Научная статья на тему 'Социально-исторические условия развития средств массовой информации в китайской народной Республике (начальный период)'

Социально-исторические условия развития средств массовой информации в китайской народной Республике (начальный период) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1188
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КИТАЕ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / "ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО" / ПОЛИТИКА "БОЛЬШОГО ТОЛЧКА" / "RENMIN RIBAO" / THE POLICY OF "BIG PUSH" / MEDIA IN CHINA / THE COMMUNIST PARTY OF CHINA / CULTURAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лю Пэн Лю Пэн

Рассматриваются особенности становления средств массовой информации в Китае после победы народно-демократической революции, охарактеризованы важнейшие печатные издания того периода, показана специфика их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-HISTORICAL FACTORS THE DEVELOPMENT OF MASS MEDIA OF CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC (THE BEGINNING PERIOD)

The characters of media formed after Chinese democratic revolution are analyzed, the most important characteristics of printed publications of that period and the features of such publications are studied.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические условия развития средств массовой информации в китайской народной Республике (начальный период)»

УДК 002(510)

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ (НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

ЛЮ ПЭН

Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.

Рассматриваются особенности становления средств массовой информации в Китае после победы народнодемократической революции, охарактеризованы важнейшие печатные издания того периода, показана специфика их содержания.

Ключевые слова: средства массовой информации в Китае, коммунистическая партия Китая, культурная революция, «Жэньминь жибао», политика «большого толчка».

КНР вступила в новый политический, экономический период - период становления и развития национального и политического самосознания, приобщения китайского народа к многообразным формам современной жизни, роста их активности в экономических и политических преобразованиях в стране. Растет интерес не только к событиям внутри страны, но и к тому, что происходит в разных уголках земного шара. Все более настоятельной становится потребность у населения в широкой, объективной и разносторонней информации. В Китае место и значение СМИ не исчерпывается только информацией, сообщениями, фактами событий внутри страны и за рубежом. В КНР они играют особую роль в культурном оснащении самосознания широких слоев населения, в формировании национальной информационной политики в рамках «прыжка», который совершил Новый Китай из средневековья в ХХ1 век. Это обусловлено той широкой масштабной созидательной политикой Компартии Китая и Народного правительства, которая превращает нашу страну в процветающий регион. Большое внимание в современном Китае уделяется развитию периодической печати, телевидения, радиовещания и других средств массовой информации.

КНР преодолела большой барьер на пути создания и поступательного развития собственных средств массовой информации. Напомним, что в год создания КНР (1949 г.) более 80 % населения было неграмотным. Периодическая печать в современном смысле возникла в Китае лишь в середине XIX века, когда цинская империя стала объектом колонизаторского захвата со стороны империалистических держав Западной Европы, США и Японии. Образование в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики положило начало новому этапу в развитии китайской журналистики и системы средств массовой информации в целом. В первую очередь народное правительство закрыло все информационные агентства, редакции газет, журналов, радиовещания, принадлежавшие гоминьдановскому («государственная народная партия») режиму. По отношению к прессе, информационным агентствам и станциям радиовещания, находившимся в руках национальной буржуазии, ЦК КПК проводило политику «сочетания государственных интересов с частными интересами», создания государственно-частных газет, журналов и т.п. Народное правительство способствовало тому, чтобы частные газеты, журналы, станции радиовещания и т.п. перешли на сторону новой власти.

Строго запрещалось применять командно-административные, шаблонные методы в работе с представителями буржуазной китайской журналистики. Остановить издание газеты или журнала можно было, лишь только получив санкцию ЦК КПК. Однако на практике это указание часто нарушалось. Так, в 1948 г. в Пекине и Тяньцзине были закрыты все местные газеты на

том основании, что все они являлись якобы региональными, что было нарушением директивы ЦК КПК от 8 ноября 1948 г. Поэтому ЦК КПК внимательно следил за тем, чтобы на местах не было огульного подхода к «прогрессивным, промежуточным и реакционным» газетам и журналам.

