УДК 373.2.0356
Педагогическое условие развития этнической самоидентификации детей дошкольного возраста
О. И. Михалева
Феномен формирования этнической самоидентификации имеет прямое отношение к ходу развития деятельности и общения человека, связанное с выбором значимых референтов этнокультурной среды. Формирование этнической идентичности обусловлено приобщением к этнокультурным ценностям через развитие адекватного эмоционального отношения к ним. Культурные образцы, усваиваемые ребенком, — не только источник, но и результат развития. Поэтому основная проблема в создании педагогических условий — поиск значимых образов в содержании образования детско-взрослых сообществ, способных задавать ценностные ориентации, обуславливающие формирование этнической самоидентификации.
Ethnic self-identification forming phenomenon has a direct relation to the process of activity and human relations, connected with a choice of significant reviewers of ethnocultural environment. The formation of ethnic identity is caused by familiarizing with ethnocultural values through formation of the adequate emotional relation to them. Cultural samples acquired by the child are not just a source, but a result of development. Therefore, the main problem in upbringing (education) the child is the search of significant images, capable to set valuable orientations.
Ключевые слова: этническая идентификация, этнос, мир ребенка, школа.
Россия — страна многонациональная, предполагающая поликультурный, вариативный характер образования. На современном этапе развития человеческого общества наблюдается скрытая и явная ассимиляция этнических культур. В этой ситуации необходимо по-иному осмыслить роль и значение национальных образовательных учреждений, нацеленных на сохранение и воспроизводство самобытности этнической культуры. Изменения социально-экономических и культурных условий порождают потребность в разработке современной модели этнического образовательного учреждения, способного обеспечивать детям вхождение в поликультурную среду с положительной этнической самоидентификацией. Потому как положительная этническая самоидентификация — основа гармонизации отношений с окружающим миром. Для конструирования целей педагогического процесса, направленного на формирование этнической самоидентификации детей старшего дошкольного возраста, уточнена сущность понятия «этническая идентичность».
В философских исследованиях понятие «этническая идентичность» рассматривается исходя из его сущностных характеристик наряду с проблемами, связанными с историческими формами общности людей.
Психологические исследования рассматривают этническую идентичность как совокупность когнитивных, эмоционально-оценочных, поведенческих установок личности, связанных с осознанием своей этнической принадлежности. Этническая идентичность представляется как отдельный компонент в самосознании, как часть образа «Я» личности (В.С.Мерлин, В.С.Мухина, В.В.Столин, И.И.Чеснокова).
Продуктивным для исследования проблемы этнической самоидентификации является определение В.Ю.Хо -тинец о том, что этническая идентичность — это когни-тивно-мотивационное ядро этнического самосознания, содержащее в себе слой бессознательного, и рассматривается как осознание себя представителем определенной
этнической группы, наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. Этносоциальные представления членов этнической группы составляют его главное содержание и выражаются в мифах, легендах, сказках, в обыденных формах мышления, которые отличаются универсальностью, устойчивостью, межпоколенной преемственностью. Развитие этнической идентичности является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека, так как на его основе идет выработка внутренней культуры, ценностных ориентиров. Этническая идентичность и как процесс, и как структура формируется в ходе развития деятельности и общения человека. Многие исследователи рассматривают язык как важнейший фактор формирования этнической идентичности (В.Вундт, М.Лацарус, Г.Штейнталь, из отечественных — А.Г.Агаев, Л.Н.Гумилев, А.А.По-тебня, Ж.Уталиева). Этническая идентичность, в свою очередь, является одним из показателей психической зрелости человека, т.е. является общепсихологической характеристикой. Первым и наиболее важным является этническая самоидентификация, как процесс самосравнения, с выявлением либо консолидирующих, либо дифференцирующих качеств. Этническая идентичность выступает как итог, результат процесса идентификации со значимыми для нее объектами.
