Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в вузах Юга России как инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде'

Патриотическое воспитание в вузах Юга России как инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / INSTITUTIONAL PRACTICES / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / MULTIETHNIC REGION / ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / TECHNOLOGIES OF POSITIVE SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панфилова Юлия Сергеевна

В статье обосновывается положение о том, что одним из основных направлений работы по снижению экстремистских проявлений должно быть преобразование внутренней среды вуза как пространства, где происходит инкультурация и социокультурная идентификация молодежи, путем создания условий для эффективного взаимодействия в социально значимых видах деятельности в процессе патриотического воспитания. Основываясь на результатах социологического исследования, автор приходит к выводу, что для повышения эффективности профилактики экстремизма идея патриотического воспитания в системе высшего образования со стороны субъектов его организации должна быть более тесно связана с развитием социально активной личности и позиционированием вуза как площадки диалога для этнических культур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Панфилова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education in the universities in the South of Russia as the instrument of prevention of extremism among the Youth

The article deals with the idea of the need in the transformation of the internal environment of higher education institution as the spaces where the enculturation and sociocultural identification of youth takes place. It should be provided by the conditions for the effective interaction in socially important kinds of activity in course of patriotic education. Such transformation is one of the main areas of work on the decrease of the extremist manifestations among the youth. Based on the results of sociological research, the author comes to the conclusion that in order to improve the prevention of extremism, the idea of Patriotic education in the higher education system by the subjects of its organization should be more close to the development of socially active person and the positioning of the University as a platform for the dialogue between the ethnic cultures.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в вузах Юга России как инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде»

Ю.С. Панфилова

кандидат социологических наук, преподаватель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Патриотическое воспитание в вузах Юга России как инструмент профилактики экстремизма

в молодежной среде19

В стратегических программных документах, определяющих развитие Российской Федерации как полиэтничного и поликонфессионального государства, особая роль в воспроизводстве идеологии толерантности и поддержании межкультурного согласия отводится молодежи20. Между тем, экстремальность, «мозаичность» восприятия и кризис идентичности, признаваемые учеными специфическими составляющими молодежного сознания, в условиях внутренней социальной нестабильности и внешних геополитических вызовов рискуют перерасти в экстремистские настроения и межэтническую агрессию. Это актуализирует изучение вопросов, связанных с технологиями профилактики распространения экстремизма в молодежной среде.

Многолетние научные исследования, проводимые на эту тему зарубежными и отечественными учеными, приводят к однозначному выводу: меры ограничительно-правового характера являются одними из важных, но не исчерпывающих составляющих профилактики роста экстремистских практик среди молодежи. В исследованиях советского периода (Фельдштейн Д.И., Кон И.С. и др.) доказано, что молодежь отличается потребностью в активной деятельности. Как отмечают Ю.А. Зубок и В.И. Чупров, проявление экстремальности в различных формах экстремизма определяется отсутствием условий для конструктивной социальной активности молодежи в процессе социализации21. Поскольку одним из наиболее существенных показателей позитивной социализированости является «включенность» человека в систему социальных отношений, то становится очевидно, что важнейшим направлением социализации является развитие у молодых людей способности к эффективному вза-

* Панфилова Юлия Сергеевна, e-mail: [email protected]

19 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-33-01131-ОГН «Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России в контексте геополитической конкуренции в Чер-номорско-Каспийском регионе».

20 См. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 30.05.2018).

21 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования.2008. № 5. С. 37-39.

имодействию в социально значимых видах деятельности22. Организованная молодежь отличается более оптимистичными взглядами на будущее, демонстрирует более позитивное эмоциональное состояние, приобретает навыки конструктивной деятельности, в процессе которой формируются гражданские качества.

Помимо направления молодежной экстремальности в русло конструктивной социальной активности важным фактором минимизации рисков распространения экстремистских настроений является предотвращение усиления этнокультурной стереотипизации и дистанцирован-ности этносов. Это актуализирует поиск способов воздействия на общественное сознание, ориентированных на формирование в молодежной среде межкультурного диалога и преодоление стереотипности мышления. В своих работах о подобных опытах противодействия экстремизму много пишут авторы ростовской социологической школы (Барков Ф.А.23, Бедрик А.В.24, Волков Ю.Г.25, Сериков А.В.26, Черноус В.В.27 и др.).

