется на стыке западной капиталистической культуры и китайской традиционной культуры, в основе которой - конфуцианская культура. Это путь, который появляется в результате стыка европейского марксизма, советского ленинизма, влечения китайского народа к освобождению и независимости, стремления к мощному государству и благосостоянию народа. Изнутри это касается нескольких систем взаимоотношений Китая и Запада, Китая и третьего мира, социализма и капитализма, китайской традиции и модернизации.
В 1840 году китайская традиционная культура столкнулась с западной капиталистической культурой, в процессе обороны терпела одну неудачу за другой и находилась в слабом положении. Вопрос о том, как возродить китайскую культуру, стал занимать умы образованных людей. После поражения Синьхайской революции, особенно в период Движения за новую культуру, передовые интеллектуалы Китая пытались, используя западную науку и демократические идеи провести реформу китайской традиционной культуры способом «отбрасывания», а именно отбросить пассивные элементы и развивать позитивные моменты. Феодальная культура, которая сопротивлялась науке и демократии, подверглась критике, культура, совпадающая с научными и демократическими идеями, получила возможность реформироваться и возродиться. Успех Движения за новую культуру усилил распространение в Китае идей марксизма-ленинизма. Китайский народ, перебирая и впитывая в себя разнообразные социально-политические течения с Запада, в конце концов остановил свой выбор на наиболее прогрессивном направлении в мире - марксизме-ленинизме. Широкое распространение марксизма-ленинизма и восшествие на политическую арену рабочего класса из Движения 4 мая способствовали становлению Коммунистической партии Китая. С этого момента КПК осознала, что на нее возложена историческая задача по реформированию и трансформации китайской культуры. Как только была создана КПК, большое внимание уделялось культурному строительству. Мао Цзедун
во время пребывания в Яньане всесторонне описал новодемократическую культуру. В своем труде «О новой демократии» он выдвинул концепцию строительства антиимпериалистической, анти-феодальной, национальной, научной, массовой культуры. В своей основе новодемократическая культура - это революционная культура под руководством марксизма-ленинизма. Именно в условиях такой культуры, наша страна одержала победу в новодемократической революции и социалистической революции. Вместе с этим, Китай вступил в эпоху всестороннего строительства социализма, кроме того, сформировал собственную культуру социалистического строительства. Во время проведения курса реформ и открытости, китайская культура развилась в передовую культуру социализма с китайской спецификой. КПК из людей, продолжающих и развивающих китайскую традиционную культуру, сделала представителей, инициаторов и катализаторов развития передовой культуры социализма с китайской спецификой.
Каким образом во время проведения курса реформ и открытости КПК, находясь в авангарде политической и культурной жизни, могла распознавать и управлять диалектическими связями между китайской традиционной культурой и мировой современной культурой?
Во-первых, как воспринимался марксизм? Марксизм пришел из Европы, является иностранной культурной идеологией. Однако марксизм впитал в себя результаты развития мировой цивилизации и имеет мировое значение. Ленин говорил: « в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила»4. Энгельс в труде «Проис-
хождение семьи, частной собственности и государства» так комментировал свободу, равенство и братство: свобода, равенство и братство - это лозунги буржуазии, но это вовсе не прерогатива марксизма, зарождение этих простых ценностей началось на начальном этапе исторического развития человечества, на этапе родовой общины. После вступления в общество частной собственности, и особенно в капиталистическое общество, буржуазия создала фальшивый ореол свободы, равенства и братства. Это не есть ошибка свободы, равенства и братства, это результат капиталистического строя. Только тогда, когда наступит будущее нашего общества, а именно коммунизм, ценности начального периода человеческого общества: свобода, равенство, братство, «возродятся в более высокой форме»5. Это и есть открытость марксизма. Именно по причине открытости, марксизм, зародившись на западно-европейской капиталистической почве, смог расцвести за пределами западной Европы, особенно на Востоке, в Китае. КПК, придерживаясь марксизма, «использует его в соответствии с китайскими особенностями», «позволяет этим идеям воплощаться в Китае, при этом каждое проявление должно иметь китайские черты»6, кроме того, партия сформировала два проявления китаизации марксизма при осуществлении китайской революции, строительства и курса реформ и открытости, а именно теоретические системы маоизма и социализма с китайской спецификой. Осуществление «китайского пути» показывает, что истинность марксизма заключается не только в раскрытии универсальных законов развития истории человечества, но и в том, что он
4 Собрания сочинений В.И. Ленина (на кит. яз.). Том 2. - Пекин: Народное издательство, 1995. - С. 309. [Sobraniya sochineniy V.I. Lenina (Collected Works of V.I. Lenin) (in Chinese). Vol 2. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1995. P. 309.]
5 Полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (на кит. яз.). Том 4. - Пекин: Народное издательство, 2009. - С. 198. [Polnoye sobraniye sochineniy K. Marksa i F. Engel'sa (Complete Works of K. Marx and F. Engels) (in Chinese). Vol 4. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 2009. P. 198.]
6 Избранные сочинения Мао Цзедуна (на кит. яз.). Том 2. - Пекин: Народное издательство, 1991. - С. 534. [Izbrannyye sochineniya Mao TSzeduna (Selected Works of Mao Zedong) (in Chinese). Vol. 2. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1991. P. 534.]
