ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2012. № 6
Ли Сюань, аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета
журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
ЭПОХА МИКРОБЛОГОВ: КАК ИЗМЕНИТСЯ ГАЗЕТА
Последние три года в Китае наблюдается бум микроблогов. Являясь средством для самовыражения и связи, микроблоги (Вэйбо) также превратились в площадку для рекламы, информации о государственных услугах, распространения новостей. Удобство и универсальность сервиса микроблогов привлекают все новых и новых участников и соответственно усиливают конкуренцию в борьбе за потребителей информации с газетами. Сложившуюся ситуацию можно рассматривать как важную тенденцию развития газетного рынка.
Ключевые слова: китайская эпоха микроблогов, традиционные СМИ, гражданская журналистика, микроблоги газет.
In the last three years, microblogging has been wildly booming in China. As a tool for self-expression and communication, microblogging (Weibo) has also become a platform for advertisement, information on government's services, and news communication. The convenience and multi-functional services of microblogging attract more and more new users thus increasing the competition with newspapers in news consumption. The situation can be regarded as an important trend for newspaper market.
Key words: era of microblogging in China, traditional media, citizen journalism, newspapers' microblogging.
Китай входит в эпоху микроблогов
Количество пользователей Интернета в Китае является самым большим в мире и составляет уже около 513 млн человек1. Китай располагает крупнейшей в мире сетевой инфраструктурой. Это связано и с прогрессом сетевых коммуникационных технологий в Китае. Все больше пользователей предпочитают получать оперативную информацию на смартфоны или планшетные компьютеры.
В 2006 году в США был создан Twitter. Через год история микроблогов началась и в Китае, а во второй половине 2009 года четыре крупных информационных интернет-портала открыли свои микроблоги (Sina, Sohu, NetEase, Tencent), которые китайские пользователи называют «Вэйбо». В начале 2012 года Китайский сетевой информационный центр (CNNIC) сообщил, что в Китае насчитывается свыше 330 млн зарегистрированных пользователей
1 Годовой отчет 2011 года / Официальный сайт Китайского сетевого информационного центра. URL: http://www.cnnic.cn/gywm/ndbg/201204/P020120507358937384891. pdf
микроблогов2. В конце 2010 года, согласно данным CNNIC, таких пользователей было лишь 63 млн. То есть всего за год число пользователей микроблогов выросло почти в пять раз. Наиболее активно растет количество людей, которые используют для входа в ми-кроблоги мобильный телефон. Каждый китайский пользователь тратит примерно час своего времени в день на микроблоги.
В настоящее время в Китае действуют более 50 операторов Вэй-бо, самые крупные из них — Sina, Sohu, NetEase, Tencent, Phoenix, Hexun, «Жэньминь жибао онлайн», и информационное агентство Синьхуа [Yin Yungong, 2011, р. 159]. Sina владеет самым популярным ресурсом микроблогов, которым пользуются почти 300 млн человек, из которых каждый день публикуют посты 100 млн3. По количеству зарегистрированных пользователей он серьезно опережает конкурентов (56,4% рынка). Если же учитывать активность пользователей и время, проведенное ими на данном ресурсе, то объем рынка будет выражен еще более высоким показателем — 86,5%. Tencent — ближайший конкурент Sina, количество его пользователей уже превышает 200 млн (см. граф. 1 и 2). Их аккаун-ты покрывают весь мир, и в большинстве своем пользователями являются китайцы или люди, владеющие китайским языком.
Микроблоги становятся площадкой для выражения общественного мнения, и тесно связаны с запросами современного общества. Сегодня примерно каждый второй пользователь Интернета в Китае с помощью микроблогов следит за политическими событиями, последними новинками моды и музыки, сплетнями о жизни звезд, а также постоянно находится на связи со своими друзьями. Пользователи публикуют тексты, фотографии и видео, выражают свое отношение к информации через «лайки», пишут в гостевой книге свои комментарии и заметки с телефона или ноутбука, и информация моментально транслируется всем, кто записал тебя в друзья. Сперва это кажется странным, даже неестественным занятием, но вы обнаружите, что это прекрасный способ оставаться на связи с тем, кого вы знаете и кто вам интересен.
