_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
Исходя из определения функциональной особенности литературы, необходимо заключить, что литература воспитывает и развивает. В этом видится ее общность с педагогикой и психологией. Бесспорна мысль о гуманистической миссии как педагогики, так и литературы. Объединившись, они создают целостное сочетание знаний с ярко выраженным гуманистическим потенциалом. Объективно существующие общечеловеческие ценности «проникают» в сознание личности через его потребности, чувства, которые, развиваясь и обогащаясь в ходе познавательной деятельности, принимают форму гуманистических ориентаций, убеждений, а последние, в свою очередь, определяют содержание мотивов гуманного поведения. Чем более возвышенный характер носят гуманистические потребности личности, тем выше уровень развития всех остальных компонентов ее гуманистического сознания и поведения, а следовательно, и богаче по своему содержанию в целом ее гуманистическая культура. Таковы, по нашему мнению, контуры идеальной «модели» формирования гуманистической культуры личности.
Гуманистический пафос традиционно свойствен русской литературе, во все времена утверждавшей важность индивидуальных человеческих отношений и общечеловеческих ценностей. В начале XXI века гуманистическое содержание отечественной литературы заметно актуализировалось благодаря творчеству Ю. Мамлеева, Д. Быкова, З. Прилепина и других авторов. При этом литература стремится развивать в человеке подлинную человечность, выражать тревогу за человеческую душу, говорить о том, «как трудно рождалось в человеке человеческое» [1, с. 93].
Литература как вид искусства, сосредоточенный на человеческом микрокосме, становится ключевым фактором формирования гуманистического сознания и гуманистической культуры в целом. Список использованной литературы:
1. Айтматов Ч.Т. Статьи, выступления, диалоги. - М.: АПН, 1988, 402 с.
2. Долинина И.Г., Полякова Н.А. Проблема формирования гуманистической культуры в России в начале XXI века. Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 4.
3. Черкезова М.В. Литература и культура. //Культурная инициатива. М.: 1999, 237 с.
4. Эйнштейн, Альберт. Эйнштейн о мире. - М.: Наука, 1994.
5. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности : Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук: Брянск, 1997, 187 с.
©Полякова Н.А.,2016
Сюрвасева Екатерина Николаевна
Учитель физической культуры МОУ «НОШ №37 г. Сыктывкара» г. Сыктывкар, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматривается влияние скоростно-силовой подготовленности детей младшего школьного возраста на их общее физическое развитие. Показано, что упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств оказывают в разной степени положительное влияние на мальчиков и девочек.
Ключевые слова
Скоростно-силовые способности, развитие, младший школьник, особенности, методы, динамика,
гендерные отличия.
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
Скоростно-силовые способности занимают особое место в развитии двигательных способностей детей, их высокий уровень развития играет значительную роль в достижении результатов по многим видам спорта. Развитие скоростно-силовых способностей влияет на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в спортивных и подвижных играх, при лыжной подготовке, в разных фазах бега на скорость, в прыжках в длину, высоту, с разбега, в метании, в единоборствах и пр.
Целью нашей работы является исследование развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста.
В возрасте младшего школьника происходит интенсивное развитие мышечной системы, это выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Происходит это развитие не само по себе, а в связи с достаточным количеством мышечной работы и движений [3, с. 113].
Для психо-физиологического развития большое значение имеют игры. В процессе игровой деятельности происходит развитие практически всех психических функций и качеств младшего школьника: это острота ощущений и восприятий, оперативная память, внимание, мышление, воображение, волевые качества [1, с. 123].
При развитии быстроты у детей предпочтение отдается естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью может привести к образованию «скоростного барьера» уже в детском возрасте. В связи с этим большую ценность представляют сюжетные подвижные, а в более поздний период и спортивные игры.
Благоприятное время для начала развития скоростно-силовых способностей соответствует возрасту 10
лет.
Для их развития применяют следующие методы: метод строго регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод.