Бывшие частные газеты и журналы в первое время получали от народного правительства финансовую поддержку и становились таким образом государственно-частными. Постепенно они выкупались правительством и становились государственными, в результате складывалась новая система массовой информации под эгидой крупнейшей партийной газеты «Жэньминь жибао» («Народная газета»), официального информационного агентства новостей «Синьхуа» («Новый Китай») и Центрального народного радиовещания.

Весной 1950 г. в КНР насчитывалось 253 государственных и частных газет (в том числе 175 ежедневных), их общий тираж составлял 2,5 млн. экземпляров. А в январе 1954 г. издавалось уже около 270 газет, тираж которых увеличился до 8 млн. экземпляров.

Из 270 газет партийная печать КПК составляла 151 наименование, профсоюзная печать -17, газеты демократических партий и организаций - 15, ведомственные специализированные газеты - 14, пресса нацменьшинств - 21, газет на русском языке - 2 [1, с.2].

Наиболее представительной и влиятельной среди газет была «Жэньминь жибао» - орган ЦК КПК. 15 мая 1946 г. в уездном городе Ханьдань провинции Хэбэй газета «Жэньминь жибао» стала выходить как орган бюро ЦК КПК освобожденного района. Газета всегда издавалась форматом в полный лист, сначала на шести, четырех, а затем на восьми полосах. Ее тираж, составлявший сначала 90 тыс. экземпляров, в 1955 г. увеличился до 710 тыс. Сегодня она поставляется в 122 страны мира, а также в Гонконг и Аомынь. В настоящее время это одна из самых влиятельных качественных газет мира.

Широкой известностью и популярностью пользовалась и газета «Гунжэнь жибао» («Рабочая ежедневная газета»), первый номер которой вышел 15 июля 1949 г. в Пекине. В 1955 г. ее тираж составлял 150 тыс. экземпляров.

16 июня 1949 г. в Пекине начала издаваться газета «Гуанмин жибао» («Свет»). С января 1953 г. эта газета стала органом демократических партий, союза промышленников и коммерсантов Китая, а также беспартийной фракции в Народном Политическом Консультативном совете Китая (НПКСК). В 1955 г. ее тираж равнялся 70 тыс. экземпляров.

Новодемократический союз молодежи Китая издавал газету «Чжунго Цинняньбао» («Молодежь Китая»), первый номер которой вышел 27 апреля 1951 г. в Пекине. С января 1956 г. она выходила ежедневно. В 1955 г. ее тираж составлял 500 тыс. экземпляров.

Весьма влиятельной была газета «Дагунбао» («Справедливость»). Ее первый номер вышел в свет еще 17 июня 1902 г. в Тяньцзине. Ровно 47 лет спустя, т.е. 17 июня 1949 г., после освобождения Шанхая «Дагунбао» стала государственно-частной газетой, находившейся под контролем КПК. Однако 10 сентября 1966 г., после начала «культурной революции» эта газета была закрыта. Тираж «Дагунбао» в 1955 г. составлял 110 тыс. экземпляров.

Для широких кругов интеллигенции и образованной части общества издавалась газета «Вэньхуэй бао» («Литературное чтение»). Основанная в январе 1938 г. в Шанхае, эта газета главную свою задачу видела в пропаганде и организации сил сопротивления японской агрессии. Тираж этой газеты в 1955 г. составлял 180 тыс. экземпляров.

Из издававшихся после образования КНР 305-ти различных журналов 166 журналов были общегосударственными. Наиболее крупными и влиятельными были молодежный журнал «Чжунго циннянь» («Китайская молодежь»), орган ЦК КПК журнал «Сюэси» («Учеба»). Еженедельный журнал по вопросам международной политики «Шицзэ чжиши» («Мир знаний»), двухнедельный политико-экономический журнал «Синь Цзяньшэ» («Новое строительство»), литературно- художественные журналы Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства «Жэньминь вэньсюэ» («Народная литература») и «Вэньи бао» («Литература и искусство»).

Быстрыми темпами росло издание книг в Китае. Так, если в 1950 г. было издано 120 млн. 680 тыс. экземпляров литературы, то в 1951 г.- 254 млн. 380 тыс., а в 1956 г.- 906 млн. 800 тыс. экземпляров [2, с.663]. В 1952 г. в КНР насчитывалось 63 государственных книжных издательства.

