Научная статья на тему 'Формирование гражданской культуры студентов в условиях новой информационно-коммуникационной среды педвуза'

Формирование гражданской культуры студентов в условиях новой информационно-коммуникационной среды педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА ПЕДВУЗА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / CIVIL CULTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL MATERIAL / SOCIAL INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанов Э. С.

Рассматривается некоторые аспекты новой информационно-коммуникационной среды педвуза в формировании гражданской культуры студентов, где важное место занимает авторский электронный учебно-методический материал по курсу «Социальная информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE NEW INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY

It is considered some aspects of the new information and communication environment of teacher training University in formation of civil culture of students where the important place is taken by an author's electronic educational and methodical material at the rate “Social Informatics”.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской культуры студентов в условиях новой информационно-коммуникационной среды педвуза»

Сопоставим вышеперечисленные положения теории систем связана с практикой. Что касается диахронической последова-

с конструированием лингвистических дисциплин и увидим по- тельности потока, то здесь, казалось бы, знание следует за язы-

тенциал восприятия теоретической лингвистической дисципли- ком, а практика за теорией, но на деле оказывается сложнее.

ны, сконструированной традиционным способом и преподавае- Поэтому в преподавании руководствуются принципами изложе-

мой в азиатско-российском вузе при неполном сходстве евро- ния в соответствии со степенью изученности предмета в тот или

пейской и азиатской систем координат, которые различны лишь иной момент времени. Если рассматривать классическое пред-

в направлении движения знаков. ставление о лингвистике как о науке, которая занимается язы-

Соответственно, совокупность будет представлена соб- ковыми вопросами, то и язык, и теоретическое знание о языке

ственно языком и знанием о языке. В виде массива подобные будут непосредственными частями лингвистического знания. элементы могут быть выражены как взаимосвязанные друг с Обращение к теории систем позволяет нам увидеть и свя-

другом объекты: знания о языке выражены языком, а структуру зи, которые возникают при взаимодействии элементов. Эти свя-

языка может пояснить знание о языке, точно так же, как теория зи должны быть направлены, в первую очередь, на потребителя

знания и языка, на которого и ориентировано современное образование, то есть мы можем говорить о том, что потенциаль-

ное взаимодействие элементов совокупности в данном случае становится первостепенным, поскольку потребление информации должно оказывать воздействие на элементы окружающей действительности, на которое и направлена компетентностная институализация субъекта.

Компетентностная институализация обучающегося в азиатско-российском вузе предполагает совершенствование его навыков в индивидуализации и описании объекта теоретического осмысления, т.е. фактического помещения теоретического паттерна в категорийное пространство и выделения набора некоторых категорий, в пределах изменения которых, согласно переложению логики Книги Перемен А. Нестеровым, определяются свойства объекта.

Цель категорийного освоения теоретического паттерна -наблюдение изменения представления объекта через более простые объекты и компоненты, которые рассматриваются как свойства, выраженные элементарными носителями этих свойств. Разложение объекта на более простые категорийные объекты трактуется в качестве представления объекта в частной системе координат некоторого категорийного пространства - пространства категорийной Вселенной, Вселенной, конструируемой теоретическим мышлением обучающегося в азиатско-российском университете.

Библиографический список

1. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype .Jonathan Winterton Franaoise Delamare -26 January 2005 [Э/р]. - Р/д: http://www.ecotec.com/europianinventory/publications/method.CEDE.FOP.typology

2. Нестеров, А.В. Парадоксальная логика. Книга перемен. - М., 2010.

3. Системы менеджмента качества. - М., 2008

4. Крушинский, А.А. Логика Ицзина: дедукция в древнем Китае. - М. 1999.

5. Анисов, А.М. Генетический метод построения теории // Credo: теоретический журнал [Э/р]. - Р/д: http// credonew/ru/

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

7. Берталанфи, Л. Общая теория систем - критический обзор (L. von Bertalanffy, General System Theory - A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962.

Bibliography

1. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype .Jonathan Winterton Francoise Delamare -26 January 2005 [Eh/r]. - R/d: http://www.ecotec.com/europianinventory/publications/method.CEDE.FOP.typology

2. Nesterov, A.V Paradoksaljnaya logika. Kniga peremen. - M., 2010.

3. Sistemih menedzhmenta kachestva. - M., 2008

4. Krushinskiyj, A.A. Logika Iczina: dedukciya v drevnem Kitae. - M. 1999.

5. Anisov, A.M. Geneticheskiyj metod postroeniya teorii // Credo: teoreticheskiyj zhurnal [Eh/r]. - R/d: http// credonew/ru/

6. Davihdov, V.V. Teoriya razvivayuthego obucheniya. - M., 1996.

7. Bertalanfi, L. Obthaya teoriya sistem - kriticheskiyj obzor (L. von Bertalanffy, General System Theory - A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962.

