Сер. 9. 2008. Вып. 3. Ч. II
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
У Сюцзюань
КИТАЙСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ХОДЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
С 1978 г., после вступления Китая на путь крупномасштабных реформ, можно отметить циклическую смену приоритетов. В 70-х гг. прошлого века китайские интеллектуалы начинают признавать необходимость реформ. В 80-90-х гг. основной акцент делался на преобразование в экономике. Затем начинается движение за ревизию тысячелетних традиций конфуцианской культуры и, наконец, на рубеже тысячелетий обратились к проблемам политики, возникли дискуссии о трансформации социально-политической системы.
В современном Китае тенденции радикальной демократизации политической жизни противостоит традиционная приверженность сохранению основных рычагов государственного контроля над обществом в руках властей. Эта позиция подкрепляется также опасениями определенной части общества, что ускоренная демократизация китайского общества по образцам восточноевропейских стран и Советского Союза может привести его в состояние политической нестабильности, беззакония и социального хаоса.
Китайское руководство хорошо понимает, что в условиях глобализации информационного пространства Китай объективно должен сокращать дистанцию по отношению к западному демократическому обществу. Но противоречивость ситуации проявляется в том, что, с одной стороны, возникла необходимость учиться у Запада открытому обществу и умению общаться с ним, а с другой стороны — не исчезла необходимость бороться за сохранение национальных традиций и приоритетов, на которых покоятся основы жизни китайского народа. Разрешение этого противоречия видится в том, чтобы уметь реформировать, но при этом не потерять себя, находить варианты именно народного возрождения. Поэтому политика, проводимая современным китайским руководством, ставит своей целью одновременное включение Китая в мировое информационное пространство и сохранение китайской национальной специфики. Нельзя не согласиться с мнением китайских экономистов, которые считают, что «втискивать» разнообразные и сложные китайские традиции в какие-то чужие «принципы», а не исповедовать настоящие «китайские принципы», опираясь на китайскую историю и реальность, было бы опасно и неосмотрительно. По мнению заместителя секретаря Академии общественных наук Китая Хэ Бинмэна, Китаю не следует отказываться от участия в процесс глобализации, но при этом «необходимо быть бдительными по отношению к стоящей за ней глобальной экспансией неолиберализма и монополистического капитала»1.
Китайские специалисты постоянно подчеркивают, что осуществление реформ требует не только большой решимости, но и тщательной подготовки, поэтапности, последовательности, отказа от поспешных шагов. Потребности глубинного реформирования китайского общества по существу связаны с трансформацией всей системы и механизмов социальных отношений. По верному замечанию С. Г. Корконосенко, общество пришло
© У Сюцзюань, 2008
в движение, одним из проявлений которого является поиск оптимальной модели управления и регуляции взаимодействия между элементами социальной структуры2.
Средства массовой информации, являясь социальным институтом, обеспечивающими важную часть информационного обмена в современном обществе, неизбежно играют значительную роль в процессах, связанных с направляемыми социальными и политическими изменениями, предстают составным компонентом этих процессов. Без необходимого информационного обеспечения сегодня невозможно принятие эффективных решений на всех уровнях управления обществом, без достаточного потока информации трудно представить полноценную жизнь индивида в современных реалиях и в реальной жизни каждого гражданина.
Недостатки в деятельности СМИ Китая общеизвестны. На протяжении многих лет крайне редко было можно встретить в прессе аналитические материалы, глубоко и объективно исследующие природу действующей власти. Китайское телевидение критиковали за информационную недостаточность: за отставание в оперативности, однообразие видового материала, штампы, узость географии и т. д.
Сегодня, когда реформа все шире и глубже охватывает все жизненные пласты китайского общества, серьезно изменилась деятельность средств массовой информации КНР, их функционирование и роль в социально-политической системе современного Китая. Динамичность процессов демократизации всех сфер жизнедеятельности человека ставит перед китайской прессой все более острые, актуальные проблемы социально-экономического и духовно-практического порядка. Усложняющаяся социальная структура общества, характер и объем запросов, интересов, пожеланий различных слоев аудитории требует от китайских журналистов улучшения, изменения, а порой и преобразования устоявшихся типов изданий и программ, что вполне естественно ведет к постоянной трансформации всей системы средств массовой информации. В новых рыночных условиях китайские СМИ могут не только играть апологическую роль, разъясняя и комментируя новые исторические решения очередного съезда, пленума партии, но так же должны стать творцом новых социальных отношений, быть нейтральными к принимаемым правящими структурами решениям, а в перспективе даже стать оппонентом власти при принятии важных общенациональных решений.