Таким образом, создание условий для эффективного взаимодействия молодых людей в социально значимых видах деятельности и со-лидаристских практиках межкультурного общения является одним из основных направлений работы по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде. В общем контексте этих мероприятий особую роль необходимо отводить вузам, которые не только выступают моделями профессионального сообщества, но и являются площадками, где происходит инкультурация и социокультурная идентификация молодежи.

В 2017 году исследовательским коллективом, состоящим из ученых Южного федерального университета и Адыгейского государственного университета, было реализовано всероссийское социологическое исследование28, в числе прочего его задачей стало выявление востребованности институциональных практик патриотического воспитания студентов активно-деятельностного характера, позволяющих молодым людям находить «выход» экстремальности в различных формах конструк-

22 Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Проблема социализации студенческой молодежи в современных условиях // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2009. № 16. С. 141-151.

23 Барков Ф.А., Сериков А.В. Символическая агрессия как индикатор и фактор межэтнической напряженности (на материалах эмпирического исследования) // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С.77-87.

24 Бедрик А.В., Венцель С.В., Зарбалиев В.З., Крамарова Е.Н., Панфилова Ю.С., Сериков А.В. Факторы и региональные особенности проявления агрессивности и экстремизации молодежи. Ростов-на-Дону, 2017. 175 с.

25 Чуев С.В., Волков Ю.Г., Черноус В.В., Сериков А.В., Барков Ф.А., Васьков М.А., Садко Д.О., Мон-старский Д.В. Патриотическое воспитание молодежи в Ростовской области. Материалы исследования / Ростов на Дону, 2010. 70 с.

26 Лубский А.В., Сериков А.В. Патриотизм как базовая структура ментальной матрицы социального поведения в российском обществе // Научная мысль Кавказа. 2016. № 4 (88). С. 35-42.

27 Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76.

28 Волков Ю.Г., Хунагов Р.Д., Бинеева Н.К., Панфилова Ю.С., Сериков А.В., Тугуз Ф.К. Институциональные практики патриотического воспитания в системе высшего образования: состояние, проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону - Майкоп: Участок оперативной полиграфии АГУ, 2018. 204 с.

тивной социальной активности, а также формировать навыки межкультурной коммуникации. Исследование осуществлялось в два этапа: проведение анкетного опроса студентов и серии экспертных интервью. Территориальными локациями проведения исследования на Юге России стали следующие субъекты: Республика Адыгея, Ростовская область, Республика Крым и Республика Кабардино-Балкария.

Прежде всего, необходимо было выяснить, насколько идея организации патриотического воспитания в системе высшего образования связана с развитием социально активной личности. Результаты исследования показали, что стимулирование социальной активности молодежи как концептуальная задача системы патриотического воспитания в вузе на сегодняшний день поддерживается только 27,7% экспертов. В свою очередь в студенческой среде запрос на активные методы работы значительно выше: о необходимости интерактивных и деятельностных технологий организации патриотического воспитания говорят 39,5% опрошенных студентов. Приоритетная форма с их точки зрения - реализация собственных социальных проектов. Еще 20% выступают за участие в деловых играх, дискуссиях, предполагающих интерактивные формы работы и активное участие самих студентов.

Если говорить о включенности студенческой молодежи южнороссийских вузов в те или иные институциональные практики патриотического воспитания активно-деятельностного содержания, то по результатам исследования на сегодняшний день наиболее востребованной формой социальной активности остается волонтерство (таблица 1). Каждый четвертый опрошенный студент в 2016-2017 учебном году принимал участие в работе волонтерского центра. Более того, именно эта форма работы признается молодыми людьми наиболее интересной (41,3%). 15,8% студентов участвовали в форумах, причем большинство из них представляли свой вуз на мероприятиях федерального масштаба.

Реанимация советского опыта трудовой социализации вызвала к жизни механизм привлечения молодежи к работе в студенческих трудовых отрядах. По мнению экспертов, в них заложен высокий потенциал формирования патриотических ценностей, в связи с чем подобная форма работы существует в большинстве обследованных вузов и реализо-вывается, как показывают результаты опроса, достаточно эффективно.

