Научная статья на тему 'Особенности освещения современного мирового финансового кризиса в прессе КНР'

Особенности освещения современного мирового финансового кризиса в прессе КНР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / СМИ КИТАЯ / ПЕЧАТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ПРЕССА КНР / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / MASS-MEDIA OF CHINA / PRINT MEDIA / CONTEMPORARY CHINESE PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тё Ольга Е.

В статье рассматриваются особенности функционирования печатных СМИ КНР в условиях современного глобального финансового кризиса на примере двух ведущих изданий Китая «Мировые новости» и «Финансы и экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of the Modern Global Financial Crisis' Coverage in the Chinese Print Media

The article is devoted to the work of Chinese print media during the contemporary global financial crisis paying special attention to leading Chinese editions The Global News and Caijing.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения современного мирового финансового кризиса в прессе КНР»

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В ПРЕССЕ КНР

О.Е. Тё

Кафедра теории и истории журналистики

Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности функционирования печатных СМИ КНР в условиях современного глобального финансового кризиса на примере двух ведущих изданий Китая — «Мировые новости» и «Финансы и экономика».

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, СМИ Китая, печать, современная пресса КНР.

Реформы и открытость — вот вечная движущая сила развития Китая. А ответом на финансовый кризис должны быть уверенность, сотрудничество и ответственность.

Ху Цзиньтао, председатель КНР

Глобальный финансовый кризис в Китайской Народной Республике начался с падения экономического роста до 9% в III квартале 2008 г., что является показателем самого медленного темпа развития экономики Поднебесной за последние 5 лет. Основной причиной этого стал резкий спад в американской экономике, сокративший спрос на китайский экспорт. Но можно ли признать замедление темпов роста экономики реальной трагедией? Отнюдь нет. Средства массовой информации КНР, напротив, с большим оптимизмом оценивали и оценивают свои шансы в поисках подходящего выхода из кризиса. Так было и в конце 2008 г., и в начале 2009 г. Глава КНР Ху Цзиньтао, выступая 12 апреля 2008 г. на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума-2008, заявил, что за 30 лет проведения политики реформ и открытости экономика Китая «стала важной составной частью мировой экономики» [16. С. 3—5].

Тем не менее, Китайский информационный интернет-центр (КИИЦ) совместно с главным информационным агентством Китая «Синьхуа» все же решились забить тревогу, сообщив о ревальвации юаня. Так стало известно, что 10 апреля 2008 г. промежуточный курс китайской национальной валюты по отношению к доллару США впервые перешагнул отметку 7 юаней и достиг 6,9920 юаня за доллар, что стало новым рекордом с начала 2005 г. — реформирования механизма формирования обменного курса юаня. «Тенденция ревальвации юаня день ото дня все больше воздействует на „нерв" мировой экономики», — так прокомментировало ситуацию агентство «Синьхуа» [11]. Информационное агентство также привело мнения ряда экспертов. По словам представителя компании

«Голдман Сакс груп» Дэн Тишуня (ЗД^Ш Deng Tishun), дальнейшая ревальвация юаня «несет кратковременное горе» многочисленным предприятиям, дейст-

вующим на китайском рынке и не обладающим достаточной конкурентоспособностью на мировом рынке, однако окажет положительное влияние на развитие китайской экономики, поможет решить проблему ее дисбаланса и прежде всего облегчить давление со стороны роста положительного сальдо торгового баланса и экономического «перегрева». Сотрудник Центрального университета экономики

и финансов доктор Цай Жухай Cai Ruhai) отметил, что «быстрая реваль-

вация национальной валюты вызовет стремительное снижение экспорта, что может привести к быстрому замедлению роста экономики страны» [Там же]. По словам заместителя главы Китайского исследовательского центра финансовой политики при Пекинском университете Ло Юна (—Ш, Luo Yong), повышение курса юаня к доллару несет не только радость от факта ревальвации национальной валюты, но и бросает серьезный вызов потенциалу устойчивого развития китайской экономики.