учит китайских людей «искать свой путь, идти по собственному пути». С тем пор, как китайские люди избрали марксизм, творческий дух китайских людей стал расцветать, «китайский путь» стал расширяться7.
Во-вторых, как воспринимается западная культура? После 1840 года в мире существовала тенденция того, что «мощный исторический тренд в том, что его последователи процветают, его противники гибнут», уже невозможно было оставаться в стороне. Китай был уже тесно связан с мировыми державами. Китаю было необходимо бросить вызов западной цивилизации, в процессе исторической и глобальной современной трансформации он должен был осмыслить, впитать и вынести суждение о западном опыте и пойти по своему пути китайской модернизации. В то время «если бы захотели найти в китайской традиции достаточные духовные ресурсы, развить ее движущую силу, чтобы спасти Китай, то вероятность этого была бы очень мала, основы для этого не было»8. В условиях, когда стало ясно, что китайская традиционная цивилизация не была той единственной силой, которая бы могла помочь Китаю завершить трансформацию в сторону современной цивилизации, люди стали невольно обращать внимание на разнообразные идеологические течения Запада, например, либерализм, утопический социализм, национализм, сциентизм, практицизм, позитивизм, анархизм. Эта смена друг за другом идейных течений была как
7 Чэнь Чжэнькай. Столетие Синьхайской революции: великое идеологическое освобождение: «Китайский путь» добился мирового признания» (на кит. яз.) // Жэньминь Жибао Интернешнл, 30 сентября 2011. [Chen' Chzhen'kay. Stoletiye Sin'khayskoy revolyutsii: velikoye ideologicheskoye osvobozhdeniye: «Kitayskiy put'» dobilsya mirovogo priznaniya» (The Centenary of the Xinhai Revolution: The Great Ideological Liberation: "The Chinese Way" Has Got Global Recognition) (in Chinese) // Zhen'min'Zhibao Interneshnl, 30 Sep. 2011.]
8 Ду Вэймин. Современная мораль и конфуцианские традиции (на кит. яз.). - Шанхай: Издательство Саньлянь, 1997. - С. 317. [Du Veymin. Sovremennaya moral' i konfutsianskiye traditsii (Modern Morality and Confucian Traditions) (in Chinese). Shankhay: Izdatel'stvo San'lyan', 1997. P. 317.]
шумная и беспорядочная череда мимолетных событий. Однако содержащиеся в этих идеях позитивные компоненты понемногу усваивались. Например, в то время интеллигенция и политическая элита подражали современному западному формату «создания зла», но при этом, выдвинули концепцию «сохранения корпуса китайских ценностей при адаптации западной культуры». «Корпус» лучшей китайской традиционной культуры должен иметь «китайское для Китая» в качестве ядра, «адаптировать» западное учение для достижения богатства Китая. На протяжении более 170 лет Китай переживал перипетии поиска формулы связей между «корпусом» и «адаптацией», и только после этого пришло осознание того, что «корпус» и «адаптация» могут меняться, а перемена значит создание нового в процессе наследования и перенимания. Путь модернизации, созданный социализмом с китайской спецификой, есть сочетание «нового корпуса» китайской традиционной цивилизации и «новой адаптации» западной рыночной экономики. Это сочетание означает, что китайская модернизация не может следовать и на самом деле не следует западному пути модернизации, но нельзя не признать, что на протяжении длительного времени процесс китайской модернизации более или менее, осознанно или не осознанно, использовал западную модель модернизации в качестве системы координат, постоянно преследуя цель социалистической модернизации.
В-третьих, как воспринимается китайская традиционная культура? Никто не спорит, что китайской традиционной культуре необходима модернизация. Как модернизироваться? Проходя через трудности. Как ранее некоторые ученые выдвигали идею «адаптации западного при сохранении корпуса китайских ценностей», это и есть разумный и эффективный способ воспринимать китайскую традиционную культуру. Однако, сохраняя «корпус китайских ценностей», необходимо придерживаться трех принципов, а именно, искоренить недуг феодальной закрытости китайской традиционной культуры и поощрять ее современный характер; искоренить косность традиционной культуры и поощрять созидательность; искоренить оторванность
от реальности и поощрять практичность. На самом деле, начиная с курса реформ и открытости, Коммунистическая партия Китая в основном и следовала этим трем принципам в отношении традиционной культуры. К примеру, Дэн Сяопин выдвигал идею «малого благоденствия», Цзян Цземинь выдвигал идею «нравственного управления», Ху Цзиньтао -идею «гармоничного общества» и «гармоничного мира», также и Си Цзиньпин выдвигал идею «китайской мечты» на 18-м съезде КПК. Одновременно с этим, эти инновации проявляют в себе идеи марксизма, они впитали в себя позитивные элементы, которые способствуют развитию человечества, кроме того, они показывают тенденцию трансформации китайской цивилизации по сближению регионального и глобального. Например, проявление системы главных ценностей. Система главных ценностей всесторонне олицетворяет «дух марксизма, адаптацию западного при сохранении китайских ценностей». В особенности, те ключевые ценностные представления, которые были выдвинуты 18 съездом КПК, показывают процесс трансформации региональной китайской