Статья поступила в редакцию 14.05.13

УДК 378

Sultanov E.S. FORMATION OF CIVIL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE NEW INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY. Summary. It is considered some aspects of the new information and communication environment of teacher training University in formation of civil culture of students where the important place is taken by an author's electronic educational and methodical material at the rate “Social Informatics”.

Key words: civil culture, information and communication environment of teacher training University, electronic educational and methodical material, social informatics.

Э.С. Султанов, канд. пед. наук, доц., директор Дербентского филиала ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Рис. 1. Категорийное пространство для объекта лингвистической теории, усваиваемой обучающимся в азиатско-российском университете

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПЕДВУЗА

Рассматривается некоторые аспекты новой информационно-коммуникационной среды педвуза в формировании гражданской культуры студентов, где важное место занимает авторский электронный учебно-методический материал по курсу «Социальная информатика».

Ключевые слова: гражданская культура, информационно-коммуникационная среда педвуза, электронный учебно-методический материал, социальная информатика.

Проблема формирования гражданской культуры актуальна в России, потому что реально существует многообразие политических взглядов и позиций, палитра общественных партий и движений, пропагандирующих разные установки на взаимодействие граждан с властью и между собой. Это приводит к социальной и этнической разобщенности в российском обществе, нередко перерастающей в конфликты на местном уровне. Это негативно сказывается на решении общезначимых проблем, в том числе, в области образования, социального обеспечения и оздоровления студенческой молодежи. Студенчество является сегодня той социально - возрастной группой, которая в значительной степени страдает от социальной и экономической нестабильности, но она же может стать силой, способной обеспечить стабилизацию и развитие во всех сферах жизнедеятельности социума. Важно помочь обучаемым самоопределиться, утвердиться в гражданских позициях и обеспечить на этой основе их участие в общественно-политических процессах.

По данным нашего опроса большинство студентов вузов г. Дербента более всего беспокоит потеря уверенности в завтрашнем дне, вызванная процессами социальной нестабильности. С другой стороны, на вопрос способно ли студенчество возродить Республику Дагестан и город Дербент, 73,6% из опрошенных отвечают положительно, и только 12% полностью отрицают эту возможность. Таким образом, студенты рассматривают себя силой, способной осуществлять положительные социальные преобразования на региональном и муниципальном уровнях.

Подавляющее число студентов (91,7%) желает объединиться в общественные молодежные организации. На вопрос, «Какие молодежные организации нужны студентам, прежде всего?» на первое место вышли экономические и социальные фонды поддержки обучающейся молодежи, на второе место - организации досуговой направленности (31,6%). Молодежным профсоюзным объединениям предпочтения отдали - 14,6%, а политическим молодежным союзам (комсомол и др.)- всего 6,3% студентов. Эти данные свидетельствуют о том, что участие студентов в отстаивании своих прав и свобод можно осуществлять через создание студенческих организаций различного профиля, которые могут выступать в качестве элементов гражданского общества. Основой объединения студенты видят не социально-политические или национальные признаки, а общность интересов в образовательной, культурной, досуговой сферах. Это та область, где возможно плодотворное совместное сотрудничество органов местного самоуправления и научно - педагогических коллективов высших учебных заведений. Значимость формирования гражданской культуры студенческой молодежи возрастает и в связи с тем, что большая ее часть, признавая наличие своих прав и свобод, не готова брать на себя ответственность по их отстаиванию. Около 40% опрошенных студентов не верят ни в какие способы действенного влияния на развитие событий в городе Дербенте и Республике Дагестан. Большая часть студенческой молодежи не рассматривает свое участие в гражданских процессах как средство изменения ситуации в общих и личных интересах. Группа социально-пассивной молодежи в наибольшей степени нуждается в становлении ее гражданского сознания и позиции, и формировании гражданских качеств. В противном случае она может стать объектом манипулирования различных политических сил и религиозных групп.

В большинстве в своем студенты не верят, что их собственные усилия с участием педагогов высшей школы способны оказать существенное влияние на решение вопросов местного значения, затрагивающих даже их интересы. Совместное сотрудничество с институтами местного самоуправления, по мнению 67% студентов, может существенно сказаться на развитии гражданских процессов.

Мы считаем, что многие указанные выше проблемы можно решать в условиях новой информационно-коммуникационной среды педвуза.

В диссертационном исследовании [1] С.Л. Атанасян предлагает структуру многокомпонентной модели информационной образовательной среды педагогического вуза, включающая учебную компоненту, компоненту контроля и измерения качества подготовки педагогов, внеучебная компонента, научно-методическая компонента, компонента взаимодействия с выпускниками и организационно-управленческая.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий создает невиданные ранее условия интерактивного информационного взаимодействия с использованием распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет, что определяет появление нового понятия «информационно-коммуникационная среда».

В работе [2] авторы определяют данное понятие следующим образом:

Информационно-коммуникационная среда - совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом, с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации; собственно знания; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и интерактивное информационное взаимодействие.

Научные исследования в различных областях убеждают в том, что совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и прежде всего интеллектуализацию деятельности всех членов общества, во всех его сферах и, естественно, в сфере образования.