Следующим вопросом, который привлек внимание СМИ Китая уже в 2009 г., стало дальнейшее развитие внешнеэкономических отношений в условиях глобального финансового кризиса, который медленно, но верно набирал обороты. Как оказалось, кризис подстегивает выход китайских предприятий за рубеж. Директор

«Импортно-экспортного банка Китая» Ли Жогу Li Ruogu) в эксклюзив-

ном интервью корреспонденту «Синьхуа» отметил, что в новой обстановке китайские предприятия должны наращивать шаги по реализации стратегии «выхода за границу» и увеличить динамику капиталовложений в экономику стран Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Монголии и других развивающихся стран и регионов мира [19]. Проблема налаживания внешних экономических связей Китая затронула также столь болезненный для всей Поднебесной «Тайваньский вопрос». Официальный орган Коммунистической партии Китая газета

«Жэньминь жибао» (ÀK0Î&, «Renmin ribao») опубликовала в середине 2009 г.

статью под заголовком: «Ван И призывает берега Тайваньского пролива активизировать координацию усилий в преодолении последствий финансового кризиса»

: М^Ш^КФйМ^^Л^ШЖМЁ^, Wang Yi: Liangan xieshou kangji jin-

rong weiji huode zhongyao qiyi). В ней сообщается, что глобальный финансовый кризис поставил берега Тайваньского пролива перед необходимостью активизировать взаимодействие и координацию усилий.

Как видно по многочисленным статьям в китайских СМИ, мировой финансовый кризис затронул все сферы жизнедеятельности китайцев. Разумеется, не обошел кризис и печатные СМИ Китая. Самыми стойкими ко всем трудностям глобального кризиса 2008—2010 гг. оказались разрозненные газетные издания, которые начали объединяться в газетно-издательские концерны еще в 1996 г. Успех газетных корпораций связывают с рядом причин, среди которых можно назвать следующее:

— количество объединяемых изданий. Помимо одной влиятельной партийной газеты как минимум должно было быть еще четыре подчиненных ей издания;

— экономический баланс корпорации определяется уровнем налоговых отчислений газеты. Например, годовая прибыль редакций газет на юге страны в прибрежной зоне составляет в среднем выше 50 млн юаней, а в центральном и западном районах Китая она составляет порядка 30 млн юаней;

— наличие высокопрофессиональных кадров. В частности, количество журналистов, имеющих высшее образование, составляет не менее 20% от общего числа персонала редакции; в отделах хозяйственной эксплуатации и технического производства количество работников со специальным средним образованием составляет не менее 15% от общего количества персонала;

— техническое оснащение. Корпорации необходимо обладать собственной типографией, которая помимо выполнения заданий своих редакций выполняет также работы по внешним заказам;

— общий тираж ведущей газеты и подчиненных газет должен быть выше 600 тыс. экз. Редакция газеты должна иметь бесперебойные каналы сбыта своей печатной продукции и возможность создания собственной сети распространения.

К самым крупным газетным корпорациям относятся: «Южная газета»

(Й^ 0Ш, «Nanfang ribao»), «Вечерний Янчэн» (^^ШШ, «Yangcheng wanbao») и «Особая газета Шэньчжэнь» в Гуандун «Shenzhen tequbao»), «Свет»

(ЖВД0Ш, «Guangming ribao»), «Экономическая ежедневная газета» «Jingji ribao») и «Пекинская газета» «Beijing ribao») (все в Пекине),

«Освобождение» 0Ш, «Jiefang ribao») в Шанхае.

Если в целом проанализировать основные вопросы, которые затрагивают журналисты в своих статьях, комментариях и обзорах по теме влияние экономического кризиса, то здесь можно выделить несколько важных аспектов.

На первом месте стоит проблема недостаточного финансирования прессы. Дело в том, что, как и любая другая пресса в разных государствах, газетная индустрия в Китае зависит по большей части от рекламы. Речь идет прежде всего о независимых газетах и журналах, т.е. тех изданиях, которые не напрямую зависят от дотаций из государственной казны, а именно от Коммунистической партии Китая. Самоокупаемость стала важным критерием деятельности прессы. Успешная работа многих редакций в определенной степени была связана с получением больших денежных масс в виде доходов от рекламы. С наступлением мирового финансового кризиса столь явная зависимость доходов и принципов функционирования прессы КНР от рекламодателей стала еще сильнее. Рекламодатели в целях укрепления сотрудничества с различными газетами и журналами стала более дешевой и максимально эффективной. Автор статьи под названием «Расцвет рекламного бизнеса пришелся на период мирового глобального кризиса» в профильной газете «Журналист» (Í5^, «Jizhe») Кун Лиань Kong Lian) подчеркнул:

«К финансовому кризису можно относиться по-разному, но тот факт, что это обновление глобальной экономики, не подвергается сомнению» [6. С. 8—9]. Он считает, что в кризис меняются представления людей о капитализации компаний,

происходит переоценка ценностей, способов привлечения новых клиентов или покупателей. Однако, несмотря на взаимные уступки, общий объем рекламных доходов в китайской прессе продолжает уменьшаться. Больше всего в условиях кризиса пострадали еженедельные издания — количество рекламы в них сократилось на 17%, и это при том, что газетная индустрия готова предлагать рекламодателям больше газетной площади для размещения объявлений и сообщений рекламного характера.

