УДК 070
Шахбазян Марина Анатольевна
доктор филологических наук, доцент кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета editor@hist-edu.ru
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Исследовано состояние современной православной публицистики. Выявлены критерии православной журналистики со стороны субъекта (журналист) и объекта (текст). Определены и иерархически выстроены тематические блоки современной православной публицистики.
Ключевые слова: православная журналистика, публицистика, журналистский текст.
Shakhbazyan Marina Anatolyevna
Doctor of Philology, Associate Professor of the Department of History and Legal Regulation of Mass Communications, Kuban State University editor@hist-edu.ru
STRUCTURAL FEATURES AND THEMATIC UNITS OF MODERN ORTHODOX JOURNALISM
The state of the modern Orthodox journalism has been analyzed. The criteria of the Orthodox journalism from the side of the subject (journalist) and that of the object (text) have been identified. The thematic units of the modern Orthodox journalism have been defined and structured hierarchically.
Key words: orthodox journalism, journalism, journalistic text.
Православная публицистика тесно связана с появлением религиозных медиа, а также с интересом светских медиа к религиозной проблематике. Понятие «православная журналистика» не нашло должной разработки в теории журналистики, но можно предложить определять ее двуаспектно. Первым критерием служит самоопределение автора как члена Православной Церкви, разделяющего ее вероучение и участвующего в таинствах. Для медиалогии этого достаточно, хотя самоопределение автора может не совпадать с официальной позицией Русской Православной Церкви Московского Патриархата, что должно быть учтено при исследовании. Это позволит нам избежать отождествления «православная-церковная», от которого предупреждают многие исследователи [1].
С другой стороны, православный по вероисповеданию журналист может создавать и обычные журналистские тексты. Значит необходимым, помимо самоопределения, является также наличие в журналистском произведении так называемого «дополнительного предмета» описания. Для современной православной публицистики не характерна жанровая определенность: она использует те же жанры, что и журналистика светская. Но структурная особенность, вне зависимости от жанра, заключается в двухуровневом построении текста:
1. Буквальный, внешний уровень (определен выбранной темой, конкретным фактом, событием, явлением; сюда же мы относим и первичный отклик на него; не носит аналитического характера, зависит от степени осведомленности автора относительно той или иной темы, от его навыков и индивидуальных особенностей).
2. Внутренний, скрытый уровень (идейный пласт, вторичный отклик, а именно - аналитическое рассмотрение того или иного объекта действительности) достигается при помощи введения во внешний уровень религиозно-философского подтекста.
Еще одна особенность текстов заключена в том, что им в определенной степени присущ характер проповеди, хотя в настоящее время эта черта претерпела значительные изменения и по отношению к современной религиозно-философской публицистике может быть рассмотрена только в смысле существования авторской позиции в рамках определенной религиозной системы, что подразумевает обязательную апелляцию к текстам Священного Писания и учению Отцов Церкви (эксплицитно - в виде цитирования, ссылок, имплицитно - в виде скрытого цитирования), а также некоторые стилистические особенности, например «высокую речь».
В современной православной публицистике можно выделить тематические блоки нескольких уровней:
Базовый (самый широкий) уровень - онтологические проблемы бытия - предполагает стык религии, философии и науки. Особенно важна научная составляющая, которая позволяет объективизировать (насколько это возможно) те или иные мысли, положения.
Второй уровень (уже предыдущего) - пересечение религии с другими областями: религия - культура; религия - творчество (творчество как некая интенция, поиск Абсолюта, возникающий от глубинного религиозного чувства); религия - образование; религия - семья; религия -
2B7
политика и т.д. В данной группе наблюдается тенденция перехода от абстрактного к конкретному (например, от творчества к человеку, от политики к социальному институту и т.д.).
Третий уровень более конкретен. Тематически направлен на анализ сложно взаимодействующей двусторонней системы Церковь - действительность, а в нем можно выделить главные блоки:
церковь - человек, где необходимо учитывать две стороны: 1) церковь как иерархия, институт - человек как индивидуум (внешняя сфера), 2) Церковь как духовное сообщество, мистическое тело - человек как существо богоподобное (внутреннее ядро);
церковь - государство, трактуется как «симфония» - принцип непротиворечивого взаимодействия светской и церковной власти, Церкви и государства; заключается в том, что имперская (светская) и церковная власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества, и по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа «нераздельны и неслиянны» [2];
церковь - социальные институты и др.
Четвертый уровень - бытовая плоскость (практически не затрагиваются категории Абсолюта) - церковные праздники, традиции, особенности питания и даже мода.
Внутри обозначенной нами системы нет и не может быть четких тематических границ, поскольку темы постоянно пересекаются между собой или дублируют друг друга по разным позициям. Упорядочение этих уровней не может быть однозначным, к тому же есть еще круг вопросов, которые формально не включены в данную классификацию - межконфессиональные, исторические, этические, нравственные, - но содержательно могут охватывать любую из названных категорий.
В свете проведенного анализа представляется правомерным говорить о существовании феномена современной русской религиозно-философской публицистики. Отрицать это нет никаких оснований. Вопрос кроется гораздо глубже, а именно - в нахождении и определении ее специфических черт, в ее задачах, значении и характере того содержания, которое она в себе заключает.
«Публицистика в религиозном дискурсе возникает именно в момент появления конфликта, столкновения разных концепций веры, когда ощущается необходимость открытого призыва, непосредственного воздействия на аудиторию» [3]. Сейчас воздействующая функция отнюдь не отошла на второй план, наоборот, она имманентна текстам публицистического характера. Однако в контексте меняющейся картины мира текст как продукт отражения авторской мысли формально и содержательно оказывается структурированным в соответствии с акцентами, дополнительно вводимыми автором. Так, на сегодняшний момент акцентное смещение наблюдается в сторону политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Костикова Н.А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности (доклад на заседании Клуба православных журналистов 1 февраля 2006 года). URL:http://radonezh.ru/analytic/9097.html (дата обращения 12.09.2010).
2. Фролов К., Логинов К. «Третий Рим». Суверенная модернизация. Доклад. М., 2010.
3. Жолудь Р.В. Генезис христианской публицистики и формирование традиции православной проповеди (На примере творчества Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Иоана Златоуста): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002.