Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИБЕРДРУЖИН НА БАЗЕ ВУЗОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИБЕРДРУЖИН НА БАЗЕ ВУЗОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРДРУЖИНА / ВОЛОНТЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / EXTREMISM / EXTREMIST MANIFESTATIONS / STUDENT'S ENVIRONMENT / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / CYBERTWIN / VOLUNTEERING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихалиев Рустам Абдулгалимович

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет, из них около 60 процентов представляют студенчество. В статье на основе анализа были выделены основные причины возникновения и развития экстремистских проявлений в студенческой среде. Автором в работе раскрыты основные механизмы распространения экстремистской идеологии посредством сети Интернет. Проанализированы традиционные формы профилактики экстремизма в студенческой среде вуза. Представлен действенный механизм профилактики экстремистских проявлений посредством киберволонтерской деятельности в вузе. Автором проведено исследование об эффективной деятельности волонтеров в составе кибердружин, в качестве члена приемника, передатчика информации антиэкстремистского содержания, а также блокировки деструктивной информации в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шихалиев Рустам Абдулгалимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND ACTIVITIES OF CYBERDRUID AT INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR PREVENTING EXTREMISM IN THE STUDENT ENVIRONMENT

In recent years, a number of extremist movements have intensified, involving young people. According to expert estimates, on average 80 per cent of the participants in extremist organizations are persons under the age of 30, of whom about 60 per cent are students. The article on the basis of the analysis highlighted the main reasons for the emergence and development of extremist manifestations in the student environment. The author revealed the main mechanisms for spreading extremist ideology through the Internet. Traditional forms of prevention of extremism in the student environment of the university have been analyzed. An effective mechanism for the prevention of extremist manifestations through cybervolonter activities in the university is presented. The author conducted a study on the effective activity of volunteers as part of cyber guns, as a member of the receiver, a transmitter of information of anti-extremist content, as well as blocking destructive information on the Internet.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИБЕРДРУЖИН НА БАЗЕ ВУЗОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/51PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шихалиев Р.А. Формирование и деятельность кибердружин на базе вузов как современная педагогическая технология профилактики экстремизма в студенческой среде // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shikhaliev R.A. (2020). The formation and activities of cyberdruid at institutions of higher education as a modern pedagogical technology for preventing extremism in the student environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.19

Шихалиев Рустам Абдулгалимович

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», Ханты-Мансийск, Россия

Аспирант

E-mail: mr.rustam1811@mail.ru

Формирование и деятельность кибердружин на базе вузов как современная педагогическая технология профилактики экстремизма в студенческой среде

Аннотация. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет, из них около 60 процентов представляют студенчество.

В статье на основе анализа были выделены основные причины возникновения и развития экстремистских проявлений в студенческой среде.

Автором в работе раскрыты основные механизмы распространения экстремистской идеологии посредством сети Интернет.

Проанализированы традиционные формы профилактики экстремизма в студенческой среде вуза.

Представлен действенный механизм профилактики экстремистских проявлений посредством киберволонтерской деятельности в вузе.

Автором проведено исследование об эффективной деятельности волонтеров в составе кибердружин, в качестве члена приемника, передатчика информации антиэкстремистского содержания, а также блокировки деструктивной информации в сети Интернет.

Ключевые слова: педагогика; экстремизм; экстремистские проявления; студенческая среда; педагогические технологии; кибердружина; волонтерство; информационные технологии

Введение

Экстремизм является одной из наиболее сложных и острых социально-политических проблем в Российском обществе. В основном это связанно с большим многообразием и постоянным развитием различных экстремистских проявлений. Данные проявления зачастую

оказываются механизмами дестабилизации привычного уклада жизни и социально-политической обстановки в государстве. Под влиянием различных факторов и проблем социального, экономического, политического характера и с учетом психологических особенностей молодежь становится наиболее подверженной деструктивному влиянию частью населения, у молодежи легче всего формируются деструктивные взгляды и настроения, в том числе экстремистского характера [1].

В силу остроты восприятия различных проблем в обществе и своих социальных характеристик молодежь чаще всего становится приемником и передатчиком деструктивного и протестного настроения и потенциала. По данным МВД России на учете в органах внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность1 .