Проблема развития этнической идентичности в процессе онтогенеза рассмотрена в прикладных исследованиях И.А. Снежковой и О.Н.Юденко. В этих исследованиях рассматриваются: выявление самого раннего возраста, в котором фиксируется этническая идентичность; этапы ее развития; а также факторы, влияющие на формирование этнической идентичности. Согласно И.А. Снежковой и О.Н.Юденко, первые неустойчивые и изменчивые проявления этнической идентичности наблюдаются в дошкольном возрасте. Авторы выделяют три основных этапа формирования этнической идентичности: младший (5—10), подростковый (11—15) и старший школьный
МИХАЛЕВА Ольга Иннокентьевна — к.п.н., доцент кафедры ДиНО ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия». 30 - Наука и образование, 2009, №2 -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
возраст (16—17). Во многих исследованиях основными определителями этнической идентичности являются этноним, язык, общность происхождения, этническая территория, внешность и т.д. Основными факторами выступают этнокультурная среда, ценности и образ жизни, стереотипы поведения этноса. Этническая идентичность в дошкольном возрасте может рассматриваться как компонент образа «Я», выражающийся в употреблении этнонима, элементарном осознании принадлежности к этнической общности, эмоционально-ценностном отношении к себе и другим, основанный на представлениях о культурно-духовных ценностях этноса. Идентификация личности связана со значимыми для нее объектами, референтами. «Среда жизнедеятельности формирует личность не сама по себе — возможности ее воздействия обеспечиваются наличием в ней смысловых и ценностных конструктов, субъективно воспринимаемых личностью в качестве значимых» [5, с. 188]. Человек, взаимодействуя со средой, выбирает для себя значимые образы — референты, которые становятся основой духовного становления, и именно идентификация обеспечивает этот рост. Поэтому в воспитании основной проблемой является поиск значимых образов (референтов), способных задавать ценностные ориентации. На наш взгляд, наиболее значимые для определенного этноса образы заложены в его устном творчестве. Механизм идентификации «запускается» в дошкольном возрасте наличием того или иного яркого, привлекательного образа, отвечающего доминирующей ценности. Такой образ может быть реальным (например, какой-то человек) или условным, даже вымышленным (персонаж сказки, рассказа).
Таким образом, формирование этнической идентичности обусловлено приобщением к этнокультурным ценностям через формирование адекватного эмоционального отношения к ним. И поэтому зависит от степени освоения человеком культуры своего этноса, процесса социализации и инкультурации.
Социокультурные, расово-биологические и ланд-шафтно-климатические элементы внутренней и внешней среды человека обладают этнической функцией — интегрирующей или дифференцирующей его с тем или иным этносом или этнической системой (Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев, из зарубежных — О.Шпенглер, А.Тойнби, Й.Хейзинга). Каждый этнос имеет собственную внутреннюю, практически неповторимую структуру и стереотип поведения. Этническая самоидентификация — свойство не особи, а этнического коллектива, который передается ребенку путем «сигнальной наследственности, т.е. традиции» (Л.Н.Гумилев, Н.И.Бугаев). В психическом развитии человека можно выделить определенные стадии его отношения к этнокультурной и природной среде. Выделяют три стадии: 1) сказочно-мифологическая; 2) религиозно-этическая; 3) технотронно-сциентистская (А.В.Сухарев).
Когда ребенок лишается сказочно-таинственных отношений с миром, где он родился и растет, происходит этнофункциональное нарушение последовательности стадий психического развития, считают многие исследователи. Эти дети, фактически оторванные от природной и этнокультурной реальности и полностью погруженные в «иной мир» соответствующих мировоззренческих и поведенческих стереотипов, теряют тот фундамент, который является основой для дальнейшего развития пси-
ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ...
хики. В этих субкультурах индивиды подчас полностью перенимают образ мышления, быт, одежду, язык, верования, тип питания и другие признаки, соответствующие усвоенным им взглядам (маргиналы). Такое широкое и углубленное усвоение иноэтничных субкультур стало возможно в наше время, в период динамичного развития средств массовой информации и коммуникации (А.В.Сухарев). Они зачастую являются как раз тем, что Л.Н.Гумилев [4, с. 9] называл «антисистемами» по отношению к конкретной этнокультурной и природной среде, которые «могут оказывать разрушающее воздействие, как на психику, так и на общество, и даже на Ландшафт и Климат в целом».
М.В.Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» отмечает, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ, в стереотипах поведения людей. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность. Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивая и активно включаясь в культурно-предметную и природную среду. М.В.Осорина выделяет 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: 1) влияние «взрослой» культуры; 2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; 3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей.
