Зарубежный опыт
Ни Фэй — доктор юридических наук, доцент юридического факультета Нанкинского педагогического университета, Китай
Ли Сюй — преподаватель Института марксизма Восточно-Китайского университета политологии и права, Китай ([email protected])
ОРИЕНТАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ТЕОРИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Данная статья написана при поддержке грантов Национального фонда социальных наук: крупный проект № 142X003 «Исследование влияния всестороннего продвижения правового государства и всестороннего углубления реформ», рядовой проект № 14ВГХ005 «Исследования архитектоники изменений и различий местного управления и путь реализации управления на основе закона в Китае» и «Проект провинции Цзянсу по созданию и материальному стимулированию отдельных дисциплин высших учебных заведений» (РВАВ). Вузы провинции Цзянсу совместно с инновационным центром работают над развитием регионального управления на основе законов.
Аннотация. История показывает, что принятая правительством правовая доктрина в отдельно взятой стране является идеологической основой законности в стране. Правовая доктрина социализма с китайской спецификой, выдвинутая в решенияхXVIII съезда Коммунистической партии Китая, является важнейшей составной частью теории социализма с китайской спецификой, значительным достижением развития человеческой цивилизации в области верховенства закона, новой теоретической формулировкой китайского правового опыта. По сравнению с другими странами мира правовая доктрина социализма с китайской спецификой обладает важными теоретическими инновациями в сфере верховенства закона. Твердо придерживаться правовой доктрины и развивать ее при социализме с китайской спецификой - для Китая означает создавать правовые пути, обеспечивающие руководство и направление развития; предоставлять важный канал для осмысления верховенства закона, что является существенным теоретическим вкладом в международное право.
Ключевые слова: правовая доктрина социализма с китайской спецификой, научная ориентация, теоретические инновации
В процессе установления верховенства закона в каждой отдельно взятой стране в качестве базовой поддержки зачастую используется некая система доктрин, которые так или иначе соответствуют характерным национальным особенностям независимо от того, являются они достоверными или нет, и которые имеют непосредственное отношение к процветанию или упадку законности в стране. В 2014 г. на 4-м пленуме 18-й сессии ЦК КПК был принят документ под названием «Решения ЦК КПК по ряду важнейших вопросов по всестороннему содействию управлению в государстве на основе закона» (далее — «Решения»). Позиция, выраженная в данном документе, четко и ясно обозначила путь неуклонного соблюдения верховенства права при социализме с китайской спецификой и в то же время последовательного претворения в жизнь правовой доктрины социализма с китайской спецификой под руководством партии. При этом выражена позиция твердо придерживаться социалистической системы с китайской спецификой и принимать правовой путь как основную сущность социализма с китайской спецификой. В «Решениях» подчеркнуто: «Мы должны исходить из национальных особенностей Китая вместе с непрерывным углублением и адаптацией реформ и политики открытости, обобщать и применять на практике успешный опыт руководства партии народом при верховенстве закона, строить социалистическое правовое государство вокруг основных теоретических и практических вопросов,
содействовать теоретическим инновациям в верховенстве закона, развиваться в соответствии с китайскими реалиями, обладающими определенной спецификой, воплощать теорию социалистического верховенства права через законы социального развития, чтобы государство обеспечивало теоретическое руководство и методологическую поддержку, опираясь на верховенство закона»1.
Научное место теории верховенства закона при социализме
с китайской спецификой
Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой — важнейшая составляющая системы доктрин социализма с китайской спецификой, значительное достижение развития человеческой цивилизации в области верховенства закона, новая теоретическая формулировка китайского правового опыта. Система доктрин социализма с китайской спецификой осуществляется через различного рода деятельность, благоприятствующую развитию научного руководства. Содержание системы включает в себя учение Дэн Сяопина, важнейшую идеологию «трех представителей», подход с точки зрения научного развития, идеологию «четырех всесторонних стратегий» и другие научные теоретические системы. Среди них можно отметить теорию Дэн Сяопина о «демократическом преобразовании законодательства, законодательном преобразовании демократии», теорию Цзян Цзэминя о «строительстве социалистического правового государства», теории Ху Цзиньтао об «управлении в соответствии с правом», «управлении в соответствии с законом» и теории Си Цзиньпина о «государстве, управляемом на основе закона», «системе государственного управления и правоспособности модернизации управления» и о «построении системы верховенства закона при социализме с китайской спецификой».
