Bibliography
1. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posobie / pod red. M.V. Bulanovoyj-Toporkovoyj. - Rostov-na-Donu, 2002.
2. Vospitateljnaya rabota so studentami v medicinskikh vuzakh (opiht Rossiyjskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta): ucheb. posobie
dlya prepodavateleyj medicinskikh i farmacevticheskikh vuzov / pod obtheyj red. V.N. Yarihgina. - M., 2005.
3. Pirogov, N.I. Chego mih zhelaem? // Sochineniya: v 2 t. - Kiev, 1910. - T. 1.
4. Medicina - kuljtura - miloserdie: kniga-aljbom. - SPb., 2002.
5. Ushinskiyj, K.D. Izbrannihe trudih: v 4 kn. / sost., vstup. st., primech. i komment. Eh.D. Dneprova. - M., 2005. - Kn. 1: Problemih pedagogiki.
6. Kovalev, V.L. Motivih povedeniya i deyateljnosti. - M., 1988.
7. Kuzjmina, N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. - M., 1990.
8. Averin, V.A. Teoriya i metodika vospitateljnoyj rabotih v medicinskom vuze: ucheb. posobie dlya prepodavateleyj / V.A.. Averin, E.R. Zinkevich,
O.S. Kuljbakh. - SPb., 2011.
9. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. / pod red. V.V. Davihdova, V.P. Zinchenko, A.A. Leontjeva, A.V. Petrovskogo.
- M., 1983. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 01.06.12
УДК 371.035.6
Lazarev A.A. GRAZHDANSVENNOSTI'S FORMATION AND PATRIOTISM AT STUDENTS СПО: ON THE EXAMPLE OF ACTIVITY OF MILITARY AND SPORTS CLUB “PATRIOT”. In this paper there are understanding of the problem of formation of citizenship and patriotism as an example of the military-patriotic club. Also guidelines for the development of civil and patriotic qualities in students are updated in secondary vocational education.
Key words: citizenship, patriotism, students, military-patriotic club
А.А. Лазарев, соискатель ФГБОУ ВПО «АГПИ имени А.П. Гайдара», преподаватель ФГОУ СПО «Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова», г. Арзамас, E -mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СПО: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-СПОРТИВНОГО КЛУБА «ПАТРИОТ»
В работе представлено понимание проблемы формирования гражданственности и патриотизма на примере работы военно-патриотического клуба, актуализированы основы формирования гражданско-патриотических качеств у студенческой молодежи в среднем профессиональном образовании.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм
В современных условиях патриотическое воспитание молодежи и формирование гражданственности приобретает особую актуальность и значимость, так как патриотизм является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Россия XXI века переживает серьёзнейший моральный, духовный и нравственный кризис. Всеобъемлющее влияние запада подорвало весь институт общественной нравственности и гражданского самосознания, а также нивелировала до неузнаваемости принципы отношения людей к обществу, государству, закону, труду и вообще отношения человека к человеку. В последние десятилетия в образовательных учреждениях значительно ослаблена работа по гражданско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи. В условиях экономического кризиса, нестабильной экономической ситуации, наблюдающейся в России, возникают множество проблем: социально-психологическая напряженность, безработица, снижение жизненного уровня у большинства населения, социальное расслоение общества на богатых и бедных. Эти негативные процессы отрицательно влияют на гражданско-патриотическое воспитание молодежи и ведут к усилению социальной напряженности, росту преступности, наркомании и пьянства в молодежной среде. Явно прослеживается тенденция падения престижа военной службы, снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотических ценностей [1].
Развиваясь в таких условиях, личность подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты традиционного национального сознания. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших. Падение на дно асоциальной и аморальной жизни разрушает их психику и систему привычных жизненных ценностей. Ставший ныне модным цинизм и отрицание моральных норм нередко является признаком душевного расстройства или невроза, защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства и отсутствие теплых отношений с кем бы то ни было. Сохранить свое «Я» в ситуации сложного морального выбора очень важно.
Кардинальные перемены в обществе не могли не затронуть такое важное качество любого любящего свою Родину человека, как патриотизм. Превращение России во второразрядную страну нанесло сокрушительный удар по патриотическим чув-
, студенты, военно-спортивный клуб.
ствам населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. Что мы имеем сейчас? Проводя социологический опрос по вопросам патриотизма среди подростков 15-17 летнего возраста в колледже, мы получили плачевную статистику. Из 100 опрошенных молодых людей только 10 считают себя патриотами России. А на вопрос «Хотели бы Вы уехать из своей страны?» - 92 человека дали утвердительный ответ. Молодёжь сегодня потеряла перспективу жизни, всё больше растёт растерянность, тревога, неуверенность в завтрашнем дне и чувство безысходности, обманутости и доминирующие установки жить «одним днём».
Очень большая проблема причин отсутствия чувства патриотизма заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступило поколение начала 90-х годов XX столетия, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями. Это поколение родилось в совершенно другой стране, и оно требует совершенно иных способов формирования и развития морали, нравственности и патриотизма в Российской Федерации. Одним из деятельностных способов является военно-патриотическое и военно-спортивное движение. Военно-патриотическое воспитание обучающихся - это целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций народа, формирования готовности к выполнению задач по защите Отечества и овладения необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками [2, с. 21].