В Китае популярные информационные агенства, журналисты и артисты, отделения полиции и муниципальные службы, вузы и больницы, аэропорты и туристические компании имеют микро-блоги, через которые публикуют свою информацию и имеют возможность получить ее от других. Практически весь Китай сегодня охвачен «микроблогерской лихорадкой». Автор статьи провел опрос среди пользователей Sina Вэйбо, в котором приняли участие
2 Количество пользователей микроблогов быстро растет. URL: http://news.ifeng. com/mainland/special/wangchen/content-2/detail_2012_01/18/12054549_0.shtml
3 Китайские интернет-медиа и коммуникация в 2011 году. URL: http://b2b.toocle. com/detail-6017116.html
Гр а ф и к 1
Доля на рынке по количеству зарегистрированных пользователей
Гр а ф и к 2
Доля на рынке по времени просмотра пользователей
* Данные статистики Ж^еагсИ 2011 г.
165 человек (107 женщин и 58 мужчин), из них в возрасте от 20 до 30 лет — 83,05%, с высшим образованием — 92%. В результате опроса мы получили результаты, которые представлены в табл. 1—3.
Таблица 1
К какому виду медиа чаще всего обращаетесь за информацией4?
Вид медиа в %
Микроблог 1 42 ,6
Информационные интернет-порталы |_ 24 15
Газеты и журналы Ш 10 3
ТВ Ш 9 52
Другие каналы ^ 13 87
4 Типами информации в этом опросе являются новости локального/регионального сообщества, политики, информация о чрезвычайных происшествиях, развлечениях и событиях повседневной жизни.
Таблица 2
Сколько часов пользуетесь микроблогом и газетой в неделю?
Время
Микроблог
Газета
Меньше часа
II 13,33%
60%
1—3 часа
10,3%
26,06%
3—6 часов
7,58%
10,3%
7—12 часов
7,58%
2,42%
Больше 12 часов
41,21%
1,21%
Почему пользуетесь микроблогом?
Таблица 3
Можно быстро, удобно и свободно выразить свое мнение
55,0%
Богатство информации
47,0%
Интеракция между коммуникаторами и реципиентами
42,2%
Раскрытие негативных сообытий
41,0%
Быстрота публикации и широта охвата сообщения
22,7%
Расширить число друзей
21,9%
Удобство пользования с мобильного телефона
17,6%
Другие причины
18,4%
С одной стороны, микроблоги стали площадкой для высказывания мнений граждан о социальных проблемах, с другой — китайские высокопоставленные чиновники заметили, что с расширением влияния микроблогов правительству без них просто не обойтись. В этом контексте 21 февраля 2010 года широкое внимание привлек китайский президент Ху Цзиньтао, появившись в «Народном Вэйбо», который совсем недавно был открыт газетой «Жэньминь жибао». По состоянию на конец 2011 года на территории всего Китая свои микроблоги завели более 60 000 правительственных учреждений и их сотрудников из национальных и региональных органов власти. В апреле 2011 года заработал микроблог китайского Министерства иностранных дел. После того как осе-
нью 2011 года был открыт микроблог городского правительства Пекина, за две недели количество подписчиков составило 3 млн человек. 28 ноября на сайте Sina был открыт служебный микроблог «Шанхай публикует». В первый день его посетили более 140 тыс. человек. «Шанхай публикует» стал вторым коллективным микроблогом административного характера после появления аналогичного пекинского микроблога. Это означает, что китайское правительство при помощи новых СМИ полностью вступило в интернет-эпоху. Китайские чиновники активно осваивают микро-блоги, чтобы более эффективно влиять на общественное мнение в стране.
Микроблоги и традиционные СМИ
Существует мнение, что Вэйбо покончит с информационным господством традиционных СМИ и даст больше возможностей для развития гражданской журналистики. Простые граждане с помощью цифровой коммуникационной технологии предоставляют и мнения, и новости [Dengxinmin, 2006, р. 15]. Аудитория все более активно участвует в процессе сбора, анализа и распространения информации.
По сравнению с печатной газетой самые большие отличия мик-роблога в его функциональных особенностях.
1. Это прямая и быстрая площадка для публикации и обмена новостями. Открыв Вэйбо, мы можем увидеть более десяти новых сообщений за секунду.
2. Очень краткое изложение в Вэйбо соответствует привычке «поверхностного чтения» аудитории. Начальник Управления общим имуществом прессы и печати Китая (GAPP) Лю Пиньцзе отметил, что привычка чтения в режиме фастфуда уже является новой тенденцией. Люди знакомятся с заголовками, фотографиями, а не дословно читают и анализируют материалы.
3. Взаимодействие коммуникаторов и реципиентов, многообразие возможностей в сборе и распространении информации. Любой человек может быть производителем, свидетелем, коммуникатором, комментатором новостей. Теперь производство новостей не просто прерогатива традиционных СМИ, а право для всех. Кроме этого, Вэйбо имеет громадное количество пользователей, в связи с этим, как только одно сообщение «лайкуют», оно сразу становится доступным для обмена и комментариев между другими блогерами.