цивилизации в сторону глобальной. На уровне отдельного человека выдвинуты понятия «патриотизма, преданности работе, добросовестности и дружбы», на уровне всего общества - понятия «свободы, равенства, справедливости и верховенства права», на уровне государства - понятия «мощи, демократии, цивилизации и гармонии». Таким образом традиционные китайские культурные ценности «нравственного совершенствования», «порядка в доме», «управления государством», которые заложены в каждом человеке, семье и государстве, развиваются и выходят на уровень глобальных «мировых» ценностей человечества. Эти как бы 24 иероглифа на атласе общих человеческих ценностей, можно сказать, что они успешно перестраивают и переформировывают систему цивилизаци-онных ценностей «китайской национальной эпохальной специфики», интегрируя «традиционный Китай», «современный Китай», «глобальный Китай» в эту систему «три в одном». Си Цзиньпин, выступая 17 февраля 2014 года на открытии семинара для руководящих кадров среднего звена по всестороннему углублению реформ на третьем пленуме
18 съезда КПК, подчеркнул: «Необходимо развивать государственную систему управления и модернизацию потенциала управления, необходимо культивировать систему социалистических ценностей и общечеловеческих ценностей, ускоренно создавать особую систему ценностей с китайской и национальной спецификой». «Необходимо усиленно развивать потенциал лучших китайских традиций, необходимо реализовывать высокую степень инновационности китайских традиций, культивировать культурный дух, который существует вне времени и пространства, имеющий современные ценности, неизменную притягательную силу. Необходимо распространять результаты современной инновационной китайской культуры, которая продолжает устои традиционной китайской культуры и развивает дух времени, а также помогает становлению нашего государства»9. 24 февраля во время 13-го коллективного учебного семинара Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин вновь подчеркнул, что развитие и культивирование социалистических ценностей должно опираться на китайскую традиционную культуру: «Великая духовная китайская традиционная культура является тем фундаментом, который помогает нам твердо стоять на ногах в рамках мировой культуры. Китайская культура имеет долгую историю, за это время накопились глубокие духовные устремления китайской нации, это показывает особую духовную специфику китайской нации, что помогает ее развитию из поколения в поколение и духовной подпитке для этого развития. Традиционная китайская добродетель является квинтэссенцией китайской культуры, источником богатой идейной нравственности». Он также отметил: «Только
9 Си Цзиньпин. Совершенствовать и развивать строй социализма с китайской спецификой, развивать систему управления государства и управленческого потенциала (на кит. яз.) II Жэньминь Жибао, 18 февраля 2014. [Si TSzin'pin. Sovershenstvovat' i razvivat' stroy sotsializma s kitayskoy spetsifikoy, razvivat' sistemu upravleniya gosudarstva i upravlencheskogo potentsiala (To Improve and Develop the System of Socialism with Chinese Characteristics, to Develop the System of Government Management and Management Potential) (in Chinese) II Zhen'min' Zhibao, 18 Feb. 2014.]
помня о прошлом, можно прокладывать дорогу в будущее, только перенимая наследие, можно создать что-то инновационное». «Отбрасывание традиций, потеря корней - это подобно перерубанию духовных артерий». «Историко-культурное наследие и, в особенности, ценности и нравственные нормы, полученные от предыдущих поколений, необходимо использовать на пользу современности, но сохраняя при этом критический подход, применять избирательно, перенимать, отбрасывая лишнее, использовать духовное богатство китайской нации для обучения». Особая созидательность, ценностные ориентиры и яркая самобытность китайской традиционной культуры, которые формировались несколько тысяч лет, являются основной духовной артерией, с помощью которой формируются культурная самоуверенность и ценностная самоуверенность нашей цивилизационной трансформации и «становления цивилизованного государства».
Путь социализма с китайской спецификой, с одной стороны, показывает, что нет «универсальной мировой цивилизации» -мировая цивилизация многообразна. С другой стороны, показывает, как КПК успешно завершила путь «революционного строительства государства» с китайской спецификой, приблизилась к завершению пути специфического «экономического становления государства». Если смотреть на современные тенденции, «экономическое становление государства» не имеет особых проблем, этот путь под силу завершить. Однако можно ли довести до конца «культурное становление государства»? Эта проблема требует усилий и борьбы. В период 30 лет процветания во время курса реформ и открытости мы отстали в осуществлении цивилизационно-го строительства. ВВП возрос, однако нравственность упала, идеалы были утрачены, ценности потеряны, экология ухудшилась. Может ли реально возвысится государство, у которого потеряна «цивилизация», однако есть подъем «мощи»? Боюсь, у всех, у центральных и местных властей, у людей высокого и низкого социального положения, у партийцев и простых людей, будет один и тот же ответ на этот вопрос: таким образом невозможно реально возвысится.
