Научная статья на тему 'Конструирование дисциплины по теоретической лингвистике в азиатско-российском вузе'

Конструирование дисциплины по теоретической лингвистике в азиатско-российском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / КАТЕГОРИЙНЫЙ ПОДХОД / КАТЕГОРИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ / COMPETENT INSTITUTIONALIZATION / CATEGORY APPROACH / CATEGORICAL SPACE / THEORETICAL KNOWLEDGE / THEORETICAL THINKING / CONNECTION ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Н. Н., Халина Н. В., Солошенко К. В., Шмидт Е. И.

Статья рассматривает проблему конструирования теоретической лингвистической дисциплины в соответствии с категорийной логикой, которая предполагает фактическое помещения теоретического паттерна в категорийное пространство, моделируемое понятийным мышлением обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столярова Н. Н., Халина Н. В., Солошенко К. В., Шмидт Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF DISCIPLINE IN THEORETICAL LINGUISTICS IN THE ASIAN-RUSSIAN UNIVERSITY

. The article considers the problem of constructing a theoretical linguistic discipline in accordance with the categorical logic, which involves the actual premises of the theoretical pattern in the categorical space modeled by a conceptual thinking student.

Текст научной работы на тему «Конструирование дисциплины по теоретической лингвистике в азиатско-российском вузе»

пример, литературные. Для развития литературных способностей в процессе правового воспитания и обучения используются литературные, словесные игры и др.

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет становление креативности (способность к творчеству в разных видах деятельности), на которую влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Развитие креативности младшего школьника играет важную роль в формировании его умений продуктивно использовать полученные знания, находить различные способы решения сложных задач. Наличие этих способностей помогает ребенку адаптироваться в самых разнообразных ситуациях в дорожном движении. Творческие способности сказываются на уровне выполняемой деятельности, способе общения с другими людьми, осознании собственных качеств, достоинств и недостатков.

Усвоение ценностей, норм, установок в младшем школьном возрасте происходит на том же уровне, что и у старших дошкольников: в процессе разной деятельности, через оценку своих действий, соотнесение своих поступков с поступками окружающих. Приобретение младшими школьниками личного опыта самостоятельных участников дорожного движения, а также свойственная им настойчивость, постепенно выражаются в оценке общественно значимых поступков, ответственности, что, на наш взгляд, является ценностно-ориентационной деятельностью. При целенаправленном правовом воспитании и обучении младшие школьники, в отличие от дошкольников, могут более адекватно оценивать обстановку и действия участников дорожного движения, осознавать свое поведение и принимать решение на основе имеющихся знаний, отвечать за свои поступки перед взрослыми и сверстниками, нести моральную ответственность за безопасность окружающих, связанную с действиями детей в улично-дорожной сети.

Библиографический список

Таким образом, социокультурное развитие детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения осуществляется более успешно начиная с дошкольного возраста. При этом взрослые создают условия для реализации детьми различных видов социально-культурной деятельности с учетом ведущих для каждого периода детства типов деятельности. Так, в дошкольном детстве на основе игры, а в младшем школьном возрасте - учебы, активное участие детей в отдельных видах социально-культурной деятельности способствует: формированию характера; развитию психических процессов и способностей; овладению культурными средствами, формами и методами; усвоению ценностей, норм, установок.

В целом, все виды социально-культурной деятельности в процессе правового воспитания и обучения безопасному участию в дорожном движении взаимосвязаны, но каждая из них в различные периоды детства имеет разную степень активности. Можно отметить, что коммуникативная деятельность детей активно наблюдается на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, именно на ее основе строятся все остальные виды деятельности. Познавательная деятельность становится преобладающей у младших школьников. В этом же возрасте начинает реализовываться ценностно-ориентационная деятельность. Преобразовательная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте, в основном, осуществляется в форме потребления.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность, реализующаяся дошкольниками и младшими школьниками в ее видах, является основным структурным компонентов социокультурного развития детей в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

1. Аналитический доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к четвертому Международному конгрессу «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» [Э/р]. - Р/д: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/26_469/ VSF_NEW_26_469.pdf

2. Соколова, Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования // Вестник Кемеровского гос. университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 20.

3. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

Bibliography

1. Analiticheskiyj doklad Soveta Federacii Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii k chetvertomu Mezhdunarodnomu kongressu «Bezopasnostj na dorogakh radi bezopasnosti zhizni» [Eh/r]. - R/d: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/26_469/ VSF_NEW_26_469.pdf

2. Sokolova, T.B. Sociokuljturnoe razvitie deteyj v usloviyakh dopolniteljnogo obrazovaniya // Vestnik Kemerovskogo gos. universiteta kuljturih i iskusstv: zhurnal teoreticheskikh i prikladnihkh issledovaniyj. - 2012. - № 20.

3. Kon, I.S. Otkrihtie «Ya». - M., 1978.

Статья поступила в редакцию 16.04.13

УДК 14.35.09

Stolyarova N.N., Khalina N.V., Soloshenko K.V., Shmidt E.I. THE CONSTRUCTION OF DISCIPLINE IN THEORETICAL LINGUISTICS IN THE ASIAN-RUSSIAN UNIVERSITY. The article considers the problem of constructing a theoretical linguistic discipline in accordance with the categorical logic, which involves the actual premises of the theoretical pattern in the categorical space modeled by a conceptual thinking student.

Key words: competent institutionalization , category approach, categorical space, theoretical knowledge, theoretical thinking, connection elements.

Н.Н. Столярова, канд. филол. наук, доц. каф. английского языка Алтайского гос. технического университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: nadezhda_stolyar@mail.ru; Н.В. Халина, д-р филол. наук, проф. каф. общего и исторического языкознания Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: nkhalina@yandex.ru; К.В. Солошенко, магистрант каф. общего и исторического языкознания Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail-airy_ksenya@bk.ru; Е.И. Шмидт магистрант каф. общего и исторического языкознания Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: binberry@bk.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ В АЗИАТСКО-РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Статья рассматривает проблему конструирования теоретической лингвистической дисциплины в соответствии с категорийной логикой, которая предполагает фактическое помещения теоретического паттерна в категорийное пространство, моделируемое понятийным мышлением обучаемого.

Ключевые слова: компетентностная институализация, категорийный подход, категорийное пространство, теоретическое знание, теоретическое мышление, связь элементов.

Отличительной чертой современного азиатского университета является внедрение в образовательный процесс англо-саксонского и англо-американского компонента, а, следовательно, признание моделирующей функции рамки KSC (knowledge, skill, competence) [1] Однако окончательного отказа от следования традиции не наблюдается, а, следовательно, по-прежнему ценностным остается внимание к лингвистическому знаку как элементу трансакций и рассмотрение человека в качестве совокупности материально-вещественных свойств, носителя разума и души. В этой связи особый интерес представляет понимание фундаментальных категорий времени, геометрического пространства, а также элементов реальности и действительности [2].

Присутствие социального субъекта в современном образовательном процессе определяется прежде всего компонентом «компетентность» (competence) - продемонстрированной способностью применять знания и навыки на практике [3], означивающим качество образования как процесса. Компетентностная институализация социального субъекта происходит в высшем учебном заведении, которое в соответствии с требованиями TQM (Total Quality Management) отождествляется с организацией -группой работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений [3]. Самому же субъекту присваивается статус потребителя (customer) - лица, получающего продукцию, или образовательные услуги.

Более тщательное прочтение Quality Management Systems Fundamentals and Vocabulary (IDT) и проецирование результатов собственно на организацию образовательного процесса приводит к необходимости говорить о институализирующемся социальном субъекте как о потребителе языка и как о потребителе знания. В подобной прагматико-функциональной дифференциации статусов социального субъекта в образовательном процессе удается согласовать и компетентностный подход, отличающий американо-европейский взгляд на систему высшего образования, и принципы исчисления семантики возможных миров, свойственные азиатскому типу организации образовательного пространства и отношений внутри него.

Попытаемся осуществить конструирование теоретической лингвистической дисциплины для российско-азиатского вуза, ориентированной, прежде всего, на потребителя знания. В китайском стиле мышления с его установкой на алгоритмичность

- соответственно, в китайской логике - наблюдается отчетливый приоритет конструкции над классом [4]. При конструировании теории в процессе преподавания дисциплины мы предполагаем опираться на генетический метод, который, согласно А. Анисову, основывается на фиксации некоторой совокупности конструктивно заданных объектов и эффективных правил их преобразования [5]. Мы используем, вслед за А.А. Крушинским, усеченный вариант генетического метода, когда генетическая теория отождествляется с построением конструктивных объектов. Собственно построение - изложение - теории в ходе преподавания лингвистической дисциплины в российско-азиатском вузе осуществляется в соответствии с теоретико-категорным, или категорийным подходом, к знаку, в качестве которого принимается и лингвистическая теория.