Опираясь на концепции правового государства — понимание человека в качестве основного капитала гармоничного общества; рассмотрение рыночной экономики как объекта партийного управления; прогрессивную культуру и др. концепции, коллективными усилиями удалось выработать базисную концепцию системы доктрин социализма с китайской спецификой [Лю Хайтао 2012].
Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой — значительное достижение развития человеческой цивилизации в области верховенства закона. Путь управления государством на основе закона в социалистическом Китае — это вовсе не безводный источник или дерево без ствола. Для китайской нации, и в особенности для китайских коммунистов, этот путь включает правовое наследие китайской традиционной культуры, лучшие правовые образцы западной цивилизации, правовое наследие марксизма. Это идеология верховенства закона, существующая на протяжении более двух тысячелетий на Западе, а также развитие современных теорий, продолжающих правовую традицию Китая. Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой позаимствовала из прошлого квинтэссенцию китайской традиционной правовой культуры. Китайская законодательная культура имеет давнюю историю: в течение веков она породила множество идеологий, элементы которых имеют универсальные ценности. Так, можно отметить законы, демонстрирующие гуманистический дух, подчеркивающие фундаментальное значение человека, народа, социальную гармонию, наилучшим образом интегрируя и направляя мир посредством гуманистического духа в психологии и идеологии членов социума для сохранения и совершенствования всего общества; законы, уделяющие серьезное внимание правилам общежития, взаимопомощи, объединяющие нравственную добродетель и верховенство закона, подчеркивающие врожденные добродетели
1 Решения ЦК КПК по важным вопросам продвижения правового государства. 23.10.2014. Пекин: Народное издательство. 2014.
и нестрогое наказание; законы, делающие упор на функции просвещения, рассматривающие воспитательное и обучающее назначение законов, определяющие задачу законов в том, чтобы не только «запрещать, жестоко наказывать, предупреждать преступников», но также и «наставлять, просвещать, обучать, совершенствовать». Гуманность, справедливость, соблюдение правил поведения — все это исходит из соблюдения законов. Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой, основываясь на китайской традиционной правовой культуре как базисе, упорядочивает и классифицирует ее богатые источники, связывает ту эпоху с современной реальностью, осуществляя реконструкцию важного и отсеивание несущественного, позволяет китайскому национальному правовому духу и духу современности гармонично сливаться в единое целое.
Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой также заимствует лучшие достижения западной правовой теории. Западная правовая культура накопила мощные пласты опыта в области закона и права, особенно в период Новой истории. Управление государством на основе закона проявляется в таких чертах современного капиталистического общества, как свобода, равенство, братство, достоинство человека, личности, права человека, свобода воли, частная собственность, законность наказания за преступление и др. концепции и принципы законности, и отражает общие закономерности развития правовой культуры человеческой цивилизации.
Далее, теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой является новейшим достижением в развитии марксистской правовой идеологии в Китае. Теория продолжает труды Маркса, Энгельса, Ленина и др. классиков марксизма в области диалектического материализма в отношении законов и управления государством на основе закона. В то же время она тесно связана с практикой китайского законодательства, непрерывно обогащается и развивается. Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой непосредственно продолжает и развивает идеологию Мао Дзэдуна. Так, Мао Дзэдун, Чжоу Эньлай, Чжу Дэ, Лю Шаоци, Дун Биу, Пэн Чжэнь применили основные принципы государственности и законодательства марксистской теории к китайской действительности, продемонстрировав целый ряд творческих подходов к преобразованию Китая на основе марксистской правовой теории. Эти подходы унаследованы и развиваются системой доктрин верховенства закона при социализме с китайской спецификой.
Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой является современной теоретической формулировкой осуществления на практике верховенства закона. Самая яркая специфическая черта данной теории — ее практичность. Она прочно опирается на практику построения законности в современном Китае, и именно в процессе реализации законности в Китае и теоретического обобщения практического опыта руководит и направляет деятельность на основе закона. Теория сформировалась под руководством партии, правительства, совместными усилиями общества, при участии народных масс и других различных групп и объединений, в т.ч. законодательных, административных, правоохранительных органов и внутренней системы правового надзора. Она накапливает китайский правовой опыт, насыщается китайской спецификой, раскрывает китайскую правовую сущность, описывает китайский правовой путь.