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет, из них около 60 процентов представляют студенчество. На основе анализа были выделены основные причины возникновения и развития экстремистских проявлений в студенческой среде:

• проблемы социального характера (недовольство уровнем и качеством образования, недостаток, либо отсутствие необходимых вакансий на рынке труда, социальное неравенство и т. д.);

• развитие группировок «А.У.Е» и криминализация различных сфер жизни молодого человека (криминализация бизнеса и т. д.);

• распространение различных течений и субкультур из-за рубежа, представляющих опасность для молодежи и подрывающих привычный уклад жизни в обществе и политическую обстановку;

• проявление в обществе так называемого «Исламского радикализма», пропаганда псевдорелигиозных идей направленных на дестабилизацию в мусульманском сегменте молодежи и студенчества;

• рост националистических, сепаратистских движений и радикально настроенных фанатских группировок;

• использование психологических и пропагандистских методов в сети Интернет с целью направить молодежь в деструктивное русло (колумбайны, группы смерти, подстрекатели и т. д.).

В последние годы распространение экстремизма активно перешло в плоскость сети Интернет. С усилением позиций Интернета как мощной платформы распространения экстремистских течений, молодежь как главный пользователь сети Интернет, становится еще более уязвимой. В данной связи государством предпринимаются различные механизмы и формы профилактики экстремистских проявлений. Помимо законодательного регулирования весомый вклад в профилактику экстремистских проявлений вкладывают представители образования и молодежной политики. Традиционно в образовательных организациях проводятся различные мероприятия в основном теоретического характера направленные на

1 Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде // метод. реком. от 12 июля 2019 (с изм. и доп.). Доступ из справ. - правовой системы «Гарант». Источник: https ://www. garant. m/products/ipo/prime/doc/71293532/.

https:// mir-nauki. com

профилактику экстремизма. Основной проблемой остается отсутствие постоянной и цикличной работы на протяжении всего периода обучения, в том числе в сети Интернет. В данной связи актуальным становится рассмотрение вопроса формирования и деятельности кибердружин (волонтерского направления) на базе вузов как современной педагогической технологии профилактики экстремизма в студенческой среде.

Традиционно волонтерство определяется как форма участия граждан на благо общества и страны на добровольной основе без денежного поощрения. В Российской Федерации за последнее десятилетие активно развивается волонтерское движение по различным направлениям, основную часть волонтерского движения в стране составляют студенты. В настоящее время практически во всех вузах и ссузах страны существуют волонтерские клубы, центры и объединения.

Множество различных наук рассматривает понятие волонтерства или по-другому добровольчество. Волонтерская деятельность рассматривается в социологии, психологии, философии и педагогике. Заметнее всего исследованы аспекты волонтерства в психологии (психоэмоциональные характеристики волонтеров, мотивационные и прочие проявления активистов), организационные (цели, задачи, деятельность волонтерских объединений и прочее) и социологические (функциональные, демографические аспекты явления, различные практики и др.). Менее всего описан педагогический и воспитательный аспект волонтерства, а также конкретные проблемы и практики волонтерства.

Волонтерство как инструмент решения общественных проблем и как воспитательный элемент в молодежной среде изучается в отечественной науке с конца XX века (Е.В. Великанова, Е.В. Акимова, Н.С. Морова, Л.Е. Сикорская, Н.Ю. Слабжанин, И.И. Фришман и др.) [2; 3].

В педагогике добровольческая (волонтерская) деятельность рассматривается: как способ формирования толерантности, как средство воспитания социальной инициативности у детей и молодежи (С.В. Тетерский) [4], как фактор развития социальной активности молодежи (Л.П. Конвисарева) [5], как составляющая системы подготовки студентов высшей школы к профессиональной деятельности (Э.Д. Ахметгалеев, Л.В. Болотова, Е.В Богданова, С.Г. Екимова, Л.С. Кириллова, Л.Ф. Козодаева, И.В. Маковей, И.А. Степанова) [6], как средство формирования гражданской ответственности (И.Н. Григорьев, Т.А. Садчикова) [7], как направление работы детских и молодежных общественных организаций (Е.В. Акимова, Л.Е. Никитина, И.М. Желтикова) [3], как социальное служение молодежи (О.В. Решетников, Т.В. Склярова) [8], как процесс становления и развития личности студентов (Л.Е. Сикорская) [9], как средство воспитания ребенка на разных исторических этапах (С.Н. Гальман) и др.