4. Фрагментаризация системы коммуникации — «4А» (Anyone, Anything, Anywhere, Anytime). Каждый может писать любое сообщение в любое время в любом месте. Аудитория может выбирать канал информации и стать каналом для других. Если мы определим отношения между близкими друзьями как сильные, то отно-
шения с друзьями друзьей считаются слабыми. Отношения между микроблогерами относятся ко второй категории. Амерканский исследователь Марк Грейноветтер высказал гипотизу о «силе слабых связей» (strength of weak tie). Он считает, что слабые отношения могут соединить разные группы людей и распространить неповторяющуюся информацию от одной группы к другой [Granovetter, 1973, р. 1360-1363].
Микроблоги — это система, которая позволяет наблюдать за происходящими событиями в Китае в реальном времени. В 2010— 2011 годах шла широкая дискуссия в Интернете: кто говорит правду, Вэйбо или официальные СМИ? Многие люди считают, что информация в официальных СМИ не может отражать реальность и по сравнению с мнением граждан. Такое сомнение постепенно ослабело, так как свои микроблоги открыли традиционные СМИ.
Самое главное достижение Вэйбо — люди могут узнать информацию, которую правительство не хочет раскрывать: коррупцию чиновников, несправедливые явления в обществе и т.д. Граждане имеют канал наблюдения за работой правительства, муниципальных служб и т.п. По данным экспертов Академии общественных наук КНР в 2010 году 22% всех новостей о крупнейших событиях впервые были опубликованы в микроблогах [Yin Yungong, 2011, р. 166]. С учетом того, что печатные китайские СМИ подвергаются цензуре, это дает пользователям микроблогов уникальную возможность распространять привлекательную для обычных пользователей информацию.
Виртуальное сообщество микроблогеров имеет свои проблемы. В микроблогах очень много откровенной лжи, слухов и непроверенной информации. Дэн Гиллмор отметил, что моральные проблемы сопровождают рост гражданской журналистики [Gillmor, 2004, р. 5—22]. С 16 марта 2012 года на сервисах микроблогов, базирующихся в Пекине и провинции Гуандун, введены система регистрации аккаунтов под реальными именами и номера идентификационных карт владельцев микроблогов, в том числе самых крупных интернет-порталов — Sina, Sohu, NetEase, Tencent5. Почти две трети пользователей Интернета в стране зарегистрированы в Пекине, город стал самым бурным местом в онлайне, поэтому Пекин стал первым городом, где введено регулирование. Пользователи, не успевшие зарегистрироваться до истечения дозволенного срока, больше не смогут размещать свои посты. Им останется только просматривать посты других людей. По новому постановлению, операторы микроблогов в Пекине обязаны «установить
5 На сервисах микроблогов вводится система регистрации аккаунтов под реальными именами. URL: http://finance.ifeng.com/
прочную систему цензуры контента и осуществлять надзор за распространением, размещением постов и перепечаткой информации»6. Новые правила распространяются также на иностранных пользователей.
Таким образом, интернет-пользователям предстоит нести ответственность за размещаемую информацию, но это в определенной степени осложняет право на получение оперативных новостей. Традиционные СМИ далеко не всегда так же оперативны как микроблогеры. Например, после аварии высокоскоростного поезда в городе Вэньчжоу 23 июля 2011 года информация всякого рода и фотографии после катастрофы сперва появились в микроблоге, показывая общественности, что случилось. Многие пользователи начали общаться с помощью Вэйбо, чтобы предупредить о случившемся друзей и близких, а также узнать информацию из первых рук у очевидцев инцидента. На следующий день в блогах началось массовое обсуждение аварии и темы о том, как «Вэйбо заменяет СМИ». Так, по мнению многих блогеров, железнодорожная авария уже не в первый раз продемонстрировала преимущество социальных сетей над традиционными СМИ при освещении кризисных ситуаций, поскольку самые свежие новости с места происшествия попадали в микроблоги раньше, чем на ленты информагентств и, тем более, на экраны телевизоров. Мы тоже считаем, что социальные интернет-медиа оказались самой оперативной информационной площадкой.
Однако, Вэйбо не заменяет традиционные СМИ: хотя микро-блогеры постоянно следят за ходом событий, но после ознакомления с новостями из микроблогов люди хотят узнать подробности и обращаются к газетам, радио и телевидению. Стоит сказать, что газеты дают подробные публикации, в которых эксперты глубоко анализируют не только событие, но и его влияние на жизнь общества. При этом газеты пользуются и информацией из микро-блогов.