Инновации в теории верховенства закона при социализме
с китайской спецификой
Содержание системы доктрин верховенства закона при социализме с китайской спецификой очень богато. Здесь можно отметить целый ряд оригинальных учений.
1. Теория систематизации, легализации и программирования социалистической демократии. Эта важнейшая теория была достаточно давно выдвинута товарищем Дэн Сяопином. В 1978 г. на рабочем совещании ЦК товарищ Дэн Сяопин отметил: «В целях защиты народной демократии необходимо усилить законность. <...> Мы должны сделать демократию институциональной и легализованной, чтобы этот строй и законы не менялись в зависимости от лидера, от взглядов лидера и от его способностей сосредоточить внимание на чем-либо»1. Развитие социалистической демократической политики, институциональные проблемы несут более фундаментальный, всеобъемлющий, стабильный и долгосрочный характер. Единоличное управление страной весьма опасно, только учреждение системы законов для управления надежно. Сохранение и развитие народной демократии на основе институционализации и легализации в китайском понимании правопорядка и законности при социалистической демократии является неким крупным переломным моментом и совершенствованием. Далее, в 2002 г. на XVI съезде КПК на основе демократической институционализации и легализации были выдвинуты такие предложения, как «осуществление институцио-нализации, регламентации и программирования в социалистической демократической политике». Особенно подчеркивались требования к программированию. На XVII и XVIII съездах КПК эта точка зрения получила свое развитие. Институционализация, регламентация и программирование демократической политики полностью изменили социалистическую политическую экологию. Они не только благоприятствуют долговременному спокойствию партии и государства, но также способствуют расширению упорядоченного участия народных масс в политической жизни на всех уровнях и во всех сферах.
2. Теория социалистического правового государства. Она была выдвинута в 1996 г. товарищем Цзян Цзэминем. В 1997 г. на XV съезде КПК было официально объявлено, что основная стратегия партии при руководстве народом и управлении государством опирается на принцип правового государства. В 1999 г. в поправках к Конституции (свод законов) одной из целей ставится построение социалистического правового государства. По этому поводу товарищ Цзян Цзэминь отметил: «Правовое государство — это когда широкие народные массы под руководством партии в соответствии с Конституцией и законами посредством различных путей и способов управляют государственными делами, экономикой, культурой, хозяйственной деятельностью, общественными делами, когда обеспечивается законность всех государственных дел». В дальнейшем на всекитайских съездах КПК и пленумах ЦК этот подход неоднократно обогащал и углублял теорию правового государства и верховенства закона при управлении государством. Так, например, на 4-м пленарном заседании XVIII съезда КПК одновременно со стратегическими планами содействия конституционному правовому государству было предпринято продвижение инноваций в области развития верховенства закона и теорий правового государства.
3. Единая органическая теория руководящей роли партии, роли народа как хозяина в собственном доме и правового государства. Эта важнейшая теория была выдвинута впервые Цзян Цзэминем в 2002 г. в докладе на XVI съезде КПК. До XVI съезда КПК, когда речь шла о социалистической демократической политике и политической культуре, подразумевались две линии — партийное лидерство и народная демократия. Товарищ Цзян Цзэминь расширил понятие правового государства, подчеркнув, что самым существенным является последовательно отстаивать единую органическую теорию руководящей роли партии, распорядительной роли народа и правового государства как отправную точку. После
1 Дэн Сяопин. Собрание избранных трудов. Пекин: Народное издательство. 1983.
XVI съезда КПК товарищ Ху Цзиньтао осуществил глубокую научную разработку триединой теории правового государства, которая является новым шагом вперед в развитии марксистской правовой идеологии и теории законности при социализме с китайской спецификой. В частности, сущность законности при социализме с китайской спецификой — это руководство партии, и это самое большое ее отличие от законности в западных капиталистических странах1.