В последние годы крайне активно начало развиваться и получило своё развитие движение киберволонтеров. Впервые в 2011 году в России свою деятельность начало межрегиональное молодежное общественное движение, созданное «Лигой безопасного интернета» Российской организацией, созданной с целью цензурирования информации в сети Интернет. За семь лет движение киберволонтеров заметно расширилось, на сегодняшний день по всей стране насчитывается порядка 20000 киберволонтеров, основную часть которых составляют студенты и общественники. Вузы активно начали внедрять систему кибердружин в своих учебных заведениях, исходя из различных подходов, одни вузы входили в общественную организацию «Лига безопасного интернета», другие создавали свои собственные волонтерские ячейки кибердружин. Механизмы работы, деятельность кибердружин имеет общую цель для

Актуальность

любых образований. Основной задачей киберволонтеров является мониторинг сети Интернет на предмет наличия запрещенного контента и вредоносных файлов.

За небольшой период времени появились авторы, которые изучали деятельность по мониторингу сети Интернет и выявлению противоправного контента. Чураков А.Н. [10], Кудинов В.А. [11], Бартунов С.О. [12], в своих работах исследовали социальные сети, затрагивая деятельность по выявлению противоправного контента в социальных сетях. Данные труды крайне важны для рассматриваемой категории в данной работе, так как молодежь большую часть своего времени в сети Интернет проводит именно в социальных сетях. Современная молодежь находится одновременно в двух плоскостях: в обычной жизни и информационном пространстве, между данными плоскостями существует тесная взаимосвязь, так как формирование гражданского общества происходит не только в реальном, но и в Интернет пространстве, во многом способствующем модернизации институтов гражданского общества [1; 2].

Обсуждение

Анализируя различные формы гражданской активности, в первую очередь, выделяется волонтерство, которое тщательным образом исследуется отечественными авторами, в работах которых главным направлением является выявление особенностей волонтерства, развития и становления основополагающих характеристик волонтерства, сотрудничества волонтеров с различными секторами гражданского общества и их представителями, мотивов и побуждений к волонтерской деятельности. Автор А.В. Соколов заявил в своей работе о широком появлении в России сетевой гражданской активности [13]. Рассмотрению организации волонтерского движения у подростков и молодежи посвящены работы Н.В. Шрамко [14], А.В. Бунина и др. Однако педагоги в большей степени сосредоточены на описании деятельности привычных общепринятых волонтерских организаций (экологические волонтеры, волонтеры-медики, волонтеры-организаторы досуговых мероприятий и т. д.), не уделяя внимание новым тенденциям.

Теоретический анализ изученной научной литературы не позволяет полностью определить значимость киберволонтерства как эффективной воспитательной и педагогической технологии в студенческой среде. В данной связи возникла потребность определения практической значимости организации молодежного волонтерского движения в сети Интернет, посредством которого возможно решить определенные задачи, в том числе в сфере профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде. В связи с этим мы выявили потребность провести исследование с целью выявить влияние работы киберволонтеров на процесс профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде. Для достижения результатов исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 410 обучающихся высших и средних профессиональных образовательных организаций расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (223 студента высших учебных заведений, 187 студентов средних профессиональных организаций), из них 232 студента имели опыт волонтерской работы в различных направлениях, 118 из них являются киберволонтерами, 60 студентов никогда не имели опыт волонтерской деятельности. По результатам опроса выяснилось, что из 410 опрошенных 356 студентов получили навыки и знания по профилактике экстремизма и терроризма, из них 118 студентов получили обширные и специализированные знания при непосредственной работе в качестве киберволонтеров, 172 студента получили знания общего характера посредством просветительской работы киберволонтерских организаций. В целом более 90 % респондентов посчитали деятельность киберволонтеровских организаций крайне важной в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма в студенческой среде.

В образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования киберволонтерская деятельность в основном организована координаторами кибердружин. Функции координаторов в большинстве случаев выполняют управления по внеучебной (воспитательной) работе, а также факультеты, которые специализируются на подготовке специалистов в сфере информационных и IT-технологий, но данная приверженность к определенному направлению подготовки не является обязательной, так как мониторинг сети Интернет не требует глубоких знаний в сфере информационных технологий и порой бывает достаточно общих знаний, но при этом вузы в большинстве своём проводят обучающие семинары и тренинги для будущих киберволонтеров с привлечением собственных, либо сторонних специалистов, а также профессорско-преподавательского состав с целью обучения киберволонтеров необходимым знаниям для работы в данном направлении. В данной связи важным становится вопрос получения знаний в сфере профилактики экстремизма, терроризма, национальной политики и прочих смежных направлений киберволонтерской деятельности [15-19]. На данный момент нет авторов, которые изучали бы вопрос, связанный с формированием и деятельностью кибердружин на базе вузов как современной педагогической технологией профилактики экстремизма в студенческой среде. При прохождении обучения по киберволонтерству и выявлению противоправного контента, а также работе под присмотром специалистов и профессорско-преподавательского состава вуза по выявлению, анализу и категорированию негативных ресурсов и материалов, в том числе и экстремистского характера, происходит процесс обучения и воспитания обучающихся.

Выводы

В данном аспекте обучения и воспитания срабатывает частнометодическая (предметная) педагогическая технология, которая характеризует совокупность целей, содержания, методов и средств деятельности педагога, в нашей случае специалиста, либо представителя из числа профессорско-преподавательского состава вуза и учащихся (студентов киберволонтеров) в рамках одного предмета или направления воспитания. По характеру содержания и структуры данная педагогическая технология является обучающей и воспитывающей. По уровню субъектности исполнителя, а в нашем случае киберволонтера данная педагогическая технология является социальной, имеющей направленность на решение проблемной ситуации. В работе киберволонтеров также можно выделить некоторые технологии банка продуктивных педагогических технологий:

1. Технология развития добровольческой инициативы - киберволонтеры используя традиционные формы взаимопомощи, а также используя другие формы гражданского участия в интересах общества формируют чувство ответственности, самоуважения, активной гражданской позиции, развитие коммуникативных способностей.

2. Технология организации волонтерской работы - в процессе работы и взаимодействия происходит процесс преобразования социальной действительности, предполагающий формирование активного воспроизводства системы общественных отношений, усвоение социального опыта, принятие ценностей различных социальных групп и общества в целом.

3. Технология управления конфликтами - киберволонтеры изучая и проигрывая различные формы и стратегии разрешения конфликтных ситуаций, проходят процесс самообучения и могут обучить эффективному разрешению конфликтов.

4. Технология социального проекта - рассматривая деятельность Кибердружин как социальный проект по профилактике деструктивного поведения в сети Интернет

киберволонтерами организуется практическая деятельность по преобразованию обстановки в среде студенчества. Улучшается обстановка связанная с межнациональной обстановкой, профилактикой ксенофобии и экстремизма.

5. Технология правового просвещения - в своей деятельности киберволонтеры прибегают к превентивным мерам профилактики экстремизма, таким как практикумы, лекции, семинары и другие формы работы. Посредством данной технологии повышается гражданско-правовая активность, ответственность, правосознание обучающихся, формирование правовой культуры, навыков социально-приемлемого и социально-одобряемого поведения.

С точки зрения педагогики, киберволонтеры постоянно находятся в состоянии обучения, так как проходят необходимую переподготовку, а также при непосредственной работе используют методы поиска и анализа противоправного контента. Немаловажным фактором психолого-педагогической помощи при формировании состава киберволонтеров является отбор студентов с привлечением психологической службы образовательной организации, так как материал, с которым сталкивается киберволонтер, может заинтересовать его, увлечь и направить в неправильное русло.