После образования КНР сложилась новая структура печатных СМК, в которой с партийногосударственной периодической прессой некоторое время продолжали сосуществовать смешанные государственно-частные и частные периодические издания и книжные издательства. Произошло значительное увеличение числа периодических изданий. В 1955 г. общий тираж газет в КНР превысил гоминьдановский уровень в 4,7 раза, а журналов - в 6 раз. Для этого периода были характерны и некоторые перегибы в области политики и руководства журналистикой, выразившиеся в чрезмерной стандартизации и унификации мероприятий и требований, предъявлявшихся к периодической печати. Был принят ряд документов, касающихся деятельности СМИ. В статье 49 раздела V «Общей программы» Народного консультативного совета Китая, в частности, говорилось: «Свобода передачи правдивой информации будет защищаться. Запрещается использование печати для клеветы, подрыва интересов государства и народа и для подстрекательства к мировой войне. Будет развиваться народное радиовещание, издательское дело и будет обращено особое внимание на издание популярных книг и газет, полезных для народа»

[3, с.20].

В 1950 г. был принят новый документ «Временное положение о регистрации газет и журналов», в соответствии с которым все периодические издания как государственные, так и частные, должны были пройти регистрацию в местном отделе по управлению прессой и книгоиздательством и получить официальное удостоверение. Кроме того, все издатели должны были строго соблюдать следующие требования: уважать «Общую программу», поддерживать народную демократию; соблюдать все законы и указы народного правительства всех уровней; хранить военную, дипломатическую, финансовую и государственную тайну; соблюдать принцип достоверности и правдивости в изложении информации, не использовать СМИ для клеветы, во вред интересам народа и для пропаганды войны».

ЦК КПК разработал два основных документа, определявших работу СМИ: «Решение ЦК КПК о развертывании критики и самокритики на страницах газет и печатных изданий» (апрель 1950 г.) и «Решение ЦК КПК об улучшении работы газет» (17 июня 1954 г.). Целью этих документов было с помощью директивно-административных мер добиться того, чтобы все редакции периодических изданий развернули «правильную критику и самокритику под руководством компартии».

В «Решении об улучшении работы газет» было выдвинуто три требования, которые впоследствии выродились в догматические шаблоны: связь с действительностью, связь с массами, а также проведение критики и самокритики.

Важным мероприятием в развитии СМИ была реформа китайской журналистики, предпринятая в 1956 г. Инициаторами проведения реформы СМИ были работники газеты «Жэньминь жибао». Основная установка реформы заключалась в том, чтобы на имеющейся основе развивать достижения, исправлять недостатки и ошибки, добиваться еще большего прогресса.

В 1958-1960 гг. политика «большого скачка» охватила все сферы общественной жизни, средства массовой коммуникации в том числе. Впоследствии китайские исследователи истории китайской журналистики считали, что в период «большого скачка» китайской журналистике был нанесен серьезный ущерб. Периодическая печать, радиопередачи были переполнены, мягко говоря, недостоверными сообщениями и информацией об успехах, все было захлестнуто волной бахвальства и победными донесениями. Журналистам, выступавшим против этого, был приклеен ярлык «правого элемента», «выступившего против трех красных знамен». Открытых критических выступлений в тот период практически не было.

В период «большого скачка» произошло резкое увеличение количества теоретических партийных органов. Именно тогда, в июне 1958 г. стал издаваться теоретический журнал ЦК КПК

«Хунци» «Красное знамя». В Пекине издавался «Циньсянь» («Фронт»), в столичной провинции Хэбэй выходил «Дунфэн» («Ветер с Востока»), в провинции Хэлунцзян издавался «Фэньдоу» («Борьба»).

