Научная статья на тему 'Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая'

Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2103
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / СМИ / Россия / информационная работа / влияние на общественное сознание / информационные технологии / медийное сотрудничество / манипулирование общественным мнением / информационная безопасность / China / massmedia / Russia / impact on public consciousness / information technologies (IT) / informational work / mass-media cooperation / manipulation of public opinion / information security

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исаев Александр Сергеевич

В статье прослеживаются основные направления реформирования и реструктуризации институтов формирования общественного сознания в современном Китае, в первую очередь — средств массовой информации. Автор анализирует место и роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мультимедийной информационной работе, их применение для воздействия на социум и продвижения имиджа страны на международной арене. Рассматриваются отношения КНР с зарубежными партнерами в области массмедиа, анализируются проблемы и перспективы сотрудничества СМИ КНР и РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S INSTITUTIONS OF PUBLIC CONSCIOUSNESS FORMING AND THE COOPERATION OF CHINESE AND RUSSIAN MASS-MEDIA

The article deals with main reorganizational and reforming trends in institu tions which shape public consciousness in modern China, especially — massmedia ones. The author analyses the role of information and communication technologies (ICT) in multimedia informational activities and describes probable ways of influ encing society and promoting positive image of a country on the international arena. The article also provides a thorough analysis of China's relationship with foreign countries in the field of mass media as well as of challenges and prospects of the Chi neseRussian mass media cooperation.

Текст научной работы на тему «Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая»

А.С. Исаев

ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КНР И ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СМИ РОССИИ И КИТАЯ

Аннотация. В статье прослеживаются основные направления реформирования и реструктуризации институтов формирования общественного сознания в современном Китае, в первую очередь — средств массовой информации. Автор анализирует место и роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мультимедийной информационной работе, их применение для воздействия на социум и продвижения имиджа страны на международной арене. Рассматриваются отношения КНР с зарубежными партнерами в области масс-медиа, анализируются проблемы и перспективы сотрудничества СМИ КНР и РФ.

Ключевые слова: Китай, СМИ, Россия, информационная работа, влияние на общественное сознание, информационные технологии, медийное сотрудничество, манипулирование общественным мнением, информационная безопасность.

В 2000-х годах в Китае были проведены структурные реформы средств массовой информации (СМИ), других институтов формирования общественного сознания. Они были адаптированы к новым условиям в Китае, сложившимся к началу текущего столетия. Социально-политическое и экономическое развитие страны вплотную приблизило социум к формированию информационного общества.

Реструктурированные СМИ сохранили свою роль важнейшего механизма, влияющего на массовое сознание и реализующего задачи всей системы идеологической работы с населением. Видоизменились лишь инструменты этой работы. Появились акционерные медиа-холдинги с решающим участием ведущих партийно-правительственных печатных органов, которые объединили периодические издания, другие виды информационных продуктов на центральном и провинциальном уровнях и были сориентированы на мультимедийную информационную деятельность. Сформировались новые медиа на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), началось вторжение новых СМИ в игровой и шоу-бизнес, кинематограф, а также их использование в информационной работе. Выявилось преобладающее значение интернета как главной платформы по распространению всех типов информации внутри страны и за рубежом.

Мультимедийность, широкое применение социальных сетей стали главной тенденцией и механизмом расширяющегося информационного воздействия на общество.

* * *

Возрастание роли СМИ в обществе было подчеркнуто на XVIII съезде КПК, состоявшемся в ноябре 2012 г., а работа с различными информационными службами и прежде всего — с интернет-ресурсами стала одной из задач нового руководства страны.

В отчетном докладе съезду были поставлены конкретные цели, касающиеся СМИ как главного института формирования общественного сознания в КНР и важнейшего средства продвижения «мягкой силы» за рубежом. В докладе было указано на необходимость «усиливать строительство сети Интернет, улучшать его контент в соответствии с ведущим течением культуры. Совершенствовать управление сетевым сообществом, осуществлять контроль над интернетом в целях его нормативного и упорядоченного функционирования на правовой основе...» И ниже: «Следует создавать систему современных СМИ, повышать возможности распространение информации» 1.