У КПК в течении 30 лет, пока ВВП рос, нравственность падала, идеалы были утрачены, ценности потеряны. Не было заблуждений и отчаяния на этот счет, эту проблему не отбросили, наоборот, партия бесстрашно идет вперед и смотрит в лицо трудностям, ориентируется на массы, использует прошлый опыт, обобщает его и дает распоряжения для решения проблем, добивается очень хороших результатов, по крайней мере «нравственность, идеалы, система ценностей и экология» в основном сохраняются. Новое партийное руководство продвигается по пути социализма с китайской спецификой, постоянно основывается на новой исторической обстановке и решает проблемы, своевременно корректирует стратегию управления государством, приспосабливается к постоянно меняющейся ситуации в мире, стране и партии. После 18-го съезда КПК, в особенности после того, как третий пленум ЦК КПК выдвинул концепцию «модернизации системы управления государством и управленческого потенциала», объединив содержание доклада 18-го съезда и содержание 3-го пленума, а также учитывая несколько выступлений Си Цзиньпина, можно понять, что стратегия КПК по управлению государством трансформируется от «экономического становления государства» к «цивилизационном установлению государства». Это взгляд с точки зрения цивилизационного развития, который переустанавливает цели развития Китая и его отношения с миром.
«Пройденные 90 ли из пути в 100 ли составляют лишь половину», настал всесторонний прорыв курса реформ и открытости, когда 3-ой пленум ЦК КПК выдвинул 330 рекомендательных мер в 15 областях, в которых существуют проблемы и подводные камни, и путь социализма с китайской спецификой вышел на новый уровень развития.
Иной путь модернизации возможен и осуществим
Начиная с Опиумных войн, великое возрождение китайской нации стало лейтмотивом развития Китая. У возрождения две цели одна - благосостояние, вторая -цивилизация. Благосостояние - это базис и структура цивилизации, если нет благо-
состояния, то откуда взяться цивилизации; цивилизация - это одновременно и исток, и конечная цель благосостояния, если нет цивилизации, а благосостояние только увеличивается, то далеко на этом не уйдешь. Возрождение цивилизации вовсе не является просто возвращением к старой культуре, это трансформация китайской цивилизации и выход ее на новый уровень. В мире, который управляется западными развитыми капиталистическими государствами, Китаю уже нет возможности пойти по их пути, чтобы стать развитым государством. Этот путь китайский народ не одобрит, 170 лет истории развития Китая доказывают это. Путь империализма тоже не будет одобрен, достаточно посмотреть на отношение американского президента Обамы на возвышение Китая. В 2010 году в своем выступлении в Австралии он отметил, что «если Китай будет развиваться по той же модели, что и Америка, и Австралия, то это будет катастрофой для всего мира, этого не выдержит наша планета, Китай должен развиваться по иной модели»10. Сигнал, исходящий от Оба-мы таков: вы, развивающиеся государства, должны выбрать другой формат жизни, который бы гарантировал, что наш западный формат жизни не ухудшится.
Китай не пойдет по пути западной модернизации. А что это за путь - путь западной модернизации? Энгельс в своей книге «Положение рабочего класса в Англии» провел глубокий анализ этой проблемы: внутри страны проходил мизантропический процесс огораживания, который оставил людей без крова. За пределами страны шла активная колониальная экспансия, шло масштабное вторжение и захват других государств. По свидетельствам источников, в период с 1876 года по 1900 год колониальная империя Англии выросла с 22 млн 476 тыс кв. км, до 32 млн 713 кв. км, прирост составил 10 млн 237 тыс. кв. км. До Второй мировой войны Великобритания контролировала одну пя-
10 Ян Ин, Ван Сяоцян. Дэн Интао: модернизация для большинства (на кит.яз.) // Типография Гонконга. - 2012. - № 1. [Yan In, Van Syaotsyan. Den Intao: modernizatsiya dlya bol'shinstva (Dan Intao: Modernization for the Majority) (in Chinese) // Tipografiya Gonkonga, 2012, No. 1.]
тую поверхности суши и четверть населения Земли. Великобритания не просто таким образом осуществляла модернизацию, можно сказать, что начиная с 15 века, цивилизация развитых стран Запада основывалась на эксплуатации и захвате, их западная модернизация основывалась на экспроприации земли у местных крестьян, эксплуатации рабочих, захватах, расширении, колонизации и даже агрессивной войне. Путь западной модернизации испещрен кровью и наполнен злодеяниями.
Китай и не вступал на путь западной модернизации. Победа Новодемократической революции в Китае объявила завершение «века унижений Китая». Китайский социализм заложил основу для осуществления китайской модели модернизации. Социализм с китайской спецификой - это путь «стремления к модернизации и отказа от вестернизации», это неизбежно для государства, в котором как и в Китае не хватает экономической культуры. Это самостоятельный путь развития, который Китайская Компартия и китайский народ выработали на основе реальности своей страны. Также можно сказать, что путь социализма с китайской спецификой вовсе не продолжает «советскую модель», успешно избегает влияния теорий «зависимости», «центризма», «вестернизации» и прочих идей, которые использует капитализм. Социализм с китайской спецификой развивается самостоятельно, он приобщается к мировому сообществу, ориентируется на будущее и шаг за шагом ищет то, что подходит китайским реалиям. Кроме того, он следует историческому течению социализма с китайской спецификой, творчески подходит к ошибкам и неудачам, которые возникают на пути полувековой истории китайской модернизации, успешно преодолевает те сложности, которые возникают на современном этапе перед развивающимися государствами11.
