А.С. Исаев
ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КНР И ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СМИ РОССИИ И КИТАЯ
Аннотация. В статье прослеживаются основные направления реформирования и реструктуризации институтов формирования общественного сознания в современном Китае, в первую очередь — средств массовой информации. Автор анализирует место и роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мультимедийной информационной работе, их применение для воздействия на социум и продвижения имиджа страны на международной арене. Рассматриваются отношения КНР с зарубежными партнерами в области масс-медиа, анализируются проблемы и перспективы сотрудничества СМИ КНР и РФ.
Ключевые слова: Китай, СМИ, Россия, информационная работа, влияние на общественное сознание, информационные технологии, медийное сотрудничество, манипулирование общественным мнением, информационная безопасность.
В 2000-х годах в Китае были проведены структурные реформы средств массовой информации (СМИ), других институтов формирования общественного сознания. Они были адаптированы к новым условиям в Китае, сложившимся к началу текущего столетия. Социально-политическое и экономическое развитие страны вплотную приблизило социум к формированию информационного общества.
Реструктурированные СМИ сохранили свою роль важнейшего механизма, влияющего на массовое сознание и реализующего задачи всей системы идеологической работы с населением. Видоизменились лишь инструменты этой работы. Появились акционерные медиа-холдинги с решающим участием ведущих партийно-правительственных печатных органов, которые объединили периодические издания, другие виды информационных продуктов на центральном и провинциальном уровнях и были сориентированы на мультимедийную информационную деятельность. Сформировались новые медиа на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), началось вторжение новых СМИ в игровой и шоу-бизнес, кинематограф, а также их использование в информационной работе. Выявилось преобладающее значение интернета как главной платформы по распространению всех типов информации внутри страны и за рубежом.
Мультимедийность, широкое применение социальных сетей стали главной тенденцией и механизмом расширяющегося информационного воздействия на общество.
* * *
Возрастание роли СМИ в обществе было подчеркнуто на XVIII съезде КПК, состоявшемся в ноябре 2012 г., а работа с различными информационными службами и прежде всего — с интернет-ресурсами стала одной из задач нового руководства страны.
В отчетном докладе съезду были поставлены конкретные цели, касающиеся СМИ как главного института формирования общественного сознания в КНР и важнейшего средства продвижения «мягкой силы» за рубежом. В докладе было указано на необходимость «усиливать строительство сети Интернет, улучшать его контент в соответствии с ведущим течением культуры. Совершенствовать управление сетевым сообществом, осуществлять контроль над интернетом в целях его нормативного и упорядоченного функционирования на правовой основе...» И ниже: «Следует создавать систему современных СМИ, повышать возможности распространение информации» 1.
Выступая 9 ноября 2013 г. перед 3-м пленумом 18-го созыва с пояснениями к «Постановлению ЦК КПК относительно некоторых
важных вопросов всестороннего углубления реформ», генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин акцентировал значимость работы с институтами формирования общественного сознания, прежде всего — с самым массовым информационным ресурсом — Интернетом. Руководитель Китая ориентировал партийный аппарат на «улучшение контрольно-руководящей системы в сфере сети Интернета». «От безопасности Интернета и информации, — подчеркнул он, — зависят государственная безопасность и социальная стабильность. Это новый вызов комплексного характера, который нам предстоит пре-одолеть»2. Результатом стало создание централизованной структуры по работе с Интернетом, которую возглавил руководитель партии.
К этому времени стало понятно, что идеологическая работа с обществом, ведомая партийно-правительственным аппаратом, явно не поспевает за развитием ИКТ. Популярность приобрели социальные сети с их практически мгновенным обменом информацией, которая зачастую идет вразрез с официальной точкой зрения. Специалисты, работающие на партийную идеологию, признали, что ранее принятая система контроля над СМИ утратила эффективность, а возникающие новые сегменты подготовки и распространения информации создают угрозу идеологическому влиянию КПК и ведут к рискам утраты контроля над общественным сознанием.