Выступая 9 ноября 2013 г. перед 3-м пленумом 18-го созыва с пояснениями к «Постановлению ЦК КПК относительно некоторых

важных вопросов всестороннего углубления реформ», генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин акцентировал значимость работы с институтами формирования общественного сознания, прежде всего — с самым массовым информационным ресурсом — Интернетом. Руководитель Китая ориентировал партийный аппарат на «улучшение контрольно-руководящей системы в сфере сети Интернета». «От безопасности Интернета и информации, — подчеркнул он, — зависят государственная безопасность и социальная стабильность. Это новый вызов комплексного характера, который нам предстоит пре-одолеть»2. Результатом стало создание централизованной структуры по работе с Интернетом, которую возглавил руководитель партии.

К этому времени стало понятно, что идеологическая работа с обществом, ведомая партийно-правительственным аппаратом, явно не поспевает за развитием ИКТ. Популярность приобрели социальные сети с их практически мгновенным обменом информацией, которая зачастую идет вразрез с официальной точкой зрения. Специалисты, работающие на партийную идеологию, признали, что ранее принятая система контроля над СМИ утратила эффективность, а возникающие новые сегменты подготовки и распространения информации создают угрозу идеологическому влиянию КПК и ведут к рискам утраты контроля над общественным сознанием.

«По мере все большей зависимости СМИ от компьютерных сетей, — заявил Си Цзиньпин 9 ноября 2013 г., — контроль в этой сфере, как и контроль в отрасли, не поспевают за темпами изменений в развитии ситуации»3. Он особо отметил: «Стремительный рост пользователей социальных сетей (Вэйкэ, Вэйсинь и др.) и систем мгновенного обмена сообщениями, отличающихся быстрым распространением, большим влиянием, широким охватом и способностью к быстрой мобилизации общества, поставил нас перед вопросом: каким образом упрочить руководство законодательного строительства компьютерных сетей и более эффективно направлять общественное мнение?»4.

В итоге в Постановление ЦК вошло положение о необходимости упрочить контроль над компьютерными сетями на основании закона и усовершенствовать механизм управления Интернетом. Поясняя это положение, лидер КПК подчеркнул, что «эти шаги на-

правлены на то, чтобы объединить функции соответствующих органов и создать систему рационального контроля над Интернетом — от технологий до содержания, от повседневной безопасности до наказания за преступления, чтобы тем самым обеспечить правильное использование и безопасность компьютерных сетей»5. Иными словами, речь шла не о правовом решение вопроса, а о широком применении административных методов регулирования информационных потоков в сетевых ресурсах. Параллельно чиновников обязали вести диалог с пользователями китайских социальных сетей, в результате чего около 60 тыс. функционеров стали вести собственные микро-блоги.

Решения нового руководства КНР в области медийной работы свидетельствуют о продолжающемся использовании методов информационного воздействия на общественное мнение и стремлении сохранять свое влияние с помощью возникающих новых цифровых технологий, средств и инструментов информационно-коммуникативного общения.

* * *

Современная медиаиндустрия КНР представляет собой динамично развивающуюся отрасль, объединившую в единую систему весь комплекс институтов, инструментов и новых технологий подготовки, производства и распространения информации в стране и за ее пределами.

На начало 2013 г. вещание радио и всех видов телевидения (спутниковое, эфирное, кабельное) охватывало соответственно 97,51 % и 98,2 % территории страны6. Тогда же ежегодная продолжительность радиовещания в стране достигла 13 383 700 часов, что на 2,5 % больше данных на начало 2012 г. Общий объем производства радиовещательных программ увеличился на 3,62 % и составил к 2013 г. 7 188 200 часов. Объем телевещания к началу 2013 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,39 %, составив 16 985 300 часов. Одновременно на 16,47 % выросло годовое производство телевизионных программ, достигшее к началу 2013 г. 3 436 300 часов. Параллельно наращивалось производство и распро-

странение новостей: на радио рост составил 18,55 %, на телевидении - на 20,25 %7.

Радио и телевидение стали превращаться в индустрии, приносящие прибыль. Общие доходы (включая производство и продажу программ, другой продукции, размещение рекламы и т. д.) радио и телевидения КНР на начало 2013 г. составили 326,879 млрд юаней; по сравнению с предыдущим годом рост составил 20,29 %8.