Детская субкультура определяется как созданное человеческим обществом для детей и детьми смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, «осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития». Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. В современном мире на формирование общечеловеческих ценностей в дошкольном возрасте большое влияние оказывает зарубежная культура через средства массовой информации, телевидение и игрушки. Разрушается живая связь между поколениями, еще в младенчестве проектируется линия разлома между «отцами» и «детьми», при этом теряются основы для формирования компонентов этнической идентичности.
Методологической основой в разработке модели этнокультурологического дошкольного образовательного учреждения явились философские, психолого-педагогические теории и положения:
— культура как фактор развития личности, теория культурно-исторического развития сознания (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев);
МИХАЛЕВА
— интериоризация ценностей культуры в ценностную структуру личности (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович);
— модели социальной, этнической идентификации личности (Г.Н.Волков, Б.А.Вяткин, Л.М.Дробижева, А.Г.Новиков, Г.Тэджфел, Дж. Тернер, К.Д.Уткин, В.Ю.Хо -тинец, А.П.Оконешникова);
— система референтации как важнейший механизм личностного становления (Н.А.Бердяев, А.С.Запесоцкий, И.А.Ильин);
— закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
— особенности воздействия народной сказки на развитие личности (Г.Н.Волков, А.В.Запорожец, А.В.Сухарев, А.Е.Кулаковский, В.Я.Пропп, А.П.Усова, Г.УЭргис).
Этнокультурологическая модель ДОУ представлена следующими компонентами — см. схему.
В детско-взрослых сообществах выделены следующие направления работы:
1. Знакомство с материальными и духовными ценностями этноса;
2. Специфические способы жизнедеятельности этноса;
3. Процесс творческой самореализации личности.
При организации работы сообществ соблюдаются
принципы:
— Учет личного опыта, знаний, способностей, интересов не только детей, но и воспитателя.
— Принцип свободы и дисциплины.
— Открытость образовательного пространства (в детско-взрослых сообществах занимаются дети дошкольного, школьного возраста, воспитатели, родители, учителя, жители наслега).
— Целостное восприятие ребенком окружающего мира.
Ребенок развивается в свободном образовательном пространстве в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. У ребенка в раннем возрасте нет никаких социальных иллюзий и стереотипов, он воспринимает мир натурально, как порядок вещей. И, органично присваивая его, столь же органично «упорядочивается» сам. На протяжении всей жизни человека (как путешествия его культурного «Я» в поликультурном простран-
стве большой Культуры) (А.М.Лобок) происходит диалог внутреннего мира человека с внешним миром. Только так формируется индивидуальная шкала ценностей, возникают собственные ценностные ориентиры, «текстуально» совпадающие с коллективными. Только предоставляя ребенку возможность действовать, можно способствовать его развитию. Развивается деятельность ребенка — развивается сам ребенок. Средством развития и воспитания выступают этнопедагогические образцы отношений: «человек—природа», «человек—человек». Народная мудрость саха, накопленная тысячелетней предысторией сложения собственной культуры, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обусловила единый облик и дух национальной философии. Философия саха всем своим существом и всей сутью возвеличивает человека, помогая ему найти свою духовную нишу в меняющемся мире. Самосознающая личность, прежде всего, создает условие для собственного бытия, для положительных действий и деяний во имя и для блага человека. Многовековое развитие народа саха определило принципы и методы воспитания детей, самобытные взгляды на особенности развития и становления человека «киЬилии-кики». Устное народное творчество, национальные игры, прикладное творчество, связь с природой, традициями и обычаями предков — источники содержания образования детей.
Дети в сообществах занимаются по выбору различной специфической для них деятельностью. Содержание образования определяют участники этих сообществ, исходя из интересов детей к народному устному творчеству, прикладному искусству, национальным играм, песням и танцам.
Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими (продуктивными). Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эль-конин и др.).
Культурные образцы, которые усваивает ребенок, по мнению А.В. Запорожца, являются не источником, а результатом развития. Начало же психического развития ребенка лежит в овладении смыслом собственных действий. Осмысленное действие невозможно в абстрактном пространстве, в некотором человеческом вакууме. Оно возникает в процессе живого сопереживания ребенка другому человеку. Педагог в этой модели ДОУ — составитель собственной программы проекта деятельности, имеющий собственный опыт и способ взаимодействия с культурой, обладающий рефлексивным управлением развития совместной деятельности с ребенком.