«По мере все большей зависимости СМИ от компьютерных сетей, — заявил Си Цзиньпин 9 ноября 2013 г., — контроль в этой сфере, как и контроль в отрасли, не поспевают за темпами изменений в развитии ситуации»3. Он особо отметил: «Стремительный рост пользователей социальных сетей (Вэйкэ, Вэйсинь и др.) и систем мгновенного обмена сообщениями, отличающихся быстрым распространением, большим влиянием, широким охватом и способностью к быстрой мобилизации общества, поставил нас перед вопросом: каким образом упрочить руководство законодательного строительства компьютерных сетей и более эффективно направлять общественное мнение?»4.
В итоге в Постановление ЦК вошло положение о необходимости упрочить контроль над компьютерными сетями на основании закона и усовершенствовать механизм управления Интернетом. Поясняя это положение, лидер КПК подчеркнул, что «эти шаги на-
правлены на то, чтобы объединить функции соответствующих органов и создать систему рационального контроля над Интернетом — от технологий до содержания, от повседневной безопасности до наказания за преступления, чтобы тем самым обеспечить правильное использование и безопасность компьютерных сетей»5. Иными словами, речь шла не о правовом решение вопроса, а о широком применении административных методов регулирования информационных потоков в сетевых ресурсах. Параллельно чиновников обязали вести диалог с пользователями китайских социальных сетей, в результате чего около 60 тыс. функционеров стали вести собственные микро-блоги.
Решения нового руководства КНР в области медийной работы свидетельствуют о продолжающемся использовании методов информационного воздействия на общественное мнение и стремлении сохранять свое влияние с помощью возникающих новых цифровых технологий, средств и инструментов информационно-коммуникативного общения.
* * *
Современная медиаиндустрия КНР представляет собой динамично развивающуюся отрасль, объединившую в единую систему весь комплекс институтов, инструментов и новых технологий подготовки, производства и распространения информации в стране и за ее пределами.
На начало 2013 г. вещание радио и всех видов телевидения (спутниковое, эфирное, кабельное) охватывало соответственно 97,51 % и 98,2 % территории страны6. Тогда же ежегодная продолжительность радиовещания в стране достигла 13 383 700 часов, что на 2,5 % больше данных на начало 2012 г. Общий объем производства радиовещательных программ увеличился на 3,62 % и составил к 2013 г. 7 188 200 часов. Объем телевещания к началу 2013 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,39 %, составив 16 985 300 часов. Одновременно на 16,47 % выросло годовое производство телевизионных программ, достигшее к началу 2013 г. 3 436 300 часов. Параллельно наращивалось производство и распро-
странение новостей: на радио рост составил 18,55 %, на телевидении - на 20,25 %7.
Радио и телевидение стали превращаться в индустрии, приносящие прибыль. Общие доходы (включая производство и продажу программ, другой продукции, размещение рекламы и т. д.) радио и телевидения КНР на начало 2013 г. составили 326,879 млрд юаней; по сравнению с предыдущим годом рост составил 20,29 %8.
Одновременно активно развивался Интернет. К 2013 г. число интернет-пользователей в КНР достигло 564 млн человек — на 9,9 % больше, чем в 2011 г. (513 млн)9. В 2015 г. эта численность составила 684 млн человек, а с учетом стремительного роста пользователей мобильных технологий, по некоторым данным, 850 млн человек. В 2016 г., прогнозируют специалисты, количество интернет-пользователей в КНР превысит 711 млн.
В начале 2000-х в Китае, как и во всем мире, получила развитие блогосфера. Аналитики полагают, что сегодня 40 % китайских пользователей ведут блоги.
В 2009 г. КНР заблокировала американский ресурс Twitter, в котором размещались короткие, популярные у китайской публики сообщения. Китайские интернет-ресурсы и технологические центры были сориентированы на создание собственных, альтернативных внешним, социальных сетей. Крупнейшей в КНР микроблоговой службой стала Вэйбо, разработанная компанией Tencent. В ней зарегистрировалось более 300 млн пользователей. Собственные ресурсы в области социальных сетей предлагают такие крупнейшие китайские интернет-гиганты, как «Xinlang» (известная в России как Sina.com), NetEase и другие ресурсы. В какой-то степени это обезопасило социальные сети от внешнего влияния. Однако эти ресурсы не стали серьезной преградой для информационных потоков извне.
В КНР зарегистрировано 19,15 млн доменных имен, 2,73 млн вэб-сайтов, «обеспечивающих насыщенность информационного контента»10. С появлением мобильного интернета возможности для распространения новостей еще больше возросли. По состоянию на середину 2014 г., порядка 527 млн китайцев входили в Интернет с помощью мобильной связи. Новые мобильные услуги (типа WеСhat — самой популярной в КНР, Гонконге и в китайских зарубежных об-
щинах мобильной коммуникативной услуги) создали для китайских пользователей возможность мгновенного обмена информационным контентом практически любого содержания.
Начиная с 2015 г. ИА Синьхуа осуществило большое число экспериментов, включая создание роботизированной системы написания новостных сообщений, а также запуск передачи новостей с мест событий через приложение для мобильных телефонов. Это позволило корреспондентам вести прямые репортажи с использованием мобильных устройств. Агентство реализовало ряд инновационных идей для интеграции и создания цифровых платформ, необходимых для создания и распространения информации11.
При таких обстоятельствах становится понятным, что популярность новых цифровых технологий создает дополнительные возможности для людей и новые вызовы для властей в области информационной политики. И там, где не срабатывает идеология или официальные информационные ресурсы, накладываются административные запреты.
Заметим также, что несмотря на растущее воздействие ИКТ на развитие информационной сферы в китайском обществе, вытеснения традиционных СМИ из сферы информационного обращения пока не происходит. Хотя традиционные печатные СМИ по уровню влиятельности и степени воздействия на социум и умонастроения людей, разумеется, уже уступают свои позиции цифровым СМИ. Количественные показатели традиционных печатных СМИ медленно, но сокращаются.
Растет число электронных периодических изданий. По официальным данным, в 2012 г., например, в стране выходило 11 822 видов электронных журналов, что на 5,7 % больше уровня 2011 г. Общее число распространенных копий превысило 260 млн, что на 23,5 % выше показателя предыдущего года. При этом, как отмечают китайские источники, заметно — почти на 40,5 % — выросли прибыли от распространения цифровых периодических изданий12.
Мультимедийные и мобильные информационные инструменты сегодня развивают практически все ведущие СМИ КНР: информационные агентства Синьхуа и Чжунго синьвэньшэ (Информационное агентство «Новости Китая»), информационные холдинги
«Жэньминь жибао», «Гуанмин жибао», «Цзинзи жибао», региональные Chengdu Media Group, Guangzhou Daily Newspaper Group, Liberation Dialy Newspaper Group и многие другие.
Важно отметить, что размещение новостного политического и экономического контента даже в интернет-компаниях по-прежнему зависит от цензурных решений. Поэтому содержание новостей во всех многочисленных интернет-ресурсах, а также в печатных СМИ КНР носит типовой характер. А официальная информация, предназначенная для сетевых ресурсов, печатных, электронных и телевизионных СМИ, поступает из одних и тех же официальных источников.
Есть еще специфическая особенность контентной политики в Китае, сохраняющаяся вот уже многие десятилетия. Это — многоуровневая структура распространения информации. ИА Синьхуа, например, распространяет сразу несколько информационных лент, которые имеют очевидную страноведческую и общественную направленность. Информационная лента, рассчитанная на потребителя континентального Китая, может значительно отличаться от информационных блоков для Гонконга или Макао, русскоговорящей аудитории, для европейцев или жителей Ближнего и Среднего Востока.
Общим для всех этих информационных продуктов, как правило, является только официальная информация о деятельности руководства страны, МИД КНР и другой официоз. Аналогичный подход характерен и для ведущих новостных ресурсов, которые наряду с информационными задачами выполняют внешнюю пропагандистскую миссию по распространению китайской культуры, разъяснению китайских ценностей, социальной и экономической политики.
Такой подход позволяет Китаю, с одной стороны, создавать видимость соблюдения принципа информационной объективности, а с другой — избегать возникновения неудобных моментов в случае расхождения политических или оценочных позиций в отношении того или иного явления или события.
