Научная статья на тему 'Журнал «Фавор» в контексте православной журналистики'

Журнал «Фавор» в контексте православной журналистики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
276
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЕ СМИ / CHURCH MEDIA / РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА / RELIGIOUS THEMES / ПРАВОСЛАВНАЯ ЖУР&SHY / НАЛИСТИКА / ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / ORTHODOX JOURNALIST / ORTHODOX JOURNALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хомяков Валерий Иванович

Рассматриваются новые тенденции в развитии православных церковных СМИ, анализируемые на примере журнала «Фавор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magazine "FAVOR" ("Tabor") in the context of orthodox journalism

The article is devoted to the discussion of new trends in the development of Orthodox Church mass media, which are analyzed by the journal "Tabor".

Текст научной работы на тему «Журнал «Фавор» в контексте православной журналистики»

Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 219-224.

УДК 070+050

В.И. Хомяков Омск, Россия

ЖУРНАЛ «ФАВОР»

В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Рассматриваются новые тенденции в развитии православных церковных СМИ, анализируемые на примере журнала «Фавор».

Ключевые слова: церковные СМИ, религиозная тематика, православная журналистика, православный журналист.

В настоящее время интерес к религии удовлетворяется не только посредством деятельности религиозных организаций, но и через средства массовой информации. Как отмечал А.А. Грабельников, «религиозная тематика в отечественных СМИ получила развитие в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. В общеполитической печати, передачах радио и телевидения шло переосмысление роли церкви в обществе, в русской культуре, истории, подчеркивался ее патриотический характер. У аудитории воспитывалась терпимость к убеждениям верующих людей. Религиозные публикации подавались в СМИ еще и как средство от бездуховности, поразившей общество. Все это привело к полному исчезновению атеистических материалов, характерных для бывшей советско-партийной печати. Религиозная же тематика, наоборот, выйдя за рамки отдельных рубрик на полосах общеполитических газет, воплотилась в различные многочисленные периодические издания, радио- и телепрограммы» [Грабельников 2001: 29].

В новых условиях церковные СМИ стали ориентироваться не только на духовное просвещение, но и на катехизацию, миссионерскую деятельность, диалог со светской аудиторией на доступном ей языке, борьбу с враждебной Церкви идеологией и т. д. Сегодня можно встретить православные издания, ориентированные на определенную аудиторию, публикуются материалы из истории религии и церкви, появляются статьи, посвященные общечеловеческим проблемам. Например, журнал «Ступени» предназначен для детей и подростков, «Православная беседа» - журнал духовно-просветительский, «Благодатный Огонь» - видит свою задачу в сохранении чистоты православной веры и церковных богослужебных традиций, «Феофил» - православный литературный журнал, «Фома» - об-

© В.И. Хомяков, 2014

220

Раздел IV. Печатные, радийные и телевизионные СМИ...

ращен к тем, кто только приходит к вере. Существует масса православных интернет-журналов, интернет-сайтов. Не осталась в стороне и женская тема. В качестве примера можно назвать такие издания, как женский интернет-журнал «Мироносицы», ежеквартальный журнал «Святая Нина» (Кембридж, шт. Массачусетс], посвященный женскому служению в православной церкви, журнал «Святая Лидия» (Греции], женский сайт «Сама-рянка», где есть разделы «Женщина и православие», «Женщина в Церкви», «Православная женщина в современном мире».

Обратимся к омским православным изданиям. По мнению В. Яшина, «Омск известен как крупный религиозный центр страны». Кроме того, «выделяется Омская область и в том отношении, что губернская власть определила содействие возрождению духовности в качестве приоритетов своей политики...» [Яшин]. Представители различных религиозных конфессий издают собственные газеты, информационные брошюры, листовки. Исследователи единодушны в том, что общей чертой религиозных изданий разных конфессий является видение религиозной проблематики как совокупности сложных, порой неразрешимых проблем и явлений. Речь идет и о профессионализме конфессиональной журналистики, эффективности ее воздействия на аудиторию. Сошлемся на мнение доктора богословия, протоиерея Александра Федосеева. В статье «Несколько слов о православной журналистике» он пишет: «Именно сегодня, в условиях интенсивной информационной конкуренции, так важно для православных СМИ оставаться оплотом истины и христианского вероучения. Важность православной журналистики отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

“Главное дело, которому призван православный журналист, - это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде. А миссия Церкви имеет своей целью спасение человека. Все остальное вторично! Все то, чем болеет наше общество, и не только наше. - все эти политические перипетии, столкновения интересов - корпоративных, национальных, групповых, вся эта борьба за власть и влияние - все это вторично. Первично - это спасение человека!