В ходе уже упоминаемого выше опроса, мы попытались выяснить, где получают информацию люди в случае стабильной ситуации и экстремальной. В представленных ниже таблицах (табл. 4, 5) дан результат. Отношение людей к микроблогам или газетам разделено на 5 уровней, каждый из которых показывает степень заинтересованности аудитории в информации микроблога или газеты. При этом 5-й уровень показывает наибольшую заинтересованность аудитории именно в информации.
6 Система регистрации аккаунтов под реальными именами. URL: http://baike. baidu.com/view/7099303.htm
Каналы получения информации в разных ситуациях
К какому медиа чаще всего обращаетесь за информацией в повседневной жизни (%) (от 5 до 1 уровня степень интереса снижается) К какому медиа чаще всего обращаетесь за сенсационными новостями? (%) (от 5 до 1 уровня степень интереса снижается)
Уровень 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Микроблог 47,27 24,24 15,76 7,88 4,85 66,06 19,39 9,7 1,21 3,64
Газета 3,64 17,58 28,48 21,82 28,48 3,64 10,91 32,73 17,58 35,15
Таблица 5
Как вы относитесь к информации из микроблогов и из газет? (%) (от 5 до 1 уровня степень интереса снижается)
Микроблог Газета
Уровень 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Реальность и точность информации 3,03 24,85 54,55 13,94 3,64 13,94 29,7 43,03 8,48 4,85
Полнота освещения событий 7,27 27,27 38,18 20,61 6,67 14,55 30,91 33,33 13,33 7,88
Скорость и своевременность освещения 73,33 15,76 9,7 0,61 0,61 4,85 16,97 38,18 23,64 16,36
Отражение мнения масс 44,85 30,91 19,39 3,03 1,82 1,82 4,24 29,7 36,97 27,27
Раскрытие негативных фактов и событий 39,39 30,3 26,06 3,64 0,61 3,64 8,48 31,52 39,39 16,97
Полезно для жизни 34,55 29,09 29,7 5,45 1,21 6,06 16,97 40 24,85 12,12
* По данным опроса автора статьи в 8та Вэйбо.
Микроблогинг — новая возможность для газет
Все больше и больше китайских газет открывают свой микро-блог. Это уже стало очень важной тенденцией для развития и инновации газет. Взаимодействие микроблогов и газет в Китае можно разделить на три типа.
1. Газеты регистрируют аккаунты на сервисе информационных интернет-порталов (Sina, Tencent и т.д.). Например, на портале Sina, по данным на 20 марта 2012 года, зарегистрировали аккаунты 405 китайских газет7. Газеты взаимодействуют с блогерами, находя для себя источники новостей. Вэйбо интернет-порталов организовано по принципу групп, т.е. люди или организации разных профилей и увлечений организуют свои группы. Например, «Хуаси душибао» является самой влиятельной газетой в западной части Китая, ее тираж 1150 тыс. экз. Она имеет свою группу в Tencent Вэйбо в составе микроблогов отделов, отдельных рубрик, журналистов газеты и присоединившихся к группе отдельных блогеров. Газеты не только пишут посты с обзорами новостей, но и прилагают ссылки на материалы сайта газеты, комментируют, пересылают сообщения других блогеров. Права СМИ и личного микроблога в платформе Вэйбо равные. В сравнении с микроблогами звезд голос газет еще маломощный. Например, в 20 часов 20 марта 2012 года китайская артистка Иао Чэнь занимает первое место в рейтинге Sina Вэйбо, ее читают почти 20 млн человек8. А количество читателей еженедельной газеты «Наньфан душибао», блог которой имеет самое большое количесто читателей среди всех газет в Sina Вэйбо, читает только чуть более 2,4 млн9.
2. Газеты открывают собственную платформу микроблогов на своей ленте, где редакторы, журналисты газеты, читатели, организации и другие СМИ регистрируют аккаунты. Таким образом, организуется сообщество, в котором концентрируются не только пользователи, но и инициируется обсуждение тем. Например, самой большой тираж (1500 тыс.) в провинции Шаньдун у газеты «Цилу ваньбао». Большинство пользователей ее Вэйбо живут в той провинции, главные темы для обсуждения касаются событий, происходящих в этом регионе. Поэтому такое Вэйбо слабо интересует аудиторию из других регионов.