Кроме того, все больше внимания редакции газет и журналов КНР уделяют развитию своих собственных сайтов во всемирной сети Интернет. Еще до 2008 г. усиление конкуренции стимулировало национальные СМИ к поиску новых форм взаимодействия со своими целевыми аудиториями, к расширению масштабов деятельности и дальнейшему использованию новейших технологических достижений. В статье «Спасти национальный рынок прессы сможет только он-лайн реклама»

Zaixian guanggao caineng jiuchu guochan baoye) журналист Фан Чжибо (^^ЙЙ, Fang Zhibo) пишет о том, что за последние несколько

лет появилась видеореклама в магазинах, в самолетах, контекстная реклама и видеореклама в Интернете и многие другие рекламные носители, попадающие в категорию «новых медиа». «Большинство из этих носителей являются не просто более свежим вариантом демонстрации рекламного сообщения, но и выполняет новую функцию: иной принцип выбора целевой аудитории, более экономичный бюджет или более сильный контакт с потребителем за счет интерактивности — только так можно еще спасти китайскую прессу» [14. С. 7—10].

Сокращение доходов от рекламы повлекло за собой возникновение второй проблемы в прессе КНР — проблемы безработицы на современном рынке труда. Многим мелким, да и крупным изданиям приходится сокращать свои расходы с помощью рабочих мест. Это приводит к тому, что теряются очень ценные кадры, что негативно отражается на качестве материала в прессе. Как оказалось, со временем кризисная ситуация в стране стала грозить газетной индустрии не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных журналистов, без которых преодолеть сам кризис практически невозможно. «Удержание ключевых сотрудников — одна из основных задач менеджмента редакции любой газеты на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации», — советует один из известных аналитиков газеты «Шанхайская

экономическая газета» «Shanghai jingji shibao») [2. С. 7—9].

Не прошло и полугода с момента опубликования первых статей на тему антикризисных мер, проводимых СМИ для своего спасения, как появились положительные результаты. Во-первых, материалы стали отличаться большей глубиной, высоким качеством и продуманностью. Производительность труда в целом увеличилась, что в условиях мирового финансового кризиса, стоит признать, является явным достижением. Газеты, какого бы направления они ни были, пестрят в большей степени аналитическими комментариями, материалами, вскрывающи-

ми острые политические, экономические, социальные и другие проблемы в Китае. Кроме того, больше внимания в газетах стали уделять оформлению, грамотной верстке полос, языку и стилю публикуемых материалов. Компьютеры и Интернет сделались необходимым компонентом в работе журналистов. На данный момент число периодических изданий, имеющих онлайновую версию, намного превышает число изданий, которые не имеют электронных версий. Во-вторых, по данным опроса, в условиях мирового финансового кризиса многие кандидаты готовы принимать любое предложение по работе и даже переквалифицироваться в короткие сроки.

Стоит отметить, что ведущими периодическими изданиями, которые первыми стали освещать глобальный финансовый кризис, считаются внешнеполитическая газета «Мировые новости» (^i^H^ifc, «Huanqiu shibao») и экономический журнал «Финансы и экономика» «Caijing»).

Газета «Мировые новости» (английское название — «Global News») является ведущим специализированным печатным изданием КНР, основная деятельность которого направлена на полномасштабное освещение всех мировых событий и новостей. Главным редактором является Ху Сицзинь (ШШШ, Hu Xijin). Газета считается сравнительно молодой, поскольку была основана в 1993 г. под эгидой официального органа ЦК КНР «Жэньминь жибао». Будучи главным внешнеполитическим официальным изданием КНР, газета «Мировые новости» в период финансового кризиса основной акцент работы перенесла с освещения важных политических новостей на экономическую тематику. И здесь можно выделить два основных направления.