Дэн Сяопин отмечал, что основным духом третьего пленума 11-го созыва ЦК
11 Шэнь Юньсо. Теория китайского формата (на кит.яз.). - Пекин: Народное издательство,
2007. - С. 418. [Shen' Yun'so. Teoriya kitayskogo formata (Theory of Chinese Format) (in Chinese). Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 2007. P. 418.]
КПК является самостоятельное мышление, политический курс формируется именно из этой реальности. «В Китае строится социализм. В марксизме не был найден правильный путь, равно как и в ленинизме. Каждое государство имеет особые условия, свой собственный опыт, поэтому надо мыслить самостоятельно»12. Конечно, мы подчеркиваем, что ищем собственный путь развития, но мы вовсе не проводим модернизацию, закрывая границы, мы только говорим, что не можем перенимать и копировать модель развития и опыт других государств.
Путь социализма с китайской спецификой соответствует общественным реалиям и закономерностям социального развития Китая, в полной мере использует то пространство, которое предоставлено ему мировой историй. Кроме того, благодаря ему совершается правильный выбор нового направления развития, которое предоставлено историей человечества.
Этот верный выбор обусловлен непрестанным поиском и глубокими познаниями. В 1954 году 1-й съезд ВСНП выдвинул идею «четырех модернизаций». В 1958 году «Большой скачок» заставил нашу экономику сделать рывок, но не продвинул ее вперед. В 1975 году 4-й съезд ВСНП снова выдвинул концепцию осуществления «четырех модернизаций» в конце XX века. В 1976 году возникло движение по «критике Дэна и отпору реабилитации правоуклонистов». В 1978 году третий пленум 11-го созыва постановил сместить фокус партийной работы на строительство социалистической модернизации. С этого момента Китай встал на путь модернизации социализма с китайской спецификой. Если бы не было 30 лет опыта до начала курса реформ и открытости, то КПК продолжала бы блуждать в потемках при осуществлении модернизации. «Говоря о понимании строительства социализма, нужно иметь процесс. Необходимо появ-
12 Собрание избранных произведений Дэн Сяопина (на кит.яз.). Том 3. - Пекин: Народное издательство, 1993. - С. 260. [Sobraniye izbrannykh proizvedeniy Den Syaopina (The Collection of Selected Works of Deng Xiaoping) (in Chinese). Vol. 3. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1993. P. 260.]
ляться из реальности, от неопытности приходить к опыту, от малого опыта приходить к большому опыту, от этого признанного царства необходимости, строительства социализма, постепенно переходить к свержению слепоты, признавать объективные закономерности, через это получать свободу, через признание рождается скачок развития вверх, достигается царство свободы»13. Социализм с китайской спецификой, начатый Дэн Сяопином, именно так постепенно и появился. На сегодняшний день, достигло ли «царства свободы» это понимание Китайской Компартии «подходящего китайской ситуации» «пути модернизации по китайской модели»?14 Едва ли. Однако постепенно это состояние приближается, это неоспоримо.
Если смотреть с точки зрения пути модернизации, социализм с китайской спецификой реализуется через курс реформ и открытости. Рыночная экономика является основным рычагом изменений. Используются преимущества социализма и эффективность рыночной экономики для обновления. Цель модернизации благосостояния, демократии, цивилизации и гармонии становится все ближе. Есть ученые, которые рассматривают путь модернизации через социализм с китайской спецификой как «способ человечества отделаться от оков неолиберализма и изобрести другое практическое руководство для мира»15. Это довольно неплохое опреде-
13 Собрание сочинений Мао Цзэдуна (на кит. яз.). Том 8. - Пекин: Народное издательство, 1999. - С. 300. [Sobraniye sochineniy Mao TSzeduna (Collected Works of Mao Zedong) (in Chinese). Vol. 8. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1999. P. 300.]
14 Собрание избранных произведений Дэн Сяопина (на кит.яз.). Том 2. - Пекин: Народное издательство, 1993. - С. 163. [Sobraniye izbrannykh proizvedeniy Den Syaopina (Collection of Selected Works by Deng Xiaoping) (in Chinese). Vol. 2. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1993. P. 163.]
15 Ван Цзяньцзюнь. Третий пленум 18 созыва открыл новые горизонты для китайского пути (на кит.яз.) // Ляован, Еженедельный новостной журнал, 11 ноября 2013. [Van TSzyan'tszyun'. Tretiy plenum 18 sozyva otkryl novyye gorizonty dlya kitayskogo puti (The Third Plenum of the 18th Convocation Opened up New
ление. Анализируя опыт латиноамериканских государств, понятно, что путь модернизации под руководством неолиберализма для западных государств является способом свысока навязать странам Азии, Африки и Латинской Америки другой путь модернизации, который служит целям именно этих западных государств. Это путь иллюзий. Коммунистическая партия Китая может избавиться от оков неолиберализма, поскольку существует историческая необходимость исторического выбора марксизма в качестве руководящей теории для трансформации Китая в сторону модернизации и возрождения китайской нации. Марксизм зародился в капиталистических государствах Западной Европы, его основное свойство в том, что при его реализации раскрывается незападный и выше, чем западный социалистический путь модернизаций. «Путь социализма с китайской спецификой», реализующейся под руководством марксистской теории, -это превосходный способ для мира, побеждающий вопрос западной модернизации и превосходящий западную модернизацию, а также обновляющий проблему марксистской модернизацией и имеющий китайскую специфику. Если анализировать текущую обстановку, то этот способ реально можно осуществить. Китай на протяжении всего XX века прошел путь противостояния и опережения капитализма: революционными методами изгнал иностранных захватчиков, выгнал группировки бюрократов и капиталистов на Тайвань, через курс реформ и открытости и с помощью глобализации в мире капиталистической системы смог впитать в себя все достижения цивилизации человечества и осуществить собственное перерождение. Китай стал экономически великой державой и, таким образом, заработал себе еще большее право голоса на мировой арене.