Одновременно активно развивался Интернет. К 2013 г. число интернет-пользователей в КНР достигло 564 млн человек — на 9,9 % больше, чем в 2011 г. (513 млн)9. В 2015 г. эта численность составила 684 млн человек, а с учетом стремительного роста пользователей мобильных технологий, по некоторым данным, 850 млн человек. В 2016 г., прогнозируют специалисты, количество интернет-пользователей в КНР превысит 711 млн.

В начале 2000-х в Китае, как и во всем мире, получила развитие блогосфера. Аналитики полагают, что сегодня 40 % китайских пользователей ведут блоги.

В 2009 г. КНР заблокировала американский ресурс Twitter, в котором размещались короткие, популярные у китайской публики сообщения. Китайские интернет-ресурсы и технологические центры были сориентированы на создание собственных, альтернативных внешним, социальных сетей. Крупнейшей в КНР микроблоговой службой стала Вэйбо, разработанная компанией Tencent. В ней зарегистрировалось более 300 млн пользователей. Собственные ресурсы в области социальных сетей предлагают такие крупнейшие китайские интернет-гиганты, как «Xinlang» (известная в России как Sina.com), NetEase и другие ресурсы. В какой-то степени это обезопасило социальные сети от внешнего влияния. Однако эти ресурсы не стали серьезной преградой для информационных потоков извне.

В КНР зарегистрировано 19,15 млн доменных имен, 2,73 млн вэб-сайтов, «обеспечивающих насыщенность информационного контента»10. С появлением мобильного интернета возможности для распространения новостей еще больше возросли. По состоянию на середину 2014 г., порядка 527 млн китайцев входили в Интернет с помощью мобильной связи. Новые мобильные услуги (типа WеСhat — самой популярной в КНР, Гонконге и в китайских зарубежных об-

щинах мобильной коммуникативной услуги) создали для китайских пользователей возможность мгновенного обмена информационным контентом практически любого содержания.

Начиная с 2015 г. ИА Синьхуа осуществило большое число экспериментов, включая создание роботизированной системы написания новостных сообщений, а также запуск передачи новостей с мест событий через приложение для мобильных телефонов. Это позволило корреспондентам вести прямые репортажи с использованием мобильных устройств. Агентство реализовало ряд инновационных идей для интеграции и создания цифровых платформ, необходимых для создания и распространения информации11.

При таких обстоятельствах становится понятным, что популярность новых цифровых технологий создает дополнительные возможности для людей и новые вызовы для властей в области информационной политики. И там, где не срабатывает идеология или официальные информационные ресурсы, накладываются административные запреты.

Заметим также, что несмотря на растущее воздействие ИКТ на развитие информационной сферы в китайском обществе, вытеснения традиционных СМИ из сферы информационного обращения пока не происходит. Хотя традиционные печатные СМИ по уровню влиятельности и степени воздействия на социум и умонастроения людей, разумеется, уже уступают свои позиции цифровым СМИ. Количественные показатели традиционных печатных СМИ медленно, но сокращаются.

Растет число электронных периодических изданий. По официальным данным, в 2012 г., например, в стране выходило 11 822 видов электронных журналов, что на 5,7 % больше уровня 2011 г. Общее число распространенных копий превысило 260 млн, что на 23,5 % выше показателя предыдущего года. При этом, как отмечают китайские источники, заметно — почти на 40,5 % — выросли прибыли от распространения цифровых периодических изданий12.

Мультимедийные и мобильные информационные инструменты сегодня развивают практически все ведущие СМИ КНР: информационные агентства Синьхуа и Чжунго синьвэньшэ (Информационное агентство «Новости Китая»), информационные холдинги

«Жэньминь жибао», «Гуанмин жибао», «Цзинзи жибао», региональные Chengdu Media Group, Guangzhou Daily Newspaper Group, Liberation Dialy Newspaper Group и многие другие.

Важно отметить, что размещение новостного политического и экономического контента даже в интернет-компаниях по-прежнему зависит от цензурных решений. Поэтому содержание новостей во всех многочисленных интернет-ресурсах, а также в печатных СМИ КНР носит типовой характер. А официальная информация, предназначенная для сетевых ресурсов, печатных, электронных и телевизионных СМИ, поступает из одних и тех же официальных источников.

