Научная статья на тему 'О необходимости корреляции процесса обучения с этническими гранями личности учащегося'

О необходимости корреляции процесса обучения с этническими гранями личности учащегося Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тулегенова Альбина Георгиевна

В статье рассматриваются некоторые структурные элементы этнической компоненты личности субъектов образовательного процесса. Автор анализирует их влияние на формирование стратегии обучения, показывает роль основных составляющих этнического мира человека в становлении межэтнических контактов учителя и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости корреляции процесса обучения с этническими гранями личности учащегося»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

на 16,8 усл. ед.; в беге на 30 м - на 6,4 усл. ед. Для остальных подлежащих контролю показателей отмечена тенденциозная положительная динамика.

Список использованной литературы:

1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]: Пособие для учителя / Лях В. И. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.

3. Солодков А. С. Физиология человека [Текст]: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528с.

© Сюрвасева Е.Н., 2016

УДК 37.017.4

Тулегенова Альбина Георгиевна

канд. пед. наук, доцент , Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, РК, РФ Е-mail: [email protected]

О НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕЛЯЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ЭТНИЧЕСКИМИ ГРАНЯМИ

ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые структурные элементы этнической компоненты личности субъектов образовательного процесса. Автор анализирует их влияние на формирование стратегии обучения, показывает роль основных составляющих этнического мира человека в становлении межэтнических контактов учителя и учащихся.

Ключевые слова

Национальное образование, элементы этнической компоненты личности, национальные чувства, национальный характер, этнический стереотип, этническая идентичность.

В настоящее время одной из актуальных проблем гуманитарной сферы образования является проблема развития этнокультурных потребностей граждан России. Источником, условием и средством развития национальной культуры выступает национальное образование, которое призвано решать не только образовательные задачи, но и задачу формирования культуры нравственных отношений, основанных на этнических и общечеловеческих ценностях. Особую актуальность решение этой задачи приобретает в связи с полиэтническим составом российских образовательных учреждений. Мы начинаем понимать, что без пристального внимания к грамотному изучению специфики поведения определенного этноса, знания этнических стереотипов, лежащих в основе социализации подрастающего поколения, невозможно формирование адекватной стратегии деятельности педагога. Отсюда возникает необходимость рассмотреть структурные элементы этнической компоненты личности и их влияние на межэтнические контакты учителя и учащихся.

Широко исследоваться психологические особенности этнических сообществ и их педагогическая практика стали со второй половины XX века. В России появляется ряд научно обоснованных исследований по этнопедагогике, по возрождению национальной школы, по гуманистическим традициям народной педагогики и использованию их в воспитательном процессе. Внимание к этим проблемам было обусловлено,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

в том числе и межнациональными конфликтами, которые порождались ростом национального самосознания. Это в свою очередь вызвало к жизни новую социальную функцию образования, призванную не только ускорить развитие положительных тенденций возрождения наций и этносов, но и снизить по возможности рост отрицательных факторов, связанных с этим процессом.

Общеизвестно, что люди, которые принадлежат к разным этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, обычаями, культурой и нравами. В качестве ведущего фактора формирования «психики этноса» этнолингвисты выделяют влияние языка. Люди, которые говорят на одном языке или диалекте, часто имеют одни и те же культурные характеристики: ценностные ориентации, жизненные установки, мировоззренческую позицию. Моделью уважительного отношения к социально принятым речевым различиям может стать учитель. Важно сформировать у учащихся понимание того, что язык, диалект, и акцент у людей меняются, и поэтому не следует спешить с личностной оценкой человека, исходя из языковых и речевых отличий. При этом педагогу не стоит часто исправлять речь ученика, его акцент или диалект, т.к. это может создать вокруг ребенка негативную атмосферу, а его отношения с учителем сделать натянутыми. В свою очередь, знание социального контекста языковой культуры позволяет педагогу сократить культурную дистанцию, установить контакт и взаимопонимание между учителем и обучаемыми, реализовать потребности и ожидания учащихся, связанные с их общим культурным контекстом.

Важным элементом психологической специфики личности этнофора являются национальные чувства и настроения [3, с.106]. Как указывает Ю.П. Платонов, динамичность национальных чувств и настроений в силу различных социально-экономических изменений предполагает как позитивную, так и негативную окраску их проявления. Поэтому в образовательной стратегии наряду с формированием у школьников чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали, развивать понимание, принятие и уважение к иным этническим формам и отличиям, проводить идею равенства всех этнических групп в России.

Следующим важным элементом этнического мира человека являются национальные традиции, недостаточное знание которых ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этносов. Значительное разнообразие содержания национальных традиций и их жизненной ценности представлены в элементах региональных культур Российской Федерации. Воспитание на народных традициях способствует формированию у школьников веротерпимости, межнациональной толерантности. Одним из путей воспитания этнической толерантности может стать понимание и принятие детьми этнической одежды, этнической кухни и пр. Такой путь, указывает Г.Д. Дмитриев [2], предполагает выход за пределы эстетической экзотичности этнической одежды в область показа их функциональной значимости в жизни того или иного народа; обусловленность национальной одежды или кухни географическими, климатическими и иными факторами.

