Научная статья на тему 'Регулирование этнической идентичности студентов в условиях учебной деятельности'

Регулирование этнической идентичности студентов в условиях учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ "Я" / ОНТОГЕНЕЗ / РЕФЛЕКСИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗЫ / ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS / ETHNIC IDENTITY / ETHNOCULTURAL "EGO" / ONTOGENESIS / REFLECTION / COMMUNICATORY SKILLS / ETHNOCULTURAL IMAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Галина Семеновна

В статье исследуется важность этнического самосознания, этнической идентичности, этнокультурного «Я» как необходимых личностных и профессиональных качеств современной молодежи, особенно студентов педагогических вузов. Автор обсуждает социальные условия для актуализации идентичности, проводит исторические параллели мобилизации этнической идентичности в периоды социокультурных кризисов. Показано, что образование по-прежнему является важным условием актуализации этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF ETHNIC IDENTITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article investigates the importance of ethnic self-consciousness, ethnic identity, ethnocultural “ego” as the necessary personal and professional features of the modern young people, particularly students of teacher training institutes. The author discusses social conditions for actualization, draws historical parallels of the ethnic identity mobilization when the society is facing challenging times. It is demonstrated that education is still an important condition for the ethnic identity actualization.

Текст научной работы на тему «Регулирование этнической идентичности студентов в условиях учебной деятельности»

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Степанова Галина Семеновна

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуется важность этнического самосознания, этнической идентичности, этнокультурного «Я» как необходимых личностных и профессиональных качеств современной молодежи, особенно студентов педагогических вузов. Автор обсуждает социальные условия для актуализации идентичности, проводит исторические параллели мобилизации этнической идентичности в периоды социокультурных кризисов. Показано, что образование по-прежнему является важным условием актуализации этнической идентичности.

Ключевые слова: этническое самосознание, этническая идентичность, этнокультурное «Я», онтогенез, рефлексия, коммуникативные навыки, этнокультурные образы.

Annotation. The article investigates the importance of ethnic self-consciousness, ethnic identity, ethnocultural "ego" as the necessary personal and professional features of the modern young people, particularly students of teacher training institutes. The author discusses social conditions for actualization, draws historical parallels of the ethnic identity mobilization when the society is facing challenging times. It is demonstrated that education is still an important condition for the ethnic identity actualization.

Keywords: ethnic self-consciousness, ethnic identity, ethnocultural "ego", ontogenesis, reflection, communicatory skills, ethnocultural images.

Введение. Исследование этнической идентичности и ее роли в общественном развитии (интегрирующей, индивидуализирующей, развивающей, конфликтогенной) осуществляется сегодня во многих областях гуманитарного знания: философии, социологии, истории, педагогике, психологии, культурологии и т.д. В последнее время исследование этнической идентичности становится актуальным в связи с разработкой проблемы социального капитала, взаимосвязи культуры и экономического прогресса. Все больше внимания уделяется связи культурных измерений (ценностей, ментальных моделей, социальных представлений) с показателями социально-экономического развития, физического и психического здоровья популяции, продолжительности жизни, субъективным ощущением благополучия и счастья [5].

Современные авторы усматривают различие в понятиях этнической идентичности и этнического самосознания в зависимости от включенности в них бессознательного элемента. В идентичности бессознательное представлено в большей степени, т.к. она формируется на ранних этапах онтогенеза под влиянием ряда факторов: семьи, культурной среды, фольклора. Этническое самосознание - это углубленная рефлексия по поводу своей этнической принадлежности. Мы будем использовать оба понятия, как отражающие две стороны одного феномена - этничность человека и степень ее осознания. Кроме того, так как степень осознания своей этнокультурной принадлежности отражается как на групповом, так и личностном уровнях, рабочей категорией настоящего исследования является также понятие этнокультурного «Я», под которым мы понимаем осознанное отнесение себя к определенному этносу с личностным принятием его психологических характеристик, норм, ценностей, личностной рефлексией по поводу достижений и неудач общности, а также индивидуальной ответственностью за состояние и сохранение национальной культуры [3].