3. Редакции основывают полосу или колонку в своей печатной газете для публикации интересных микроблогов, особенно на общественно значимые горячие темы, например, о безопасности пищевых продуктов, улучшении окружающей среды, строительстве законопослушного общества и т.д. Пекинская крупнейшая газета «Синьцзин бао» (880 тыс. экз.) в 2010 году открыла рублику «Обзор Вэйбо», которую сразу же одобрили читатели. Каждый день в рублике публикуют 6—10 сообщений блогеров.
7 Отделение по газетам Центра медиа в Сина Вэйбо. http://verified.weibo.com/ media/bz
8 URL: http://www.weibo.com/yaochen
9 URL: http://www.weibo.com/nddaily
Китайские газеты: топ 10
Наименование газеты Тираж, тыс. Микроблоги газеты и количество их пользователей
Sina Вэйбо Tencent Вэйбо NetEase Вэйбо Собственная платформа микроблогов в своем сайте
1. Cankao Xiaoxi 3500 84 514 — — —
2. People's Daily 2800 — — — Вэйбо Народа
3. Global Times 2400 158 914 1 807 451 20 427 —
4. Yangtse Evening News 2200 1 118 454 609 403 — —
5. China TVguide 2000 — — — —
6. Guangzhou Daily 1880 1 552 258 1 486 032 7052 Даян Вэйбо
7. Sports Weekly 1600 — 823 657 — Вэйбо Спорта
8. Nanfang daily 1600 165 787 341 806 466 136 —
9. Qilu Evening News 1500 1 132 286 505 671 — Вэйбо Цилу
10. Information Times 1480 678 855 315 101 — —
* По статистике автора на 20 часов 31 марта 2012 года.
Сотрудники китайских газет активно участвуют в микробло-гинге. Во-первых, блоги для них — источник информации, особенно в чрезвычайных ситуациях. Во-вторых, журналисты охотно используют мнения интернетчиков для публикации. В-третьих, можно увеличить интерес к газете путем ее анонсирования в микро-блоге, чтобы привлечь читателей к покупке газеты на следующий день.
Американский ученый Филипп Мейер отметил в книге «Исчезающая газета»: основным продуктом газеты являются не новости и не информация, но влияние [Meyer, 2004, р. 11]. На наш взгляд, микроблоги газет повышают влияние традиционных СМИ на аудиторию и одновременно изменяют саму газету, систему организации сбора новостей. Так, микроблоги стали важными источниками новостей: журналисты обращают внимание на посты микроблогеров, узнают информацию из первых рук у очевидцев событий, наблюдают в микроблогах массовое обсуждение горячей темы. Можно уже говорить о новом подходе к информационно-коммуникационной модели: сначала ключевые новости появляются в микро-
блогах газет, иногда с фото и видео, потом более глубокие репортажи и аналитика — в газете. Кроме того, газета, как правило, публикует наиболее интересные обсуждения и комментарии микро-блогеров.
Разумеется, в отличие от простых Вэйбо микроблоги газет должны отвечать за свои слова и за все их посты. В них возможны только факты. Это требует дополнительных усилий для проверки и подтверждения полученной из Вэйбо информации, а также соблюдения профессиональных норм журналистики.
После бурного роста количества микроблогеров в Китае, развитие микроблогинга вступает в более стабильный период в 2012 году. Китай столкнулся с новым вызовом, касающимся регулирования сферы микроблогов для содействия развитию оказываемых ими услуг и создания цивилизованной сетевой среды. Газеты планируют, как более оперативно продвинуть свою работу с помощью взаимодействия с микроблогами. Прежде чем открыть свои микро-блоги, старые СМИ уже не справлялись с политическими и технологическими вызовами, и даже с вызовом уменьшения ограничений свободы слова. В результате именно гражданская журналистика новых медиа, выделив из своих рядов высококлассных кураторов-энтузиастов, наиболее полно, свободно информировала общество по важным вопросам актуальной повестки дня. Для освещения главными все равно пока остаются профессиональные журналисты, и микроблоги СМИ дадут им возможность совершенствовать свою работу.
Список литературы
Dengxinmin. We the Media: The New Character of Development of New Media. Discovery. 2006.
Gillmor D. We the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People. O'Reilly Media, 2004.
Granovetter M. Strength of Weak Tie // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. Issue 6.
Meyer Ph. The Vanishing Newspaper. M.: University of Missouri Press, 2004.
Yin Yungong. Blue Book of China's Media: Annual Report on Development of New Media in China. Beijing, Social Sciences Academic Press, 2011.
Поступила в редакцию 12.05.2012