Есть еще специфическая особенность контентной политики в Китае, сохраняющаяся вот уже многие десятилетия. Это — многоуровневая структура распространения информации. ИА Синьхуа, например, распространяет сразу несколько информационных лент, которые имеют очевидную страноведческую и общественную направленность. Информационная лента, рассчитанная на потребителя континентального Китая, может значительно отличаться от информационных блоков для Гонконга или Макао, русскоговорящей аудитории, для европейцев или жителей Ближнего и Среднего Востока.

Общим для всех этих информационных продуктов, как правило, является только официальная информация о деятельности руководства страны, МИД КНР и другой официоз. Аналогичный подход характерен и для ведущих новостных ресурсов, которые наряду с информационными задачами выполняют внешнюю пропагандистскую миссию по распространению китайской культуры, разъяснению китайских ценностей, социальной и экономической политики.

Такой подход позволяет Китаю, с одной стороны, создавать видимость соблюдения принципа информационной объективности, а с другой — избегать возникновения неудобных моментов в случае расхождения политических или оценочных позиций в отношении того или иного явления или события.

Эффективность системной работы с общественным мнением внутри страны и за рубежом подтверждена многолетней практикой. Добавление к ней инструментов и рычагов в виде цифровых технологий создает мощные возможности для манипулирования общественным мнением.

* * *

Подобные манипуляции сегодня используются в различных странах, причем как внутри самих стран, так и за их пределами. Информационные технологии становятся важным средством достижения планируемых политических результатов. А сама степень успешности воздействия на умонастроения людей в больше мере зависит от арсенала применяемых средств, а также от того, насколько этот арсенал гибок и вариативен. Чем шире и разнообразней этот арсенал, тем эффективней влияние на массовое сознание продвигаемых политических идей.

Еще одним важным условием успешного манипулирования общественным сознанием является контроль над информацией и коммуникативными средствами, каковыми являются сегодня СМИ, интернет, мобильная связь и пр. О том же свидетельствуют политтех-нологии, которые применялись в новейшее время в периоды так называемой арабской весны на Ближнем Востоке, «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» и «революции достоинства» на Украине.

В этом контексте Китай с его экономическим и военным потенциалом, неприемлемой для ряда крупнейших зарубежных стран идеологией с начала нового столетия превратился в мишень информационного воздействия извне.

В КНР учли наработки западных стран по применению информационных средств и стратегий для достижения политических целей. Пекин сегодня пытается найти собственные рычаги противодействия внешним информационным интервенциям. Таким образом, инструментарий информационного влияния в Китае выполняет двоякую задачу: формирование необходимого властям массового сознания внутри страны и противодействие внешним идеологическим вторжениям.

Выдвижение в Китае программной концепции «китайской мечты», в основу которой заложена идея «великого возрождения китайской нации» в эпоху «огромных перемен», стала той национальной идеей и социально-психологической установкой, опираясь на которую заново отстраивается идеологическая работа государственных органов и институтов общественного сознания.

Идеология марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна, основанный на них революционный романтизм сегодня уступают место прагматическим установкам, получившим широкое распространение в социуме за десятилетия политики реформ и открытости внешнему миру. В этих условиях выбор идеи о «китайской мечте», цементирующей общество внутри страны и в целом «китайский мир» за ее пределами, является с точки зрения китайского руководства правильным и оправданным. В этом контексте вырисовывается еще одна роль этой идеи — консолидирующая.

В современной обстановке развитие национальной идеи в Китае сопровождается переориентацией деятельности СМИ на выполнение новых информационных задач при сохранении контроля со стороны государства. Эти задачи как раз и выражаются через концепцию возрождения китайской нации, которая дает Китаю ряд преимуществ.

Во-первых, она обеспечивает политическое и экономическое наступление Китая на международной арене, укрепляет способность КНР влиять на различные сферы мировой политики, позволяет выглядеть в глазах мирового сообщества более объективной и деидео-логизированной при том понимании, что коммунистическая идеология явно не та область, которая делает Китай привлекательным в глазах ведущих игроков мировой политики.

Во-вторых, она ведет к усилению воздействия на китайский социум с помощью этнокультурных, традиционных идейно-философских воззрений, национальных подходов к развитию страны и общества при определенном ослаблении догматической идеологии, акцентирует внимание на укреплении связи между социализмом с китайской спецификой и особой национальной идеей о «возрождении китайской нации».