В процессе конструирования теоретической лингвистической дисциплины возникает необходимость встраивания ее в категорийное пространство, которое возможно представить в виде категорийной системы координат. Именно в частной системе координат происходит разложение рассматриваемого объекта

- лингвистической теории или лингвистической проблемы - на составляющие, т.е. его свойства, через которые осуществляется процесс получения и восприятия знания в целом. Такая система координат располагается в некотором категорийном пространстве или иначе, в соответствии с постулатами парадоксальной логики [2] - категорийной Вселенной, следовательно, элементы знания, находящиеся в частной системе координат обладают свойствами элементов Вселенной.

Теоретическое знание, осмысливаемое в ходе освоения лингвистической дисциплины, предполагает признание собственно теоретического мышления нормой, которая сохраняется

и культивируется в обществе [6]. При трансляции теоретического знания в процессе преподавания лингвистической дисциплины в азиатско-российском вузе необходимо учитывать, что теоретическое знание в согласование с постулатами китайской логики категорий и классов должно соответствовать мерностям Вселенной:

1) материально-вещественная и самоорганизующаяся природа элементов: материально-вещественная и самоорганизующаяся природа элементов лингвистики (проявление (мани-фестируемость) языка в речи; язык рассматривается как самоорганизующаяся система, имеющая способность к неограниченному развитию и модификации);

2) неравномерность расположения элементов: неравномерность расположения элементов (система языка состоит из качественно разных элементов - фонем, морфем, лексем и т.д., отношения между которыми различны);

3) отражение элемента в других и самом себе: отражение элемента в других лингвистических элементах и в самом себе.

Заметим, что в категорийном подходе используется категорийная ортогональная система координат, где за нулевую точку взят левый ближний угол (согласно европейской традиции). Однако пространство рассматриваемой Вселенной не является геометрическим, размерности осей координат в нем неодинаковы, и по каждой категорийной оси можно построить свою аналогичную Вселенную. Например, координату мировой линии L в трехмерном категорийном пространстве ^, Т, G) можно представить в виде тройки координат (X, X Z) в обычном геометрическом пространстве L, где Т - категория-время, G - категория-элементность универса Вселенной.

Трансляция и передача теоретического знания требует понятийного мышления, актуализируемого в определенном семан-тико-логическом и мыследеятельностном пространстве, в азиатско-российском вузе “ категорийном по своей функциональной природе. Составляющие категорийного пространства различны по своему объему и содержанию: так, в качестве элемента пространства может выступать либо один элемент, либо минимум два связанных элемента, либо неопределенная совокупность элементов.

Классификация составляющих категорийной Вселенной определяет направление и аспект подачи знания, а также форму восприятия и механизм познания. Так, если рассматривается лишь один элемент, то описываются его свойства, функции, природа вне связи с другими элементами. В другом случае, при изучении двух связанных элементов, следует учитывать свойства, являющиеся общими либо способствующими связи между составляющими. Если же рассмотрению подлежит неопределенная совокупность предметов, то ее следует представлять и воспринимать как целостную систему, обладающую строгой и четкой структурой.

Согласно теории систем, впервые выдвинутой Людвигом фон Берталанфи [7], под совокупностью элементов обычно понимают не менее двух элементов, рассматриваемых одновременно. При этом любая совокупность может быть разделена на массив, поток и множество в зависимости от того, как связаны элементы совокупности.

В массиве превалирует геометрическая связь в пространстве между элементами. Поток есть временная последовательность (диахроническая) последовательность элементов. Множество по своей сути представляет отношения части-целого, когда значимая совокупность двух и более элементов также является элементом другой совокупности. Следовательно, между элементами совокупности существуют связи, которые могут быть выражены следующим образом:

1) элементарное взаимодействие (элемент взаимодействует сам с собой);

2) взаимодействие между двумя элементами;

3) потенциальное взаимодействие (действие элемента осуществляется на окружающую среду, в которой он находится, но элементы среды, с которыми произойдет взаимодействие, неизвестны).

Сопоставим вышеперечисленные положения теории систем связана с практикой. Что касается диахронической последова-

с конструированием лингвистических дисциплин и увидим по- тельности потока, то здесь, казалось бы, знание следует за язы-

тенциал восприятия теоретической лингвистической дисципли- ком, а практика за теорией, но на деле оказывается сложнее.

