_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
13. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [электронный ресурс]: URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/543/файл/4588/
© Далингер В. А., 2016
Полякова Наталья Александровна
канд. филол. наук, ст. преп. ПГИК, г.Пермь, РФ e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней рассматривается столь важная сегодня проблема гуманистической культуры современной молодежи. Целью исследования является определение специфики формирования гуманистического сознания в процессе преподавания литературы. В основу исследования положен метод сравнительного анализа. Рассматривается специфика литературы как гуманитарной дисциплины, призванной и способной формировать основы гуманистической культуры студентов. Приводятся педагогические аспекты преподавания литературы в контексте гуманитаризации образования и формирования гуманистического сознания учащейся молодежи.
Ключевые слова
литература, гуманистическая культура, культура личности, общечеловеческие ценности, художественное
произведение.
Гуманистическую культуру исследователи определяют как «синтетическую, интегральную личностную характеристику, в которой отражается степень усвоения общечеловеческих моральных ценностей, их реализации в различных видах социальной практики» [5, с. 103].
Состояние духовной культуры современной молодежи свидетельствует об остроте проблемы формирования гуманистической культуры личности. Отсутствие потребности в регулярном чтении художественной литературы чревато нравственной дезориентацией, потерей культурных связей между поколениями, бездуховностью. С этой точки зрения задача воспитания высоконравственной, гуманистически направленной личности представляется актуальной и важной для современного цивилизованного общества. Социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры россиян ставит важнейшую педагогическую проблему - гуманизации личности на основе общечеловеческих ценностей и культурно-национальных традиций.
Приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности определены в законе «Об образовании» Российской Федерации как основные принципы государственной политики в области образования. Сердцевиной общечеловеческих ценностей выступает формирование гуманистической культуры личности. В связи с этим возрастает роль гуманитарного образования, которое предполагает формирование гуманистических ценностей учащейся молодежи.
Нами предпринята попытка выявить потенциальные возможности дисциплины «История русской литературы» в формировании гуманистической культуры студентов. В основу данной идеи взято положение о преобразующей функции такого педагогического феномена, как «интеграция знаний» в воспитании гуманной личности, что способствует формированию гуманистических убеждений студента. При обучении гуманитарным предметам, в первую очередь литературе, осуществляется воспитание важнейших моральных
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
качеств личности: патриотизма и гуманизма. Одним из способов воспитания средствами литературы является чтение и обсуждение художественных текстов на практических занятиях по теории и истории литературы, т.к. художественная литература направлена на познание человека и его места в мире.
Изучение литературы приносит неоценимые плоды в процесс гуманизации личности: происходит приобщение к богатствам национальной и мировой художественной культуры, что способствует формированию диалектического мировоззрения, гуманистических убеждений студентов, их активной жизненной позиции. Главный акцент делается на анализе литературного текста, его ценности как самостоятельного литературного явления, на подготовку студентов к его полному восприятию. В процессе анализа текста происходит извлечение содержащихся в нем идей для обогащения студентов системой общегуманистических ценностей. Наши наблюдения показали, что художественные произведения представляют богатый материал для анализа проблемы гуманизма и таких нравственно-философских проблем, как сущность бытия, смысл жизни, долг, честь, совесть. Характеристика литературных героев дает студентам представление о добре и зле, о нравственных качествах человека. Прекрасное в характере литературных героев должно вызывать у учащихся высокие чувства. Для этого студентов нужно приучать к сопоставлению характеров литературных героев, анализу их поступков, выявлению нравственной проблематики произведений.
Особое значение в формировании у студентов гуманных качеств личности имеет воспитание их в духе национальной толерантности. Художественные произведения русскоязычных писателей содержат достаточно богатый материал, чтобы показать студентам общечеловеческие ценности, объединяющие народы, проживающие на территории Российской Федерации. Художественная литература изображает жизнь людей, раскрывает их духовный мир посредством художественных образов. В процессе практической работы мы убедились в том, что благодатным материалом, формирующим основы гуманитарного сознания студентов, является изучение жизни и творчества писателей. Примечательно в этом отношении высказывание А.Эйнштейна о том, что «моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для становления поколения и всего хода жизни, чем чисто интеллектуальные достижения» [4, с. 78].