В психологии проблема этнической идентичности актуальна также с точки зрения идеи интеграции российского общества на основе конструирования единой российской национальной идентичности. Необходимо отметить, что эта проблема не является прерогативой современности. Известны исторические периоды в России, например вторая половина XIX - начало XX века, когда актуальность проблемы была обусловлена возможностью социальной мобилизации на основе единой идентичности в ситуациях, в которых кризисные явления угрожали существованию российской государственности и целостности Российской империи. Так, А.В. Матвеев отмечает, что в условиях острых внешних и внутренних социально-политических коллизий наблюдалась тенденция к актуализации именно этнического компонента русской идентичности, хотя вне таких ситуаций этничность не являлась главной содержательной стороной «русскости». Главными национальными «маркерами» были православие и преданность самодержавию. При этом, среди таких официальных, мобилизующих этничность каналов, как государство, церковь, пресса, большое значение придавалось образованию. Следует обратить внимание, что использование мобилизационного ресурса образования в конце XIX - начале XX века было также направлено на актуализацию русской идентичности. Укрепление любви к Родине, преданности Отечеству и Престолу становится главной воспитательной целью, в частности, курса истории уже в начальных гимназических классах. Программа старших классов предусматривала формирование представления об историческом пути развития русского народа. Причем формируемый образ русского народа, или образ «Мы» состоял как из позитивных, так и негативных характеристик, что говорит о формировании самокритичной рефлексии как движущей силы саморазвития общности [6].

Формулировка цели статьи. Исследование этнической идентичности русских является самостоятельной проблемой. Русские в России составляют большинство. От того как чувствует, как самоощущает себя национальное большинство, зависит будущее. А от того как самоопределяет себя в этническом плане молодое поколение - втройне зависит будущее. То, какой видит себя этническая общность, имеет большое значение как для нее самой, так и для всех тех, кто с ней взаимодействует. Уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности - основание и гарант для уважения других этнических групп.

В современной социальной реальности с особой остротой встает проблема становления личности молодого человека, будущего интеллигента, в частности, будущего педагога, основная цель деятельности которого - адаптировать растущего человека к меняющейся социокультурной действительности. Для успешной исторической динамики общества необходима идентификация ряда поколений друг с другом. Педагог как представитель старшего поколения играет ключевую роль в передаче этнокультурного опыта и

этнокультурных ценностей подрастающему поколению, способствуя интеграции учащегося в сложную структуру современного, стремительно меняющегося, полиэтничного российского общества. Не подвергается сомнению, что педагог должен в максимальной степени обладать современным, прогрессивным, социо- и этнокультурным опытом. Проведенное нами исследование соответствия этнокультурных установок учителей и старшеклассников показывает, что реализация важнейшей задачи - гармонизации взаимоотношений учащихся и изменяющегося социокультурного окружения требует более активного, по сравнению с сегодняшним днем, включения педагогов в современный социо- и этнокультурный контекст и большего соответствия самих учителей требованиям изменяющегося общества [12].

Исходя из вышесказанного, обозначается проблема потребности в эффективной подготовке будущих педагогов к деятельности в условиях поликультурного образования и разработке технологий этого процесса.

Изложение основного материала статьи. В прикладных психолого-педагогических исследованиях достаточно широко обсуждается важность формирования готовности, умения будущих учителей работать в полиэтничной среде. Отмечаются трудности в формировании у будущих педагогов таких умений, как способность к самоопределению в культуре, педагогический такт и соблюдение традиционных национальных норм этикета. Можно сказать, что наименьшей динамике подвергаются глубинные, психологические структуры, или осознание себя включенным в культуру, осознание состояния культуры и отношения к ней. Фактически не происходит актуализации этнического самосознания, не обнаруживает себя этническая идентичность. На наш взгляд, основной причиной указанных трудностей в подготовке будущих учителей являлось недостаточное использование потенциала учебной деятельности. Осуществлялось лишь расширение и углубление знаний об этническом своеобразии, особенностях как своей, так и других культур, что способствует в основном просвещению в этнокультурной области, при этом практически не затрагивались личностные структуры.

Этническая идентичность, в силу своей природы, может по - разному стимулировать социальное поведение. При межнациональном общении в полиэтничной среде, потенциал идентичности выше, чем в мононациональной, но не всегда реализуется. При этом в силу глубинности, значимости этнического знания и его иррациональной природы, этническая идентичность подвержена стихийной, нерегулируемой динамике и обладает сильнейшим эмоциональным потенциалом. Результатом актуализации может быть как пробуждение интереса к истории, особенностям своей и других культур, так и националистические настроения, и межнациональные конфликты. Кроме того, процесс актуализации этнической идентичности и вне межэтнических контактов в силу механизма ее формирования (в результате сравнения, противопоставления, идентификации) может сопровождаться усилением этноцентрических тенденций, явлениями межэтнической интолерантности.

Проанализированные выше положительные и отрицательные стороны актуализации этнической идентичности ставят задачу регулирования этого процесса в учебной деятельности, или создания условий, способствующих проявлению положительных и предупреждению негативных последствий. Необходимо отметить, что учебная деятельность, как в рамках вузовского, так и школьного обучения, обладает значительным потенциалом и технологиями формирования, актуализации этнического, гражданского, и в целом, духовно-нравственного самосознания формирующейся личности [8].

