Abstract. The author is pledging in this article that freedom of speech allows citizens to participate in political, social and cultural life by expressing publicly their thoughts, opinions, religious preferences, etc. However, this freedom cannot be absolute one and thus needs to be circumscribed by certain juridical limits. The author is argued that these limits should be directly defined in law and be sensitive to any infringement of political, economic, social and human values. Keywords: European court of human rights, freedom of speech, privacy, democratic press, totalitarianism, pluralism
МАТАНИС Виктория Анатольевна — к.филос.н., заведующий кафедрой журналистики Российского государственного социального университета (129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1; [email protected])
ЧЕРЕХОВСКАЯ Лидия Сергеевна — директор учебно-научной лаборатории удаленного доступа по православной журналистике Российского государственного социального университета (129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1; [email protected])
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРАВОСЛАВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы реализации проекта по подготовке православных журналистов при лаборатории удаленного доступа Российского государственного социального университета, анализируются результаты деятельности лаборатории за 4 года, указываются перспективные направления развития. Авторы отмечают, что сегодня важно создать единый комплексный подход к обучению журналистов для религиозной конфессиональной журналистики. Ключевые слова: православная журналистика, высшее образование, методика преподавания
В современном информационном обществе благодаря развитию технологий размывается понятие «профессиональный журналист», создается иллюзия, будто им может стать каждый. Зачастую под этим статусом подразумевается человек, способный разместить материал в блоге, у себя на страничке в социальных сетях, активно переписываться с читателями и комментировать таких же «журналистов». Однако профессия не исчерпывается простым информированием, профессиональный журналист осознает силу слов, понимает сверхцель своей профессии. В бесконечном информационном потоке журналист становится тем, кто направляет аудиторию, выделяет главное, делает акценты, фактически формирует мнение, а затем и сознание людей и социальных групп. В феде -ральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 42.03.02 «журналистика» (бакалавр) среди первых общепрофессиональных компетенций журналиста отмечается «способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности»1.
Несколько лет назад святейший патриарх Кирилл на IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» отметил, что «СМИ становятся полем, где разворачивается битва за умы и сердца наших современников, и эту битву
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования - бакалавриат), направление подготовки 42.03.02 «журналистика». Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 № 951.
мы не имеем права проигрывать»1. В самой теории журналистики нет определения понятий «православный журналист» и «православная журналистика». Так, заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков говорит, что «есть сектор православных изданий, а вот православный журналист... Я бы сказал, что его нет. Есть журналист, и есть халтурщик. Есть при этом человек православный, а есть - неправославный»2.
В современной теории медиа в связи с отсутствием научной школы религиозной журналистики не разработаны определения понятия «православная журналистика» и «церковная журналистика». До сих пор одно понятие подменяется другим. Так, сужается предметная сфера, а церковные издания противопоставляются светским. Журналистам, пишущим на религиозные темы, приходится иметь дело со специфической информацией. В пространство религиозной проблематики входят и разные духовно-социальные аспекты, которые необходимо объяснять с религиозной точки зрения.
Кроме того, общий уровень религиозных изданий до сих пор серьезно уступает светским не содержательно, а по подаче материала, по оформлению. Ведь не секрет, что сегодня визуализация информационного продукта играет большую роль. Кроме того, еще 10 лет назад Надежда Костикова в докладе на заседании Клуба православных журналистов 1 февраля 2006 г. отметила, что «современная православная пресса, особенно региональная - епархиальная и приходская, в своей основной массе не отличается стремлением к поиску выразительных языковых средств. Складывается впечатление о целой массе нарочито благочестивых изданий, предпринятых с одной целью - скучно проинформировать, а не быть проводником современной церковной мысли. Стиль таких газет скорее поучительный, чем занимательный или волнующий, язык архаичный и тяжеловесный» [Костикова 2006]. К сожалению, ситуация мало изменилась с тех пор.
С 2011 г. при кафедре журналистики Российского государственного социального университета работает учебно-научная лаборатория удаленного доступа по православной журналистике. Данный проект реализуется совместно со Свято-Никольским Черноостровским женским монастырем в г. Малоярославце Калужской обл. Большинство учебных занятий проходят на территории монастыря, однако сама деятельность лаборатории не ограничена географически.