Эффективность системной работы с общественным мнением внутри страны и за рубежом подтверждена многолетней практикой. Добавление к ней инструментов и рычагов в виде цифровых технологий создает мощные возможности для манипулирования общественным мнением.
* * *
Подобные манипуляции сегодня используются в различных странах, причем как внутри самих стран, так и за их пределами. Информационные технологии становятся важным средством достижения планируемых политических результатов. А сама степень успешности воздействия на умонастроения людей в больше мере зависит от арсенала применяемых средств, а также от того, насколько этот арсенал гибок и вариативен. Чем шире и разнообразней этот арсенал, тем эффективней влияние на массовое сознание продвигаемых политических идей.
Еще одним важным условием успешного манипулирования общественным сознанием является контроль над информацией и коммуникативными средствами, каковыми являются сегодня СМИ, интернет, мобильная связь и пр. О том же свидетельствуют политтех-нологии, которые применялись в новейшее время в периоды так называемой арабской весны на Ближнем Востоке, «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» и «революции достоинства» на Украине.
В этом контексте Китай с его экономическим и военным потенциалом, неприемлемой для ряда крупнейших зарубежных стран идеологией с начала нового столетия превратился в мишень информационного воздействия извне.
В КНР учли наработки западных стран по применению информационных средств и стратегий для достижения политических целей. Пекин сегодня пытается найти собственные рычаги противодействия внешним информационным интервенциям. Таким образом, инструментарий информационного влияния в Китае выполняет двоякую задачу: формирование необходимого властям массового сознания внутри страны и противодействие внешним идеологическим вторжениям.
Выдвижение в Китае программной концепции «китайской мечты», в основу которой заложена идея «великого возрождения китайской нации» в эпоху «огромных перемен», стала той национальной идеей и социально-психологической установкой, опираясь на которую заново отстраивается идеологическая работа государственных органов и институтов общественного сознания.
Идеология марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна, основанный на них революционный романтизм сегодня уступают место прагматическим установкам, получившим широкое распространение в социуме за десятилетия политики реформ и открытости внешнему миру. В этих условиях выбор идеи о «китайской мечте», цементирующей общество внутри страны и в целом «китайский мир» за ее пределами, является с точки зрения китайского руководства правильным и оправданным. В этом контексте вырисовывается еще одна роль этой идеи — консолидирующая.
В современной обстановке развитие национальной идеи в Китае сопровождается переориентацией деятельности СМИ на выполнение новых информационных задач при сохранении контроля со стороны государства. Эти задачи как раз и выражаются через концепцию возрождения китайской нации, которая дает Китаю ряд преимуществ.
Во-первых, она обеспечивает политическое и экономическое наступление Китая на международной арене, укрепляет способность КНР влиять на различные сферы мировой политики, позволяет выглядеть в глазах мирового сообщества более объективной и деидео-логизированной при том понимании, что коммунистическая идеология явно не та область, которая делает Китай привлекательным в глазах ведущих игроков мировой политики.
Во-вторых, она ведет к усилению воздействия на китайский социум с помощью этнокультурных, традиционных идейно-философских воззрений, национальных подходов к развитию страны и общества при определенном ослаблении догматической идеологии, акцентирует внимание на укреплении связи между социализмом с китайской спецификой и особой национальной идеей о «возрождении китайской нации».
И, наконец, «китайская мечта» становится инструментом, который позволяет выстраивать барьеры на пути проникновения в социум нежелательных мировоззренческих установок, не присущих менталитету китайцев. Крайне важно в этой связи то, что КНР не отгораживается от внешнего мира, а пытается выработать защитный механизм, позволяющий нейтрализовать нежелательное воздействие извне.
Для современного Китая это крайне важно, поскольку он стремится к реализации полноценных связей с зарубежной средой, включая поощрение традиционных и новых медиа на развитие партнерских отношений с окружающим миром. Усиление инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической пропаганде, а также растущая вовлеченность КНР в международное сотрудничество в медийной сфере подтверждает это.
