Научная статья на тему 'Китайские средства массовой информации и их влияние на глобальные информационные процессы'

Китайские средства массовой информации и их влияние на глобальные информационные процессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6784
957
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / СМИ / MASS MEDIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / ЦЕНЗУРА / CENSORSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ареева Маргарита Вячеславовна

Статья посвящена исследованию эволюции китайских СМИ. Выделены ключевые направления политики Правительства КНР в информационной сфере, сделан вывод о способности Китая составить конкуренцию США в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE MASS MEDIA AND ITS INFLUENCE ON GLOBAL INFORMATION PROCESSES

The article investigates the evolution of the Chinese mass media. Key policies of the Government of China in the field of information are highlighted. It is concluded that China is able to compete with the U.S. in the field of information technologies.

Текст научной работы на тему «Китайские средства массовой информации и их влияние на глобальные информационные процессы»

М.В. Ареева

КИТАЙСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

CHINESE MASS MEDIA AND ITS INFLUENCE ON GLOBAL INFORMATION PROCESSES

Статья посвящена исследованию эволюции китайских СМИ. Выделены ключевые направления политики Правительства КНР в информационной сфере, сделан вывод о способности Китая составить конкуренцию США в сфере информационных технологий.

Ключевые слова: Китай, СМИ, Интернет, информационная политика, цензура.

The article investigates the evolution of the Chinese mass media. Key policies of the Government of China in the field of information are highlighted. It is concluded that China is able to compete with the U.S. in the field of information technologies.

Key words: China, mass media, Internet, information policy, censorship.

Способность управлять стремительным потоком информации в глобальном пространстве и обеспечивать ее безопасность для суверенитета государства - одно из наиболее важных свойств в политическом развитии общества. Современные реалии таковы, что представить себе страну, не вовлеченную в обмен информацией невозможно, более того, она превратилась в один из инструментов управления и контроля над политическими процессами на международной арене. Конкуренция среди влиятельных держав и их стремление расширить свое влияние в регионе и мире способствуют разработке политического курса, направленного на отстаивание и защиту государственных интересов в глобальном информационном пространстве.

На сегодняшний день лидерство в проведении глобальной информационной политики принадлежит США, однако нельзя оставлять без внимания Китай, который всё более уверенно заявляет о своей экономической и политической силе. В своей статье я постараюсь проанализировать основные аспекты политики КНР в информационном пространстве.

Начало использованию интернет-ресурсов было положено 20 сентября 1987 г., когда профессор Цянь Тяньбай отправил электронное письмо с заглавием: «Через Великую стену - доступ к миру». Его партнером в разработке проекта стал Университет бывшей Западной Германии Karlsruhe [1]. Благода-

ря содействию ФРГ и Канады китайский Интернет прогрессировал быстрыми темпами.

В 1995 - 1996 гг. был выработан курс на развитие китайской науки и техники, его важным аспектом стало строительство индустриальных парков высоких технологий, работавших в сфере информации. Как правило, такие парки концентрируются в густонаселенных городах, рядом с исследовательскими лабораториями и институтами. Китай уделяет большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров, поощряет внедрение новых высокотехнологичных разработок в развитие информационной сферы. Согласно мнению группы ученых из разных стран, техническая база КНР является одной из самых совершенных в мире. Нельзя упустить тот факт, что около 30 % китайских специалистов прошли обучение за рубежом.

Стоит заметить, что Китай с большим успехом внедряет систему инфо-портов, крупных веб-сайтов, организованных как объединение множества сервисов, ориентированных на развитие электронных технологий. Самые крупные и знаменитые инфопорты - шанхайский, пекинский, тяньцзинский.

Однако стоит вернуться к истории китайского Интернета и проследить за его впечатляющими темпами развития в XXI столетии.

По данным информационного агентства Синьхуа, в 2009 г. число интернет-пользователей в Китае составило около 338,5 млн человек, что превысило число граждан США (320 млн). Около 96 % жителей городов имеют доступ к Интернету. Количество пользователей широкополосным доступом в Интернет за первое полугодие 2009 г. возросло до 93 млн человек. Быстрые темпы развития Сети, по мнению многих исследователей, заслуга государства.

Несмотря на столь большое количество пользователей, китайский Интернет отличается от Интернета ряда развитых стран - он характеризуется достаточно жестким контролем со стороны государства, необходимостью предоставлять личные идентификационные данные для получения доступа в глобальную Сеть и т.д. Стоит заметить, что Интернет США, Европы или России выглядит в глазах китайского правительства образцом «хаоса и беспорядка».

Если проанализировать внутренние меры, реализуемые Китаем в интернет-пространстве, то нельзя не отметить стремление правительства осуществлять пропаганду политического режима, а также сохранять контроль над информацией с помощью сетевой цензуры. Особую роль играет Административное бюро по пропаганде в Интернете, созданное при Информационном агентстве Государственного совета. Именно эта структура направляет и координирует государственную пропаганду в Сети, освещает и отслеживает общественное мнение. Цель Бюро компьютерного наблюдения и надзора при

Министерстве общественной безопасности состоит в том, чтобы вовремя предотвратить призывы и угрозы насильственного характера.

В осуществлении веб-цензуры Китай использует две стратегии: это фильтрация материалов и поощрение самоцензуры путем регулирования, управления и карательных мер. Нарушение правил влечет наказание: частные пользователи могут быть приговорены к тюремному заключению за публикацию или распространение материалов, которые неугодны правительству, а провайдеров могут лишить лицензии на поставку услуг [2]. Например, в 2006 г. к тюремному заключению был приговорен учитель средней школы Жэн Чжиюан за размещение в Интернете статьи под названием «Путь к демократии», в которой власти заметили антиправительственный подтекст [3]. Еще одним примером, демонстрирующим активные действия государства, является блокировка имени Хиллари Клинтон в Интернете. Американский политик в одном из своих выступлений выступила с критикой Интернета Китая, что повлекло за собой наложение запрета на ее имя в китайской Сети.