С одной стороны, главная цель деятельности лаборатории - это подготовка профессиональных кадров для православных и православно-ориентированных СМИ. Однако, с другой стороны, цель гораздо глубже. Может показаться, что религиозная журналистика - это такая же специализированная журналистика, как и спортивная или женская. Но сложность заключается в том, что религиозная журналистика базируется не только на общечеловеческих ценностях, но и в т.ч. на своих внутренних, конфессиональных. Эти ценности формируют религиозное мировоззрение, а значит, и создают базу для данного рода журналистики. Поэтому при подготовке профессиональных религиозных журналистов обучение не исчерпывается простой передачей знаний. Таким образом, цель работы лаборатории - это формирование научно-образовательной среды, способной комплексно решать проблемы православной журналистики. И из такой глобальной цели вытекают несколько локальных тактических задач:
- разработка действующей модели учебных курсов различного уровня и транс-
1 Святейший патриарх Кирилл. СМИ становятся полем, где разворачивается битва за умы и сердца наших современников, и эту битву мы не имеем права проигрывать. 2010. Доступ: http://www.patriarcЫa. ги^ЬДех^Шб614.^т1 (проверено 24.11.2015).
2 Гурболиков В. Журналист должен знать свое место. Доступ: http://www.pravos1avie.ru/37886.htm1 (проверено 24.11.2015).
ляция их за пределы лаборатории (бакалавриат, магистратура, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
- проведение научных и научно-практических исследований в области педагогики, социологии, журналистики, затрагивающих сферу православной и религиозной журналистики;
- социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения по программам лаборатории.
Учебный план по профилю «Православная журналистика» сначала разрабатывался в соответствии со всеми требованиями стандартов. Кроме того, план корректировался с учетом пожеланий практикующих журналистов, работающих в этой тематике. Изначально было принято принципиальное решение - оставлять классическое журналистское образование, которое можно было бы дополнить религиозным компонентом. Были добавлены предметы «Основы православной культуры», «богословие», «Современная религиозная журналистика», «Российское законодательство о религии», «История христианского искусства» и др. Эти дисциплины углубляют знания предмета самой православной журналистики. Остальные курсы решено было не менять, а адаптировать их содержание: искать соответствующие примеры, кейсы, методические материалы и пр.
«Перед православными СМИ, перед православными журналистами, которые сотрудничают со светскими средствами массовой информации, стоит огромная задача рехристианизации нашей культуры. Это не всегда означает прямую проповедь, но это всегда означает взгляд на мир с позиции христианских ценностей, и это всегда означает стремление к тому, чтобы послание, которое журналист обращает к слушателям, к зрителям, к читателям, было высокопрофессиональным», - подчеркнул в своем выступлении на фестивале «Вера и слово» святейший патриарх Кирилл [Костикова 2006].
На базе лаборатории обучаются разные категории студентов. Это и выпускники средних учебных заведений, в т.ч. православной гимназии при монастыре, и сестры-послушницы монастыря, и монахини. Такое сочетание слушателей является уникальным в сфере светского образования.
Лаборатория расположена на территории Свято-Никольского Черноостров-ского женского монастыря. В его помещениях проходит весь учебный процесс. Здесь расположены и лабораторная аудиостудия, и библиотека. Большая часть студентов проживают в монастыре, в связи с этим возникает ряд особенностей. Все студенты так или иначе задействованы в жизни монастыря, а значит, не всегда имеют объективную возможность полностью посвящать себя учебе. В то же время у этих студентов выше чувство корпоративной ответственности. Они коллективно готовятся к семинарам и сессиям, в связи с этим общий уровень знаний у них выше.
Сама обстановка также играет важную роль в приобретении знаний по специализации. Именно регулярное участие в жизни монастыря является существенным дополнением к учебному материалу. Никакой учебник не расскажет о жизни монаха лучше и полнее, чем наглядный пример и собственный опыт.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться преподавателям профессиональных предметов, это сами студенты. Точнее, даже не столько они сами, сколько их опыт. Студенты лаборатории находятся в другом медийном поле, отличном от стандартного для всех студентов-журналистов университета. По предметам теории и практики журналистики сложно вести работу. Примеры из профессии приходится тщательно подбирать. И там, где обычно возникает дискуссия, у этих студентов просто есть уже сформированная позиция. Так, дискуссии о журналистской этике могут зайти в тупик, потому что в этой среде
никто даже и не подумал бы иначе, потому что зачастую принципы профессиональных кодексов совпадают с этикой самих верующих. Многое для них очевидно.