Военно-патриотические клубы - это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Учебная методика военнопатриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы.
Интересен в этом смысле опыт работы Арзамасского Военно-спортивного клуба «Патриот», который располагается на базе Арзамасского политехнического колледжа им. В.А. Новикова
Рис. 1. Направления деятельности военно-спортивного клуба «Патриот»
(Руководитель ВСК «Патриот» - А.Ю. Козлов). Направления деятельности военно-спортивного клуба представлен на рис.1.
Цели и задачи клуба - это воспитание молодежи в духе патриотизма, популяризации военно-прикладных видов спорта, подготовка к службе в рядах Российской армии. Более 500 человек выпущено из клуба «Патриот».
Программа клуба включает в себя следующие направления деятельности: общефизическая подготовка (рукопашный бой и силовые нагрузки); строевая подготовка; стрелковая и тактическая подготовка (занятия в тире и на воздухе с использованием страйкбольного оборудования); парашютная и парапланер-ная подготовка; военная история России; школа выживания (альпинизм, туризм, топография); медицинская подготовка; гражданская оборона [6].
На счету клуба много всероссийских патриотических сборов. Последними и более значимыми являются: межрайонный смотр-конкурс «День допризывника» прошедший на базе Нижегородского военного института инженерных войск города Ксто-во; областной марш-бросок кадетов и участников патриотических клубов Нижегородской области по местам боевой и исторической славы России (Арзамас - Н. Новгород - Москва - Смоленск - Калуга - Ясная Поляна - Тула - Рязань - Коломна -Навашино); VIII Общероссийские Суворовские сборы, посвященные памяти А. Суворова (Владимирская область, Собинский р-н, пос. Ставрово - родина А. Суворова); лыжный переход Н.Нов-город - Псков - Полоцк - Витебск - Смоленск -Вязьма - Москва - Н. Новгород, посвященный 80-летию воздушно-десантных войск, приурочен к 21 годовщине вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана. Лыжный переход проходил по местам дислокаций частей и подразделений ВДВ и героического прошлого; VI Всероссийские Ушаковские военно-патриотические сборы, посвященные 265-летию со дня рождения святого праведного воина Феодора Ушакова, похороненного в Окрестностях Санаксарского Рождество-Богородичного став-ропигиального мужского монастыря, Темниковского района, Республик Мордовия. Благодаря работе клуба его воспитанники посредством военно-полевых сборов приобщаются к патриотическим ценностям и воспитывают в себе чувство гордости и любви к своей Родине. Эта комбинированная интегрированная форма патриотического воспитания молодёжи позволяет в довольно короткий срок поднять планку патриотизма на достойный уровень развития.
В качестве примера рассмотрим VI Всероссийские Ушаковские военно-патриотические сборы, которые проводились в Тем-никовском районе, где в деревне Алексеевка 201 год назад поселился ушедший в отставку прославленный Адмирал Флота Российского Ф.Ф. Ушаков, где после его смерти и причисления к лику святых в Санаксарском монастыре покоятся мощи Святого Праведного воина Феодора Ушакова. День открытия Ушаковских сборов совпал с днем кончины Адмирала Флота Рос-
сийского Ф.Ф. Ушакова, поэтому, прежде всего, участники сборов побывали на службе в Санаксарском монастыре, на экскурсии по обители, где услышали об истории ее создания, о жизни и духовных подвигах великого флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Всем участникам сборов пришлось лично пройти немало серьёзных испытаний на выносливость, мужество и воинскую отвагу и смекалку. Строевая подготовка, разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба на огневом рубеже, силовое многоборье, топографическое ориентирование на местности, метание ножей, медицинская подготовка, перетягивание каната, военно-историческая викторина. Особо отметим полосу препятствий данных сборов - это настоящие спецназовские преграды, включающие в себя массу различных задач. Здесь и так называемые «мышеловка», и «барсучья нора», альпинистский этап, подвесной мост и завалы, метание гранат и переноска раненого. Преодоление полосы препятствий требовало от участников предельной концентрации сил, а результат, показанный на ней, играл решающую роль в командном зачете [6].
Стоит сказать, что сборы проходили в октябре и погодные условия совсем не радовали ребят. Сильный порывистый ветер, пасмурное небо и моросящий дождь заставили бы любого подростка вернуться домой, но только не патриотов своей Родины. Ребята достойно выдержали все испытания и показали хороший результат. Вот впечатления от сборов некоторых их курсантов ВСК «Патриот»: «Мне сборы очень понравились, было тяжело, но в тоже время очень интересно. И кроме того я узнал много интересного о Фёдоре Ушакове» (Иван Б.); «Самое интересное - это полоса препятствий. Здесь множество разных испытаний и их можно пройти, только помогая друг другу. Чувство локтя и понимания, что твой друг тебе поможет в трудную минуту не давали мне расслабиться и потерять свои силы» (Евгений Б.).