Стоит отметить, что с начала 2006 г. в Китае начало работу специальное полицейское ведомство, предназначенное для контроля над Интернетом. Оно призвано следить за форумами и контролировать то, что в них говорится.

Нельзя не упомянуть о том, что при этом веб-цензура осуществляется довольно гибко. Например, во время визитов высшего руководства страны за границу осуществляются дополнительные меры для защиты информации. В китайском Интернете запрещено использовать такие слова, как «Тайвань», «равноправие», «демонстрация», «антияпонский», «свобода», «демократия» и др. Они заменяются на черные точки при попытке написать сообщение на форумах, а сами сообщения удаляются. В число информационных ресурсов, подвергающихся цензуре, входит большинство западных СМИ, сайты множества американских университетов, поисковая система AltaVista. С 1 января 2010 г. вступили в действие новые правила относительно музыкальных произведений, выкладываемых на китайских сайтах. Согласно этим правилам, все иностранные песни необходимо будет перевести на китайский. Текст перевода должен быть представлен в Министерство культуры, которое в течение трех дней должно принять решение по песне [4].

Важным аспектом политики КНР выступают СМИ, поскольку они обладают возможностью влиять на процессы, происходящие в глобальном информационном пространстве. Необходимо учитывать, что, несмотря на реформы, все китайские СМИ являются государственной собственностью, в эту сферу запрещено привлекать иностранные инвестиции, а на всех уровнях

жестко контролируется политическая направленность материалов, печатных и электронных средств массовой информации [5].

В 2009 г. Пекин заявил о стремлении выделить около 6,5 млрд долларов на расширение китайских СМИ, выходящих на иностранных языках. Планы китайского правительства включили в себя увеличение количества зарубежных корреспондентских пунктов государственного информационного агентства «Синьхуа» с 2 до 186, а также расширение сферы его деятельности на спутниковом и интернет-телевидении. Начали свое вещание каналы на китайском, английском, арабском, французском и русском языках. В апреле 2009 г. медиа-холдинг «Жэньминь жибао» выпустил в тираж англоязычную версию внутрикитайской газеты по международной проблематике «Хуаньцю шибао» (Global Times), которая стала вторым в Китае ежедневным изданием на английском языке после China Daily [6].

Появление новых СМИ создает эффект плюрализма мнений в Китае. Однако не стоит забывать, что каждое издание подвергается цензуре. Совершенно очевидно, что увеличение количества китайских СМИ, ориентированных на зарубежную аудиторию, имеет основной целью расширение пропагандистского воздействия на иностранные государства.

При этом Китай активно использует Интернет для реализации своих политических целей. Особого внимания заслуживает неконфронтационная методика пропагандисткой работы. Многие негативные публикации о западных странах, их политике, финансовом положении, общественных событиях и процессах размещаются в китайских СМИ и на интернет-сайтах со ссылкой на иностранные информагентства. Пекин умело использует наличие на Западе широкого спектра открытых источников информации и свободы мнений, чтобы распространять необходимые материалы, причем подготовленные самими иностранцами [7].

Анализируя информационную политику Китая, нельзя не затронуть тему безопасности. 2012 - 2013 гг. ознаменовались рядом крупных хакерских атак на американские компании и СМИ: Twitter, Facebook, Apple, The New York Times, The Wall Street Journal, Google, Microsoft и др. По мнению многих специалистов, почти во всех атаках участвовали китайские хакеры. Исследовательская компания Mandiant опубликовала обзор, где сказано, что практически все атаки исходят из четырех шанхайских подсетей. Две из них относятся к тому же району в пригороде Шанхая, где расположено 12-этажное здание второго бюро третьего департамента Генштаба китайской армии, также известного как Отдел 61398, и, по информации, он предназначен для кибер-шпионажа против США и Канады [8].

Таким образом, следует признать, что Китай проводит активную политику в глобальном информационном пространстве, имея для этого все необходимые ресурсы. СМИ, находящиеся под контролем Правительства КНР, являются инструментом, способным влиять на мировую политику, популяризировать китайскую культуру и отстаивать национальные интересы. На мой взгляд, можно с уверенностью утверждать, что на мировую арену выходит конкурент Соединенных Штатов Америки, который вполне способен пошатнуть их позиции в информационной сфере.

Литература

1. Интернет в Китае. Справка // РИА Новости. - 13.01.2010. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20100113/204310750.html

2. Интернет-цензура в КНР // Memoid. - 23.09.2010. - Режим доступа: http://www.memoid.ru/node/Internetcenzura_v_KNR

3. События в мире // Открытые системы. - 20.03.2006. - Режим доступа: http://www.osp.ru/news/2006/0320/642402/

4. Интернет в Китае. Справка // РИА Новости. - 13.01.2010. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20100113/204310750.html

5. Ян Чжи, Тэнь Юехун. Современная журналистика Китая: вечерняя пресса, региональное радио. - Минск, 2011.

6. Евдокимов Е. Политика Китая в глобальном информационном пространстве // Международные процессы. - 2011. - № 1(25). - Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/009.htm

7. Там же.

8. APT1 : Exposing One of China's Cyber Espionage Units: Mandiant Intelligence Center Report. - URL: http://intelreport.mandiant.com/

Коротко об авторе

Ареева Маргарита Вячеславовна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: margarita.areewa@yandex.ru

Briefly about author

Areeva Margarita Vyacheslavovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: margarita.areewa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.