В основном студенты журфаков погружены в новостной поток. Они постоянно получают информацию обо всем на свете. Здесь же в лаборатории студенты больше настроены смотреть внутрь себя. Многие примеры извне просто не находят отклика. Но данная проблема решается достаточно просто - преподаватели подбирают и лекционный, и практический материалы самостоятельно. От студентов требуется ознакомиться с ним, осмыслить. В то же самое время в профессиональном плане надо больше прилагать усилий, чтобы объяснить необходимость использования новых технологий.
Положительное в этом тоже есть. Студенты не сдают рефераты, скачанные из Интернета. То, что является проблемой для многих гуманитарных специальностей, в условиях данной лаборатории просто невозможно осуществить. Доступ к Интернету осуществляется по благословению матушки и всегда применяется с пользой.
Вторая проблема вытекает из самого места расположения лаборатории. Вся работа лаборатории подчиняется не привычному учебному календарю с двумя семестрами и каникулами. Повторюсь, студенты живут по уставу монастыря, а значит следуют его расписанию.
Учебный процесс необходимо подстраивать под возможности студентов. Это касается в первую очередь крупных церковных праздников. Так, например, вносят коррективы в учебный процесс рождественские и пасхальные недели, в которые обычно занятия не проходят, а студенты задействованы во внутримонастыр-ских мероприятиях. Студенты в эти дни также работают как корреспонденты, получая ценный профессиональный опыт. Сам учебный год продляется, сроки сессии тоже сдвигаются с учетом этих условий.
Во-вторых, учебные занятия начинаются после литургии, и день делится с учетом расписания богослужений. Участие в службах и послушаниях наполняет процесс обучения духовно-нравственным содержанием. Важной составляющей этого является работа матушки игуменьи монастыря с сестрами, послушницами и выпускницами приюта и гимназии.
Другая проблема заключается в том, что за время обучения возникла потребность в изменении учебного плана с учетом полученного опыта. Это касалось перечня дисциплин и их объема. Было принято решение дополнить дидактические единицы отдельных дисциплин. В сфере образования накоплен большой опыт преподавания журналистики, разработаны методические материалы по работе с различными категориями граждан, но отсутствует разработанная методика преподавания светских дисциплин в конфессиональном проблемном поле. С другой стороны, появились авторские наработки, технологии преподавания по всем дисциплинам.
Например, когда началось обучение в аудиоклассе, студентам на первых порах было трудно читать тексты, работать дикторами. Сложно было привыкнуть к другой манере чтения. Кстати, это было заметно и во время выступления студентов лаборатории на конференциях. Предыдущий опыт связан с воспитанием совершенно иной манеры говорить публично, а сам монастырский устав предполагает молчание. Преподаватели же ставили перед студентами реальные задачи: ясно излагать собственные мысли, активно участвовать в дискуссии, находить общий язык с разными людьми, которых приглашали в качестве интервьюируемых.
Одна из базовых проблем связана с формированием педагогического состава. Для преподавания журналистики нужно привлекать и практиков, и теоретиков.
Но если профиль «спортивная журналистика» не несет никакой мировоззренческой нагрузки, то профиль «религиозная журналистика» (любой конфессии) обязательно базируется на определенном мировоззрении.
В силу того что образовательный процесс осуществляется в самом монастыре, не все преподаватели головного вуза (г. Москва) могут регулярно проводить занятия в лаборатории. Поэтому учебный план реализуется еще и привлеченными специалистами. нужны не только профессионалы, которые могут обогатить содержание предмета православными компонентами, но и такие преподаватели, которые и понимают данную аудиторию, и разделяют ее ценности, и способны к конструктивному диалогу.
К преподаванию, к чтению лекций и проведению мастер-классов привлекаются несколько категорий лекторов. Это и преподаватели различных светских и религиозных высших учебных заведений, читающие дисциплины по журналистике, литературе, стилистике, политологии, культурологии и т.п.; и журналисты православных и православно-ориентированных средств массовой информации, пишущие на религиозные, общекультурные темы; и церковные деятели, ведущие богословские дисциплины. Тем самым обеспечивается комплексный подход к образованию.