Если подробно изучить путь развития китайской модернизации, то становится понятно, что он в некоторых аспектах ее развития использует передовой опыт и самые эффективные методы других способов модернизации. Однако, тем не менее, он стоит
Horizons for the Chinese Way) (in Chinese) //
Lyaovan, Yezhenedel'nyy novostnoy zhurnal,
11 Nov. 2013.]
на принципе внутренних потребностей самого государства, что выявляет особенности этого пути: первое, это определенные способы развития, отличные от западного, второе - это избегание всех трудностей, которые выпали на долю западной модернизации.
Курс реформ и открытости проводится в Китае уже более 30 лет, его результаты привлекают внимание всего мира. Сейчас реформы в Китае достигли очень высокого уровня, широта, глубина и сложность реформ увеличиваются. Так 7 февраля 2014 года Си Цзиньпин во время эксклюзивного интервью в российском г. Сочи говорил: курс реформ и открытости в Китае идет уже более 30 лет, уже дошел до высокой стадии. Можно сказать, что легкий этап, когда все довольны, мясо уже съедено, остались только твердые кости. Необходима большая смелость, чтобы проводить реформы и двигаться вперед, смело брать на себя ответственность и справляться с трудностями, смело смотреть в глаза опасности. Нужно твердо идти вперед к четко определенной цели, чтобы не совершать необратимых ошибок. У нас есть большая смелость и поступь тверда, потому что у нас есть вера. Мы преисполнены верой в себя, т.к. после долгих исканий мы нашли подходящий китайским условиям путь социализма с китайской спецификой. КПК следует лишь опираться на 1,3 миллиардное население Китая, твердо идти по своему пути. Таким образом партия сможет справиться со всеми трудностями, будет делать все новые успехи и, наконец осуществит возрождение китайской нации и социалистическую модернизацию.
Заключение
1 8-й и 1 9-ый съезды КПК выдвинули обобщенную формулировку «пяти в одном», которая поместила концепцию «строительства экоцивилизации» в центр процесса обогащения народа, связала ее с долгосрочными планами национального будущего. Участники съезда предложили поместить строительство экоцивилизации на видное место, связать это строительство с многосторонним процессом экономического, политического, культурного становления. Кроме того, съезд сформулировал всесто-
ронний план строительства экоцивилиза-ции, предложил «усиленно продвигаться к новой эпохе социалистической экоцивили-зации». Экоцивилизация является формой трансформации индустриальной культуры, которую Китай предлагает всему миру, зашедшему в тупик. Экоцивилизация и такие идеи китайской выдающейся традиционной экокультуры, как «единство человека и природы», «гармоничного сосуществования» и «любви к природе», имеют природную однородность и высокую степень совпадения. Экоцивилизация была предложена Китаем и содержит китайский цивилизационный ген. Такого рода трансформация приведет к сущностным изменениям развития мира, где пока выживает только сильнейший и который развивается под руководством западных стран.
Китай уже вступил в фазу страны со средним доходом. Каким образом избежать «ловушки среднего дохода» и продолжать идти по пути западной затратной и энергоемкой индустриализации? Это неосуществимо. Китаю необходим мирный расцвет. Китай не может повторить западный путь индустриализации. Необходимо проложить новый путь. Конечно, если говорить о Китае, который находится на последнем этапе индустриальной цивилизации, вызовы впереди очень велики, однако и возможностей тоже много. Сейчас в Китае новый цивили-зационный период, который и называется этапом экоцивилизации.
Во-первых, после тридцати лет со времен начала курса реформ и открытости Китай использовал рыночную экономику на глобальной платформе, чтобы сократить разрыв по уровню индустриализации с западными странами, и в результате стал второй экономикой мира. Во-вторых, в процессе индустриализации Китай накопил множество проблем и противоречий, влияющих на процесс развития. Интенсивная индустриализация привела к высокому уровню загрязнения и растрачиванию ресурсов, например, загрязнению воды, смогу в городах, истощению недр и т.д. Все это угрожает существованию китайской нации. В-третьих, Китай вступил в фазу, когда срочно необходимо менять модель развития. Поэтому на-
чало новой эпохи экоцивилиазции является великой исторической возможностью для возрождения китайской нации.