Китай вместе с информационными службами США, Великобритании, России, Японии, мировых интернет-компаний типа Google стал одним из инициаторов проведения всемирных медиа-форумов. Агентство Синьхуа вошло в состав президиума форума наряду с другими 16 мировыми СМИ13. Первые два всемирных медиа-форума прошли в 2009 и 2011 гг. Третий — 20—21 марта 2016 г. в Катаре. В нем приняли участие почти 350 руководителей информационных организаций из 100 стран, которые обсудили тему «Будущее новостей и новостных агентств».
Китай одобрил заявление форума, в котором подчеркивается императивность «консолидации взаимодействия мировых средств массовой информации». В документе, в частности, подчеркивается: «Мы выступаем за усиление общения, обмена опытом, заимствования знаний, а также за сотрудничество и общий выигрыш информационных организаций. Мы неизменно приветствуем присоединение к Всемирному медиа-саммиту относящихся к различным типам СМИ информационных организаций со всего мира... Мы выступаем за укрепление сотрудничества между информационными организациями и соответствующими международными организациями, совместное проведение направленных на общественное благо кампаний, чтобы играть еще большую роль во взаимопонимании между 14
людьми» .
В этой же плоскости находится и организация регулярных конференций на двусторонней основе, положительное отношение КНР к созданию новых форматов сотрудничества и взаимодействия по линии средств массовой информации. Среди таких форм деятельности — регулярные медиа-форумы «Китай—США», «Китай—АСЕАН», «Китай—Россия». КНР ведет активную работу в Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана (ОАНА). Осо-
бое внимание уделяется проблемам информационной безопасности, выработке международно-правовых правил поведения в «мировой паутине», которая по-прежнему работает по регламентам, которые предлагают миру Соединенные Штаты.
Одновременно ничто не мешает ведущим китайским СМИ сотрудничать с американскими производителями цифровых новостей. В рамках медиа-встречи в Дохе информационное агентство Синьхуа и американское агентство Ассошиэйтед Пресс договорились о «дальнейшем укреплении инновационного сотрудничества по переходу традиционных СМИ в цифровой формат». Глава ИА Синьхуа Цай Минчжао сообщил, что агентство провело большое количество совместных с АП исследований, касающихся перехода СМИ в цифровой формат15.
* * *
Сотрудничество Китая с Россией в области СМИ по сравнению с другими странами считается сегодня наиболее продвинутым. Первые контакты между СМИ двух стран возникли в конце 1980-х гор-дов, когда после длительного застоя в двусторонних отношениях, вызванных «культурной революцией» в КНР, связи между СМИ СССР и КНР были разморожены.
14 октября 2002 г. в Пекине была создана Российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству в области СМИ и состоялось ее первое заседание. Его участники обсудили сотрудничество между РФ и Китаем в области телевидения, радио, издательской деятельности, вопросы взаимодействия информационных агентств, газет и других служб. Начало функционирования этого института стимулировало контакты между СМИ двух стран, которые к тому времени вышли за рамки привычных обменов журналистами информацией и предоставлением технических услуг друг другу для распространения информации. Тогда начала слагаться договорно-правовая база сотрудничества СМИ двух стран. Были заключены соглашения об информационном взаимодействия между «РИА Новости» и газетой «Жэньминь жибао», которые через год заключили соглашение о сотрудничестве в области электронных СМИ и интернет-информации.
Это соглашение стало первым документом, ориентированным на взаимодействие новых масс-медиа. Договоры о взаимодействии были подписаны между ИТАР-ТАСС и газетой «Гуанмин жибао», радиостанцией «Голос России» и Международным радио Китая и другими партнерами.
В 2008 г. Рабочая группа решением правительств двух стран была трансформирована в полноценную межправительственную Подкомиссию, которая собирается ежегодно и определяет основные цели сотрудничества в информационной области.