За 4 года существования лаборатории наметились основные актуальные направления деятельности, определены перспективы дальнейшего развития. Выпускники лаборатории одновременно продолжают реализовывать проекты, начатые на последнем курсе, а также работают в профессиональной сфере в качестве журналистов, фотографов, пиарщиков.
Сегодня перспективными направлениями для лаборатории удаленного доступа являются:
- создание федерального центра подготовки православно-ориентированных журналистов (от образовательной программы СПО и бакалавриата до программ магистратуры);
- создание интегрального учебно-методического комплекса профессиональной подготовки православно-ориентированных журналистов;
- создание образовательной епархиальной партнерской сети по профессиональной подготовке православно-ориентированных журналистов.
Список литературы
Костикова Н.А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности. Доклад на заседании Клуба православных журналистов 1 февраля 2006 г. Доступ: http://radonezh.ru/analytics/ pravoslavnaya-zhumaHstika-metodologicheskie-osobemosti-imchemya-effektivnosti-deyatelnosti-47690.html (проверено 24.03.2016).
MATANIS Viktoriya Anatol'evna, Cand.Sci.(Philos.), Head of the Chair of Journalism, Russian State Social University (4, bid. 1, Vil'gel'ma Pika St, Moscow, Russia, 129226; [email protected])
CHEREKHOVSKAYA Lidiya Sergeevna, Director of the Research and Educational Laboratory of Remote Access on the Orthodox Journalism, Russian State Social University (4, bld. 1, Vil'gel'ma Pika St, Moscow, Russia, 129226; cherehovskaja@ rgsu.net)
PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROJECT «ORTHODOX JOURNALISM»
Abstract. The article discusses some aspects of the project for the preparation of the Orthodox journalists at the remote access laboratory of Russian State Social University. The authors analyze the activities of the laboratory for 4 years, considering prospects for the development. They note that it is important to create an integrated approach to training journalists for religious confessional journalism.
Keywords: Orthodox journalism, higher education, teaching methodology
УДК 327 (510+517.3): 002.5
ЦЫРЕМПИЛОВА Виктория Эдуардовна — аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СОРАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; vikaliv21@ yandex.ru)
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КНР И МОНГОЛИИ НА СТРАНИЦАХ ОФИЦИАЛЬНОЙ КИТАЙСКОЙ ПРЕССЫ 50-х - НАЧАЛА 90-х ГОДОВ XX в. (на материалах газеты «Жэньминь Жибао»)
Аннотация. В статье рассматривается развитие двухсторонних дипломатических отношений между Монгольской Народной Республикой и Китайской Народной Республикой, нашедшее свое отражение на страницах официального печатного органа Китайской Коммунистической партии газеты «Жэньминь Жибао» в период с начала 50-х по начало 90-х гг. XXв.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Монгольская Народная Республика, монголо-китайские отношения, «Жэньминь Жибао»
Отношения между КНР и Монголией имеют долгую историю, полную драматических событий. В начале XX в. Внешняя Монголия при поддержке Российской империи провозгласила свою независимость от Китая, на многие годы оставаясь непризнанным теократическим государством. С 1924 г. Внешняя Монголия обрела статус светского государства и стала называться Монгольской Народной Республикой (МНР). Китай предпринимал неоднократные попытки вернуть ее под свое крыло. Однако возвращению территории Монголии препятствовала не только экономическая слабость и политическая нестабильность Китайской республики, но и умелая политика Советского государства. В 1945 г. на Ялтинской конференции руководители СССР, США и Англии определили статус-кво Внешней Монголии, с которым пришлось считаться и Китайской республике. В ходе переговоров между СССР и Китаем в июне-июле 1945 г. один из руководителей партии Гоминьдан Сун Цзывэнь подчеркнул, что «признание Китаем независимости Внешней Монголии поставило бы под угрозу территории Тибета и Синьцзяна» [China-Mongolia Boundary 1984: 4-5].
Сегодня в КНР у власти стоит пятое поколение руководителей - условное обозначение лидеров руководства КПК, сменявших друг друга, начиная со дня образования КНР в 1949 г. Первое поколение начинает свой отсчет с Мао Цзэдуна; второе поколение связано с именем Дэн Сяопина; третье поколение пришло с Цзян Цземином; четвертое началось при Ху Цзиньтао и, наконец, в наши дни правит пятое поколение во главе с Си Цзиньпином. Каждое поколение руководствовалось определенными теоретическими направлениями. Так, основной