Эмпирическое исследование, направленное на достижение этих задач было организовано нами в рамках учебной деятельности со студентами Воронежского педагогического университета и Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института. Экспериментальная группа составила 270 человек (150 чел. - на первом этапе и 120 чел. - на втором), студентов младших курсов, различных факультетов. Преобладающее число испытуемых отнесло себя к русской национальности, что объясняется этнодемографической спецификой регионов. В качестве конкретных условий были выбраны лекционно-семинарские занятия по курсу «Этнопсихологя» и «Психология межнационального общения», разработанные автором и содержательно адекватные проблеме. Содержание этих курсов позволило нам смоделировать не столько ситуацию межэтнических контактов, сколько ситуацию межкультурного сравнения и противопоставления.

Стратегия обучения, направленная на актуализацию этнической идентичности заключалась, прежде всего, в том, что в рамках учебного процесса создавались условия, которые позволяли студенту последовательно пройти путь от приобретения этнокультурных знаний к осознанию их личностной значимости и, далее, к формированию потребности в их дальнейшем углублении. Регулирование ситуации межкультурного сравнения и, как его продолжения, - противопоставления, достигалось с помощью организации содержательной стороны учебных дисциплин, которая позволила избежать антагонистического, этноцентристского противопоставления познавательных структур «Мы» - «Они». Содержательная сторона учебных курсов выстраивалась в соответствии с этапами и механизмом формирования этнической идентичности: логика изложения шла от анализа особенностей национального характера, привычек, особенностей различных культур с исследованием их глубинных исторических детерминант, к анализу особенностей русской культуры, также с уточнением исторических и религиозных детерминант, и затем, в рамках семинарских занятий осуществлялось «погружение» или переход на уровень этнокультурного «Я». Такая стратегия соответствует стратегии формирования этнической идентичности в онтогенезе: известно, что вначале в сознании формируется представление о «других» или образ «Они», затем в результате сравнения и противопоставления появляется представление о своей общности или чувство «Мы» и далее происходит идентификация или формируется этнокультурное «Я» [9, 11].

В результате созданных условий в процессе учебной деятельности были достигнуты значительные изменения в осознании студентами важности этнокультурных проблем. При этом студенты констатировали расширение сферы самосознания и эмоциональную значимость этнокультурного знания, как о других культурах, так и о себе, а так же демонстрировали установки на межэтническое общение на основе равноправного партнерства. В частности, если в начале исследования этноним (как показатель актуализированной этнической идентичности), или самоназвание «Я - русский» встречался только у 7,5% студентов экспериментальной группы (диагностика проводилась с помощью методики Куна-Макпартленда), то при повторном опросе этноним был обнаружен у 33,8% студентов. При этом, студенты обнаружили также гражданскую идентичность: у 11,2% (при первоначальных 5,5%) опрошенных студентов встречались ответы «Я - россиянин» или «Я - гражданин России». Но, динамика этнической идентичности и степень преемственности образов «Мы» и «Я» оказалась меньшей по сравнению с ожидаемой, что объясняется на

наш взгляд недостаточностью создаваемых нами условий. Недостаточны были условия для процессов глубокой рефлексии или самопознания. Студенты анализировали в большей степени такие категории, как «Они» и «Мы», в результате чего была достигнута большая завершенность этих образов. В меньшей степени студенты анализировали категорию «Я - как представитель культуры», в результате чего не произошло полной актуализации этого образа. Если определять условия, которые мы вводили для актуализации этнической идентичности как обучающую программу, то по классификации Л.Колса, активно разрабатывающего в США обучающие программы для подготовки индивидов к межгрупповому, межкультурному взаимодействию, она относится к типу «Просвещение», цель которой - приобретение знаний как о своей, так и других культурах. Эффективность такой программы не очень высока, т.к. она строится на абстрактном знании и на пассивной форме обучения. Более эффективной формой, по мнению, например, Г.Триандиса [14] и ряда отечественных ученых, является тренинговая [1, 2, 4, 10, 13].