Для контроля скоростно-силовой подготовленности рекомендуются специфические тесты: бег на 30 м, прыжок в длину с места, подъем туловища, челночный бег 3х10м [2, с. 137].
На основе анализа научно-методических литературных источников изучено два теоретических аспекта исследуемой проблемы: анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста в целом и по гендерному отличию, а также методические основы развития скоростно-силовых способностей.
С учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей младших школьников были определены и систематизированы для использования на практике основные средства и методы развития их скоростно-силовых способностей.
Для контроля уровня развития скоростно-силовых способностей были отобраны объективные методы оценки подготовленности и созданы условия для их практического применения.
Была разработана методика скоростно-силовой подготовки младших школьников (4 класс) и экспериментально проверена на практике ее эффективность. Для сравнения были отобраны два класса с «хорошим» уровнем физической подготовленности. За время исследования экспериментальный класс улучшил уровень общей физической подготовленности на 4, 1 усл. ед., а контрольный - на 1,5 усл. ед. Результат девочек экспериментального класса вырос на 5,3 усл. ед., в то время как у контрольного класса он уменьшился на 0,6 усл. ед. У мальчиков экспериментального класса уровень общей физической подготовленности увеличился на 3,0 усл. ед., у контрольного класса - на 2,1 усл. ед.
Предложенная нами методика для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста оказалась статистически достоверно эффективной для девочек (р<0,05) и недостаточно аргументированной для мальчиков (р>0,05).
Было обнаружено, что целенаправленная работа по развитию скоростно-силовых способностей оказывает положительное влияние на общую физическую подготовленность в целом, повышая ее уровень. Анализ каждого теста в отдельности показал убедительную эффективность авторской методики для следующих испытаний: челночный бег 3х10 м, бег на 30 м. При этом результаты в челночном беге выросли
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
на 16,8 усл. ед.; в беге на 30 м - на 6,4 усл. ед. Для остальных подлежащих контролю показателей отмечена тенденциозная положительная динамика.
Список использованной литературы:
1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]: Пособие для учителя / Лях В. И. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.
3. Солодков А. С. Физиология человека [Текст]: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528с.
© Сюрвасева Е.Н., 2016
УДК 37.017.4
Тулегенова Альбина Георгиевна
канд. пед. наук, доцент , Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, РК, РФ E-mail: [email protected]
О НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕЛЯЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ЭТНИЧЕСКИМИ ГРАНЯМИ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые структурные элементы этнической компоненты личности субъектов образовательного процесса. Автор анализирует их влияние на формирование стратегии обучения, показывает роль основных составляющих этнического мира человека в становлении межэтнических контактов учителя и учащихся.
Ключевые слова
Национальное образование, элементы этнической компоненты личности, национальные чувства, национальный характер, этнический стереотип, этническая идентичность.
В настоящее время одной из актуальных проблем гуманитарной сферы образования является проблема развития этнокультурных потребностей граждан России. Источником, условием и средством развития национальной культуры выступает национальное образование, которое призвано решать не только образовательные задачи, но и задачу формирования культуры нравственных отношений, основанных на этнических и общечеловеческих ценностях. Особую актуальность решение этой задачи приобретает в связи с полиэтническим составом российских образовательных учреждений. Мы начинаем понимать, что без пристального внимания к грамотному изучению специфики поведения определенного этноса, знания этнических стереотипов, лежащих в основе социализации подрастающего поколения, невозможно формирование адекватной стратегии деятельности педагога. Отсюда возникает необходимость рассмотреть структурные элементы этнической компоненты личности и их влияние на межэтнические контакты учителя и учащихся.
Широко исследоваться психологические особенности этнических сообществ и их педагогическая практика стали со второй половины XX века. В России появляется ряд научно обоснованных исследований по этнопедагогике, по возрождению национальной школы, по гуманистическим традициям народной педагогики и использованию их в воспитательном процессе. Внимание к этим проблемам было обусловлено,