И, наконец, «китайская мечта» становится инструментом, который позволяет выстраивать барьеры на пути проникновения в социум нежелательных мировоззренческих установок, не присущих менталитету китайцев. Крайне важно в этой связи то, что КНР не отгораживается от внешнего мира, а пытается выработать защитный механизм, позволяющий нейтрализовать нежелательное воздействие извне.

Для современного Китая это крайне важно, поскольку он стремится к реализации полноценных связей с зарубежной средой, включая поощрение традиционных и новых медиа на развитие партнерских отношений с окружающим миром. Усиление инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической пропаганде, а также растущая вовлеченность КНР в международное сотрудничество в медийной сфере подтверждает это.

Китай вместе с информационными службами США, Великобритании, России, Японии, мировых интернет-компаний типа Google стал одним из инициаторов проведения всемирных медиа-форумов. Агентство Синьхуа вошло в состав президиума форума наряду с другими 16 мировыми СМИ13. Первые два всемирных медиа-форума прошли в 2009 и 2011 гг. Третий — 20—21 марта 2016 г. в Катаре. В нем приняли участие почти 350 руководителей информационных организаций из 100 стран, которые обсудили тему «Будущее новостей и новостных агентств».

Китай одобрил заявление форума, в котором подчеркивается императивность «консолидации взаимодействия мировых средств массовой информации». В документе, в частности, подчеркивается: «Мы выступаем за усиление общения, обмена опытом, заимствования знаний, а также за сотрудничество и общий выигрыш информационных организаций. Мы неизменно приветствуем присоединение к Всемирному медиа-саммиту относящихся к различным типам СМИ информационных организаций со всего мира... Мы выступаем за укрепление сотрудничества между информационными организациями и соответствующими международными организациями, совместное проведение направленных на общественное благо кампаний, чтобы играть еще большую роль во взаимопонимании между 14

людьми» .

В этой же плоскости находится и организация регулярных конференций на двусторонней основе, положительное отношение КНР к созданию новых форматов сотрудничества и взаимодействия по линии средств массовой информации. Среди таких форм деятельности — регулярные медиа-форумы «Китай—США», «Китай—АСЕАН», «Китай—Россия». КНР ведет активную работу в Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана (ОАНА). Осо-

бое внимание уделяется проблемам информационной безопасности, выработке международно-правовых правил поведения в «мировой паутине», которая по-прежнему работает по регламентам, которые предлагают миру Соединенные Штаты.

Одновременно ничто не мешает ведущим китайским СМИ сотрудничать с американскими производителями цифровых новостей. В рамках медиа-встречи в Дохе информационное агентство Синьхуа и американское агентство Ассошиэйтед Пресс договорились о «дальнейшем укреплении инновационного сотрудничества по переходу традиционных СМИ в цифровой формат». Глава ИА Синьхуа Цай Минчжао сообщил, что агентство провело большое количество совместных с АП исследований, касающихся перехода СМИ в цифровой формат15.

* * *

Сотрудничество Китая с Россией в области СМИ по сравнению с другими странами считается сегодня наиболее продвинутым. Первые контакты между СМИ двух стран возникли в конце 1980-х гор-дов, когда после длительного застоя в двусторонних отношениях, вызванных «культурной революцией» в КНР, связи между СМИ СССР и КНР были разморожены.

14 октября 2002 г. в Пекине была создана Российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству в области СМИ и состоялось ее первое заседание. Его участники обсудили сотрудничество между РФ и Китаем в области телевидения, радио, издательской деятельности, вопросы взаимодействия информационных агентств, газет и других служб. Начало функционирования этого института стимулировало контакты между СМИ двух стран, которые к тому времени вышли за рамки привычных обменов журналистами информацией и предоставлением технических услуг друг другу для распространения информации. Тогда начала слагаться договорно-правовая база сотрудничества СМИ двух стран. Были заключены соглашения об информационном взаимодействия между «РИА Новости» и газетой «Жэньминь жибао», которые через год заключили соглашение о сотрудничестве в области электронных СМИ и интернет-информации.

Это соглашение стало первым документом, ориентированным на взаимодействие новых масс-медиа. Договоры о взаимодействии были подписаны между ИТАР-ТАСС и газетой «Гуанмин жибао», радиостанцией «Голос России» и Международным радио Китая и другими партнерами.