Следовательно, большое место должно отводиться изучению биографии писателей. Именно на этом материале можно показать тесную связь между становлением нравственного облика писателя и эпохой, в которой он жил и работал, и доказать, что созданное им произведение рождено конкретными историческими условиями. Здесь прослеживается связь между литературой и историей. Исторические знания студентов влияют на восприятие социального смысла явлений, изображенных в художественных произведениях. Поэтому целесообразно перед изучением отдельных произведений разобраться в тех исторических событиях, которые отражены в них, дать им совместно со студентами соответствующую оценку. Использование художественной литературы вызывает соответствующее эмоциональное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждает сочувствие, восхищение, одобрение. Перед педагогами появляется задача помочь студентам как можно эффективнее извлечь из содержания гуманитарных дисциплин все самое ценное и необходимое для формирования гуманной личности. Изучение художественных произведений дает благоприятные возможности обратить внимание студентов на человека как субъекта деятельности, творчества, и с этих позиций помочь им вникнуть во внутренний мир героев произведений, используя их идеалы для формирования собственных гуманистических убеждений. В процессе изучения художественных произведений у студентов вырабатывается чувство гуманности, которое начинается с умения сопереживать другому человеку, понимать чужой образ жизни и склад мышления.
Единые задачи - воспитывать и образовывать личность - имеют литература и педагогика. Назначение педагогики в содружестве с гуманитарными науками можно обозначить следующим образом: литература вместе с философией отражают определенные педагогические ценностные явления, выполняют мировоззренческие функции. Художественное слово является ярким выразителем педагогических идей, наравне с философией, этикой, социологией. Литературное образование, согласно точки зрения М.В.Черкезовой, - это «воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы» [3, с. 125].
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
Исходя из определения функциональной особенности литературы, необходимо заключить, что литература воспитывает и развивает. В этом видится ее общность с педагогикой и психологией. Бесспорна мысль о гуманистической миссии как педагогики, так и литературы. Объединившись, они создают целостное сочетание знаний с ярко выраженным гуманистическим потенциалом. Объективно существующие общечеловеческие ценности «проникают» в сознание личности через его потребности, чувства, которые, развиваясь и обогащаясь в ходе познавательной деятельности, принимают форму гуманистических ориентаций, убеждений, а последние, в свою очередь, определяют содержание мотивов гуманного поведения. Чем более возвышенный характер носят гуманистические потребности личности, тем выше уровень развития всех остальных компонентов ее гуманистического сознания и поведения, а следовательно, и богаче по своему содержанию в целом ее гуманистическая культура. Таковы, по нашему мнению, контуры идеальной «модели» формирования гуманистической культуры личности.
Гуманистический пафос традиционно свойствен русской литературе, во все времена утверждавшей важность индивидуальных человеческих отношений и общечеловеческих ценностей. В начале XXI века гуманистическое содержание отечественной литературы заметно актуализировалось благодаря творчеству Ю. Мамлеева, Д. Быкова, З. Прилепина и других авторов. При этом литература стремится развивать в человеке подлинную человечность, выражать тревогу за человеческую душу, говорить о том, «как трудно рождалось в человеке человеческое» [1, с. 93].
Литература как вид искусства, сосредоточенный на человеческом микрокосме, становится ключевым фактором формирования гуманистического сознания и гуманистической культуры в целом. Список использованной литературы:
1. Айтматов Ч.Т. Статьи, выступления, диалоги. - М.: АПН, 1988, 402 с.
2. Долинина И.Г., Полякова Н.А. Проблема формирования гуманистической культуры в России в начале XXI века. Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 4.
3. Черкезова М.В. Литература и культура. //Культурная инициатива. М.: 1999, 237 с.
4. Эйнштейн, Альберт. Эйнштейн о мире. - М.: Наука, 1994.
5. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности : Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук: Брянск, 1997, 187 с.
©Полякова Н.А.,2016
Сюрвасева Екатерина Николаевна
Учитель физической культуры МОУ «НОШ №37 г. Сыктывкара» г. Сыктывкар, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматривается влияние скоростно-силовой подготовленности детей младшего школьного возраста на их общее физическое развитие. Показано, что упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств оказывают в разной степени положительное влияние на мальчиков и девочек.
Ключевые слова
Скоростно-силовые способности, развитие, младший школьник, особенности, методы, динамика,
гендерные отличия.