В заключении можно сделать вывод о том, что формирование и деятельность кибердружин на базе вузов является современной педагогической технологией профилактики экстремизма в студенческой среде, так как киберволонтеры занимают определенный процент обучающихся в вузе и в процессе обучения и воспитания, применяют свои знания не только в процессе блокировки негативного контента, но и являются приёмником и передатчиком информации о противодействии негативной информации экстремистского характера, а также просветительской работы по недопущению экстремистской деятельности в студенческой среде вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каберник В.В. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде // МГИМО; Всероссийский форум (Москва, 18-19 сентября 2017 г.) - Москва. 2017. С. 91.

2. Великанова Е.В. Возможности волонтерского движения в социализации личности подростков и молодежи // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. М., 2004. С. 97.

3. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - Рязань, 2006. С. 20.

4. Тетерский С.В. Педагогический потенциал детско-молодёжных общественных объединений. Педагогика, 2001. - № 6. - С. 40-44.

5. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 - Кострома, 2006. С. 55.

6. Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - Казань, 2009. С. 55.

7. Садчикова Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: авторефер. дис. канд. пед. наук: 13.00.02

- Тамбов, 2009. С. 18.

8. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов // Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене: Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. М.: Покров, 2004. - 143 с.

9. Сикорская Л.Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2009. - 212 с.

10. Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // СоцИс. 2001. № 1. С. 109-121.

11. Кудинов В.А. Волонтерские геоинформационные системы в управлении муниципалитетами и регионами // Журнал Информационное общество и власть. 2014 г. С. 24-25.

12. Бартунов С.О. Идентификация пользователей социальных сетей в Интернет на основе социальных связей // Доклады Всероссийской научной конференции «Анализ изображений, сетей и текстов» - АИСТ 2012. Екатеринбург, 16-18 марта 2012 г.

13. Соколов А.В. Философия информации и социология информационного общества: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2014. - 446 с.

14. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов. - М. Изд-во Российская государственная библиотека, 2009. - 24 с.

15. Elena Bauer., Asil Salavatova., Rustam Shikhaliyev. The Educational Environment of the University as a Means of Preventing the Ideology of Extremism Among Young People // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Том: 288. Год: 2018. ISSN: 2352-5398. Издательство: Atlantis Press, 29 Avenue Lavmiere, Paris, 75019, France.

16. L. Voerman, P.C. Meijer, F. Korthagen. Promoting effective teacher-feedback: from theory to practice through a multiple component trajectory for professional development // Journal: Teachers and Teaching. Theory and practice. Volume 21, 2015

- Issue 8.

17. N.A. Belova, E.A. Kashkare. The trajectory of development of professional cross-cultural communication competence of the teacher in the system of pedagogical education // The Humanities and Education, 2012.

18. T.M. Richardson, M.P. Earnhardt, J.W. Marion. Is project management still an accidental profession? A qualitative study of career trajectory // SAGE Open. 2015.

19. Paul G. Fitchett, Sally Lineback, Christopher J. McCarthy and Richard G. Lambert. Examining the Relationship Among Teachers' Working Conditions, Stress, and Professional Trajectory // Development for Quality Teaching and Learning, 2016. https://www.igi-global.com/chapter/examining-the-relationship-among-teachers-working-conditions-stress-and-professional-trajectory/156807.

Shikhaliev Rustam Abdulgalimovich

Ugra state university, Khanty-Mansiysk, Russia E-mail: mr. rustam1811@mail. ru

The formation and activities of cyberdruid at institutions of higher education as a modern pedagogical technology for preventing extremism in the student environment

Abstract. In recent years, a number of extremist movements have intensified, involving young people. According to expert estimates, on average 80 per cent of the participants in extremist organizations are persons under the age of 30, of whom about 60 per cent are students.

The article on the basis of the analysis highlighted the main reasons for the emergence and development of extremist manifestations in the student environment.

The author revealed the main mechanisms for spreading extremist ideology through the Internet.

Traditional forms of prevention of extremism in the student environment of the university have been analyzed.

An effective mechanism for the prevention of extremist manifestations through cybervolonter activities in the university is presented.

The author conducted a study on the effective activity of volunteers as part of cyber guns, as a member of the receiver, a transmitter of information of anti-extremist content, as well as blocking destructive information on the Internet.

Keywords: education; extremism; extremist manifestations; the student's environment; educational technology; cybertwin; volunteering; information technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.