ны, сконструированной традиционным способом и преподавае- Поэтому в преподавании руководствуются принципами изложе-

мой в азиатско-российском вузе при неполном сходстве евро- ния в соответствии со степенью изученности предмета в тот или

пейской и азиатской систем координат, которые различны лишь иной момент времени. Если рассматривать классическое пред-

в направлении движения знаков. ставление о лингвистике как о науке, которая занимается язы-

Соответственно, совокупность будет представлена соб- ковыми вопросами, то и язык, и теоретическое знание о языке

ственно языком и знанием о языке. В виде массива подобные будут непосредственными частями лингвистического знания. элементы могут быть выражены как взаимосвязанные друг с Обращение к теории систем позволяет нам увидеть и свя-

другом объекты: знания о языке выражены языком, а структуру зи, которые возникают при взаимодействии элементов. Эти свя-

языка может пояснить знание о языке, точно так же, как теория зи должны быть направлены, в первую очередь, на потребителя

знания и языка, на которого и ориентировано современное образование, то есть мы можем говорить о том, что потенциаль-

ное взаимодействие элементов совокупности в данном случае становится первостепенным, поскольку потребление информации должно оказывать воздействие на элементы окружающей действительности, на которое и направлена компетентностная институализация субъекта.

Компетентностная институализация обучающегося в азиатско-российском вузе предполагает совершенствование его навыков в индивидуализации и описании объекта теоретического осмысления, т.е. фактического помещения теоретического паттерна в категорийное пространство и выделения набора некоторых категорий, в пределах изменения которых, согласно переложению логики Книги Перемен А. Нестеровым, определяются свойства объекта.

Цель категорийного освоения теоретического паттерна -наблюдение изменения представления объекта через более простые объекты и компоненты, которые рассматриваются как свойства, выраженные элементарными носителями этих свойств. Разложение объекта на более простые категорийные объекты трактуется в качестве представления объекта в частной системе координат некоторого категорийного пространства - пространства категорийной Вселенной, Вселенной, конструируемой теоретическим мышлением обучающегося в азиатско-российском университете.

Библиографический список

1. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype .Jonathan Winterton Franaoise Delamare -26 January 2005 [Э/р]. - Р/д: http://www.ecotec.com/europianinventory/publications/method.CEDE.FOP.typology

2. Нестеров, А.В. Парадоксальная логика. Книга перемен. - М., 2010.

3. Системы менеджмента качества. - М., 2008

4. Крушинский, А.А. Логика Ицзина: дедукция в древнем Китае. - М. 1999.

5. Анисов, А.М. Генетический метод построения теории // Credo: теоретический журнал [Э/р]. - Р/д: http// credonew/ru/

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

7. Берталанфи, Л. Общая теория систем - критический обзор (L. von Bertalanffy, General System Theory - A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962.

Bibliography

1. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype .Jonathan Winterton Francoise Delamare -26 January 2005 [Eh/r]. - R/d: http://www.ecotec.com/europianinventory/publications/method.CEDE.FOP.typology

2. Nesterov, A.V. Paradoksaljnaya logika. Kniga peremen. - M., 2010.

3. Sistemih menedzhmenta kachestva. - M., 2008

4. Krushinskiyj, A.A. Logika Iczina: dedukciya v drevnem Kitae. - M. 1999.

5. Anisov, A.M. Geneticheskiyj metod postroeniya teorii // Credo: teoreticheskiyj zhurnal [Eh/r]. - R/d: http// credonew/ru/

6. Davihdov, V.V. Teoriya razvivayuthego obucheniya. - M., 1996.

7. Bertalanfi, L. Obthaya teoriya sistem - kriticheskiyj obzor (L. von Bertalanffy, General System Theory - A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962.

Статья поступила в редакцию 14.05.13

УДК 378

Sultanov E.S. FORMATION OF CIVIL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE NEW INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY. Summary. It is considered some aspects of the new information and communication environment of teacher training University in formation of civil culture of students where the important place is taken by an author's electronic educational and methodical material at the rate “Social Informatics”.

Key words: civil culture, information and communication environment of teacher training University, electronic educational and methodical material, social informatics.

Э.С. Султанов, канд. пед. наук, доц., директор Дербентского филиала ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: dgpudf@mail.ru

Рис. 1. Категорийное пространство для объекта лингвистической теории, усваиваемой обучающимся в азиатско-российском университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.