4. Теория сочетания управления в государстве на основе законов и путем воспитания нравственности. В 2001 г. на национальной конференции Министерства пропаганды товарищ Цзян Цзэминь отметил: «В процессе строительства социализма с китайской спецификой, развития социалистической рыночной экономики необходимо твердо придерживаться целей укрепления социалистической законности, правового государства и неустанно работать в этом направлении, но в то же время нужно продолжать укреплять строительство социалистической морали, управление государством на основе нравственных норм». В ноябре 2002 г. в докладе на XVI съезде КПК была подробно изложена взаимозависимость между управлением в государстве на основе законов и на основе нравственных норм и морали. Так, в докладе подчеркивалось, что управление в государстве на основе законов относится к категории политической культуры, в то время как управление на основе нравственных норм относится к категории духовной и моральной культуры, которые вовсе не противостоят друг другу, а напротив, взаимно дополняют, взаимно развивают друг друга. Теория сочетания управления в государстве на основе законов и путем воспитания нравственности является наследием опыта управления в древнем Китае и обогащает и развивает современную теорию управления.
5. Теория управления под руководством партии и в соответствии с законом, на основе Конституции. В истории социализма отношения между руководством партии и управлением на основе законов, т.е. отношения «партия — закон», — это противостояние, которое не так просто разрешить. Основанный на отечественных и зарубежных уроках китайский базовый опыт показывает, что руководство партии осуществляется в едином русле со следованием законам, на основе Конституции. Еще в 1982 г. Китайская коммунистическая партия закрепила в Уставе положение, что «необходимо действовать в рамках Конституции и законов». В 2002 г. на XVI съезде КПК отмечалось, что необходимо «держать бразды правления в соответствии с законами». В 2004 г. на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва в решении об укреплении потенциала правящей партии было указано, что управление должно осуществляться в соответствии с законами базовой модели управления правящей партии. В том же году товарищ Ху Цзиньтао в своем выступлении на собрании в честь 50-й годовщины образования ВСНП четко определил дальнейшие шаги партийного развития: «Управлять в государстве на основе законов необходимо опираясь на Конституцию, стоять у власти в соответствии с законами и править государством в соответствии с Конституцией». После XVII съезда КПК товарищ Си Цзиньпин провел углубленное исследование вопроса о сочетании руководящей роли партии и управления на основе законов, в котором акцентировал внимание на следующем: руководство партии и социалистическая законность есть единое целое; социалистическая законность должна твердо придерживаться руководства партии, руководство партии должно ориентироваться на социалистическую законность. В укреплении и совершенствовании руководства партии в отношении всестороннего продвижении законности в государстве ключевым пунктом является реализация на практике триединой
1 Си Цзиньпин. Выступление на симпозиуме для специального обучения руководящих и кадровых работников уровня провинции и областей по изучению и реализации духа 4-го пленума 18-й сессии КПК о всестороннем содействии законности. 2015. 2 фев.
теории «четыре мастерства», которая заключается в том, что необходимо придерживаться руководства партии в сфере законодательства, гарантии соблюдения закона, поддержки правосудия. Партия должна вести за собой в соблюдении закона, сделать единым целым базовые стратегии законности в государстве и управления государством на основе закона; полновластно держать в руках общую ситуацию, координировать все стороны деятельности ВСНП, правительства, Политического консультативного совета, судебных органов, органов прокуратуры, которые в соответствии с законами и уставами исполняют свои должностные функции, централизованно развивать их работу; соединять в единое целое разработанные и осуществляемые партией конституционные законы и действия партии, реализуемые в рамках этих конституционных законов; суметь пронести партийные убеждения через правовую процедуру и сделать их государственной волей; позволить кандидатурам, рекомендованным партийными организациями, пройти через правовую процедуру и стать руководителями государственных правящих структур; суметь осуществлять руководство страной и обществом через государственные властные структуры; применять на практике принцип демократического централизма, сохраняя могущество центральной власти и сплоченность партии и государства. Здесь ясно обозначены положение и роль партии в отношении четырех столпов правового государства — законодательства, гарантии законности, правосудия и соблюдения законов, а также способы и пути их реализации на практике.
Значение теории управления на основе законов при социализме
с китайской спецификой
По мере углубления разработки теории правового государства при социализме с китайской спецификой содержание системы теорий управления на основе закона может продолжать непрерывно обогащаться и расширяться. Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой имеет важное руководящее значение для обеспечения построения китайского правового государства, которое проявляется в следующем.
Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой является важнейшим теоретическим гарантом осуществления на практике построения китайского правового государства на социалистическом пути развитиях [Фу Цзытан, Чжу Линьфан 2015]. Проблемы пути развития являются наиболее фундаментальными, и верные теории являются основой выбора правильного пути. При выборе модели законности Си Цзиньпин отметил: «За каждой конфигурацией законности стоит набор политических теорий, внутри каждого образца законности всегда имеется политическая логика, путь осуществления законности всегда покоится на политической платформе»1.
Хотя в социалистическом Китае осуществление законности на практике демонстрирует значительные результаты, это не следует класть в основу базовой системы формулировок для создания зрелой теории социализма с китайской спецификой. В диалоге с другими мировыми правовыми системами страна оказалась перед лицом серьезного недостатка правовых формулировок в сфере верховенства закона. По этому поводу можно привести следующее утверждение: «По сравнению с любыми другими факторами наиболее решающими являются ум и психика, характер, которые определяют наш своеобразный, отличающийся от мирового образ жизни».
1 Основные положения выступления Си Цзиньпина при рассмотрении специальной темы по изучению и претворению в жизнь духа 4-го пленума 18-го созыва ЦК КПК о содействии законности, сделанного 2 февраля 2015 г. на церемонии открытия симпозиума для руководителей и кадровых работников уровня провинций и областей. — Народная ежедневная газета. 03.02.2015.
В современном Китае систематизирована и обобщена теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой, что позволило освободиться от доминирования западных теорий законности, избежать модели законности, построенной исходя из западных правовых доктрин, но также и учитывать те характерные черты моделей, которые получили официальное признание и оценку и на которые Китай ориентируется в правовой практике. В то же время четкие формулировки теории верховенства закона при социализме с китайской спецификой способствуют тому, что китайское национальное своеобразие оказывает свое влияние и на мировые теории верховенства закона, а четкие формулировки содействуют пониманию мировым сообществом результатов, достигнутых Китаем на пути созидания правопорядка и законности.
Теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой является основным вкладом китайской цивилизации в мировую цивилизацию в области управления в государстве в соответствии с законом [Фу Цзытан, Чжу Линьфан 2015]. Хотя в области законности Китай относится к развивающимся странам, благодаря заимствованию опыта и обучению за сравнительно короткое время страна сумела завершить создание правовой системы. Однако управление на основе закона в Китае отнюдь не является придатком западной законности, ее подражателем и потребителем — китайская законность имеет независимый тип выражения и способ реализации. Такого рода самостоятельность проистекает, с одной стороны, из многотысячелетних культурных традиций законности в Китае, а с другой — из установленных руководящей Коммунистической партией и реализуемых в течение полувека законов и правопорядка в стране, где проживают сотни миллионов современных китайцев.
Список литературы
Лю Хайтао. 2012. Обозрение системы теорий социализма с китайской спецификой. — Социализм в современном мире. № 6. С. 53-58.
Фу Цзытан, Чжу Линьфан. 2015. Основная структура теории верховенства закона при социализме с китайской спецификой. — Законодательство и социальное развитие. № 3.
Ni Fay, Dr.Sci.(Legal), Associate Professor of the Law Faculty, Nanjing Normal University, China
Li Xu, Lecturer at the Institute of Marxism, East China University of Political Science and Law, China ([email protected])
ORIENTATION AND INNOVATION: THE THEORY OF THE RULE OF LAW UNDER SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS FROM THE POINT OF VIEW OF INTERNATIONAL LAW
Abstract. History shows that the legal doctrine adopted by the government in a particular country is the ideological basis of law in the country. The legal doctrine of socialism with Chinese characteristics put forward in Decisions of the 18th Congress of the Communist party of China is the most important part of the theory of socialism with Chinese characteristics, a significant achievement of human civilization development in the area of rule of law, a new theoretical formulation of the Chinese legal experience. In comparison with other countries in the field of rule of law, the legal doctrine of socialism with Chinese characteristics has important theoretical innovations. As for China, adhere to and develop the legal doctrine under socialism with Chinese characteristics is to create legal ways to provide leadership and direction of the development; to provide an important channel for understanding the rule of law in China, which is a significant theoretical contribution to international law.
Keywords: legal doctrine of socialism with Chinese characteristics, research orientation, theoretical innovation