1. Положение КНР в условиях мирового финансового кризиса; взгляд представителей власти на сложившуюся ситуацию в стране. Данное издание с большим оптимизмом оценивает как общее положение КНР в условиях финансового кризиса, так и дальнейшие экономические перспективы страны. И это неудивительно, ведь одна из главных функций газеты «Мировые новости» — формировать положительный образ государства за рубежом. Руководство издания придерживается следующей точки зрения: китайский народ издревле славился своей прагматичностью, практичностью и безграничным оптимизмом. Иначе говоря, китайцы всегда смотрят вперед с высоко поднятой головой и никогда не теряют веру в себя. При этом сохраняют трезвость и ясность ума. Так и в тяжелые сегодняшние времена в Поднебесной выделяют не только негативное, само собой разумеющееся влияние глобального экономического кризиса на государство, но и его положительный аспект. Ведь не зря в китайском языке слово «кризис»

weiji) обозначается при помощи двух иероглифов: один трактуется как опасность, а второй — как возможность. Под этой самой возможностью как раз и подразумеваются антикризисные меры, которые готово предпринять руководство страны для своего спасения.

Первой такой мерой стало повышение внутреннего спроса в 2009 г. Это означает, что власти будут «подталкивать» население делать как можно больше поку-

пок, а производители должны удовлетворять такой спрос. Суть второй антикризисной меры заключается в постепенном увеличении экспортных ставок. И наконец третьей мерой правительства является, по мнению редакции газеты «Мировые новости», дальнейшее неуклонное следование основным принципам политики открытости, которую с конца 1978 г. начала проводить КПК под руководством выдающегося государственного политического деятеля Китая Дэн Сяопина

Deng Xiaoping).

2. Развитие внешнеэкономических связей — залог успешного выхода страны из кризиса. Как считает правительство КНР, «маловероятна возможность преодолеть кризис в одиночку» [5. С. 245]. Данную точку зрения полностью поддерживает постоянный автор статей рубрики «Международные новости» Цзинь Люй Jin Lv). Неоднократно в информационно насыщенных обзорах он повторяет идею о том, что Китаю, Японии и Республике Корея следует координировать действия для совместного противостояния кризису. В настоящее время с углублением глобального финансового кризиса мировая экономика переживает спад, в качестве основной силы Восточно-Азиатского региона Китай, Япония и Республика Корея укрепляют региональный стратегический диалог и согласование государственных установок, чтобы содействовать развитию сотрудничества в области торговли, инвестиций и финансов, в частности, развертывать региональное сотрудничество по эффективной охране окружающей среды, энергетике, стимулировать обмены в сфере обменов людскими и материальными ресурсами, знаниями, информациями и технологиями, что способствует не только восполнению структурных пробелов регионального сотрудничества в Восточной Азии, но и разрешению внутренних конфликтов в данном регионе, сохранению общего пространства для развития.

Как видно, в нелегкие времена затяжного глобального финансового кризиса на первый план, и это вполне логично, выходит официальная пресса КНР. Однако нельзя не заметить, что в состоянии удрученности и подавленности, возрастающей безработицы китайский народ все больше начал обращать свой взор на сообщения, исходящие от независимой прессы, оппозиционной в некоторой степени, представителем которой стал влиятельный журнал «Финансы и экономика».

С самого начала журнал, основанный в 1998 г., поставил своей задачей исправлять ошибки в сфере экономики, расследовать незаконную деятельность экономических и финансовых структур КНР, раскрывать нарушения в области общественной жизни. Ввиду того, что журнал «Финансы и экономика» установил курс на «независимость, оригинальность и нестандартность подхода», публикуемые статьи были подобны острию, обнажающему сокрытое, что, разумеется, вызывало резкий отклик в экономических кругах. Этот журнал очень быстро завоевал популярность и уважение, а главного редактора и по совместительству учредителя Ху Шули Hu Shuli) по праву величали «самой опасной женщиной

КНР в мире ценных бумаг Китая» [10]. По крайней мере, так было вплоть до конца 2009 г., когда главный редактор издания Ху Шули под давлением Китайского

исследовательского центра рынка ценных бумаг (ФШШ^^^Ш^^^Ф^,

Zhongguo zhengquan shichang sheji yanjiu zhongxin) и некоторых руководящих партийных функционеров, не удовлетворенных содержанием статей, «излишне глубоким» анализом экономических и финансовых вопросов, а также не одобряющих общий курс развития журнала, добровольно покинула пост. Вместе с ней ушли около 40 ведущих журналистов, которые не смогли смириться с изменениями в редакционном коллективе издания и с его новой политикой. С этим не могли согласиться не только уже бывшие сотрудники журнала, но и постоянные его читатели, которые на форумах и в письмах до сих пор сообщают о недовольстве сменой руководства, «полуправдивыми» статьями и «некачественным содержанием в старой обертке» [12]. А новым главным редактором, как это ни удивительно,

был назначен Ван Бомин (1ЖВД, Wang Boming), основатель того самого Китайского исследовательского центра рынка ценных бумаг, о котором пока мало что известно.