Поэтому, чтобы осуществлять миссию Церкви в области журналистики нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. А это сделать очень не просто. Потому что журналист - коммуникатор, в силу своей профессии вовлечен во многие, как я уже сказал, житейские перипетии и конфликты. Это требует от него внимания к деталям. Это требует от него огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, отстаивать свою позицию”» [Федосеев].

Есть определенная разница между светскими и религиозными СМИ. Н.А. Костикова отмечает, что главной особенностью материалов на религиозную тему является «их сложность и многогранность, так как они затрагивают самую сокровенную часть человеческой души - область ве-

В.И. Хомяков

221

ры, взаимоотношения человека с Творцом». Во-вторых, «религиозные материалы может подготовить только журналист, обладающий православным мировоззрением, а не со стороны наблюдающий церковную, духовную жизнь. Православный журналист и его публикации отражают позицию человека верующего, активно участвующего в церковной жизни, воспринимающего ее беды и радости, проблемы и заботы как свои собственные». Наконец, при подготовке материалов на религиозную тему важно найти «верно выбранный тон и стиль изложения» [Костикова].

Обратимся к омской православной печати, которая имеет давнюю историю. Еще в 1918 г. «Правительственный вестник» сообщал, что всего на территории «белой» Сибири насчитывается 136 органов печати. Русская православная церковь курировала издания «Известий Омской епархии», «Сибирского благовестника» и «Русского богатыря». Затем происходит спад в развитии православной журналистики, что было связано с богоборческой советской эпохой. Подъем православных изданий приходится на перестроечный период. Наряду со старейшей православной газетой «Омские епархиальные ведомости» выходит газета «Благовещение». При храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Омской воспитательной колонии выпускают газету «Лествица». Можно назвать детский православный журнал «Божий лучик» и православный молодежный журнал «Наследник». В свое время выходил журнал «Святой родник».

Журнал «Фавор» занимает особое место в ряду омских православных изданий. По нашему мнению, для проповеди православия в современной России было необходимо издание, рассчитанное не только на воцерков-ленных читателей, но и на тех, кто только приближается к порогу храма. Таким изданием стал, в частности, журнал «Фавор», православный журнал об истинных ценностях, периодическое издание Тарской епархии.

Журнал основан и издаётся по благословению епископа Тарского и Тюкалинского Савватия (Загребельного] с апреля 2013 г. Учредитель и издатель - приход в честь Успения Пресвятой Богородицы поселка Больше-речье Омской области.

«Фавор» - красочный, яркий журнал с большим количеством иллюстраций, орнаментом, буквицами. Такое оформление журнала не случайно - издание адресовано молодежной аудитории, для которой внешний вид имеет не последнее место, хотя в плане внешнего оформления «Фавор» все равно уступает таким журналам, как «Фома», «Славянка», которые приближаются к «глянцевому» типу изданий и явно рассчитаны на читателя светского.

Сошлемся на мнение Владимира Легойды, который не раз подчеркивал в своих интервью, что само слово «православный» зачастую отпугивает потенциальных читателей. Журнал, на обложке которого написано «православный», в современной России по определению не может

222

Раздел IV. Печатные, радийные и телевизионные СМИ...

стать массовым. В. Легойда считает, что будущее за изданиями, которые не будут открыто позиционировать себя как православные.

Напротив, журнал «Фавор» открыто заявляет о себе как о журнале православном, говорит о своей миссионерской направленности. Девиз журнала - «Преобразим себя - преобразим Родину!» Целевая аудитория «Фавора» полностью совпадает с той, о которой заявляют его создатели. Задача журнала состоит в воспитании у молодёжи понимания истинных ценностей, формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни, а также умения ориентироваться в огромном современном информационном потоке, различая истинно духовные вещи от навязанных антихристианских «идеалов» и «традиционных ценностей». Журнал выдержан по стилю, соответствует тем требованиям, которые предъявляются к православному изданию, не содержит случайных и сомнительных материалов.

Проблематика журнала прямо связана с духовными и нравственными проблемами современного российского общества. Каждый номер открывается «Словом епископа». Размышления епископа Савватия дают своеобразный настрой всему номеру. Темы его выступлений связаны с повседневной и духовой жизнью христианина. Отталкиваясь от конкретной повседневной жизни, православный наставник направляет вектор читательских размышлений в сферу духа. Следует отметить, что главная тема как таковая в журнале отсутствует. В каждом номере выделяется та или иная проблематика: «Семья - малая церковь», «700-летие Сергия Радонежского» и др. Журнал имеет постоянные разделы: «Новости», «История», «Личность», «Домострой», «Год с Амвросием Оптинским». Думается, что последний раздел в последующих номерах может заменяться другими именами святых подвижников.