Поиск условий, необходимых для более эффективной актуализации этнической идентичности и этнокультурного «Я», привел к выводу о больших возможностях в этом плане интерактивных техник учебной деятельности, в рамках которых возможно реализовать достаточно широкий диапазон воздействий. На втором этапе нашего исследования была разработана и внедрена в учебный процесс совместно с И.Ю. Кадацких [3] комплексная обучающая программа «Этнический мир человека», включающая в себя наряду с лекционными и семинарско-практическими занятиями, тренинговую серию, в частности «Тренинг личностного роста», семинар-тренинг «Основы коммуникативной компетентности» и этнокультурный тренинг. Такая последовательность обусловлена описанной выше и апробированной стратегией учебной деятельности, в рамках которой моделировался естественный механизм формирования этнической идентичности, позволяющий предупредить явления этнокультурной интолерантности, этноцентризма, ксенофобии. На наш взгляд, для актуализации этнокультурного «Я» необходимо в большей степени создавать на практических и семинарских занятиях проблемные ситуации, требующие глубокого самоанализа, конфликта выбора, борьбы мотивов, которые бы способствовали разрушению старых стереотипов и позволяли по новому взглянуть на себя. Необходимость этого подтверждается фактами корреляции актуализированной этнической идентичности на уровне личностного «Я» у части студентов с более активной социальной, гражданской позицией, с общественно направленными ценностями.

В данных моделях обучения важным является положение о том, что сталкиваясь с другими ценностями, обычаями, культурой, человек лучше познает и понимает самого себя. Непременным условием для этого, как мы уже указывали выше, мы считаем достаточно высокий уровень личностного роста и навык рефлексии.

Повторное исследование, по завершении обучающей программы, особенностей выраженности этнонима (самоназвания «Я - русский) с помощью методики Куна - Макпартленда выявило, что среди студентов экспериментальной группы, 67% обнаружили этноним в структуре самосознания (в начале реализации программы - 8,5%). В контрольной группе динамика этнического самосознания произошла в меньшей степени - лишь 13,5% студентов указали свою этническую принадлежность при повторной диагностике.

Данные, полученные в ходе диагностики, подтвердили тенденцию к формированию положительного, целостного образа «Мы - русские», «Я - русский». В сочинениях на тему «Я и Россия», которые дополнительно, после проведения тренинговой серии, писали студенты, преобладающими стали высказывания по поводу того, что «этническая проблематика стала по-настоящему актуальной, интересной», о том, что «впервые осознал себя русским и испытал чувство гордости», а также «все нации, народы, этносы имеют право на самоопределение, все равны» и т.д. «Интересно познавать себя», «Я как русский человек испытываю чувство гордости за свой народ», «Я - русская в душе, я - христианка», «Я - патриот своей страны». Многие отметили, что у России сейчас «белая полоса», «есть чем гордиться в настоящем -достижениями в спорте, науке», «мы - самые передовые». Также возлагаются большие надежды на будущее - «Россия вернет себе былое величие». Качественный анализ сочинений показал, что студенты испытывают чувство гордости за свой народ, его победы, достижения и открытия, богатство культуры, русской души, духовность. Опрошенные студенты считают себя ответственными за будущее страны, своих детей, за возрождение и сохранение лучших традиций этноса. «От меня зависит, где мы будем жить завтра», «Я буду прилагать усилия, чтобы Россия вновь стала непобедимой и великой страной» - эти цитаты, свидетельствуют о тенденции к выработке активной гражданской позиции.

Выводы. Таким образом, результатом нашей экспериментальной работы стала актуализация этнической идентичности, этнокультурного «Я» и, в целом, личностный рост студентов. Признаками актуализации этнокультурного «Я» в структуре самосознания личности студенческой молодежи явилось усиление его положительной направленности, что проявилось в увеличении частоты появления этнонима, в уточнении автостереотипа (увеличении положительных и снижении доли противоречивых стереотипов). Студенты обнаружили более высокую степень совпадений этнокультурных характеристик на уровне «Мы - образа» и «Я - образа», а также усиление способности к их рефлексии.

На основании эмпирического исследования можно констатировать общую закономерность: наименее поддающимся регулируемому воздействию является уровень этнокультурного «Я». У почти половины выборки не произошло слияния этнокультурного «Мы» и этнокультурного «Я», что, в принципе, характеризует состояние этноса, и говорит о том, что значительная часть испытуемых студентов не интегрирована в национальную культуру и не чувствует на индивидуальном уровне ответственности за ее состояние.

Полученные результаты исследования подтверждают важность дальнейшего изучения регулирования процесса актуализации этнического самосознания, идентичности и этнокультурного «Я» студентов в целом и студентов - будущих педагогов; показывают приоритетные направления, например, обращение студентов (через формирование у них этнокультурного «Я») к современной культурно-исторической ситуации в России, осознанию своих возможностей в ее изменении и ответственности за сохранение культурной самобытности и передачу культурного наследия подрастающему поколению.

Организованная в соответствии с определенной стратегией учебная деятельность в вузе располагает значительными мобилизационными возможностями в реализации этих приоритетных проектов.