Остальные формы работы, предполагающие активное участие самих студентов (работа в поисковых отрядах, составление архивов, организация выставок и др.), оказались слабо востребованными. На наш взгляд это связано в первую очередь с тем, что студент имеет статус объекта информационного, символического, статусно-ролевого воздействия, осуществляемого структурами вуза в процессе реализации программ патриотического воспитания. Как правило, студенты в качестве инициаторов и организаторов патриотических мероприятий (а соответственно субъектов воспитательной деятельности) выделяют институциональные структуры в лице ректората (39,6%), деканатов (43,4%) и

структурных подразделений вуза (26,3%). Если говорить студенческом самоуправлении, то оно приближается по частоте упоминаний в качестве субъектов воспитательной деятельности к структурам факультета (42,8%). Это позволяет говорить о высоком, но недостаточном уровне студенческой инициативы в вузах, так как показатели неформального характера проявления самостоятельного и инициативного подхода к организации патриотических мероприятий в вузах низок. Только 3,4% неформальных объединений являются, по мнению студентов, организаторами патриотических мероприятий и 7,1% личных инициатив студентов учитываются в данном процессе. Это подтверждается результатами экспертного опроса: большинство респондентов при ответе на вопрос о том, кто в их вузе занимается организацией мероприятий по патриотическому воспитанию, назвали административные единицы вузов и факультетов. Студенческие советы выступают скорее как исполнители программной политики вуза, нежели как инициаторы инновационных технологий в этой области. Неформальные объединения студентов также не рассматриваются в качестве активной силы.

Таблица 1

Распределение ответов студентов на вопрос «В каких из перечисленных ниже мероприятий патриотической направленности, проводимых вузе, Вы участвовали в 2016-2017 учебном году?»

Варианты ответов %

Оборонно-спортивные лагеря 3,7

Поисковые отряды 2,3

Спортивные игры 21,9

Конкурсы (патриотической песни, рисунков и т.д.) 19,6

Работа волонтерского центра 25,4

Участие в работе форумов 15,8

Организация выставок патриотической направленности 6

Участие в составлении архивов военных лет; записи воспо- 4,4

минаний

Работа в студенческих трудовых отрядах 10,4

Как было отмечено выше, учреждения высшего образования в поликультурных сообществах выступают площадками межэтнического и межконфессионального взаимодействия. В связи с этим важно проанализировать потенциал институциональных практик организации патриотического воспитания в укреплении межэтнического и межконфессионального согласия в молодежной среде.

Идея южнороссийского вуза как площадки развития солидарист-ских практик и межкультурного взаимодействия нашла в экспертной более высокую поддержку, что особенно актуально для национальных республик (70% экспертов в Республике Адыгея и 50% в Республике Ка-

бардино-Балкария). Укрепление социальной солидарности как концептуальная идея организации патриотического воспитания поддерживается 27% респондентов. Действительно, российские вузы на сегодняшний день являются одними из ведущих инициаторов мероприятий, лейтмотивом которых становится преодоление межкультурной дистанцирован-ности, позитивной социальной идентичности, гражданской компетентности и солидаристских практик. Организуются форумы «Мир Кавказу» (Южный федеральный университет), «Право молодых» (СевероКавказский федеральный университет), «Кавказский диалог» (Пятигорский государственный университет) и многие другие, где ежегодно представителями различных этнических и конфессиональных групп, активистами и общественными деятелями из приграничных государств коллективно обсуждаются проблемы социальной стабильности макрорегионов и предотвращения эскалации экстремистских настроений29.

Реализация в южнороссийских вузах программ по сохранению традиционной культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) в целях развития преодоления этнокультурной дистанцированности и стереотипизации оценивается менее однозначно: несмотря на преобладание положительных оценок, почти каждый четвертый эксперт придерживается точки зрения, что данное направление еще не развито в достаточной степени. Тем не менее, в этой области существуют успешные примеры проектов, реализуемых вузами в сотрудничестве с региональными органами государственной власти и общественными организациями. Так, например, Южный федеральный университет является оператором инициированного региональным отделением Общероссийского народного фронта научно-образовательного проекта «150 культур Дона». Проект предусматривает разработку университетом методик этнокультурного воспитания (программы знакомства с национальными культурами и обычаями, фольклорные фестивали, интерактивные игры и т.п.), их апробацию в опорных школах проекта30. В разработке педагогических методик активно участвуют молодые ученые, аспиранты и студенты. Однако, несмотря на то, что данный проект реализуется на протяжении трех лет и включенность в него студентов с каждым годом растет, он остается одним из немногих примеров институциональных практик организации патриотического воспитания на Юге России, организованного с учетом этнокультурной специфики региона подобного масштаба.

Результаты исследования позволяет сделать ряд важных выводов. Как было отмечено выше, основными показателями потенциала институциональных практик патриотического воспитания в южнороссийских

29 Сериков А.В., Резванов А.А., Панфилова Ю.С. Гуманитарные технологии управления общественным мнением как механизм профилактики межэтнической агрессии в полиэтничном регионе (на примере юга России) // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 6. С. 307-316.