В последние годы в Китае появились новые формы освещения многих важнейших общественно-политических событий. Пресса стала гораздо богаче по содержанию, в ней публикуются подробные стенограммы съездов народных депутатов, появились ранее невиданные жанры: выступления парламентских корреспондентов, эксклюзивные интервью, портреты политических лидеров, журналистские расследования. Пресса широко отражает проблемы, связанные с безработицей, образованием, коррупцией, разрывом между городом и деревней и т. д. Каждое издание ищет свои способы привлечь внимание читателей к актуальным проблемам, стремится активно воздействовать на их решение. В стране резко увеличилось число коммерческих изданий: вечерних, утренних, молодежных и рекламных газет. Например, тиражами более 1 млн экз. выпускаются вечерние газеты «Бэйцзин ваньбао» («Вечерний Пекин»), «Янчэн ваньбао»(«Вечерний Гуанчжоу»), «Янцзы ванбао» («Вечерний Нанькин»), «Синьминь ваньбао» («Вечерний Шанхай»). В Пекине публикуются утренние газеты «Синьцзинбао» («Новости столицы») и «Бэйцзин чжэнбао» («Утренний Пекин»). Крупными газетами также являются молодежные газеты «Чжунго цинняньбао» («Китайская молодежная газета») и «Бэйцизин цинняньбао» («Пекинская молодежная газета»). Самыми популярными рекламными
газетами в Китае являются «Цзинпин гоуу чжинан» («Справочник покупки») и «Шоу ди шоу» («Информации продажи»). Эти коммерческие газеты на практике вбирают в себя ранее запрещенные политические и общественно-бытовые рубрики. Так, в конце 90-х гг., на фоне обострения социально-экономических противоречий, в Китае вспыхнули масштабные дебаты о социальной справедливости. Некоторые оппоненты власти связывают возникновение несправедливости с чиновничьим злоупотреблением властью и обменом ее на деньги. Подобные дебаты и критика активно отражаются во многих рубриках китайской печати. Например, в 2007 г. в предсъездовское время под рубриками «Трибуна народа», «Новость на фокусе» газета «Жэньминь жибао» опубликовала более двадцати важных статей, которые обращали внимание на интересы «слабых социальных групп», анализировали проблемы разрыва между городом и деревней. А ежедневный 80-полосный таблоид «Синьцзинбао» («Новости столицы») под самой авторитетной рубрикой газеты «Репортаж-ядро» опубликовали многие журналистские расследования, вызвавшие горячие отклики и обсуждения, включая, например, историю 2007 г. о рабском труде сотен рабочих на Шаньсиском кирпичном заводе. В некоторых журналах часть китайской интеллигенции даже выступила с критикой избранной в КНР модели преобразований. Критики оппонентов реформ ссылаются на слова Дэн Сяопина, произнесенные в 1990 г. Тогда «архитектор реформ» предупредил, что имущественная поляризация приведет в Китае к обострению противоречий между регионами, между национальностями, между классами, а также между центром и местами. И в этом случае может возникнуть хаос3. Оппоненты реформ полагают, что ошибочный курс привел к обострению противоречий, о которых предупреждал Дэн Сяопин4. В этих статьях высказались различные, в том числе противоречащие друг другу, мнения по актуальным проблемам, и подобные аналитические материалы делают китайские печатные издания более открытыми и насыщенными. Можно сказать, что китайские СМИ стали более адресными, отвечающими политическим и культурным запросам разнообразных групп населения.
Наряду с положительными тенденциями, активно влияющими на процесс демократической трансформации общества, есть и негативные, тормозящие этот процесс развития демократического общества. Об этом свидетельствует опрос, который проводился среди китайских журналистов в ноябре 2007 г. 34,4 % опрошенных журналистов считают, что бессилие критики прессы и контроля общественного мнения являются самой актуальной проблемой китайской журналистики. Менее важными проблемами они считают погоню за сенсацией (27,3 %), дутые сведения в положительной пропаганде (18,2 %), нехватку внимания к нужде народа (12 %) и сходство содержания т. д. (8 %)5.
Остановимся на некоторых тревожных проблемах современной китайской прессы.
Хотя на новом этапе в информационном пространстве Китая значительно снизилось количество различных запретов, но все еще велики силы, препятствующие развитию критики. Надо признать, что сегодня в Китае все еще сохраняется практика командно-приказного подхода к органам массовой информации. Имеются факты зажима критики, расправы за критику. Более сложные, порой драматические ситуации возникают, если критика направлена на руководящих партийных работников, либо на партийный аппарат. И тогда к журналистам, не желающим мириться с зажимом критики, применяются, и не столь редко, карающие санкции — подвергается изъятию из номера острый материал, раздаются угрозы. В качестве примера ограничимся лишь одним событием, которое вызвало горячие отклики и обсуждения в сфере китайской журналистики. 1 января 2008 г. пекинский
журнал «Юридическое лицо» опубликовал статью, которая разоблачала самоуправство одного чиновника уезда Сифэн в провинции Ляонин. Через три дня после выхода номера журнала в Пекин приехала местная милиция провинции Ляонин, они обвинили автора статьи в клевете и собирались его арестовать. Это вызвало недовольство китайских СМИ, и они в своих сообщениях и комментариях разоблачили эти действия чиновника по отношению к корреспонденту. Буквально через четыре дня после этого на интернет-форумах было опубликовано около 30 тысяч комментариев людей по этому случаю с осуждением действий местных властей. Под давлением общественности милиция из провинции Ляонин принесла извинения автору статьи. После чего официальное СМИ Китая «Синхуа» сообщило, что дело корреспондента уже закрыто и ему ничего не грозит6.