В первой половине 60-х гг. ХХ в. вслед за периодом урегулирования последствий и ошибок политики «большого скачка» в развитии СМИ КНР произошли дальнейшие изменения, главными из которых были значительный рост периодических изданий, предназначенных для крестьян, и создание телевидения. В связи с этим было принято решение, чтобы каждая провинциальная газета отвела целую полосу проблемам китайской деревни. С 1962 г. по 1963 г., главным образом в 1963 г., провинциальные и городские газеты Пекина и провинции Шаньси, Аньхоя, Цзянсу, Гуандуна, Гуанси, Хэнани, Хубэя, Хэйлунцзяна, Ляонина, Сучуани, Гуйчжоу создали специальные «Крестьянские странички» («Нунминьбань» или «Нунцуньбань»). Писались эти «Странички» понятным на слух для крестьян языком, иероглифы употреблялись наиболее простые и распространенные. Характерной чертой издания «Крестьянских страничек» была системность в организации не только их издания и распространения, но и организация коллективных «чисток» для крестьян.

В этот исторический период в КНР увеличилось количество вечерних газет. До этого времени выходило лишь три вечерних газеты («Синьминьбао ванькань» - вечерняя газета «Новый народ», «Синьшэн ваньбао» - вечерняя газета «Новая жизнь», «Янчэн ваньбао», «Пекинская вечерняя газета»). Увеличение числа вечерних газет произошло за счет реорганизации ежедневных утренних газет в вечерние. Так, газета, выходившая в провинции Шаньси «Сиань жибао» (досл. «Сианьская газета») была переименована в «Сиань ваньбао» (досл. «Сианьская вечерняя газета»). Реорганизованных газет по всей стране насчитывалось семь. Кроме того, были созданы и новые вечерние газеты.

Начало 60-х гг. ХХ в. характеризовалось сложной политической и экономической ситуацией. Это был период экономического кризиса. КНР испытывала серьезные трудности с производством бумаги. В такой обстановке ЦК КПК отдал распоряжение книжным и газетным издательствам сократить объем потребления бумаги. С ноября 1961 г. «Жэньминь жибао» стала выходить не на восьми полосах, а на шести, тираж ее также сократился с 1 млн. 330 тыс. до 1 млн. экземпляров.

Единственной газетой, издававшейся в период, предшествовавший «культурной революции», не КПК, а другими политическими организациями, был еженедельник «Туаньцзе бао» («Единство»), орган ЦК революционного комитета гоминьдана. Этот еженедельник выходил в Пекине с 25 апреля 1956 г. до 1 августа 1957 г. Он был изданием закрытого типа, предназначавшимся исключительно для членов партии «Революционный комитет гоминьдана».

В период «культурной революции» газеты, печать, радиовещание, информационные агентства стали в руках группировки, развернувшей жестокую политическую борьбу, «орудием классовой борьбы». После начала «культурной революции» в целях приспособления пропагандистского аппарата к новым задачам установления полного контроля над СМИ «группа по делам культурной революции» разогнала значительную часть руководящих работников печати, радиовещания и агентства «Синьхуа».

В мае 1966 г. вместе с роспуском первой группы по делам «культурной революции» во главе с Пэн Чжэнем были сняты со своих постов генеральный директор агентства «Синьхуа» У Лэнси, являвшийся также главным редактором газеты «Жэньминь жибао», и его трое заместителей.

Осенью 1968 г. китайское руководство наложило запрет на продажу иностранным гражданам всех периодических изданий, кроме «Жэньминь жибао» и «Гуанмин жибао». Запрет осуществляли неукоснительно.

Происходили постоянные погромы редакций СМИ в период хунвэйбиновского разгула. «Культурная революция» проводилась главным образом с помощью устных, традиционных СМК и дацзыбао. Печать, радио, устная пропаганда, телевидение, кино, выставки - решительно

все средства идеологического воздействия использовались для распространения таких движений, как «Изучение произведений председателя Мао Цзэдуна», «Учиться у Народноосвободительной армии», «Учиться у Лэй Фэна»6. Идеологические и политические атаки, проводимые одна за другой, их всепроникающий характер и огромный размах создали в Китае невиданную до тех пор атмосферу контроля над людьми и решительного подавления инакомыслия [4].

Система собраний критики и самокритики, собраний по перевоспитанию, «митингов борьбы», письменных отчетов - «самоанализов», широко применявшихся в период «культурной революции», свидетельствует о преобладании в этот период традиционных устных СМИ.