30 Правительство Ростовской области: официальный сайт. - Режим доступа: http://donland.ru/news/ Vasilijj-Golubev-V-proekte-150-kultur-Dona-dolzhny-uchastvovat-vse-shkoly?pageid=92218&ItemID=78 764&mid=83793 (дата обращения: 11.06.2018).

вузах в профилактике роста экстремистских настроений являются, во-первых, возможность перевода присущей молодежи экстремальности в конструктивную социальную активность студентов, во-вторых, создание условий, при которых осуществляется этнокультурный обмен и формируются навыки межкультурной коммуникации. В системе высшего образования Юга России на сегодняшний день подобные социальные практики реализуются, однако по результатам исследования можно говорить о существовании некоторых ограничений31.

Прежде всего, следует сказать о том, что идея патриотического воспитания в системе высшего образования со стороны субъектов его организации должна быть более тесно связана с развитием социально активной личности. Об этом свидетельствуют оценки самих студентов, демонстрирующих запрос на расширение интерактивных и деятельност-ных форм, требующих активной включенности. Более того, студенты подтвердили готовность быть субъектом патриотического воспитания: они выступают за те виды деятельности, которые предполагают инициативность и ответственность самого студента32. Приоритетная форма работы с их точки зрения - реализация собственных социальных проектов и развитие волонтерского движения. Это свидетельствует о необходимости создания в образовательном пространстве вуза более широкого спектра условий для развития социальных инициатив студенчества, способствующих формированию внутренней мотивации и развитию дея-тельностного компонента их социальных практик.

Идея позиционирования современного южнороссийского вуза как модели полиэтничного сообщества, среды инкультурации и межкультурного диалога, как показали результаты исследования, нашла более широкую поддержку среди субъектов патриотического воспитания. Указанные принципы достаточно успешно реализуются при проведении на базе вузов молодежных форумов, центральной идеей которых является «поддержание единства через многообразие». Подобные мероприятия в последние годы приобретают все более широкий масштаб и охватывают большое число субъектов-участников. В то же время в этой сфере еще есть возможности для развития через более широкую представленность вузов в реализации долгосрочных проектов, учитывающих этнокультурную специфику конкретного региона совместно с другими участниками общественных отношений.

Панфилова Ю.С. Патриотическое воспитание в вузах Юга России как инструмент профилактики экстремизма в молодежной среде. В статье обосновывается положение о том, что одним из основных

31 Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Быкадоров Ю.Г., Колосов В.А., Садко Д.О., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое воспитание молодежи Ростовской области: проблемы, перспективы и новые подходы. Ростов-на-Дону, 2013.

32 Сериков А.В. Социальные технологии консолидации российского общества в условиях геополитической конкуренции // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-2. С. 26-33.

направлений работы по снижению экстремистских проявлений должно быть преобразование внутренней среды вуза как пространства, где происходит инкультурация и социокультурная идентификация молодежи, путем создания условий для эффективного взаимодействия в социально значимых видах деятельности в процессе патриотического воспитания. Основываясь на результатах социологического исследования, автор приходит к выводу, что для повышения эффективности профилактики экстремизма идея патриотического воспитания в системе высшего образования со стороны субъектов его организации должна быть более тесно связана с развитием социально активной личности и позиционированием вуза как площадки диалога для этнических культур.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, экстремизм, молодежь, институциональные практики, полиэтничный регион, технологии позитивной социализации; социальная активность, межкультурный диалог.

Panfilova Yu.S. Patriotic education in the universities in the South of Russia as the instrument of prevention of extremism among the Youth. The article deals with the idea of the need in the transformation of the internal environment of higher education institution as the spaces where the enculturation and sociocultural identification of youth takes place. It should be provided by the conditions for the effective interaction in socially important kinds of activity in course of patriotic education. Such transformation is one of the main areas of work on the decrease of the extremist manifestations among the youth. Based on the results of sociological research, the author comes to the conclusion that in order to improve the prevention of extremism, the idea of Patriotic education in the higher education system by the subjects of its organization should be more close to the development of socially active person and the positioning of the University as a platform for the dialogue between the ethnic cultures.

Key words: patriotic education, extremism, youth, institutional practices, multi-ethnic region, technologies of positive socialization; social activity, intercultural dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.