Проблемой является несовершенство системы обеспечения права личности на свободу информации. Несмотря на тенденции в развитии демократии, общество не получает информации, адекватной реальным процессам. Рядовому читателю, телезрителю и радиослушателю, неискушенному в политике, трудно получить из газет, телевидения и радио объективную информацию о событиях, происходящих в собственной стране. Об этом, к примеру, говорит практика освещения в печати, по телевидению вспышки эпидемии атипичной пневмонии. Этот пример доказывает, что половинчатая информированность сеют недоверие к официальной пропаганде, порождают отчуждение людей от принятия решений, образуют зазор между провозглашенной политикой и ее реальным воплощением в жизнь. Если государство искусственно создает в обществе информационный заслон, то в нем неизбежно зарождаются и начинают действовать центробежные силы. Возникают две политики: официальная и теневая. Образуются две системы гласности: с одной стороны — поток официальной информации, с другой стороны — поток стихийной, «кухонной» информации, замешанной на всевозможных слухах.
Еще одной важной проблемой является то, что сама пресса, по нашим наблюдениям, во многом низкопрофессиональна. Дальнейшее развитие функций журналистики, способствующих демократизации политических, организованных отношений, тормозят и сами работники прессы. В их профессиональном сознании еще не изжито влияние бюрократизма, ведомственности, местничества. В условиях коренных преобразований всех сфер жизни общества люди хотят достоверно знать как о достигнутых положительных сдвигах, так и о причинах социально-экономических трудностей, срывов, негативных явлений. Но нужно подчеркнуть, что в нынешнем Китае живые картины действительности на страницах печати зачастую рисуют розовыми красками, и не только в угоду партийным и государственным чиновникам, но и из-за позиции самих журналистов. Журналистика слабо опирается на общественное мнение и неполно, нередко необъективно выражает его. На фоне усиливающейся конкуренции на массмедийном рынке некоторые китайские журналисты прибегают к погоням за сенсациями. Вот яркий пример: в июле 2007 г. в погоне за сенсационным материалом и карьерным ростом 28-летний сотрудник одного из пекинских телеканалов лично «срежиссировал» репортаж о процессе приготовления пельменей, в начинку которых якобы добавляли измельченный картон. Как выяснилось позднее, сюжет был полностью сфабрикован журналистом Пекинского телевидения. «Новость» усилила опасения потребителей по поводу качества и безопасности китайских пищевых продуктов и нанесла серьезный ущерб их репутации. В результате этого скандала шесть сотрудников Пекинского ТВ были уволены, а сама телекомпания принесла извинения своей аудитории. После этого события главные редакторы более 60 китайских газет подписали декларацию, призывающую бороться со сфабрикованными новостями и утверждать «истину в журналистике»7.
В общем можно заметить, что социально-политические и экономические перемены китайского общества в сочетании с развитием новейших форм массовой коммуникации породили объективную необходимость в радикальном обновлении подходов к критико-журналистскому анализу, интерпретации и оценке явлений и процессов в медийной сфере. Основательное критическое осмысление быстротекущих перемен, произошедших за последние годы в деятельности китайских СМИ — вот то, что необходимо и актуально для китайской журналистики.
1 Анализ неолиберализма / Отв. ред. Хэ Бинмэн . Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ. 2004. С. 4.
2 Корконосенко С. Г. Социальная функции прессы в политической жизни современного российского общества: Дисс. ... докт. социол. наук. СПб., 1993.
3 Дэн Сяопин. Избр. соч.: В ? т. Пекин, 1993. Т. 3. С. 364.
4 Лю Гогуан. Каково правильное направление реформ в Китае. К вопросу о «маркетизации реформ» // Цзинцисюэ дунтай. 2006. № 6. С. 4.
5 См.: http://media.people.com.cn/GB/index.html.
6 См. сообщения и комментарии газеты «Жэньминь жибао», «Нанфан жибао», «Гуанмин жибао» от 07. 01. 2008.
7 См.: http://media.people.com.cn/GB/index.html.