Литература:

1. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе: учебное пособие. - М.: Издательство Института психотерапии, 2008. - 144 с.

2. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб.: Речь, 2005. - 283 с.

3. Кадацких И.Ю., Степанова Г.С. Особенности этнокультурного «Я» в структуре самосознания формирующейся личности. - Воронеж, 2010. - 178 с.

4. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. - Часть 1. - М.: Ось-89, 2006. - 112 с.

5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. - М., 2009. - 408 с.

6. Матвеев А.В. Мобилизация русской идентичности в конце XIX - начале XX веков: на материалах Вологодской губернии: автореферат дисс. кандидата исторических наук. - Москва, 2011.

7. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе // Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М., 1995. - 140 с.

8. Пушкина Т.Ф. Нравственные ориентиры гражданского становления личности школьника / Пушкина Т.Ф., Паршина Ю.В., Кретова М. А // Известия ВГПУ. - 2017. - № 4 (277). - С. 236-239.

9. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. - Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.

10. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2004. - 208 с.

11. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982. - №1. - С. 80-88.

12. Степанова Г.С. Отражение этнокультурных установок учителей в самосознании старшеклассников // Акмеология. - 2011. - № 3. - С. 203-206.

13. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. - СПб.: Речь, 2006. - 229 с.

14. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов // Т.Г. Стефаненко, В.И Шлягина. Методы этнопсихологического исследования. - МГУ, 1999. - 320 с.

Психология

УДК 159.9 (075)

кандидат психологических наук Фоминых Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕФОРМАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТОПА

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена анализу индивидуального хронотопа личности. Систематизированы основные факторы деформации индивидуального хронотопа: дефицитарность / нарушение взаимодействия в совмещенной психологической системе («мать-дитя»); психическая травматизация, кумулятивный эффект микротравм; расширение информационного пространства и пространства межличностных контактов.

Ключевые слова: хронотоп, деформации, факторы, интерперсональный, пространственно-временной.

Annotation. The article is devoted to the analysis of individual chronotope of personality. Systematized the main factors of deformation of individual chronotope: the deficiency of the \ violation of the psychological interaction in a combined system ("mother-child"); mental trauma, the cumulative effect of minor wounds; the expansion of information space and space of interpersonal contacts.

Keywords: chronotope, deformation, factors, interpersonal, space-time.

Введение. Интенсивная информатизация современного общества, условия социальной неопределенности предоставляют многообразие альтернатив и возможностей для выстраивания жизненных траекторий, что актуализирует научный интерес к проблеме темпорально-топологических (хронотопических) основ жизненного пути личности. Хронотопические аспекты лежат в основе развития и функционирования личности, обеспечивают уникальность, неповторимость и непрерывность ее жизненной истории посредством соединения дискретных событий прошлого, настоящего и будущего в единую ось. Хронотоп является структурой, которая позволяет не только адаптироваться личности к условиям социальной реальности, но и повышать эффективность собственных поведенческих стратегий в данном процессе, наращивать ресурсный потенциал. Увеличение дезадаптивных и деструктивных личностных феноменов в современном обществе обусловливает необходимость анализа факторов деформации и дисфункции хронотопа.

Учитывая и признавая важность социально-психологического механизма в развитии психологических феноменов (в том числе и хронотопа), в фокусе настоящей статьи - интерперсональные факторы, способствующие деформации индивидуального хронотопа личности. Достижение данной цели предусматривает рассмотрение концептуальных теоретических положений по проблеме развития индивидуального хронотопа; систематизацию факторов деформации индивидуального хронотопа, продуцируемых системой межличностных отношений личности (интерперсональных факторов).

Изложение основного материала статьи. Способность личности выстраивать индивидуальный пространственно-временной континуум является генетически обусловленной. Соответственно, ее полноценное становление и функционирование определяется в первую очередь сохранностью нейрофизиологических механизмов антиципации (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.Вунд, П.К. Анохин и др.). В дальнейшем онтогенез и этиопатогенез рассматриваемого конструкта протекает при непосредственном воздействии социального контекста, который в процессе интериоризации создает ценностно-смысловой фундамент бытия личности (Л.С. Выготский, 2005). Данная позиция прослеживается у Е.В. Некрасовой [8], которая определяет хронотоп как динамичное и подвижное ценностно-смысловое пространство, возникающее в активности индивида, взаимодействующего со средой. Из непрерывного потока жизненных событий и ситуаций в качестве востребованных и необходимых остаются лишь те, которые стали своеобразными персональными «уроками» для личности, заложили смысловые основы, используемые на последующих этапах жизни (А.Н. Леонтьев, 1975).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.