Одним из перспективных решений проблемы основ информации является изучение социально-гуманитарных аспектов информатики. Такими аспектами занимается социальная информатика - наука о закономерностях и формах движения информации в обществе, которая возникла на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии, а ее появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их влияния на роль и условия существования человека.

Мы считаем, что изучение данного курса позволит сформировать гражданскую культуру будущего учителя.

Одной из составляющей информационно-коммуникационной среды педвуза являются электронные учебно-методические материалы (ЭУММ).

Авторы работы [3] ЭУММ определяют как модульный программный продукт, который представляет собой совокупность учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других, которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины и представляют учителям и учащимся комплекс информационных материалов и образовательных функций, которые сопровождают учебный процесс и делают его эффективным. Внедрение в процесс обучения ЭУММ обеспечивает ряд преимуществ. Во-первых, это автоматизация хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа практически с неограниченным объемом данных.

Нами разработан и апробируется в учебном процессе Дербентского филиала ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» ЭУММ по курсу «Социальная информатика», которая занимает важное место в формировании гражданской культуры будущих учителей.

Электронный учебно-методический материал включает следующие модули:

1. Информатизация общества.

2. Информатизация образования.

3. Информационные ресурсы общества.

4. Информационная культура и личность.

Библиографический список

5. Развитие информационного пространства и национальная безопасность.

6. История развития информационных технологий.

7. Глоссарий.

В основу ЭУММ положены четкая дифференциация и структуризация предметного материала (по разделам, темам, вопросам) и определенный порядок изучения его компонентов. Каждый из этих модулей снабжены гиперссылками и гипермедиа, которые позволяют студентам перейти на любой интересующий им материал. Данный ЭУММ размещен на сайте Дербентского филиала Дагестанского государственного педагогического университета (http://dgpu-f.narod.ru/mag).

1. Атанасян, С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2009.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методич. пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М., 2008.

3. Азизова, Л.Н. Модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию мультимедийных технологий / Л.Н. Азизова, Т.Г. Везиров // Экономические и гуманитарные исследования регионов: научно-теоретический журнал. - Ростов-на-Дону. - 2011. - № 2.

Bibliography

1. Atanasyan, S.L. Formirovanie informacionnoyj obrazovateljnoyj sredih pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.

2. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodich. posobie / I.V. Robert, S.V. Panyukova, A.A. Kuznecov, A.Yu. Kravcova. - M., 2008.

3. Azizova, L.N. Modelj formirovaniya gotovnosti studentov politekhnicheskogo kolledzha k ispoljzovaniyu muljtimediyjnihkh tekhnologiyj / L.N. Azizova, T.G. Vezirov // Ehkonomicheskie i gumanitarnihe issledovaniya regionov: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - Rostov-na-Donu. -2011. - № 2.

Статья поступила в редакцию 06.05.13

УДК 371.4(075.8)

Bazelyuk V.V. THE STRUCTURE OF CONFLICT MANAGEMENT TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR SOLUTION OF PEDAGOGICAL CONFLICTS.The article deals with the structure of conflict management training of future teachers for solution of pedagogical conflicts. The contents of interrelated subcollection of structure components of conflict management training are considered: methodological, theoretical, methodical, practical.

Key words: structure of conflict management training, structure.

В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет),

г. Озерск, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗРЕШЕНИЮ ПЕ. . КОНФЛИКТОВ

В работе описана структура конфликтологической подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов. Раскрыто содержание взаимосвязанной совокупности структурных компонентов конфликтологической подготовки: методологического, теоретического, методического, практического.

Ключевые слова: структура конфликтологической подготовки, компоненты структуры: методологический, теоретический, методический, практический.

В условиях модернизации российского образования в ряду ведущих проблем высшей профессионально-педагогической школы, имеющих социальную направленность и требующих незамедлительного решения, особое значение приобретает конфликтологическая подготовка будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.

Ведущей целью системы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов является подготовка компетентного педагога, характеризующаяся сформированнос-тью системы конфликтологических знаний и умений, становлением педагогической позиции и базовых основ индивидуальнопедагогического стиля поведения, развитостью культуры педагогического мышления будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов.

Поставленная цель конкретизируется в системе подцелей разработанного вида подготовки [1], отражающих цель каждого структурного компонента, а именно:

- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области методологии разрешения педагогических конфликтов;

- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области теории разрешения педагогических конфликтов;

- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области методики разрешения педагогических конфликтов;

- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области практики разрешения педагогических конфликтов.

Система целей конфликтологической подготовки будущего учителя конкретизируется в постановке системы задач.

Ведущие задачи конфликтологической подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов конкретизируют ее цель и направлены на достижение ее ведущих функций: обучающей, воспитывающей, развивающей.

Обучающая функция разработанного вида подготовки заключается в формировании системы конфликтологических знаний и умений будущих учителей в области методологии, теории, методики и практики разрешения педагогических конфликтов.

06047072

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.