Новое руководство Китая ведет страну к «новому этапу социалистической эко-цивилизации». «Новой эпоха экоцивили-зации» - это новый идеологический ответ. Этот ответ «является открытием..., показателем всестороннего развития современной цивилизации после периода развития [традиционной] науки, а также является величайшей идеей 18-го съезда»16. Начиная в 18-го съезда ЦК уже начал работать в этом направлении. Улучшение жизненного уровня населения, регулирование структуры экономики, изменение системы оценки кадров по уровню ВВП, увеличение строгости штрафов и контроль за загрязнением окружающей среды заводами, усиление защиты окружающей среды и прочие законы, затрагивающие экоцивилизацию, уже действуют.
На 19-ом съезде КПК внесена идея генсека ЦК КПК Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. Как он говорил: «cо времени вступления социализма с китайской спецификой в новую эпоху, противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неправомерностью и неполнотой развития стало основным противоречием китайского общества». Си Цзиньпин указал 14 основополагающих принципов социализма с китайской спецификой новой эпохи. Он подчеркнул, в ближайшие 5 лет Китай будет обращать особенное внимание на вопросы окружающей среды и развития экоцивили-зации страны.
Путь социализма с китайской спецификой как новая эпоха экоцивилизации, является сложной темой для объяснения развития человеческого общества, но так осуществляется цивилизационный путь поступательного
16 Ван Цзяньцзюнь. Третий пленум 18 созыва открыл новые горизонты для китайского пути (на кит.яз.) // Ляован, Еженедельный новостной журнал, 11 ноября 2013. [Van TSzyan'tszyun'. Tretiy plenum 18 sozyva otkryl novyye gorizonty dlya kitayskogo puti (The Third Plenum of the 18th Convocation Opened up New Horizons for the Chinese Way) (in Chinese) // Lyaovan, Yezhenedel'nyy novostnoy zhurnal, 11 Nov. 2013.]
развития Китая и мира. Он является продолжением идей научного развития, выдвинутого новым китайским руководством. 400 лет развития традиционной индустриальной цивилизации дало человечеству невиданное ранее богатство и экономическое процветание, однако в то же время она вызвала загрязнение воздуха, ухудшение окружающей среды, истощение ресурсов. Человеческое общество не может не развиваться, однако не может больше применять временные меры, которые усугубляют ситуацию - в конце концов, у нас в распоряжении только один земной шар. Социалистическая экоцивилизация является важной составляющей социалистического пути, она представляет собой новый тип цивилизации, совмещающий в себе идеи китайской экоцивилизации и западной индустриальной цивилизации. Она совмещает развитие индустриализации и защиту экологии, выстраивает быстрый и хороший путь индустриализации нового типа, создает прекрасный Китай, где «синее небо, зеленая трава и чистая вода», дает человечеству новый цивилизационный путь поступательного развития17. Если смотреть с этой точки зрения, путь социализма с китайской спецификой не только дает миру новый формат развития, но и новую форму цивилизации.
Литература:
Ду Вэймин. Современная мораль и конфуцианские традиции (на кит. яз.). - Шанхай: Издательство Сань-лянь, 1997.
Избранные сочинения Мао Цзедуна (на кит. яз.). Том 2. - Пекин: Народное издательство, 1991.
Исследование центра Теоретической системы социализма с китайской спецификой Центральной партийной школы. Неизбежность эпохи Китайского пути (на кит.яз.) // Цюйши. - 2013. - № 20.
Полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (на кит. яз.). Том 4. - Пекин: Народное издательство, 2009.
17 Исследование центра Теоретической системы социализма с китайской спецификой Центральной партийной школы. Неизбежность эпохи Китайского пути (на кит.яз.) // Цюйши. - 2013. - № 20. [Issledovaniye tsentra Teoreticheskoy sistemy sotsializma s kitayskoy spetsifikoy Tsentral'noy partiynoy shkoly. Neizbezhnost' epokhi Kitayskogo puti (Study of the Center of the Theoretical System of Socialism with Chinese Characteristics of the Central Party School. The Inevitability of the Era of the Chinese Way) (in Chinese) // Tsyuyshi, 2013, No. 20.]
Ранние работы Мао Цзэдуна (на кит.яз.). - Хунань: Народное издательство, 2008.
Си Цзиньпин. Совершенствовать и развивать строй социализма с китайской спецификой, развивать систему управления государства и управленческого потенциала (на кит.яз.) // Жэньминь Жибао, 18 февраля 2014.
Собрание избранных произведений Дэн Сяопина (на кит.яз.). Том 2. - Пекин: Народное издательство, 1993.
Собрание избранных произведений Дэн Сяопина (на кит.яз.). Том 3. - Пекин: Народное издательство, 1993.
Собрание сочинений Мао Цзэдуна (на кит.яз.). Том 8. - Пекин: Народное издательство, 1999.
Собрания сочинений В.И. Ленина (на кит. яз.). Том 2. - Пекин: Народное издательство, 1995.
Хе Синьюань. Китайский путь - иной путь модернизации (на кит.яз.). - Фуцзянь: Народное издательство, 2014.
Цзоу Шипэн. Китайский путь и практическая философия Китая (на кит. яз.) // Марксизм и реальность. -2012. - № 6.
Чэнь Чжэнькай. Столетие Синьхайской революции: великое идеологическое освобождение: «Китайский путь» добился мирового признания» (на кит. яз.) // Жэньминь Жибао Интернешнл, 30 сентября 2011.
Шэнь Юньсо. Теория китайского формата (на кит. яз.). - Пекин: Народное издательство, 2007.
Ян Ин, Ван Сяоцян. Дэн Интао: модернизация для большинства (на кит.яз.) // Типография Гонконга. -2012. - № 1.
References:
Chen'Chzhen'kay. Stoletiye Sin'khayskoy revolyutsii: velikoye ideologicheskoye osvobozhdeniye: «Kitayskiy put'» dobilsya mirovogo priznaniya» (The Centenary of the Xinhai Revolution: The Great Ideological Liberation: "The Chinese Way" Has Got Global Recognition) (in Chinese) // Zhen'min'Zhibao Interneshnl, 30 Sep. 2011.
Du Veymin. Sovremennaya moral' i konfutsianskiye traditsii (Modern Morality and Confucian Traditions) (in Chinese). Shankhay: Izdatel'stvo San'lyan', 1997.
Issledovaniye tsentra Teoreticheskoy sistemy sotsializma s kitayskoy spetsifikoy Tsentral'noy partiynoy shkoly. Neizbezhnost' epokhi Kitayskogo puti (Study of the Center of the Theoretical System of Socialism with Chinese Characteristics of the Central Party School. The Inevitability of the Era of the Chinese Way) (in Chinese) // Tsyuyshi, 2013, No. 20.
Izbrannyye sochineniya Mao TSzeduna (Selected Works of Mao Zedong) (in Chinese). Vol. 2. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1991.
Khe Sin'yuan'. Kitayskiy put' - inoy put' modernizatsii (He Xinyuan, the Chinese Way - a Different Way of Modernization) (in Chinese). Futszyan': Narodnoye izdatel'stvo, 2014.
Polnoye sobraniye sochineniy K. Marksa i F. Engel'sa (Complete Works of K. Marx and F. Engels) (in Chinese). Vol 4. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 2009. P. 198.
Ranniye raboty Mao TSzeduna (The Chinese Way and the Practical Philosophy of China) (in Chinese). Khunan': Narodnoye izdatel'stvo, 2008. Pp. 393-394.
Ranniye raboty Mao TSzeduna (The Early Works of Mao Zedong) (in Chinese). Khunan': Narodnoye izdatel'stvo, 2008. Pp. 393-394.
Shen' Yun'so. Teoriya kitayskogo formata (Theory of Chinese Format) (in Chinese). Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 2007.
Si TSzin'pin. Sovershenstvovat' i razvivat' stroy sotsializma s kitayskoy spetsifikoy, razvivat' sistemu upravleniya gosudarstva i upravlencheskogo potentsiala (To Improve and Develop the System of Socialism with Chinese Characteristics, to Develop the System of Government Management and Management Potential) (in Chinese) II Zhen'min' Zhibao, 18 Feb. 2014.
Sobraniya sochineniy V.I. Lenina (Collected Works of V.I. Lenin) (in Chinese). Vol 2. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1995.
Sobraniye izbrannykh proizvedeniy Den Syaopina (Collection of Selected Works by Deng Xiaoping) (in Chinese). Vol. 2. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1993.
Sobraniye izbrannykh proizvedeniy Den Syaopina (The Collection of Selected Works of Deng Xiaoping) (in Chinese). Vol. 3. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1993.
Sobraniye sochineniy Mao TSzeduna (Collected Works of Mao Zedong) (in Chinese). Vol. 8. Pekin: Narodnoye izdatel'stvo, 1999.
Yan In, Van Syaotsyan. Den Intao: modernizatsiya dlya bol'shinstva (Dan Intao: Modernization for the Majority) (in Chinese) // Tipografiya Gonkonga, 2012, No. 1.
DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10014
THE CHINESE PATH - MODERNIZATION TRANSFORMATION OF THE CHINESE CIVILIZATION
Sun Lei
Beijing Institute of Technology, Beijing, China
Article history:
Received:
01.12.2018
Accepted:
25.04.2019
About the author:
Dr. of Pedagogy, Lecturer, School of Marxism, Beijing Institute of Technology
e-mail: [email protected] Key words:
Chinese path; modernization; socialism with Chinese characteristics; transformation of the Chinese civilization; the Chinese model
Abstract: The article deals with "Chinese path" -modernization transformation of the Chinese Civilization. It is shown that "Chinese path" reflects the formation and development of a new configuration of Chinese civilization. From civilizational transformation to "the Chinese path" is the gradual historical development, was the failure "to improve the state of construction of the" victory "of the revolution state-building", the success of the "economic state-building", constructing a "civilizational state-building". Socialism with Chinese characteristics liberates and develops the productive forces, creating a socialist market economy, socialist democracy, advanced socialist culture, harmonious socialist society, eco-culture of socialism.
Для цитирования: Сунь Лэй. Китайский путь - модер-низационная трансформация китайской цивилизации // Сравнительная политика. - 2019. №2 - С. 20-36. DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10014
For citation: Sun Lei. Kitayskiy put' - modernizatsionnaya transformatsiya kitayskoy tsivilizatsii (The Chinese Path - Modernization Transformation of the Chinese Civilization) // Comparative Politics Russia, 2019, No. 2, pp. 20-36.
DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10014