Накануне «культурной революции» Яо Вэньюань призывал провести реформу устного народного творчества. В своей статье «Учиться по революционным рассказам» он требовал положить конец свободному распространению «плохих рассказов» [5]. От популярных рассказчиков требовали исключить из своего репертуара не только старые легенды и предания, полные «феодальных предрассудков», но и народные сказки из истории борьбы китайского народа за освобождение.

«Армия фронта культуры» по замыслам руководителей «культурной революции» включала в себя «отряды теоретиков», «отряды художественной самодеятельности», «революционные музыкальные отряды», а также отряды сказителей, киномехаников, составителей стенной печати, «отряды изобразительного искусства» и т.д. [6].

Сильным пропагандистским инструментом в период «культурной революции» были дацзы-бао (дословно «газеты больших иероглифов»). Обычно дацзыбао писались от руки, но были и печатные. Их размеры варьировались от небольших стенных газет до гигантских полотен. Обычно дацзыбао писались в прозе, но были и в стихах, иногда сопровождались рисунками или карикатурами. Их писали практически все. Неграмотных обслуживали специальные бригады, которые писали под диктовку. Уклонение от написания дацзыбао рассматривалось как вызов политическому курсу. Таким образом, дацзыбао одновременно выполняли функции и идеологического контроля, и политического принуждения.

25 октября 1966 г. на рабочем заседании ЦК КПК Мао Цзэдун высоко оценил роль дацзыбао в проведении «культурной революции», которая в первой половине 1966 г. не принесла ее вдохновителям и организаторам ожидаемых результатов. «Но едва появились хунвэйбины и дацзыбао,- отмечал Мао Цзэдун, - как они тут же привлекли внимание народа» [7, с.11-112]. 5 августа 1966 г. Мао собственноручно написал печально знаменитую дацзыбао «Огонь по штабам», сыгравшую роль боевого сигнала хунвэйбинов.

В декабре 1988 г. завершилось первое десятилетие нового политического и экономического курса, начало которому было положено 3-м пленумом ЦК КПК XI созыва в декабре 1978 г. Исследователи теории и практики китайской журналистики оценивают состояние системы СМК в десятилетний период «культурной революции» не только с позиции отрицания ее уродливых явлений, но и считают, что прежде чем предать забвению кошмарное десятилетие, необходимо извлечь из него «негативные поучительные уроки» [8, с.5-7].

6В пропагандистских акциях КПК активное участие принимали искусственно придуманные люди, в некоторых случаях, даже не существующие в реальности. Их имена перерастали в патриотические образы, которые использовались в качестве примера для подражания в обучении народа лояльности по отношению к партии. Много партийных героев использовались в качестве примера «железной воли и партийного духа». Таким примером стойкого приверженца компартии был боец Лэй Фен, известный так же, как «винт, который никогда не ржавеет в революционной машине». В течение длительного периода времени Лэй использовался в качестве примера для подражания в обучении народа лояльности по отношению к партии.

ЛИТЕРАТУРА

1. История современной китайской журналистики. - Пекин, 1988.

2. Синьвэнь гунцзо шоуцэ. Справочник журналиста. - Пекин, 1985.

3. Общая программа Народного Политического Консультативного Совета Китая. - М., 1950.

4 Кюзаджян Л.С. Идеологические кампании в КНР (1949-1966). - М., 1970.

5. Вэньи бао. - 1965. - № 9.

6. Жэньминь жибао. - 1975. - 26 февраля.

7. Степанов М. «Синао» - промывание мозгов. - М., 1989.

8. Гань Сифэнь. Два десятилетия, две эпохи, десять огромных преобразований // Синьвэнь чжаньсянь. - 1986. - №10.

SOCIAL-HISTORICAL FACTORS THE DEVELOPMENT OF MASS MEDIA OF CHINESE PEOPLE’S REPUBLIC (THE BEGINNING PERIOD)

Liu Peng

The characters of media formed after Chinese democratic revolution are analyzed, the most important characteristics of printed publications of that period and the features of such publications are studied.

Key words: media in China, the Communist Party of China, Cultural Revolution, "Renmin Ribao", the policy of "big push".

Сведения об авторе

Лю Пэн, 1982 г.р., окончил Южный федеральный университет (2009), аспирант кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - социология управления, журналистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.