Основное преимущество журнала в «эпоху Ху Шули» заключалось в том, что он издавался на деньги частных инвесторов и экономически был практически независим, однако все равно не мог быть полностью свободным в своей редакционной политике. «В Китае любые СМИ так или иначе зависят от государства, — признавалась Ху Шули. — И нам также иногда приходится несладко» [12].

Главной темой журнала «Финансы и экономика» в освещении мирового финансового кризиса 2008—2010 гг. считается освещение отношений США и Китая в обозначенный период. И это неудивительно, поскольку главный редактор Ху Шули отлично разбирается в западной системе журналистики и в экономическом устройстве стран Запада в целом, поскольку несколько раз стажировалась там.

Одной из первых появилась статья под броским заголовком «Кто получит главное звание супердержавы: Америка или Китай?», в которой журналист Ма Ху-

эй (^Щ, Ma Hui) заявляет о том, что Китай, преодолевая многие экономические

трудности, стремится обогнать Европу и США. :

М^ШФ^, Hefang huode chaoji bawangde zunwei: meifang huo zhongfang). К таким трудностям автор статьи относит: ограниченное государственное влияние в мире (на сегодняшний день Китай, будучи идеологическим антиподом США, установил бизнес-сотрудничество с теми государствами, на которые другие страны никогда не обращали внимание. Теперь Китай также распространил свое влияние на самых близких союзников США); отсутствие новых идей и изобретений (сейчас Китай считается инкубатором инновационных идей. Через пять лет Китай станет крупнейшим в мире производителем солнечной и ветровой электроэнергии. Большинство сельских семей нагревают воду с помощью солнечной энергии. Сейчас Китай экспортирует технологии ветровой энергетики в США) и др.

Мировой финансовый кризис неоднозначно влияет на общественные настроения. С одной стороны, обострение социальных проблем, скажем, проблемы безработицы, не может не вызывать беспокойства. С другой стороны, быстрая, решительная и масштабная реакция правительства должна вселять надежды. Автор статьи полагает, что раздвоенность в сознание общества вносит объективно двой-

ственное положение Китая в мировой экономике. Китай — лидер мирового экономического роста. Даже и во время кризиса динамика его экономики — предмет зависти многих стран. В то же время Китай — крупнейший кредитор США, самой могущественной экономики мира. У Китая несравненно больше возможностей, чем у других государств, не только самому справиться с кризисом, но и поддержать других своим развитием. Вместе с тем он теснейшим образом экономически зависит от Запада, в первую очередь от США, что определяет амбивалентность его экономического курса.

Бывший главный редактор журнала «Финансы и экономика» Ху Шули также не осталась в стороне и представила аудитории развернутую статью о взаимоотношениях Китая и США в условиях финансового краха и причин противостоянии сверхдержав. Ху Шули посвятила свою публикацию Пекинской Олим-пиаде-2008, знаковому событию в мировой истории, подчеркивая, что именно эта Олимпиада усилила в еще большей степени противостояние Америки и Китая на пороге глобального финансового кризиса. Ху Шули плавно переходит к основному камню преткновения обеих держав в поиске скорейшего выхода из кризисной ситуации. По ее словам, совсем скоро, «как только мир выкарабкается из экономического кризиса», КНР сравняется с США по объемам импортируемой нефти [18. С. 7—10]. При этом китайское руководство ясно осознает, что без обеспечения надежными источниками энергоресурсов дальнейший рост экономики станет невозможен. Именно поэтому энергетическая безопасность и поиск новых рынков становятся для Китая вопросом «выживания» как одного из лидеров мировой экономики. В свою очередь, Вашингтон не заинтересован в усилении китайского присутствия на углеводородном рынке и готов использовать максимум политических и экономических рычагов для того, чтобы не допустить туда китайские нефтегазовые компании.