Общий язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям предаются из поколения в поколение. При этом унаследованные способы поведения служат образцами для будущих действий. Это многообразие факторов, по мнению Ю.П. Платонова, определяет типические коллективные переживания или особенности психического склада тех или иных этнических общностей. В этом случае речь идет о национальном характере.

Национальный характер складывается веками. Будучи детерминирован ходом исторического развития, он изменяется, трансформируется вместе с общественным строем. Поэтому нет ничего более ложного и вредного, чем превращение его в некую фатальную силу, предопределяющую судьбу народа [5]. Однако наличие знаний об особенностях национальной психологии и умелое их использование в образовательной практике - есть важное условие педагогической деятельности.

Учет национально-психологических особенностей помогает учителю выявить национальную специфику восприятия учебного материала и организовать процесс обучения сообразно этим особенностям; решает проблему адаптации ребенка к непривычной для него этнической среде; позволяет принимать во внимание характер эмоционально-экспрессивного реагирования школьника на слова и действия педагога, адекватно анализировать своеобразное проявление межличностных отношений в ходе педагогических контактов, правильно использовать конкретные формы коммуникативного воздействия, сложившиеся в результате исторического и культурного развития нации.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

Еще одним психологическим элементом, который выступает в качестве одной из этнических граней личности, является этнический стереотип. Как указывает Ю.П. Платонов, «под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп» [3, с.141].

Становление этнических стереотипов детерминировано политической, экономической и религиозной системами общества; социально-психологическими нормами, ценностями и идеалами, присущими ближайшему окружению индивида; совокупностью реальных фактов его жизни.

Создание нормального учебного климата, формирование корректных отношений между учителем и учащимися, предотвращение межличностных конфликтов в процессе обучения, требуют от учителя отказаться от общепринятых стереотипов, связанных с отрицательными характеристиками того или иного этноса.

Последним, в рамках данной статьи, элементом этнического мира личности является ее этническая идентичность, которая представляет собой «осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других» [3, с.112]. Этническая идентичность формируется стихийно, в процессе социализации личности, в то же время, осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека [1]. Дуализм процесса формирования этнической идентичности требует от педагога непременного учета результатов теоретических и практических разработок проблемы воспитания личности, с уважением относящейся к своим этническим корням и в тоже время лишенной национальной ограниченности.

Как известно из литературы, становление этнической идентичности проходит несколько этапов, соотносящихся с основными периодами психического развития ребенка и становлением его этнического самосознания. И.А. Снежковой [4] выделяются три основные этапа развития этнического самосознания.

Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст. На этом этапе значительную роль в передаче этнокультурной информации выполняет семья. Однако именно этому возрастному периоду приписывают рождение этнической составляющей учебной деятельности.

Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый возраст и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Наряду с общеобразовательной спецификой в процесс обучения привносится этнокультурное содержание соответствующих дисциплин.

Третий этап становления этнического самосознания падает на период ранней юности. В этом возрасте крепнет осознание своей этнической принадлежности, устанавливаются мотивы выбора своей национальности. Наибольшее воздействие на формирование этнического самосознания молодых людей оказывает учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие этнической идентичности.

Таким образом, систему образования можно рассматривать в качестве эффективного механизма этнокультурной идентификации личности и одновременно с этим средства гармонизации межэтнических отношений.

Выводы. Ведущим принципом реализации национального образования выступают социокультурный и этнокультурный контексты развития школьников, что в свою очередь предполагает знание и всемерный учет педагогом структурных элементов этнической компоненты личности учащихся. На наш взгляд, рассмотренные выше элементы этнической составляющей определяют стратегию образования, ориентированную на формирование личности, обладающей национальной самобытностью, чувством уважения к иным этническим культурам, опытом соответствующих социальных и нравственных норм поведения.

Список использованной литературы:

1. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора [Текст]/ В.А.Ачкасов // Журнал социологии и социальной антропологии. Вып. 1.-1999. - Т. 2. - С.48-58.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/ Г.Д. Дмитриев.- М.: Народное образование, 1999.- 208с.

3. Платонов Ю.П. Этническая психология/ Ю.П. Платонов.- СПб: Речь, 2001.- 320с.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_

4. Снежкова И. А. Формирование этнических представлений украинских и русских школьников [Текст] / И. А. Снежкова // Социологические исследования. - 2004. - № 11. - С. 83-89.

5. Социальная психология. краткий очерк. [Текст] краткий очерк / [Г.Г. Дилигенский и др.]; под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М.: Политиздат, 1975. - 319 с.

© Тулегенова А.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.