В каждом детско-взрослом сообществе дети сами определяют правило поведения в нем. Они определяют свои общие правила и учатся жить соответственно им. Это начало нормотворчества, ответственности личности. Дисциплина в свободе — важный принцип, который предполагает самостоятельность детей. Поэтому ребенок самостоятелен и свободен в выборе деятельности в сообществах по своему интересу и потребностям. Без свободы личности невозможно
УЧИТЕЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В ПРОЦЕССЕ Ф
воспитать человека, способного к самоорганизации, саморазвитию.
Таким образом, через создание этнокультурологиче-ской модели ДОУ, как свободного образовательного пространства детско-взрослых сообществ, решаются циви-лизационные задачи этноса по интеграции в российскую, а затем в мировую поликультурную среду.
Проблемы этнических образовательных учреждений требуют дальнейшей серьезной теоретической и практической разработки.
Литература
1. Александренков Э.З. Этническое самосознание или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. — 1996. — №3. — С. 13—23.
2. Бугаев Н.И. Национальное своеобразие поэтического
'МИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
творчества (на примере якутской поэзии). — Якутск: Бичик, 2002. — С. 112.
3. Вяткин В.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — №5. — С. 69—75.
4. Гумилев Л.Н. О термине «этнос». // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. — Л., 1967. — Вып. 3. — С. 8—10.
5. Запорожец А.В. Избранные псих. труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 316; Т. 2. — С. 296.
6. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. // Советская этнография. — 1982. — №1. — С. 80—88.
7. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально-организованной деятельности / Дисс. к.п.н. — Красноярск, 2000.
УДК 371.135:37.032
Учитель как ключевая фигура в процессе формирования поликультурной компетенции школьников
Н. П. Филатова
В статье описывается роль учителя в процессе формирования поликультурной компетенции школьников в условиях городской национальной политехнической школы для дальнейшей интеграции личности в современную мировую цивилизацию. Личность учителя, его профессионализм способствуют успешному формированию поликультурной компетенции учащихся, т.к. он обучает и воспитывает не только на интеллектуальном (передача знаний), но и на аффективном (эмоциональные связи) и поведенческом уровнях.
The author describes the teacher's role in the forming of students' polycultural competence under the conditions of the city national polytechnic school for their further integration into contemporary world civilization. Personality of a teacher, his professionalism assist to successful forming of students 'polycultural competence, because he teaches and educates children not only on intellectual, but also on affective (emotional) and behavioral levels.
Ключевые слова: поликультурная компетенция, роль учителя, творческая группа, формирование, социализация, активизация, личность, межкультурная коммуникация, толерантность, взаимодействие.
В соответствии с философией образования «одним из составляющих глобального вызова будущего является объективная необходимость единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, взаимопонимание и сотрудничество». Следовательно, эти же идеи должны быть главенствующими и в сфере образования [1]. Исходя из этого, отечественное образование согласно действующей концепции и программе развития, должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции; обеспечить интегрированность личности в современную мировую цивилизацию. Очевидной становится проблема формирования поликультурной компетенции школьников.
Аспекты развития поликультурного мышления личности с опорой на ценности, нормы отечественной и мировой культур рассматриваются в исследованиях А.Ю.Бе-
логурова, Е.П.Белозерцева, В.Л.Бенина, В.В.Розанова и др.; вопросы поликультурного образования и воспитания в социокультурной ситуации нашли отражение в работах Е.В.Бондаревской, Т.Г.Бортниковой, Г.Д.Дмитриева и др. Значительный вклад в осмысление социально-педагогического подхода для формирования поликультурной компетенции вносят исследования В.Г.Бочаровой, М.А.Га-лагузовой, О.В.Гукаленко, Т.А.Панковой и др. Особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном носителе культуры, взаимодействующем с другими культурами и творящем себя в процессе этого взаимодействия.
Вместе с тем превращение научных знаний в практические педагогические технологии требует особой взвешенности подходов. Анализ зарубежного и российского опыта убеждает нас, что в области поликультурного образования могут иметь место два разных подхода.
ФИЛАТОВА Наталия Петровна — школа №2 г. Якутска».
зам. директора по инновационной работе МОУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная - Наука и образование, 2009, №2 --33