Помимо вышеуказанной темы журнал «Финансы и экономика» в своих статьях затрагивает еще одну тему: «Банковская структура КНР как своеобразный спасательный круг в условиях мирового финансового кризиса». Редакция журнала уверена: стабилизация рынка КНР в условиях мирового финансового кризиса, увеличение экспортного оборота на начало 2010 г., недавний взлет ВВП на 11,9% в I квартале 2010 г. — все это прежде всего заслуга своеобразной банковской

системы Поднебесной. Обозреватель журнала Ван Сюэши Wang Xueshi),

проводя анализ взаимосвязи национальной банковской структуры и общей экономической ситуации в стране в серии статей под общим заголовком «Национальный банк как спасательный круг в кризисный период истории», придерживается следующей точки зрения: современные американские и европейские банки стремятся стать глобальными, стереть географические границы и объединиться в единую банковскую систему. Банки КНР идут совсем другим путем. Исторически они были изолированными от остальных банков, и более того, строго контролировались государством. Вплоть до 2006 г. существовали жесткие барьеры, отделявшие финансовый рынок КНР от иностранного капитала, а зарубежным банкам было фактически запрещено работать с китайской национальной валютой —

жэньминьби (АШ^, renminbi). Это обстоятельство вело к отсутствию здоровой

конкуренции и позволяло китайскому правительству оказывать административное воздействие на свои банки с целью перенаправить их ресурсы в стратегически важные сектора экономики часто в ущерб рентабельности самих банков. В результате проблема так называемых «плохих долгов» стала к началу ХХ в. подлинным «бичом» китайских банков. «С одной стороны, это, разумеется, негативно сказывалось на имидже банковской системы за рубежом, — рассуждает Ван Сю-эши, — с другой стороны, только благодаря такой закрытости и изолированности наша национальная банковская система не стала очередной фишкой домино в цепочке похожих фишек, ненароком задетых глобальными экономическим кризисом» [3. С. 4—6]. Действительно, сначала лопнула как мыльный пузырь банковская ипотечная система в США, потянув за собой европейские банки, а за ними и российские. И как карточный домик развалилась глобальная банковская сеть. А Китай остался опять на плаву, ведь впускать иностранные банки к себе он начал «слишком поздно», лишь в 2006 г. после вступления в ВТО (в 2001 г.).

Остается лишь добавить, что редакция экономического издания выделяет два основных направления «специфического ответа» Китая на глобальный финансовый кризис: это развитие внутреннего рынка и так называемая экономика знаний [10]. Иными словами, в настоящее время правительству Китая необходимо продолжать проводить курс на повышение уровня внутреннего потребления. Таким образом, в течение следующих нескольких лет уровень потребления в стране возрастет до больших пределов, а экономика сможет переориентироваться с экспорта товаров на внутреннее потребление. Вот тогда и будет самое удачное время для отказа от доллара. Это, в свою очередь, приведет к обвалу американской экономики и обесцениванию американской резервной валюты. Мировое потребление товаров значительно снизится, но только не в Китае. Китай к этому времени обучит своих инженеров разрабатывать конкурентоспособную продукцию, которая будет реализовываться преимущественно на внутреннем рынке. Страна меньше других пострадает от мирового кризиса, что позволит ей стать мировым лидером и оторваться в развитии от других стран.

Под экономикой знаний zhishi jingji) журналисты «Финансов и эко-

номики» подразумевают прежде всего увеличение капиталовложений в научные исследования и научно-технический прогресс в целом. Сейчас в Китае уже действует 750 центров данного профиля. Ведь, как известно, отсутствие обученных инженерных кадров и научных центров ранее не позволяло Поднебесной производить товары с высокой конкурентоспособностью, однако в настоящий момент, как бы парадоксально это ни звучало, в стране активно развивается собственная научная база, которая уже через пять лет сможет самостоятельно, без помощи западных компаний, разрабатывать современные продукты. Это будет означать, что Китай постепенно обретает самостоятельность.