В 2008 г. Рабочая группа решением правительств двух стран была трансформирована в полноценную межправительственную Подкомиссию, которая собирается ежегодно и определяет основные цели сотрудничества в информационной области.

В 2006 г. состоялся первый журналистский медиа-форум, на котором обсуждались вопросы социальной ответственности журналистов в эпоху реформ. Состоявшиеся дискуссии позволили представителям ведущих масс-медиа двух стран лучше понять друг друга. Российские СМИ представляли широкий спектр масс-медиа — от частных до государственных, действующих в одном правовом поле на основе Закона РФ о средствах массовой информации. В то время, как китайские СМИ были представлены государственными, а также акционерными СМИ, деятельность которых регулируется правительственными и партийными директивами.

Уровень и качество взаимодействия двух стран в области масс-медиа логично подвели к тому, что 8 мая 2015 г. Президент России В.В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин, находившийся с визитом в Москве, объявили, что две страны проведут «Годы китайских и российских СМИ». В конце 2015 г. во время визита в КНР председателя правительства РФ Д.А. Медведева было объявлено о запуске Годов российских и китайских СМИ в 2016—2017 гг.

Показательно, что этому событию предшествовал масштабный российско-китайский медиа-форум, который состоялся 26 октября 2015 г. в Санкт-Петербурге. Представители СМИ двух стран, государственные чиновники, занимающиеся масс-медиа, сконцентрировались на обсуждении роли новых медиа в эпоху Интернета, на каналах и средствах передачи информации, на контентных особенностях новых СМИ. Дискуссии также коснулись проблем сотрудничества СМИ при освещении таких тем, как сопряжение китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и программы по укреплению Евразийского экономического союза.

Много внимания было уделено вопросам сотрудничества электронных и сетевых СМИ. Как сообщили российские информационные источники, гости медиа-форума с китайской стороны признали, что китайским и российским СМИ следует за счет обмена ресурсами и на взаимодополняемой основе совместно освещать темы международного характера, интересующие читателей обеих стран, а также темы, касающиеся двусторонних отношений16.

На втором медиа-форуме в марте 2016 г. было вновь заявлено о необходимости поднять сотрудничество СМИ на уровень, сопоставимый с уровнем политического сотрудничества руководства двух стран, и продолжено обсуждение взаимодействия в области новых медиа и ИКТ.

Интернет-ресурсы сегодня создают новые возможности для СМИ, но они же создают и новые проблемы. Пользователей Интернета в КНР и в России объединяет одно важное обстоятельство: все они считают Интернет, мобильную связь важными информационно-коммуникационными инструментами, активно ими пользуются, регулярно получают информацию из сетевых ресурсов, в том числе из тех, которые являются стимуляторами современных информационных войн.

В этом контексте представляет вполне объяснимым появление в октябре 2015 г. на заседании двусторонней Подкомиссии по СМИ новой программы взаимодействия, в которой определены 10 направлений сотрудничества медийных структур, которые удалось согласовать представителям РФ и КНР. К этим направлениям относятся укрепление взаимодействия профильных министерств и ведомств двух стран; проведение крупных медиа-мероприятий; укрепление информационного взаимодействия СМИ двух стран; сотрудничество в области подготовки кадров и повышения квалификации работников СМИ; кооперация в области съемок и производства кино; сотрудничество в области перевода, распространения и проката кино- и телепродукции; взаимодействие в области медиа-индустрии и маркетинга; наращивание сотрудничества в области новых медиа, продвижение кооперации между блогерами двух стран; интеграция новых и традиционных СМИ и т. д.17

Важно отметить еще одну сферу, которая приобретает особую значимость во взаимодействии двух стран в информационной области. 8 мая 2015 г. в Москве в ходе очередного российско-китайского саммита главы МИД двух стран подписали межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ). По оценкам МИД РФ, данный документ выводит российско-китайское взаимодействие в сфере МИБ на принципиально новый уровень.

Соглашение нацелено на совместное решение задач по обеспечению национальной и международной информационной безопасности. Документ содержит положения о необходимости создания правовых рамок для диалога вопросам МИБ, о совместном реагировании на наиболее острые угрозы, включая противодействие использованию ИКТ в нарушение принципов международного права, в том числе для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва суверенитета, политической и экономической стабильности, разжигания межнациональной и межконфессиональной вражды. В число приоритетов российско-китайского сотрудничества входит совместная борьба с использованием ИКТ в террористических и иных противоправных целях. Соглашение также предполагает проведение совместных научных исследований по вопросам, связанным с обеспечением МИБ18.

Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что кооперация медийных служб России и КНР, безусловно, несет положительный потенциал. Однако он имеет определенные пределы и даже подвергается рискам. СМИ любого государства, включая Китай и РФ, прежде всего обслуживают национальные интересы своей страны. Это оказывает безусловное влияние на взаимодействие медийных институтов, в том числе партнерских. Данное обстоятельство надо понимать, адекватно оценивать и правильно на него реагировать.

Во-вторых, анализ работы Пекина с институтами формирования общественного сознания, к которым относятся СМИ, показывает, что Китай не закрывается от внешнего мира, а всячески демонстрирует свою транспарентность и готовность к контактам. В то же время он выстраивает свои отношения с зарубежными странами таким образом, чтобы четко распределять роли. Если в отношениях с Запа-

дом китайскую сторону больше интересует имиджевая составляющая, а также получение доступа к новым ИКТ, то в отношениях, например, с Россией приоритетами становятся политическая и пропагандистская работа.

В-третьих, за последние 20 лет взаимодействие масс-медиа РФ и КНР расширилось и теперь опережает аналогичные связи КНР с другими странами мира. В то же время особенностью этих отношений является то, что они продвигаются с помощью административных ресурсов, а также при поддержке правительственных учреждений двух стран. Такой подход стимулирует разработку новых российско-китайских проектов в области СМИ для выстраивания взаимодополняемой информационной работы как внутри своих стран, так и на международной арене. Однако достичь полного информационного согласия, по всей очевидности, будет невозможно.

В-четвертых, медийное сотрудничество влияет на имиджевые позиции России в Китае, а Китая — в России. В опубликованном в 2015 г. в КНР «Докладе об исследовании национального имиджа Китая в 2014 году» подчеркивается, что за прошедшие годы Пекину удалось улучшить свой имидж за рубежом. Об этом свидетельствуют опросы населения США, Великобритании, Австралии, Японии, России, Индии, ЮАР и Бразилии, проведенные китайскими аналитиками. Они показали, что оценки глобального имиджа КНР по сравнению с 2013 г. поднялись на 0,8 балла. Россияне поставили Китаю самый высокий балл — 7,6 из 10 возможных. Положительное отношение к КНР в России можно рассматривать не только как результат тесных политических отношений между двумя странами, но и как определенный итог взаимодействия российских и китайских СМИ.

В заключение остается добавить, что современное сотрудничество СМИ России и Китая вступило в период информационной зрелости и понимания интересов друг друга. Оно охватывает новые области, новые медийные институты и использует современные инструменты создания и распространения контента. В этом смысле у взаимодействия российских и китайских СМИ есть хорошие перспективы и широкое поле для дальнейшего взаимодействия.

Примечания

1 Цит по: XVIII съезд Коммунистической партии Китая (8—14 ноября 2012 г.). Экспресс-информация № 7. М.: ИДВ РАН, 2012. С 64—65.

2 Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2014. С. 118.

3 Там же. С. 118.

4 Там же. С. 119.

5 Там же.

6 The Yearbook ofChina cultural industries. 2013. Edited by Fan Zhou, Jiang Duo. Communication University of China. Beijing: Guangming Chubanshe, 2014. Р. 175.

7 Ibid. P.175.

8 Ibid. P.177.

9 Ibid. P.53.

10 КНР: экономика регионов / отв.ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Камен-нов. М.: Издательство МБА, 2015. С. 508.

11 URL: http://russian.news.cn/2016-03/21/c_135206791.htm

12 The Yearbook of China cultural industries. 2013 / Edited by Fan Zhou, Jiang Duo. Communication University ofChina. Beijing:Guangming Chubanshe, 2014. Р. 21.

13 URL: http://russian.news.cn/2016-03/21/c_135209906.htm

14 Цит. по: URL: http://russian.news.cn/2016-03/22/c_135210152.htm

15 URL: http://russian.news.cn/2016-03/21/c_135206791.htm

16 URL.: http://www.rg.ru/2015/06/26/forum-anons.htm

17 Там же.

18 URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset_publisher/content/id/12 57295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.