В каждом из номеров читатель может найти ту информацию, которая интересует именно его. Это могут быть проблемы истории и воспитания, семьи и брака, здоровья духовного и телесного. На страницах журнала, как явствует из редакционного обращения, читатель может познакомиться с историей православных храмов Тарской и Тюкалинской епархии, узнать о последних событиях православной жизни, познакомиться с историческими основами православной культуры и её глубокой связи с современностью, научиться видеть и ценить важнейшие добродетели: любовь к Богу и любовь к ближнему, трудолюбие и ответственность, милосердие и дружелюбие.

В издании представлены и художественные жанры - как поэтические, так и прозаические.

Особенностью журнала является то, что многие материалы лишены ненужного дидактизма и морализаторства и представляют в стилевом отношении духовную беседу с читателем. Так, епископ Савватий, размышляя о семейных ценностях пишет: Обычно люди думают: мы полюбили друг

В.И. Хомяков

223

друга поэтому поженились. В то время как на самом деле они только приступили к подножию горы и поступили в школу любви. Первый класс - знакомство, второй - общение после женитьбы, третий - взаимоотношения после рождения ребенка. На каждой ступени взываются к жизни новые силы души, растет и расширяется способность любить, способность сердца вырабатывать любовь (Фавор. 2013. № 2). Сказать о сложном просто и доступно - в этом и состоит искусство проповедника.

Вместе с тем не стоит предаваться ненужному энтузиазму. «Фавор» находится в начале пути. Не всегда все складывается удачно. На наш взгляд, в журнале мало оригинальных статей, большинство материалов представляют перепечатку из православных интернет-сайтов, других православных изданий. Возможно, это связано с малочисленностью редакции, в которой работает всего три человека (хотя это общая беда конфессиональных изданий). Быть может, стоило бы активнее привлекать к этому интересному изданию профессиональных журналистов, работающих в религиозных медиа. Не лишним было бы подумать о расширении формата, о продвижении православных СМИ на журнальном рынке.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день «Фавор» является лидером среди православных омских изданий. Для журнала характерно стремление к интеграции молодежной аудитории в духовную общность, к выработке среди читателей активной жизненной позиции на основе норм православия.

Список литературы

1. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. М.: Рип-Холдинг, 2001.

2. Костикова Н.А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности. URL: http://radonezh.ru/analytic/9097.html (дата обращения: 11.11.2014).

3. Федосеев А. Несколько слов о православной журналистике. URL: http://azbyka.ru/fomm/blog.php?b=1326 (дата обращения: 11.11.2014).

4. Яшин В. В Омске зреют религиозные конфликты. URL: http://kvnews.ru/

gazeta/2002/02/8/v_omske_zreyut__religioznie_konflikti=print (дата обращения:

12.11.2014).

References

1. Grabelnikov A.A. Russkaya zhurnalistika na rubezhe tysyacheletii: itogi i per-spektivy [Russian journalism at the turn of the millennium: Results and Prospects]. Moscow, Rip-Holding, 2001.

2. Kostikova N.A. Pravoslavnaya zhurnalistika: metodologicheskie osobennosti izucheniya effektivnosti deyatelnosti [Orthodox journalism: methodological features of the study of the effectiveness], available at: http://radonezh.ru/analytic/9097.html (11.11.2014).

224

Раздел IV. Печатные, радийные и телевизионные СМИ...

3. Fedoseev A. Neskolko slov o pravoslavnoi zhurnalistike [A few words about the Orthodox journalism], available at: http://azbyka.m/forum/blog.php?b=1326 (11.11.2014).

4. Yashin V. V Omske zreyut religioznye konflikty [Things have reached religious

conflicts in Omsk], available at: http://kvnews.rU/gazeta/2002/02/8/v_omske_zreyut_

rehgioznie_konflikti=print (12.11.2014).

V.I. Homyakov Omsk, Russia

MAGAZINE "FAVOR" ("TABOR")

IN THE CONTEXT OF ORTHODOX JOURNALISM

The article is devoted to the discussion of new trends in the development of Orthodox Church mass media, which are analyzed by the journal "Tabor".

Key words: church media, religious themes, the Orthodox journalism, Orthodox journalist.

Сведения об авторе:

Хомяков Валерий Иванович, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

About the author:

Homyakov Valery Ivanovich, doctor of philological science, рrofessor of the Department of journalism and medialin-guistics of the Faculty of philology and mediacommunication Omsk State University named after F.M. Dostoevsky Dostoyevsky 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи 22.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.