В наше время, когда вопрос духовно-нравственного и патриотического воспитания является проблемным, такие сборы нацеливают молодежь на готовность служить Отечеству. Мы все хотим, чтобы наше будущее было мирным и светлым, и нам есть на кого положиться. Наши ребята из Военно-спортивного клуба «Патриот» помнят главную заповедь: «Положи душу за други своя».
В современном развитии России, как никогда необходимо возрождение духовности, нравственности, морали и патриотизма молодёжи, воспитания любви к Отечеству, а также прекращение пропаганды насилия и жестокости. Не случайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», уделяется большое внимание вопросам воспитания гражданского самосознания, «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности» [5, с. 16].
В настоящее время наметилась тенденция роста числа военно-патриотических клубов, действующих под эгидой Русской
православной церкви. Можно с уверенностью предположить, что не только их количество, но и оказываемое на общество влияние будет расти [4].
За русским человеком - великие умы, ратные подвиги предков, могучая и великая культура, и, конечно же, чувство ответ-
Библиографический список
ственности перед Родиной. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. Только с восстановлением патриотического самосознания сможет возродиться Россия.
1. Акутина, С.П. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как социальная проблема современного общества/ Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практич. конф.: в 2 ч. - Арзамас, 2011. - Ч. 1.
2. Баранов, А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование.- 2011. - № 1.
3. Баранов, А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование - 2011. - № 2.
4. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009.
6. Лазарев, А.А. Воспитание гражданского самосознания современной молодёжи через деятельность военно-патриотических клубов // Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практич. конф. / под общ. ред. Т.Т. Щелиной: в 2 ч. - Арзамас, 2011. - Ч. 1.
Bibliography
1. Akutina, S.P. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoyj molodezhi kak socialjnaya problema sovremennogo obthestva/ Pedagogika i psikhologiya razvitiya sovremennogo detstva: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. - Arzamas, 2011. - Ch. 1.
2. Baranov, A.V. Osobennosti sistemih klubnogo voenno-patrioticheskogo vospitaniya molodyozhi // Srednee professionaljnoe obrazovanie.-2011. - № 1.
3. Baranov, A.V. Rolj voenno-patrioticheskikh klubov v dukhovno-nravstvennom vospitanii molodezhi // Srednee professionaljnoe obrazovanie -2011. - № 2.
4. Ippolitova, N.V. Teoriya i praktika podgotovki buduthikh uchiteleyj k patrioticheskomu vospitaniyu uchathikhsya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk.
- Chelyabinsk, 2000.
5. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obthego obrazovaniya: proekt / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M., 2009.
6. Lazarev, A.A. Vospitanie grazhdanskogo samosoznaniya sovremennoyj molodyozhi cherez deyateljnostj voenno-patrioticheskikh klubov // Pedagogika i psikhologiya razvitiya sovremennogo detstva: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / pod obth. red. T.T. Thelinoyj: v 2 ch. - Arzamas, 2011. - Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 03.07.12
УДК 371 «73»
Legenchuk D.V. METHODS OF EXPERIMENTAL WORK IN THE STUDY OF THE CONTINUITY OF PROFESSIONAL EDUCATION. The article considers the content of the methods of experimental work in the study of hereditary multilevel professional education in conditions of the modern Russian education. The author makes analyzes meaningful role and essence of the concrete methods of studying the scientific reality as they developed the concept of continuity of multi-level professional education.
Key words: activity, concept, method, education, training, research experimental work continuity, pedagogical technology, development, process, system, system of education, equipment, technology, training activities.
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. университета, г. Курган, E-mail: [email protected]
МЕТОДЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается содержание методов опытно-экспериментальной работы в изучении преемственного многоуровнего профессионального образования в условиях современного российского образования. Автор анализирует содержательную роль и сущность конкретных методов изучения научной действительности в разработанной им концепции преемственности многоуровнего профессионального образования.
Ключевые слова: деятельность, концепция, метод, образование, обучение, опытно экспериментальная работа преемственность, педагогические технологии, развитие, процесс, система, система образования, средства, технология, учебная деятельность.
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы требуют основания оптимальной продолжительности эксперимента. С этой целью мы проанализировали ряд научных работ и предшествующий опыт проведения аналогичных экспериментов, в которых, как показала последующая практика, сделаны корректные научно-практические выводы. Также мы соотносили цели и задачи нашего исследования с необходимой деятельностью по их реализации.
Проблема выявления эффективности экспериментальной работы связана с проблемой критериев и уровней. В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, когда они должны отражать основные закономерности формирования личности; с их помощью должны устанавливаться связи между всеми
компонентами исследуемой системы, качественные показатели должны выступать в единстве с количественными [1, с. 24].
В процессе опытно-экспериментальной работы нами использовались различные методы научно-педагогического исследования. Их применение было направлено на получение выводов методологического, теоретического и дидактического характера.
Для определения независимых и зависимых переменных в ходе эксперимента использовались следующие методы:
• теоретические (историко-логический; индукция и дедукция);
• теоретический - анализ и синтез; обобщение и сравнение;
• опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик);