Научная статья на тему 'Формирование у учащихся познавательных (логических) универсальных учебных действий при обучении математике'

Формирование у учащихся познавательных (логических) универсальных учебных действий при обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ СРАВНЕНИЕ / ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ / ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Далингер Виктор Алексеевич

В статье рассматривается методика формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий при обучении математике, упор при этом сделан на логических познавательных универсальных учебных действиях, одним из которых является логический прием сравнение. Акцент сделан на сравнении понятий в зависимости от их объема, выделены такие отношения как отношение тождества, отношение несогласованности, отношение подчинения, отношение соподчинения, отношение частичного совпадения, отношение противоположности (контрастности), отношение противоречия (контрадикторность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Далингер Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у учащихся познавательных (логических) универсальных учебных действий при обучении математике»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Далингер Виктор Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор ОмГПУ,

г. Омск, РФ E-mail: dalinger@omgpu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается методика формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий при обучении математике, упор при этом сделан на логических познавательных универсальных учебных действиях, одним из которых является логический прием сравнение. Акцент сделан на сравнении понятий в зависимости от их объема, выделены такие отношения как отношение тождества, отношение несогласованности, отношение подчинения, отношение соподчинения, отношение частичного совпадения, отношение противоположности (контрастности), отношение противоречия (контрадикторность).

Ключевые слова

познавательные универсальные учебные действия, логические познавательные универсальные учебные действия, логический прием сравнение, отношения между понятиями, объем понятия.

С 1 сентября 2011 года начальные классы российских школ стали работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, а с 1 сентября 2015 года на новые стандарты второго поколения перешли пятые классы школ России.

В новых образовательных стандартах четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы - личностным, метапредметным и предметным.

К метапредметным результатам отнесены освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД), способность использования их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [13].

Согласно глоссарию ФГОС метапредметные результаты могут быть достигнуты на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

В ФГОС универсальные учебные действия понимаются как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [13].

УУД формируются и существуют только вместе с деятельностью. Они включают четыре блока: личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

В блоке познавательных УУД выделяются общеучебные УУД, логические УУД, действия постановки и решения проблем, знаково-символические, моделирование.

В основе логических УУД лежат логические операции (классификация, обобщение, сравнение, подведение под понятие, выведение следствий и т. д.). Эти операции, в свою очередь, базируются на формальной логике. А, как известно, именно учебный предмет математика преимущественно строится на законах формальной логики.

В этой статье мы рассмотрим более обстоятельно универсальное учебное действие «сравнение».

К. Д. Ушинский, считая сравнение дидактическим принципом, отмечал его универсальность. Он писал: «Сравнение... есть самый существенный акт сознания, без которого само сознание, а следовательно, и вся

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

сознательная жизнь человека невозможны... без сравнения - невозможно различение, без различения нет сознания. Следовательно, возможность сравнения есть необходимое условие сознания.» [10, с. 331 - 332].

Под сравнением понимается «познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания» [11, с. 650].

Другими словами: логическое действие сравнение есть логическая операция, состоящая в установлении сходства и различия между понятиями и явлениями; сравнение есть основная способность сознания - способность чувствовать сходство и различие.

Л. С. Выготский установил, что ребенок осознает различие раньше, чем сходство. Происходит это не только потому, что ребенок «при отношениях различия сталкивается с фактом неприспособленности и потребностью осознания», а и потому, что «само осознание отношения сходства требует более сложной и позже развивающейся структуры обобщения и понятий, чем осознание различия» [3, с. 184].

Осознание различия тех или иных отношений происходит раньше еще и потому, что оно «не требует от мысли непременного образования понятия», в то время как «осознание сходства требует образования первичного обобщения или понятия, охватывающего предметы между которыми существует это отношение» [3, с. 185].

Учителю следует иметь в виду, что при организации сравнения каких-либо объектов надо, прежде всего, выяснить их различие, а затем сходство.

Сравнение предполагает владение умениями выполнять следующие действия:

1) выделять признаки у объектов;

2) устанавливать общие и существенные признаки;

3) выделять основание для сравнения (один из существенных признаков);

4) сопоставлять объекты по данному основанию.

Особое внимание необходимо обратить на выбор основания для сравнения.

По степени полноты различают частичные и полные сравнения. Частичное сравнение заключается в установлении сходного или отличительного (если находят сходство - это сопоставление, если ищут различие - это противопоставление). Полное сравнение предполагает установление сходства и отличия.

Различают параллельные, последовательные, отсроченные сравнения; единичные и комплексные сравнения; непосредственные и опосредованные сравнения [8].

Известно, что любое понятие характеризуется объемом, содержанием и логическими связями с другими понятиями [1, 2, 9].

Содержание понятия - это множество существующих признаков данного понятия. Объем понятия - множество объектов, к которым применимо данное понятие.

Содержание понятия жестко определяет его объем, и, наоборот, объем понятия вполне определяет его содержание. Таким образом, изменение в содержании понятия влечет за собой изменение в его объеме, и наоборот.

Как показывает практика, и в учебниках по математике, и в процессе обучения значительная часть материала и времени отводится работе над содержанием понятия и логическими связями его с другими понятиями (теоремы-свойства и теоремы-признаки) [7, 12]. Но такой крен, в ущерб работе над объемом понятия, приводит к тому, что учащиеся допускают большое число ошибок при подведении объекта под объем понятия.

Все сравниваемые понятия в математике делят на совместимые и несовместимые, в зависимости от отношений между их объемами. Можно выделить такие отношения между понятиями: отношение тождества, отношение несогласованности, отношение подчинения, отношение соподчинения, отношение частичного совпадения.

Выделяют еще такие отношения: отношение противоположности (контрастности), отношение противоречия (контрадикторности).

Дадим отмеченным отношениям между понятиями соответствующие определения и проиллюстрируем их на рисунках.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

Определение 1. Понятие А и понятие B тождественны, если полностью совпадают их объемы (рис. 1).

Рисунок 1

Например, понятие арифметической прогрессии и понятие линейной функции, заданной на множестве натуральных чисел, являются тождественными; параллелограмм с равными сторонами и ромб тождественны.

Определение 2. Понятие А называется несогласованным с понятием В, если их объемы не имеют общей части (рис. 2).

Рисунок 2

Примером несогласованных понятий могут служить: понятие непрерывной функции и понятие разрывной функции.

Определение 3. Если объем понятия А входит целиком в объем понятия В, но понятия А и В не тождественны, то понятия А и В находятся в отношении подчинения: понятие А - подчиненное, понятие В -подчиняющее (рис. 3).

Рисунок 3

Этот вид отношения между понятиями имеет большое значение. Фактически здесь речь идет об отношение вида к роду. Многие же понятия (примерно 60%) в курсе школьной математики определяются

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

через ближайший род и видовое отличие, то есть определения строятся на отношении подчинения понятий.

Примером отношения подчинения может служить отношение между понятием пирамида и понятием треугольная пирамида.

Определение 4. Если объем понятия A и объем понятия B входят друг в друга частично, то эти понятия находятся в отношении частичного совпадения (рис. 4).

Рисунок 4

Примером такого вида отношения может служить отношение между понятием монотонной функцией и понятием нечетной функции.

Определение 5. Если понятия А и В несогласованы, а их объемы целиком входят в объем понятия С, то понятия А и В находятся в отношении соподчинения (рис. 5).

Рисунок 5

В таком отношении находятся понятие плоские фигуры и понятия треугольник и круг. Объемы понятий «треугольник» и «круг» не пересекаются, но целиком входят в объем понятия «плоская фигура».

Определение 6. Отношение противоположности (контрастности) - это такое отношение, при котором объемы понятий не совпадают, поскольку в них указываются свойства, которые не могут принадлежать одному и тому же предмету (рис. 6).

Рисунок 6

В отношение «противоположность» вступают положительные и отрицательные числа. В отношении «противоположность» находятся понятия, одно из которых содержит некоторые свойства, а другое - эти же свойства отрицает.

Определение 7. Отношение противоречия (контрадикторность) - это отношение между двумя взаимно отрицающими друг друга понятиями. (В одном понятии свойства мыслятся как присущие предметам, а в

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161

другом - они же мыслятся как отсутствующие.) (рис. 7).

Рисунок 7

Примером отношения противоречия может служить отношение между понятиями А - все числа меньшие 5 и В - все числа не меньшие (большие или равные) 5.

Два видовых понятия, находящиеся в отношении противоречия, занимают весь объем понятия, являющегося для них родовым.

Между двумя противоречивыми понятиями не может быть никакого иного понятия. Работа над указанными отношениями между понятиями способствует формированию у учащихся умения подводить объект под объем понятия.

Обстоятельный разговор о работе над объемом понятий и сравнении понятий читатель найдет в наших работах [4, 5, 6] и в работах [1, 7, 8, 9].

Список использованной литературы:

1. Виленкин Н. Я., Абайдулин С. К., Таварткиладзе Р. К. Определения в школьном курсе математики и методика работы над ними [Текст] / Н. Я. Виленкин, С. К. Абайдулин, Р. К. Таварткиладзе // Математика в школе. - 1984. - № 4. - С. 43 - 47.

2. Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ [Текст] / Е. К. Войшвилло. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 238 с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1934.- 324 с.

4. Далингер В. А. О работе над объемом понятий [Текст] / В. А. Далингер // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Вып. 6. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.- С. 86 - 97

5. Далингер В. А. Методика реализации внутрипонятийных связей в процессе обучения математике в средней школе: рекомендации для студентов физико-математических специальностей [Текст] / В. А. Далингер. -Омск: Изд-во ОГПИ, 1988. - 39 с.

6. Далингер В. А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: книга для учителя [Текст] / В. А. Далингер. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.

7. Никитин В. В., Рупасов К. А. Определение математических понятий в курсе средней школы: пособие для учителей [Текст] / В. В. Никитин, К. А. Рупасов. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1963. - 150 с.

8. Подходова Н. С., Кожокарь О. А., Фефилова Е. Ф. Реализация ФГОС ОО: Новые решения в обучении математике: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. С. Подходова, О. А. Кожокарь, Е. Ф. Фефилова. - СПб; Архангельск: КИРА, 2014. - 255 с.

9. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст] / А. В. Усова. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 776 с.

11. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: «Советская энциклопедия», 1983. - 840 с.

12. Шимина А. М. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении: пособие к спецкурсу для студентов педагогических институтов [Текст] / А. М. Шимина. - М.: Изд-во МОПИ, 1981. -75 с.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

13. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [электронный ресурс]: URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/543/файл/4588/

© Далингер В. А., 2016

Полякова Наталья Александровна

канд. филол. наук, ст. преп. ПГИК, г.Пермь, РФ e-mail: polyana0105@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней рассматривается столь важная сегодня проблема гуманистической культуры современной молодежи. Целью исследования является определение специфики формирования гуманистического сознания в процессе преподавания литературы. В основу исследования положен метод сравнительного анализа. Рассматривается специфика литературы как гуманитарной дисциплины, призванной и способной формировать основы гуманистической культуры студентов. Приводятся педагогические аспекты преподавания литературы в контексте гуманитаризации образования и формирования гуманистического сознания учащейся молодежи.

Ключевые слова

литература, гуманистическая культура, культура личности, общечеловеческие ценности, художественное

произведение.

Гуманистическую культуру исследователи определяют как «синтетическую, интегральную личностную характеристику, в которой отражается степень усвоения общечеловеческих моральных ценностей, их реализации в различных видах социальной практики» [5, с. 103].

Состояние духовной культуры современной молодежи свидетельствует об остроте проблемы формирования гуманистической культуры личности. Отсутствие потребности в регулярном чтении художественной литературы чревато нравственной дезориентацией, потерей культурных связей между поколениями, бездуховностью. С этой точки зрения задача воспитания высоконравственной, гуманистически направленной личности представляется актуальной и важной для современного цивилизованного общества. Социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры россиян ставит важнейшую педагогическую проблему - гуманизации личности на основе общечеловеческих ценностей и культурно-национальных традиций.

Приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности определены в законе «Об образовании» Российской Федерации как основные принципы государственной политики в области образования. Сердцевиной общечеловеческих ценностей выступает формирование гуманистической культуры личности. В связи с этим возрастает роль гуманитарного образования, которое предполагает формирование гуманистических ценностей учащейся молодежи.

Нами предпринята попытка выявить потенциальные возможности дисциплины «История русской литературы» в формировании гуманистической культуры студентов. В основу данной идеи взято положение о преобразующей функции такого педагогического феномена, как «интеграция знаний» в воспитании гуманной личности, что способствует формированию гуманистических убеждений студента. При обучении гуманитарным предметам, в первую очередь литературе, осуществляется воспитание важнейших моральных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.