Как можно судить по разнообразным публикациям маститых «акул пера», в отличие от официальных изданий КНР журнал «Финансы и экономика» давал или, по крайней мере, старался дать независимый анализ причин возникновения

глобального финансового кризиса, подробно разобрать текущую ситуацию на рынке и предложить общественности свои выходы из сложившегося положения.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что СМИ КНР, направляя деятельность журналистов и регулируя журналистику, призывают к поиску истины и сохранению объективности в вопросах освещения современного мирового финансового кризиса. Актуальным на сегодняшний день остается вопрос стабилизации обменного курса юаня к доллару. Как видно, активное муссирование этой темы не стихает, а наоборот, обостряется, поскольку США и Евросоюз все настойчивее требуют девальвации юаня. По их мнению, только это сможет ослабить дисбаланс в мировой экономике. Китай, в свою очередь, призывает США не перекладывать свои беды на юань и напоминает миру: утверждения США о том, что их торговый дефицит вызван заниженным курсом юаня, а также планируемые протекционистские меры в отношении китайских товаров являются серьезным нарушением правил ВТО. Очевидно, что полемика на данную тему будет еще сильнее обостряться.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексеев В.М. Наука о Востоке. — М.: Наука, 1982.

[2] Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой: статьи и выступления. — М.: Палея, 1997.

[3] Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. — М.: Европа, 2005.

[4] Портяков В.Я. От Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI века. Очерки. — М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2006.

[5] Ван Сюй. Пути выхода из финансового кризиса (Wang Xu. Jinrong weijide chulude banfa

// Шанхай цзинцзи шибао. — 2010. — № 12. — С. 7—9.

[6] Ван Сюэши. Национальный банк как спасательный круг в кризисный период истории (Gu-oyou yinhang dangzuo lishi weiji yongde jiushengquan И^^^^^Ш^^ШД fô^^H) // Цайцзин. — 2010. — № 254. — С. 4—6.

[7] Исследование важных отраслей в условиях финансово-экономического кризиса. (Jinrong weiji xiade zhongdian hangye yanjiu ^^^Tfôfi^fî^W^). — Пекин: Чжунго цзинь-жун чубаньшэ, 2009.

[8] Кун Лиань. Расцвет рекламного бизнеса пришелся на период мирового глобального кризиса (Jinrongweiji qijiande guanggaoye jueqi ^^fê^A^fllfô^n'^ffi^) // Цзичжэ. —

2008. — № 56 (1). — С. 8—9.

[9] Официальный сайт газеты «Жэньминь жибао». URL: http://media.people.com.cn/GB/ 40628/4036284.html

[10] Официальный сайт газеты «Мировые новости». URL: http://www.huanqiu.com/siteinfo/ about.html

[11] Официальный сайт журнала «Финансы и экономика». URL: http://www.caijing.com.cn

[12] Официальный сайт информационного агентства «Синьхуа» URL: http://news.xinhuanet.com/ziliao/2008- 10/10/content_10175705.htm

[13] Официальный сайт Ху Шули URL: http://shuli.sysu.edu.cn

[14] Фан Чжибо. Спасти национальный рынок прессы сможет только он-лайн реклама (Zai-xian guanggao caineng jiuchu guochan baoye // Цзичжэ. —

2009. — № 61. — С. 7—10.

[15] Фан Ханьци. История периодической печати Китая в новое время (Zhongguo dangdai xin-wenshi ФШ^^^Я^.). — Пекин: Синьхуа чубаньшэ, 1992.

[16] Ху Цзиньтао на открытии Боаоского азиатского форума (Boao Yazhou luntan 2008 nian nianhui kaimu. Hu Jintao chuxi // Жэньминь жибао. — 2008. — № 40. — С. 3—5.

[17] Ху Шули. Обзор Шули: реальные вопросы КНР за последние 10 лет — самые влиятельные главные редакторы СМИ обсуждают важнейшие тенденции в финансово-экономической области Китая (Shuli: Zhongguo shinian zhizhen wenti — zuiqiang youlide meiti

zhubian zhubian lunshuo Zhongguo caijing daqushi + —

— Гуанчжоу: Чжуншань дасюэ чубаньшэ,

2010.

[18] Ху Шули. Поделим мир пополам ( Hu Shuli: jiang shijie fen liangban

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

) // Цайцзин. — 2009. — № 249. — С. 7—10.

[19] Эксклюзивное интервью Ли Жогу корреспонденту агентства «Синьхуа». URL: http://news.xinhuanet.com/fortune/2009-04/11/content_11169165.htm

THE FEATURES OF THE MODERN GLOBAL FINANCIAL CRISIS' COVERAGE IN THE CHINESE PRINT MEDIA

O.E. Te

Department of theory and history of journalism Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 116198

The article is devoted to the work of Chinese print media during the contemporary global financial crisis paying special attention to leading Chinese editions — "The Global News" and "Caijing".

Key words: global financial crisis, mass-media of China, print media, contemporary Chinese press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.