В 2006 г. состоялся первый журналистский медиа-форум, на котором обсуждались вопросы социальной ответственности журналистов в эпоху реформ. Состоявшиеся дискуссии позволили представителям ведущих масс-медиа двух стран лучше понять друг друга. Российские СМИ представляли широкий спектр масс-медиа — от частных до государственных, действующих в одном правовом поле на основе Закона РФ о средствах массовой информации. В то время, как китайские СМИ были представлены государственными, а также акционерными СМИ, деятельность которых регулируется правительственными и партийными директивами.
Уровень и качество взаимодействия двух стран в области масс-медиа логично подвели к тому, что 8 мая 2015 г. Президент России В.В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин, находившийся с визитом в Москве, объявили, что две страны проведут «Годы китайских и российских СМИ». В конце 2015 г. во время визита в КНР председателя правительства РФ Д.А. Медведева было объявлено о запуске Годов российских и китайских СМИ в 2016—2017 гг.
Показательно, что этому событию предшествовал масштабный российско-китайский медиа-форум, который состоялся 26 октября 2015 г. в Санкт-Петербурге. Представители СМИ двух стран, государственные чиновники, занимающиеся масс-медиа, сконцентрировались на обсуждении роли новых медиа в эпоху Интернета, на каналах и средствах передачи информации, на контентных особенностях новых СМИ. Дискуссии также коснулись проблем сотрудничества СМИ при освещении таких тем, как сопряжение китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и программы по укреплению Евразийского экономического союза.
Много внимания было уделено вопросам сотрудничества электронных и сетевых СМИ. Как сообщили российские информационные источники, гости медиа-форума с китайской стороны признали, что китайским и российским СМИ следует за счет обмена ресурсами и на взаимодополняемой основе совместно освещать темы международного характера, интересующие читателей обеих стран, а также темы, касающиеся двусторонних отношений16.
На втором медиа-форуме в марте 2016 г. было вновь заявлено о необходимости поднять сотрудничество СМИ на уровень, сопоставимый с уровнем политического сотрудничества руководства двух стран, и продолжено обсуждение взаимодействия в области новых медиа и ИКТ.
Интернет-ресурсы сегодня создают новые возможности для СМИ, но они же создают и новые проблемы. Пользователей Интернета в КНР и в России объединяет одно важное обстоятельство: все они считают Интернет, мобильную связь важными информационно-коммуникационными инструментами, активно ими пользуются, регулярно получают информацию из сетевых ресурсов, в том числе из тех, которые являются стимуляторами современных информационных войн.
В этом контексте представляет вполне объяснимым появление в октябре 2015 г. на заседании двусторонней Подкомиссии по СМИ новой программы взаимодействия, в которой определены 10 направлений сотрудничества медийных структур, которые удалось согласовать представителям РФ и КНР. К этим направлениям относятся укрепление взаимодействия профильных министерств и ведомств двух стран; проведение крупных медиа-мероприятий; укрепление информационного взаимодействия СМИ двух стран; сотрудничество в области подготовки кадров и повышения квалификации работников СМИ; кооперация в области съемок и производства кино; сотрудничество в области перевода, распространения и проката кино- и телепродукции; взаимодействие в области медиа-индустрии и маркетинга; наращивание сотрудничества в области новых медиа, продвижение кооперации между блогерами двух стран; интеграция новых и традиционных СМИ и т. д.17
Важно отметить еще одну сферу, которая приобретает особую значимость во взаимодействии двух стран в информационной области. 8 мая 2015 г. в Москве в ходе очередного российско-китайского саммита главы МИД двух стран подписали межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ). По оценкам МИД РФ, данный документ выводит российско-китайское взаимодействие в сфере МИБ на принципиально новый уровень.
Соглашение нацелено на совместное решение задач по обеспечению национальной и международной информационной безопасности. Документ содержит положения о необходимости создания правовых рамок для диалога вопросам МИБ, о совместном реагировании на наиболее острые угрозы, включая противодействие использованию ИКТ в нарушение принципов международного права, в том числе для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва суверенитета, политической и экономической стабильности, разжигания межнациональной и межконфессиональной вражды. В число приоритетов российско-китайского сотрудничества входит совместная борьба с использованием ИКТ в террористических и иных противоправных целях. Соглашение также предполагает проведение совместных научных исследований по вопросам, связанным с обеспечением МИБ18.
Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что кооперация медийных служб России и КНР, безусловно, несет положительный потенциал. Однако он имеет определенные пределы и даже подвергается рискам. СМИ любого государства, включая Китай и РФ, прежде всего обслуживают национальные интересы своей страны. Это оказывает безусловное влияние на взаимодействие медийных институтов, в том числе партнерских. Данное обстоятельство надо понимать, адекватно оценивать и правильно на него реагировать.
Во-вторых, анализ работы Пекина с институтами формирования общественного сознания, к которым относятся СМИ, показывает, что Китай не закрывается от внешнего мира, а всячески демонстрирует свою транспарентность и готовность к контактам. В то же время он выстраивает свои отношения с зарубежными странами таким образом, чтобы четко распределять роли. Если в отношениях с Запа-
дом китайскую сторону больше интересует имиджевая составляющая, а также получение доступа к новым ИКТ, то в отношениях, например, с Россией приоритетами становятся политическая и пропагандистская работа.
В-третьих, за последние 20 лет взаимодействие масс-медиа РФ и КНР расширилось и теперь опережает аналогичные связи КНР с другими странами мира. В то же время особенностью этих отношений является то, что они продвигаются с помощью административных ресурсов, а также при поддержке правительственных учреждений двух стран. Такой подход стимулирует разработку новых российско-китайских проектов в области СМИ для выстраивания взаимодополняемой информационной работы как внутри своих стран, так и на международной арене. Однако достичь полного информационного согласия, по всей очевидности, будет невозможно.
В-четвертых, медийное сотрудничество влияет на имиджевые позиции России в Китае, а Китая — в России. В опубликованном в 2015 г. в КНР «Докладе об исследовании национального имиджа Китая в 2014 году» подчеркивается, что за прошедшие годы Пекину удалось улучшить свой имидж за рубежом. Об этом свидетельствуют опросы населения США, Великобритании, Австралии, Японии, России, Индии, ЮАР и Бразилии, проведенные китайскими аналитиками. Они показали, что оценки глобального имиджа КНР по сравнению с 2013 г. поднялись на 0,8 балла. Россияне поставили Китаю самый высокий балл — 7,6 из 10 возможных. Положительное отношение к КНР в России можно рассматривать не только как результат тесных политических отношений между двумя странами, но и как определенный итог взаимодействия российских и китайских СМИ.
В заключение остается добавить, что современное сотрудничество СМИ России и Китая вступило в период информационной зрелости и понимания интересов друг друга. Оно охватывает новые области, новые медийные институты и использует современные инструменты создания и распространения контента. В этом смысле у взаимодействия российских и китайских СМИ есть хорошие перспективы и широкое поле для дальнейшего взаимодействия.
Примечания
1 Цит по: XVIII съезд Коммунистической партии Китая (8—14 ноября 2012 г.). Экспресс-информация № 7. М.: ИДВ РАН, 2012. С 64—65.
2 Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2014. С. 118.
3 Там же. С. 118.
4 Там же. С. 119.
5 Там же.
6 The Yearbook ofChina cultural industries. 2013. Edited by Fan Zhou, Jiang Duo. Communication University of China. Beijing: Guangming Chubanshe, 2014. Р. 175.
7 Ibid. P.175.
8 Ibid. P.177.
9 Ibid. P.53.
10 КНР: экономика регионов / отв.ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Камен-нов. М.: Издательство МБА, 2015. С. 508.
11 URL: http://russian.news.cn/2016-03/21/c_135206791.htm
12 The Yearbook of China cultural industries. 2013 / Edited by Fan Zhou, Jiang Duo. Communication University ofChina. Beijing:Guangming Chubanshe, 2014. Р. 21.
13 URL: http://russian.news.cn/2016-03/21/c_135209906.htm
14 Цит. по: URL: http://russian.news.cn/2016-03/22/c_135210152.htm
15 URL: http://russian.news.cn/2016-03/21/c_135206791.htm
16 URL.: http://www.rg.ru/2015/06/26/forum-anons.htm
17 Там же.
18 URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset_publisher/content/id/12 57295